Портрет в 21 веке доклад

Обновлено: 18.05.2024

С наступлением XX века в портрете за художником окончательно закрепилось главенствующее положение над изображаемым. Демонстрация собственного стиля превращается в абсолютную задачу. Но все стилистические и духовные поиски художников по-прежнему устремлены к точному отражению мироощущения человека и его положения в мире.

Итальянский художник Амедео Модильяни (1884-1920) выработал свой неповторимый стиль во многом благодаря знакомству с африканской скульптурой с ее вытянутыми пропорциями, удлиненными овалами лиц и их обобщенными чертами. Линия в работах Модильяни главенствует над цветом; она пластично и легко рисует силуэт и лепит объем.

С приходом фотографии живопись находится в поисках нового изобразительного языка и новых идей. В фотографическом, как и в традиционном живописном изображении, мы можем увидеть модель только с одной стороны. Основатель кубизма Пабло Пикассо (1881-1973) находит самобытное художественное решение. Трехмерное изображение человека можно сначала разобрать по частям, а потом сложить в нужном порядке по законам композиции.

Помимо кубизма, XX век видел много других направлений в искусстве — от дадаизма и сюрреализма до соцреализма и поп-арта. Классиком сюрреализма можно считать Сальвадора Дали (1904-1985). В течение своей долгой жизни Дали был то крайне авангардным, то просто эпатажным, затем самым популярным, и наконец, одним из самых почитаемых и дорогих художников прошлого века. Он менял маски и жанры, занимался живописью, скульптурой, дизайном, работал в кино.

Даже собственный образ жизни он превратил в произведение искусства, проникнутое отчаянным инфантилизмом нескончаемой игры.

За всем разнообразием живописных поисков стоят различные философские подходы, а применительно к портрету — различное понимание человека. В XX веке художник более чем когда-либо отстаивает право на свое видение и декларирует собственный индивидуальный стиль как позицию.

Портреты 20 века

Луния Чековская приехала в Париж со своим мужем летом 1919 года по приглашению постоянно жившего там друга — польского поэта Леопольда Зборовского. В первую же встречу чуть не возник скандал: так пылко художник уговаривал польскую красавицу позировать ему. Всего Модильяни напишет четырнадцать ее портретов. Луния станет не только любимой моделью, но и преданным другом художника. Основу портрета составляет 3-образная линия, плавному изгибу которой подчиняется силуэт модели. Пропорции удлиняются. Эти характерные черты стиля Модильяни, которые делают его работы такими узнаваемыми, особенно удачны в женских портретах.

Портреты 20 века

Их часто пытаются сравнивать с другими работами в жанре ню — от Тициана до Мане. Однако, несмотря на сходство композиционного построения, в работах Модильяни есть существенное отличие: его картины лишены сюжета: здесь нет ни мифологии, ни социального подтекста — а есть одно только обнаженное тело. Объективное изображение женского тела лишено у Модильяни эмоциональной составляющей — он никогда не изображал обнаженными своих подруг

Портреты 20 века

На рубеже XIX и XX веков в Европе господствовал стиль модерн. Одним из ярких его представителей был австриец Густав Климт (1862-1918). В портретах он сочетал ясный четкий силуэт модели и обилие орнаментальных деталей, превращающихся из декоративно-оформительного в самостоятельный элемент композиции.

Портреты 20 века

Портреты 20 века

Декоративность портрета Фритцы Ридлер, жены известного инженера, профессора Берлинского университета, подчеркивается совмещением переднего и заднего планов изображения. Это создает возможность визуальной игры: орнаментированная арка за головой модели прочитывается и как окно на заднем плане, и одновременно как прическа, напоминающая своей формой прически испанских инфант XVII века. Кресло изображено в перспективном сокращении, но акцент на декоративном рисунке обивки значительно снижает эффект трехмерности. В этом портрете Климт впервые использует открытые участки золотого цвета, который исключает саму возможность перспективного построения. Таким образом в портрете стираются границы между телом и плоскостью, органическим и искусственным.

Портреты 20 века

Портреты 20 века

Пабло Пикассо, известный своими новаторскими кубисти-ческими опытами, был поистине многоплановым художником — иногда он прибегал к классической манере письма. Рядом с работами, построенными на четкой геометризации форм человеческого тела и экспрессии четких острых граней объемов, возникали произведения, обращенные в еще недавнее прошлое мирового искусства. Так, трогательнолирический портрет своего сына, Поля, Пикассо решает в рамках традиционной живописи.

Портреты 20 века

Знакомство с Галой было одним из важнейших событий в жизни сюрреалиста Дали, во многом определившим его дальнейшую карьеру. Русская по происхождению (Елена Дьяконова), она была старше Дали на 10 лет. К тому времени, когда они познакомились, Гала была замужем за Полем Элюаром. Выбрав Дали, она стала его музой, моделью и менеджером, его опорой в жизни. Они поженились, а в 1958 году обвенчались. Их отношения становились все более сложными, но до последних дней Гала занималась всеми деловыми вопросами, связанными с выставками, продажей картин и публичными акциями Дали. Гала предстает перед зрителем на многих произведениях портретного жанра Дали — или реалистичных, как на этой работе, или же написанных им в стиле сюрреализма.

Портреты 20 века

САЛЬВАДОР ДАЛИ. ДАЛИ, СИДЯЩИЙ СПИНОЙ, ПИШЕТ ПОРТРЕТ ГАЛЫ, ПОВЕРНУВШЕЙСЯ СПИНОЙ И УВЕКОВЕЧЕННОЙ ШЕСТЬЮ ВИРТУАЛЬНЫМИ РОГОВИЦАМИ, ВРЕМЕННО ОТРАЖЕННЫМИ В ШЕСТИ РЕАЛЬНЫХ ЗЕРКАЛАХ.
1973. Театр-музей Дали, Фигерас

Портретная фотография очень долго была самодостаточным явлением. Сегодня же портрет как он есть может осуществлять лишь прикладную функцию (например, на афише и в интервью) или коммерческую, но высоких эстетических качеств больше недостаточно для художественного жеста. В то же время он активно используется в современном искусстве как инструмент. Но есть ли место портретной фотографии как отдельной художественной практике, и как она изменилась?

Первое, что приходит в голову — эксперименты с формой. Например, фотография может трансформироваться в скульптуру. Это касается и портрета. Например, в проекте “Misunderstanding focus” японский дуэт Nerhol , наслаивая фотографии, овеществляет топографию движения. Таким образом, портрет остается портретом, но получает временнОе измерение — и это гораздо более важный аспект, чем просто игры с формой.

С категорией времени, ключевой для фотографии, работает и французский художник Thomas Mailaender . В своем проекте Illustrated People он при помощи мощной UV лампы буквально выжигает избранные негативы из Архива современного конфликта на коже моделей. Так портрет становится перформативной практикой.

Создавая классический портрет, фотограф как правило стремится зарегистрировать индивидуальность человека. Рассматривая фотографии прошлого века, мы видим это и поддаемся ответному желанию расшифровать личные истории. В своем проекте “Бегство за край” Юлия Борисова совершает обратный жест — накладывая на портреты засохшие цветы, она тем самым делает этих людей анонимными, деконструирует образы, которые транслируют эти портреты, и тем самым воспроизводит механизмы памяти.

Важной частью портрета является коммуникация на дистанции, хотя и близкой. При этом часто в незащищенном положении находится портретируемый (как, например, в проекте Якоба Соболя “Sabine” ). Что, если ее нарушить? Причем не только в сторону модели, но и в сторону автора. Софи Каль в своем проекте “Sleepers” фотографирует друзей и незнакомцев в своей кровати, в одном и самых уязвимых состояний — во время сна. Так пресловутая интимность, присущая портретной фотографии, достигает максимума и превращает портрет в акт взаимной десакрализации.

Подобный слом личных границ с вовлечением в них другого посредством портрета может стать инструментом самоисследования. Вик Лащенов с своем проекте “Здравствуйте, я спал с вашей женщиной, давайте сфотографируемся” встречался с бывшими возлюбленными и их нынешними партнерами и просил девушек сфотографировать его и парней вместе. Так портретная практика становится терапией — через чувство максимальной беззащитности автор “закрывает гештальты” и отпускает ситуацию. Что любопытно, девушек нет в кадре — с одной стороны они остаются неуязвимыми, с другой подписи выдают очень откровенные подробности их совместной жизни. Так чей же это портрет?

Будучи очень личной, эта история является универсальной, что не дает ей остаться приватной процедурой и переводит жест фотографа в разряд художественных.

Как мы уже выяснили в предыдущих статьях, человеческий мозг все еще остро нуждается в том, чтобы видеть лица других людей, и портрет остается мощнейшим инструментом воздействия, а значит он привлекает коммерцию. Живее всех живых фэшн фотография. Она является диктатором стандартов и задает тенденции, но все чаще становится полем для смелых экспериментов, а также маркером новой морали. Даже занимаясь коммерческим портретом, можно критически относиться к объекту своего внимания. Так работает Вивьен Сассен .

Используя язык коммерческой фотографии, она выносит культурный код Африки, страны своего детства, в поле массовой культуры, рефлексируя над особенностями ее менталитета. Казалось бы, все формальные приемы уже изобретены, а портретная фотография в чистом виде устарела, и невозможно более заниматься этой практикой вне контекста чего-то большего. Однако нам все еще важно смотреть на человеческое лицо, и есть множество измерений, которые можно раскрыть в рамках этого процесса.

Текст: Анастасия Беспалова

Посмотрите первый выпуск , чтобы узнать: как развивалась портретная фотография и к чему пришла, почему мы везде видим лица и зачем мы делаем сэлфи? Что такое человеческое лицо как данные для компьютера?

Второй выпуск , посвящён тому, как наши инстинкты влияют на то, как мы смотрим на мир и как мы иногда пугаемся простых вещей.

В третьей части вы узнаете о том, как наши лица стали данными, и художники используют это для своих проектов.

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен , Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Портреты кисти Бориса Клементьева-это подлинная живопись. Они уже сегодня уникальны.


Ученик и продолжатель традиции

известного Русского художника

Картины художника Бориса Клементьева хорошо знакомы россиянам. Его картина "Исповедь" встречается во многих домах, публикуется в православной литературе, печатается в репродукциях. Произведения художника украшают государственные резиденции и частные коллекции в России и зарубежом. Картины живописца находятся в Национальной галерее Армении, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, Кинешемском художественно историческом музее. Достаточно сказать полотна художника есть у Вячеслава Зайцева, Вячеслава Полунина, Григория Карасина, Милана Панича, Людмилы Швецовой, Сергея Капкова, а выставки художника с успехом прошли в Доме Правительства РФ, Совете Федерации Рф, Государственной Думе Рф. Для портретов художнику позировали Георгий Сверидов, Владимир Васильев, Евгений Дога, Александр Журбин. Борис Клементьев награжден золотым орденом "Служение искусству", Лауреат премии "Золотая кисть", Есенинской и Чеховской премии Союза писателей РФ. Художник член союза художников России, академик Петровской академии наук и искусств, член-корр РАЕН.

Картины Бориса Клементьева пользовались успехом в крупнейшем аукционном доме Дюран в Мадриде, Испания. С 1969 года здесь проведено более 400 аукционов ювелирных изделий, книг, рукописей и предметов искусства испанских и зарубежных художников.

Выставки художника проходили в Посольстве Российской Федерации в Лондоне, Доме Правительства РФ, Государственной Думе РФ, Совете Федерации РФ. Произведения художника находятся в музейных и частных собраниях, государственных резиденциях в России и зарубежом.


Портрет Ирины Газарян

Борис Клементьев русский художник

Член союза художников России

Член Международной академии культуры и искусства

Член Ассоциации искусствоведов

Лауреат художественной премии им. А.П.Чехова

Академик Петровской академии наук и искусств

Член корреспондент РАЕН

Лауреат ХХ Московского международного конкурса современной живописи "Золотая кисть"

5229398_1995_jpg (539x700, 264Kb)

Портрет главного хирурга департамента здравохранения г.Москвы А.С.Ермолова


Портрет выдающегося артиста балета, Народного артиста СССР Владимира Васильева 2002


\

Портрет Аллы.


К заутрене.


Портрет Елены Воронцовой


Девушка в шубке

5229398_dscn4444_jpg_jpg (557x700, 189Kb)

Портрет руководителя Московского филармонического оркестра дерижера Юрия Ботнари

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

    (Leonardo di ser Piero da Vinci); (Raffaello Santi); (Tiziano Vecellio); (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); (Pieter Paul Rubens); (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); ; ; (1865—1911, Россия); (Vincent Willem van Gogh).

Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:

  • нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
  • французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
  • англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
  • русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).

Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут

Читайте также: