Право на обнародование произведения и его отзыв доклад

Обновлено: 05.07.2024

Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.

1 Какие авторские права есть у художника?

Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:

  • Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
  • Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
  • Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
  • Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
  • Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
  • Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.

2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов). Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

3 Как долго действуют авторские права художника?

Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.

4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа. Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?

Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.

Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.

6 Что такое право доступа?

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести. При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

7 Что такое право следования?

Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).

Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:

  • При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.
  • При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.
  • При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.
  • При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.
  • При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.
  • При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.

Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?

Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.

Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.

Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.

Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам. Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.

9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?

Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.

10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?

Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав. Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее. Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.

Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования. Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование. Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Право на отзыв произведения ранее закреплялось в ст. 15 Закона об авторском праве). Теперь это право отражено в ст. 1269 ГК РФ. Хотя новое законодательство и восприняло основную идею права на отзыв как права автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, тем не менее, оно содержит и существенные новеллы.

1235 ГК РФ), и договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1234 ГК РФ). Сопоставление п. 1 и п. 2 ст. 1268 ГК РФ позволяет сделать вывод, что, поскольку исполнение автором лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права означает дачу согласия им на обнародование произведения, постольку исполнение соответствующего договора уже означает обнародование произведения в юридическом смысле.

1 Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный).

С учетом сказанного выше вернемся к праву на отзыв. Согласно ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв). Говоря об отказе автора от решения обнародовать произведение, законодатель в данной норме исходит из того, что решение или отказ от решения не существуют только в мыслях автора, только как намерение, а получили воплощение в действиях автора.

Представляется, что право на отзыв направлено на то, чтобы нивелировать последствия реализации права на обнародование произведения. Таковыми могут быть, например, использование произведения по договору, использование произведения неопределенным кругом лиц без выплаты или с выплатой автору вознаграждения и т.д. Поэтому право на отзыв следует признать правом на произведение, причем таким, реализация которого блокирует возникшие ввиду обнародования произведения или связанные с обнародованием права третьих лиц в отношении произведения. Таким образом, объектом права на отзыв является произведение. Как уже было сказано, результат интеллектуальной деятельности (в том числе произведение) может быть объектом только абсолютного права. Поэтому право на отзыв следует признать абсолютным правом.

Поскольку обнародование означает осуществление действия или дачу согласия на осуществления действий, которое сделает произведение доступным неопределенному кругу лиц (ст. 1268 ГК РФ), постольку отказ от принятого ранее решения об обнародовании произведения (право на отзыв) должен означать отказ от соответствующего действия или договора.

Иными словами, способ реализации права на обнародование произведения определяет способ реализации права на отзыв.

Так, закрепляя право на отзыв за автором произведения, переданного для использования по договору, законодатель фактически наделяет его правом одностороннего отказа от договора. Заявление автора об отзыве произведения является основанием, причиной, расторжения договора. Вместе с тем, следует иметь в виду, что право на отзыв имеет своим объектом произведение, а не поведение известного субъекта (в данном случае контрагента по договору). В этой связи было бы некорректно отождествлять абсолютное право на отзыв и относительное право на расторжение договора. Поэтому вслед за выраженным в литературе мнением можно утверждать, что расторжение договора об использовании произведения является способом реализации права на отзыв [56] . Более того, представляется, что это единственный способ реализации права на отзыв, т.е. отказ от обнародования, когда обнародование осуществлено посредством исполнения договора. Здесь можно провести аналогию с правом доступа: так же, как и относительное право доступа направлено на реализацию абсолютного права на воспроизведение произведения, относительное право на расторжение договора направлено на реализацию абсолютного права на отзыв.

Иными словами, в том случае, когда произведение обнародовано посредством исполнения договора об отчуждении исключительного права или лицензии, право на отзыв может быть реализовано посредством заявления об отзыве, которое фактически является односторонним отказом от договора на использование произведения.

Если же автор обнародовал произведение самостоятельно, то есть, не передавая произведение для использования третьим лицам, автор реализует право на отзыв посредством публичного оповещения об отзыве произведения (заявления). Такое заявление следует считать односторонней сделкой, поскольку, совершая такое заявление, автор стремится достичь определенных правовых последствий (ст.

Таким образом, способ обнародования произведения определяет способ реализации права на отзыв. Так, реализация права на отзыв произведения, обнародованного посредством исполнения договора, происходит путем одностороннего отказа от соответствующего договора. Реализация права на отзыв произведения, обнародованного автором самостоятельно, предполагает публичное оповещение об отзыве, то есть совершение действия, имеющего юридические последствия, сделки.

Тем более, автор, принявший решение об отзыве произведения должен возместить лицензиату или лицу, которому отчуждено исключительное право, понесенные ими убытки. При этом интересно отметить, что ответственность автора по договорам об отчуждении исключительного права и лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности (п.

1 ст. 1290 ГК РФ). При реализации же права на отзыв в рамках тех же договорных правоотношений автор возмещает убытки в полном объеме, то есть как реальный ущерб, так и упущенную выгоду (ст. 1269, ст. 15 ГК РФ). Иными словами, последствия нарушения автором договора (совершение неправомерных действий) менее строгие, чем последствия реализации автором своего законного права. Это еще раз подтверждает вывод о том, что после расторжения договора об отчуждении исключительного права вследствие реализации права на отзыв исключительное право должно прекратиться у приобретателя и вернуться к автору, так же, как и право собственности на вещь возвращается к продавцу при расторжении договора кули-продажи. Иначе сложилась бы ситуация, когда, сохраняя за собой исключительное право, приобретатель был бы вправе требовать от автора возмещения не только реального ущерба (как при нарушении договора), но и упущенной выгоды. Такие последствия явно ущемляют автора, что недопустимо ввиду равенства участников гражданского оборота.

Стоит также отметить, что возмещение убытков в случае реализации автором права на отзыв не может считаться разновидностью гражданско­правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение правонарушения, а убытки, связанные с осуществлением права на отзыв являются последствием правомерного действия, а не правонарушения.

Представляется, что в данном случае возмещение убытков должно расцениваться как способ защиты прав контрагента автора (ст. 12 ГК РФ).

Отсюда также вытекает, что возмещение убытков не всегда является формой ответственности, как это принято считать. Законодательство предусматривает случаи, когда убытки возникают в результате правомерных действий субъекта. Вместе с тем, такие убытки также подлежат возмещению. В рассматриваемом нами случае возмещение убытков выполняет компенсационную функцию.

В соответствии со ст. 1269 ГК РФ убытки возмещаются контрагенту автора. Согласно прежнему законодательством убытки, включая упущенную выгоду, подлежали возмещению пользователю. Формулировка ст. 1269 ГК РФ представляется более логичной и продуманной по сравнению с ее предшественницей. Во-первых, из ст. 15 Закона об авторском праве не было понятно, кого можно считать пользователем: лицензиата либо лицо, которое реализует свое право использовать произведение без согласия автора с выплатой или без выплаты ему вознаграждения, либо владельца экземпляра материального носителя произведения, либо их всех. Из текста же ст. 1269 ГК РФ ясно, что требовать возмещения убытков от автора, решившего отозвать произведение, могут лишь лицензиат и лицо, которое приобрело исключительное право по договору, то есть лица, вступившие в договорные правоотношения (о предоставлении права использования произведения и об отчуждении исключительного права) с автором или его представителем.

Когда произведение уже доведено до сведения неограниченного числа лиц, автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры, возместив причиненные этим убытки. Это дополнительное правомочие в рамках права на отзыв. Оно возникает лишь на те произведения, которые обнародованы посредством опубликования (выпуска в свет). С другой стороны, наличие этого правомочия не означает, что произведения, обнародованные иными способами, не могут быть отозваны. Просто в отношении таких произведений это правомочие не возникнет, так как они существуют только в оригинале и не имеют копий.

Как представляется, могут быть изъяты только те экземпляры, которые не перешли в собственность потребителей, то есть лиц, приобретших такие экземпляры не в целях извлечения прибыли. Этот вывод основан на том, что законодатель говорит об изъятии не всех выпущенных экземпляров, а только тех, которые находятся в обращении. Убытки возмещаются автором собственникам экземпляров, причем в полном объеме (ст. 15 ГК РФ). В данном случае на лицо возлагается обязанность возместить вред, причиненный правомерными действиями (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).

Несмотря на то, что описанные выше способы реализации права на отзыв характерны обязательственным правам, право на отзыв следует считать личным неимущественным правом автора [59] [60] [61] . В данном случае имущественные по своей природе права являются средством реализации неимущественного права. Само по себе абсолютное право на отзыв произведения не содержит имущественного элемента, поскольку не включает правомочия по использованию произведения и не связано с распоряжением правами на него. Оно направлено на то, чтобы оградить произведение от всех и каждого.

Право на отзыв произведения, как и любое право автора, возникает с момента создания произведения, но может быть реализовано только после его обнародования.

Из сказанного следует, что право на отзыв и возможность его реализации прекращаются смертью автора.

Таким образом, право на отзыв является личным неимущественным правом автора, которое может быть реализовано лишь самим автором, различными способами в зависимости от того, каким образом было обнародовано произведение.

Право на обнародование – это обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, законченным для представления его на суд публики, и потому он вправе не давать согласия на его обнародование. Свое право автор реализует при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче его работодателю, если это служебное произведение.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.

Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором и по его воле).

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Согласно ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

Когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п. 2 ст. 1295 ГК РФ), работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв. Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение.

Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно – использовать свое право на отзыв. Ранее (в ст. 15 ЗоАП) право на отзыв было частью права на обнародование произведения. В настоящее время право на отзыв сформулировано как самостоятельное право и регламентировано ст. 1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал свое произведение. В зависимости от этого можно обозначить две ситуации с разными правовыми последствиями.

Первая ситуация сводится к тому, что автор дал согласие на обнародование своего произведения, но оно еще не было обнародовано. В этом случае автор должен сообщить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, что он отказывается от данного им ранее согласия на обнародование произведения.

При этом никакого публичного заявления со стороны автора не требуется, но автор обязан возместить убытки, если они возникли у указанного лица.

Вторая ситуация имеет место тогда, когда автор дал согласие на обнародование своего произведения и оно уже было обнародовано. В таком случае требуется публичное оповещение об отзыве произведения (чтобы прекратить его бездоговорное использование). При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право на отзыв не может быть применено автором к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.

Право следования ранее было закреплено ст. 17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования).

В настоящее время право следования в измененном виде сформулировано в ст. 1293 ГК РФ. В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

При этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации.

Авторы пользуются правом следования также и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Законодательное закрепление права следования гарантирует автору вознаграждение при перепродаже оригинала его произведения. Многие цивилисты считают, что это необходимо, поскольку художники и скульпторы вынуждены дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное
положение.

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

При этом по смыслу части 2 статьи 1268 ГК РФ право на обнародование произведения может быть передано другому лицу по договору. Отсутствие запрета использования произведения не считается согласием (разрешением) (ст. 1229 ГК РФ).

Как следует из материалов дела [ответчик], использовал произведение путем изготовления 2000 экземпляров книги, обнародовал произведение, передав экземпляры книги в дар третьим лицам, а также направил экземпляры книги в библиотеки. Доказательства правомерного использования произведения с письменного разрешения автора ответчиком не представлены.

2. Обнародование произведения - это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для публики

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Обнародованием произведения является осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики.

3. Обнародование произведения может осуществляться только один раз

Обнародование и опубликование могут осуществляться один раз (первый и единственный) и для того, чтобы произведение считалось обнародованным или опубликованным достаточно и существовала, по крайней мере, потенциальная возможность ознакомления с произведением широкого круга лиц, и такая возможность была предоставлена с согласия автора.

4. Обнародование автором своего произведения производится на основании договора, а издатель (публикатор) обладает правом отказаться от заключения с автором подобного договора

По смыслу ст. ст. 1225,1226, 1228, 1229, 1268, 1233, ч. 1 ст. 420 ГК РФ автору действительно принадлежит право на обнародование своего произведения, однако данное обнародование, передача автором своего произведения для публикации производится на основании договора, а издатель или публикатор обладает правом на свободу заключения договора, предусмотренную частью 1 статьи 421 ГК РФ, и, следовательно, вправе отказаться от заключения с автором договора.

5. Положения ст. 1268 ГК РФ не исключают обязанность лицензиата выплатить автору произведения вознаграждение в размере и порядке, предусмотренном лицензионным договором

Оспариваемые нормы [пункты 1 и 2 статьи 1268 ГК РФ], находясь в неразрывной системной связи с пунктом 5 статьи 1235, пунктом 3 статьи 1286 и иными положениями ГК Российской Федерации и определяя объем права автора произведения на его обнародование, а также закрепляя, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения, не исключают обязанность лицензиата выплатить автору произведения вознаграждение в размере и порядке, предусмотренном лицензионным договором.

6. Статья 1268 ГК РФ устанавливает фактическое тождество понятий "опубликование" и "выпуск в свет"

Статьей 1268 ГК РФ установлено фактическое тождество понятия "опубликование" и "выпуск в свет", под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

В ст. 1268 Гражданского кодекса РФ закреплены тождественные понятия "опубликование" и "выпуск в свет", под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

В статье 1268 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены тождественные понятия "опубликование" и "выпуск в свет", под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

В статье 1268 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены тождественные понятия "опубликование" и "выпуск в свет", под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Статьей 1268 Гражданского кодекса РФ закреплены тождественные понятия "опубликование" и "выпуск в свет", под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

7. Понятие "обнародование", предусмотренное ст. 1268 ГК РФ, применяется по аналогии к обнародованию изображения гражданина

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

За исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, обнародование изображения гражданина, в том числе размещение его самим гражданином в сети Интернет, и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица.

Вместе с тем, обстоятельства размещения гражданином своего изображения в сети Интернет могут свидетельствовать о выражении таким лицом согласия на дальнейшее использование данного изображения, например, если это предусмотрено условиями пользования сайтом, на котором гражданином размещено такое изображение.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

8. Наследники или правопреемники автора осуществляют право на обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора, только в том случае, если автор не возложил такие обязанности на другое лицо или в случае отказа назначенного лица

При переходе исключительного права в порядке наследования у обладателей исключительного права могут возникать и иные интеллектуальные права, имеющие неимущественный характер, в объеме, определяемом ГК РФ, в частности право разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений (абзац второй пункта 1 статьи 1266 ГК РФ), право на обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора (пункт 3 статьи 1268 ГК РФ). Кроме того, автором результата интеллектуальной деятельности - произведения науки, литературы, искусства, а также исполнения - в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 ГК РФ), может быть указано лицо, на которое он после своей смерти возлагает охрану соответственно авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (пункт 2 статьи 1267 ГК РФ) либо охрану своего имени и неприкосновенности исполнения (пункт 2 статьи 1316 ГК РФ). Наследниками автора (исполнителя) или их правопреемниками (а равно другими заинтересованными лицами) соответствующие полномочия осуществляются лишь при отсутствии таких указаний наследодателя или в случае отказа назначенного автором (исполнителем) лица от их исполнения, а также после смерти этого лица.

При переходе исключительного права в порядке наследования у обладателей исключительного права могут возникать и иные интеллектуальные права, имеющие неимущественный характер, в объеме, определяемом ГК РФ, в частности право разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), право на обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора (п. 3 ст. 1268 ГК РФ). Кроме того, автором результата интеллектуальной деятельности - произведения науки, литературы, искусства, а также исполнения - в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), может быть указано лицо, на которое он после своей смерти возлагает охрану соответственно авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (п. 2 ст. 1267 ГК РФ) либо охрану своего имени и неприкосновенности исполнения (п. 2 ст. 1316 ГК РФ). Наследниками автора (исполнителя) или их правопреемниками (а равно другими заинтересованными лицами) соответствующие полномочия осуществляются лишь при отсутствии таких указаний наследодателя или в случае отказа назначенного автором (исполнителем) лица от их исполнения, а также после смерти этого лица.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Читайте также: