Политика инклюзии в современном российском обществе доклад

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНТЕГРИРОВАННОЕ (инклюзивное) ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Подготовила учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4 г.Хасавюрт

Муртаханова Э.А.

Инклюзивное образование

Одним из направлений модернизации системы образования является реализация принципов инклюзивного образования .

Совместное ( инклюзивное ) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное . Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике .

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных учреждениях. Все лица, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение качественного образования без какой-либо дискриминации.

Новая школа – школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

С 2016 г. начал де йствовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования .

В настоящее время начался процесс перехода школ на инклюзивное образование

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

Признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.
Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии

1.Создание инклюзивной культуры

Построение школьного сообщества

Принятие инклюзивных ценностей

2.Разработка инклюзивной политики

Развитие школы для всех

Организация поддержки разнообразия

3.Развитие инклюзивной практики

Управление процессом обучения

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Специалистов по охране и гигиене труда

Ассистента педагога (сопровождающего)

Существующие барьеры:

Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

Архитектурная недоступность школ, учреждений.

Проблемы инклюзивного образования.

В настоящее время имеется широкий круг проблем, с которыми вынуждена столкнуться школа при организации инклюзивного образования.

Необходимость создания разных вариантов адаптированных образовательных программ и учебных планов.

Перестройка всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.

Кадровый состав школы должен быть укомплектован всеми необходимыми специалистами: психологами, дефектологами-логопедами, тьюторами, социальными педагогами, экспертами по адаптивной физкультуре. Кроме того, желательно, чтобы вышеперечисленные специалисты имели опыт работы с детьми с ОВЗ.

Нужно сказать, что, к сожалению, специальность тьютора оказывается не очень популярной в наше время. Кто же такой тьютор? Тьютор – это специалист сопровождения, который помог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы. Роль тьютора заключается в том, что он выступает в качестве связующего звена между учителем, ребенком с ОВЗ и другими учениками.

Для особых учеников нужны и специализированные пособия, и техническое оснащение кабинета, огромное количество наглядных материалов, должны быть специальные кабинеты (рекреационные), куда тьютор мог бы отвести ребенка отдохнуть в случае необходимости.

На плечи преподавателей ложится огромнейшая нагрузка. Работа с такими детьми требует больших физических и психологических затрат. Кроме того, будет необходима переквалификация всего педагогического состава.

Новая форма организации образования формирует и новые требования к работе администрации и коллектива школы , к уровню управления учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной школы возлагается обязанность обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка.

Кроме всех вышеперечисленных проблем, нужно вести просветительскую деятельность среди родителей обычных детей и самих детей без ОВЗ. А для этого предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии.

Количество детей с аутизмом увеличивается в громадных размерах каждый год. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. А по американской статистике подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 70-х годов эта цифра была 1:5 тысячам.

Если ребенок с ОВЗ получит среднее образование, у него есть возможность поступить в высшее учебное учреждение. Получение высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной.

В средней общеобразовательной школе, где я преподаю, обучаются и дети с инвалидностью. Для включения их в образовательный процесс, исходя из приобретённых знаний об инклюзивном образовании, я бы посодействовала следующим образом: сформировала бы необходимое нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение инклюзивного обучения; создала бы возможность подготовки административного и педагогического персонала – переподготовки кадров; обеспечила бы школу учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, тьюторами; осуществляла бы связь с лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения; позаботилась бы о доступности здания и кабинетов школы; установила бы соответствующее оборудование; обеспечила бы принятие индивидуальной учебной программы, учебно-тематических планов для обучения каждого ребёнка с ОВЗ; следила бы за ведением документации, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребёнка, коррекционную работу с ним.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденцией гуманистического подхода, изменяются концептуальные и правовые основы специального образования. Появляется и активно развивается, наряду с интеграцией, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада и школы. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Одна из основных целей модернизации образовательных программ и инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав всех граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире (коррекционные классы в массовых школах, специальные группы в ДОУ) привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с особыми образовательными потребностями, важен каждому ребенку, что найденные в процессе создания комбинированных детских садов методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием, а с другой стороны, стало очевидным, что выделение “особых” классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению детей с ОВЗ из культурной и социальной жизни образовательного учреждения, создает определенные преграды в общении и взаимодействии между субъектами образовательного процесса. Поэтому, от модели “интеграции” стали переходить к идее “инклюзии” – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ОУ делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Введение в человеческое сообщество детей с особенностями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с нормально развивающимися.

Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали вопросы обучения, воспитания, социализации и интеграции детей-инвалидов, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. “Инклюзивное” образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него, обучаясь с информационной поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной (ребёнок находится в интернате, изолирован дома или обучается в специальной группе).

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  • создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников в ДОУ с целью коррекции недостатков их психофизиологического развития;
  • реализация права ребенка с особыми образовательными потребностями на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
  • построение индивидуальных коррекционно - образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей, зоны ближайшего развития и способностей;
  • освоение воспитанниками образовательных программ в соответствии с ФГТ;
  • обеспечение познавательного, коммуникативного, социального, личностного, художественно-эстетического и физического развития;
  • сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ОВЗ;
  • осуществление ранней полноценной психологической, социальной и образовательной интеграции воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников;
  • обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий и специальной предметно-развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта;
  • создание условий, способствующих гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
  • оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;
  • обеспечение совместной мультидисциплинарной деятельности команды специалистов, тесно контактирующей между собой и с другими участниками образовательно-воспитательного процесса для достижения максимально эффективной образовательной и социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • подготовка педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ;
  • формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Для осуществления полноценной инклюзии необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении и специально организованная образовательно-воспитательная среда дошкольного учреждения. Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т.е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Для этого следует создать необходимую среду в группе ДОУ.
Она должна быть доступной и развивающей. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий, так как какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с различными психофизиологическими нарушениями в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.

Профессия воспитателя детского сада специфична, она отличается от других педагогических профессий тем, что педагог дошкольного образовательного учреждения не только наблюдает за детьми и осуществляет образовательную деятельность, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения. Именно педагог ДОУ первый, после семьи, кто вводит малыша в мир знаний, культурных ценностей и коммуникативного взаимодействия. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, звукового анализа и синтеза, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает у детей коммуникативные умения, мышление, наблюдательность, самостоятельность, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами. В обязанности воспитателя входит укрепление здоровья детей и приобщение их к труду; консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания, формирования социально желательных качеств (ответственности, дружелюбия) и развития способностей детей.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, достаточными голосо-речевыми навыками, культурно-нравственным потенциалом и эмоционально-личностной готовностью работать по новой образовательной модели. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров. Необходима психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование, а так же психопрофилактическая работа по снятию эмоционального напряжения у воспитателей и других сотрудников ДОУ. В профессиональную переподготовку воспитателей необходимо включить курсы по неврологическим и психо-физиологическим особенностям детей с ОВЗ, основам специальной педагогики и психологии, а также специальные методики. Психологическая подготовка сотрудников инклюзированного ДОУ может включать:

- развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, углубление профессионального самосознания, через специальные игры и упражнения, повышение профессиональной самооценки педагогов.

- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня эмоциональных состояний и их применение на практике.

Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в ДОУ необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и администрации детского сада. Педагогический эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной мере зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. В инклюзированных группах для детей с ОВЗ совместная деятельность всех работников ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.

Эффективными являются следующие формы взаимодействия:

- взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных путей, форм и методов работы с детьми;

- координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ;

- периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей, определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями;

- подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), в котором в доступной для воспитателей форме будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ;

- ведение тетрадей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзированном ДОУ;

- выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога,

- взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований:

- разработка и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ.

- обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность, игры и т.п.

- широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата. Необходимо подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

- построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

- установление продолжительности занятия в зависимости от степени сложности его содержания и от состояния ребенка в данный день;

- тесное сотрудничество с родителями, проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у “особых”. Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в созидательный процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.

Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов города, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.

Интервью с Алиной Левитской об актуальной проблеме инклюзивного образования в России, законодательных инициативах, положительных сдвигах в работе по обеспечению равного доступа к образованию инвалидов, образовательных технологиях и мировом опыте.


ЛЕВИТСКАЯ Алина Афакоевна – директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, к.ф.н.

Образование инвалидов - вопрос, обсуждаемый сегодня. Как обеспечить равный доступ к образованию людей с ограниченными возможностями здоровья, подготовить кадры для обучения? Что нужно сделать, чтобы отечественное инклюзивное образование соответствовало "мировым стандартам"? Эти и другие вопросы мы задали директору Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, Алине Левитской.

– Действительно, наша страна в сентябре 2008 года подписала Конвенцию о правах инвалидов. В настоящее время, в соответствии с поручением Президента РФ, ведется подготовка ее ратификации.

Это, с одной стороны, накладывает на нас дополнительные обязательства, с другой – является стимулом для продолжения нашей работы в этой области и выведения ее на новый уровень.

При этом в качестве приоритетного направления развития системы образования инвалидов рассматривается организация их инклюзивного обучения, то есть обучения наравне с другими в обычных образовательных учреждениях. Уже сегодня в школах, в обычных или коррекционных классах, обучается около 300 тыс. детей с нарушениями развития. В государственных высших учебных заведениях обучается более 25 тыс., в средних специальных учебных заведениях – 15 тыс. инвалидов.

В то же время, безусловно, существует и ряд проблем в этой области. Основная – связана с созданием так называемой безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию инвалидов в образовательном учреждении, включая учебно-методическую и материально-техническую базу, а также комплексное психологопедагогическое и медико-социальное сопровождение. Не секрет, что такие условия – прежде всего, материальнотехнические – есть сегодня лишь в незначительной части школ или вузов.

На создании условий для реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование мы и считаем необходимым сосредоточить усилия органов государственной власти – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

– В связи с этим, какие задачи департамент ставит В настоящее время мы проводим анализ потребности в перед собой в деле развития в России инклюзивного образования? Какие наиболее актуальные из этих задач предполагается решить в ближайшей перспективе?

– Первая наша задача как представителей федерального Российской Федерации о возможности выделения средств министерства – совершенствование законодательства в из федерального бюджета на реализацию долгосрочных этой сфере.

В конце 2008 – начале 2009 годов Министерством утверж-ден пакет нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения государсвтенной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и порядок проведения вступительных испытаний при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. Эти документы предусматривают создание специальных условий при сдаче экзаменов гражданам с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. В том числе возможности беспрепятственного доступа выпускников (поступающих) в аудитории и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях, присутствия ассистента, оказывающего выпускнику (поступающему) необходимую техническую помощь, возможности использования выпускником (поступающим) необходимых технических средств во время сдачи вступительного испытания и т.д.

Ведется работа по уточнению норм, регламентирующих организацию совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития, в типовых положениях об общеобразовательном учреждении и образовательных учреждениях других типов.

Вторая задача – создание необходимых материально-технических условий для обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях.

В настоящее время мы проводим анализ потребности в финансировании расходов по созданию в обычных образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. По его результатам будут представлены соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации о возможности выделения средств из федерального бюджета на реализацию долгосрочных мероприятий по созданию в образовательных учреждениях необходимых материально-технических условий.

И еще одно важное направление работы – подготовка кадров для работы с обучающимися из числа инвалидов.

– Кстати о кадрах. В новом учебном году в вузы поступило значительное количество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. И перед вузовскими преподавателями (наверное, не только вузовскими), что называется, в полный рост встала проблема: а кто научит их – преподавателей, как правильно учить, например, слабослышащих или слабовидящих? Ведь для этого надо овладеть и специальными методиками (а значит, пройти курсы повышения квалификации), необходимы и адаптированные пособия, учебники. Кто должен заниматься этой проблемой? Ведь это не просто внутривузовское или внутришкольное дело…

– Безусловно, организация учебной, воспитательной, коррекционно-реабилитационной работы с лицами, имеющими нарушения развития, имеет свою специфику. В связи с этим серьезное внимание и на федеральном уровне, и в регионах уделяется специальной подготовке педагогических работников образовательных учреждений в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких обучающихся.

Эта работа ведется, прежде всего, учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования. Они есть в каждом регионе. На федеральном уровне их деятельность координирует кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

– Насколько известно, по заказу Минобрнауки в прошлом году Институт коррекционной педагогики РАО начал разрабатывать федеральные образовательные стандарты для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Какие принципиально новые концептуальные положения должны лечь в основу этих ФГОСов (если провести, например, параллель с новым поколением ФГОСов, основанных на компетентностном подходе)?

– В настоящее время министерством активно ведется работа по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Принципиальная позиция заключается в следующем – новые стандарты должны в максимально возможной степени учитывать особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, предполагается закрепить в стандартах необходимость обязательной разработки и реализации образовательным учреждением программы коррекционной работы, направленной на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении образовательной программы. Эта программа будет предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, включая безбарьерную среду их жизнедеятельности, а также систему их комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

– Означает ли переход на инклюзивное образование отказ от системы коррекционных школ?

– Нет, не означает. Во-первых, для части детей – это подтверждает не только наш, но и зарубежный опыт – более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении. Во-вторых, коррекционные учреждения могут, в том числе, выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих консультативно-методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие услуги сегодня чрезвычайно востребованы.

Развивая инклюзивное образование, мы считаем необходимым обеспечить сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Хотелось бы подчеркнуть: развитие инклюзивного образования не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – интеграция ради интеграции. Непродуманные действия – в частности, ликвидация коррекционных учреждений, перевод детей в обычные школы без создания там надлежащих условий – могут нанести только вред и самой идее, и детям, которые не смогут адаптироваться и получить образование.

– Одним из приоритетных направлений деятельности по созданию условий для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья является выявление недостатков в физическом или психическом развитии детей и организация коррекционной работы с ними на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в школе.

Многие регионы разрабатывают и внедряют программы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии детей. Методическую поддержку органам и учреждениям образования в этой работе оказывает Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии, созданный с этой целью на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания на местах играют психолого-медико-педагогические комиссии.

Комплексную многопрофильную индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую, медицинскую помощь детям в системе образования России оказывают и образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центры диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения и другие. Сегодня их более 700, где ежегодно получают необходимую поддержку более 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет.

Чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы в решении вопросов профилактики заболеваний и охраны здоровья детей, в том числе учащихся образовательных учреждений. Координацию этой деятельности на федеральном уровне осуществляют совместно наше Министерство и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

– Какое место в образовании детей-инвалидов отводится дистанционному обучению? Что необходимо предпринять, чтобы его качество было не хуже традиционной формы обучения?

– И зарубежный, и отечественный опыт убедительно свидетельствует о том, что развитие дистанционной формы обучения является эффективным средством организации образования инвалидов. Прежде всего, тех из них, кто в силу состояния своего здоровья ограничен в передвижении, не может посещать школу или вуз. Такое обучение позволяет людям с нарушениями развития получить полноценное общее, а в дальнейшем – и профессиональное образование.

Во многих субъектах Российской Федерации органами, осуществляющими управление в сфере образования, предпринимаются меры по организации дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе коррекционных, общеобразовательных и других образовательных учреждений.

Наиболее значительный положительный опыт в этой области накоплен в системе образования Москвы. Работа в этом направлении также активно ведется в Карелии, Татарстане, Красноярском крае, Калининградской области, Ханты-Мансийском автономном округе и ряде других регионов.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья успешно используются также в деятельности учреждений профессионального образования.

При организации дистанционного обучения инвалидов необходимо обеспечить адаптацию компьютерного и учебного оборудования, программного обеспечения, электронных образовательных ресурсов к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья обучающихся.

Для лиц с различными выраженными недостатками физического развития (нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.) в комплект оборудования включаются специальные приспособления, адаптированные с учетом специфики нарушений их развития. Например, для слепых – брайлевские дисплей и принтер, программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи, для детей с тяжелыми нарушениями двигательных функций рук – устройства, позволяющие управлять компьютером при помощи минимального усилия или движения головы.

Электронные образовательные ресурсы для инвалидов должны базироваться на специальных образовательных программах для таких обучающихся, содержание которых в ряде случаев имеет свою специфику, по сравнению с обычными образовательными программами.

– В мировом опыте реабилитации инвалидов достаточно примеров эффективного пути возвращения им трудоспособности. Например, в Германии успешная профессиональная реабилитация и трудоустройство увеличивают личные доходы гражданина в разы, по сравнению с социальным пособием по утрате трудоспособности. Какие успешные практики есть у нас?

– В нашей стране достаточно примеров того, как люди с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптируются, принимают активное участие в жизни общества, самореализуются в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вне всякого сомнения, возможности трудоустройства инвалидов напрямую связаны с реализацией ими своего права на образование, особенно профессиональное. Среди инвалидов-выпускников российских высших и средних специальных учебных заведений более 65 процентов работают по полученной специальности, а в ряде случаев эти показатели значительно выше.

В России накоплен значительный опыт в организации обучения инвалидов в образовательных учреждениях профессионального образования. И наша задача – поддерживать и развивать это направление, с тем чтобы обеспечить в перспективе создание в каждом регионе эффективно работающей системы профессионального образования и занятости инвалидов.

Кстати, в этом году мы отмечаем 75-летие организации высшего профессионального образования инвалидов в России. Правительство Российской Федерации приняло решение о праздновании этого события, соответствующий приказ в сентябре подписан министром образования и науки России. Мы рассчитываем, что проведение на федеральном уровне посвященных этой дате мероприятий будет способствовать привлечению внимания и государственных, и общественных структур к проблемам образования и социальной интеграции инвалидов, следовательно, и решению этих проблем.

– И последний вопрос. А готово ли наше общество к инклюзии? Каково ваше мнение?

– Мне кажется, наше общество, в целом, позитивно воспринимает идеи обеспечения равных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе права на получение образования вместе с другими.

Наша общая задача – предоставить гражданам с различными ограничениями жизнедеятельности равные возможности для участия в жизни общества, обеспечить для них максимальную доступность объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации, всевозможных услуг.

Достичь этого можно, только объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных объединений, средств массовой информации и, конечно, самих инвалидов, которые должны принимать самое непосредственное участие в разработке и реализации всех перечисленных направлений государственной политики.

Гост

ГОСТ

Сущность и принципы организации инклюзивного образования

Инклюзивное образование – это процесс обучения граждан, имеющих специфические потребности, обусловленные их ограниченными возможностями или инвалидностью.

Инклюзивное образование основывается на системе стандартного обучения, базирующейся на применении традиционных методов, приемов и средств в сочетании с специфическими методиками, ориентированными на учет потребностей именно тех граждан, для которых и разработана данная система образования.

Разработка инклюзивных программ обучения нацелена на реализацию принципа доступности образования и прав граждан с ограниченными возможностями на получение образовательных услуг. Для этих целей разрабатывается множество программ обучения, отличающихся своей ориентацией на формирование теоретического круга знаний и практических навыков у учащихся, имеющих нарушения сенсорного характера, двигательные дисфункции, психические отклонения и иные нарушения.

Процесс инклюзивного обучения предполагает создание специальных условий, позволяющих учащимся получать образование в комфортных условиях. Для этого разрабатываются специальные технологии инклюзивного обучения. При этом обучение детей, имеющих отклонения в развитии и инвалидов осуществляется совместно со здоровыми детьми. В этом заключается специфичность инклюзивного образования.

Отдельных учебных учреждений государственного уровня, где производится обучение лиц с отклонениями в развитии, инвалидов, граждан с ограниченными возможностями не предусматривается. Политика РФ в сфере образования строится таким образом, чтобы организовать среду, комфортную для совместного обучения всех категорий граждан и создать для этого все необходимые условия. Естественно, что это не такая уж простая задача. Организация инклюзивного обучения является сложным и трудоемким процессом, требующим привлечения большого количества технических, финансовых и трудовых ресурсов, разработке новых технологий и методик в обучении.

Готовые работы на аналогичную тему

Программы инклюзивного образования, также требуют особой подготовки педагогов. Они должны развивать свое мастерство, чтобы оказаться способными к пониманию потребностей граждан с ограниченными возможностями, проявления участия в их обучении, направление более пристального внимания на них и их успехи.

Программы инклюзивного обучения должны легко варьироваться в случае такой надобности, предполагать применение дополнительного времени на обучение, инновационных технологий и методик, позволяющих обеспечить продуктивное усвоение учебно-воспитательных программ гражданами, наделенными проблемами со здоровьем и развитием.

Инклюзивное образование ориентировано на создание единого процесса обучения, единой образовательной среды, а также условий воспитания и развития граждан, позволяющих им стать полноценными и полноправными членами общества, приспособиться к его условиям и эффективно взаимодействовать с ним и его членами.

Организация инклюзивной системы образования базируется на следующих основных принципах:

  1. Принцип ценности личности, независимо от ее уровня развития, способностей и состояния здоровья. Это означает, что в центре образовательной системы стоит личность, на развитие которой и ориентировано обучение и воспитание. Оно не допускает ущемление прав личности, обусловленное ее недостатками в физическом или интеллектуальном развитии, ограниченными способностями и возможностями.
  2. Принцип опоры на то, что каждый индивид способен чувствовать и думать. Это означает, что каждый индивид, независимо от ограничений в его развитии и интеллектуальных возможностей может развить свои мыслительные процессы, чувственную и эмоциональную сторону. Для этого нужен особый подход и специфические условия.
  3. Принцип всеобщего права на общение. Каждый индивид наделен правами выражать свои мысли, посредством общения, он может слушать и имеет право быть услышанным другими людьми.
  4. Принцип взаимопомощи, взаимосвязи и взаимоподдержки. Для нормального развития, индивиду необходима поддержка со стороны другого человека. Каждый человек нуждается в опоре, построении связей различного характера с другими людьми.
  5. Принцип взаимосвязи подлинного образования с построением взаимоотношений с другими людьми. Обучение будет результативным только при построении системы коммуникативных связей с другими людьми, коллективном труде и творчестве.
  6. Принцип прогрессивного развития. Прогрессивное развитие должно быть ориентировано на раскрытие природных задатков индивида и оказание им помощи в выполнении тех действий, которые ему доступны и понятны. Нельзя акцентировать внимание на том, что человек делать не способен.
  7. Принцип разнообразия. Он предполагает, что разнообразная деятельность, привлечение к совместной работе и построению взаимоотношений в коллективе приводит к развитию всех сторон личности.

Рисунок 1. Достоинства инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современное состояние инклюзивного образования в России

На сегодняшний день развитие инклюзивного образования в РФ проходит достаточно медленными темпами. При этом оно развивается еще и неравномерно. В некоторых, более крупных, промышленно развитых регионах оно внедряется достаточно активно. Что касается провинциальных городов, то здесь ситуация обстоит более сложно. Инклюзивные программы обучения только начинают внедряться, что происходит медленно и не всегда эффективно. Как правило, они применяют опыт развития образования в крупных регионах, не учитывая специфики совей области, ее экономического состояния и социальной обстановки.

Рисунок 2. Инклюзивное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В развитии инклюзивного образования России можно выделить ряд остро стоящих проблем, которые требуют особого внимания:

Читайте также: