Порядок аудита бюджетных учреждений доклад

Обновлено: 30.06.2024

Осуществление внутреннего финансового аудита – обязанность, установленная Бюджетным кодексом РФ для всех администраторов бюджетных средств, в том числе органов власти и местного самоуправления, а с августа 2019 года – еще и для ПБС, а это, прежде всего, казенные учреждения. С 2020 года процедуры организации и проведения ВФА регламентируют федеральные стандарты внутреннего финансового аудита. Постепенное введение этих стандартов снимает многие вопросы, связанные с проведением аудита, тем не менее Минфину России в этом году пришлось давать разъяснения по целому ряду ситуаций. Предлагаем ознакомиться с теми из них, что не были включены в новостную полосу ранее:

Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств (ГАБС), в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного ГАБС (Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. № 02-02-05/8379). Это означает, что передача полномочий по осуществлению ВФА от главного администратора бюджетных средств другому главному администратору бюджетных средств ни БК РФ, ни федеральными стандартами не предусмотрена. Подробнее о том, кому ГАБС может передать полномочия по ВФА, читайте здесь.

Планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых ГАБС, исполняющим функции органа-учредителя, в рамках внутреннего финансового аудита, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя. Для однозначного определения компетенций, а также недопущения дублирования функций и полномочий ГАБС при осуществлении им мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций рекомендуется принять два ведомственных/ внутренних акта, один из которых будет направлен на реализацию полномочий по контролю учредителя, а второй – на реализацию бюджетных полномочий по осуществлению ВФА (Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. № 02-02-05/8607).

При принятии решения об упрощенном осуществлении ВФА необходимо внести изменения в должностной регламент/инструкцию руководителя ГАБС. В случае отсутствия у отдельных руководителей государственных органов субъектов РФ должностных регламентов/инструкций в целях упрощенного осуществления ВФА могут быть отражены в локальных правовых актах, в том числе в актах, определяющих полномочия руководителей этих органов и учреждений (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15546)

От себя добавим, что поправками в Стандарт "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" с 31 августа 2020 года разрешено соответствующие записи вносить не только в должностную инструкцию руководителя, но и в его трудовой договор.

В случае отсутствия работников, у которых имеются профессиональные и специальные знания, опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, позволяющие им планировать и проводить аудиторские мероприятия, может быть принято решение об упрощенном осуществлении ВФА. При этом может быть принято решение о наделения должностного лица/ работника органа/учреждения полномочиями по осуществлению ВФА. Также Минфин России обращает внимание, что получение дополнительного образования не является обязательным условием для наделения работника полномочиями по осуществлению ВФА – опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для этого, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту, а соответствующее дополнительное образование может быть получено после наделения этими полномочиями (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15548).

Если орган власти или орган местного самоуправления является главным администратором средств бюджета, имеет подведомственных администраторов бюджетных средств или подведомственные учреждение, то возможность передачи полномочий по осуществлению ВФА или упрощенного осуществления ВФА, отсутствует. Также отсутствует возможность образования структурного подразделения и его наделения полномочиями по осуществлению ВФА по причине необходимости осуществления значительных организационно-штатных мероприятий. Поэтому руководителем главного администратора средств местного бюджета может быть принято решение об образовании субъекта ВФА путем наделения должностного лица/ работника полномочиями по осуществлению ВФА. При этом разрешается привлекать к проведению аудиторского мероприятия работников из подведомственных администраторов бюджетных средств и/или других ГАБС, и/или привлекать эксперта, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы. Обратите внимание: речь идет о привлечении указанных лиц к проведению аудиторских процедур, но не о передаче полномочий по осуществлению ВФА (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15549, Письмо Минфина России от 1 апреля 2020 г. № 02-02-05/25762)!

От себя добавим, что поправками в Стандарт "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" с 31 августа 2020 года на упрощенную форму осуществления ВФА могут перейти также те, кто имеет не более двух подведомственных АБС и не более трех АУ/ БУ/ МУП/ ГУП.

Бюджетными процедурами являются в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. При этом внутреннему финансовому аудиту подлежат только бюджетные процедуры, выполняемые самим органом или казенным учреждением. Обязанность осуществления ВФА в отношении бюджетных процедур и полномочий финансового органа законом не установлена (Письмо Минфина России от 1 апреля 2020 г. № 02-02-05/25758).

Привлечение к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нецелесообразно в связи с возможностью возникновения у этих лиц конфликта интересов и нарушения принципа функциональной независимости при осуществлении внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 18 мая 2020 г. № 02-02-05/40453).

Бюджетные и автономные учреждения не обязаны осуществлять внутренний финансовый аудит, поскольку не являются участниками бюджетного процесса. Исключение – случаи, когда бюджетное или автономное учреждение является наиболее значимым учреждением науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета, и наделяется полномочиями главного администратора бюджетных средств (Письмо Минфина России от 25 мая 2020 г. № 02-02-08/43594)

В соответствии с действующим законодательством в отношении всех бюджетных учреждений регулярно проводятся проверки, основная цель которых - контроль за правильностью осуществления деятельности и соблюдением нормативно-правовых актов. Это позволяет отслеживать движение финансовых средств на объектах контроля, анализировать результаты проведенных хозяйственных операций, выявлять нарушения законодательства, планировать мероприятия по устранению негативных последствий.

Аудит бюджетных учреждений на сегодняшний день является одним из механизмов финансового контроля хозяйственной деятельности учреждений. Главная задача аудита автономного учреждения – подтверждение достоверности учета и отчётности о правильности исполнения бюджетной сметы и сметы за счёт средств, полученных в виде дохода от деятельности.

Особенности оказания аудиторских услуг государственным (муниципальным) учреждениям.

Какие услуги может включать в себя аудит бюджетных, казённых и автономных учреждений?

  • аудит финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
  • постановку и ведение бюджетного учёта и составление бухгалтерской отчётности в соответствии с бюджетным планом счетов;
  • аудит целевого использования бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности;
  • подготовку к проверке вышестоящими ведомствами, государственными контролирующими органами (Минфин, МНС);
  • представительство интересов в проверяющих и контролирующих органах, в судах, в правоохранительных органах;
  • проверку профессионального уровня сотрудников бухгалтерии;
  • помощь руководству учреждения в проведении аттестаций сотрудников;
  • аудит бюджетной организации по специальному заданию;
  • налоговый аудит.

Какие задачи решаются в ходе проверки?

  • установка соответствия деятельности бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
  • проверка правильности составления бюджетной заявки, сметы доходов и расходов, а также обоснованности расчётов по конкретным видам доходов и расходов;
  • установка соответствия показателей сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
  • проверка своевременности представления бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств;
  • оценка достоверности составления отчётности бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов.

Что входит в отчет о проведенной аудиторской проверке?

  • Оценка общего состояния бухгалтерского учёта на предприятии;
  • Подробное описание выявленных в результате проверки нарушений в бухгалтерском и налоговом учёте;
  • Рекомендации по устранению ошибок.

Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы, получающие все необходимые средства из государственного бюджета.

К бюджетным организациям относятся: органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несёт собственник его имущества.

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым этим учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

С вопросами по аудиту бюджетной организации вы можете обратиться к нашим специалистам.

Обращаем ваше внимание, что первичное обращение юридических и физических лиц принимается в письменном виде по адресу audit@audar.ru. Для отправки вопроса вы также можете воспользоваться формой "Задать вопрос" или "Онлайн-заявка". После ознакомления с вашей проблемой наши специалисты свяжутся с вами.

Финансовый аудит бюджетных учреждений — проверка соблюдения внутренних стандартов, составления и исполнения бюджета.

Аудит бывает внутренним и внешним. Внутренний проводят сами сотрудники компании, а внешний — специализированная компания. В статье мы рассмотрим особенности проведения внутреннего контроля.

Когда и зачем проводится ВФА

Внутренний контроль документально оформляет факты хозяйственной жизни бюджетной организации. Проведение аудита необходимо для:

  • подтверждения соответствия между сделками и операциями;
  • сверки данных;
  • подготовки предложений о повышении результативности использования средств;
  • сверки остатков по счетам бухучета налички с остатками денег по данным кассовой книги.

Процедура не дублирует полномочия контрольно-счетных органов — это подтверждение отчетности на этапе ее формирования. Не путайте внутреннего аудитора с контролером-ревизором внутри организации.

Внутренний финансовый аудит в 2021 году проводится по инициативе руководителя, когда он хочет узнать, как разумнее расходовать средства и повысить качество финменеджмента.

В ходе оценки необходимости ВФА учитывают:

  • риски в прошлые периоды, как они влияли на бюджет;
  • результаты мониторинга качества финменеджмента;
  • наличие самостоятельно выполняемых бюджетных полномочий;
  • наличие подведомственных бюджетных автономных учреждений;
  • владеете ли вы имуществом бюджетных унитарных предприятий;
  • возможность проведения аудита сторонними экспертами.

Какими правилами нужно руководствоваться

Требования к проведению финансового аудита бюджетных учреждений изложены в:

  • БК РФ (ст. 157, ст. 160.2-1, ст. 165);
  • постановлением правительства № 193;
  • приказах Минфина № 143н от 21.09.2015, № 356 от 07.09.2016, № 822 от 30.12.2016;
  • приказе Минфина № 237н от 18.12.2019.

В этих документах изложены принципы и задачи ВФА, порядок его проведения. В разработке находятся стандарты внутреннего финансового аудита 2021 года для каждого этапа контроля.

Как проходит финаудит

В ходе аудиторского контроля должностные лица изучают законность хозяйственных операций и достоверность бюджетной отчетности. Они могут:

  • получать информацию об организации и результатах финаудита;
  • посещать занимаемые объектом помещения и территории;
  • задействовать независимых экспертов.

На 2021 год внутренний финансовый аудит чаще всего проводит комиссия, состоящая из глав структурных подразделений учреждения, выполняющих бюджетные процедуры. У такого подхода есть недостатки.

При проведении ВФА стараются максимально устранить условия, угрожающие беспристрастности аудитора. Проверяющий:

  • не должен быть связан с бухгалтерией;
  • не должен вступать в конфликт интересов;
  • иметь родство с субъектами контроля.

Желательно привлекать внешних экспертов и не допускать вмешательства в финансовый аудит бюджетных учреждений третьих лиц.

Аудитор и эксперты соблюдают требования законодательства, проводят контроль четко по утвержденному плану. В конце они оглашают результаты руководителю объекта.

Как составить план ВФА

Перед проверкой составляют план внутреннего финансового аудита. В нем указывают:

  • тему;
  • перечень изучаемых вопросов;
  • сроки проведения;
  • список ответственных.

При составлении плана внутреннего финансового аудита нужно учесть важность проводимых операций, их объем. Рассматривают риски после проведения контроля, сроки проверки. Анализируют законность хозяйственных операций и бюджетную отчетность.

В структуру плана входят пункты:

  • тема проверки;
  • что проверяют;
  • вид проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения.

Документ нужно утвердить до начала календарного года.

Рекомендуем

Курс рассматривает практические вопросы организации и осуществления внутреннего финансового аудита в бюджетных, автономных и казенных учреждениях.

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Внутренний контроль и аудит бюджетных учреждений [13.02.17]

Современное рыночных отношений в РФ, создание хозяйственных структур, присущих рыночной экономике, потребовало коренной реорганизации системы финансового контроля, в целом.

Страны, с развитой рыночной экономикой система финансового контроля, как правило, двухуровневая: на первом уровне она должна защищать интересы всего общества и регламентируется государством, соответственно.

Именно на этом уровне контролируется поступление средств в федеральный и местный бюджеты, во внебюджетные фонды, контроль за соблюдением установленных законами и другими нормативно-правовыми актами правил и методов введения финансов и учета учреждении.

Главной целью аудита и внутреннего контроля является установление соответствия применяемой в учреждении методики учета (и налогообложения) операций и финансового состояния для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности, которую предоставляют учреждении.

Основной задачей аудита и внутреннего контроля – оценка учетной политики и системы внутреннего контроля по учету, оценка состояния синтетического и аналитического учета в проверяемом периоде, оценка своевременности и полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете, проверка соблюдения организацией законодательства, нормативных актов, учетной политики учреждении, проверка качества проведения инвентаризации, проверка соблюдения организацией законодательства государства.

Цель конкретной работы – рассмотрение особенностей внутреннего контроля и аудита бюджетных учреждений.

  1. Рассмотреть Цели и задачи развития и учреждении системы внутреннего контроля и аудита в бюджетных учреждениях.
  2. Раскрыть особенности учреждении и проведения внутреннего контроля в бюджетных учреждениях.
  3. Основные этапы и методы внедрения системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях.
  4. Основные этапы и методы аудита сметы доходов и расходов в бюджетных учреждениях.

Гипотеза работы - контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.

Объект исследования – бюджетные учреждения.

Предмет исследования – ФГБУ государственного (муниципального) учреждения.

Методологической основой для работы послужили: Федеральные законы, законодательные акты, журналы, статьи и книги, которые компетентны в данной теме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

5. Федеральный стандарт аудиторской деятельности N 7/2011 "Аудиторские доказательства". КонсультантПлюс. Законодательство.

6. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. N 4. С. 136 - 143.

7. Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2014. N 4. С. 10 - 17.

8. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. N 5. С. 69 - 73.

9. Остаев Г.Я., Концевая С.М., Концевой Г.Р. Методические подходы к сбору и изучению аудиторских доказательств // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / Под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016. С. 599 - 606.

10. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р., Алборов А.А. Особенности бюджетирования в управленческом учете / Теория и практика - устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С. 308 - 312.

11. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р. Особенности сбора аудиторских доказательств // Бухгалтерский учет в бюджетных и небюджетных организациях. 2015. N 15. С. 36 - 42.

12. Суйц В.П., Волошин Д.А. Аудит эффективности бизнес-процессов как инструмент контроля // Проблемы теории и практики управления. 2014. N 6. С. 100 - 107.

13. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях // Аудиторские ведомости. 2012. N 1-2. С. 118 - 134.

14. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. 2014. N 9. С. 24 - 27.

15. Stanislava Kontsevaya Concept and arrangement of internal economic control in agricultural sector in terms of Russian Federation // Proceedings of the Conference Agrarian perspectives XXIII, Prague, pp. 103 - 111, 09.2014.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: