Право как определенная ценность доклад

Обновлено: 02.07.2024

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и стано­вятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и пред­почтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие нераз­ложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспри­нимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохра­нению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точ­ного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые счи­тают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории цен­ность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать осо­бенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценно­стной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности назы­вается оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мо­раль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, ис­полнение, использование и соблюдение права) представляют со­бой области человеческой деятельности ярко выраженного оце­ночного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о цен­ностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода свя­зано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксио­логическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религи­озных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие по­ступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеа­лы, цели, социальные институты. Они являются правовыми цен­ностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценно­стей , которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными прин­ципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, де­мократия, порядок, безопасность, мир.

Наряду с ними существу­ют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные цен­ности одновременно являются идеалами и осуществляются ре­альной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и пра­вотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека так­же приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выра­жает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей со­вокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Вместе с тем отметим, что, во-первых, раз­ные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правово­го инструмента каждый раз определяется конкретно историче­ски. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста дея­тельности субъектов права, организационных сил, соответствую­щих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых со­стояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются но­вые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различ­ным субъектам права в виде субъективных прав новое простран­ство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, что­бы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья дру­гих людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундамен­тальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духов­ной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренче­ские ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценно­стей являются относительно самостоятельными.
Правовые ценности представляют собой вид духовных цен­ностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей.

Их основной и специфической функцией является регу­лятивная функция . Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Пра­вовые ценности составляют элемент системы социального (соци­ально-политического) управления обществом. При этом они яв­ляются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко вы­раженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраня­ются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функ­циональной особенностью — имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, во­левого выбора социальными (правовыми) субъектами объектив­но существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные фор­мы бытия ценностей:

  • общественные целевые ценности и идеалы;
  • предметно-воплощенные ценности;
  • личностные (или экзистенциальные).

Этот момент выражается в ориен­тации человека на образцы должного, на ценности, на основе ко­торых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

В то же время ошибочно было бы отождествлять обществен­ный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не ох­ватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в со­став которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческо­го в человеке, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосозна­нию глубокую личностную окрашенность. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и вы­ступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершен­ствования личности, как форма реализации активности, творче­ства человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, варварства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

Предметно-воплощенные ценности. Сами правовые идеа­лы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и зако­нах. Они входят в правовую нормативность как ведущий эле­мент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов пра­ва, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений проис­ходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, но­вые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеала­ ми переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

Личностные, экзистенциальные ценности. Личностные ценности представляют собой идеальные представления о бла­гах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авто­ритетные и обязательные установки ее сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обя­зательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направ­лено и против других людей. То, что выбирают люди, что дела­ют для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, за­висит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Правовые ценности по своему характеру являются деонтически­ ми и служат для создания, воспроизводства и укрепления соци­ального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельно­сти общества и человека выступает и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправед­ливости.

Анализ природы правовых ценностей и их иерархии , а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснова­нию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.

В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и разви­тия. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.

Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средст­вом для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Госу­дарственноорганизованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе дан­ного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, спо­собствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей по­средством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является вы­разителем и определителем (масштабом) свободы личности в об­ществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обо­значает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как оли­цетворение и носитель социальной свободы, социальной активнос­ти, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на ис­ключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольнос­ти отдельных индивидов и групп.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэ­тому утверждение о том, что право по своей сущности и, следо­вательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отноше­ниях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная сво­бода.

4. Ценность права состоит также в его способности быть вы­разителем идеи справедливости. Право выступает критерием пра­вильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и проч. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Попутно заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с ла­тинского право (jus) и справедливость (justitia) близки по значе­нию.




5. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощ­ным фактором прогресса, источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных ре­жимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются ос­новой и единственно возможным цивилизованным средством ре­шения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и со­гласия, снятия напряженности в обществе.

Право - действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и разви­тия. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.

Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средст­вом для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Госу­дарственноорганизованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе дан­ного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, спо­собствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей по­средством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является вы­разителем и определителем (масштабом) свободы личности в об­ществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обо­значает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как оли­цетворение и носитель социальной свободы, социальной активнос­ти, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на ис­ключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольнос­ти отдельных индивидов и групп.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэ­тому утверждение о том, что право по своей сущности и, следо­вательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отноше­ниях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная сво­бода.

4. Ценность права состоит также в его способности быть вы­разителем идеи справедливости. Право выступает критерием пра­вильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и проч. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Попутно заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с ла­тинского право (jus) и справедливость (justitia) близки по значе­нию.

5. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощ­ным фактором прогресса, источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных ре­жимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются ос­новой и единственно возможным цивилизованным средством ре­шения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и со­гласия, снятия напряженности в обществе.

Право - действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Юристы – одно из самых спорящих и не однородных профессиональных сообществ.

Проблема в одном: юристы не могут определить ту сферу, которой заняты, - ПРАВО.

ПРАВО до сих пор остаётся категорией, однозначного понятия которой не дал никто и не выработано никем.

Приход мой в профессию состоялся в сознательном возрасте (30 лет). По этой причине многие шаблоны и штампы юриспруденции, которые не совпадали с полученным мною эмпирическим опытом, мною не были восприняты так, как они могли бы быть восприняты человеком, не имеющим такого опыта.

Вполне естественно, что я не заглядывал в рот преподавателям и не впитывал в себя всю ту шелуху учебной юридической литературы, которой она в изрядном количестве полна.

Меня интересовали только существенные моменты.

И конечно же, я всё время искал ответ на вопрос: что таком ПРАВО ? Не субъективное, разумеется, а право как некая реальность, в которой тем или иным образом упорядочены (урегулированы) отношения между людьми.

Для себя я ответ на этот вопрос нашёл.

ПРАВО – ЭТО СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА.

Если на примерах, то:

- система ценностей такого государства, как Российская Федерация, закреплена в Конституции РФ, в частности, во второй её статье, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и в седьмой статье, согласно которой Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; согласно которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

- система ценностей христиан закреплена в Евангелиях;

- система ценностей преступного мира – это воровские понятия…

И каждую из этих трёх систем ценностей (безусловно, существует множество других) можно назвать ПРАВОМ (государственным, религиозным, воровским).

Другими словами, смысл законов не существует сам по себе, в отрыве от ПРАВА (системы ценностей). Толкование закона возможно только через призму системы ценностей, принятой в данном обществе в данный промежуток времени.

Я не отношу ПРАВО к науке. Для меня это этика. Этика – это всегда выбор. Система ценностей – это результат выбора, который сделан конкретным обществом в конкретном месте в конкретное время. Соответственно, и работа с ПРАВОМ должна строиться как работа в этической сфере (в сфере оценок поступков конкретных людей относительно выбранной обществом системы ценностей).

Скажем, запрет на убийство защищает такую ценность, как человеческая жизнь. Запрет на хищение защищает такую ценность, как собственность. Ну, и так далее.

Не вижу никаких оснований (мне ни один юрист их не раскрыл), чтобы считать ПРАВО наукой. У ПРАВА нет предмета для изучения. Ценности – это, повторюсь, волевой выбор. Глупо делать из воли предмет научного познания. Таким образом, ПРАВО – это в чистом виде этическая категория, фактически чистая этика. И относиться к ПРАВУ надо как к сфере этики, и работать с ПРАВО, поэтому, надо как со сферой этики.

Возможно, если юристы перестанут мнить себя учёными и станут адекватнее оценивать своё место в обществе (как практичных ремесленников), дела с правоприменением станут намного лучше.

Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права.

Задачей данной темы является анализ некоторых вопросов аксиологии права: выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности и его ценностном критерии. Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории ценность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей.

В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных моментах.

Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.

Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью -- имеют вероятностный характер.

Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

Читайте также: