Правонарушение в законодательстве рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Налоговое преступление — это нарушение (действие или бездействие), которое может совершить каждый налогоплательщик. Большинство уверены, что виды нарушений налогового законодательства ограничиваются неуплатой обязательных сборов и отказом своевременно сдавать отчеты. Но это не так. Только в НК РФ введены 2 отдельные главы, которые описывают возможные налоговые преступления и ответственность за их совершение, а некоторые фискальные правонарушения и санкции за них содержатся еще в УК РФ. О том, за что имеют право наказать налоговики, читайте в статье.

Понятие и виды налоговых правонарушений

Если говорить про виды нарушений законодательства о налогах и сборах, то их насчитывается свыше 30. Они перечислены в главах 16 и 18 НК РФ. При этом классификация составов налоговых правонарушений может быть различной — в зависимости от выбранных критериев.

Например, можно разделить преступления по типам налогоплательщиков. Классификация налоговых правонарушений будет следующей:

  • совершаемые только юридическими лицами. В качестве примера можно привести неплательщиков налога на прибыль, поскольку его уплачивают только организации;
  • совершаемые только физическими лицами. К примеру, гражданин не уплатил НДФЛ с доходов, полученных при продаже имущества, которым он владел менее 3 лет;
  • совершаемые организациями и индивидуальными предпринимателями. Допустим, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Москвы, несвоевременно уплатили торговый сбор, обязательный и для ИП, и для юрлиц;
  • совершаемые и организациями, и ИП, и гражданами. В качестве примера можно привести несвоевременную сдачу деклараций, когда их обязательное предоставление предусмотрено законом.

Если же классифицировать действия и бездействия налогоплательщиков по характеру, то получим следующие разновидности правонарушений:

  • препятствуют налоговому контролю (например, статьи 116 НК РФ, 119 НК РФ, 126 НК РФ);
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности (статьи 119.1 НК РФ, 129.4 НК РФ);
  • не соответствуют обязанности по уплате налогов, страховых взносов и обязательных сборов (статьи 122 НК РФ, 123 НК РФ);
  • допускаются в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях (статьи 128 НК РФ, 129 НК РФ);
  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях (ст. 125 НК РФ).

Существует также классификация налоговых правоотношений. Один из наиболее часто используемых критериев — по характеру фискальных норм. В этом случае правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Под материальными подразумевают отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. А процессуальные отношения — это взаимодействие во время проверок, в ходе привлечения нарушителей к ответственности, в иных ситуациях.

Какая предусмотрена ответственность за налоговые преступления

Если исходить только из норм НК РФ, то для налогоплательщиков, нарушающих фискальные нормы, предусмотрены только денежные санкции: штраф в конкретном размере или в процентном соотношении от суммы, которую бюджет недополучил.

Для наглядности предлагаем таблицу, в которой собраны наиболее распространенные фискальные нарушения и ответственность, предусмотренная в случае их выявления.

Наименование правонарушения и номер статьи НК РФ

Ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС (ст. 116 НК РФ)

10 % доходов, полученных за время деятельности, но не менее 40 000 руб.

Непредоставление в срок декларации или расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ)

5–30 процентов неперечисленной суммы, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб.

Неуплата либо неполная уплата обязательного платежа в результате неправильного исчисления, занижения базы, других незаконных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

20–40 процентов неуплаченной суммы

Непредоставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для контроля (ст. 126 НК РФ)

200 руб. за каждый непредоставленный документ

Предоставление налоговым агентом недостоверных документов (ст. 126.1 НК РФ)

500 руб. за каждый документ

Обращаем внимание, что в таблице представлены только те преступления, за которые предусмотрено наказание в НК РФ. Уголовное преследование возможно за уклонение от уплаты обязательных платежей в крупном и особо крупном размерах — свыше 900 000 руб., а также за сокрытие средств или имущества, за счет которых можно взыскать недоимку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Крымское региональное отделение

На правах рукописи

Реферат на тему:

ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПРИЗНАКИ, СОСТАВ, ВИДЫ

Корчинский Пётр Петрович

учитель, преподаватель права и юридических дисциплин,

преподаватель высшей школы

Член Ассоциации юристов России, магистр юриспруденции

Независимый эксперт, уполномоченный Министерством юстиции

России на проведение антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов и проектов нормативных

правовых актов в случаях, предусмотренных

законодательством РФ (свидетельство об аккредитации

от 28.02.2018 г. №2970 на основании распоряжения

Минюста РФ от 28.02.2018 г. №210-р)

1. Признаки и виды правонарушений. 4

2. Состав правонарушения. 8

Список литературы. 14

Проблемы, связанные с правонарушением как общеправовой категорией, занимают одно из центральных мест в правовой науке. В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику проступков и на устранение причин, их порождающих. Осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава правонарушения. Правонарушение является единственным фактическим основанием юридической ответственности и представляет собой весьма сложное явление, характеризующееся целой совокупностью признаков. 1

Все правонарушения обладают признаком противоправности, который при этом одинаково проявляет себя в каждом из них тем, что в любом случае деяние зафиксировано в правовой норме. Однако все правонарушения отличаются друг от друга в зависимости от того, на какие общественные ценности они посягают, каким способом, каким лицом и с каким отношением к содеянному осуществляется это посягательство. Поэтому на практике перед правоприменителем всегда стоит задача квалификации правонарушения, то есть выбора той нормы, которая бы полностью описывала реальный случай нарушения законодательства. Для этого необходимо установить соответствие фактических обстоятельств совершенного деяния признакам правонарушения, описанным в норме права.

На основе систематизации признаков правонарушения правовой наукой была разработана конструкция состава правонарушения, выступающая в качестве инструмента квалификации. Состав правонарушения выполняет важную функцию - он позволяет "отграничить одно правонарушение от другого, дать юридическую оценку совершенному деянию, указав полностью соответствующую этому деянию правовую норму." 2

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе исследования научной литературы проанализировать выделить общие признаки правонарушения и составы, сформировать классификацию правонарушений.

1. Признаки и виды правонарушений

Правонарушениям присущи определенные признаки.

Общественно опасный характер правонарушения означает, что оно наносит вред охраняемым правом ценностям. Общественная опасность отдельно взятого правонарушения может быть не очевидна (например, переход улицы на красный свет), но она вполне очевидна и реальна, если эти правонарушения взяты в массе, совокупности.

Правонарушениям свойственна противоправность, т.е. юридическое выражение (в виде запрета) общественной опасности. Противоправность означает, что правонарушение - это деяние, направленное против права, совершенное вопреки нему. Общественная опасность правонарушения обусловливает его противоправность: если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно и запрещается правовыми нормами.

Противоправность представляет собой нарушение запретов, ясно указанных в законе, в подзаконных актах либо невыполнение обязанностей, вытекающих из нормативного правового акта, акта применения права или следующих из заключенного договора.

Правонарушение совершается людьми - дееспособными субъектами права. Истории права известны эпизоды, когда юридической ответственности подвергались животные. Так, например, в средние века в некоторых странах считалось, что животные (свиньи, крысы, собаки и другие) могут совершать правонарушения, поэтому их судили по всем правилам юридической процедуры. В нашей стране право не признает в животных субъектов права, и, соответственно, они не могут быть стороной правонарушения.

Правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица осознавать значение своих поступков и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за некоторые преступления — с 14 лет, а за остальные - с 16 лет).

Правонарушение является деянием в виде действия или бездействия. Действие - это акт активного поведения (кража, драка и т.п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов или совершении телодвижений. Бездействие признается противоправным деянием, если по ситуации или служебному долгу лицо было обязано что-то сделать, но не сделало (прогул, халатность и т.п.). Правонарушение - это поведение, а не образ мыслей. Поведение выражается в противоправных действиях или бездействии, в которых материализуются общественно опасные намерения правонарушителя. Мысли сами по себе не могут быть четким объективным критерием общественной опасности, противоправности и тем самым законности или незаконности поведения человека.

Если определенный образ мыслей, суждения, противоречащие официальной государственной доктрине, являются преступлениями и преследуются, то это свидетельство тоталитарности государства.

Виновность деяния также является признаком правонарушения. Вина — это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. О виновном поведении, то есть о правонарушении, можно говорить только тогда, когда от воли человека зависело, поступить правомерно или противоправно, и был избран второй вариант в ущерб первому. Соответственно, не являются правонарушениями деяния (хотя и противоречащие праву) малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто во время совершения деяния не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни либо иного болезненного состояния). Не является правонарушением и несчастный случай - происшествие, причинившее вред в результате стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину. 1

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются прежде всего на преступления и проступки.

Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены Уголовным кодексом, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, смертная казнь, пожизненное заключение). Именно с преступностью как явлением государство ведет развернутую и последовательную борьбу, стараясь сократить ее, свести к минимуму, ибо избавиться от нее совсем практически невозможно. Преступность всегда существовала и существует во всех странах мира с незапамятных времен.

Надо сказать, что границы, разделяющие уголовно наказуемые деяния и проступки, условны, подвижны, они могут меняться вместе с изменениями условий. Например, нынешний УК РФ по сравнению с прежним обновился на 60%, из него изъято 76 статей, или 20%. Свыше 100 статей имеют более мягкие санкции.

Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, идет интенсивный процесс криминализации общества, а с другой - тенденция к декриминализации и либерализации уголовного законодательства.

Проступки - менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной, производственной деятельности. И влекут за собой не наказания, а взыскания.

Различают следующие виды проступков: 1) гражданские; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) материальные; 5) процессуальные.

Под гражданскими проступками (деликтами) понимается причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такого рода правонарушения - возмещение морального или материального вреда, восстановление нарушенного права, исполнение лежащей на субъекте обязанности, принудительное взыскание долга и другие формы ответственности.

Под административными проступками понимается нарушение норм административного права, охраняющих установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты, памятники истории и культуры, санитарно-гигиенические требования, правила противопожарной безопасности, эксплуатации транспорта и т.д. Типичные взыскания - штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток (за мелкое хулиганство), исправительные работы до двух месяцев, запрет на охоту и др.

Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций, учреждений, предприятий, других государственных структур. Основные взыскания - выговор, замечание, понижение в должности, лишение премии, увольнение.

Материальные правонарушения (проступки) - это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям. Применяются главным образом правовосстановительные санкции - удержание части зарплаты, обязанность загладить вред, возместить стоимость испорченной вещи и т.д.

Процессуальные проступки - это, например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д. Санкция - принудительный привод по повестке к заинтересованному должностному лицу или органу. 1

2. Состав правонарушения

Полагаем, что состав правонарушения – это теоретическая конструкция (научная абстракция), выводимая логическим путем из правовых норм, характеризующая деяние как правонарушение с четырех сторон (объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны) и выполняющая по отношению к правонарушению служебную роль, необходимую для процесса правоприменения.

Cостав правонарушения характеризуется четырьмя элементами: объектом, объективной стороной, субъектом и субъективной стороной. В свою очередь каждый из элементов характеризуется рядом признаков. Так, объект состава правонарушения представлен такими признаками, как общественные отношения, предмет правонарушения и потерпевший от правонарушения. В содержание объективной стороны состава правонарушения входит деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия, причинная связь, а также время, место, обстановка, орудия и средства совершения правонарушения. Субъективная сторона включает в себя такие признаки, как вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица, совершившего правонарушение. В науках уголовного и административного права получила развитие идея о делении признаков, характеризующих тот или иной элемент состава правонарушения, на обязательные и факультативные. Так, деяние, причинную связь и общественно опасные последствия называют обязательными признаками, а время, место, обстановку, орудия, способ и средство совершения – факультативными. В свою очередь в субъективной стороне вина – обязательный признак, а мотив и цель – факультативные признаки. Деликтоспособность выступает обязательным признаком субъекта, а его должностное положение, пол, наличие в определенных правоотношениях, гражданство и т.п. являются факультативными признаками. Также и в объекте общественные отношения считают обязательным признаком, а все остальные факультативными.

Деление признаков на обязательные и факультативные имеет условный характер. Любое правонарушение характеризуется временем его совершения, местом, определенными мотивами, которыми руководствовался субъект, но законодатель в одних случаях указывает на эти признаки при описании состава в правовых нормах, а в других – нет. Поэтому данные признаки и получили название факультативных (дополнительных). Большое значение они имеют при установлении характера и степени общественной опасности правонарушения. 1

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что правонарушение - это вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами права предусмотрена юридическая ответственность.

Правонарушение является юридическим фактом в виде неправомерного поступка, влекущим возникновение охранительного правоотношения между нарушителем и государством.

Правонарушения характеризуются следующими отличительными признаками.

1. Правонарушения – всегда акты поведения людей, выражающиеся в действии или бездействии.

2. Они противоречат предписаниям правовых норм, правилам поведения, выраженным в их диспозиции.

3. Правонарушения являются виновными деяниями деликтоспособных лиц.

4. Все правонарушения причиняют тот или иной вред обществу; лица, совершившие правонарушения, подвергаются государственному или общественному осуждению.

Эти признаки отличают правонарушение от нарушений иных социальных норм (морали, обычаев, религии, корпоративных норм).

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступления и проступки.

Состав правонарушения представляет собой совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как правонарушение Состав правонарушения включает четыре составляющих: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Если хотя бы один из этих элементов будет отсутствовать, не будет и самого факта правонарушения.

Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения.

Список литературы

Антипов В.Г., Соловьев В.Н. Административное правонарушение и административная ответственность. Состав административного проступка. – Домодедово: ВИПЛ МВД РФ, 2003. – 59 с.

Бошно С.В. Правоведение. - М.: Право и закон, 2002. — 416 с.

Гонтарь И.Я. Преступление и состав преступления как явления и понятия в уголовном праве. – Владивосток: Дальневост . ун-т, 1997. – 196 с.

Зимин А.В. Налоговая ответственность российских организаций: автореф. дис. … канд. юрид. Наук. – СПб., 2002. – 24 с.

Иванова Л.В. Административное правонарушение: понятие и состав. – Домодедово: ВИПК МВД РФ, 2000. – 49 с.

Ильин А.А. К вопросу о понятии состава правонарушения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2011. - №4. - С. 42-44.

Кулапов В.Л. Юридический состав правонарушения. Теория государств и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 2000.

Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Государство и право. - 1996. - №7.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права . - М.: Юристъ , 2004. — 512 с.

Нерсесянц В.С. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2001. – 272 с.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2002.

Печеницын В.А. Состав административного проступка: автореф. дис. … канд. юрид. Наук. – Свердловск, 1985. – 19 с.

Прохоров В.С., Кропачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования: норма, правоотношение, ответственность. – Красноярск: Краснояр. ун-т, 1989. – 208 с.

Рипинский С.Ю. Имущественная ответственность государства за вред, причиняемый предпринимателям. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 203 с.

Слесарев В.А. Объект и результат гражданского правонарушения. – Томск: Том. ун-т, 1980. – 167 с.

Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Инфра-М-Норма, 1997. – 570 с.

Теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юристъ , 2001. - 520 с.

Фефелов П.А. Уголовно-правовая концепция борьбы с преступностью. – Екатеринбург: Екатеринбург. ун-т, 1999. – 251 с.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2001. – 432 с.

Шабуров А.С. Правомерное поведение. Правонарушение // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 2000.

Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2002. – 21 с.

1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М.: Инфра-М-Норма, 1997. - С. 426.

2 Теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юристъ , 2001. - С.327.

1 Бошно С.В. Правоведение. - М.: Право и закон, 2002. — С.169-170.

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права . - М.: Юристъ , 2004. — 512 с. С.211-212.

1 Кулапов В.Л. Юридический состав правонарушения. Теория государств и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 2000. - С. 585.

2 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2002. - С. 285.

3 Шабуров А.С. Правомерное поведение. Правонарушение // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 2000. - С. 410.

4 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2001. - С. 308.

5 Нерсесянц В.С. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2001. - С. 245.

6 Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Государство и право. - 1996. - №7. - С. 105.

7 Прохоров В.С., Кропачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования: норма, правоотношение, ответственность. – Красноярск: Краснояр. ун-т, 1989. - С. 111.

1 Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2002. - С. 17.

2 Гонтарь И.Я. Преступление и состав преступления как явления и понятия в уголовном праве. – Владивосток: Дальневост . ун-т, 1997. - С. 63.

3 Рипинский С.Ю. Имущественная ответственность государства за вред, причиняемый предпринимателям. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - С. 69.

4 Зимин А.В. Налоговая ответственность российских организаций: автореф. дис. … канд. юрид. Наук. – СПб., 2002. - С. 17.

1 Слесарев В.А. Объект и результат гражданского правонарушения. – Томск: Том. ун-т, 1980. – С. 7; Рипинский С.Ю. Имущественная ответственность государства за вред, причиняемый предпринимателям. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - С. 69

2 Печеницын В.А. Состав административного проступка: автореф. дис. … канд. юрид. Наук. – Свердловск, 1985. - С. 9

1 Ильин А.А. К вопросу о понятии состава правонарушения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2011. - №4. - С. 42-44.

Правонарушение — неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения

  • любое правонарушение – это деяние. Оно может быть выражено актом активного поведения, т.е. действием, или бездействием – волевым пассивным поведением лица, на которого возложены определенные обязанности, в результате чего причиняется вред другому лицу;
  • правонарушение общественно опасно. Результатом правонарушения является причиняемый кому-либо вред, наносимый ущерб и т.д.;
  • правонарушение противоправно, т.е. нарушаются правовые нормы;
  • правонарушение виновно. Данный признак предполагает наличие субъективной или общественной характеристики, определяющей наличие ответственности за совершенное деяние;
  • правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом, т.е. лицом, которое способно нести юридическую ответственность за совершенное деяние;
  • правонарушение наказуемо, т.е. за совершенное деяние предусмотрена юридическая ответственность.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Виды правонарушений

Все множество правонарушений можно разделить на два вида:

Проступок и его виды

Проступок — действие либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки менее опасны, чем преступления.

Выделяют следующие виды проступков:

Административный проступок – правонарушение, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Иными словами при совершении административного проступка происходят посягательство на установленный законом общественный порядок, а также на отношения в сфере исполнительной и распорядительной власти.

Например, распитие спиртных напитков в общественном месте, несоблюдение скоростного режима автотранспорта, мелкое хищение и пр.

Гражданско-правовой проступок — правонарушение, выражающееся в причинении неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации. Примерами гражданско-правовых деликтов могут служить неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и т.д.

Дисциплинарный проступок — правонарушение, совершающееся в трудовой сфере. Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций.

Например, прогул, опоздания на службу, появление на службе в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, недобросовестное исполнение служебных обязанностей и пр.

Материальный проступок – правонарушение, выражающееся в причинение материального ущерба предприятиям и организациям работающими в них служащими и рабочими.

Например, порча имущества предприятия, недостача материальных ценностей и др.

Процессуальный проступок – правонарушение в области установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.

Примерами процессуального проступка могут служить неявка свидетеля по вызову дознавателя, следователя, суда, неявка в суд подсудимого и пр.

Преступление и его виды

Преступление — виновное общественно опасное уголовно наказуемое деяние.

Преступления в зависимости от степени общественной опасности можно разделить на:

Особо тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых Уголовным Кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Например, убийство, теракт, заражение особо опасными болезнями, разбой и др.

Тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает пятнадцати лет лишения свободы.

Например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, принуждение к даче показаний с применением насилия, хищение особо ценных предметов и пр.

Преступления средней тяжести – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает десяти лет лишения свободы.

Например, убийство матерью новорожденного ребенка, доведение до самоубийства, развратные действия, мошенничество, корыстная подмена младенца, умышленное заражение ВИЧ и пр.

Преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает трех лет лишения свободы.

Например, причинение легкого вреда здоровью, клевета, воспрепятствование предпринимательству, уклонение от уплаты страховых взносов или налогов, тайное хищение чужого имущества и пр.

Вывод

Правонарушение – это общественно опасное противоправное виновное деяние, которое влечет за собой применение мер государственного принуждения. Всю совокупность правонарушений можно разделить на две большие группы: проступки и преступления.

Проступки наименее опасные деяния, преступления, напротив, общественно опасные деяния, которые преследуются Уголовным Кодексом РФ.

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Читайте также: