Право на чистую питьевую воду доклад

Обновлено: 05.07.2024

В 2022 году на территории Российской Федерации действуют новые санитарные правила, объединившие более сотни документов. СанПиН 1.2.3685-21 – исчерпывающий документ, состоящий из 9 разделов, охватывающих разные сферы жизнедеятельности человека и среду его обитания. Раздел №3 правил содержит данные, характеризующие безопасность потьевой воды и ее качества. Общие требования к обеспечению населения питьевой водой и организации контроля за ее качеством в 2022 году изложены в СанПиН 2.1.3684-21, еще одном нормативно-правовом акте, в котором консолидированы вопросы санитарного законодательства.

Качество и безопасность воды, используемой в питьевых целях – основополагающие критерии при выполнении работ по водоподготовке. С этими показателями связано здоровье населения. Организация водоснабжения населенных пунктов водой, отвечающей всем требованиям, жестко контролируется санитарными службами. Основной документ, устанавливающий требования к безопасности питьевой воды в 2022 году – это СанПиН.

Что такое СанПин?

Вступив в силу, СанПиН по питьевой воде отменил действие 16 устаревших документов, в том числе в части требований к качеству холодной (питьевой) воды систем централизованного водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения.

Последние нововведения в СанПин для питьевой воды в 2022 году

Гигиенические требования к питьевой воде

Статья №19 Закона Российской Федерации №52-ФЗ, действующего с 1999 года, утверждает, что вода, используемая в питьевых целях, должна соответствовать по уровню безопасности, быть безвредной по содержанию химических примесей и обладать благоприятными вкусовыми свойствами. Этим же документом определяется ответственность за поддержание качества снабжающими организациями.

Нормативы и гигиенические требования к питьевой воде установлены санитарным законодательством. На момент 2022 года утверждены СанПиН 1.2.3685-21, собравшие огромный свод данных и требований, направленных на обеспечение безопасной среды человека. Нормативный акт содержит 496 стр. Раздел III нормативного акта посвящен требованиям к различным типам воды. Приводятся отдельно органолептические и обобщенные критерии качества для воды нецентрализованного и централизованного видов водоснабжения, бассейнов и аквапарков, водоемов, используемых в рекреационных целях, а также в качестве источников воды.

Срок действия новых утвержденных СанПин по питьевой воде – 6 лет. Утратившие силу СанПиН не имели определенного срока действия.

Требования к питьевой воде в водопроводе по СанПин в 2022 году

В соответствии с федеральным законодательством (Ст. №19 №52-ФЗ) организации, осуществляющие централизованное водоснабжение населения, обязаны обеспечить качество и безопасность поставляемой воды.

Требования по органолептическим показателям приведены в СанПиН 1.2.3685-21 таблице 3.1. , по обобщенным показателям можно найти в таблице 3.3., таблица 3.5 содержит нормативы по паразитологическим и микробиологическим критериям. Контрольные значения по радиационной безопасности нормируются одинаково при исследованиях воды всех типов. Ознакомиться и скачать СанПиН 1.2.3685-21 можно по ссылке здесь.

Огромный перечень химических показателей, нормируемых и контролируемых в водопроводной воде, позволяет охватить все возможные загрязнители, создающие угрозу здоровью человека. В приложении 2 СанПиН 2.1.3684-21 определены критерии, по которым в 2022 году составляется перечень контролируемых санитарными службами показателей для тех или иных поставщиков услуг в сфере водоснабжения. Основание – проведение расширенных анализов, выполняемых в течение года, а также учет технологии применяемой водоподготовки.

В Правилах выбора контролируемых показателей установлено в 2022 году минимальное количество анализов, выполняемых для водопроводной воды – 12 проб. А также уточнено, что в данный перечень обязательно включение химических соединений:

  • 1 и 2 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,1 ПДК;
  • 3 и 4 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,5 ПДК и нормируются по санитарно-токсикологическому признаку.

При несоответствии безопасности качества поставляемой воды предъявляемым требованиям, организации, производящие водоснабжение, обязаны выполнить мероприятия, направленные на устранение этого несоответствия и вызвавших его причин и обеспечение безопасности здоровья населения. Санитарное законодательство обязывает поставщика услуг информировать население о рисках, связанных с несоблюдением требований.

Содержание воды по СанПиН

Питьевая вода в школе и ДОУ

Еще один документ, в котором прописываются требования к безопасности воды в 2022 году, предназначенной для питья, касается особенностей обеспечения питания населения, в том числе детей в дошкольных учреждениях и учебных заведениях. Это СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденный 27.10.2020г. Основное требование – соблюдение качества питьевой воды.

Отдельно прописаны особенности питьевого режима детей, при организации которого устанавливаются питьевые фонтанчики иные устройства для выдачи питьевой воды: кипяченой или бутилированной. При этом необходимо обеспечить учреждение достаточным количеством сертифицированной посуды и подносов. При использовании одноразовой посуды обязательно наличие контейнеров для накопления после ее использования. Бутилированная вода должна соответствовать требованиям и применяться при наличии подтверждающих безопасность документов. Используемые в учреждениях кулеры должны быть установлены вне прямых солнечных лучей. Дезинфекция кулеров осуществляется с периодичностью 1 раз в квартал, мойка – не реже 1 раза в неделю.

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утверждающий нормы питьевой воды в школе и ДОУ можно скачать здесь.

Требования к качеству бутилированной воды по СанПиН

В данном документе приводится классификация бутилированной воды, в соответствии с которой она подразделяется на воду:

  • из подземных водоисточников (скважин, родников, инфильтрационная);
  • из поверхностных источников (озер, рек, ледников).

Бутилированная вода по СанПиН может быть очищенной или кондиционированной. По качеству выделяют воду первой и высшей категории. Последняя является оптимальной для человека по содержанию в ней различных макро- и микроэлементов.

СанПиН требований к качеству бутилированной воды определяет условия, при которых производитель может заниматься изготовлением и реализацией бутилированной воды. Это возможно в 2022 году при наличии:

  • инструкции или технологического регламента, утвержденных производителем;
  • санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ), выданного Роспотребнадзором, СЭЗ должно быть получено на выпускаемую продукцию и исходный источник воды;
  • технических условий на производимую продукцию;
  • согласованной программы контроля продукции (орган согласования – территориальный центр эпиднадзора).

Нормы качества питьевой воды, расфасованной в емкости

Рост спроса к бутилированной воде обусловлен рядом причин, среди которых основной является недоверие к качеству поставляемой водопроводной воды. Увеличивающаяся антропогенная нагрузка на водные объекты, повсеместное загрязнение рек и озер сбросами предприятий и агропромышленных комплексов ведет к ухудшению качества воды водоемов. Даже при условии первичной эффективной очистки воды на станциях водоподготовки, вода вторично загрязняется в инженерных сетях. Кроме того, увеличилась мобильность населения. Бутилированная вода – незаменимый спутник любой поездки.

Нормы качества питьевой воды, расфасованной в емкости, определены в СанПиН 2.1.4.1116-02. Область применения правил распространяется на требования к составу пакетированной и бутилированной воды (т.е. расфасованной), а также на выполнение контроля ее качества.

Особое внимание уделяется обеззараживанию бутилированной воды. Запрещено применение для этих целей препаратов хлора.

Солевой состав бутилированной воды влияет на вкусовые качества и биологическую ценность продукции, а также на органолептические свойства. Требования к органолептическим показателям определяются отдельно для воды 1 и высшей категорий. Из-за влияния содержания соли на вкусовые свойства воды, часть показателей по солевому составу приводятся совместно с органолептическими.

ПоказательНорматив для первой категорииНорматив для высшей категории
1.SO4 (содержание сульфатов)250,0 г/дм3150,0 г/дм3
2.PO4 (содержание фосфатов250,0 г/дм3150,0 г/дм3
3.Cl (содержание хлоридов)3,5 г/дм33,5 г/дм3
4.Запах с учетом нагревания до 60°1 баллов0 баллов
5.Запах при нормальных условиях (20°)0 баллов0 баллов
6.Привкус5,0°5,0°
7.Мутность (прозрачность), в ЕМФ10,5
8.рН (водородный показатель)6,50-8,506,50-8,50

При определении безвредности химического состава воды, используемой для питья, СанПиН устанавливаются нормативы по солевому и газовому содержанию, присутствию токсичных металлов, относящихся по классам опасности к 1-3, к содержанию неметаллических веществ, веществ, относящихся к группе галогенов и органических соединений.

ПоказательНорматив для первой категорииНорматив для высшей категории
1.Сернистый водород0,003 мг/дм30,003 г/дм3
2.Нитраты (соли азотной кислоты)20,0 мг/дм35,0 мг/дм3
3.Железо0,3 мг/дм30,3 мг/дм3
4.Марганец1,0 мг/дм31,0 мг/дм3
5.Медь0,3 мг/дм30,3 мг/дм3
6.Ртуть0,0005 мг/дм30,0002 мг/дм3
7.Мышьяк0,01 мг/дм30,006 мг/дм3
8.Остаточный хлор (свободный)0,03 мг/дм30,03 мг/дм3
9.Нефтепродукты0,05 мг/дм30,01 мг/дм3

При нормировании радиационной безопасности показатели СанПиН для всех категорий питьевой воды, расфасованной в емкости, одинаковы и не должны превышать следующих норм удельно суммарной активности в 2022 году: альфа – 0,2 Бк/кг, бета – 1,0 Бк/кг.

Критерием эпидемической безопасности бутилированной воды является полное отсутствие в ней вирусов, бактерий и паразитов (кроме ОМЧ: равно или менее 20 КОЕ на мл при t 37°C).

Нормы качества питьевой воды по СанПиНу в 2022 году

Перечень химических соединений содержится в СанПиН 1.2.3685-21 в двух таблицах, устанавливающих одинаковые нормативы качества для всех типов воды, в том числе к питьевой (кроме технической). Пространный перечень может вызвать вопросы при организации контроля качества и выборе контролируемых показателей. Документом, определяющим минимальный перечень показателей, обязательных для контроля на разных стадиях (от водоисточника до распределительной сети), и периодичность отбора, стали методические рекомендации М.Р.2.1.4.0176-20. 2.1.4. Рекомендации предназначены в 2022 году для государственных органов, осуществляющих надзор, и для предприятий, эксплуатирующих системы водоснабжения, в т.ч. ИП.

Методические рекомендации устанавливают задачи для проведения мониторинговых исследований, позволяющих прогнозировать качество воды, оценивать риски для здоровья населения.

ПоказательНорматив
1.Аммиак и аммоний-ион1,5-2 мг/дм3
2.Нитраты45,0 мг/дм3
3.Барий0,5 мг/дм3
4.Бор1,0 мг/дм3
5.Железо0,3 мг/дм3
6.Кадмий0,001 мг/дм3
7.Кремний25-20 мг/дм3
8.Марганец0,1 мг/дм3
9.Мышьяк0,01 мг/дм3
10.Свинец0,01 мг/дм3
11.Сульфаты500,0 мг/дм3
12.Фтор (для разных климатических зон)от 0,7 до 1,5 мг/дм3
13.Хлориды350,0 мг/дм3
14.Цинк5,0 мг/дм3
15.pHот 6.0 до 9.0
16.Жесткость общая7,0* мг/дм3
17.Общая минерализация1000* мг/дм3
18.Нефтепродукты0,1 мг/дм3
19.Окисляемость перманганатная5,0* мг/дм3

* для централизованного снабжения

В сравнении с утратившими силу нормативными документами в 2022 году ужесточились требования по содержанию мышьяка, свинца, хрома, алюминия, есть небольшое увеличение нормативов по барию и сероводороду.

Требования по микробиологическим и паразитологическим показателям воды

Питьевая вода не должна содержать возбудителей болезней и служить угрозой для здоровья населения. Для определения бактериологической зараженности воды в пробах производится подсчет в 1 миллилитре исследуемой воды общего числа колоний. Этот показатель называется ОМЧ – общее микробное число. Использование таких обобщенных показателей позволяет судить о бактериальной загрязненности воды, что может свидетельствовать о присутствии патогенных микроорганизмов. Также к основным нормируемым показателям в части микробиологии относятся ОКБ, ТКБ, наличие кишечной палочки (E.coli). В СанПиН 1.2.3685-21 приводится более широкий перечень основных санитарно-микробиологических показателей и возбудителей отдельно для централизованных и нецентрализованных систем.

Для нецентрализованных систем водоснабжения общее микробное количество не должно превышать 100 единиц. Требования по остальным показателям аналогичны.

Требования к органолептическим свойствам воды

Дистиллированная вода лишена вкуса и запаха. Являясь универсальным растворителем, вода в природе всегда содержит газы и примеси органического и неорганического характера, придающие ей вкусовые свойства и запах. Однако используемая в пищевых целях вода не должна обладать заметно различимым запахом и привкусом.

В таблице 3.1. СанПиН 1.2.3685-21 приводятся показатели, характеризующие органолептические свойства воды всех типов, кроме технической

ПоказательНорматив для питьевой воды централизованного водоснабженияНорматив для питьевой воды нецентрализованного водоснабжения
1.ЗапахНе более 2 балловНе более 3 баллов
2.ПривкусНе более 2 балловНе более 3 баллов
3.Мутность (прозрачность), в ЕМФНе более 2,6Не более 2,6
4.ЦветностьНе более 20 градусовНе более 30 градусов

Требования по радиационной безопасности питьевой воды

В водоисточниках могут содержаться радионуклиды, имеющие естественное или антропогенное происхождение. Длительное воздействие высоких концентраций этих показателей может привести к риску возникновения онкологических заболеваний: рака желудка при приеме внутрь, рака легких при вдыхании паров.

ПоказательМаксимальный уровень
1.Аб — удельная суммарная альфа-активность0,2 БК/кг
2.Ав — удельная суммарная бета-активность1,0 БК/кг
3.радондо 60 БК/кг
4.сумма радионуклидов до 1 (отн.Ед)до 1 (отн.Ед)

Нюансы

Таким образом, основными нормативными документами, определяющими требования к качеству воды, используемой в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, в 2022 году являются два СанПиН. Тот факт, что они объединили большинство требований в части обеспечения безопасности среды обитания человека, является, без сомнения, положительным. Однако документы, став универсальными, приобрели громоздкость и сложность в работе. Нормативные акты обязывают водоснабжающие организации и предприятия, эксплуатирующие источники питьевой воды, обеспечить контроль безопасности воды.

Качество питьевой воды зависит от многих факторов, зависящих от региона с природными особенностями водоисточников, применяемых при водоочистке технологий, состояния инженерных коммуникаций и т.п. В рамках действия закона о защите прав потребителей население обладает правом затребовать информацию о качестве поставляемой в дома воды.

Отдельными нормативными актами выделяются требования к бутилированной воде и организации питьевого режима в ДОУ и школах.

Власти всерьез озаботились качеством воды, которую пьют россияне, но предлагают бороться с последствиями проблемы, а не с причиной.

Irtysh river

Река Иртыш, Омская область Фото: Александр Карпенко / kaivideo.pw

От целевой программы до нацпроекта

Что не так с нашими реками?

Не слишком благополучная ситуация в Европейской части России: вся здешняя речная сеть (включая бассейн Волги и Дона) находится в критическом санитарно-экологическом состоянии.

Довольно печальная картина в Калининградской области: растет уровень загрязнения бассейна реки Преголи, основной водной системы региона. В 2018 году в реке увеличился уровень минерализации – до 3729 мг/л, а содержание хлоридов и сульфатов – до 2694 и 259 мг/л соответственно. Особенно много в водах Преголи азота – до 9 ПДК. Всему виной, отмечают эксперты, сбросы промпредприятий в городах Советск и Неман, а также сточные воды Калининграда.

Но, впрочем, если высокий уровень загрязнения северных рек можно списать на недостаток тепла, что замедляет биохимические процессы и не способствует быстрой самоочистке водоемов, то, возможно, в более южных районах дела обстоят получше?

Наиболее распространенные загрязняющие вещества в верховьях Волги – органика разного происхождения, соединения железа и меди, в меньшей степени – соединения цинка. В Иваньковском водохранилище (ниже Твери) концентрация меди доходит до 10 ПДК.

Характерными загрязняющими веществами водохранилища на протяжении многих лет являются: соединения меди, железа и органические вещества, среднегодовые концентрации которых находились в пределах 2-5 ПДК.

Эксперты отмечают, что в 2018 году частота встречаемости аммонийного и нитритного азота в воде ниже Нижнего Новгорода возросла до 50%, а максимальные концентрации превышали ПДК в 4 и 9 раз соответственно.

Растет уровень загрязнения волжской воды и в районе Саратова. Здесь в 2018 году отмечался рост загрязнения нефтепродуктами до 38%, соединениями меди – до 47%.

Стабильно плохое качество воды в Волгоградском водохранилище. Тут встречаются и тяжелые металлы (цинк, медь, кадмий и др.), и нефтепродукты, фенолы, нитритный азот.

Один из немногих примеров, когда за последние годы несколько улучшились гидрохимические показатели речной воды, – это река Кубань. В 2018 году отмечалось улучшение качества воды в реке на участке городов Невинномысск – Кропоткин – за счет снижения количества загрязняющих веществ от 7-8 до 5-6 ПДК.

Так, на Северо-Западе есть проблема с содержанием в добываемой из скважин воде железа, марганца, двуокиси кремния, магния, бора, бария, аммония.

В Центральной части Европейской России есть большая проблема с фтором, железом, марганцем, литием, кремнием. А отдельно для Смоленской, Тульской областей и северо-востока Брянской области характерно повышенное содержание стронция. Подземную воду в этом регионе добывают уже столетиями, и это усугубило ситуацию: в ряде городов (Александров, Ковров, Муром, Тула, Брянск, Липецк, Орел, Тамбов и др.) из-за несоблюдения режима эксплуатации скважин происходит ухудшение качества добываемой воды в результате подтягивания из смежных водоносных горизонтов некондиционных вод.

В засушливой восточной части Южного федерального округа (Астраханская область, Калмыкия, Дагестан, часть Ставропольского края) дефицит пригодных для потребления подземных вод привел к тому, что в ряде мест даже пришлось получать отдельное согласование Роспотребнадзора на эксплуатацию скважин с минерализацией 1,2-2,0 г/дм 3 (уровень лечебной минералки!).

Не все в порядке с качеством воды на Урале и за Уральским хребтом. Так, для подземных вод межпластовых систем Зауралья типичным является почти повсеместно повышенное содержание азотных соединений в аммонийной форме, образующихся в результате процессов анаэробного разложения некогда погребенного органического вещества.

По мере движения на восток увеличивается минерализация подземных вод, повышается содержание сульфатов, хлоридов, бора, брома, йода, лития.

На территории Сибирского федерального округа воды основных водоносных горизонтов и комплексов в большинстве случаев в природном состоянии не соответствуют нормативным требованиям к питьевым водам по минерализации и показателю общей жесткости, содержанию железа, марганца, сульфатов, хлоридов, реже – кремния, лития, бария, брома и стронция. Содержание фтора в сибирской воде практически повсеместно ниже нормы, за редким исключением.

По состоянию на конец 2018 года на территории России загрязнение подземных вод выявлено на 5452 участках и на 3116 водозаборах питьевого и хозяйственно-бытового назначения, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины.

В подземных водах при промышленном типе загрязнения (2087 участков) обнаруживается практически весь перечень выявленных загрязняющих веществ, как неорганических, так и органических. При сельскохозяйственном типе загрязнения (701 участок) наблюдаются соединения азота, пестициды. При коммунальном типе загрязнения (40 участков) – соединения азота, железо, марганец, хлориды, фенолы; при загрязнении некондиционными природными водами (625 участков) – хлориды, сульфаты, железо, марганец, фтор, стронций. Для 864 участков (16%) источник загрязнения подземных вод не установлен.

На участках загрязнения подземных вод, вызванных промышленными объектами, преобладают содержания загрязняющих веществ в диапазоне 10-100 ПДК, максимальные зафиксированные значения достигали 1000 ПДК и более. При других типах загрязнения преобладают содержания до 10 ПДК, максимальные значения достигают 100 ПДК и более.

Программа утонула

  • развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
  • создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства о тарифах, законодательства о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;
  • модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ по развитию водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Не получилось значимого прорыва и в увеличении доли сточных вод, очищенных до нормативных значений (в общем объеме пропущенных через очистные сооружения сточных вод). За шесть лет удалось изменить этот показатель всего на 6% (с 47 до 53%), притом что, согласно отчету, общий объем сточных вод, в принципе пропущенных через очистные сооружения, достиг к 2017 году 100%.

Войти в воду дважды

Финансовое участие государства было увеличено на несколько порядков: до конца 2024 года капиталовложения федерального и региональных бюджетов должны превысить 245 млрд рублей – т. е. почти четверть триллиона. Немыслимая сумма по меркам прошлых лет.

За счет чего должен быть достигнут столь быстрый рост показателей? Программа прежде всего предусматривает быстрое строительство или модернизацию объектов водной инфраструктуры – водозаборов, станций водоподготовки, водопроводных сетей, очистных сооружений и др. При этом регионы должны были уже в прошлом году завершить разработку собственных программ по улучшению качества воды, оценить состояние систем централизованного водоснабжения и по итогам сформировать список объектов, нуждающихся в ремонте и модернизации в первую очередь.

Да и в Якутск до недавнего времени поступала жидкость ужасного цвета с песком, илом и ржавчиной. Построенный полвека назад маломощный водозабор ни разу не модернизировался и не обеспечивал потребности города. Однако в 2018 году здесь ввели в эксплуатацию новые водозаборные сооружения. Качество воды значительно улучшилось, но встала новая проблема: надо заменить десятки километров обветшавших внутриквартальных сетей. По оценкам местных властей, на это потребуется около 2 млрд рублей.

Например, в Москве, где активно модернизировались сети и до федеральной программы, расход воды на одно домохозяйство снизился почти втрое, по данным Мосводоканала, – с 347 литров в начале 2000-х до 134 литров в 2018 году (впрочем, сказалась не только модернизация, но и рост тарифов).

Размер платы за водопользование, за загрязнение рек, озер, подземных вод исчезающе мал по сравнению с теми затратами, что государство готово нести только за то, чтобы население не сильно страдало от испорченной кем-то воды.

Без воды невозможна жизнь человека. Она нужна для поддержания здоровья и выживания, приготовления пищи и экономической деятельности. Вместе с тем сегодня весь мир стоит на пороге чрезвычайной ситуации, когда более 1 млрд. человек лишены доступа к необходимым для жизни количествам чистой воды, а более 2 млрд. человек не имеют доступа к адекватной санитарии, что является главной причиной связываемых с водой болезней. Участники идущих на международной арене обсуждений нередко утверждают, что признание права на воду в качестве одного из прав человека может стать важнейшим шагом в направлении решения проблем предоставления населению этого наиболее элементарного компонента жизнеобеспечения.

В обсуждениях, связанных с водой как одним из прав человека, часто подчеркивается, что наличие воды является одним из необходимых предварительных условий осуществления всех других общечеловеческих прав. Отмечается, что без равноправного доступа к соответствующей минимальным требованиям чистой воде другие признанные права, например право на адекватный с точки зрения здравоохранения и благополучия уровень жизни, а также гражданские и политические права останутся недостижимыми. Широко признается, что текст первоначальной Декларации прав человека, сыгравшей роль фундамента, на котором были основаны тексты последующих деклараций, не задумывался как исчерпывающий по своему охвату, а был призван отразить составные элементы адекватного уровня жизни. Отсутствие в нем упоминания о праве на воду как эксплицитной нормы в большей степени объясняется самой сущностью воды; подобно воздуху, она воспринималась авторами Декларации как столь очевидная основа бытия, что эксплицитное включение права на нее не было сочтено целесообразным.

Решение Организации Объединенных Наций

Это замечание также подтверждает тот факт, что государства — участники Международного пакта обязаны постепенно обеспечить осуществление без какой-либо дискриминации права на воду, которое означает, что каждый человек вправе рассчитывать на достаточное количество доступной как по цене, так и физически, безопасной и приемлемой воды для личных и бытовых нужд. В соответствии с замечанием, это право, как и все другие предусмотренные в Пакте права, должно быть практически реализуемым, поскольку все государства-участники контролируют широкий диапазон ресурсов, включая воду, технологии, финансовые средства и международную помощь.

В своем обращении к Комитету, принявшему это решение, тогдашний Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека г-н Сержиу Виейра ди Меллу заявил, что подготовка замечания общего характера по проблематике воды станет важным вкладом в проведение Всемирного форума по водным ресурсам 2003 года. Он отметил, что этот текст стал “составным компонентом права на адекватный уровень жизни и даже права на жизнь”.

Решения, принимавшиеся ранее

Хотя право на доступ к чистой воде является одним из предварительных условий реализации многих прав, предусмотренных в принятых ранее международных правозащитных соглашениях, непосредственно вода упоминалась только в Конвенции о правах ребенка. В ней право на чистую питьевую воду рассматривается как элемент права на максимально достижимый уровень здоровья.

Таким образом, хотя мировые лидеры признали, что право на доступ к питьевой воде является одним из основных прав человека, они также признают, что в отношении использования воды свыше базового уровня должен применяться принцип возмещения расходов. Системы водоснабжения не будут устойчивыми без инвестиций, необходимых для технического обслуживания и расширения охвата сетей в целях удовлетворения потребностей развития и растущего населения.

Эта статья посвящена законам об использовании воды в общее право. Для обсуждения права на воду как права человека в соответствии с Международный закон, видеть право на воду.

Эта статья требует внимания эксперта в Закон WikiProject. Пожалуйста, добавьте причина или разговаривать в этот шаблон, чтобы объяснить проблему со статьей. [[Википедия: WikiProject Закон WikiProject| WikiProject Закон WikiProject]] может помочь нанять эксперта. ( Ноябрь 2008 г. )

Вода право в водное право относится к верно пользователя использовать воды из источника воды, например, [1] река, ручей, пруд или источник грунтовые воды. В районах с большим количеством воды и небольшим количеством пользователей такие системы, как правило, не являются сложными или спорными. В других сферах, особенно засушливый области, где орошение На практике такие системы часто являются источником конфликтов, как юридических, так и физических. Некоторые системы лечат Поверхность воды и грунтовые воды таким же образом, в то время как другие используют разные принципы для каждого.

Содержание

Виды водного права

Право на использование воды как элемента

Права на воду, основанные на собственности на землю

Права на воду, основанные на предыдущем использовании или предшествующем присвоении

  1. Исключительное право предоставляется первоначальному присваивателю, и все следующие привилегии обусловлены предыдущими правами.
  2. Все привилегии зависят от полезного использования.
  3. Вода может использоваться на прибрежных или непористых землях (т.е. вода может использоваться на земле рядом с источником воды или на земле, удаленной от источника воды)
  4. Отвод разрешен независимо от усадки реки или ручья.
  5. Привилегия может быть потеряна из-за неиспользования. [6]

Полезное использование определяется как сельскохозяйственное, промышленное или городское использование. Экологические виды использования, такие как поддержание водоема и дикой природы, которые его используют, изначально не рассматривались как полезные виды использования в некоторых штатах, но были приемлемы в некоторых областях. [7] Каждое право на воду параметризуется годовым урожаем и датой присвоения. При продаже права на воду сохраняется его первоначальная дата присвоения.

Распределение воды по месту жительства

В некоторых юрисдикциях соответствующие права на воду могут быть предоставлены непосредственно сообществам. Здесь вода резервируется, чтобы обеспечить достаточный потенциал для будущего роста этого конкретного сообщества. Например, Калифорния предоставляет сообществам и другим водопользователям в пределах водосборных бассейнов более высокий статус над присваиваемыми (основанными на использовании) правами на воду исключительно потому, что они расположены там, где вода берет свое начало и течет естественным образом. Второй пример прав на воду на уровне сообществ - права на воду пуэбло. По признанию Калифорнияправа на воду пуэбло - это предоставление отдельным поселениям (т.е. пуэбло) всех ручьев и рек, протекающих через город, и всем подземным водам. водоносные горизонты лежащий в основе этого конкретного города. Требование пуэбло расширяется с учетом потребностей города и может использоваться для удовлетворения потребностей районов, которые позже присоединены к городу. [8] [9] [10] В то время как Калифорния признает права на воду в пуэбло, права на воду в пуэбло вызывают споры. Некоторые современные ученые и суды утверждают, что доктрина прав пуэбло не имеет исторической основы в испанском или мексиканском водном праве. [11]

Право на чистую воду

Из-за зависимости от чистой воды многие страны, штаты и муниципалитеты приняли постановления, направленные на упреждающую защиту качества и количества воды. Это право правительства регулировать качество воды основано на защите судоходных вод ниже по течению от загрязнения, которые находятся в государственной собственности, и включает право на получение этих вод, не ущемляемое как доктриной прибрежных вод, так и доктриной присвоения. [12]

Право на доступ к воде и физическое пребывание в ней

Статья Конституции США о торговле дает Конгрессу право регулировать судоходные воды и занимать их; это называется Судоходный сервитут. Конгресс США использовал свои полномочия различными способами, включая строительство дамб, отвод воды из ручья и блокирование и ограничение использования водных путей. Сервитут - это федеральная власть, а не индивидуальное право.

Пятая и одиннадцатая поправки к Конституции США ограничивают полномочия правительства штатов или федерального правительства вмешиваться в любое исключительное использование воды, запрещая принятие любых законов или постановлений, которые равносильны "изъятию" частной собственности. Законы и нормативные акты, которые лишают прибрежного владельца юридически признанных прав на воду, представляют собой незаконное государственное изъятие частной собственности, за которое держателю прав на воду причитается справедливая компенсация. [13]

Финские права на воду

В Финляндия, водоемы обычно находятся в частной собственности, но Финляндия также применяет Римское право принцип водный мир (проточная вода), согласно которому свободно текущая вода в водоемах не может быть собственностью или владением. Это означает, что владельцы водоемов не могут запретить отвод воды для сельскохозяйственных, промышленных, муниципальных или бытовых нужд в соответствии с положениями Закона о воде Финляндии. [14] Существует также общественный сервитут над реками.

История прав на воду

Согласно общему английскому праву все приливные воды принадлежали короне, и все пресноводные потоки были включены с правом собственности на земли с полными сопутствующими правами. Однако, согласно доктрине прибрежных территорий, землевладельцы имели право получать воду, не уменьшенную землевладельцами, расположенными выше по течению.

Со временем права эволюционировали от чисто земельных, чтобы они также включали использование, позволяя землевладельцам иметь юридически закрепленные права на получение чистой воды. А правило разумного использования развились в некоторых странах.

Читайте также: