Доклад на тему усиша

Обновлено: 18.05.2024

"Родники"- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли
водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз
проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода
всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не
замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой
воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.
Надо беречь каждый ключик чистой воды. Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной родниковой воды.
Польза родниковой воды.

Оценить 1232 0

Исследовательская работа на тему

Участники: учащиеся 3 класса

Руководитель: Ханцуева Г. М., руководитель 3 класса

Введение - стр.3

Актуальность- стр.3

Основная теоретическая часть – стр.4 -7

Практическая часть стр.7 – 8

Выводы, заключение, использованная литература, сноски – стр.8

Приложение 1 – стр.9- 12

Приложение 2 – стр.13 -

"Родники"- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли

водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз

проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода

всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не

замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой

воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.

Надо беречь каждый ключик чистой воды. Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной родниковой воды.

Польза родниковой воды.

Родниковая вода не хлорируется, не озонируется, в нее не добавляют различные присадки и добавки

Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства

Родниковая вода насыщена кислородом

Актуальность

В последнее время мы все чаще стали встречать родниковые источники с некачественной водой. А это сигнал природы нашему здоровью.

До настоящего времени изучением и описанием родников моего родного села никто не занимался. Во всяком случае, мне такая информация не попадалась. Я заинтересовалась данной темой и в меру своих возможностей и способностей решила восполнить этот пробел в географии родного села.

Новизна моей работы заключается в том, что я постаралась дать как можно более полную картину родниковых вод нашей местности.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы для экологического воспитания учащихся школ на уроках и внеклассных мероприятиях, воспитания любви к природе и к Родине.

Цели моей работы:

1.Определить какую историческую и культурную ценность представляют собой родники.

2.Изучить состояние родников моего села. Определить, можно ли использовать эти воды для питья, не несут ли они в себе какую-либо опасность для здоровья.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературные и ведомственные материалы по данной теме.

Расспросить местных жителей о легендах, преданиях, обычаях

связанных с родниками села.

Выявить месторасположения основных родников села.

Провести анализ воды родников.

Изучить отношение предков и современников к источникам воды.

Формы работы:

сбор информации об источниках воды у местных старожилов;

подбор литературы по данному исследованию;

проведение экспериментальных работ;

анализ результатов исследовательской работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Теоретическая часть.

Наверняка, многие из нас даже не подозревают, насколько вкусной может быть горная родниковая вода, которая не только утоляет жажду, но и дарит наслаждение своей свежестью и чистотой и исцеляет от многих болезней.

Веками, из поколения в поколение, передаётся у нас любовь к родникам. По рассказам моей бабушки,издавна родники считались святым местом. Люди приходили к роднику с тяжелым грузом на сердце и душе. Им казалось, что всевышний отвернулся от них и их больше не интересует жизнь. Помолившись на роднике, попросив прощения, они уходили с облегчением, светлой головой и желанием жить.

На родниках люди обращались к Аллаху с молитвами об урожае и дожде.

Исламская религия призывает к умеренности и бережливости в использовании воды.Пророк предостерегал, что нельзя совершать омовение более трех раз подряд перед каждой молитвой. Пророк сам совершал омовение каждой части тела два или три раза, никогда не превышая этого количества, даже если запасы воды были в изобилии.

Источники воды часто становились местом священных ритуальных или трудовых обрядов, знаковых встреч. К ним относится и один из послесвадебных обрядов, известных у всех дагестанских народов - выход новобрачной за водой. Совсем не случайно она в первый раз выходила из дома мужа именно для того, чтоб набрать кувшин воды. Считается, что вместе с живительной силой, присущей воде, молодая жена приносит в новую семью мир, удачу, счастье и благополучие.

Раньше в аулах юноши собирались у родника, чтобы высмотреть себе невесту среди приходящих по воду девушек. Сколько любовных чувств загорелось около родников, сколько будущих семейных уз завязалось здесь!
Ты знаешь, о ком песня моя сложена?

Подойди к роднику, сам увидишь, о ком она.

Так писал Махмуд.
Встречи у родника являлись выражением нравственности во взаимоотношениях юношей и девушек. Начало знакомства юноши с девушкой зависело от широты его творческой фантазии, умения вызвать ее интерес. Это мог быть комплимент, просьба дать выпить воду, сказанные так, чтобы было ясно к кому она обращена и т.д.

Молодежь чаще всего догадывалась, с кем из девушек желал бы поговорить юноша. Юноше, пришедшему на встречу со своей возлюбленной, девушки создавали возможность для общения. Набирая воду, они одна за другой отходили от родника, последней оставляя набирать воду ту, с которой юноша ждал встречи. Чтобы найти повод поговорить с девушкой, юноша мог остановить ее и попросить напиться.

Для тех, кто глубоко скрывал свои чувства друг к другу, достаточно было во время такой встречи обменяться взглядами, которые были выразительнее всяких слов.

Мне мама рассказала, что раньше юноша по пути к роднику мог перегородить ногой тропинку, ведущую к источнику воды. Если девушка с улыбкой перешагивала через его ногу, это означало, что он мог начать ухаживать за ней. Если же она обходила дорогу, не смотря на него, то это означало, что ухаживание бесперспективно.

Люди вспоминают, что раньше родничок служил не только источником питьевой воды, но и своеобразным холодильником. Горянки ставили в воду кувшин с молоком, чтобы оно долго оставалось холодным и не прокисало.

Ещё вода с древнейших времён - источник энергии. Она приводила в движение водяные колеса на мельницах . В нашем селе к концу 19 века насчитывалось около 20 мельниц. И ныне сохранилась и работает одна водяная мельница.

Водяные мельницы — сегодня большая редкость. Это старинное сооружение пользуется большим успехом у местных жителей. Здесь все устроено по старинке. К примеру, эту широкую металлическую печь для обжарки косточек топят с помощью дров. Урбеч от этого становится только вкуснее. Жарить косточки необходимо часа два, пока они не станут коричневыми. Затем хорошенько остудить.

От отца к сыну. От сына уже к его детям. Из поколения в поколение, и так уже век эта водяная мельница передавалась по наследству. Никакого электричества. Каменные жернова мельницы почти сто лет днем и ночью приводит в движение река Усишинка.

Косточки абрикоса или лен. Белый и черный. Это традиционные виды урбеча помогают от разных болезней. Вкус его нравится многим.

Народ наш мудр, он слагал много пословиц и поговорок родниках:

Родник -это ключ, бьющий из-под земли.
Родник-начало реки.
Чтоб здоровье укреплять - нужно к родникам дорогу знать.

Если исток родника чист, то и устье его чистое.

Из высохшего родника воды не напьешься.

Как ни мути родник, он все равно очистится.

Пей воду - и не мути родник.

Сидеть у родника и воды не пить - так не бывает.

Не плюй в колодец, случится напиться.

Плевать в воду — все равно, что матери в глаза.

Красивые традиции, связанные с родниками, утекают в прошлое.Меняются обычаи и обряды, но уважительно-почтительное отношение к водным источникам остаётся.

Благодаря человеческой мудрости, местности, где расположены родники, обустраиваются, освещаются.

По тому, как жители относятся к роднику, узнаешь многое о характере местности, о людях, которые живут здесь.

Есть такая притча:

Два путника остановились на окраине одного горного аула у родника. Напились, умылись, отдохнули, уходя, старший путник сказал:

— Должно быть, хороший народ в этом ауле. Спасибо им.
— С чего это ты взял?

— Родник в порядке, в чистоте держат.
Р. Гамзатов

С любовью и нежностью относятся мои сельчане к родникам. Они регулярно проводят очистку родника во время многочисленных субботников, приводится в порядок и территории вокруг родников. Ощущается серьезная поддержки и со стороны сельской администрации.Но плохо, что не образованы комитеты по благоустройству родников.

У нас в селе рядом с каждым родником есть площадка. Она забетонирована и очень удобна для стирки ковров и паласов. Женщины очень довольны этим. Они приходят стирать ковры. Это для них большая помощь, а то им приходилось бы ездить в город и сдавать их в химчистки.А вокруг родников сооружены стоякииз железных труб для сушки ковров.

Каждый родник имеет при себе большие железные корыта, из которых поят коров. Из родников вода вливается в эти корыта. Мои сельчане следят , чтобы их не загрязняли дети . Раз в месяц воду из корыт сливают и моют.
Исстари в нашем селе имеютсяместа, неподалёку от родника, где ежедневно собираются мужчины. И называются эти местагодеканами.

Практическая часть.

При исследовании вод из родников моего села, мною были использованыметоды, доступные к реализации в домашних условиях

Вода бралась из трёх источников:

1) Бек I Иниц (главный родник)

2) Берх I и Иниц (солнечный родник)

3) Умх I ала хъатти (ослиное ущелье)

Чтобы проверить прозрачность воды, мы ставили стакан с водой на книгу. Если буквы не расплывались, можно было прочитать через воду текст, то вода достаточно прозрачная.

Запаха не обнаружено ни в одном источнике. Это свидетельствует о том, что в воде не содержится продуктов разложений органических веществ.

Оценку вкуса воды.Ход работы: при определении вкуса и привкуса анализируемую воду набирают в рот и задерживают на 3–5 секунд, не проглатывая. После определения вкуса воду сплевывают.

Оценка результатов: интенсивность вкуса и привкуса оценивают по 5-балльной шкале. Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов. Наш результат: 0

Анализируя жёсткость, мы провели такой опыт:набрали в бутылку 2/3 воды из родника, добавили мыльный раствора и взболтали.

Оценка результатов: если пена обильная – вода мягкая, если пена не растёт “свернулась” – вода жёсткая

Усиша́ — село в Акушинском районе Дагестана. Вместе с селом Зильмукмахи входит в состав Усишинского сельского поселения.

Содержание

Географическое положение

Расположено в 80 км (130 км по автодорогам) к югу от Махачкалы в Нагорном Дагестане на высоте 1500 м.

Население

По переписи 2010 года население села составляет 3932 человека [1] . Моноэтническое даргинское село [2] .

Численность населения, чел.
2002 2010
4149 [3] 3932 [1]

Образование

В селе работают лицей, две средние общеобразовательные школы и два детских сада [4] .

Известные уроженцы

Примечания

Районный центр − село: Акуша

Сельские населённые пункты: Аймалабек | Айникабмахи | Алиханмахи | Аметеркмахи | Арассамахи | Ахсакадамахи | Байкатмахи | Балхар | Бергеинзи | Бикаламахи | Буккамахи | Бургимакмахи | Бургимахи | Бутри | Верхние Мулебки | Верхний Кавкамахи | Верхний Камкамахи | Верхний Каршли | Верхний Чиамахи | Гандарамахи | Гапшима | Геба | Герхмахи | Гинта | Гиягарамахи | Гуладтымахи | Гулебки | Гумрамахи | Гуннамахи | Дубримахи | Инзимахи | Кавкамахи | Каддамахи | Какмахи | Карашимахи | Караямахи | Карша | Кассагумахи | Кертукмахи | Кубримахи | Кули | Кулиямахи | Куркаби | Куркимахи | Муги | Нахки | Наци | Нижний Каршли | Нижний Чиамахи | Семгамахи | Танты | Тебекмахи | Тузламахи | Узнимахи | Уллучара | Ургубамахи | Уржагимахи | Урхулакар | Урхучимахи | Усиша | Уцулимахи | Хажнимахи | Хенклакар | Церхимахи | Цугни | Цуликана | Цунимахи | Шинкбалакада | Шукты | Шумхримахи

Сельские поселения: Акушинское | Алиханмахинское | Аметеркмахинское | Балхарское | Бургимакмахинское | Бутринское | Верхнемулебкинское | Гапшиминское | Гебинское | Герхмахинское | Гинтинское | Дубримахинское | Кавкамахинское | Кассагумахинское | Куркимахинское | Мугинское | Нахкинское | Нацинское | Тантынское | Тебекмахинское | Уллучаринское | Урхучимахинское | Усишинское | Цугнинское | Шуктынское

Разрушенные населенные пункты: Панахмахи

  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты Акушинского района

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Усиша" в других словарях:

Усиша — 368282, Дагестан Республики, Акушинского … Населённые пункты и индексы России

368282 — Усиша, Дагестан Республики, Акушинского … Населённые пункты и индексы России

Дауд-Гаджи Эфенди Усишинский — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Дауд Гаджи Эфенди Усишинский (1686 … Википедия

Акушинский район — Герб … Википедия

Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика — Дагестан. В составе РСФСР. Образована 20 января 1921. Площадь 50,3 тыс. км2. Население 1457 тыс. чел. (1971, оценка). В Д. 39 районов, 8 городов, 14 посёлков городского типа. Столица г. Махачкала. Государственный строй.… … Большая советская энциклопедия

ДАГЕСТАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Дагестан, в составе РСФСР. Расположена в вост. части Сев. Кавказа, на В. омывается Каспийским м. Образована 20 янв. 1921. Площ. 50,3 тыс. км2. Нас. 1 062 472 ч. (1959); по оценке на 1 янв. 1963 1222 тыс. ч. (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы,… … Советская историческая энциклопедия

Населённые пункты Дагестана — В республике Дагестан 10 городов, 19 посёлков городского типа (пгт), 701 сельская администрация, всего 1605 сельских населённых пунктов, из низ 46 заброшено. Для большинства сельских населённых пунктов c неславянским населением, которые… … Википедия

Список станций Гонконгского метрополитена — В статье используется предлагаемый к утверждению стандарт транскрипции кантонских названий. Это список станций Гонконгского метрополитена системы линий метрополитена в Гонконге (Китай). Содержание 1 Бывшая MTR система 1.1 Существующие линии … Википедия

Акуша — У этого термина существуют и другие значения, см. Акуша (значения). Село Акуша дарг. Ахъуша Страна … Википедия

Моя малая Родина начинается с села Усиша Акушинского района РД.

Здесь я родилась, здесь мой дом, здесь мои добрые учителя, которым я всегда благодарна. Усиша является одним из самых крупных и старинных селений района. Много легенд и преданий сложено об Усиша.

Миъван дярг!ибти шинра, Ши-алав шиниш кьарра.

Дях! Шалати шантира, Баркабан Усала ши!

В Усишинской СОШ №2, где я учусь, уже много лет работает краеведческий кружок (руководитель Казиева Х.А.).На кружке мы изучаем родной край, собираем материал о нашем селе и сельчанах. У нас есть свой музей. Собрали мы немало экспонатов, среди которых есть очень много старинных предметов из жизни и быта усишинцев: посуда, одежда, домашняя утварь, материал об истории школы, села, фольклорный материал. Из рассказов старожилов мы узнали много интересного о нашем селе.

Условия конкурса не позволяют нам описать весь материал. Это и исторические песни, песни раздумья, песни любви, шуточные песни, колыбельные песни, плачи, пословицы и поговорки, частушки. Как рассказывают старожилы, в селе не было грамотных людей. Всегда был автор той или иной песни, но созданное одним передавалось другому, третьему. Произведения изменялись, дополнялись в зависимости от вкусов, интересов людей. Усишинцы вкладывали в них все свое мастерство и умение.

В исторических песнях отражается история гор, жизнь народа, борьба против врагов, воспевается храбрость и отвага народных героев, вожаков.

Чумра гьунар дарибси Г!ях!гъубзназив урибси, Хабар бубк!х!ебубк!уси Гъалбец!къалла Г!ябдуллагь.

Усишала шилизиб Г!ях!гъабзас далайалли, Далайлизиб х!елара Гьабуршу адамта у.

На свадьбах и других праздниках исполнялись лирические песни. В них борются, трудятся, вечно мечтают о лучшей доле.

Ва муснира зубрира Дулгена аллагьлизи Дигай дихьиб жагьилти Бааб или мурадли.

Къадурбазир заб сари,

В этих песнях горцы мечтали о лучшей жизни. Песня была их помощницей в трудовой деятельности. Горцы в своих песнях обращались к природе, чтобы она помогала им.

Ва ахъ дубурла вава,

Мы, кружовцы, записали со слов старожилов игровые и колыбельные песни:

Кто замышляет злое, сам хорошо не кончит.

Кто летом не бегал – побегает зимой.

Каждый из нас должен сохранить память о прошлом своей семьи, села и передать память следующим поколениям и так далее.

Поэтому надо беречь все, что сделали наши предки: постройки, изделия народных промыслов, древние книги и документы, могилы великих людей, героев, могилы дедов.

Вместе с тем в селе Усиша имеются свои традиции и обычаи. Мне хотелось бы об этом рассказать.

Одной из устоявшихся традицией является забота каждого усишинца о семье. Мальчики – подростки пригоняют скот, кормят и поят их, колют дрова, выполняют трудовые процессы на участках ( перекопка, полив, посадка деревьев, уборка урожая, помогают отцу.

Девочки ходят за водой, выполняют разные поручения родителей, заменяют мать на время ее отсутствия, готовят еду всей семье, ухаживают за младшими братьями и сестрами.

У нас принято здороваться с каждым встречным, традиционны взаимопомощь и поддержка человека, попавшего в беду, больных, одиноких, нуждающихся. Я с гордостью могу сказать, что ни одного усишинца не найти в домах для престарелых и нет ни одного брошенного ребенка в детском доме.

Широко развит обычай оказания помощи не только в строительстве дома, но и при сенокошении и жатве хлебов, во время свадеб и похорон.

Все это кажется обычным, но если хорошо вдуматься, сколько в этом глубины и высоты. И тогда начинаешь понимать, почему наши предки так бережно хранили свои традиции, что не только ради общения родились и обряды, и адаты, и обычаи.

Свадьба. Собираются все родственники, на столах хинкал из пшеничной и кукурузной муки, несут в больших блюдах чуду творожные, мясные и из зелени. На столах нет непонятных закусок – они ломятся от изобилия дагестанских блюд. Сельская свадьба, кругом веселье и радость. Когда произносят тост, все замирают, ловят каждое слово, зная, что оно обязательно будет мудрым и веселым. Яркий зажигательный танец! Сколько изящества в женщине, мужества, горделивости – в мужчине! Горянка никогда не выходит в круг без приглашения и уходит из него первая, сдержанно поклонившись мужчине.

В горах все умеют танцевать, и навык этот начинается с праздников труда.

А что творится на сегодняшних городских свадьбах?! Грохот музыки, что даже сидящие за одним столом часто не могут сказать друг другу ни слова.

Толпа людей толкается, и непонятно, что они танцуют и с кем. А как одета невеста? А где загадка, где таинственность? Понятно, что время идет, появляются новые веяния. Я лишь за то, чтобы мы сохранили свою национальную самобытность, взяли все самое ценное и мудрое, накопленного предками бесценного опыта, хранить чистоту и трезвость мысли.

Мне очень нравится обычай проводов невесты в дом будущего мужа.

Торжественное шествие. Невеста, закрытая белым платком. Нарядные женщины несут подарки и кувшин с водой – благополучие, ведь вода пахнет жизнью.

Когда свадебная процессия подходит к дому жениха, будущая свекровь поздравляет невесту с приходом в новый дом, желает ей всех благ, счастья, здоровья и зажиточной жизни и дает ей ложку меда со словами:

Иш нушала ц!икурла

Когда свадьба, древняя традиция даргинцев – знаменитое приготовление невестой хинкала. А выход невесты к горному роднику? Я много раз видела это красивое зрелище, сама участвовала в нем. Когда кувшины наполнятся и девушки чинно возвращаются домой.

Часто молодежь, желая идти в ногу со временем, думает: главное – это внешний вид, модная одежда и прическа, свободные манеры. Именно под этим они понимают культуру. Нет, это не культура. Культура – это отношение к своим корням, традициям. Брюки на девушках, открытая спина, обнаженная грудь к культуре не имеют никакого отношения. Подобные наряды ее портят, грубят.

А как она таинственно, недоступно выглядела бы в длинном платье, вбелом платке.

Самым престижным общественным праздником в Усиша является обряд Первой борозды. К этому празднику готовятся заблаговременно: режут крупный рогатый скот, пекут хлеб (турунна), готовят хлебный напиток – г!аруш (бузу), пекут большие бублики (хурегари), специально откармливают быков – волов, которые должны были провести первую борозду, приводят в порядок сельскохозяйственный инвентарь, готовят к скачке лошадей и тренируются наездники. Дети заранее подбирают и красят куриные яйца с крепкой скорлупой, чтобы биться.

Существует обряд – окупать в речку земледельцев, знатных людей села.

Процессия проходит на заранее выбранном поле для проведения Первой борозды.

Пахарь разбрасывает зерна на поле, произнеся аяты из корона.

После оканчания вспашки, все участники торжества садятся в круг, едят, пьют хлебную бузу и произносят хором:

Пусть у чабанов множатся овцы.

В завершение праздника на площадке выступают коллективы художественой самодеятельности, приглашенные артисты. Завершается праздник массовыми танцами.

К сожалению, с каждым годом все это упрощается. Куда все девается?

Наши красивые обычаи, красота наших поступков? Сколько доброты люди дарили друг другу, сколько заботы. У нас столько земли, на которой можно трудиться. Еще остались те террасы, которые делали наши предки. Они на спине с низин таскали землю, покрывали толстым слоем, чтобы выращивать пшеницу и картошку, чтобы кормить всю землю. А сегодня земли пустуют.

И свет есть, и газ почти во все села провели, и техника, какая хочешь, и специалистов каждый год вузы выпускают, ведь сегодня все это сделать гораздо легче, чем в те далекие времена, когда все тащили на своем горбу!

Приезжайте в свои села в день праздника Первой борозды, вдохните запах родной земли, почувствуйте пробуждение природы.

Я глубоко уверена, та невидимая пуповина, что связывает каждого из нас с корнями, станет еще крепче, потому что нет веток без корней, корня - без земли своей.

Она потянет – не может не потянуть – к своим истокам, к мудрости предков.

"Родники"- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли
водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз
проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода
всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не
замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой
воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.
Надо беречь каждый ключик чистой воды. Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной родниковой воды.
Польза родниковой воды.

Оценить 1231 0

Исследовательская работа на тему

Участники: учащиеся 3 класса

Руководитель: Ханцуева Г. М., руководитель 3 класса

Введение - стр.3

Актуальность- стр.3

Основная теоретическая часть – стр.4 -7

Практическая часть стр.7 – 8

Выводы, заключение, использованная литература, сноски – стр.8

Приложение 1 – стр.9- 12

Приложение 2 – стр.13 -

"Родники"- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли

водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз

проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода

всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не

замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой

воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.

Надо беречь каждый ключик чистой воды. Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной родниковой воды.

Польза родниковой воды.

Родниковая вода не хлорируется, не озонируется, в нее не добавляют различные присадки и добавки

Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства

Родниковая вода насыщена кислородом

Актуальность

В последнее время мы все чаще стали встречать родниковые источники с некачественной водой. А это сигнал природы нашему здоровью.

До настоящего времени изучением и описанием родников моего родного села никто не занимался. Во всяком случае, мне такая информация не попадалась. Я заинтересовалась данной темой и в меру своих возможностей и способностей решила восполнить этот пробел в географии родного села.

Новизна моей работы заключается в том, что я постаралась дать как можно более полную картину родниковых вод нашей местности.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы для экологического воспитания учащихся школ на уроках и внеклассных мероприятиях, воспитания любви к природе и к Родине.

Цели моей работы:

1.Определить какую историческую и культурную ценность представляют собой родники.

2.Изучить состояние родников моего села. Определить, можно ли использовать эти воды для питья, не несут ли они в себе какую-либо опасность для здоровья.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературные и ведомственные материалы по данной теме.

Расспросить местных жителей о легендах, преданиях, обычаях

связанных с родниками села.

Выявить месторасположения основных родников села.

Провести анализ воды родников.

Изучить отношение предков и современников к источникам воды.

Формы работы:

сбор информации об источниках воды у местных старожилов;

подбор литературы по данному исследованию;

проведение экспериментальных работ;

анализ результатов исследовательской работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Теоретическая часть.

Наверняка, многие из нас даже не подозревают, насколько вкусной может быть горная родниковая вода, которая не только утоляет жажду, но и дарит наслаждение своей свежестью и чистотой и исцеляет от многих болезней.

Веками, из поколения в поколение, передаётся у нас любовь к родникам. По рассказам моей бабушки,издавна родники считались святым местом. Люди приходили к роднику с тяжелым грузом на сердце и душе. Им казалось, что всевышний отвернулся от них и их больше не интересует жизнь. Помолившись на роднике, попросив прощения, они уходили с облегчением, светлой головой и желанием жить.

На родниках люди обращались к Аллаху с молитвами об урожае и дожде.

Исламская религия призывает к умеренности и бережливости в использовании воды.Пророк предостерегал, что нельзя совершать омовение более трех раз подряд перед каждой молитвой. Пророк сам совершал омовение каждой части тела два или три раза, никогда не превышая этого количества, даже если запасы воды были в изобилии.

Источники воды часто становились местом священных ритуальных или трудовых обрядов, знаковых встреч. К ним относится и один из послесвадебных обрядов, известных у всех дагестанских народов - выход новобрачной за водой. Совсем не случайно она в первый раз выходила из дома мужа именно для того, чтоб набрать кувшин воды. Считается, что вместе с живительной силой, присущей воде, молодая жена приносит в новую семью мир, удачу, счастье и благополучие.

Раньше в аулах юноши собирались у родника, чтобы высмотреть себе невесту среди приходящих по воду девушек. Сколько любовных чувств загорелось около родников, сколько будущих семейных уз завязалось здесь!
Ты знаешь, о ком песня моя сложена?

Подойди к роднику, сам увидишь, о ком она.

Так писал Махмуд.
Встречи у родника являлись выражением нравственности во взаимоотношениях юношей и девушек. Начало знакомства юноши с девушкой зависело от широты его творческой фантазии, умения вызвать ее интерес. Это мог быть комплимент, просьба дать выпить воду, сказанные так, чтобы было ясно к кому она обращена и т.д.

Молодежь чаще всего догадывалась, с кем из девушек желал бы поговорить юноша. Юноше, пришедшему на встречу со своей возлюбленной, девушки создавали возможность для общения. Набирая воду, они одна за другой отходили от родника, последней оставляя набирать воду ту, с которой юноша ждал встречи. Чтобы найти повод поговорить с девушкой, юноша мог остановить ее и попросить напиться.

Для тех, кто глубоко скрывал свои чувства друг к другу, достаточно было во время такой встречи обменяться взглядами, которые были выразительнее всяких слов.

Мне мама рассказала, что раньше юноша по пути к роднику мог перегородить ногой тропинку, ведущую к источнику воды. Если девушка с улыбкой перешагивала через его ногу, это означало, что он мог начать ухаживать за ней. Если же она обходила дорогу, не смотря на него, то это означало, что ухаживание бесперспективно.

Люди вспоминают, что раньше родничок служил не только источником питьевой воды, но и своеобразным холодильником. Горянки ставили в воду кувшин с молоком, чтобы оно долго оставалось холодным и не прокисало.

Ещё вода с древнейших времён - источник энергии. Она приводила в движение водяные колеса на мельницах . В нашем селе к концу 19 века насчитывалось около 20 мельниц. И ныне сохранилась и работает одна водяная мельница.

Водяные мельницы — сегодня большая редкость. Это старинное сооружение пользуется большим успехом у местных жителей. Здесь все устроено по старинке. К примеру, эту широкую металлическую печь для обжарки косточек топят с помощью дров. Урбеч от этого становится только вкуснее. Жарить косточки необходимо часа два, пока они не станут коричневыми. Затем хорошенько остудить.

От отца к сыну. От сына уже к его детям. Из поколения в поколение, и так уже век эта водяная мельница передавалась по наследству. Никакого электричества. Каменные жернова мельницы почти сто лет днем и ночью приводит в движение река Усишинка.

Косточки абрикоса или лен. Белый и черный. Это традиционные виды урбеча помогают от разных болезней. Вкус его нравится многим.

Народ наш мудр, он слагал много пословиц и поговорок родниках:

Родник -это ключ, бьющий из-под земли.
Родник-начало реки.
Чтоб здоровье укреплять - нужно к родникам дорогу знать.

Если исток родника чист, то и устье его чистое.

Из высохшего родника воды не напьешься.

Как ни мути родник, он все равно очистится.

Пей воду - и не мути родник.

Сидеть у родника и воды не пить - так не бывает.

Не плюй в колодец, случится напиться.

Плевать в воду — все равно, что матери в глаза.

Красивые традиции, связанные с родниками, утекают в прошлое.Меняются обычаи и обряды, но уважительно-почтительное отношение к водным источникам остаётся.

Благодаря человеческой мудрости, местности, где расположены родники, обустраиваются, освещаются.

По тому, как жители относятся к роднику, узнаешь многое о характере местности, о людях, которые живут здесь.

Есть такая притча:

Два путника остановились на окраине одного горного аула у родника. Напились, умылись, отдохнули, уходя, старший путник сказал:

— Должно быть, хороший народ в этом ауле. Спасибо им.
— С чего это ты взял?

— Родник в порядке, в чистоте держат.
Р. Гамзатов

С любовью и нежностью относятся мои сельчане к родникам. Они регулярно проводят очистку родника во время многочисленных субботников, приводится в порядок и территории вокруг родников. Ощущается серьезная поддержки и со стороны сельской администрации.Но плохо, что не образованы комитеты по благоустройству родников.

У нас в селе рядом с каждым родником есть площадка. Она забетонирована и очень удобна для стирки ковров и паласов. Женщины очень довольны этим. Они приходят стирать ковры. Это для них большая помощь, а то им приходилось бы ездить в город и сдавать их в химчистки.А вокруг родников сооружены стоякииз железных труб для сушки ковров.

Каждый родник имеет при себе большие железные корыта, из которых поят коров. Из родников вода вливается в эти корыта. Мои сельчане следят , чтобы их не загрязняли дети . Раз в месяц воду из корыт сливают и моют.
Исстари в нашем селе имеютсяместа, неподалёку от родника, где ежедневно собираются мужчины. И называются эти местагодеканами.

Практическая часть.

При исследовании вод из родников моего села, мною были использованыметоды, доступные к реализации в домашних условиях

Вода бралась из трёх источников:

1) Бек I Иниц (главный родник)

2) Берх I и Иниц (солнечный родник)

3) Умх I ала хъатти (ослиное ущелье)

Чтобы проверить прозрачность воды, мы ставили стакан с водой на книгу. Если буквы не расплывались, можно было прочитать через воду текст, то вода достаточно прозрачная.

Запаха не обнаружено ни в одном источнике. Это свидетельствует о том, что в воде не содержится продуктов разложений органических веществ.

Оценку вкуса воды.Ход работы: при определении вкуса и привкуса анализируемую воду набирают в рот и задерживают на 3–5 секунд, не проглатывая. После определения вкуса воду сплевывают.

Оценка результатов: интенсивность вкуса и привкуса оценивают по 5-балльной шкале. Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов. Наш результат: 0

Анализируя жёсткость, мы провели такой опыт:набрали в бутылку 2/3 воды из родника, добавили мыльный раствора и взболтали.

Оценка результатов: если пена обильная – вода мягкая, если пена не растёт “свернулась” – вода жёсткая

Среди плотно прилегающих друг к другу домов старого горного села Усиша жилище Магомедшарипа Курбанова можно узнать по необычным стульям на открытой террасе с глиняным полом.

Магомедшарип — самобытный мастер и собиратель старинных вещей. Из обыденных предметов он сочиняет свою необычную мебель. Сочиняет — потому что каждый элемент имеет свой смыл. В итоге из старых предметов быта и орудий труда получаются настоящие арт-объекты.

Материал для работы Магомедшарип находит у разрушенных сельских зданий. Кто-то, зная пристрастие односельчанина, приносит старые вещи на продажу или в подарок. Резные доски от старинных ларей, детали арбы и потолочных перекрытий — в ход идет все. Дагестанец не учился ни столярному делу, ни дизайну. Идеи будущих объектов рождаются у него в голове сами по себе.


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова


Фото: Марина Львова

Магомедшарипу 67 лет. Он родился в Усиша в семье советских колхозников. На фотографии членов усишинского колхоза 1959 года 6-летний Магомедшарип на руках матери

Дети и внуки мастера живут за пределами Дагестана. Магомедшарип со своей женой Хамис продолжает проживать в родном селе в доме предков, которому уже не одна сотня лет. Здесь все дышит стариной: и истертые каменные ступеньки, ведущие из хозяйственной части на верхний жилой этаж, и подпирающий тяжелую балку деревянного потолка столб-опора

Долгое время Магомедшарип чабановал в Волгоградской области. Тогда и проявилась страсть к собирательству — из тех краев он привез в свой дом осколки снарядов времен Великой Отечественной войны. Теперь они стоят на домашнем столе, приспособленные мастером под подставки для нужных в быту мелочей

Жена Магомедшарипа Хамис. В семье Курбановых шесть детей — сын и пять дочерей, а еще шестнадцать внуков и правнук

Магомедшарип не только создает новые изделия, но и реставрирует старые

В доме Магомедшарипа скопилась внушительная коллекция старой утвари

Некоторые экспонаты коллекции дагестанца уникальные, например этот рукописный учебник по арабской морфологии. Ему около 150 лет

Мастер может рассказать о каждом предмете из коллекции. В руках Магомедшарипа инструмент для коврового плетения

Магомедшарип знает село как свои пять пальцев: все петроглифы, каждую саклю и ее хозяев. Правда, сейчас дома в селе все больше пустуют — жители уезжают в города, подальше от сурового горского быта

Приступая к работе, Магомедшарип надевает кепку-талисман

Орнаменты Магомедшарип придумывает сам, заимствуя мотивы из традиционных узоров усишинских и других дагестанских мастеров

Свои работы Магомедшарип или дарит, или хранит для будущей выставки. Дагестанец мечтает когда-нибудь построить настоящую столярно-плотницкую мастерскую и открыть домашний музей, где его стулья станут центром экспозиции.

Читайте также: