Политика доклад по обществу

Обновлено: 28.06.2024

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Изучение политики в политологии

Поэтому определение политики можно дать в трех вариантах, которые дополняют друг друга:

  • Политика — это особое поле деятельности народа, которое связано с расстановкой сил, государством и его структурой, политическими институтами, принципами их функционирования;
  • Политика — это форма соучастия и взаимодействия, которая находится в собственности и под контролем;
  • Политика — это сфера не только сознательных, но и естественных действий, не только рациональных, но и иррациональных действий и форм поведения.

С другой стороны, все политические определения можно разделить на группы.

Социологические определения политики. Эти определения основаны на социологическом подходе и выражаются в социальных феноменах: экономике, праве, морали, культуре, религии и т.д.

Всеобъемлющие политические определения. Это раскрывает основную (существенную) суть политики. Политика определяется как действия, направленные на получение, сохранение и использование власти.

Научно разработанные определения политики. По сути, это интерпретации, характеризующие политику как процесс подготовки и реализации решений, которые являются обязательными для общества в целом.

Вот некоторые из политических определений, опубликованных в 1961 году в Международном словаре.

Политика — это политическое действие, практика

Политика — это подрайон этики, который в большей степени относится к государству и социальным механизмам, чем к индивидууму. Это общественная и социальная этика.

Политика — это политические отношения или деловая конкуренция между конкурирующими заинтересованными группами или отдельными лицами за власть и лидерство.

Политика — это политическое лидерство (реализация политики) в частных делах.

Политика — это политическое убеждение, принцип, мнение или симпатия человека.

Политика — это общий набор взаимно эффективных и обычно противоречащих друг другу отношений между людьми, живущими в обществе, и между лидерами и нелидерами.

Политика — это политология.

Анализ политики

Основные определения в политике.

Политическая сфера — это та сфера общественных отношений, в которой учитываются влияние и взаимодействие различных политических и социальных групп, классов, структур и объединений. Политическая сфера находится в тесном взаимодействии с экономической, социальной и интеллектуальной сферами.

Предмет политики — это индивидуум, классовая группа, нация и т.д., который понял и сформулировал свои коренные интересы и готов их отстаивать.

Наиболее важными политическими акторами являются: государство (при условии, что оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство строит свою политику на основе всеобщих интересов (права человека и гражданина стоят на первом месте). Классы, защищающие свои специфические интересы в связи с различными формами собственности (но классовый интерес является эгоистичным и может быть агрессивным) Ни один класс не имеет права претендовать на гегемонию или более прогрессивное отношение к другим. Нации — учет их интересов является обязательным наравне с общечеловеческими интересами, но национальные интересы также могут разделять людей и вызывать войны (Югославия, Грузия, Абхазия, Армения, Азербайджан и т.д.). Индивидуальная личность (каждый может и должен стать субъектом политики) Народ в целом, если он приобрел политическую субъективность, является суверенным народом, а не просто населением.

Существуют и другие области связей с общественностью, с которыми политика тесно связана.

Социальная политика — деятельность, направленная на регулирование социальной сферы и общественных отношений.

Национальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию национальных интересов.

На формирование оптимальных слоев населения и их структуры влияет демографическая политика.

Экономическая политика — деятельность, направленная на регулирование и влияние на различные отрасли экономики: финансы, промышленность, сельское хозяйство, банковское дело, наука и техника и т.д.

Компоненты политики

Форма политики — это ее организационная структура (учреждения). Чаще всего это выражается в государстве, партиях, общественных движениях, а также в законах и правовых нормах.

Содержание политики — это ее цели и ценности, проблемы, мотивы и механизмы принятия политических решений.

Политический процесс — деятельность различных государств, социальных групп, организаций и отдельных лиц. Как правило, этот процесс связан с урегулированием конфликтных ситуаций.

Элементы политики:

  1. Политическое сознание: политические взгляды и теории, менталитет, ценностные ориентации.
  2. Нормативные идеи: Программы и предвыборные программы политических партий, политические и правовые нормы.
  3. Институты власти.
  4. Отношения власти — доминирование и подчинение, а также политическая борьба и сотрудничество.

Политические уровни:

  1. Микро-уровень: политика партий, организаций, профсоюзов и т.д.
  2. Макроуровень: государственная политика.
  3. Мега-уровень: политика международных организаций (СНГ, ЕЭС).

Политику можно условно разделить на теорию и практику.

Политика как деятельность

Политику можно рассматривать, прежде всего, как практику или деятельность политических институтов, отдельных социальных и этнических групп и даже отдельных лиц. Эта деятельность может быть описана следующим образом.

Организованные действия социальных групп и органов власти, представляющих их в управлении общественной жизнью.

Работа по связям с общественностью между социальными группами и этническими общностями о государственной власти, ее завоевании, сохранении и использовании.

Научно-обоснованная теория, направляющая политику, определяющая ее цели, стратегию и тактику.

Политическая идеология, совокупность идеологических ценностей и норм.

Профессиональное политическое лидерство.

Политика как наука

Существует ряд положений, без которых политика не могла бы развиваться должным образом:

  1. принятие решений, основанных на научных знаниях, с учетом объективных законов развития общества и природы
  2. адекватный учет интересов различных социальных групп и слоев общества;
  3. применение научных методов в политике;
  4. интеллектуализация самой политики (изучение новых знаний, включая мировой опыт);
  5. способность предсказывать события: Предвидеть или ускорить их развитие в соответствии с прогнозом.

Политика и политология должны влиять друг на друга и нуждаться друг в друге. Если наука о политике недооценивается, она становится авторитарной; если наука не основана на политике, она становится абстракцией. Признание политики наукой не лишено опасности для общества, поскольку позволяет проводить над ней любые социальные эксперименты.

Главной задачей научной политики является моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности и определение целей и задач политики.

Основные принципы научной политики

Иметь четкую теоретическую основу и следовать ей на практике.

Гибкость, способность находить политические компромиссы с учетом изменчивости политической ситуации.

Способность и желание учиться у более опытного и сильного, в том числе идеологического противника.

Приоритет решения общих проблем перед частными.

Политика как искусство

Его неотъемлемые части:

  • опыт, способность реализовывать политические варианты действий
  • способность давать советы о правильном пути.
  • способность маневрировать, находить пути к компромиссу.

Политика как искусство предполагает своевременное выявление противоречий и поиск наиболее эффективных путей их разрешения. Быстрое реагирование на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации ситуации, способность мобилизовать людей на выполнение принятых решений.

Вот некоторые аспекты политического искусства:

  • Способность понимать политическую психологию и политическое поведение масс;
  • Умелый, творческий и критический подход к подбору, размещению и обучению персонала;
  • Умение работать с людьми, прислушиваться к голосу масс;
  • Способность делать выводы не только из успехов и побед, но и из неудач и поражений;
  • Управление и регулирование политических институтов;
  • Разработка и творческое осуществление научно обоснованной политики с определением ближайших и будущих целей;
  • Определение форм, методов и средств политической деятельности, которые позволят наилучшим образом достичь желаемых целей.

Политики без политического искусства подсчитывают все шансы на успех и только после этого начинают действовать. Они также могут опоздать. Политическая интуиция помогает быстро найти свой путь в каждой новой ситуации.

Но политика — это не то же самое, что искусство. Искусство — это прежде всего художественное изображение мира; политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.

Политики не могут постоянно рисковать и руководствоваться только интуицией. Это приведет к значительным и дорогостоящим ошибкам, за которые люди обычно платят цену.

Функции политики

Наиболее важные интересы (общие, частные, универсальные, национальные и т.д.) выражаются через политику. Люди могут преследовать свои интересы и потребности, менять свой социальный статус.

Политика направлена на разрешение противоречий, возникающих на основе конфликта интересов, и направление этого конфликта в цивилизованное русло. Сама политика в таких случаях должна быть рациональной (принятие разумных и разумных мер, расчет возможностей реализации своих решений и ожидаемых последствий).

Политика направлена на разрешение противоречий, возникающих на основе конфликта интересов, и направление этого конфликта в цивилизованное русло.

Эффективная политика обеспечивает целостность государственной системы, стабильность и общественный порядок даже в случае смены режима.

Эта политика призвана обеспечить преемственность и инновационность в развитии общества и личности. Политика прогресса выступает как созидательная и консолидирующая сила, концентрируя энергию людей на основных направлениях социальных преобразований и концентрируя интеллектуальные силы личности и общества в целом.

Заключение

Таким образом функции политики выражаются в:

  • интеграция различных сфер общественной жизни для обеспечения целостности и стабильности общества
  • представление интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан
  • управление и контроль за политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и/или общества в целом
  • Выявление и рассмотрение социально-политических конфликтов, их разрешение цивилизованными методами и приемами.
  • социализация индивида, его включение в сложный мир общественных отношений
  • обеспечение преемственности и обновления общества и человеческого развития

Он был одним из основателей теории политических систем.

Мандель определил две группы функций:

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института



Определение

Политика – это деятельность, которая связана с управлением обществом, а также отношениями между крупными социальными группами, слоями или нациями, участие в делах государства. В переводе с греческого политика означает “искусство управления обществом”.

Участниками политической сферы общества являются:

  • политическая элита (Лидеры партий, министры и т.д., для которых политика – это основное занятие);
  • граждане(Участие в референдумах и выборах).

Разберемся, что входит в сферу политики:

  • политические организации (Правительство, парламент, партии и другие);
  • задачи, которые различные социальные группы стремятся решить;
  • политический процесс, включающий в себя меры по сохранению общественного порядка, обеспечению гарантии соблюдения права.


Отношение к государству

То, как люди оценивают государство, зависит от их положения, от общественной группы, к которой они относятся. Соответственно, есть те, кто поддерживает власть, и те, кто выступает против него.

которые читают вместе с этой





При этом преследуются попытки кардинальной смены власти, вооруженных способов решения проблем. Это, к примеру, деятельность различных террористических групп.

Политическая власть

Власть – это влияние одного человека на другого или целую группу, основанное на законе.
Политическая власть – это право, возможность и способность влияния на поведение людей или групп в обществе.

Под этим словом мы понимаем ситуацию, когда кто-то приказывает, а кто-то выполняет. Подобные отношения встречаются в повседневной жизни довольно часто. Например, директор имеет власть над своим подчиненным, а офицер над солдатом. За невыполнение приказа он может применить какие-либо меры наказания.

Развитие политической власти

Власть возникла еще до появления первых государств, но именно с их зарождением связано ее возникновение как института.

Государственная власть – это высшая степень ее развития. Теперь она выражается в принятых официальных документах и распространяется на всех людей, проживающих в стране. Она подразделяется на:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Средства массовой информации

Сейчас большую роль в обществе играют СМИ. Через газеты, телевидение, интернет передается огромное количество информации, в том числе, и политического характера. Они формируют мнение о том, как работают органы власти, какие проблемы существуют, позволяют также выражать собственное мнение. СМИ называют “четвертой властью” (помимо законодательной, исполнительной и судебной).

Современные средства связи позволяют людям быстро обмениваться информацией, видеть события, которые происходят в эту минуту в другой стране.

Но при этом в РФ нельзя доверять всему, что транслируется СМИ, так как зачастую передается новость, заведомо измененная или подстроенная, чтобы оказать влияние на зрителя или слушателя.

Политическая жизнь России

Данный вопрос является актуальным в нашей стране, так как он касается путей развития всех сфер жизни общества.

Свои варианты реформирования политической системы предлагают представители партий, выражающих мнение различных групп населения (К примеру, интересы предпринимателей, студентов, пенсионеров и других).

Многие такие теории в процессе взаимодействия партий и власти находят отражение в законопроектах, воплощаются в жизнь.

Значение

Роль политики в обществе достаточно велика, ведь от действий правительства страны зависит уровень жизни людей и то, смогут ли они удовлетворять в полной мере свои потребности, будут ли они иметь доступ к качественному медицинскому обслуживанию, образованию, культурным памятникам. Поэтому крайне важно, чтобы люди имели реальную возможность взаимодействовать с государством, влиять на политику, выражать свое мнение и способствовать качественным реформам во всех сферах.

Что мы узнали?

Из статьи на тему “Политика” по обществознанию (9 класс) мы узнали, что политикой принято называть деятельность, связанную с решением вопросов, касающихся управления и государства. В ней принимают участие не только уполномоченные на то лица, такие, как члены правительства, президент, но и все совершеннолетние граждане страны. Политика непосредственно связана с понятием власти. Большую роль в современной политической системе играют средства массовой информации, способные не только отражать, но и формировать общественное мнение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательскую работа по обществознанию на тему Роль политики в современном обществе.Цель работы - выявить роль, определить место и значение политики в жизни современного общества.

Введение__________________________________________________________2

Основная часть ___________________________________________________3

Политика – понятие и функции _____________________________4-5

Роль политики в обществе __________________________________6-8

Заключение___________________________________________________11-12

Список использованной литературы и источников __________________13

С детства мне всегда было интересно наблюдать за взрослыми как они бурно реагируют на события происходящие в стране. Со временем я сам стал участвовать в обсуждении политических передач и дебатов в СМИ. Но заметил, что не все мои друзья и одноклассники разделяют мой интерес в политике и международных отношениях. В поисках единомышленников возникла идея провести социологический опрос в моем учебном заведении, узнать насколько политически грамотна наша молодежь, ребята, с которыми я ежедневно сталкиваюсь в коридорах школы.

Помимо социологического опроса, я беседовал с учителями нашей школы, в свою очередь они помогли мне в сборе нужной литературы по теме политологии. Итак, я погрузился в удивительно интересный для меня мир политики. Мир, который стремительно входит в жизнь каждого человека, поэтому он требует его познания.

Основная часть

Современный мир политизирован до предела. Политика проникла во все поры человеческих отношений, не оставив, кажется, ни одной области, где бы не ощущалось ее влияния. В прежние, теперь уже отдаленные времена человек мог еще как-то скрыться от нее, еще существовали отдельные "островки" жизни, свободные от масштабного и далеко не всегда благотворного воздействия политики. Сегодня он в полном ее плену; он ее активный или пассивный участник, ее неотъемлемая частица; он мыслит и действует политически, даже если не осознает того. Это политика, и мы все говорим ее языком.

Несмотря на такую всеохватность политики, глубину ее проникновения в нашу жизнь, в научном сознании, не говоря уже о сознании обыденном, о ней, по большей части, существуют весьма искаженные и превратные представления. Главная тому причина та, что политика слишком близка к самым глубоким, самым сокровенным интересам человека, социальных групп, государств; она затрагивает наиболее чувствительные струны человеческих отношений, их страстей, устремлений, надежд и помыслов.

Потому-то вымысел, ничем не прикрытая ложь, лицемерие, сокрытие истины, демагогия, интрига – обычная атрибутика политики. 1
ЦЕЛЬ
Провести исследовательскую работу и выявить роль, определить место и значение политики в жизни современного общества.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Работа с литературой о политике и ее роли в современном мире

2. Представить понятие политики
3.Проведение опроса среди школьников об их политических предпочтениях


1. Политика – понятие и функции

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Это устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие:

зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;

зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;

зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

2. Роль политики в обществе

Отличительная особенность современного этапа развития российского общества – это массовое участие граждан в политической жизни. Но когда широкие массы выходят на политическую арену наблюдается их политическая наивность и незрелость. Происходит это потому что очень долго во время коммунистического режима власть была таинственно закрыта от народа. Население участвовало в политической жизни страны, когда проходили выборы, праздничные митинги или профсоюзные шествия.

Роль политики в обществе:

выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества. 3

Роль политики в конкретном обществе, границы её влияния зависят от исторических условий, политических традиций, политической культуры граждан, характера политической системы, уровня социально-экономического и духовного развития.

Объекты политики – общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные организации и люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Объектно-субъектная взаимосвязь в политической жизни представляет собой органическое единство.

Важнейшими объектами политики являются власть, вся политическая система общества. Наиболее общим объектом политики является общество в целом, все его ключевые социально-экономические процессы, а политика приобретает функцию координации, регулирования всех сторон социальной жизни. 5

3. Молодежь и политика - Социологический опрос в школе №73

Политика – это та среда, влияние которой мы не всегда замечаем, но которая неизбежно окружает нас и входит в нашу повседневную жизнь, хотим мы этого или нет. Что значит политика для каждого из нас? Что мы знаем о ней? Ощущаем ли мы себя активной силой в политической жизни нашей страны?

Политические опросы населения позволяют выявить общественные настроения на определенной территории. С помощью этой методики можно прогнозировать тенденции и настроения общества при тех или иных обстоятельствах.

Существует два основных метода проведения политических опросов. Первый позволяет оценить мнение населения по конкретным общественно-политическим темам, а второй помогает при составлении рейтингов.

Первый вопрос был о том, часто ли смотрят школьники политические передачи по телевидению. Результаты показаны на диаграмме.

(Приложение 1) По диаграмме видно, что большинство опрошенных (60%) смотрят политические передачи от скуки, 18% - смотрят с интересом, 22% -не смотрят.

По данным опроса, видно, что 50% желают находиться во власти, 30% - не отказались бы, 9% категорически против своей деятельности во властных структурах, затруднились ответить на этот вопрос 25 % .

Реферат по обществоведению

Политика и власть.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению.

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей.

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов.

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия.

Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.

Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства.

В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На пример, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным.

Читайте также: