Право на благоприятную окружающую среду доклад

Обновлено: 02.07.2024

По словам руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лозбинева, о серьезных проблемах экологической безопасности регионов, общества в целом, свидетельствуют поступающие в адрес федерального омбудсмена обращения граждан.

Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, участвующие в круглом столе, также поделились своим опытом в области защиты экологических прав граждан. О том, что экологические проблемы стоят остро в каждом российском регионе, свидетельствует тот факт, что ежегодно в более чем 2/3 докладов региональных омбудсменов теме защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду посвящен отдельный раздел. Подготовлено 13 специальных докладов, из них 6 — в 2017–2018 годах.

В выступлениях и докладах участники круглого стола озвучили ряд предложений, которые вошли в резолюцию мероприятия: рассмотреть возможность внести изменений в образовательные программы в части их дополнения специальным модулем об основах, предусматривающих знания и умения реализовывать права и соблюдать обязанности в области охраны окружающей среды; расширить взаимодействие общественных организаций с омбудсменами для реализации и защиты экологических прав; активизировать деятельность, направленную на правовое просвещение граждан в сфере защиты экологических прав человека.

В мероприятии приняли участие уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители органов государственной власти, научного сообщества и ведущих общественных экологических организаций.

Встреча Уполномоченного с Генеральным Секретарем ГАНРИ

28 февраля состоялась встреча в формате видео-конференц-связи Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой с Генеральным Секретарем Европейской сети Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека Дебби Конер и Председателем Правления Европейской сети ГАНРИ, главой Комиссии по правам человека и вопросам равенства Ирландии Каролин Феннел. В ходе…

Уполномоченный встретилась с Министром науки и высшего образования Российской Федерации

28 февраля Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова встретилась с Министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым. Татьяна Москалькова и Валерий Фальков обсудили вопросы обеспечения права на образование студентов, которые приехали на территорию Российской Федерации из ДНР и ЛНР. Минобрнауки России в оперативном режиме оказывает ребятам всю необходимую помощь. Российские вузы предоставляют места для обучения. Министерство…

Татьяна Москалькова стала почетным профессором Университета имени О.Е. Кутафина

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 21.12.2021 г.

Право человека на благоприятную окружающую среду находится в непосредственной связи с концепцией обеспечения экологической безопасности как составной части всеобъемлющей системы национальной безопасности.

В настоящее время экологическая безопасность человека в России выдвигается на первое место. Это обусловлено тем, что усиление антропогенного давления на окружающую природную среду приводит к обострению экологической ситуации. Выражается это в следующем: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется в целом как природная, так и окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой. Теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное состояние людей, их здоровье. Этим самым нарушаются нормы Конституции РФ, закрепляющие не только право на благоприятную окружающую среду, но и право на жизнь, на свободу труда, на отдых и т.д., так как нарушения данного анализируемого права влечет за собой нарушение и ряда других конституционных прав и свобод.

Конституция РФ в статье 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, таким образом в данной статье закрепляется три самостоятельных экологических права:

Обозначенное право обуславливает существование отдельного человека и общества в целом и поэтому относится к правам индивидуальным и коллективным. Закрепив право на благоприятную окружающую среду, российская конституция подтвердила прогрессивные тенденции правового развития государства.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека, как высшей ценности, Россия признала такие общепризнанные международные акты, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, а с вступлением в Совет Европы - Европейскую конвенцию "О защите прав человека и основных свобод" 1950 года (3).

Право на благоприятную окружающую среду занимает важное место в системе конституционных прав и свобод, которое определяется тем, что нарушение этого права влечет ущемление и других прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее - в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. А позднее - в Конституции 1993 г.

Конституция устанавливает также право каждого на жизнь (ст. 20). Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъекты права на благоприятную окружающую среду:

  1. граждане России;
  2. иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.

Определение понятия "благоприятная окружающая среда" дано в Федеральном законе "Об охране окружающей среды": благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Однако, благоприятную окружающую среду целесообразно определять через характеристику не качества, а состояния (которое включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды). Легальное (приведенное в законе) определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.

Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды", иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств являются нормативные требования по использованию (изъятию) природных ресурсов, установленные Законом "Об охране окружающей природной среды", актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью сохранения видового разнообразия, удовлетворения эстетических и иных потребностей человека, обеспечивается созданием особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий и установлением в законодательстве их правовых режимов.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

Черникова Ирина Николаевна

В этих условиях всевозрастающее значение приобретает проблема знания каждым человеком своих экологических прав, становление активной гражданской позиции по защите окружающей среды и формирование экологического правосознания граждан.

Я живу в городе Усмани, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Последствия этой катастрофы отражаются на людях по сей день.

ВложениеРазмер
pravo_na_blagopriyatnuyu_okruzhayushchuyu_sredu.docx 47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2

имени Героя Советского Союза Михаила Петровича Константинова

Реализация права на благоприятную окружающую среду в моём регионе

Бурых Ангелина Владимировна

Руководитель: Черникова Ирина Николаевна,

учитель истории и обществознания

II. Основная часть.

  1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие и его содержание……………………………………………………….4

2. Усмань-зона с льготным социально-экономическим статусом……5-6

2. 1. Социальные гарантии и льготы жителям чернобыльской зоны…. 9

  1. 2. Защита усманцами своего права на возмещение вреда . 11

IV. Список литературы и источников …………………………..13

В этих условиях всевозрастающее значение приобретает проблема знания каждым человеком своих экологических прав, становление активной гражданской позиции по защите окружающей среды и формирование экологического правосознания граждан.

Я живу в городе Усмани, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Последствия этой катастрофы отражаются на людях по сей день.

  • Цель : выявление содержание природы права на благоприятную окружающую природную среду, анализ системы его реализации на примере г. Усмани
  • Задачи:
  • Определение понятия, содержания и юридической природы права на благоприятную окружающую природную среду
  • показать непосредственную взаимосвязь права человека на жизнь с его правом на благоприятную окружающую среду;
  • раскрыть противоречия развития современного общества через призму взаимоотношений человека и природы;
  • актуализировать связь права человека на благоприятную окружающую среду с его обязанностью охранять природу;

Актуальность темы: Данная исследовательская работа актуальна, имеет социальную значимость. Она способствует привлечению молодежи к решению проблем экологии и формированию чувства ответственности за соблюдение законодательства в области окружающей среды.

  • Методы исследования: анализ, сравнение и обобщение данных по проблеме исследования.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из естественных основных прав человека, формировалось в международном праве в течение нескольких десятилетий и впервые закреплено в России в Конституции 1993 г. На международном уровне право на жизнь закреплено в пакте о гражданских и политических правах.

Окружающая среда – это природа вокруг нас. С древних времен человек был тесно связан с природой, люди полностью зависели от окружающей среды. . Тысячелетиями люди пользуются природными ресурсами, не задумываясь о последствиях. Однако сегодня данная тема стала актуальной как никогда. В воды сбрасывают бесконечные отходы, почти не осталось чистых источников. Воздух отравлен выбросами заводов и выхлопными газами, в землю закапываю ядерные отходы, которые убивают ее. Прогресс промышленной деятельности, гонка вооружений, ядерное оружие, огромное количество машин и самолетов, браконьерство, вырубка лесов и т.д. все это ведет человечество к экологической катастрофе. Мы наблюдаем резкое изменение климатических условий, бесчисленные природные катаклизмы: цунами, землетрясения, ураганы и т.п. Природа протестует против такого обращения, потому что, кажется, люди забыли о своем месте в окружающей среде, забыли о том, что природа наш дом, мы не можем существовать вне ее. По сути, мы отравляем и разрушаем наш дом своими собственными руками, при этом радуемся жизни, не задумываясь, что будет после нас.

Существует несколько точек зрения по поводу понятия права на благоприятную окружающую среду.

1)Ю.С. Шемчушенко считает, что благоприятная окружающая среда - это не только здоровая (незагрязненная), но и ресурсоемкая и экологически устойчивая, эстетически богатая и разнообразная среда обитания.

2)По мнению М.И. Васильевой право на здоровую окружающую природную среду - это неличная, конкретная, принадлежащая субъекту, непрерывно реализующаяся, закрепленная в законе, гарантируемая и охраняемая государством возможность потреблять и использовать безопасные для здоровья (естественные) природные блага, а

1.2. Усмань-зона с льготным социально-экономическим статусом.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных названным Законом. В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. В зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с Чернобыльской катастрофой и применением контрмер. Наряду с мерами по физической и социальной защите человека Законом (ст.12) установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот. Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством РФ.

- Почему пострадали именно дети и подростки? Это легко объяснить, - говорит Рафаэль Арутюнян, первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН. - Увы, не было своевременно введено ограничение на употребление местных продуктов.

1.3 Социальные гарантии и льготы жителям чернобыльской зоны

По информации отделения ПФР, одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является ежемесячная денежная выплата за постоянное проживание (работу) в границах зон радиоактивного загрязнения. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

Размер ЕДВ с 1 февраля 2020 г. — 2073,51 руб.

Сумма ЕДВ, выплачиваемая при сохранении полного НСУ* с 1 февраля 2020 г. — 998,32 руб. Ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы 1986-1987 гг.

Размер ЕДВ с 1 февраля 2020 г. — 2590,24 руб

Размер ЕДВ с 1 февраля 2020 г. — 2073,51 руб.

Сумма ЕДВ, выплачиваемая при сохранении полного НСУ* с 1 февраля 2020 г.

В Липецкой области для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и для пострадавших от радиации предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, связанные, в основном, с получением медицинской помощи, бесплатных лекарств и протезирования, санаторного лечения. Также пострадавшие от радиационного воздействия имеют право на льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте по единым социальным проездным билетам стоимостью 350 рублей. Все областные и федеральные льготники могут рассчитывать и на субсидирование за счет средств областного бюджета процентной ставки по банковским кредитам, полученным ими на территории области для личных нужд (общей стоимостью до 20 тысяч рублей).
Сегодня в Липецкой области живут более 30 тыс. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС - тех, кто участвовал в ликвидации последствий аварии, и тех, кто пострадал от нее. К зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в регионе отнесены 69 населенных пунктов в 9 районах (Грязинский, Данковский, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский, Липецкий, Становлянский, Усманский, Чаплыгинский), сообщается в управлении социальной защиты населения Липецкой области.
Так, в Липецкой области сегодня живут 691 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 269 инвалидов ЧАЭС, 74 вдовы участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 107 вдов инвалидов ЧАЭС, 207 эвакуированных или выехавших добровольно в 1986 г. и последующие годы из зон, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, 23 722 человека, проживающих (работающих) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, 5908 детей (подростков)

2.2. Защита усманцами своего права на возмещение вреда

Жители Усманского района Липецкой области обратились к правительству России с просьбой не исключать их населенные пункты из списка льготных территорий. С нового года по решению МЧС он сократится наполовину. Речь идет о землях, которые были заражены после аварии на Чернобыльской АЭС.

С первого января в Усманском районе чернобыльских льгот должны были лишится жители райцентра и трех сельских поселений. По мнению экспертов, радиационная обстановка на этих территориях уже не представляет опасности для человека. Период полураспада цезия, который является главной причиной радиоактивного загрязнения - 25 лет. Со времени чернобыльской трагедии прошло уже двадцать восемь. Но в Усмани считают, что их лишают льгот ошибочно.

Владимир Мазо, глава администрации Усманского района: "По результатам Росгидромета, где сказано, что у нас остаточная цезия 137 - единица. А в законе сказано, что если в зоне проживания зараженность от единицы и выше, то они попадают в этот льготный список".

Жители Усмани инициировали обсуждение проекта на едином правительственном портале. За сохранение льгот в интернете высказались больше 2 тысяч человек. Письменные обращения люди отправили премьер-министру и главе МЧС.

Владимир Мазо, глава администрации Усманского района: "Мы обратились к министру Пучкову, который готовит этот проект, чтобы еще раз внимательно отнеслись к этому проекту и приняли правильное решение".

Сейчас Марина Павлова, как и все усманцы, ежемесячно получает 400 рублей компенсации за проживание в чернобыльской зоне. Также в списке льгот - бесплатный проезд до областного центра и освобождение от транспортного и земельного налогов. Декретный отпуск ей пока тоже оплачивают на льготных условиях - в двойном размере.

Марина Павлова житель Усмани: "10 000 мы сейчас получаем, и для нас это очень важные деньги!". Однако, говорит Марина, дети в Усмани очень часто болеют. Лечить их приходится практически постоянно - от бронхитов, ОРЗ, конъюнктивитов. Это подтверждают и данные, которые по просьбе членов региональной организации чернобыльцев предоставили в областном Минздраве.

Михаил Борвинский, председатель Союза чернобыльцев Липецкой области: "Заболевания и в подростковом, от 0 до 14 лет - в детском возрасте - намного выше. Это и эндокринная система, щитовидная железа. И онкология, к сожалению, практически в 2 раза выше". Если бы документ был одобрен, льготный статус потеряли бы более 50 населенных пунктов области, в том числе и Усмань. Однако жители района активно выступили против этого проекта, написали обращения к Президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву, где попросили отложить сокращение чернобыльской зоны и провести более тщательное исследование радиационной обстановки.

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что, государство законодательно закрепило разнообразные права граждан, но, несмотря на это ситуацию по реализации права на благоприятную окружающую среду, нельзя назвать полностью благополучной. Для того чтобы выйти из сложившейся неблагоприятной ситуации, нужна мобилизация всех сил общества. Для решения проблем связанных с нарушением прав гражданина на благоприятную окружающую среду предлагаю провести следующие меры:

1. Защита окружающей среды касается каждого. С этим связана необходимость развития экологического образования.

2. Необходима гласность в работе правительственных органов и отделов по защите природы. Важно этим органам наладить тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.

3. Необходимо шире пропагандировать среди детей и их родителей правовые знания, развивать и умение защитить свои права. Необходимо добиться осознания молодежью своих экологических прав. Это очень важно для всего общества в целом, т.к. за молодежью стоит недалекое будущее всей страны 4. Разъяснять гражданам необходимость соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения.

Нужно начать действовать, а не просто сотрясать воздух словами, и тогда возможно экологическая обстановка начнет улучшаться. Каждый гражданин Российской федерации должен осознать, что если он сам не будет решать свои проблемы, их за него никто не решит. Конечно, государство обязано обеспечивать соблюдение Конституционных прав, но к сожалению в настоящее время это не всегда возможно, именно поэтому наша судьба только в наших руках. И только тогда когда мы начнем ответственно относиться к окружающей среде, экологическая обстановка вокруг нас начнет улучшаться.

Читайте также: