Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог доклад

Обновлено: 17.05.2024

Правительство Российской Федерации постановлением от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" определены правила пользования названными земельными участками. Ниже приведены выдержки из этого документа (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 N 1067, от 04.04.2011 N 239):

- пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения;

- пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611;

- размер арендной платы за земельный участок определяется на основании утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации ставок арендной платы.

Договор аренды земельного участкадолжен содержать положения, предусматривающие:

передачу земельного участка в аренду на 49 лет;

обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации;

право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче;

обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка;

обязательство арендатора заключать договор субаренды незастроенного земельного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах , кроме случая передачи земельного участка (его части) в субаренду для размещения линейных сооружений и объектов транспортной инфраструктуры.

От имени Российской федерации полномочия арендодателя исполняют соответствующие территориальные органы Федерального агенства по управлению государственным имуществом по месту принадлежности аредуемого земельного участка. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендаторы в полном объеме перечисляют арендную плату за землю на счета органов федерального казначейства. Далее эти платежи распределяются по нормативам в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Поручения:

1.Министерству транспорта Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего постановления.

2.Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить примерную форму договора аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации утвердить ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации, исходя из: среднего показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации.

Во исполнение поручения Правительства были изданы приказы:

1. Приказом Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранной зоны железных дорог. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

Наибольший размер ставки был установлен для Краснодарского края, а наименьший - для Республики Саха (Якутия) и Мурманской области, которые с учётом пятилетней инфляции за 2012г соответственно составили 199,04 и 1,80 руб./га. Суммарная арендная плата по всем субьектам России составила 110 млн руб. По мнению некоторых специалистов эти ставки существенно ниже рыночной арендной платы за аналогичные земли, находящиеся в собственности субьектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Как следует из приведённого материала земельный вопрос является чрезвычайно важным для железнодорожного транспорта и находится на правительственном уровне в стадии комплексного изучения и поиска решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны.

Контрольные вопросы

1.Поясните понятия земля и земельный участок.

2.От каких факторов зависит правовой режим земель?

3.Поясните какие земли являются собственностью государства

4.Какие формы платы за использование земель приняты в Российской Федерации?

5.Поясните какие земли считаются землями железнодорожного транспорта

6.Для каких целей железнодорожному транспорту могут предоставляться земельные участки?

7.За счёт чего железнодорожные службы могут повысить эффективность использования земель полосы отвода?

8.Кто определяет порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог?

Правительство Российской Федерации постановлением от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" определены правила пользования названными земельными участками. Ниже приведены выдержки из этого документа (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 N 1067, от 04.04.2011 N 239):

- пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения;

- пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611;

- размер арендной платы за земельный участок определяется на основании утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации ставок арендной платы.

Договор аренды земельного участкадолжен содержать положения, предусматривающие:

передачу земельного участка в аренду на 49 лет;

обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации;

право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче;

обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка;

обязательство арендатора заключать договор субаренды незастроенного земельного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах , кроме случая передачи земельного участка (его части) в субаренду для размещения линейных сооружений и объектов транспортной инфраструктуры.

От имени Российской федерации полномочия арендодателя исполняют соответствующие территориальные органы Федерального агенства по управлению государственным имуществом по месту принадлежности аредуемого земельного участка. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендаторы в полном объеме перечисляют арендную плату за землю на счета органов федерального казначейства. Далее эти платежи распределяются по нормативам в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Поручения:

1.Министерству транспорта Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего постановления.

2.Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить примерную форму договора аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации утвердить ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации, исходя из: среднего показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации.

Во исполнение поручения Правительства были изданы приказы:

1. Приказом Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранной зоны железных дорог. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

Наибольший размер ставки был установлен для Краснодарского края, а наименьший - для Республики Саха (Якутия) и Мурманской области, которые с учётом пятилетней инфляции за 2012г соответственно составили 199,04 и 1,80 руб./га. Суммарная арендная плата по всем субьектам России составила 110 млн руб. По мнению некоторых специалистов эти ставки существенно ниже рыночной арендной платы за аналогичные земли, находящиеся в собственности субьектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Как следует из приведённого материала земельный вопрос является чрезвычайно важным для железнодорожного транспорта и находится на правительственном уровне в стадии комплексного изучения и поиска решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны.

Контрольные вопросы

1.Поясните понятия земля и земельный участок.

2.От каких факторов зависит правовой режим земель?

3.Поясните какие земли являются собственностью государства

4.Какие формы платы за использование земель приняты в Российской Федерации?

5.Поясните какие земли считаются землями железнодорожного транспорта

6.Для каких целей железнодорожному транспорту могут предоставляться земельные участки?

7.За счёт чего железнодорожные службы могут повысить эффективность использования земель полосы отвода?

8.Кто определяет порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог?

Протяжённость железных дорог в России исчисляется сотней тысяч километров. Но много ли мы знаем о полосах отводов железных дорог? Разбираемся с этим вопрос в нашей статье.

Отличие полосы отвода железной дороги от ее охранной зоны

Установление полосы отвода

Размеры полосы отвода

По-разному ширина полос отвода определяется для земельных участков:

  • С высотой насыпи до 12 м;
  • С выемкой глубиной до 12 м;
  • С особыми природными условиями местности.

Чтобы определить ширину полосы отвода на земельных участках, отличающихся различными природными особенностями (например, находящиеся в районах вечной мерзлоты, в болотистых местностях, рядом с водоёмами, на оползнях и пр.), нужно посмотреть в таблицу 3 приказа Минтранса. В ней ширина полосы отвода зависит от того, насколько часто происходят неблагоприятно влияющие на ж/д инфраструктуру природные явления. Если по таблице 3 ширина полосы отвода будет больше, чем установленная в двух рассмотренных ранее таблицах, то дополнительная часть полосы (то есть та, которая превышает размер, установленный в таблицах 1 и 2) выделяется в охранную зону железной дороги (о который вы можете почитать в нашем самостоятельном материале). Поясним на примере. Допустим, железная дорога пролегает по местности, в которой частота образования оврагов составляет 1 раз в 10 лет. При такой частоте ширина полосы отвода составляет 60 м. При этом у железнодорожного пути II категории высота насыпи равна 3 метрам при поперечном уклоне местности 1:10. По таблице 1 ширина полосы отвода составит 27 м. Поскольку полоса отвода с учётом природных особенностей участка на 33 м больше, то эта часть территории должна считаться уже охранной зоной, а не полосой отвода. По специальной формуле рассчитывается ширина полосы отвода, если на ней располагается лесные насаждения, препятствующие схождению снега. Если железная дорога пролегает по территории покрытой печками, то полосы отвода в таком случае буду фиксированными: не менее 200 м - в пустынных и полупустынных районах; не менее 100 м - в остальных районах.

При этом необходимо учитывать нормы не только установленные в рассмотренном Приказе Минтранса, но и нормы землеустроительной, градостроительной и проектной документации, генеральные схемы развития железнодорожных линий, узлов и станций и пр.

Деятельность в полосе отвода

Полоса отвода необходима, чтобы обеспечить хорошую работу ж/д инфраструктуры, а также обеспечить безопасность. Для осуществления этих целей на полосе отвода устанавливается особый режим, предъявляются особые требования к тому, что там делать можно, а чего категорически нельзя. Эти вопросы регулируются уже упомянутым нами ранее Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611.

Что запрещено в полосе отвода?

  • Рядом с с/х угодьями не допускается разрастание сорняков (сорных травы, кустов, деревьев);
  • Рядом с лесами не допускается скопления горючих материалов (сухостоя, валежника, щепок и пр.). Также лес от полосы отвода должна отделять распаханная или минерализованная полоса шириной более 3 м;
  • Нельзя размещать капитальные здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие видимость железной дороги;
  • В местах расположения инженерных коммуникаций стоить здания и сооружения нельзя, если это угрожает безопасности движения;
  • В местах расположения канализаций и водопроводов запрещается проводить сельскохозяйственные работы.

Что разрешено делать в полосе отвода?

  • Можно размещать объекты капитального строительства, инженерных коммуникаций (если они не ухудшают видимость и не угрожают безопасности), линии электропередач, связи, магистральных газо-, нефтепроводов, но только по согласованию с заинтересованной организацией, то есть владельцем ж/д пути или объекта инфраструктуры.
  • Допускается размещать на заборах, строениях и других объектах наружную рекламу, если это не угрожает безопасности движения.

Заключение

Теперь Вы знаете немного больше о том, о чём даже, скорее всего, не задумывались, путешествуя поездами. Необходимо также помнить, что железная дорога – место небезопасное, нужно быть предельно аккуратным, находясь рядом с ними.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Похожие статьи

Ранее мы уже рассказывали про водоохранные зоны. Чтобы до конца разобраться в данной теме, в…

Что представляет собой охранная зона тепловых сетей? Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности.…

Каждую весну тема затоплений и подтоплений становится актуальной. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое…

Читайте также: