Понятие и сущность уголовного наказания по российскому уголовному праву доклад

Обновлено: 17.06.2024

Институт уголовного наказания является наиболее важным институтом уголовного права. Наказание — это естественная реакция государства на совершенное пре­ступление. Назначение законного наказания является серьезным средством борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, способствует исправлению и перевоспитанию осужденных, а также предотвращает совершению новых преступлений.

Актуальность проблемы уголовного наказания в настоящее время определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Уголовная наказуемость является обязательным признаком понятия преступления. Если общественно-опасное деяние не влечет за собой наказание, то оно не может считаться преступлением.

Таким образом, целью моей работы стало освещение понятия и сущности уголовного наказания.

Для достижения этой цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и признаки уголовного наказания;

- проанализировать основные цели уголовного наказания;

- раскрыть систему и классификацию наказаний;

- определить и дать краткую характеристику основных видов наказаний.

Глава 1. Понятие и признаки уголовного наказания

Уголовное наказание является исключительно важной мерой борьбы с преступностью, хотя решающую роль в ее сокращении, несомненно, играют экономические, политические, организационно-управленческие и культурно-воспитательные меры, осуществляемые государством. Вместе с тем уголовное наказание является важным необходимым средством, а из уголовно-правовых — наиболее эффективным средством борьбы с преступностью, поскольку именно оно прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.

Как важнейшая мера государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном УК лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного. Это полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Наказание всегда выступало в виде отрицательной реакции государства, общества на совершаемое общественно-опасное деяние. В различных теориях ученые-криминалисты предпринимали попытки доказать обоснованность действий государства, наказывающего своих подданных, порой весьма жестко.

Без учета целей нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность. Специфичность целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления осужденного.

Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.

Эффективность предусмотренных в законе мер уголовного наказания во многом зависит от назначения и исполнения наказания. Назначение наказания - самый сложный этап в осуществлении правосудия. Эффективность назначенного наказания определяется тем, насколько полно суд выполняет требования закона об учете всех обстоятельств дела. В судебной практике, как и в теории уголовного права, учет целей наказания связан с необходимостью соблюдения принципа справедливости.

Наказание должно предупреждать совершение новых преступлений. Причем в теории различают предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов, которые можно ожидать от самого осужденного, и предупреждение совершения преступлений другими лицами. Общее предупреждение обращено к обществу, специальное - к конкретному человеку. Эффективность социального контроля в форме использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от правильного учета влияния социальных изменений на законодательную регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.

Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием общественности, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.

Таким образом, основным критерием, определяющим эффективность наказания в любом обществе, является его обще-предупредительное воздействие, которое определяется многими факторами. Эффективность наказания зависит прежде всего от того, насколько цели наказания нашли последовательное выражение в законе, в частности в конструкции отдельных институтов, определении ответственности за конкретные виды преступлений. В этом отношении важное значение имеет построение санкций статей Особенной части УК РФ. Санкции статей Особенной части УК РФ должны быть изложены таким образом, чтобы они ориентировали на более эффективное исполнение целей наказания.

Глава 3. Система и виды наказаний.

1. Система наказаний.

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по-своему со­держанию и тяжести. Помещены они в Уголовный кодекс в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.

Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий пере­чень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.

Система наказаний основывается на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

Развитие системы наказаний определяется общественным и государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно не влияют на систему наказаний.

Правоприменительная практика органов правосудия по реализации уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела.


  1. Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения не может быть отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом.

  2. Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.

  3. Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке и образуют собой некую лестницу. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от менее строгого к более строгому.

  4. Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. В действующем российском законодательстве этот перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ.

- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- ограничение по военной службе;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определенный срок;

По отношению к прежнему уголовному законодательству система наказаний перетерпела весьма существенные изменения. Из уголовных наказаний обоснованно исключено общественное порицание, включены четыре новых вида наказания: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест. Смертная казнь введена в общую систему наказаний, а лишение свободы подразделено на срочное и пожизненное.

Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. В нормах, где предусматриваются отдельные виды наказаний, входящих в перечень, раскрывается их суть, указываются пределы и условия их применения.


  1. Штраф;

  2. Лишение права заниматься определенной деятельностью;

  3. Обязательные работы;

  4. Исправительные работы;

  5. Арест;

  6. Лишение свободы на определенный срок (ст.88 УК РФ).

2. Классификация наказаний.

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о классификации — один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение систему и поря­док, но и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это существенно для разработки про­блем уголовно-исполнительного права и применения положе­ний педагогики, психологии и экономической науки в процес­се исполнения наказания и эффективного достижения целей.


  1. по способу сочетания наказаний — на основные, дополнительные и смешанные;

  2. по особенности субъектов — на общие, назначаемые любым лицам, и специальные, назначаемые определенному кругу лиц;

  3. по близости содержания — на свя­занные с исправительно-трудовым воздействием и не связан­ные с ним.

В зависимости от самостоятельности применения и исполнения наказания подразделяются на три подсистемы: основные, дополнительные и смешанные.

Три названные группы наказаний различаются по содержанию, целям, регламентации в санкциях и порядку назначения. Основные наказания - главные в санкциях за преступления. Дополнительные выполняют вспомогательную роль. Они не могут поэтому быть строже основных наказаний. Функции дополнительных наказаний состоят в утяжелении и спецификации основных наказаний. Они позволяют лучше, чем основные наказания, учитывать характер общественной опасности преступления, а также лица, его совершившего.

Конструкция основных и дополнительных наказаний в санкциях и порядок их назначения неодинаковы. Основные наказания всегда указаны в санкциях. Дополнительные - не всегда. При этом некоторые из них, а именно штраф и конфискация имущества, могут назначаться судом, если включены в санкции. Остальные дополнительные наказания назначаются по усмотрению суда.

По содержанию лишений и ограничений прав и свобод осужденных наказания делятся на пять групп (подсистем).

Подсистема "лишение свободы" включает связанные с изоляцией от общества арест, лишение свободы на срок и пожизненное лишение наказания. Конечно, полной изоляции от общества ни одно из них не влечет, даже при отбывании лишения свободы в тюрьме или пожизненного лишения свободы в одиночных камерах. По новому УИК РФ осужденные получили право на ежегодные отпуска с выездом за пределы уголовно-исполнительного учреждения.

Подсистема "ограничение свободы" включает одноименный вид наказания и содержание в дисциплинарной воинской части. Как и лишение свободы, оно соединяется с ограничением трудовых, семейных и жилищных прав. Ведущее ограничение — это ограничение в передвижении.

Подсистема имущественных наказаний представляет собой ограничение материальных прав осужденных. Таковы штраф и конфискация имущества.

Подсистема трудовых наказаний охватывает исправительные работы, обязательные работы, ограничение по воинской службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Ведущим ограничением здесь выступает принудительный труд, т. е. труд не по собственному выбору. Комплексность подсистемы трудовых наказаний выражается в сочетании профессиональных ограничений с материальными, связанными прежде всего с оплатой труда и получением в последующем пенсий.

Наконец, последняя исключительная подсистема наказаний включает всего один вид - смертную казнь. С вступлением России в Европейский Союз на исполнение смертной казни наложен, начиная с 1996 г., трехлетний мораторий, после чего должна последовать отмена смертной казни. Ничего экстраординарного в этом для России нет. В XX в. смертная казнь в России и СССР отменялась четыре раза. Ныне более пятисот осужденных на смертную казнь ожидают окончательного решения своей участи.

Виды наказания по временным показателям иногда дифференцируют также на две подсистемы - срочные и бессрочные. Срочные - такие, которые назначаются на определенный период времени. К ним относится большинство видов наказания. Сроки однозначно определены в законе. При этом во исполнение принципа гуманизма запрещается назначать наказание за одно преступление выше максимального предела санкций за него. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено в санкции за соответствующее преступление, допускается (ст. 64 УК).

Подсистема бессрочных наказаний, которые назначаются за тяжкие преступления, включает лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы, смертную казнь.

Таким образом, классификация наказаний в уголовном праве возможна по различным признакам.

Читайте также: