Познавательное развитие дошкольников по фгос презентация и доклад
Обновлено: 05.07.2024
Свое выступление хочу начать с высказываний известных людей:
"Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума".
В. А. Сухомлинский
Слайд 4
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Слайд 5
Слайд6
Цель и задачи представлены на слайде
Слайд 7
Ознакомление с предметным окружением
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Ознакомление с социальным миром
Ознакомление с миром природы
Слайд 8 -9
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Ознакомление с природой
Слайд 10
Образовательная область "Познавательное развитие" удачно интегрируется с другими образовательными областями:
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Слайд 11
Познавательное развитие присутствует во всех видах детской деятельности
Слайд 12
Реализация образовательной деятельности происходит в процессе основной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в ходе самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников. В своей работе использую такие формы организации как: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Слайд 13
слайд 14
Слайд 15
В соответствии с ФГОС определены необходимые условия для создания социальной ситуации развития дошкольников.
Слайд 16
Различают следующие стадии познавательного развития: Любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность
Слайд 17
На этом слайде представлены ступени познания мира ребенком. Память, внимание, мышление, воображение, ощущение, восприятие ведут к формированию чувственной ступени и ступени логического познания.
Слайд 18 и 19
Здесь и на следующем слайде вы видите необходимые условия формирования любознательности, познавательных интересов детей, а также педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Слайд 20 - 21
Слайд 22
на этом слайде вы видите некоторые основные понятия ФГОС ДО по развитию познавательно – исследовательской деятельности
Слайд 23
Сейчас вы посмотрели интегрированное ООД с детьми младшего дошкольного возраста
С целями и задачами вы можете познакомиться на слайде.
В основной образовательной деятельности я использовала такие методы и приемы как: игровые (пальчиковая гимнастика, подвижная игра, дидактическая игра) наглядные (мультимедийная презентация, словесные (рассказ сопровождение для презентации, прием заинтересованности (путешествие в лес, использование проблемных ситуаций (вопросы, загадки, наглядно – слуховой (слушание музыки)
По содержанию ООД является интегрированной, так как ее части объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
ООД начинается, с организационного мотивированного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всей ООД. Во время ООД дети смотрели мультимедийную презентацию с озвученными слайдами. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети отвечали на вопросы, играли в игры, отгадывали загадки, встречались с героями сказки. Дети являлись активными участниками игровых моментов во время ООД. На протяжении всего занятия я использовала вопросы и задания, ориентированные на зону ближайшего развития (Что делать? Как вы думаете) Дети перешагивали через воображаемое упавшее дерево. Отвечали на провокационные вопросы (сколько у вас хвостиков) Собирали картинку и находили различия
Это позволило сохранить положительный эмоциональный настрой.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила:
старший воспитатель
Фоменко Л.А.
Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения;
•Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора;
•Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
Формирование
элементарных
математических
представлений
Формирование
первичных
представлений
о себе и др.
людях;
о малой Родине
и Отечестве
Развитие
познавательно-
исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной)
деятельности
Развитие познавательной активности
по возрастам:
Младший возраст – педагоги поддерживают детское любопытство; развивают интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
Средний возраст – педагоги развивают целенаправленное восприятие и поощряют самостоятельное самообследование окружающих предметов.
Старший возраст – педагоги развивают интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.
Методы формирования познавательной активности
(Е.Я.Голант, С.И. Петровский):
Наглядные методы: наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО.
Словесные методы: объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение.
Практические и игровые методы: упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.
Формы и приемы организации образовательного процесса по познавательному развитию:
Инновационные технологии:
Здоровьесберегающие
Технологии проектной деятельности
Экспериментальные, познавательно-исследовательские
Информационно-коммуникационные
Личностно-ориентированные
Игровые
Слайд 6
Развитие сенсорной культуры
Работа с геометрическими фигурами
Сравнение предметов, материалы и их свойства
Слайд 7
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления ФЭМП
Количество и счёт
Величина
Форма
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве
Слайд 8
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДРУГИХ ЛЮДЯХ
ЛЮДИ (взрослые и дети)
Освоение представлений ребенка о себе и о своей семье
Слайд 9
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многообразие животного мира
Эксперименты по выявлению свойств неживой природы
Поведение культуры человека в природе
Сравнение объектов и явлений природы
Применение правил взаимоотношений с растениями и животными
Слайд 10
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ
Родной город
Планета Земля
Родная страна
Слайд 11
Формы образовательной деятельности/ виды Формы образовательной деятельности/ виды Формы образовательной деятельности/ виды Формы образовательной деятельности/ виды
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
Формы организации детей Формы организации детей Формы организации детей Формы организации детей
Индивидуальные, подгрупповые, групповые Индивидуальные, подгрупповые, групповые Индивидуальные, подгрупповые
Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Чтение Рассказ Беседа Экспериментирование Моделирование Развивающая игра Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Опыты, поисковая деятельность Создание коллекций Проектная деятельность Ситуации проблемного взаимодействия Занятие-исследование Турниры знатоков КВН Сюжетно-ролевая игра, режиссерская Дидактическая игра Рассматривание Наблюдение Чтение, Беседа ,Рассказ Игра-экспериментирование Развивающая игра Ситуативный разговор с детьми Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование Проблемная ситуация Развивающая игра Ситуации проблемного взаимодействия Ведение календарей природы, дневников наблюдений Индивидуальные и совместные сюжетно-ролевые, дидактические ,конструктивные, развивающие настольно-печатные, автодидактические игры, (пазлы, вкладыши,) Наблюдение Простейшие опыты и эксперименты в лаборатории, центре воды и песка, самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, природы, книги и др. Во всех видах самостоятельной художественной деятельности Индивидуальные консультации, Дни открытых дверей Мастер-классы Экскурсия Открытые просмотры Семинары- практикумы Исследовательские проекты Праздники знаний, викторины Создание коллекций Семейные проекты Выставки совместного творчества моделирование Тренинги, решение кроссвордов Видеофильмы
Проектирование форм и видов образовательной деятельности по познавательному развитию детей
Слайд 12
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления изменения во времени
Владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство.
РЕБЕНОК
Проявляет интерес к предметам окружающего мира ,символам, знакам, моделям; пытается устанавливать различные взаимосвязи
Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями
Слайд 13
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной 2. Трансформируемой 3. Полифункциональной 4. Вариативной 5. Доступной 6. Безопасной
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
ВЫВОД:
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Слайд 20
Благодарим за оценку!
Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.
В презентации раскрыты основные задачи образовательной области "Познавательное развитие", понятия, направления работы педагога, основные методы реализации содержания образования.
«Особенности познавательного развития дошкольников
в контексте ФГОС
старший воспитатель
г. Верхний Уфалей
Федеральный
государственный
образовательный
дошкольного
образования
Содержание Стандарта обеспечивает
Образовательные области
коммуникативное
Познавательное
Художественно-
эстетическое
Формирование
картины мира,
познавательно-
исследовательской
продуктивной
(конструктивной)
деятельности
Формирование
элементарных
математически
представлений
развитие познавательных интересов и способностей
детей, которые можно подразделить на сенсорные,
интеллектуально-познавательные
и интеллектуально-творческие.
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах
и следствиях и др.);
формирование о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии
стран и народов мира.
Виды детской и совместной с педагогом образовательной деятельности
деятельность
(сюжетно-ролевые,
дидактические,
театрализованные
деятельность
экспериментальная,
деятельность
деятельность
Организация
предметно-пространственной
развивающей среды
Конструирование
Многофункциональная
Содержательно
трансформируемая
Вариативная
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности с учётом мотивации к деятельности.
Главные критерии познавательного интереса:
Регулятивные
Эмоциональные
Познавательный
Интеллектуальные
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
детей, создавать для этого условия;
Метод моделирования игровой ситуации
Метод проектов
Метод экспериментирования
экспериментирования
целенаправленный
в результате
которого ребёнок
получить знания ;
(показ воспитателя)
(дети вместе
с воспитателем,
с его помощью) ,
деятельность
(как нахождение
действия )
Познавательные действия – это система
способов познания окружающего мира:
определение и формирование задачи
поиск информации
моделирование
экспериментирование
классификация
доказательство
Целевые ориентиры освоения содержания
и раннем возрасте
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними ; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами , стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия , знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими .
Целевые ориентиры освоения содержания
дошкольного образования
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий;
ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре;
Целевые ориентиры освоения содержания
дошкольного образования
ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями , пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать ,
экспериментировать . Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы,
обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
Читайте также: