Пожарная безопасность доклад на классный час

Обновлено: 04.05.2024

Цель: изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Повторение пройденного материала по вопросам:

- Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнуть в нашем районе?

- Перечислите основные причины возникновения аварий.

II. Изложение материала по теме.

1. Исторические сведения.

Учитель. Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

• превращают в пепел жилые и промышленные здания;

• уничтожают лесные массивы;

• уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Приведу примеры некоторых исторических фактов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:

1470 г. - пожар в Москве (осталось только 3 двора);

1493 г. - пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

1812 г. - пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);

1972 г. - торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

2003 г. - пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов. (Погибло 44 студента, 180 пострадало.)

2007 г. - пожар в доме престарелых в городе Ейске на Кубани. (В результате пожара погибли 62 человека, пострадало-34.)

2. Беседа по вопросам:

- На каких объектах наиболее часто возникают пожары?

- Как вы думаете, какие предприятия нашего города, района наиболее пожароопасные?

Учитель. Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Горение - это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.

• интенсивным выделением тепла;

Для возникновения горения необходимы три условия:

1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:

2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:

3) источник воспламенения, которым может послужить:

• непогашенный окурок и др.

Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.

Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся.)

Схема 1


Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.

На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:

Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме. Ознакомьтесь с этой схемой.

Схема 2


Чаще всего причиной гибели людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.

По интенсивности пожары подразделяются:

• на отдельные (то есть пожары в отдельном здании);

• массовые (отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).

Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.

Условиями возникновения такого пожара являются:

• большое скопление горючих материалов;

• огненный шторм (пожар охватывает в городах 90 % зданий), который характеризуется подъемом вверх продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком с ураганной скоростью со всех сторон свежего воздуха.

- Распространение пожаров в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:

Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара? (Наибольшую опасность представляют населенные пункты с деревянными застройками.)

Вспомните статистику о случаях с пожарами. Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:

Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты.

При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.

Как остановить горение? (Ответы учащихся.)

Учитель (дополняет). Горение может быть прекращено:

• углекислотой и другими средствами;

• разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;

• изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;

• химическим торможением реакции горения специальными веществами (бромэтил, фреоны).

Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.

Рассмотрим эти способы тушения пожаров:

• первичные очаги возгорания тушат огнетушителем, засыпают песком и другими подручными средствами;

• отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;

• массовые пожары разбиваются на отдельные участки.

Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:

• быстрым повышением температуры;

• распространением огня открытым путем;

• потерей конструкциями несущей способности.

Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:

• закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;

- сильное пламя, выбивающееся из окон, - признак интенсивного горения внутренних помещений здания;

• резкое падение высоты пламени из окон - признак разрушения конструкций, может последовать разрушение;

• отсутствие выбросов пламени из окон - признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;

• большое количество густого дыма - признак горения при недостатке кислорода в воздухе.

Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара - дыма.

Для оповещения используется (должен использоваться) пожарный извещатель.

Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.

- побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Оборудование:

- ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;

- выставка книг по теме урока.

1.Организационный момент

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

Сформулируйте тему урока.

Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара.

II. Основная часть

1. Огонь – давний друг человека

Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.

2. Злой огонь

Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.

Сила огня большая – пребольшая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете ежегодно происходит около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

3. Причины пожаров

Часто при пожаре страдают люди, поэтому вызывают скорую помощь. Врачи осматривают больных на месте или сразу везут в больницу.

На уроке присутствовала медсестра школы, она рассказала о правилах наложения повязок, несколько повязок продемонстрировала.

4. Чем опасен пожар?

- Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий?
- Чем опасен пожар?
- Отчего может возникнуть пожар?

Давайте определим правила пожарной безопасности:

• Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

• Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

• Не суши бельё над плитой.

• Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

5. Первичные средства тушения пожаров. Рассматривание огнетушителя. Рассказ ученика об огнетушителе.

6. Правила поведения при пожаре

А если пожар всё-таки возник?

Вот какие существуют правила поведения при пожаре.

• Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.

• При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.

• При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.

Если к вам придёт беда - позвони скорей туда.
А если нету телефона - позови людей с балкона.


Цели урока:
После изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
• об основных причинах и последствиях пожара;
• об основных мерах пожарной безопасности в быту;
• о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
б) уметь:
• правильно действовать в случае пожара в доме;
• эвакуироваться из горящего здания;
• пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);
в) иметь представление:
• об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;
• об огнестойкости строительных конструкций.
Оборудование: доска, мел.

План урока:
1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.
2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания.
3. Первичные средства пожаротушения.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивационно–целевой блок:

Огонь был и остаётся одним из первых помощников человека. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. Часто причиной пожара становятся:
• неосторожное обращение с огнём;
• нарушение правил эксплуатации и неисправность электроприборов;
• детская шалость с огнём;
• курение и т.д.

В результате пожара у пострадавших возможны ожоги, отравления продуктами горения, травмы от обрушения сооружений и мебели, падение тяжёлых предметов. В ряде случаев возникает паника.
Предупреждение пожароопасных ситуаций является нашей главнейшей задачей, но если вдруг возникнет такая ситуация, мы должны знать, как нужно действовать в сложившейся обстановке, как помочь пострадавшим и избежать паники.

3. Этап освоения материала:
При возникновении пожара люди погибают не только от огня, но и от поражающих организм человека вредных факторов (угарный газ, высокая температура среды, токсичные продукты горения, понижение концентрации кислорода, потеря видимости – результат паника).

Основные поражающие факторы пожара и их действие на организм человека:
Открытый огонь: Опасны лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через 30 секунд после возникновения пожара.
Температура среды: Опасно вдыхание горячего воздуха (поражение верхних дыхательных путей, удушье и смерть) и ожоги кожи.
Токсичные продукты горения: опасна окись углерода, а также продукты горения, выделяющиеся из синтетических и полимерных материалов. Нарушается координация движения, наступает кислородное голодание, приводящее к остановке дыхания и смерти.
Потеря видимости вследствие задымления: Опасно нарушение эвакуации людей. Эвакуация затрудняется или становиться невозможной, при возникновении паники.
Потеря видимости вследствие задымления: Опасно нарушение эвакуации людей. Эвакуация затрудняется или становиться невозможной, при возникновении паники.
Понижение концентрации кислорода: Опасно уменьшение концентрации кислорода в воздухе при сгорании различных веществ и материалов. Понижение содержания кислорода на 30/0 вызывает ухудшение двигательных функций организма.

Основными причинами возникновения пожаров в доме являются следующие факторы:
• неосторожное обращение с огнем;
• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
• утечка бытового газа;
• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.

Мы с вами разобрали основные причины возникновения пожаров в жилых зданиях, пожалуйста, на основании этого сделайте выводы, какие необходимо принять меры по обеспечению пожарной безопасности в доме, школе, на улице и в лесу (Чем больше учащиеся дадут предложений, тем полнее удастся с ними составить перечень основных правил пожарной безопасности; перечень составляется на классной доске):
• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);
• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;
• не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);
• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);
• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;
• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);
• устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка .

Как должен вести себя человек, если в его доме (квартире) начался пожар?
1. Не бояться позвать на помощь взрослых, даже если вы являетесь виновником пожара;
2. Немедленно покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики);
3. Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (112), сообщить точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона.
Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.
Особое внимание необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:
• тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);
• тушить водой электрические приборы, т.к. вода хорошо проводит электричество;
• пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);
• использовать лифт;
• спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;
• открывать двери, окна и выпрыгивать из них (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

При возникновении пожара нужно быть готовым ко всему, потому что успешная эвакуация здания, ваша жизнь будет зависеть от ваших правильных действий.

Давайте с вами рассмотрим разные ситуации, которые могут произойти:

Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения:
1. Защитить глаза и органы дыхания.
2. Накрыться плотной влажной тканью и двигаться, пригнувшись или ползком.
3. Взять с собой фонарик, так как в задымлённом помещении плохо видно.
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь.
Если концентрация дыма увеличивается, то, передвигайтесь по помещению, пригнувшись или ползком.
В многоэтажных зданиях идите в сторону незадымляемой лестницы и далее к выходу. Держитесь за стены, поручни, дышите через влажный платок. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

Действия в случае, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме:
1. Позвонить в пожарную охрану, назвать свой адрес и сказать, что выход на лестницу закрыт.
2. Закрыть дверь в квартиру, заткнуть все щели и вентиляционные отверстия тряпками.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Закрыться в дальней от входа комнате.
5. Приготовиться подавать сигналы спасателям куском яркой ткани с балкона или фонариком из комнаты (если дым снаружи).
6. Если концентрация дыма высока или резко повысилась температура, выйти на балкон, плотно прикрыв за собой дверь. Захватить с собой намоченное одеяло или другую плотную ткань, чтобы защититься от огня в случае его проникновения через окно или дверь.
7. Если у вас нет балкона, остаётся последний рискованный шанс – встать на подоконник (выступ, карниз), держаться за стену и ожидать спасателей.

Что делать в ситуации, если загорелся или взорвался телевизор? В первую очередь необходимо обесточить телевизор (вытащить вилку из электрической розетки или полностью отключить электропитание в квартире). Если телевизор продолжает гореть, его нужно накрыть плотной тканью, чтобы прекратить доступ кислорода. Заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

При взрыве телевизора или усилении горения необходимо срочно покинуть помещение, закрыть за собой плотно двери и окна и сообщить о возгорании в пожарную охрану.
Распространение огня по зданию при возгорании зависит от огнестойкости здания и сооружения, что распространение пожара в них во многом зависит от того, из какого строительного материала они сделаны. Используя рисунки в учебнике, поясните, в каких случаях огонь может распространяться через строительные конструкции.

Подведение итогов беседы: повторное краткое повторение пройденного материала.


-80%

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель: Выработать навык поведения при пожаре и обращения с огнеопасными предметами Познакомить с основными причинами пожара, правилами пожарной безопасности.

Пожары- большая беда для человека! Пожар-это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Причины возникновения пожара: Неисправность электрических приборов; Халатность самих людей, забывчивость ( забыли выключить электроприборы, почистить дымоход); Воспламенение от искры( печь, камин); Близость к огню легковоспламеняющихся предметов: мебель, обои, одежда и т.д.; Неосторожное обращение со спичками, зажигалками, сигаретой, горючими смесями; Неисправная электропроводка.

Что предпринять, если загорелась одежда: Лечь на землю и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать! Если увидите человека в горящей одежде: накрыть покрывалом и плотно прижать его к телу (оставив открытой голову, чтобы человек не задохнулся продуктами горения), нередко человек в горящей одежде теряет ориентацию, начинает метаться, тем самым усиливает пламя, следует сбить его с ног, а затем погасить пламя, оказать посильную первую медицинскую помощь.

При пожаре опасен не только огонь, но и дым. Помни! При пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма! В задымленном помещении дышать через влажную ткань для защиты от угарного газа ! Двигаться в сильно задымленном помещении пригнувшись или ползком (желательно вдоль стены) Уходя из квартиры, закрывайте двери и в горящую комнату, и в квартиру: пламя уменьшится без кислорода.

Каждые 5 секунд на нашей планете возникает пожар. Огонь не щадит музеи, библиотеки, театры, школы, леса и хлебные поля. А самое главное- гибнут десятки тысяч человек, среди них и дети. Чтобы этого не произошло, надо очень осторожно обращаться с огнем, газом, электричеством. Кто может усмирить огонь? Конечно, пожарный! Какой номер телефона нужно знать, чтобы вызвать пожарного?

Помните, дети, пожары бывают, когда про включенный утюг забывают! Помните, дети, пожары бывают, когда про включенный утюг забывают!

Никогда не оставляйте включенную гирлянду на елке без присмотра! Никогда не оставляйте включенную гирлянду на елке без присмотра! Не вешайте на елку легковоспла-меняющиеся предметы!

ПОРЯДОК ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ ПОРЯДОК ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ На пожарах чаще всего люди гибнут из-за паники! Чтобы этого избежать быстро, организованно, но без паники и суеты прекратить занятия и под руководством учителя эвакуироваться из здания согласно схемы эвакуации, через эвакуационные выходы, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей. Самое опасное – быть зажатым и затоптанным в толпе! Люди в панике не замечают тех , кто рядом. Старайся не приближаться к ограждениям, стеклянным дверям. Не держи руки в карманах, чтобы не упасть. Если ты оказался зажатым в потоке людей- глубоко вдохни, согни руки в локтях, приподними их, чтобы защитить грудь. покидая помещения, отключить все электроприборы, выключить свет, плотно закрыть за собой все двери, окна и форточки во избежание распространения огня и дыма в смежных помещениях. проверить отсутствие людей во всех помещениях здания и их наличие по спискам в месте сбора.

Читайте также: