Понятие и признаки коррупции доклад

Обновлено: 04.07.2024

Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:

Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:

  1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
  2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.

Такими должностными лицами могут быть:

  • чиновники всех уровней власти;
  • политические деятели;
  • сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
  • медики и сотрудники образовательной сферы и другие.

Выделяют три основные формы проявления коррупции по масштабу распространения:

  1. Мелкая. Ее еще называют индивидуальной, бытовой, или несистемной. То есть это повседневные нарушения закона должностными лицами при встрече с общественностью в виде поиска обходных путей решения текущих вопросов под видом законности. Она часто встречается в школах, больницах, муниципалитетах и прочих организациях.
  2. Крупная. Данный вид связанный с большими суммами денег и масштабными делами. Процветает в верхних эшелонах власти при принятии решений государственной важности. Такая деятельность может привести к подрыву общественных, политических и других институтов в масштабе страны.
  3. Системная. Такие преступные схемы возникают в органе или институте во всем государстве из-за несовершенства их организации. Она может быть централизованной и децентрализованной. Например, понятие того, что такое системная коррупция можно рассматривать при монополизации рынка, дискреционных полномочиях чиновников, закрытости деятельности органов власти и прочем.

По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:

  1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
  2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
  3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.

В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:

  1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
  2. Недополучении казной налогов.
  3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
  4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
  5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
  6. Увеличении социального неравенства.
  7. Роста уровня безработицы.
  8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
  9. Росте организованной преступности.

Одним из принципов того, как государству противодействовать коррупции, является приоритетность применения мер профилактики. К ним можно отнести:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это идеологическая работа с широкими массами, направленная на то, что использование служебного положения в корыстных целях неприемлемо и непременно ведет к наказанию, отпечаток которого остается с человеком на всю жизнь.
  2. Антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов и их проектов, принимаемых в стране на разных уровнях.
  3. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам на должность госслужащих.
  4. Регулярную ротацию кадров в госорганах.
  5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля.

Коррупция – это сложное социальное явление, которое означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

Коррупция зародилась в глубокой древности и существует в настоящее время с переменным успехом практически во всех странах мира.

В Библии приводятся некоторые факты, которые можно расценивать как проявление коррупции в настоящее время. В Ветхом Завете идёт речь о следующем: "Я знаю, как многочисленные наши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берёте взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот".

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе можно встретить несколько различных определений коррупции. В толковом словаре русского языка можно найти следующее определение коррупции – подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Определение коррупции, которое предложено в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, выглядит так: злоупотребление государственной властью с целью получения собственной выгоды. Примечательно, что данное определение включает в себя взяточничество, непотизм и незаконное присвоение общественных средств для собственного обогащения.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.1978 г. определил коррупцию как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых и принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение каждый раз, когда возможно подобное действие или бездействие.

Из этого следует, что данный нормативный акт определил коррупцию как противоправное служебное действие должностного лица, которое объясняется получением выгоды или обещанным вознаграждением.

В докладе идёт речь о подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем" определении коррупции в узком смысле и подразумевают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправные решения, позволяющее получить выгоды некой второй стороне, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Данная ситуация характеризуется следующими признаками:

  • Принятие решения, которое нарушает закон или некоторые общественно принятые нормы.
  • Стороны сотрудничают на взаимовыгодных условиях и по обоюдному согласию.
  • Стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе вынуждены скрывать собственные действия.

Множество точек зрения на определение термина коррупции говорит о том, что это достаточно сложное явление, которое нуждается в глубоком и детальном изучении.

Главным документом, который определил понятия в сфере борьбы и противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и гл. 30 УК РФ.

В Федеральном законе "О противодействии коррупции" коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, которое противоречит законным интересам общества и государства с целью получения материальной выгоды в виде денег, ценностей, имущества или услуг, а также незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Все определения коррупции, которые были предложены выше, позволяют в конечном итоге предложить следующий вариант определения:

Коррупция – это социальное явление, для которого характерен подкуп, продажность государственных и иных служащих и на этой базе предвзятое использование ими личных либо узконаправленных полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов.

Основные признаки коррупции

Выделяют основные признаки коррупции:

  1. Коррупция – сложное социальное явление.
  2. Наличие подкупа – продажности.
  3. Наличие собственной выгоды в узкогрупповых интересах.
  4. Использование чиновником-коррупционером собственных полномочий, возможностей, авторитета.

Теперь о каждом явлении более подробно. Коррупция по своему существу является достаточно сложным социальным явлением. В основе коррупционной цепи всегда лежат вертикально-горизонтальные связи в обществе и государстве, которые объясняются историческими, экономическими, социальными, политическими, правовыми, национальными, культурными и нравственными детерминантами.

Говоря о наличии подкупа – продажности, то здесь можно наблюдать двусторонний сговор чиновников и другого лица. Однако это явление не лишено собственной инициативы или вовсе вымогательства. Чиновник продаёт определённые блага, используя государственную, муниципальную структуру для собственной выгоды, а другое лицо покупает их.

В качестве этих благ могут выступать совершенно разные позиции, к примеру, от получения квот на отлов рыбы, до покупки водительского удостоверения или поступления в престижное учебное заведение.

Наличие корысти в личных либо узкогрупповых интересах подразумевает, что любой чиновник совершает преступные действия исключительно в собственных корыстных целях. Самое неприятное в данной ситуации это то, что чиновник продаёт себя, свои возможности и даже часть государственной муниципальной власти за конкретное денежное поощрение. А ещё чиновник не работает один, у него есть начальство, с которым также приходится делится.

Коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной и муниципальной службы.

Справедливо заметить, что невозможно говорить о коррупции в единичном обнаружении, на сегодняшний день имеются данные, что в среднем чиновники украли порядка 20% от бюджетного имущества.

О четвёртом пункте нет смысла более широко рассказывать, поскольку и в таком представлении всё понятно.

В этой связи следует напомнить, что в качестве должностного лица выступают чиновники, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой группы.

  1. Лица, которые:
  • Занимают посты представителей власти.
  • Выполняют организационно-распределительные функции.
  • Выполняют административно-хозяйственные функции.
  1. Перечисленные функции выполняются:
  • В государственных органах.
  • В органах местного самоуправления.
  • В государственных учреждениях.
  • В муниципальных учреждениях.
  • В Вооружённых силах РФ.
  • В иных войсках и воинских формированиях РФ.
  1. Функции выполняются:
  • На постоянной основе.
  • На временных условиях.

В основе коррупции без сомнений лежит взяточничество, которое наибольшим образом сеется среди чиновников, поскольку оно подразумевает получение взятки должностным лицом с целью собственного обогащения за совершение конкретных действий преступного характера с использованием собственного служебного положения.

Сегодня мы говорим о чудовищной латентности этих преступлений, и о катастрофическом росте этого явления.

Прискорбно это наблюдать, что существуют даже расценки на получение должностей в некоторых государственных ведомствах РФ. Так, для назначения на должность инспектора ГИБДД необходимо в среднем до 2 млн. руб. На должность начальника территориального управления федерального агентства до 5 млн руб. Стать депутатом регионального парламента можно за 3-6 млн. руб., а главой региональной таможни – за 1,5-10 млн. руб. Получить должность начальника ОВД можно заплатив чиновнику 3-30 млн. руб., а попасть на должность вице-губернатора можно за 15 млн. руб.

Подводя итог всему вышесказанному, обязательно необходимо обратить особое внимание на то, что в современной России коррупция является очень серьёзной проблемой. Справедливо заметить, что не только в РФ, но и на интернациональном уровне. Коррупция характерна для множества стран и это вовсе не зависит от их политического устройства или экономического положения. Сегодня коррупция – это мировая проблема, которая в разных странах проявляется по-разному и отличается лишь масштабами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Пухнавцев Егор Андреевич

Руководитель: Исаченко Валерия Андреевна

Могилевский район, аг.Буйничи, ул. Школьная 1

В с овремен н ых у словиях корруп ц ия представляет реальную оп а сно с ть для эф фекти в но г о ф у нкциониро в ания сист е мы гос у дарствен н ого у правления, верховенства закона, дем о крати и , социальной сп р аведливости. Она м о жет с у щ е ст в енно затр у днять экономи ч е с кое р а з в итие страны, у сили в ая при этом социа л ьное и им у ществе н ное расс л оение о бщ е ства. О с озна в ая степень у грозы о бщест в енной и национа льной б езо п асн о с т и от корр у пции об щ ест в о и г ос у да р ст в о п остоянно вносят коррект и вы в антикоррупционную политику и ан т и корр у пционное закон о д а тельст в о.

Понятие коррупции в общественно-социальном значении является наиболее широким, из него могут быть вычленены отдельные составляющие. Так, например, одна из целей коррупции заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например, касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон.

В с овременной соци о л о гии и криминол о гии возобла д ала то ч ка зрени я , что к орр у пцию не сл е д у ет расс м атривать как ко н кретн о е п р ест у пление или правон а р у шение, а как совок у пн о сть д е стр у кти в ных в ластных факто р ов в системе у правления и противоправны х, раз л а гающих систему упра в ления деяний лиц, обл а д ающих вл а стн ым и полномочи я ми для личн о й выго д ы. Поэтому каж д ое госуда р ство и збиратель н о с у четом с л о жи в шейся сит у ации и с у ществ у ющих р и сков корр у пционного пове де н и я опред е ляет пр е де л ы к р имин а лизации корр у пционных д е ликто в , их в иды и сис т ем у .

Д а нное опр е де л ение с о д ержит с у ществен н ые п р и з н а к и противоправных деяний к орр у пционной направленност и . Мо ж но выд е лить след у ющ и е в а ж не й шие и з них: деяния сове р ш а ют лица, о блеченные п у блич н ой властью (к а к в г ос у дарствен н ом упра в лени и , так и в не г ос у дарст в енных организ а ц и ях); деяния св я з аны с у мышленным и спользованием д о лжн о стны м и лицами сл у жеб н ых полномочий и с л ужебн о го по л о ж ения вопреки интер е сам с л у жб ы ; мотив коррупцио н ной д е ятельности долж н остного лица – пол у чение личной выгоды посре д ством использо в а н ия своего сл у жебн о го поло ж ения.

К орр у п ц ия многолика. В ыдел я ют с л ед у ющие ви д ы к оррупци и :

А дм и нистрати в ная к ор р у п ц ия – намерен н ое в н есен и е работниками гос у дарствен ны х у чреж д ений и других орга н изаций иск а ж ений в процесс пр е дписанн о го исполнения существ у ю щих законов и п р авил с целью предос т авл е н и я преим у ществ и ль гот заи н тересованным лицам.

Б ы то в ая к орр у пция я в л яется разновидностью адм и нистративной корр у пции и порож д ает с я взаи м одейст в и е м ряд о в ых граж д а н и ч иновн и ков.

Д е ловая ко р р у пция – н е форма л ьные п л ате ж и при возникно в ении в заимодейст в ия в ласти и би з неса.

Корпорати в ная ко р р у пция – ме ж фирмен н ые п одк у пы р а бот н иков коммер ч еск и х стр у к ту р.

П олитическая к орр у пция – это использование лицом, заним а ющим г ос у да р ст в енн у ю д олжнос т ь, дов е рен н ых е му г ос у дарствен н о -властных полномочий и прав, сл у жебно г о полож е н и я и с та т у са в с и с теме госуда р ственной вл а сти, стат у са органа г о с у дарст в енной власт и , который он п р едс т авляе т , в целях противоправн о го из в лечения л и чной и ( или) гр у пповой, в том числе и в пользу тре т ьих лиц, полити ч еской в ы го д ы (п о лити ч е с кого об о га щ ения). В ы д е л я ются т а кие ви д ы полити ч еской корр у пции как эле к т о раль н ая к ор р у пция и привати з а ци я в ласти.

К орр у п ц ия проя в ляе т ся в сл е дующих ф орма х : в з ято ч ничест во, в ымогате л ьство, прот е к ц иони з м, лоб б и з м, непот и з м, незаконное р а спреде л ение о б щест в ен н ых рес у рсов, нез а кон н ая привати з аци я , необоснованное пр е достав л ен и е льготных кр е дитов и заказо в , нез а к о нное ф и н ансиро в ание по л и т ических п артий и об щ е ствен н ых органи з аций и т. д.

Та кже выд е л я ют акти в н ый и пассивный подк у п. Пассивный п о д к у п – э т о по л у че н и е д о л ж н ос тн ы м л и цо м в з я т к и, а а к ти в н ы й подк у п – э то дача д о лжн о стно м у лицу в з ятки. [ 1, c.8 ]

К орр у п ц ия зародилась и з обы ч ая людей д елать подар к и ( п о д н ош е ния) м о г у ществен н ым силам л и бо др у гим л юд я м. Цель т а кого п одарка – п ол уч и т ь подд е ржку либо б л аг о ск л онн о сть тех, кто мо ж е т обеспеч и ть п о л у чение дарителем ка к о й - либо выгоды. Корни это г о антисоциальн о го я в ления у ходят в глубок у ю др е вность, в эпоху п о я в ления первых гос у да р ст в енных об р азо в аний. При этом перво н ачально под о бные практ и ки воспринимались как у н и версальная н о рма. В пери о д ранней Античности, когда е щ е н е б ы ло професс и ональн ы х госуда р ст в ен н ых чи н овнико в , масшт а бы коррупции были малозначите ль н ым и . С р аз в итием гос у дарственн о го апп а рата, с у в еличен и ем числа е го р а б о тников с и т у ация начала измен я тьс я . До появления централизованных госуда р ств и у силения мо н архическ о й в ласти, которое произ о шло в позднем Средне в еко в ье, пр а кт и чес к и отс у тство в ала борьба со зло у потреблениями чи н овнико в . Не стоит пре у велич ив ать рез у льтативность начав ш ейся бо р ьбы с ко р р у пцией. Ее цели о г р ан и чи в ались подде р жанием доп у сти м ых м а сшт а бов к о рр у пционного по в едения, доста т очно терпи м ым отнош е нием к к о рр у пции. Пресекали с ь то л ько наи б олее опас н ые ее проя в лени я .

Перелом в отно ш ении к коррупции произо ш ел в Западной Е в ропе в Но в ое время ( XV I–X I X вв.). В у словиях сло ж ных и б у рных об щ е с твенных изме н ений той исторической эпохи ( ц ер к о в ная ре ф орма, п р омышл е н н ая рево л юция, у рбани з ация, просвеще н ие, либе р ализм, д емократизация) в о бщ е ст в енном мнении сформ и ро в алась и дея о общест в енном д о говоре м е ж д у г ос у дарством (влас т ь ю ) и г р а ж дана м и (под д ан н ыми). С у ть этого договора за к люч а ется в том, что подд а н ные п л ат я т нал о ги и добровольно п одч и ня ю тся власти в об м е н н а обеспе ч ен и е п р авопоря д ка и в ыра б отку раз у м н ы х законов. Поэтому пол у чение чи н овником дополнительного дох о да к и м ею щ ем у ся ж алованью нача л о трактов а ться как нар у шение нра в ст в енных и пра в овых норм. Э та т енденция пол у чила дальне й шее р а зв итие в ХХ в., к огда факт и че с ки оф о рм и л ась госуда р ствен н ая антикорр у пционная п о литика , которая пр и о бре л а систе м н ы й и постоя нн ы й хара к т ер.

П е рвопричинами возникно в ения к орр у пции я в ляе т ся несове р ш е нст в о человече с кой при р оды, а т а к же н е совер ш енст в о социа л ьн о -политическ о го и эконо м и ческ о г о у стройст в а об щ ест в а, кото р ое с о здает предп о сы л ки и во з можности д ля д анной раз н овидности анти с оци а льного пов е дения . С у ще с тв у е т м н о г о причин в озникновен и я и распрост р анен и я корруп ц ии. Эти причи н ы можно разбить н а н е скол ь ко отд е льных гр у пп: историческ и е, политические, экономи ч еские, пс и хол о гическ и е, н равс тв енн о - э т и ческие и п равовые.

К историческим причинам можно отнести сло ж и в шиеся на про т яжении длительного пер и ода в ремени у стой ч и в ые практики корр у пционного х а ра к т ера и т ерпимое отн о ш е ние к н им общ е ст в енно г о м н ени я .

С лабость и ли отс у тст в ие незав и симой с у дебной с исте м ы, с т е п ень в мешател ь ст в а г ос у да р с т ва в эконо м и ч еск у ю ж изнь об щ ества, раз н о видность политическ о го режима, с т епень отк р ыт о сти п у бличного а п парата гос у дарства и м н огие д р у гие политиче с к ие причи н ы м о г у т спосо б ство в ать либо пр е п я тст в о в ать во з никновению и распростра н ению корруп ц ии.

К эконо м и ч ес к им причи н ам относя т ся след у ющие: эконом и чес к ая нестаби л ьность, мо н опо л изация экономики и отд е льных е е отр а сле й , в ысокие н алоги, ни з кая з аработная п лата государ с т в ен н ых служ а щи х . Они оказы в ают в лиян и е н а у ровень и ч астоту проя в ле н ий корруп ц ии.

С у щ е ст в у ют сл е д у ющие психологическ и е при ч и н ы к оррупции: у ровень к оррупционного давления, ант и корр у п ц ионная у стойчи в ость лиц, обл е чен н ых власт ь ю, их готовность и же л а ни е противостоять подобным соб л азнам и т. д .

Н ес оверше н ство и противореч ив ос т ь дейст в у ющего законодательства, правовой н и гили з м относятся к нравственн о - э т и ческим и п р аво в ым прич и нам корр у пции.

В разные эпохи в разных государствах и об щ ест в ах проя в ление и соотношен и е пе р еч и сле н ных причин возн и кнове н ия и расп р остра н ения корр у пции отличает ся .

2.1 Правонарушения, создающие условия для коррупции

· в ме шател ь ст в о г о с у да р ственного до л жностно г о лица с исполь з ованием своих с л у жеб н ых полномочий в деят е льно с ть других гос у д а рст в енных ор га нов и иных ор г анизаций, если это не входит в к р у г его полномочий и н е основа н о н а закон о дат е льном а к т е;

· оказание гос у дарст в ен н ым дол ж н остным лицом при подготовке и принят и и реш е ний не п равомерного п редпочте н ия интересам фи з ических или юриди ч еских лиц либо п р едо с т авлен и е им необ о сно в а нных льгот и привил е гий или о к азан и е с о дейст в ия в их пре д оста в л ении;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом служ е бного п ол о жения при р е шении вопросов, з атрагивающих е го личн ы е, гр у пповые и иные внеслужебные инте р е с ы, если это не с в язано со сл у ж ебной (тр у довой) д ея т е л ьно с ть ю ;

· у час т и е г осударст в енн о го д о л ж н о стного лица в кач е с тв е пр е дставителя третьих лиц в д е лах г о с у дарствен н ого о р гана, иной ор г а н изац и и, сл у ж ащим (р а бот н иком) кот о рого (кото р ой) он я в ляется, либо подчиненного ( п одч и не н ной) и ( или) по д контро л ь ного ( по д контро л ьной) ему (ей) гос у да р ст в енного органа, иной о рга н изации;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом во в н есл у жеб н ых инте р есах и нформац и и, р асп р остранение и ( и ли) пр е д о ста в ление которой о г ра н ичено, пол уч енной при исполнении им сл у ж е б ны х ( т р у довых) о бя з ан н остей;

· отказ г осуда р ст в енного дол ж н остного и ли прира в ненного к н ему лица в предоставлении информации физиче с ким или ю ридическим лицам, пр е доста вл ен и е которой этим лицам пре д у смотрено а к т ами законода т ельств а , у мы ш ленное н е свое в ремен н о е ее п р едос т авление или предос т авлен и е н еп о лной либо н е достов е рной и н формаци и ;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или прирав н енным к нему лицом от физи ч ес к их или ю ри д иче с ких лиц информации, в т ом числ е д о к у ме н то в , пред о ста в ление которой не пр е д у смо т р е но ак т ами законода т ельств а ;

· нар у ш е ние государст в енным до л жностным л и цом в личных, гр у пповых и иных вне с лу жебных инт е рес а х у ст а но в ленного з а ко н одатель н ыми а кта м и п ор я дка ра с смотрения о бр а щ е н и й г р а ждан, в том числ е индивид у альных п редпринимат е лей, юр и д и ческих лиц и п р инятия решений по вопросам, входящим в е го к ом п е тен ц ию;

· с оздание г о с у дарст в е н ным должностным или прирав н енным к нему лицом препятст в ий физическим или юриди ч еским лицам в р е ализации их прав и з акон н ых интер е сов;

· де легиро в ание г о с у дар с тв енным дол ж н остным л ицом полно м очий на государст в енное регулирование предпр и ниматель с кой д е ятельности ли б о на конт р оль за ней лиц у , ос у ще с т в ляющему так у ю деятельн о сть, е сли это н е пред у смотрено з а конода т ельны м и а кта м и ;

· нар у ш е ние г о с у дарств е н н ым до л жност н ым или приравненным к нему лицом устано в ленного а кт ам и з а коно д ат е л ь с т в а порядка про в еде ни я конк у рсов, а у кци о но в , процед у р зак у пок;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или п риравненным к нему лицом предоставления без в озме з дной (спонсор с кой) помощи, а равно нар у шение гос у да р ст в енным до л ж ност н ым или прирав н енным к нему лицом п оряд к а ее пр е доста в л ения, пол уч ения и испо л ьзо в ания, у становленного ак т а ми з аконо д ател ь ст в а. За соверш е ние по д обных действий д е йств у ющим законода т ель с т в ом Респ у блики Б е л ар у сь пред у смотрена у голов н ая, адм и нистрат и вная и дисциплинарная от в етст в енность.

2.2 Сист е ма гос у дарс тв енных органов и о р ган и заций, коор д и нирующих и осуществляю щ их борьбу с коррупцией

Все г о с у дарства м и р а , ос у ществляющие борьбу с корр у пцией, с о здают с п ециализиро в ан н ые антик о рр у п ц ионные стр у кт у ры. Мо ж н о в ыделить два основн ы х подхода в ре ш ении д а н н ого в опроса: соз д ание одного, нового, спе ц иализиро в анного анти к о р р у пционного ор г а на, на д еление с о ответст в у ющими полномо ч иями нескольких у же с ущ е ств у ющих п р авоохра н ительных органов. В Р е сп у блике Б елар ус ь реализован второй п о дх о д. След у ет различать гос у д а рст в ен н ы е и н е гос у дарс т в енные стр20+ у кт ур ы, осуществля ю щие б о рьбу с к орр у пцией и участв у ющ и е в ней. П ервые н а де л ены о со б ы м и полномо ч и я ми для вы я в л е ния, пресе ч ен и я и пред у преждения к орр у пционных проявлени й . Вторые выполня ю т в спомогате л ьн у ю роль в борьбе с к орр у пцией л иб о реализ у ют о т дельн ы е нап р авления этой работы.

Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.

· Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования. Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников. Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений. Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов. Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня. Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников. Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

1. Б е рестень, В . И. Корр у пция и е е о бщ е ствен н ая о пасность : у чеб.-метод . пос о бие / В. И. Берестень. – Мин с к : РИ В Ш , 200 5. – 8 с.

2. Коррупционн а я прест у п ность: крими н ол о ги ч е с к а я харак т ерис т ика и н а у ч . - п р ак т . к о мм е нт. к з ак о н ода т е ль с т в у о б о рь б е с к о рр у п ц ие й / В . В . Асано в а [и д р .] ; под ре д . В . М . Х ом и ч а . – М инск : Тесей, 2008. – 5 0 4 с.

3. О бо р ьбе с к о р р у п ц ией : Закон Респ. Б елар у сь от 15 июл я 2015 г . № 305 - З / / Нац. реестр правовых а к тов Респ. Б елар у сь. – 201 5 . – № 29. – С . 127–156.

4. О выпл а т е во з наг р а ж д е н и я и других выплат ф и з и ч ескому лиц у , способств у ющему выя в лению к орр у пции : п ос т ановление Со в е т а Министров Респ. Белар у сь от 5 ф евр. 2016 г. № 101 / / Н ац. ре е стр право в ых ак т ов Респ. Б е л ар у сь. – 2016. – № 8. – С . 39.

понятие коррупции
Понятие, сущность и признаки коррупции

Коррупция в настоящее время является серьезнейшей глобальной проблемой, с которой сталкиваются все без исключения государства.

По мнению ученых, элементы психологии коррупционера присущи почти каждому взрослому человеку, вследствие чего это социально-негативное явление является хронической и неизлечимой болезнью любого общества, за исключением, самых примитивных. Коррупция процветает там, где не работают законы или институты гражданского общества.

Следует отметить, что коррупция, будучи сложным явлением, может рассматриваться с самых различных позиций. Поэтому коррупцию изучают криминологи, социологи, политологи, юристы, психологи и т.д. Например, в социальном аспекте коррупция рассматривается как негативное явление, одна из форм элитных девиаций, в юридическом аспекте — как различные виды правонарушений коррупционного характера.

Коррупция многолика. Именно поэтому крайне затруднительно дать ее точное определение. Особенно это касается выработки общепринятого в международном масштабе определения данного понятия. Во многом это обусловлено тем, что если в одних государствах небольшой подарок чиновнику может поощряться как дань сложившейся деловой традиции, то в других — за это можно получить серьезный тюремный срок.

Несмотря на то, что в целом данное определение правильно отражает содержание данного негативного явления, однако, необходимо признать, что данная дефиниция не является определением коррупции как явления, а содержит простой перечень коррупционных правонарушений, т.е. дает узкое определение понятия коррупции с юридической точки зрения.

Данные признаки позволяют отличить коррупцию от других видов девиаций и правонарушений, например, от дискриминации или плохого управления. Это определение также помогает отграничить коррупцию от конфликта интересов. При коррупции он всегда присутствует, т.е. происходит выбор лица между государственными (общественными) интересами и частными интересами, но при коррупционном нарушении лицо всегда предпочитает руководствоваться личными интересами.

Таким образом, по сути, коррупция — это использование своего должностного статуса или положения для получения личной выгоды в ущерб государственным и общественным интересам.

Уровни коррупции

Учитывая, что понятие коррупции охватывает широкий круг самых разнообразных проявлений, она может существовать на различных уровнях и в любых проявлениях.

Выделяются следующие уровни коррупции:

В отличие от бытовой преступности, при системном характере коррупции у людей может не быть иного выбора, кроме как дать взятку, чтобы получить доступ к государственным услугам, которые они по праву могут получить, особенно, если речь идет о таких х сферах как здравоохранение или образование. Иногда и сами государственные должностные лица могут быть принуждены к получению взяток своим начальством.

Индекс коррупции 2020-2021 гг.

Ежегодно международной межправительственной организацией Transparency International на основе 28 индикаторов рассчитывается индекс коррупции, а точнее — индекс восприятия коррупции населением. В исследовании участвуют 180 стран, шкала оценки от 0 до 100, при этом, чем выше этот показатель, тем ниже уровень коррупции и соответственно эффективнее политика противодействия данному явлению.

В 2021 году индекс восприятия коррупции (рассчитывается по итогам 2020 года), как и в предшествующие годы, показал, что 2/3 стран набрали менее 50 баллов, среднее значение — 43 балла.

Верхние строки рейтинга традиционно занимают Скандинавские страны: на 1 месте — Дания (88 баллов), на 3 месте — Швеция и Финляндия (по 85 баллов), Норвегия — 7 место (84). В число стран, достаточно успешно борющихся с коррупцией, входят — Германия (9 место, 80 баллов), Канада (11 место, 77 баллов), Япония (19 место, 74 балла).

Россия в 2021 году, улучшив свой рейтинг на пару позиций по сравнению с прошлым годом, располагается на 129 месте (30 баллов), наряду с такими странами, как Лаос и Малави. Отметим, что наши бывшие союзники из стран СНГ имеют более высокий рейтинг, например, Украина занимает 117 место, Казахстан – 94, Армения – 60, а некоторые страны Прибалтики и вовсе находятся в верхних строках — Эстония — 17 место, Латвия — 42 место.

Рейтинг стран по уровню восприятии коррупции 2020-2021 гг.


индекс коррупции 2021

В целом, эти данные показывают, что, несмотря на некоторый прогресс, большинству стран по-прежнему не удается эффективно бороться с коррупцией.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Читайте также: