Тенденции развития интернета в россии и зарубежных странах аналитический доклад

Обновлено: 25.06.2024

В статье проводится сравнительная оценка уровня распространения цифровых технологий в предпринимательский сектор России со странами ЕС, некоторыми скандинавскими и азиатскими странами. Выявлено, что передовые позиции в этом направлении занимают скандинавские страны и ряд европейских государств. Рассмотрены модели цифровой экономики некоторых зарубежных стран, занимающих передовые позиции в этом направлении. Обосновывается необходимость при решении вопросов цифровизации предпринимательского сектора учитывать состояние страны в целом, цифровые навыки населения, меры, принимаемые со стороны органов власти страны, научной деятельности образовательных организаций и многие другие факторы.


4. Грицунова С.В., Седых Ю.А., Высоцкая Т.А. Трансформация системы бизнес-администрирования предпринимательских структур в условиях диджитализации общества // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 9. Часть 1. С. 19-25.

6. Мельничук М.В Международный опыт развития цифровой экономики в странах европейского союза // Экономика и право. 2019. № 6. С. 97-103.

7. Семерина С.А., Соломина И.В. Цифровая трансформация бизнеса: зарубежный опыт // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Том 9. № 2. С. 25-31.

8. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Journal of international economic affairs. 2019. № 2. С. 481-494.

Введение

Деятельность современной организации в современных условиях хозяйствования трудно представить без широкого использования цифровых технологий. Они играют ключевую роль и являются неотъемлемой частью деятельности бизнес-структур. От того широко или нет развито использование цифровых технологий организацией во многом зависит результативность, продуктивность, успешность деятельности бизнеса. Высокий уровень цифровизации обычно свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности предпринимательской структуры.

При этом цифровые технологии играют ключевую роль в повышении производительности труда, уменьшении издержек и росте доступности информации бизнеса [4]. Использование цифровых технологий предпринимательским сектором ведет к значительному снижению барьеров входа на новые рынки и в целом стимулирует экономический рост конкурентоспособности государства. Интересным представляется проведение сравнительного анализа уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе в России и некоторых зарубежных странах.

Материалы и методы исследования

С целью интегральной оценки уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе Институтом статистических исследований и экономики знаний разработан индекс цифровизации бизнеса. Данный индекс рассчитывается на базе пяти показателей: уровень использования оболочных сервисов, широкополосный интернет, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю.

Методы и приемы исследования базируются на анализе и обобщении изученного материала об исследованиях уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе, а также на систематизации и группировке данных исследований. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического, статистического анализа и графической интерпретации.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью сравнительной оценки интенсивности и результативности внедрения цифровизации в предпринимательский сектор представим индекс цифровизации бизнеса в России и ряде зарубежных стран (рис. 1).

По уровню распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе Россия занимает последние места, с индексом цифровизации бизнеса 31% в 2018 году. Передовые позиции по этому показателю занимают Финляндия – 50%, Бельгия – 49%, Дания – 47%, Нидерланды – 48%, Швеция – 46%.

Отмечен рост удельного веса организаций предпринимательского сектора использующего широкополосный интернет в России с 82% в 2017 году до 86% в 2018 году. Интенсивность использования широкополосного интернета предпринимательским сектором в России в сравнении с рядом зарубежных стран не высока (рис. 2).

В Финляндии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Литве, Латвии 100% организаций предпринимательского сектора используют широкополосный интернет. На протяжении последних 9 лет особого роста в использовании широкополосного интернета предпринимательским сектором не наблюдалось (рис. 3).

Doc7.pdf

Рис. 1. Индекс цифровизации бизнеса в РФ и ряде зарубежных государств, 2017-2018 гг.

Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]

Doc8.pdf

Рис. 2. Интенсивность использования широкополосного интернета предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017-2018 гг.

Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]

Doc9.pdf

Рис. 3. Динамика интенсивности использования широкополосного интернета предпринимательским сектором в РФ

Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]

Doc10.pdf

Рис. 4. Сравнительный анализ интенсивности использования облачных сервисов предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.

Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]

Doc11.pdf

Рис. 5. Интенсивность использования RFID технологий предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.

Источник: рассчитано автором на основании данных [3]

Интенсивность использования облачных сервисов в России и ряде зарубежных стран представлена на рисунке 4.

По данному направлению Россия занимает весьма не плохие позиции. 27% организаций использовали облачные сервисы в 2018 г., что на 17,4% выше, чем в 2017 году.

Среди проанализированных стран в России значительно меньше организаций предпринимательского сектора используют RFID технологии, только около 6% (рис. 5).

Doc12.pdf

Рис. 6. Интенсивность использования ERP систем предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.

Источник: рассчитано автором на основании данных [3]

Doc13.pdf

Рис. 7. Интенсивность использования электронных продаж предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.

Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]

На рисунке 6 продемонстрирована интенсивность использования ERP систем в России в сравнении с некоторыми другими зарубежными странами.

Интенсивность использования электронных продаж предпринимательским сектором в большинстве государств нарастает (рис. 7).

В таблице приведем интенсивность использования интернета населения в зависимости от целей.

Лидером с точки зрения распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе является Финляндия. Ее индекс цифровизации бизнеса составляет 50, причем страна имеет 100-% й охват организаций, пользующихся широкополосным интернетом. Более половины организаций страны используют оболочные сервисы, более трети ERP системы, около ¼ организаций страны используют электронные продажи и RFID технологии. Финляндия считается одним из лидеров в области финансирования научных исследований со стороны государства и инвесторов. В качестве основного элемента политики в области науки и технологий Финляндия одной из первых среди развитых государств, приняла концепцию национальной инвестиционной систем. В стране функционирует Министерство торговли и промышленности и Министерство образования. К числу их основных функций относится научно-технологическая политика. В стране действует Академия Финляндии и Teknologian Keskus (Центр развития технологий), университеты, которые занимают центральное место в области финансирования НИОРК. К числу наиболее серьезных проектов этого центра относится создание стратегических центров компетенций, а именно Metsaklustery Oy (лесная промышленность), Tivit Oy (промышленность и т.п.), Fimec Oy (металлообработка) и другие.

Дания является одним из лидеров среди стран членов ЕС по индексу цифровизации бизнеса (47%). По четырем из пяти проанализированных показателей Дания опережает РФ более, чем в 2 раза, за исключением использования широкополосного интернета. При этом в Дании обеспечивается 100-й охват широкополосным интернетом предпринимательского сектора. Кроме того почти все население Дании используют интернет для онлайн-услуг, банковских операций, интернет-покупок и т.п. Дания является лидером по подключению 4G и NGA связи и охвата территории фиксированной широкополосной сетью [6].

Интенсивность использования интернета населением страны (в процентах от общей численности населения страны), 2017 г.

Читайте также: