Познавательное развитие дошкольников по фгос презентация и доклад

Обновлено: 05.07.2024

Свое выступление хочу начать с высказываний известных людей:

"Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума".

В. А. Сухомлинский

Слайд 4

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

Слайд 5

Слайд6

Цель и задачи представлены на слайде

Слайд 7

Ознакомление с предметным окружением

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности

Формирование элементарных математических представлений

Ознакомление с социальным миром

Ознакомление с миром природы

Слайд 8 -9

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Формирование элементарных математических представлений

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение

Ознакомление с природой

Слайд 10

Образовательная область "Познавательное развитие" удачно интегрируется с другими образовательными областями:

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Слайд 11

Познавательное развитие присутствует во всех видах детской деятельности

Слайд 12

Реализация образовательной деятельности происходит в процессе основной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в ходе самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников. В своей работе использую такие формы организации как: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Слайд 13

слайд 14

Слайд 15

В соответствии с ФГОС определены необходимые условия для создания социальной ситуации развития дошкольников.

Слайд 16

Различают следующие стадии познавательного развития: Любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность

Слайд 17

На этом слайде представлены ступени познания мира ребенком. Память, внимание, мышление, воображение, ощущение, восприятие ведут к формированию чувственной ступени и ступени логического познания.

Слайд 18 и 19

Здесь и на следующем слайде вы видите необходимые условия формирования любознательности, познавательных интересов детей, а также педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Слайд 20 - 21

Слайд 22

на этом слайде вы видите некоторые основные понятия ФГОС ДО по развитию познавательно – исследовательской деятельности

Слайд 23

Сейчас вы посмотрели интегрированное ООД с детьми младшего дошкольного возраста

С целями и задачами вы можете познакомиться на слайде.

В основной образовательной деятельности я использовала такие методы и приемы как: игровые (пальчиковая гимнастика, подвижная игра, дидактическая игра) наглядные (мультимедийная презентация, словесные (рассказ сопровождение для презентации, прием заинтересованности (путешествие в лес, использование проблемных ситуаций (вопросы, загадки, наглядно – слуховой (слушание музыки)

По содержанию ООД является интегрированной, так как ее части объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

ООД начинается, с организационного мотивированного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всей ООД. Во время ООД дети смотрели мультимедийную презентацию с озвученными слайдами. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети отвечали на вопросы, играли в игры, отгадывали загадки, встречались с героями сказки. Дети являлись активными участниками игровых моментов во время ООД. На протяжении всего занятия я использовала вопросы и задания, ориентированные на зону ближайшего развития (Что делать? Как вы думаете) Дети перешагивали через воображаемое упавшее дерево. Отвечали на провокационные вопросы (сколько у вас хвостиков) Собирали картинку и находили различия

Это позволило сохранить положительный эмоциональный настрой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила:
старший воспитатель
Фоменко Л.А.

Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения;
•Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора;
•Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Формирование
элементарных
математических
представлений
Формирование
первичных
представлений
о себе и др.
людях;
о малой Родине
и Отечестве

Развитие
познавательно-
исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной)
деятельности

Развитие познавательной активности
по возрастам:
Младший возраст – педагоги поддерживают детское любопытство; развивают интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
Средний возраст – педагоги развивают целенаправленное восприятие и поощряют самостоятельное самообследование окружающих предметов.
Старший возраст – педагоги развивают интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

Методы формирования познавательной активности
(Е.Я.Голант, С.И. Петровский):

Наглядные методы: наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО.
Словесные методы: объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение.
Практические и игровые методы: упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.

Формы и приемы организации образовательного процесса по познавательному развитию:

Инновационные технологии:
Здоровьесберегающие
Технологии проектной деятельности
Экспериментальные, познавательно-исследовательские
Информационно-коммуникационные
Личностно-ориентированные
Игровые

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 1

Слайд 6

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 6

Развитие сенсорной культуры
Работа с геометрическими фигурами
Сравнение предметов, материалы и их свойства

Слайд 7

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 7

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления ФЭМП
Количество и счёт
Величина
Форма
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве

Слайд 8

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 8

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДРУГИХ ЛЮДЯХ
ЛЮДИ (взрослые и дети)
Освоение представлений ребенка о себе и о своей семье

Слайд 9

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 9

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многообразие животного мира
Эксперименты по выявлению свойств неживой природы
Поведение культуры человека в природе
Сравнение объектов и явлений природы
Применение правил взаимоотношений с растениями и животными

Слайд 10

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 10

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ
Родной город
Планета Земля
Родная страна

Слайд 11

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 11

Формы образовательной деятельности/ виды Формы образовательной деятельности/ виды Формы образовательной деятельности/ виды Формы образовательной деятельности/ виды
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
Формы организации детей Формы организации детей Формы организации детей Формы организации детей
Индивидуальные, подгрупповые, групповые Индивидуальные, подгрупповые, групповые Индивидуальные, подгрупповые
Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Чтение Рассказ Беседа Экспериментирование Моделирование Развивающая игра Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Опыты, поисковая деятельность Создание коллекций Проектная деятельность Ситуации проблемного взаимодействия Занятие-исследование Турниры знатоков КВН Сюжетно-ролевая игра, режиссерская Дидактическая игра Рассматривание Наблюдение Чтение, Беседа ,Рассказ Игра-экспериментирование Развивающая игра Ситуативный разговор с детьми Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование Проблемная ситуация Развивающая игра Ситуации проблемного взаимодействия Ведение календарей природы, дневников наблюдений Индивидуальные и совместные сюжетно-ролевые, дидактические ,конструктивные, развивающие настольно-печатные, автодидактические игры, (пазлы, вкладыши,) Наблюдение Простейшие опыты и эксперименты в лаборатории, центре воды и песка, самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, природы, книги и др. Во всех видах самостоятельной художественной деятельности Индивидуальные консультации, Дни открытых дверей Мастер-классы Экскурсия Открытые просмотры Семинары- практикумы Исследовательские проекты Праздники знаний, викторины Создание коллекций Семейные проекты Выставки совместного творчества моделирование Тренинги, решение кроссвордов Видеофильмы
Проектирование форм и видов образовательной деятельности по познавательному развитию детей

Слайд 12

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 12

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления изменения во времени
Владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство.
РЕБЕНОК
Проявляет интерес к предметам окружающего мира ,символам, знакам, моделям; пытается устанавливать различные взаимосвязи
Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями

Слайд 13

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 13

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной 2. Трансформируемой 3. Полифункциональной 4. Вариативной 5. Доступной 6. Безопасной

Слайд 14

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 14

Слайд 15

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 15

Слайд 16

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 16

Слайд 17

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 17

Слайд 18

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 18

Слайд 19

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 19

ВЫВОД:
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Слайд 20

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, слайд 20

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрыты основные задачи образовательной области "Познавательное развитие", понятия, направления работы педагога, основные методы реализации содержания образования.

«Особенности познавательного развития дошкольников

в контексте ФГОС

старший воспитатель

г. Верхний Уфалей

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральный

государственный

образовательный

дошкольного

образования

Содержание Стандарта обеспечивает

Содержание Стандарта обеспечивает

Образовательные области Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие

Образовательные области

коммуникативное

Познавательное

Художественно-

эстетическое

Формирование

картины мира,

познавательно-

исследовательской

продуктивной

(конструктивной)

деятельности

Формирование

элементарных

математически

представлений

развитие познавательных интересов и способностей

детей, которые можно подразделить на сенсорные,

интеллектуально-познавательные

и интеллектуально-творческие.

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,

части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах

и следствиях и др.);

формирование о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете

Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии

стран и народов мира.

Виды детской и совместной с педагогом образовательной деятельности Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, театрализованные игры) Трудовая деятельность Опытно- экспериментальная, проектная деятельность Речевая деятельность Организация предметно-пространственной развивающей среды Конструирование

Виды детской и совместной с педагогом образовательной деятельности

деятельность

(сюжетно-ролевые,

дидактические,

театрализованные

деятельность

экспериментальная,

деятельность

деятельность

Организация

предметно-пространственной

развивающей среды

Конструирование

Многофункциональная Безопасная Содержательно насыщенная Требования к ППРС Легко трансформируемая Доступная Вариативная

Многофункциональная

Содержательно

трансформируемая

Вариативная

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности с учётом мотивации к деятельности. Главные критерии познавательного интереса:

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности с учётом мотивации к деятельности.

Главные критерии познавательного интереса:

Регулятивные

Эмоциональные

Познавательный

Интеллектуальные

Для формирования и развития познавательного интереса следует: развивать творческие способности детей, создавать для этого условия;

Для формирования и развития познавательного интереса следует:

детей, создавать для этого условия;

Метод моделирования игровой ситуации

Метод проектов

Метод проектов

Метод экспериментирования

Метод экспериментирования

Виды экспериментирования наблюдение – целенаправленный процесс, в результате которого ребёнок сам должен получить знания ; опыты , которые делятся на кратковременные и долгосрочные, демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) , опыт-доказательство и опыт-исследование; поисковая деятельность (как нахождение способа действия )

экспериментирования

целенаправленный

в результате

которого ребёнок

получить знания ;

(показ воспитателя)

(дети вместе

с воспитателем,

с его помощью) ,

деятельность

(как нахождение

действия )

Познавательные действия – это система способов познания окружающего мира: определение и формирование задачи поиск информации моделирование экспериментирование анализ классификация обобщение доказательство

Познавательные действия – это система

способов познания окружающего мира:

определение и формирование задачи

поиск информации

моделирование

экспериментирование

классификация

доказательство

Целевые ориентиры освоения содержания

и раннем возрасте

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними ; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами , стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия , знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими .

Целевые ориентиры освоения содержания

дошкольного образования

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен

выбирать себе род занятий;

ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре;

Целевые ориентиры освоения содержания

дошкольного образования

ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями , пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать ,

экспериментировать . Обладает начальными знаниями о себе, о природном и

социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы,

обладает элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах

Читайте также: