Повышение квалификации переквалификация доклад по психологии

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Институт психолого – педагогического образования

Кафедра психологии образования и профессионального развития

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студент: Крамаренко Л.А

группа:Тц- 312 Сп ПСДО

§ 1. Особенности образования взрослых …………………………………..4

§ 2. Виды и формы обучения взрослых……………………………………….9

Список использованной литературы………………………………………14

Мой жизненный опыт подтверждает правоту народной мудрости. Проблема образования взрослых - актуальная современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью приобретения новых. Роль образования взрослых сегодня повысилась, так как растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.

§ 1. Особенности образования взрослых

Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого.

Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого:

- осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

- накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;

- его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

- он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

- его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными условиями.

Взрослый учащийся тем или иным образом совмещает учебную деятельность с участием в сфере оплачиваемого труда.

Существует мнение, что взрослому человеку сложнее усваивать новые знания.

Однако психологи выяснили, что высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни. В свою очередь постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций.

Одновременно образование выступает одним из способов успешного разрешения кризисов зрелого возраста. Образование и умственный труд становятся необходимым условием психического здоровья человека.

Но обучение, на мой взгляд, не должно быть принудительным. В этом случае оно приводит к тому, что взрослые снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности. Ее развивающие возможности обусловлены осознанием человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других реалиях жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д.

Процесс образования взрослых, на мой взгляд, эффективен, когда человек ставится в позицию исследователя, вырабатывающего совместно с другими собственные решения. Отсюда возрастающая роль организации обучения в малых группах, модульное построение процесса обучения, использование разнообразных игровых методов и т.д. Жизненный и производственный опыт, которым обладают взрослые, оказывает противоречивое влияние на обучение: с одной стороны, он содействует более глубокому осмыслению изучаемых проблем, а с другой, - источник стереотипных, эмпирических и рутинных оценок, защищающих человека от нового.

Наука, занимающаяся изучением проблем образования взрослых, получила название андрагогики.

Мой жизненный опыт позволяет мне сравнить педагогическую и андрагогическую модели обучения.

Сравнение андрагогической и педагогической моделей обучения позволяет сформулировать следующие основные положения.

В педагогической модели обучающийся полностью зависит от преподавателя, который и определяет, что и как должно быть изучено и как это изучено (то есть, цели, содержание и результаты обучения). Ощущая себя зависимым, несамостоятельным, подчиненным, обучаемый в педагогической модели принципиально не может быть активным участником процесса обучения. Его роль и деятельность относительно пассивны, направлены на восприятие. Отсюда и основными методами являются передаточные, трансляционные.

С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении всех параметров этого процесса.

Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств.

Значение опыта обучающегося в педагогической модели незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки обучения. Основное же значение имеет опыт преподавателя либо автора учебника. Поэтому основным видом учебной деятельности является деятельность по образцам, представляемым обучающим. Соответственно, основными видами технологии обучения являются передаточные: лекции, рекомендованное чтение, телевизионные передачи.

С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

В рамках педагогической модели готовность обучающегося к учению определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением общества на человека, угрозой его жизненной неудачи в случае отказа от обучения и т.д. Обучающиеся согласны и вынуждены учить одни и те же предметы, поэтому их обучение можно построить по единому стандарту, предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающего в этом случае становится создание искусственной мотивации, а также деятельность по определению целей обучения, заинтересовывающих обучаемых.

В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем.

Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении. Учебные программы в этом случае должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, а их последовательность и время изучения должны определяться не только системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению. Основой организации процесса обучения в связи с этим становится индивидуализация обучения, на основе индивидуальной программы обучения, преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.

При обучении по педагогической модели обучающиеся ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и пригодится им в жизни, то позже. Целью обучаемых становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков, качеств про запас, без конкретной связи с практической деятельностью. А задачей обучающего является передача как можно большего количества знаний, умений, навыков, качеств, также без определенной связи с практикой. Курс обучения строится, естественно, по разделам учебных дисциплин, следуя логике данного предмета.

В рамках андрагогической модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений, навыков, качеств, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков, качеств. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам).

В педагогической модели обучения совместная деятельность обучающихся и обучающих осуществляется поверхностно и только с учащимися, настроенными на активное сознательное восприятие знаний, умений, навыков, качеств. Она принципиально не может осуществляться на этапах планирования, оценивания и коррекции процесса обучения. Она частично реализуется, и то в форме пассивного участия обучаемого в учебной деятельности, лишь на этапе реализации процесса обучения.

В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.

Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.

§ 2. Виды и формы обучения взрослых

Существуют следующие формы обучения взрослых:

Классические курсы - форма дополнительного образования (обычно платная), при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели получают знания, умения, навыки, качества в определённой сфере и на уровне, повышающем предыдущий уровень знаний слушателя в данной сфере или закладывающем основы знаний, умений, навыков, качеств. слушателя в случае, если до прохождения курсов он вовсе не был знаком с их предметом. Методы и цели курсов могут сильно варьироваться в зависимости от их предмета, требований слушателей и т.п. Но в целом обозначить цели курсов можно как улучшение, развитие или привитие знаний, умений, навыков, качеств по предмету данных курсов.

Местом проведения курсов могут быть как специализированные учебные центры, так и рабочее место слушателей.

Интенсивы - в отличие от классических курсов проходят обычно в сжатые сроки и с более высокой периодичностью, при этом суть интенсивов практически такая же, что и суть курсов, т.к. преследуются одни и те же цели.

Стажировки - традиционная форма, суть которой в производственной деятельности под руководством профессионала для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Самообразование - приобретение знаний, умений, навыков, качеств путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Данная форма обучения стала особенно актуальна в современном мире, когда людям подчас не хватает времени на подбор соответствующего курса; часто человек не может найти курсов, которые соответствуют его целям, запросам по времени или месту проведения обучения. Самообразование требует от обучающегося высокого уровня дисциплинированности и навыков самоорганизации процесса обучения и самоконтроля. Эта форма не очень популярна в России, т.к. самообразование до недавнего времени нельзя было подтвердить соответствующим документом. Сейчас система сдачи квалификационного экзамена для получения соответствующего документа в России начала развиваться. Аналогичная форма обучения взрослых на Западе весьма распространена.

Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

По прежнему самым распространённым видом обучения взрослых остаётся заочное обучение.

Заочное обучение - вид учёбы, который сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую - производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Изначально заочное обучение вводилось только для тех студентов, которые по какой-либо уважительной причине не имели возможности регулярно посещать занятия. Заочное обучение использует поточный принцип: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год (как правило, зимой и летом) происходит сдача сессий.

Благодаря развитию ИТ-технологий, заочное обучение постоянно модернизируется, становясь все более похожим на дистанционное образование.

На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учёбу с работой.

Таким образом, виды и формы образования взрослых разнообразны, и каждый взрослый человек может в соответствии со своими целями, возможностями выбрать тот или иной вид обучения.

Взрослые обучающиеся в процессе обучения выполняют следующие функции:

а) участников совместной с обучающим учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения;

б) соавторов индивидуальных программ обучения;

в) реализаторов индивидуальных программ обучения.

В той степени, в которой обучающиеся могут выполнять на достаточно удовлетворительном уровне названные функции, они могут обучаться с применением технологии обучения взрослых. Для этого они должны обладать определенными умениями и навыками совместной и коллективной учебной деятельности, иметь представление об организации процесса обучения, владеть навыками учебной работы.

Список литературы

Основы андрагогики / под ред. И.А.Колесниковой и др. - М.,2003;

Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. - Педагогика, 2003, №8. С. 32 - 36.

Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

Гост

ГОСТ

Повышение квалификации – это вид профессионального обучения сотрудников, проводимого с целью расширения объема их теоретических знаний, а также совершенствования практических навыков и умений

Особенности профессионального переобучения

С помощью повышения квалификации (переобучения) взрослые люди получают возможность развивать свои способности, обогащаться знаниями, совершенствовать профессиональные квалификации. Они могут начать применять их в новом направлении.

Профессиональное обучение — это любые систематические действия, предпринятые людьми, которые завершили первоначальный цикл непрерывного образования. Оно необходимо для расширения своих знаний, совершенствования навыков с целью адекватного выполнения профессиональных задач.

Процесс образования должен продолжаться в течение всей жизни, поскольку человек, не проходя обучение, может отстать от технических и социальных изменений. Тем самым он не сможет подготовить себя к изменениям в жизни и не получит возможность в полной мере реализовать собственный потенциал личности.

Психологические особенности переобучения взрослых учащихся отличаются от учащихся детей. В педагогике даже предусмотрен отдельный раздел дидактики, названный андрагогика. В нем предложили андрагогическую модель организации обучения, в пределах которой ученик несет ответственность за формирование области обучения, выбирая методы и планируя сроки.

Психологические особенности взрослых людей, проявляющиеся в ходе обучения

Организуя переобучение, необходимо обратить внимание на несколько особенностей взрослых людей, которые включают осознанность в отношении процесса обучения, потребность в самостоятельном изучении и осмысленности, практическую направленность к обучению, стремление использовать полученные знания, умения и навыки.

Готовые работы на аналогичную тему

Взрослые люди, как правило, имеют желание учиться. Когда они понимают свою потребность в обучении, они определяют возможности использовать его результаты для улучшения собственной работы и деятельности. Помимо этого, взрослый человек, как правило, проявляет стремление активно участвовать в обучении, привнося в обучающую ситуацию свои жизненные ценности и опыт.

Психологические особенности повышения квалификации взрослого человека связаны с тем, что такие люди стараются осуществить соотнесение обучающей ситуации с собственными целями и задачами. Взрослые люди имеют большое число семейных и социальных обязанностей. По этой причине они готовы учиться, не отрываясь от основной профессиональной деятельности. Разные люди осваивают новые знания и навыки с различной скоростью, поэтому, осуществляя работу с ними, необходимо обратить внимание на индивидуализацию обучения.

Одна из специфических особенностей переобучения взрослых, с которой организаторы и преподаватели практически не сталкиваются в общеобразовательной школе, представляет собой отсев участников, которые были набраны первоначально. Отсев можно увидеть в сменной школе, в различных государственных и негосударственных курсах образования.

Причины прекратить обучение у взрослых людей могут быть самыми различными. В основном они включают:

  • Недостаточное количество времени;
  • Наличие семейных обстоятельств;
  • Невозможность совмещения работы с обучением;
  • Потеря навыков учения, которые создают у учеников дискомфорт, и т.д.

В более или менее развитых государствах все школьники в большей степени ориентированы на учебу. Без данного процесса они не имеют возможности выйти в самостоятельную взрослую жизнь. Подрастающее поколение уже по генам программируется на тот или иной путь обучения. У взрослых же, прошедших этот путь в более раннем возрасте, нет такой программы. Они вступают в процесс переобучение при наступлении жизненной необходимости такого процесса.

Психологические причины и особенности переобучения взрослых

Для взрослого человека внешние мотиваторы, включая школьную оценку, поощрение и наказание, имеют второстепенное значение. Они могут вообще отсутствовать, поскольку на первый план выходит внутренняя мотивация деятельности. В ее основе лежит понимание роли и значения усвояемого материала.

Взрослая избирательность формирует некоторые трудности в его переобучении. Состав внутренней мотивации учебной деятельности взрослого также неоднороден и сводится к 3 типам: утилитарной, престижной и мотивации цели.

Утилитарная мотивация может стать узкой. Ее определяют лишь личные потребности человека. Широкая мотивация характеризуется наличием личных потребностей, которые связаны с социальными потребностями. В этих ситуациях она может порождаться с помощью социально-профессиональной практики человека и возникновения необходимости совершенствовать эту практику. Во второй ситуации личная нужда, как правило, может совпасть с общественными или производственными потребностями.

Мотивация престижа также является стимулом для включения взрослых людей в учение. В этом случае человек получает удовлетворение и выделяется из среды окружающих людей, участвующих в этом обучении. Приобретение знаний ради них самих может встречаться более редко, но тоже присуще для разных клубов и курсов по интересам.

Психологические особенности предполагают включение взрослого человека в процесс накопления личного капитала как образования. Данный капитал может приобретать максимальную значимость для общества, приводя к переменам в характере и качестве деятельности человека в широком смысле.

В статье рассказываем, что такое программы повышения квалификации, зачем они нужны психологам и как правильно их выбирать.

Повышаем квалификацию по психологии

Что дает повышение квалификации психологам?

Профессиональное развитие, расширение практики, увеличение заработка.

Каждый уровень квалификации психолога соответствует конкретным знаниям и навыкам. Повышение квалификации необходимо, когда вы:

Где учиться психологу?

Повысить квалификацию психолог может следующими способами:

  • окончить курсы;
  • пройти психотерапевтическую сертификационную программу;
  • получить второе высшее образование;
  • защитить диссертацию;
  • регулярно участвовать в конференциях и семинарах.

Ниже рассмотрим каждый вариант подробнее.

Курсы повышения квалификации

  • краткосрочные (не менее 72 часов);
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
  • длительные (свыше 100 часов).

В это время включены теоретические занятия, самостоятельная и групповая работа, практика, итоговое тестирование.

Курсы заканчиваются обязательной итоговой аттестацией. По ее результатам может быть присвоена профессиональная квалификация. Все, кто успешно завершил обучение, получают документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации для краткосрочных курсов или семинаров (72 — 100 часов);
  • свидетельство о повышении квалификации для программ свыше 100 часов.

Психотерапевтическая сертификационная программа

В институте молодой специалист изучал различные направления психологии и теперь может выбрать понравившуюся область, пройти обучение и стать сертифицированным психологом или психотерапевтом. Преимущества психотерапевтической сертификационной программы — практическое обучение.

Психотерапевтическая сертификационная программа повышения квалификации включает:

  • теоретическую подготовку в выбранном направлении (юнгианский анализ, классический психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, EMDR, символдрама и т. п.);
  • личная психотерапия;
  • психотерапевтические сессии;
  • супервизия.

Для разных психологических школ длительность сертификационных программ и количество часов личной терапии, сессий и супервизии будет отличаться (для психоаналитиков — 7 лет, специалистов экзистенциальной терапии — 8 лет, гештальт-терапевтов — 5 лет, специалистов когнитивно-поведенческой терапии — 3,5 года). Срок зависит также и от учебного заведения. После прохождения личной терапии можно вести прием клиентов под наблюдением супервизора.

Повышаем квалификацию по психологии

Защита диссертации

Успешная защита магистерской, кандидатской или докторской диссертации считается прохождением повышения квалификации. Научная степень:

  • повышает авторитет специалиста в профессиональных кругах;
  • увеличивает шансы на получение новой должности;
  • дает шанс получить надбавку к заработной плате (в зависимости от места работы);
  • дает ряд других привилегий (отсрочка от армии и т. д.);
  • требует времени (научная работа пишется от 3 лет).

Этот вариант повышения квалификации подходит для тех, кто занимается научной деятельностью, а также для врачей-психотерапевтов и клинических психологов.

Участие в конференциях

Участие в конференциях — еще один способ повысить квалификацию. Современные конференции по психологии предлагают воркшопы и мастер-классы, на которых можно отработать навык под руководством специалиста и получить сертификат об участии.

Кому необходимо повышать квалификацию по психологии?

Регулярно повышать квалификацию необходимо практикующим психологам и психотерапевтам.

Работодатель может проверить уровень квалификации психолога, изучив документы о пройденных курсах. Но в личной практике все зависит от ответственности специалиста.

Отдельно стоит сказать о требованиях к квалификации педагога-психолога.

Повышаем квалификацию по психологии

Где можно пройти повышение квалификации?

На сайте вы сможете найти информацию о лицензии института, преподавателях и учебных программах.

Если вы планируете работать с клиентами удаленно, рекомендуем обратить особое внимание на программу, на которой Вы узнаете об особенностях терапии в удаленном формате: принципах работы, методах и организации консультации. Также вы научитесь искать новых клиентов через интернет.

В современном мире многим людям необходима экстренная кризисная помощь. В Институте прикладной психологии в социальной сфере есть программа повышения квалификации для тех, кто хочет научиться оказывать сопровождение и поддержку в неожиданных ситуациях.

А для тех, кто планирует расширить свои знания в сексологии и применять их в психологическом консультировании, предлагаем курс.

Психологи обязаны регулярно повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать профессиональным стандартам. Периодичность прохождения программ дополнительного образования устанавливается работодателем, но интервал между курсами не может превышать 5 лет.

Зачем психологу повышать квалификацию

Пациент на приеме у психолога

Помимо необходимости соответствия профстандартам, есть другие причины, по которым психологам важно регулярно повышать собственную квалификацию:

  1. Знакомство с новыми методиками и исследованиями.
    Как и любая наука, психология постоянно развивается, поэтому квалифицированному специалисту необходимо знать о последних достижениях. Конференции и обмен опытом с коллегами – это эффективный способ быстрого изучения и структурирования новой информации.
  2. Приобретение новых практических навыков.
    За несколько недель курсов можно овладеть инновационной методикой (например, трансактным анализом в тренинге) или освоить непривычное для себя направление (к примеру, проведение онлайн-консультаций). Также можно изучить нюансы работы с конкретными категориями клиентов (пациентов): детьми, беременными женщинами, пожилыми людьми, трудными подростками и т. д.

Психологи, работающие в системе образования, должны повышать свою квалификацию каждые 3 года.

Примеры программ

Выбор куров зависит от сферы, в которой планирует совершенствоваться специалист. Это может быть:

  • возрастная психология;
  • наркология;
  • нейропсихология;
  • сексология;
  • клиническая психология;
  • судебно-лингвистическая экспертиза;
  • семейная психотерапия и т. д.

Обучение возможно в разных формах:

  • очной – с полным прекращением профессиональной деятельности на время учебы;
  • заочной – с частичным отрывом от работы;
  • дистанционной – без паузы в практике.

Ниже представлены примеры программ повышения квалификации по психологии.

    Психологическая помощь в кризисных ситуациях.

Длительность курса – 72 часа, подходит также для педагогов-психологов, так как содержит раздел по вопросам оказания помощи в кризисной ситуации в образовательном учреждении.

Курс направлен на совершенствование профессиональных навыков действующих специалистов через рефлексию и понимание опыта работы. Также в ходе обучения формируется способность оказания качественной профессиональной помощи в особо сложных ситуациях.

Длительность обучения – 72 часа, проводится не только в форме лекций, но и практических заданий и тренингов.

Курс направлен на повышение общей эффективности психологического сопровождения образовательного процесса. Обучение основным моделям работы наставника-супервизора позволит проводить работу с молодыми специалистами педагогами-психологами для оказания им практической помощи в профессиональном становлении.

Программа рассчитана на 72 часа, разработана для педагогов-психологов.

Топ очных курсов

У практикующих психологов наибольшей популярностью пользуются несколько образовательных учреждений:

    Институт организационной психологии, г. Москва.

Реализует программы повышения квалификации по различным направлениям психологии: клинической практике, суицидологии, психотерапии и т. д. Обучение предполагает участие в психологических консультированиях и исследованиях, коучингах и тренингах.

Предлагает пройти повышение квалификации педагогам-психологам на своем факультете дополнительного образования. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели, которые не только проводят теоретические научные исследования, но и внедряют новые психолого-педагогические наработки в образовательную систему на практике.

Здесь можно пройти повышение квалификации по различным направлениям психологии, в том числе, перинатальной.

Предлагает курсы для специалистов разных направлений. Обучение ведется не только в виде лекций, но также тренингов и конференций, на которых коллеги могут обмениваться личным опытом.

Принимает на курсы повышения квалификации по результатам собеседования. Обучение ведут высококвалифицированные психологи, имеющие международный опыт и использующие новейшие методы работы.

Дистанционное обучение

Основное преимущество такого способа прохождения курсов – отсутствие необходимости посещения учебного заведения, что дает возможность повышать свою квалификацию без отрыва от практики и по программам, которые предлагаются в разных городах.

Для психологов предусмотрено множество дистанционных программ дополнительного образования по различным направлениям. Несколько примеров:

Занятия проводятся в онлайн-режиме. Если слушатель не смог присутствовать на лекции, он может просмотреть ее в записи. В удаленном режиме очень удобно проходить долгосрочные курсы длительностью более 100 часов, что было бы затруднительно при необходимости личного присутствия. По результатам дистанционного обучения выдается удостоверение, не отличающееся от документов, которые получают выпускники очных курсов. Оно высылается на почтовый адрес заказным письмом, но слушатель может и лично забрать его в образовательном учреждении.

Специфика

Главная особенность повышения квалификации психологов – длительность обучения. Среднее количество часов – 72, а многие курсы предполагают более 100. При этом есть краткосрочные циклы, но большинство программ предполагает период обучения не менее 2,5 месяцев.

Это обуславливает другую особенность дополнительного образования психологов. В большинстве случаев специалисты получают его в дистанционном режиме из-за невозможности отрыва от трудовой деятельности на такой период.

Таким образом, чтобы постоянно повышать свой профессиональный уровень, психологи могут получать дополнительное образование очно или заочно. Разнообразие тематики и форм проведения курсов позволяет найти вариант обучения, подходящий каждому специалисту.

Читайте также: