Доклад тэк правительство россии 2019

Обновлено: 18.05.2024

Что происходит сегодня

Борьба с COVID-19 привела к резкому снижению экономической активности, мирового спроса на энергоресурсы и обрушению цен на них. Больше других пострадали важнейшие для России рынки нефти и газа – одновременно схлопываются и спрос, и цены. Этот шок создает для России двойную угрозу: в краткосрочной перспективе – радикальное сокращение выручки от экспорта энергоресурсов, а в долгосрочной – ускорение энергоперехода и передел энергетических рынков.

Основной удар пришелся по нефтяному рынку: транспортный сектор оказался наиболее уязвим из-за карантинных мер. Беспрецедентное падение спроса на нефть (на 30% в апреле и почти на 10% в среднем по году, по оценкам Международного энергетического агентства) при избытке ее предложения привело к колоссальному дисбалансу, с которым участникам рынка еще не приходилось сталкиваться, что вылилось в рекордное падение цен. С января до середины апреля 2020 г. нефть Brent подешевела в 3,5 раза, а фьючерсы на WTI впервые за всю историю биржевых торгов продавались по отрицательной цене.

Нарциссы и нефть

Критическая ситуация заставила производителей пойти на немыслимые прежде компромиссы и договориться в апреле о коллективном сокращении добычи как странами – участницами соглашения ОПЕК и не-ОПЕК (на два года, в том числе в 2020 г. на 8,2 млн баррелей в сутки) так и – впервые в истории – странами, не входившими в коалицию (США, Канада, Бразилия – на 5 млн баррелей в сутки, хотя и без жестких обязательств). Соглашение позволило избежать худшего сценария, однако отнюдь не гарантирует быстрой стабилизации рынка: апрельские договоренности, как и карантинные меры, не излечат болезнь, но помогут растянуть ее последствия во времени. Оговоренного сокращения добычи хватит, чтобы хранилища не переполнились и цены не ушли в отрицательную зону, но лишь при условии полного его соблюдения всеми участниками. И это отнюдь не исключает продолжения ценовой войны в сочетании с беспрецедентным по скорости и глубине сокращением добычи.

Газовая отрасль пострадала в меньшей степени – можно говорить лишь о 3–5%-ном сокращении спроса. Но цены на газ во всем мире уже рухнули примерно до уровня внутрироссийских, а на основном для России европейском рынке сильное падение спроса во II–III кварталах в условиях высокого заполнения подземных хранилищ газа могут спровоцировать ценовую войну, схожую с войной на нефтяном рынке. С учетом печальных результатов I квартала и сокращения спроса в 2020 г. можно ожидать снижения поставок российского трубопроводного газа в Европу на 25–35 млрд куб. м.

Таким образом, речь идет о двукратном падении цен и сокращении на 20–25% российского экспорта нефти, газа и угля одновременно, что эквивалентно потере 60% доходов от экспорта. Для бюджета это означает сокращение доходов примерно на 30% как раз в тот момент, когда население и бизнес больше всего нуждаются в господдержке. Потери экспортных доходов нефтегазового сектора в 2020 г. составят 7–8 трлн руб., в 2021-м – 5,5 трлн руб., что сопоставимо со всем фондом национального благосостояния.

Для нефтяных компаний сокращение маржи несколько смягчается налоговым регулированием (налоговая нагрузка снижается вместе с ценами на нефть), но в целом предприятиям ТЭКа придется переходить к жесткой экономии, сокращению инвестиционных программ, замораживанию части проектов, в особенности капиталоемких, что, в свою очередь, неизбежно отразится на смежных отраслях. По нашим расчетам, это может привести к дополнительному снижению ВВП страны (помимо непосредственного влияния коронавируса и ограничительных мер по борьбе с ним) на 5–13% в 2020 г. в зависимости от сценария.

Помимо сырьевого экспорта COVID-19 создает также риски для электроэнергетики и теплоснабжения. Основная угроза – не падение спроса, а резкое снижение выручки из-за неплатежей. Постановление правительства о неначислении штрафов за неплатежи уже было воспринято многими потребителями как карт-бланш, и неплатежи нарастают в течение апреля – мая впечатляющими темпами, создавая угрозу веерных банкротств по примеру 1990-х гг.

Что произойдет завтра

Но, пожалуй, главные вызовы для России связаны не с шоками этого года, а с их долгосрочными последствиями. Высока вероятность, что под влиянием коронакризиса усилятся основные технологические драйверы энергоперехода – декарбонизация и децентрализация. Около 75% генерирующих мощностей в 2019 г. в мире введено именно в возобновляемой энергетике, а в I квартале 2020 г. в Европе достигнут рекорд производства. Децентрализация также получит новый импульс – мир постепенно привыкает сидеть по домам, и спрос на распределенную энергетику только вырастет.

Резать по живому: как сокращать добычу нефти в России

Все громче со стороны национальных правительств и международных организаций звучат призывы пойти по низкоуглеродному пути восстановления экономики. Евросоюз четко подтвердил свою приверженность зеленому курсу на полную климатическую нейтральность к 2050 г., что потребует колоссальных средств – 175–290 млрд евро инвестиций в год. Кроме государственного финансирования в 1 трлн евро на ближайшие 10 лет, в ЕС предусмотрено несколько инициатив для развития частного зеленого финансирования – такие инвестпроекты будут получать привилегированный доступ к деньгам.

В то же время нестабильность нефтяного рынка усиливает скепсис инвесторов, которые и до кризиса массово переходили из активов, связанных с ископаемым топливом, в низкоуглеродные и энергоэффективные проекты.

Конечно, перспективы углеводородных рынков будут зависеть от множества факторов: продолжительности пандемии и карантинных ограничений, скорости экономического восстановления, госрегулирования и, главное, от того, как изменится поведение потребителей. Например, социальное дистанцирование подталкивает к использованию частного автотранспорта взамен общественного. Но массовый переход на удаленную работу, сокращение бизнес-поездок и международного туризма, наоборот, ведут к снижению расхода топлива. Все чаще представители индустрии и международных организаций говорят, что спрос на нефть может и не вернуться на уровень докризисного 2019 года. А если и вернется, то ненадолго.

Восстановление энергетических рынков может пойти по традиционной траектории или по пути ускорения энергоперехода. В первом сценарии спрос на углеводороды, подстегиваемый низкими ценами на нефть, начнет быстро восстанавливаться – и рынки неизбежно почувствуют глубокий провал в инвестициях, что приведет к новому скачку цен. В свою очередь, растущие цены на углеводороды вновь подстегнут интерес к альтернативным источникам энергии и росту энергоэффективности: здравствуй, энергопереход!

В сценарии ускоренного энергоперехода массированная господдержка будет направляться на стимулирование зеленой энергетики, давать преимущество отраслям, конкурирующим с нефтегазом, и увеличивать давление на спрос. И из кризиса страны-импортеры имеют все шансы выйти с трансформированными энергосистемами, жесткими ограничениями на углеродный след для любого импортируемого сырья и безвозвратно сократившимся спросом на углеводороды.

Так что в любом случае энергопереход выглядит неотвратимым, вопрос только в скорости этого процесса. При этом кризис дал производителям углеводородов уникальную возможность проверить в ускоренном режиме, как может выглядеть пик спроса на углеводороды. И для всех это оказалось жестким испытанием.

Превратить вызов в шанс

Очевидно, что прямо сейчас для России основными принципами смягчения кризиса должно стать максимальное сохранение рабочих мест в ТЭКе и смежных отраслях при минимальном снижении фонда оплаты труда, предотвращение кризиса неплатежей, сохранение ликвидности, капитальных вложений и заказов компаний ТЭКа. Это требует адресной господдержки, и, судя по уже готовящимся мерам, такая поддержка будет оказана.

Но если смотреть стратегически, а не тушить пожар, то для российской экономики сейчас открывается возможность провести фундаментальные реформы, которые могут дать стране долгосрочный импульс для перехода на другую, инновационную траекторию развития. Как это произошло в США благодаря плану Рузвельта во время Великой депрессии или в Европе благодаря плану Маршалла после Второй мировой войны, когда огромные госинвестиции и развитие новых отраслей позволили странам выйти из куда более глубоких кризисов и вернуть себе лидирующие позиции.

Так, предотвращение неплатежей – отличный момент для перехода от многочисленных надбавок в ценах на электроэнергию к адресным субсидиям из бюджета, что позволило бы дать, наконец, рыночные сигналы и инвесторам, и потребителям, стимулировав инвестиции в энергоэффективность.

В последние годы финансовая нагрузка на коммерческих и промышленных потребителей стремительно росла. Только перекрестное субсидирование оценивается в 200–400 млрд руб. в год. К этому добавляются программы модернизации ТЭС и поддержки ВИЭ, сооружение мусоросжигающих заводов и др. Если государство решит взять на себя затраты по компенсации перекрестного субсидирования населения, это поможет бизнесу, не нанесет ущерба надежности энергосистемы, не затронет генерирующие и сетевые компании.

Неизбежное замедление экономического роста неминуемо приведет к снижению и прогнозов потребления электроэнергии, что обострит вопрос избыточных генерирующих и сетевых мощностей. В этих условиях значимым шагом может быть сокращение различных программ сооружения новой генерации либо модернизации существующей. Поскольку эффект от сокращения финансовой нагрузки важно получить в ближайшее время, то основной негативный эффект может быть не для энергосистемы в целом, а для конкретных энергокомпаний, которые уже запустили соответствующие проекты, – им государство могло бы компенсировать затраты из бюджета, если эти проекты действительно стратегически важны и будут востребованы в ближайшие годы. Еще одна важная мера – компенсация за счет бюджета стоимости электроэнергии в регионах с особым тарифным регулированием (Бурятия, Тува, Дагестан и проч.), а также на Дальнем Востоке: это более справедливый подход, чем финансирование этой разницы за счет всех потребителей.

Но главное – это заняться наконец энергоэффективностью: мы катастрофически отстаем от всего мира. В России крайне неэффективно используется энергия, прежде всего в теплоснабжении (прошедшей теплой зимой многие из нас не закрывали не только форточки, но уже даже и окна, что невозможно себе представить в Европе). Этой проблеме уже несколько десятилетий, о необходимости перезапуска государственной программы энергоэффективности (фактически свернутой шесть лет назад) много говорят. Сейчас, возможно, идеальный момент для давно назревших мер – бюджетных субсидий на длинные кредиты для энергоэффективных проектов, адресной помощи нуждающимся потребителям, стимулирования бизнеса и госсектора к поиску таких проектов, внедрению энергоменеджмента. Прорыв в этой сфере не только способен резко повысить нашу глобальную конкурентоспособность и снизить углеродный след, но и создать большое число новых, локализованных производств и рабочих мест.

Ставка на стимулирование высокотехнологичных сфер – программа тотального повышения энергоэффективности, локализация сервисов и производства оборудования, стимулирование ВИЭ, создание государственного фонда целевых инвестиций в технологии с низким уровнем выбросов парниковых газов (например, водород и т. п.) – все это дает возможность выйти из кризиса с более современной структурой экономики. Это новые высококвалифицированные рабочие места, развитие производств с высокой добавленной стоимостью, опережающее, а не догоняющее развитие. И это вовсе не означает непременного отказа от углеводородов – при определенной трансформации нефтегаз может оставаться драйвером развития экономики страны и вполне сочетаться с зеленой повесткой. Но это требует новых решений (технологии улавливания, хранения и использования углерода, контроль эмиссии метана, водород, использование всего спектра офсетных механизмов), а главное – стратегического выбора.

Премьер-министр РФ Д. Медведев 11 апреля 2019 г. провел заседание правительства РФ, основной темой которого стали итоги работы топливно-энергетического комплекса в 2018 г. и задачи на 2019 г.

Энергостратегия и цифровизация. На заседании правительства РФ были обозначены основные задачи российского ТЭК на 2019 г.

Открывая заседание, Д. Медведев отметил успешную работу российского ТЭК и производственные рекорды, установленные отраслью в 2018 г.

Для нефтяной отрасли в 2018 г. были созданы налоговые режимы, которые позволяют компаниям больше инвестировать в освоение новых месторождений и разработку трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
Рост объемов нефтепереработки позволяют покрывать потребности страны в бензине и дизельном топливе 5 го экологического класса.
Благодаря определенным регуляторным решениям удается сохранять стабильные цены на внутреннем рынке.

В газовой отрасли продолжается работа по диверсификацию экспортных маршрутов, в частности, завершилась морская укладка магистрального газопровода (МГП) Турецкий поток, обе нитки МГП Северный поток-2 уложены в прибрежной зоне Германии, выполнен основной объем работ на линейной части МГП Сила Сибири-1.
В 2018 г. Россия серьезно заявила о себе на рынке сжиженного природного газа (СПГ) с выходом Ямал СПГ на полную мощность в 16,5 млн т/год.
Выполнены первые поставки СПГ в Индию, Испанию, Китай, Бразилию.

В плане международного сотрудничества, продолжается взаимодействие России со странами ОПЕК по балансировке рынка нефти.
Также началось формирование общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа рамках ЕАЭС.

Среди ключевых задач на перспективу Д. Медведев назвал актуализацию Энергостратегии до 2035 г. и цифровизацию ТЭК.
Необходима реализация дорожной карты по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти, которая была принята в январе 2019 г.
Должна быть продолжена реструктуризация в угольной промышленности.

  • добыча нефти достигла почти 556 млн т, что на 1,7% выше 2017 г.,
  • в нефтяной отрасли введено в эксплуатацию 54 месторождения,
  • опережающими темпами росла добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: из ТрИЗ рост составил почти 1,5 раза, на шельфе - на 13,2%, несмотря на то, что относительно добычи на шельфе и ТрИЗ действуют санкции,
  • добыча газа выросла на 5%, до 725,4 млрд м 3 ,
  • в газовой отрасли с запуском 2 й и 3 й линий завода Ямал СПГ на 70% увеличилось производство СПГ в целом по РФ, до 20 млн т,
  • Россия вошла в тройку мировых лидеров по мощностям производства СПГ.
  • добыча угля увеличилась на 6,8%, до 439,3 млн т,
  • выработка электроэнергии впервые показала рост более чем на 1%, увеличившись на 1,7%, до 1,092 трлн кВт*ч,
  • введено максимальное количество мощностей: за последние 4 года - 5 тыс. МВт, в т.ч. более 370 МВт мощностей возобновляемой энергии,
  • надежно пройден осенне-зимний период: аварийность генерации снизилась на 9,5%, в электросетевом комплексе - на 3,9%.

Подробнее А. Новак остановился на задачах, которые предстоит решить для эффективной реализации потенциала российского ТЭК.
Ключевой задачей Минэнерго и правительства РФ А. Новак видит выработку и принятие решений, которые создадут предсказуемые и экономически привлекательные условия для более эффективного использования природных ресурсов.

В нефтяном секторе речь идет о мерах по стимулированию добычи нефти.
В январе 2019 г. была утверждена дорожная карта мероприятий по реализации мер освоения нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти.
Реализация документа повысит инвестиции в отрасль более чем на 600 млрд руб./год, стабилизирует добычу нефти в долгосрочной перспективе, а также обеспечит российскую промышленность надежным якорным заказом.
С учетом принятия в 2018 г. закона о введении в пилотном режиме налога на добавленный доход (НДД) важной задачей является его практическое внедрение и мониторинг эффективности.
В течение 2-3 лет министерству предстоит провести детальный анализ действия НДД на нефтедобычу и выработать предложения по его дальнейшему внедрению.

Еще одно важное решение в рамках совершенствования налоговой системы, принятое в 2018 г., - завершение налогового маневра.
По оценкам Минэнерго РФ, это позволит достичь более оптимальной структуры нефтепереработки и обеспечить новые инвестиции в данном секторе и смежных отраслях.
С учетом этого также необходимо продолжить работу по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке.
Уже подготовлены предложения по донастройке демпфирующего элемента обратного акциза с целью повышения его эффективности и достаточной доходности внутреннего рынка.
За счет принятых правительством РФ мер удалось зафиксировать рост цен на моторное топливо в пределах инфляции.
Ведется ежедневный мониторинг рынка, ситуация находится на контроле Минэнерго и ФАС.

В газовой отрасли Россия имеет громадный потенциал в секторе СПГ, особенно в арктической зоне.
В 2035 г. мировой спрос на СПГ вырастет примерно на 300-350 млн т, Россия имеет все возможности дополнительно занять долю в 100 млн т или даже больше.
Для этого есть все предпосылки - ресурсная база, географическая близость к основным центрам потребления, потенциал для развития необходимых компетенций и инфраструктуры.
Доля России на мировом рынке СПГ может вырасти с текущих 8% до 15-20% к 2035 г.
Для этого правительством реализуется комплекс мер, вводятся фискальные стимулы, развивается инфраструктура, поддерживается разработка отечественных технологий.

Приоритетом на внутреннем рынке является ускорение газификации регионов, а также расширение использования газа в качестве моторного топлива.
Для расширения использования газомоторного топлива, планируется параллельно развивать заправочную инфраструктуру и увеличивать количество транспорта на газе.
В настоящее время в этой связи подготовлена дорожная карта развития рынка газомоторного топлива, ее обсуждение ведется в правительстве.

Большой потенциал сосредоточен в отрасли нефтегазохимии.
Россия может производить дополнительно почти 10 млн т/год нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью.
Это может дать более 7 млрд долл. США/год дополнительного несырьевого экспорта и 30-50 млрд долл. США/год дополнительных инвестиций в течение 6-7 лет.
Для достижения этих целей в 2019 г. правительством утверждена и реализуется разработанная Минэнерго дорожная карта по развитию нефтегазохимического комплекса.

В угольной отрасли к 2025 г. планируется увеличить добычу до 545 млн т/год, к 2030 г. - до 590 млн т/год.
В связи с этим, в 2019 г. необходимо актуализировать программу развития угольной промышленности.
Кроме того, рост добычи означает и продолжение развития новых центров угледобычи, увеличение экспорта угля, для чего принято решение по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба.
В этой связи также важно обеспечить применение долгосрочных и предсказуемых параметров железнодорожных тарифов на перевозку угля после 2025 г.

Фонд национальной энергетической безопасности анонсирует традиционную Серию аналитических докладов, посвященную центральным проблемам развития российской нефтегазовой промышленности.

Подписчикам будет представлена подробная картина состояния ТЭК, основных проблемных мест отрасли, системы государственного регулирования нефтегаза, а также сценарии его развития в среднесрочной перспективе.

2019 год – это год серьезных дебатов и решений. Будут продолжены налоговые изменения в отрасли, нас ждет активное обсуждение модели функционирования внутреннего рынка топлива и судьбы внутреннего рынка газа, будет перезагружена сделка ОПЕК+.

Но главный вопрос – как же проявит себя новая система управления отраслью, сформированная после выборов президента 2018 года?

При этом страна уже готовится к большим политическим изменениям в 2024 году, и это также касается нефтегаза – политические трансформации напрямую влияют на процесс передела ресурсов и собственности в ключевой отрасли российской экономики.

Все чаще возникают проблемы технологического развития индустрии, находящейся в фазе перехода к освоению новой ресурсной базы, требующей особых подходов.

Комплекс используемых источников образует собственная информация ФНЭБ, отраслевая статистика, данные компаний нефтегазового комплекса, законы и законопроекты, информация федеральных и региональных СМИ, материалы конференций и круглых столов.

Серия состоит из 8 докладов, которые выйдут в течение марта—декабря 2019 г.

1. Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?

(22 апреля 2019 года)

Арктика прописана отдельной строкой в иннаугурационном Указе Путина. Говорится о том, что транзит по Северному морскому пути должен достичь 80 млн тонн в год уже к 2024 году – то есть вырастет в восемь раз.

Понятно, что основная ставка делается на углеводороды. Насколько реальны эти планы? Какое будущее у нефтегазовых проектов арктического региона? Как быстро будут развиваться инфраструктура и строиться ледокольный флот?

Доклад представит подробную картину стейкхолдеров арктической тематики и анализ системы государственного управления регионом – борьбу основных кланов за контроль над арктической повесткой. Будет затронута и тема интернационализации Арктики, интересов нерезидентов в регионе.

2. Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается

( 23 апреля 2019 года )

Санкции в отношении российских компаний только усиливаются. История, похоже, затянется надолго.

Как чувствует себя отрасль, почти пять лет находящаяся под санкционным давлением?

Доклад покажет, насколько чувствительно ограничение по доступу к финансам, вызвали ли санкции технологический голод. Новации последнего времени – ограничения на партнерство с западными мейджорами в зарубежных проектах.

Важно понять, стали ли санкции барьером на пути российских компаний к внешней экспансии. Отдельная проблема – осторожность иностранных гигантов в российских проектах.

3. Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

( 25 октября 2019 года )

Цифровизация становится очевидным увлечением российских властей. Это касается всех отраслей, и нефтегаз не стал исключением. В Минэнерго уже ищут заместителя министра по цифровизации.

В докладе мы расскажем о том, как цифровизацией занимаются западные компании. Какие планы на этот счет есть у наших концернов, и насколько они реальны?

Отдельный вопрос – к каким изменениям приведет цифровизация с точки зрения структуры занятости и социальной ситуации. Наблюдается ли уже сейчас изменение спроса на специалистов отрасли?

4. Украинский газовый узел – развязка близка

( 26 ноября 2019 года )

Строительство морских газопроводов в обход Украины завершается. Приближается к концу и контракт на поставку газа через Украину. Напряжение становится все более серьезным – Украина идет ва-банк, она готова любой ценой бороться за сохранение транзита.

Когда система обходных газопроводов заработает на полную мощность? Какие страны и в каком объеме будут получать газ по новым маршрутам? Какова будет тарифная политика? Какой объем транзита останется Украине? Какие будут условия прокачки через ее территорию? Что ждет внутренний рынок Украины?

5. Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?

( 22 июля 2019 года )

Состояние сервисных компаний вызывает особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания.

Не менее интересен вопрос о состоянии рынка нефтегазового оборудования. Мы намерены переходить к освоению ТРИЗов – но готова ли отрасль к этому? И не превратилось ли импортозамещение в замещение западных поставщиков китайскими?

6. Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии

( 27 декабря 2019 года )

Несмотря на обещания Минфина больше не менять налоговую систему в экономике, к нефтегазу это словно не относится. Изменения фискального режима продолжаются. Правила переписываются, словно статьи в Википедии. Причем это касается по сути всех сегментов: добычи, переработки и розничного рынка топлива.

В докладе мы подведем итоги ускорения налогового маневра. Проанализируем, есть ли у НДД шанс выйти за рамки экспериментальной модели или новый налог уже стоит считать провалом. Оценим ход борьбы Минфина с налоговыми льготами и результаты споров между сторонниками и противниками обратного акциза и демпфирующей выплаты.

(31 декабря 2019 года)

В Европе растет давление со стороны зеленой энергетики и СПГ (включая, кстати, и российский). Компания привыкла ставить рекорд за рекордом при экспорте в Европу, но продолжение успехов дается непросто.

При этом в конце 2019 года ожидается выход на китайский рынок с трубопроводным газом. Завершение сразу нескольких грандиозных трубопроводных проектов ставит вопрос о следующих промышленных приоритетах концерна. Важно понять, как сегодня управляется компания, какие кадровые и структурные изменения происходят в госмонополии.

8. Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года

(31 декабря 2019 года)

Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года.

В докладе вы найдете анализ предварительных производственных итогов, основных государственных решений относительно отрасли, хода борьбы за собственность, изменений в экспортной политике, и, конечно, прогноз развития отрасли на среднесрочную перспективу.


Москва, 5 апреля. - С участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака и Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака состоялось Итоговое заседание расширенной Коллегии Минэнерго России, в ходе которого были подведены итоги работы Министерства и отраслей ТЭК в 2018 году, а также определены задачи на текущий год. В мероприятии приняли участие представители Минэнерго России, органов законодательной и исполнительной власти, руководители ряда регионов России и компаний ТЭК.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак в своем приветственном слове поблагодарил коллектив Минэнерго России за успешную работу в 2018 году и отметил, что отрасли ТЭК традиционно оказывают определяющее воздействие на развитие экономики и страны в целом. Кроме того, Дмитрий Козак рассказал об основных задачах в сферах ТЭК на 2019 год.

В основном докладе Министр энергетики Александр Новак подробно остановился на достижениях отраслей ТЭК за 2018 год и обозначил приоритетные задачи на ближайшее будущее. Он отметил, что 2018 год характеризовался успешной работой отраслей ТЭК России в условиях сохранения ряда внешних и внутренних вызовов.

Говоря об итогах года в нефтяной отрасли Александр Новак рассказал об обновлении исторических рекордов по добыче.

Ключевой задачей Министерства в этом плане выступает выработка и принятие изменений в законодательство по созданию экономически привлекательных условий для более эффективного использования природных ресурсов, продолжил он.

Рост показателей наблюдался и в части газодобычи. По итогам 2018 года добыча газа выросла на 5% до 725 млрд м, а его экспорт - на 10% до 248 млрд кубометров. Отдельно Министр подчеркнул изменения на рынке сжиженного газа.

Кроме того, существенный потенциал кроется также в области нефтегазохимии.

В угольной отрасли, по данным главы Минэнерго России, растут показатели добычи, обогащения, развиваются поставки на новые рынки АТР.

В 2018 году высокий уровень надежности обеспечила и электроэнергетическая отрасль, сказал Александр Новак.

При этом параллельно продолжилась работа по снижению зависимости отраслей ТЭК России от иностранных технологий, рассказал Министр. Он напомнил, что в 2018 году при Минэнерго России, совместно с Минпромторгом России был создан Центр компетенции импортозамещения в ТЭК. В то же время Россия продолжает плотно сотрудничать и с международными организациями, в частности, по линии ОПЕК. Помимо прочего, была утверждена программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС, добавил Александр Новак.

Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин согласился, что топливно-энергетический комплекс России продолжает оставаться основой экономики России.

Плотную совместную работу с Минэнерго России продолжает и Минпромторг России. Как отметил глава ведомства Денис Мантуров, одной из центральных тем для обоих министерств продолжает оставаться импортозамещение нефтегазового оборудования.

Как отметил в своём докладе Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике Павел Завальный, наиболее быстрого решения требует вопрос перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Он добавил, что Комитет по энергетики положительно оценивает работу ТЭК России.

К Минэнерго России нет ни одной претензии по поводу выполнения предписаний Счетной палаты, подчеркнул аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов. Тем не менее, министерству необходимо активизировать работу по созданию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, считает он.

По итогам заседания Коллегии глава Минэнерго России Александр Новак заверил, что предложения участников мероприятия будут учтены в дальнейшей работе Министерства. Также в ходе Коллегии состоялась церемония награждения государственными и ведомственными наградами сотрудников топливно-энергетического комплекса России.

Читайте также: