Понятие и виды семейных прав ребенка доклад

Обновлено: 04.07.2024

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство - важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах.

Семейный кодекс РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 Семейного кодекса РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 Семейного кодекса РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере. А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п. Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия - согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов). Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины. Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя - на любое возможное. Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 Семейного кодекса РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы. Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка. В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах: смены имени/фамилии; восстановления родительских прав; усыновления (удочерения); изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления; записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца; назначение опекуна ребенку.

Право детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООН дается ребенку независимо от его возраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам, касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования. Необходимые средства для существования - это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно. Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и социальных выплат в полных и неполных семьях. По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица. Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно. Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество - нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию. В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 Семейного кодекса РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями Семейного кодекса РФ. А именно статья 56 Семейного кодекса РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц. Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему. В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми). Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд. Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав. Согласно статье 69 Семейного кодекса РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга. Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей. В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату или иного дохода совершившего преступление лица за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет или без такового.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. За совершение данного деяния предусматривается наказание лишение свободы на срок до 5-ти лет. Если такое нарушение совершают родители, педагогические работники либо иные лица, на которые законом возложены обязанности за воспитание несовершеннолетних, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового. В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, а также преступление совершается по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статья 151 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в совершение антиобщественных действий.

Так, за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, предусмотрена уголовная ответственность в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок одного года до 2-х лет, либо арест на срок от 3-х до 6-ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 4-х лет.

Если указанное деяние совершено родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в таких случаях данное деяние наказывается ограничением свободы на срок от 2-х до 4-х лет, либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

В случаях, если вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий совершено с применением насилия или с угрозой применения насилия, уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2-х до 6-ти лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Иные права детей

Таким образом, Семейный кодекс РФ - это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу. Но помимо основных прав ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства. А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка. Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными. Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором. Современная семья и права ребенка - неразрывно связанные понятия, так как именно семья - это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны. Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей. Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних - тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.

Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и их защита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и дать классификацию прав ребенка в рамках семейных правоотношений.
Охарактеризовать личные неимущественные и имущественные права ребенка в семье.
Проанализировать право ребенка на защиту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………….3
1. ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………….………..7
1.1. Понятие и классификации прав ребенка в семейных правоотношениях…………………………………………………………………7
1.2. Личные и имущественные права ребенка в семье…………………11
2. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ …22
2.1. Право ребенка на защиту……………………………………………22
2.2. Формы и порядок защиты прав ребенка в семейных правоотношениях………………………………………………………………..26
2.3. Пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье……………………………………………………………………
3. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

Файлы: 1 файл

Егорова ДР 12янв. 20.00.docx

ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 051000.62

Профессиональное обучение (по отраслям)

Идентификационный код ВКР: 857

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

Факультет социологии и права

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

Заведующая кафедрой права

ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение

Идентификационный код ВКР: 857

студент группы Вт-411 СПВД _________________ Н.В. Егорова

канд. фил. наук, доцент __________________ Н.В. Ронжина

ст. преподаватель __________________ К.А. Игишев

1. ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………….……….. 7

1.1. Понятие и классификации прав ребенка в семейных правоотношениях……………………………………… …………………………7

1.2. Личные и имущественные права ребенка в семье…………………11

2. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ …22

2.1. Право ребенка на защиту……………………………………………22

2.2. Формы и порядок защиты прав ребенка в семейных правоотношениях……………………………………… ………………………..26

2.3. Пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье………………………………………………………………… …

3. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

На протяжении веков дети и молодежь являлись самыми значимыми представителями общества и самым ценным его капиталом. Для любого общества важнейшее значение имеет непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений, что является гарантом стабильности современного мира, оптимизма и ответственности живущего поколения перед будущим. Но, не смотря на эту значимость, сегодня ежедневно нарушаются права детей и подростков.

Актуальность выбранной темы.

Особенное значение приобретают факты нарушения прав детей в семейном окружении. В этой связи необходимо уделять особенное внимание не только изучению самих прав детей в семейном контексте, но и рассмотрению основ их защиты в рамках непрерывного общественного прогресса.

Защита прав детей в семьей обусловлена также многочисленными неблагополучными случаями в положении детей и подростков, как в семье, так и в обществе в целом.

В современных условиях развития мирового сообщества права ребенка приобретают новый смысл, обладая все большей значимостью. В этой связи вопрос изучения прав детей и основных моментов их защиты предстает в качестве актуального вопроса.

Анализ семейного законодательства показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав . Между тем реализация прав ребенка , признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей. Принятые Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 04.11.2014)1 (далее – СК РФ), другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г 2. Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка и проблем реализации его семейных прав.

Объект дипломной работы – права ребенка в семейных правоотношениях и их защита.

Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование прав ребенка в рамках семейных правоотношений.

Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и их защита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие и дать классификацию прав ребенка в рамках семейных правоотношений.
  2. Охарактеризовать личные неимущественные и имущественные права ребенка в семье.
  3. Проанализировать право ребенка на защиту.
  4. Раскрыть формы и порядок защиты прав ребенка в семейных правоотношениях.
  5. Разработать пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье.
  6. Изучить анализ правоприменительной практики по правам детей в семейных правоотношениях и их защите.

Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеюридического характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить особенности прав ребенка в Российской Федерации. Также в работе использовался общенаучный диалектический метод познания, сравнительно-правовой, системный, логический, исторический, социологический и другие методы. Применение этих методов позволило автору изучить основные аспекты, касающиеся защиты прав ребенка в Российской Федерации.

Теоретической основой работы выступили труды отечественных ученых: Ю.Э. Малиновой, Ф.М. Рудинского, Ю.Ф. Беспалова, Н.Е. Борисовой, Н.Я. Темниковой, И.Ю. Носовой, Н.С. Шерстневой, А.П. Алёхина, К.К. Гасановой, А. М. Желанновой, А.Н. Левушкина, С.А. Муратова, А.И. Толстой и др.

Нормативную основу исследования составляют Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. / Сборник международных договоров. М., 2009.

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном

голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы гражданских дел, рассматриваемых в период 2012-2014года различными судами субъектов Российской Федерации, обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, касающихся прав детей в семейных правоотношениях и их защиты.

В целом же обзор исследователей, занимающихся изучением вопросов прав ребенка в рамках семейных правоотношений и их защиты в Российской Федерации, дает основание утверждать, что рассматриваемый вопрос уже достаточно давно изучается в отечественной научно-практической литературе юридического характера.

Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы и заключение.

Права ребенка в семье

Право жить и воспитываться в семье

Нормами права определено преимущество формирования личности детей в семейном кругу. Любой ребенок имеет право на любящую семью. Малыши должны подрастать в ячейке общества, образуемой родившими его людьми. Исключения возможно лишь в обстоятельствах, когда подобное вредит малолетнему, угрожает физиологическому и психологическому здоровью. Не имеющие биологических отца с матерью, или при наличии лишенных прав родителей, малыши распределяются в специальные заведения или отдаются лицам, выразившим желание растить их. Правительство определило приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Взятие под опеку и усыновление сирот всячески поощряется в Российской Федерации.

Право на получение фамилии, имени и отчества

С минуты появления на свет, новорождённый вправе получить фамилию, имя и отчество. Следуя нормативным документам о семье:

  • родители самостоятельно решают, как будут звать их малыша;
  • вписывается фамилия родивших лиц, или одного из них, по взаимному разрешению;
  • отчество определяется согласно имени папы.

Если родившие малыша не в состоянии определиться по данному вопросу, разногласия решаются представителем органов опеки и попечительства.

При не имении отца имя и отчество дочери или сыну женщина выбирает самостоятельно, а фамилия записывается согласно паспортным данным матери.

В стечении обстоятельств, когда кто-то из родителей:

  • лишен родительских прав;
  • не хочет воспитывать малыша;
  • отбывает срок заключения, по приговору суда;
  • признан неспособным отвечать за свои действия;
  • безвестно отсутствует, умер, или считается таковым согласно определению суда: другой родитель может самостоятельно записать Ф.И.О своего ребенка, без чьего-либо согласия.

Лица, усыновившие малыша, имеют возможность изменить паспортные данные новоиспеченного сына или дочери, обратившись с соответствующим заявлением в судебные органы, или высказав просьбу устно на заседании по факту усыновления. При положительном решении, ранее выданное свидетельство о рождении изымается, а взамен выдается новое, содержащее желаемые изменения.

Кровные сестры и братья могут иметь разные фамилии, присвоенные по взаимному соглашению родителей.

Малыш младше 14-ти лет может переменить свои данные при наличии добровольного согласия отца и матери:

  • имя выбирается по усмотрению малолетнего;
  • фамилия берется у другого родителя;
  • отчество изменению не подлежит.

Достигнув 14-ти, гражданин России, получая паспорт, имеет возможность написать заявление о смене Ф.И.О не интересуясь чьим-либо мнением.

При желании родителей или усыновителей переменить личные сведения своим детям манипуляции осуществляются при согласии 10-ти летних малышей.

Право на общение с родственниками

Малолетние вправе свободно контактировать со своей родней по крови.При разладе семейной жизни, маме или папе, живущему с малышом, не рекомендуется ущемлять его в желании встречаться с другим родителем, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом, даже находящимися за пределами Российской Федерации. При нарушении данной нормы, мать, отец, или другое лицо, права которого ущемляются подобным образом, должен обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства или в суд, для установления определенного графика посещения малыша. Виновный, препятствующий данной правоспособности, подвергается мерам административного воздействия.

При нахождении кого-то из родителей в местах лишения свободы, на принудительном лечении, согласно судебному решению, ребенок, при желании, вправе продолжать общаться с ним. Исключению подлежат свидания, в процессе которых малолетний может быть подвергнут психологическим и эмоциональным страданиям.

Такие же правила простираются на несовершеннолетнего, принудительно заключенного в исправительные или медицинские заведения. Ребенку нельзя запрещать общаться со своей родней при любом стечении обстоятельств.

Право на выражение собственного мнения

Следуя ратифицированным международным правовым документам: дети вправе выражать свое мнение, оформив его в любой желаемый ими вид по проблемам, относящимся лично к ним в независимости от возрастных характеристик.

Правовые акты, регулирующие правоотношения семьи постановляют, что малыш должен быть выслушан, а его желания учтены при вынесении судебного определения. В особенности это относиться к процессам, в которых решается судьба ребенка.

С 10-ти лет позиция малолетнего является решающей при вынесении судебного постановления по делам касающимся:

  • усыновления или его отмены;
  • смены имени, отчества, фамилии;
  • заявления усыновителей о перемене личных данных малыша в свидетельстве о рождении;
  • восстановлении родителей в правах;
  • назначении опекунства.

Право на собственные доходы и средства существования

Материальные права детей в семье закреплены в нормативных документах. Согласно букве закона, ребенок способен самостоятельно распоряжаться личными денежными суммами (заработной платой, стипендией), средствами, требуемыми для нормального существования, к которым относятся личные вещи, одежда, игрушки.

Имущественные права ребенка

Дети приобретают право собственности на вещи, движимое и недвижимое имущество, получаемое в дар или в наследство. Законные представители ребенка обязаны распоряжаться имуществом несовершеннолетних руководствуясь их интересами.

Законодательство закрепило наследственные права родителей и детей. Имущество обеих сторон не является общим, кроме вариантов долевого владения, при котором правовые обязанности распределяются взаимным соглашением.

Обязанности ребенка

Обязательства детей основополагаются на этических и моральных нормах, часть которых отражена в Конституции Р.Ф.

До 6-ти летнего возраста у малолетних нет обязанностей. По мере взросления, появляются обязательства:

  1. Получить обязательное среднее образование. Дальнейшее обучение выбирается гражданином самостоятельно по его усмотрению и желанию.
  2. Соблюдать правила, установленные в учебном заведении, к которым относятся:
    • следование определенному распорядку дня;
    • посещение уроков;
    • уважительное отношение к старшим, независимо от статуса и рода их трудовой деятельности;
    • соблюдение техники безопасности в помещении и на территории школы;
    • бережное отношение к имуществу, принадлежащему учебному заведению;
    • выполнение домашних заданий, внимание словам учителя во время урока;
    • требование не нарушать дисциплину во время учебного часа и перемены.
  3. Выполнять посильные семейные обязанности, установленные родителями или законными представителями.
  4. Слушаться отца с матерью, за исключением моментов, когда послушание нарушает права малолетнего, несет угрозу его здоровью и жизни.
  5. Заботиться о членах семьи.
  6. Вести себя соответственно этическим правилам пребывая в местах общего пользования.
  7. Достигнув 14-ти лет получить паспорт гражданина РФ.
  8. Вовремя встать на воинский учет.
  9. Уважительно относиться к правам и законным интересам других лиц. Не нарушать порядок, закрепленный в законодательных актах государства. При совершении противоправных поступков к несовершеннолетнему должны быть применены меры административной (с 16 лет) и уголовной (с 14-ти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений) ответственности.
  10. Устроившись работать на предприятие строго соблюдать трудовой распорядок организации, и положения ТК.

Незнание законов не освобождает ребенка от наказания. Правовое и культурное воспитание в семье и учебном заведении проводят родственники, педагоги, законные представители.

Обязанности родителей по отношению к детям

Правовыми нормами международного и российского законодательства определены:

  1. Обязанность материального содержания, защита благополучия детей, обязательство физиологической и психологической защищенности гарантированная родившими или усыновившими их лицами.
  2. Ответственность родителей за воспитание малолетних. Требование привить понятие морали и нравственности, предоставить возможность получения среднего образования, способствовать культурному и духовному формированию маленькой личности.
  3. Соблюдение мамой и папой определенных в законе прав маленького гражданина, запрет на препятствие осуществления интересов малыша.

Расторжение ячейки общества не освобождает от обязательств по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей. Родительский долг соблюдается до:

Защита прав ребенка

Если родители сами причиняют физиологический или психологический вред малышу, пожаловаться на их противозаконные действия может любой человек. В особенности это касается должностных лиц, к которым относятся полицейские, педагоги, медицинские работники. При установлении наличия избиения, морального или психологического давления на малыша со стороны родивших его людей виновные подвергаются принудительному наказанию.

Малолетний вправе самостоятельно пожаловаться на бесправные действия в:

  • органы опеки и попечительства;
  • службу психологической поддержки, по телефону доверия;
  • рассказать о случившемся учителям, психологу, врачу;
  • позвонить по общероссийскому телефону горячей службы 911;
  • с 14-ти лет отнести иск в органы судебной власти.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Посягнувшие на законные права малолетних подвергаются дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Родителей, лиц их заменяющих привлекают к наказанию в случае:

  1. Отказа воспитывать и содержать ребенка.
  2. Применения жестоких наказаний.
  3. Систематических нарушений прав малолетнего.
  4. Не желания забрать малыша из родильного дома, больницы.
  5. Пристрастия к алкоголю и психотропным средствам.
  6. Совершения противоправного деяния направленного против жизни и здоровья детей или супруга.

Для нарушений, указанных в п. 1, 3, 4 в начале предназначается административное пресечение в виде денежного взыскания в размере от 100 до 500 рублей. В отсутствии изменений органы опеки и попечительства возбуждают процесс о лишении родителей прав на их детей или прекращении усыновления.

Если мать с отцом, или кто-то из них умышленно мешают реализации ребенком правоспособности на взаимообщение с членами семьи, скрывают прерывание малолетнего, противятся судебному определению о месте проживания малыша, виновные подвергаются пене в размере от 2000 до 3000 рублей. При повторном деянии наказание увеличивается с 4000 до 5000 рублей или заменяется на арест, длительностью в 5 суток.

К ответу по нормам уголовного закона мать с отцом призываются при:

  1. Применении к ребенку мер физического воздействия. Карается:
    • взысканием до 100000 рублей, или суммой заработка в течение года;
    • дисциплинарной повинностью до 400 часов;
    • принудительными работами в течение 2-х лет.
  2. Втягивании малыша в зависимость от алкоголя, наркотиков, психотропных веществ:
    • ограничение свободы от 2 до 4 лет;
    • арест на 4-6 месяцев.
  3. Ввязывании детей в совершение противоправных действий:
    • тюремное заключение на срок до 6 лет, с ограничиванием свободы до 2-х лет или без оного;
    • сопровождаемое насилием и угрозами – лишением свободы от 2-х до 7 лет, с ограничением свободы до 2-х лет или без такового;
    • в преступление, совершаемое несколькими лицами, или носящее тяжкий, или особо тяжкий характер – тюремное заключение от 5 до 8 лет.

При совершении вышеперечисленных поступков возбуждается процесс о лишении родительских прав.

Всякий малыш – самостоятельная личность, основа будущего современного правового общества. Определить какие права имеются у ребенка в семье, защищать их реализацию от любого посягательства – первостепенная задача не только родителей, но государства в целом.

В этом реферате я постараюсь рассмотреть основные вопросы взаимоотношений между родителями и детьми в контексте соблюдения прав ребёнка. Из всего теоретического курса по правам ребёнка тему “Семья и права ребёнка” я выбрал неслучайно.

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Безусловно, что современный человек должен знать как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.

Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т. е. личные и производственные от них имущественные отношения, возникающими между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. Брак – это юридически оформленный свободный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Он основывается на чувстве любви, подлинной дружбе и уважении – нравственных принципах построения семьи.

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения. Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:

“4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственнымиобразовательными стандартами, . на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределахсвоей компетенции и в соответствии с действующими нормативамиобеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах,льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте,иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

“9. В образовательных учреждениях содержание и обучениедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию иинтеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся наполном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются вуказанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей)по заключению психолого-педагогической и медико-педагогическойкомиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся вособых условиях воспитания и обучения и требующих специальногопедагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихсявобразовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который непредусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности вобщественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест напредприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка иосуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основерекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числесанаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебныхучреждениях.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанниковобразовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. (. )

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должнопредусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

Семья и права ребёнка

Теперь я рассмотрю правовые отношения между родителями и детьми. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.

Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность воспитывать детей. Эта обязанность является одновременно и правом родителей. Поэтому родители не могут передать свое право на воспитание ребенка другому лицу (деду, бабушке, родственникам). Чтобы воспитывать детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них личное влияние. К сожалению, далеко не во всех семьях дело с воспитанием детей обстоит благополучно. Ежегодно в отделения милиции за различные преступления доставляется свыше 900 тыс. детей, 50 тыс. ребят уходят из семей и попадают в приемники-распределители. Родители обязаны совершать надзор за несовершеннолетними детьми. Кроме того, родители привлекаются к ответственности за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, не достигшими 15 лет, в соответствии с нормами гражданского законодательства. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет отвечают за причиненный вред сами, на общих основаниях.

Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей. Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство). Родители представляют и охраняют интересы своих детей.

По общему правилу родители ответственно относятся к воспитанию своих детей. Но бывает и иначе. Если родители не выполняют своих обязанностей, осуществляют родительские обязанности в противоречии интересам детей, то такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя, исключительная. Она применяется тогда, когда другие способы воздействия не дали результатов. Лишение родительских прав родителей или одного из них допускается только в случаях, установленных законом: при уклонении от выполнения обязанностей по воспитанию детей; злоупотреблении родительскими правами; жестоком обращении с детьми; вредном влиянии на детей аморального поведения родителей; при наличии у них такого заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания. Лишение родительских прав преследует несколько целей: уберечь здоровье и психику ребенка и создать ему нормальные условия жизни; наказать родителей за их поведение, оказать воспитательное воздействие на других неустойчивых в семье и быту граждан. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав. Они утрачивают прежде всего право на воспитание детей, а также на проживание с ребенком, на защиту прав и интересов детей и др. Однако лишение родительских прав не освобождает родителей по содержанию детей. Лишение родительских прав является бессрочным. Но если родители, лишенные родительских прав, коренным образом изменяют свое поведение, отношение к детям, весь образ жизни, они могут в судебном порядке восстановлены в родительских правах.

В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут вступать между собой во все дозволенные законом сделки (купли-продажи, займы и т. д.). Если в отношениях с несовершеннолетними детьми самым распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми заключаются и другие договоры. Например, по договору займа отец может предоставить сыну денежную сумму для покупки автомашины. Родители и дети могут быть участниками общей долевой собственности. На долевых началах ими могут приобретаться или строиться дома, дачи и т. д. В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учебы, развития. Если же родители не предоставляют средства на содержание детей добровольно, они принуждаются к уплате алиментов на основании судебного решения. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, чек о взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом, алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода) последних. Родители, злостно уклоняющиеся от выплаты алиментов своим несовершеннолетним детям, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Итак, суд защищает права и интересы всех членов семьи, обеспечивает соблюдение прав и обязанностей родителей и детей.

Семейное законодательство предоставляет возможность обращения в суд для предотвращения нарушения прав и интересов детей. Но обращение в суд, на мой взгляд, – это крайняя мера, свидетельствующая о том, что семья распадается, либо находится на грани распада. Поэтому главная задача, стоящая перед супругами, равно как и перед обществом, и государством, сделать все возможное, чтобы эта проблема была разрешена как можно безболезненно и учтены интересы всех сторон участников правоотношений.

Детство – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому еще только предстоит стать человеком. Но реальное положение дел обстоит так, что Россия, приняв в качестве обязательного для исполнения международного закона Конвенцию по правам ребенка, тут же о ней и забыла. Ведь законы и подзаконные акты, обеспечивающие выполнение Конвенции и корреспондирующих с ней статей Конституции РФ, если и существуют, то не покрывают поля реальных потребностей. В результате в сферу внимания следственных и судебных органов попадает ничтожно малая доля детей – жертв насилия. Более того, жертвы часто оказываются дважды и трижды жертвами: убежав из интерната, где его избивают воспитатели, ребенок рано или поздно оказывается в комиссии по делам несовершеннолетних и затем – в психиатрической больнице, откуда выпишется вновь в тот же интернат.

Эта репрессивность, как называют её специалисты, подпитывается нынешней криминализацией общества. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в обществе.

Список использованной литературы:

А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984

Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)

"Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

“Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.

Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)

Читайте также: