Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе

Обновлено: 04.07.2024

Введение
Несмотря на традиционно декларируемую Европейским союзом и его членами приверженность защите и поощрению прав человека на национальном и международном уровнях, ситуация в этой сфере на пространстве ЕС продолжает оставаться далекой от благополучия. Многие авторитетные правозащитники и международные правозащитные структуры сигнализируют о дополнительном в последние годы осложнении положения дел с обеспечением основных прав, свобод и демократических стандартов в странах Евросоюза.

Среди наиболее острых правочеловеческих проблем Евросоюза – устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и неонацизма, нарушения прав меньшинств, заключенных, беженцев и мигрантов, лиц с психическими заболеваниями, недостаточная защита детей, гендерное неравенство, нарушения неприкосновенности частной жизни, превышение полномочий полицией, участие целого ряда стран ЕС в программе секретных тюрем ЦРУ, далеко не безоблачная ситуация со свободой средств массовой информации, ущемление социальных прав граждан. Вызывает серьезную озабоченность то, что часть государств-членов ЕС, несмотря на декларативную приверженность соблюдению международных правочеловеческих норм и стандартов, предпочитает не брать на себя обязательств даже по базовым многосторонним договорам в сфере прав человека, а в тех случаях, когда такие обязательства берутся, они нередко обставляются нивелирующими оговорками.

На этом фоне становится очевидным, что сложившаяся на сегодня система защиты основных прав и свобод человека в ЕС неполноценна. Ни действующие в Евросоюзе судебные механизмы, ни принимающий жалобы на деятельность наднациональных институтов омбудсмен ЕС, ни консультирующее институты Евросоюза Агентство ЕС по основным правам человека, ни, наконец, недавно учрежденный институт спецпредставителя ЕС по правам человека в совокупности своих компетенций не покрывают весь спектр стоящих перед Евросоюзом системных правочеловеческих вызовов.

Как на институциональном, так и на нормативном уровнях остается непроработанной одна из наиболее чувствительных областей контроля ЕС – постоянный наднациональный мониторинг в рамках Евросоюза случаев несоблюдения основных прав и свобод его отдельными государствами-членами. Отсутствуют механизмы инициативного реагирования на них со стороны институтов Евросоюза и привлечения виновников к ответственности.

Цель данного доклада – привлечь внимание как государств-членов ЕС, так и наднациональных органов Евросоюза к серьезным правочеловеческим проблемам у себя дома. Многие из них носят трансграничный характер, а значит – требуют сложения усилий всех стран с целью их максимально эффективного решения.

Россия настроена на равноправный и конструктивный диалог с Евросоюзом по вопросам прав человека и демократического развития, который в полной мере отвечал бы отношениям стратегического партнерства с ЕС. Такое взаимодействие существенно выиграет, если коллеги из ЕС откажутся от политики навязывания своих приоритетов, перестанут свысока смотреть на интересы других партнеров и создавать искусственную классификацию международных правочеловеческих обязательств.

Европейский союз
Авторитетные неправительственные организации и международные правозащитные структуры продолжают фиксировать сохраняющиеся в Европейском союзе тревожные тенденции снижения демократических стандартов. Нарушения на пространстве Евросоюза затрагивают весь спектр основных свобод – мысли, совести и вероисповедания; выражения мнения; собраний и ассоциаций; передвижения.

Среди нарушений в ЕС в гуманитарной сфере можно выделить несоблюдение прав меньшинств, заключенных, недостаточную защиту детей, нарушения неприкосновенности частной жизни, превышение полномочий при разгоне уличных демонстраций и др.

Далеко не безоблачная ситуация в ЕС со свободой средств массовой информации. Отмечаются факты вмешательства органов власти в деятельность СМИ, насилия в отношении журналистов. Правозащитники обеспокоены отсутствием на рынке новостных услуг Евросоюза условий для свободной конкуренции, а также непрозрачностью данных о собственниках большинства ведущих медиа-холдингов.

На пространстве Евросоюза наблюдаются негативные последствия для демократических процессов и социальных прав граждан в связи с проводимыми в настоящее время мерами бюджетной экономии и налоговой консолидации. В ряде стран ЕС имеет место жесткое подавление акций общественного протеста против наступления государства на социальные завоевания граждан.

Помимо этого в государствах-членах ЕС наблюдается устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и преступлений на почве ненависти. Один из примеров – создание антииммигрантских Интернет-сайтов в Бельгии и Нидерландах. Усилия ЕС по противодействию этим тенденциям явно недостаточны, зачастую ограничиваются лишь моральным порицанием подобных фактов со стороны отдельных еврочиновников. На этом фоне Бельгия, Греция, Испания, Польша и Эстония до сих пор не представили Еврокомиссии информацию о выполнении рамочного решения Совета ЕС 2008 г. по борьбе с некоторыми формами и проявлениями расизма и ксенофобии с помощью уголовного права, хотя срок принятия необходимых законодательных мер истек еще в конце 2010 г.

На системной основе в государствах-членах ЕС происходит дискриминация цыган. По данным Агентства ЕС по основным правам человека, в Испании, Италии, Португалии, Франции цыгане ущемлены в правах не меньше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Так, около половины цыганского населения в них проживают в жилищах, не отвечающих элементарным санитарным требованиям. Только 15 проц. молодых цыган имеют законченное среднее или высшее образование. Однако централизованные усилия ЕС по наведению в данном вопросе порядка пробуксовывают, а принимаемые программные документы носят во многом декларативных характер.

Несмотря на в целом представительное участие членов Евросоюза в основных многосторонних договорах по правам человека, часть европейцев предпочитает не брать на себя соответствующих обязательств. При этом важно учесть, что вопрос об участии в таких договорах справедливо рассматривается как индикатор приверженности того или иного государства универсальным правозащитным стандартам, по которому судят о фактической готовности развивать межгосударственное сотрудничество в сфере прав человека.

Отдельного анализа заслуживает ситуация с оговорками, которые государства-члены ЕС делали к отдельным положениям основных многосторонних договоров по правам человека. Значительная часть оговорок касается присущего европейцам толкования ряда прав и свобод в качестве абсолютных, т.е. якобы не подверженных никаким ограничениям. Речь, в первую очередь, идет о правах на свободу мнения и его выражения (т.н. свобода слова), а также прав на свободу собраний и ассоциаций.

Часть оговорок находится в явном противоречии с претензиями Евросоюза на роль образца в деле поощрения и защиты прав человека. Например, при подписании Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Великобритания заявила о невозможности обеспечить равную оплату за равный труд женщинам и мужчинам. Правда, при сдаче на хранение ратификационной грамоты британцы ограничили сферу применения этой оговорки системой вознаграждения в частном секторе, что, впрочем, не отменяет дискриминационного характера самой ситуации.

В этом же ряду находится оговорка ФРГ к статье 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии с которой Германия отказалась брать на себя обязательства не выдавать лица в государства, где им может грозить применение пыток.

Еще одна сомнительная оговорка была сделана Великобританией в отношении действия статьи 11 Международного пакта о гражданских и политических правах. Суть ее заключается в том, что Соединенное Королевство отказалось ее применять на территории Джерси – зависимой британской территории. С учетом того, что закрепленное в статье 11 право не подвергаться лишению свободы за неспособность выполнить договорное обязательство в соответствии с пактом отнесено к числу прав, отступление от которых не допускается даже в условиях войны или чрезвычайного положения, налицо еще одно нарушение Великобританией статьи 19 Венской конвенции о праве международных договоров, а также самого пакта.

Наконец, следует упомянуть об оговорках ряда членов ЕС (в частности, Франции и Польши) к Конвенции против пыток и других жестких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания и к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин относительно отказа признать юрисдикцию Международного суда в отношении рассмотрения споров по этим договорам. России, как известно, отозвала несколько лет назад аналогичные оговорки к соответствующим правозащитным конвенциям.


Несмотря на традиционно декларируемую Европейским союзом и его членами приверженность защите и поощрению прав человека на национальном и международном уровнях, ситуация в этой сфере на пространстве ЕС продолжает оставаться далекой от благополучия.

Многие авторитетные правозащитники и международные правозащитные структуры сигнализируют о дополнительном в последние годы осложнении положения дел с обеспечением основных прав, свобод и демократических стандартов в странах Евросоюза.

Среди наиболее острых правочеловеческих проблем Евросоюза – устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и неонацизма, нарушения прав меньшинств, заключенных, беженцев и мигрантов, лиц с психическими заболеваниями, недостаточная защита детей, гендерное неравенство, нарушения неприкосновенности частной жизни, превышение полномочий полицией, участие целого ряда стран ЕС в программе секретных тюрем ЦРУ, далеко не безоблачная ситуация со свободой средств массовой информации, ущемление социальных прав граждан. Вызывает серьезную озабоченность то, что часть государств-членов ЕС, несмотря на декларативную приверженность соблюдению международных правочеловеческих норм и стандартов, предпочитает не брать на себя обязательств даже по базовым многосторонним договорам в сфере прав человека, а в тех случаях, когда такие обязательства берутся, они нередко обставляются нивелирующими оговорками.

На этом фоне становится очевидным, что сложившаяся на сегодня система защиты основных прав и свобод человека в ЕС неполноценна. Ни действующие в Евросоюзе судебные механизмы, ни принимающий жалобы на деятельность наднациональных институтов омбудсмен ЕС, ни консультирующее институты Евросоюза Агентство ЕС по основным правам человека, ни, наконец, недавно учрежденный институт спецпредставителя ЕС по правам человека в совокупности своих компетенций не покрывают весь спектр стоящих перед Евросоюзом системных правочеловеческих вызовов.

Как на институциональном, так и на нормативном уровнях остается непроработанной одна из наиболее чувствительных областей контроля ЕС – постоянный наднациональный мониторинг в рамках Евросоюза случаев несоблюдения основных прав и свобод его отдельными государствами-членами. Отсутствуют механизмы инициативного реагирования на них со стороны институтов Евросоюза и привлечения виновников к ответственности.

Цель данного доклада – привлечь внимание как государств-членов ЕС, так и наднациональных органов Евросоюза к серьезным правочеловеческим проблемам у себя дома. Многие из них носят трансграничный характер, а значит – требуют сложения усилий всех стран с целью их максимально эффективного решения.

Россия настроена на равноправный и конструктивный диалог с Евросоюзом по вопросам прав человека и демократического развития, который в полной мере отвечал бы отношениям стратегического партнерства с ЕС. Такое взаимодействие существенно выиграет, если коллеги из ЕС откажутся от политики навязывания своих приоритетов, перестанут свысока смотреть на интересы других партнеров и создавать искусственную классификацию международных правочеловеческих обязательств.

Авторитетные неправительственные организации и международные правозащитные структуры продолжают фиксировать сохраняющиеся в Европейском союзе тревожные тенденции снижения демократических стандартов. Нарушения на пространстве Евросоюза затрагивают весь спектр основных свобод – мысли, совести и вероисповедания; выражения мнения; собраний и ассоциаций; передвижения.

О нарушениях в гуманитарной сфере

Среди нарушений в ЕС в гуманитарной сфере можно выделить несоблюдение прав меньшинств, заключенных, недостаточную защиту детей, нарушения неприкосновенности частной жизни, превышение полномочий при разгоне уличных демонстраций и др.

Далеко не безоблачная ситуация в ЕС со свободой средств массовой информации. Отмечаются факты вмешательства органов власти в деятельность СМИ, насилия в отношении журналистов. Правозащитники обеспокоены отсутствием на рынке новостных услуг Евросоюза условий для свободной конкуренции, а также непрозрачностью данных о собственниках большинства ведущих медиа-холдингов.

На пространстве Евросоюза наблюдаются негативные последствия для демократических процессов и социальных прав граждан в связи с проводимыми в настоящее время мерами бюджетной экономии и налоговой консолидации. В ряде стран ЕС имеет место жесткое подавление акций общественного протеста против наступления государства на социальные завоевания граждан.

О ситуации с антисемитизмом

Помимо этого в государствах-членах ЕС наблюдается устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и преступлений на почве ненависти. Один из примеров – создание антииммигрантских Интернет-сайтов в Бельгии и Нидерландах. Усилия ЕС по противодействию этим тенденциям явно недостаточны, зачастую ограничиваются лишь моральным порицанием подобных фактов со стороны отдельных еврочиновников. На этом фоне Бельгия, Греция, Испания, Польша и Эстония до сих пор не представили Еврокомиссии информацию о выполнении рамочного решения Совета ЕС 2008 г. по борьбе с некоторыми формами и проявлениями расизма и ксенофобии с помощью уголовного права, хотя срок принятия необходимых законодательных мер истек еще в конце 2010 г.

На системной основе в государствах-членах ЕС происходит дискриминация цыган. По данным Агентства ЕС по основным правам человека, в Испании, Италии, Португалии, Франции цыгане ущемлены в правах не меньше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Так, около половины цыганского населения в них проживают в жилищах, не отвечающих элементарным санитарным требованиям. Только 15 проц. молодых цыган имеют законченное среднее или высшее образование. Однако централизованные усилия ЕС по наведению в данном вопросе порядка пробуксовывают, а принимаемые программные документы носят во многом декларативных характер.

О нарушениях прав некоторых категорий лиц

О неучастии некоторых членов Евросоюза в основных многосторонних договорах по правам человека

Несмотря на в целом представительное участие членов Евросоюза в основных многосторонних договорах по правам человека, часть европейцев предпочитает не брать на себя соответствующих обязательств. При этом важно учесть, что вопрос об участии в таких договорах справедливо рассматривается как индикатор приверженности того или иного государства универсальным правозащитным стандартам, по которому судят о фактической готовности развивать межгосударственное сотрудничество в сфере прав человека.

Ситуация с оговорками к законодательным актам

Отдельного анализа заслуживает ситуация с оговорками, которые государства-члены ЕС делали к отдельным положениям основных многосторонних договоров по правам человека. Значительная часть оговорок касается присущего европейцам толкования ряда прав и свобод в качестве абсолютных, т.е. якобы не подверженных никаким ограничениям. Речь, в первую очередь, идет о правах на свободу мнения и его выражения (т.н. свобода слова), а также прав на свободу собраний и ассоциаций.

Часть оговорок находится в явном противоречии с претензиями Евросоюза на роль образца в деле поощрения и защиты прав человека. Например, при подписании Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Великобритания заявила о невозможности обеспечить равную оплату за равный труд женщинам и мужчинам. Правда, при сдаче на хранение ратификационной грамоты британцы ограничили сферу применения этой оговорки системой вознаграждения в частном секторе, что, впрочем, не отменяет дискриминационного характера самой ситуации.

В этом же ряду находится оговорка ФРГ к статье 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии с которой Германия отказалась брать на себя обязательства не выдавать лица в государства, где им может грозить применение пыток.

Еще одна сомнительная оговорка была сделана Великобританией в отношении действия статьи 11 Международного пакта о гражданских и политических правах. Суть ее заключается в том, что Соединенное Королевство отказалось ее применять на территории Джерси – зависимой британской территории. С учетом того, что закрепленное в статье 11 право не подвергаться лишению свободы за неспособность выполнить договорное обязательство в соответствии с пактом отнесено к числу прав, отступление от которых не допускается даже в условиях войны или чрезвычайного положения, налицо еще одно нарушение Великобританией статьи 19 Венской конвенции о праве международных договоров, а также самого пакта.

Наконец, следует упомянуть об оговорках ряда членов ЕС (в частности, Франции и Польши) к Конвенции против пыток и других жестких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания и к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин относительно отказа признать юрисдикцию Международного суда в отношении рассмотрения споров по этим договорам. России, как известно, отозвала несколько лет назад аналогичные оговорки к соответствующим правозащитным конвенциям.


МИД РФ представил доклад, посвященный ситуации с обеспечением прав человека в Евросоюзе в 2013 году. В докладе большое внимание уделяется Прибалтийским странам. В частности, критике подверглись ухудшение прав неграждан в Латвии, дискриминация русскоязычного населения как языкового меньшинства в Эстонии, усиление националистических настроений в Литве.

Министерство иностранных дел РФ подготовило очередной доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе. Соответствующий документ размещен на сайте ведомства. В нем на основе данных из авторитетных международных и национальных источников МИД России представил информацию о проблемах, с которыми сталкивались государства — члены Евросоюза в 2013 году. В докладе большое внимание уделяется Прибалтийским странам.


Среди сохраняющихся наиболее острых вызовов — устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и неонацизма, ущемление законных прав и интересов меньшинств, включая русскоязычное население государств Прибалтики. Далеко не безоблачной оставалась ситуация со свободой СМИ, имели место нарушения неприкосновенности частной жизни граждан, ущемление их социальных прав, а также превышение полномочий полицией.

В частности, в докладе МИД РФ отмечает ухудшение правового положения неграждан в Латвии из-за поправок к закону о гражданстве страны, вступивших в силу в октябре прошлого года. Так, неграждане не могут избирать и быть избранными в государственные и муниципальные органы власти, занимать посты на военной и гражданской службе.

Критика коснулась и Эстонии. По данным МИД РФ, в стране сохраняется проблема массового безгражданства русскоязычного населения, а темпы реализации программы натурализации в стране остаются низкими. При этом проводится дискриминация русскоязычного населения как языкового меньшинства.

Между тем реакция на положения доклада не заставила себя долго ждать. Так, латвийский МИД прокомментировал информацию МИД РФ об ухудшении правового положения неграждан в стране, назвав ее далекой от объективной реальности.


Мы констатируем, что это очередной доклад, содержание которого далеко от объективной реальности. Мы делаем вывод, что качество его содержания заставляет сомневаться как в компетенции подготовивших его в области прав человека, так и в глубине экспертизы в отношении отдельных стран.

Видео

В докладе также были упомянуты и другие страны Евросоюза. Так, в Польше был отмечен рост количества преступлений на почве национальной ненависти, в Финляндии — дискриминация русскоязычных жителей страны в быту и в сфере трудоустройства, в Германии — продолжение использования темы прав человека в качестве инструмента политического давления на другие страны, в Нидерландах — проблема с обеспечением прав иностранцев под стражей, а также дискриминация мигрантов и соискателей убежища в стране.


Прислала
Марина Алехина

Не так всё радужно в Евросоюзе, видимо, не тем аспектам там уделяется внимание. О правах человека совсем забыли.


Прислала
Лика Рыбакова

Карлису Йэхенбаумсу неплохо бы вспомнить русскую поговорку: на воре и шапка горит. Кабы МИД России был совершенно неправ, такой нервной реакции мы бы вряд ли дождались:) У меня в Латвии родственники — среди них есть и латыши, и русские. И никакого преувеличения в докладе о правах человека нет: реально идет ущемление большого процента (почти половины!) населения страны.

Автор

Над статьей работали

Марина Алехина, Лика Рыбакова, Нелли Шестопалова

10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией


Марина Алехина 16 января 2014, 10:30, Изменено: 16 января 2014, 12:54

Не так всё радужно в Евросоюзе, видимо, не тем аспектам там уделяется внимание. О правах человека совсем забыли.


Рафаєль В. Макаров 16 января 2014, 10:47

Доклад, по-моему достаточно объективный. Но оно ведь и понятно - плохое всегда лучше видно со стороны. Думаю, что такой же по объективности доклад появится и в ЕС.


Максим Аверин 16 января 2014, 10:58

Вот по поводу препятствий для въезда на территорию ЕС соглашусь, там действительно слишком много ненужных нюансов, которые доставляют массу неудобства многим гражданам.


Александр Наумов 16 января 2014, 11:34

странно, почему ущемляются национальные меньшинства, и в частности русскоязычное население. Может европейские страны специально ведут такую политику?


Виктор Симонов 16 января 2014, 16:23

Лучше бы написали про наших друзей в ЕврАзе. Не зря Казахстан столько народу покинуло.

Отмечено
редакцией


Лика Рыбакова 16 января 2014, 18:56, Изменено: 17 января 2014, 10:30

Карлису Йэхенбаумсу неплохо бы вспомнить русскую поговорку: на воре и шапка горит. Кабы МИД России был совершенно неправ, такой нервной реакции мы бы вряд ли дождались :) У меня в Латвии родственники - среди них есть и латыши, и русские. И никакого преувеличения в докладе о правах человека нет: реально идет ущемление большого процента (почти половины!) населения страны.


Валерий Савенков 18 января 2014, 16:11

Кто бы мне объяснил:
1. Нужно ли решать этот вопрос с точки зрения проживающих там и считающих себя русскими.
2. Если МИД так радает за права русскоязычного населения бывших прибалтийских республик то почему, в т.ч. в рамках развития дальнего востока, не переселить, желающих это сделать, туда или в другое место в России, создав для этого соответствующие условия.
3. Если они, русскоязычное население, не хочет уезжать, значит их состояние дел устраивает, тогда о каких нарушениях прав мы говорим.
4. Очень трудный вопрос. Обратите внимание, все государства, которые были окупированны, реанимирую у себя внутри фашистскую идеологию. Демонстрируют по отношению к ней ярко выраженную лояльность. Поскольку виновниками не достижения цели, установления в некоторых государствах фашистского режима, являются русские то на них и пытаются возместить все, в том числе лишая их статуса граждан, т.е., как я понимаю, человека.
5. Обратите внимание, травля русских в прибалтийских государствах, бывших республиках, идентична, и создаётся впечатление централизованно направляемая. Надо задаться вопросом, кем?
6. Последнее, ситуация отражает, с моей точки зрения, беззубость, если так можно выразиться. Они практически уже все в НАТО, экономически мы от них не зависим, не пора ли проявить характер и показать собственное уважение к самим себе.


Pciha 19 января 2014, 14:07

Давно пора! А то они нам - правду-матку, а мы им жопу лижем! Смотрите, в наказание заморозят счета ваших правителей!

Права человека в США и странах Европейского Союза (часть 3)


Ситуация с правами человека в отдельных странах-членах Европейского Союза

Франция


Борьба с терроризмом


Великобритания

Борьба с терроризмом


Германия


Ущемление прав мигрантов и беженцев

Польша

Смертная казнь

С приходом в Польше к власти консервативно настроенных братьев Качиньских по многим вопросам взгляды Польши ужесточились. Ярким проявлением резкого изменения политического курса стало стремление президента Польши Леха Качиньского не только вернуть высшую меру наказания в Уголовный кодекс своей страны, но и добиться восстановления смертной казни во всей Европе. В 2007 году Совет Европы провозгласил 10 октября Днем против смертной казни. Планируется, что отныне этот день в Европе будет отмечаться ежегодно. Однако в рамках Европейского Союза это намерение было заблокировано правительством Польши, которое на встрече министров юстиции в Брюсселе 18 сентября 2007 года использовало право вето. По мнению братьев Качиньских, подобная мера является бесполезной и бессмысленной. Напротив, польские лидеры выступили за объявление Дня в защиту жизни, который включал бы запрет искусственного прерывания беременности, а также запрет на эвтаназию – добровольный уход из жизни с помощью врачей.


Секретные тюрьмы ЦРУ

Польша напрямую оказалась замешана в скандале с секретными тюрьмами ЦРУ. По мнению швейцарского сенатора Дика Марти, проводившего расследование данного вопроса в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы, не исключено, что тайное содержание заключенных под стражей было санкционировано тогдашним президентом Польши Александром Квасьневским лично. При этом, несмотря на неоднократные обращения представителей ПАСЕ к польским властям с просьбой предоставить информацию об авиаперевозках, последние всегда отвечали отказом. Временный комитет Европейского парламента, который также занимался выяснением достоверности заявлений о незаконной деятельности ЦРУ в Европе, с сожалением отметил нежелание и недостаточное стремление польских властей к сотрудничеству, а также отказ учредить специальный следственный комитет или начать независимое парламентское расследование.


Международный контроль


Нарушения прав граждан по политическим мотивам

Читайте также: