Политический режим в других странах доклад

Обновлено: 16.05.2024

Суть политического режима

Типы политических режимов

Список используемой литературы

Введение

Разобраться в многообразие политических режимов, определить, чем отличается это понятие от формы правления, государственного строя, определить основные политические режимы-все эти цели я ставила перед собой, при написании данной реферативной работы.

В первую очередь следовало разобраться с понятием "политический режим" и с его сутью.

Во второй главе я рассматривала проблему классификации существующих режимов и привела соответствующие примеры.

В следующей части были раскрыты 3 основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, демократический.

По-моему мнению, тема достаточно актуальна на сегодняшний день, разобраться в ней необходимо для понимания процессов, которые происходят в России, возможности определения их будущего развития

Суть политического режима

Политический режим - неотъемлемая часть политики как науки. Этот термин используют для описания политической системы общества, власти и методов управления.

Политический режим (от лат. regimen - "управление") описывает совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Известный французский деятель Ж. - Л. Кермон обозначал политический режим как сложный комплекс идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих образованию политической власти в данной стране на определенный период времени.

В свою очередь, его соотечественник, также небезызвестный социолог Р. Арон призывал рассматривать при анализе политических режимов следующие факты:

Конституция, которую политики понимают как способ правления (демократический, тоталитарный, авторитарный) -Вид партийной системы (однопартийная, двухпартийная, многопартийная -Способ существования режима (выборы, избирательный закон) -Роль групп давления и интересов в политическом обществе

Политический персонал (политические лидеры, государственные чиновники и т.д.) В связи с вышесказанным политический режим можно охарактеризовать как комплекс политических отношений, средств и методов, применяемые властями, связь государственной власти общества, классовых и социальных взаимоотношений, господствующей идеологии, состояния политического сознания и культуры.

"Понятие политического режима, получив распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, "элитарной" социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной "Политикой" Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики - обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме"

Очень часто политический режим принимают в качестве характеристики государства, на ряду с формой государственного устройства и формой правления, описывающей комплекс осуществления власти. Данный подход, с точки зрения политологии, является ограниченным, поскольку не учитываются изменения взаимодействия государства с другими элементами политической системы и обществом, определяющие механизмы и меру реализации свобод и прав. Деятельность политической системы включает в себя также множество других социальных процессов, которые отражают интересы, роль всех групп, слоёв и других объединений в сфере формирования властно-управленческих структур.

Формулировки "политический режим" и "государственный режим" схожи, но все же их следует различать. Первое понятие объясняет характер власти и условия жизни общества, второе - характеризует методы осуществления государственной власти.

Политический режим охватывает ряд динамических аспектов политической жизни общества, поэтому существует возможность классификации политических режимов по различным критериям.

В настоящее время существует огромное количество классификаций политических режимов. Примером может служить разделение согласно характеру взаимоотношений государства и церкви-так называемые светские и теократические режимы, или в соответствии с принципом разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) и т.д.

Не редко, создание классификации является самостоятельной исследовательской задачей и ученые полагают, что систематизация должна совмещать как теоретическую последовательность так и эмпирическую адекватность. Вот некоторые из ее видов:

· "охлократия - олигархия - тирания" эта классификация пришла из Древней Греции, в ней мыслители старались ответить на вопрос о возможности принадлежности государственной власти кому-либо.

· "либеральный - умеренный - репрессивный режимы" Эта классификация описывает методы, которые используются режимом для сохранения своей власти

· "демократический - авторитарный - тоталитарный режимы" Самая распространенная классификация

При использовании различных классификаций типологии, мы прибегаем к теоретической идеализации: любой существующий политический режим есть сочетание противоположных видов организации общественных отношений - демократизма и авторитарности. Авторитарность направлена на одностороннюю власть государственных институтов, на установление жесткой дисциплины среди граждан и их беспрекословному подчинению распоряжениям и законам. Демократизм подразумевает равноправие, свободу выбора, многопартийность. На практике, соотношение этих направлений непостоянна и более того, не соответствует какому-то "регламенту", установленной теорией. В отличии от государственного строя или формой правления, политический режим динамичен в границах той или иной "обобщающей модели" выражаясь в разнообразных вариантах. Примером может служить Франция, во времена правления администрации Ш. де Голля: при усилении президентской власти, явно увеличилась авторитарная тенденция, однако даже после усмирения леворадикальных волнений, которые охватили страну в 1968 году, это не создало диктатуру личной власти и не вылилось в ликвидацию институтов демократических прав и свобод.

Даже не смотря на некую упрощенность типологии "демократический - авторитарный - тоталитарный режимы" помогает проводить сравнительный анализ многообразия политических режимов, представленных в современном мире, при помощи деления их на более авторитарные или более демократические

Типы политических режимов

Тоталитаризм.

Итальянские исследователи Дж. Амендола и П. Габетти впервые использовали понятие "тоталиторизм" (от лат. totalis - "весь", "целый", "полный"), чтобы охарактеризовать диктаторское правление Б. Муссолини. Позже это явление было рассмотрено в работах Ф. Хайека "Путь к рабству" (1944), X. Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956)".

Строгая централизация государственной власти, принадлежащая аппарату правящей партии, властной организации, упразднение органов местного самоуправления, утрачивание самостоятельности автономных образований - характеристики тоталитарного режима страны. Чаще всего главой государства и правительства становится пожизненный лидер, который в своих руках концентрирует всю высшую законодательную, исполнительную, а, порой, и судебную власти. Население государства фактически отстраняют от системы управления, поскольку представительные органы образуются с явными нарушениями принципа единого избирательного права, либо вовсе ликвидируются. Примером может служить нацистская Германия, в которой часть депутатов назначал сам Гитлер, в то время как остальных " избирала" главенствующая партия.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т.п.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

При установлении тоталитарного режима, властные органы решительно и резко подавляют любые возможности сопротивления выбранному политическому курсу, явно демонстрируя многочисленные виды насилия и тирании. Усиливается вмешательство во все области общественной жизни силовых структур (армия, полиция, органы безопасности). В экономике, обычно, правит государственный монопольный контроль, но это не значит, что полностью прекращается проведение реформ, напротив, власть идет на некоторые незначительные уступки для частных предпринимателей. Так же, на государственных предприятиях возможно использование системы внеэкономического принуждения.

Одной из значительных особенностей тоталитаризма является однопартийность либо присутствие под жестким контролем нескольких партий и профсоюзов, которые поддерживают режим. Под строгим запретом находится существование и деятельность оппозиционных партий и движений, в связи с этим, они вынуждены действовать за пределами государства или находиться в подполье. Противники режима терроризируются правоохранительными органами, для их заключения, ссылки или убийства обычно не требуются юридические процедуры.

Для тиранического режима свойственна отмена действия конституции либо ее приостановка на неопределенный срок, при этом распоряжения, указы Главы государства приобретают силу закона. Значительно ограничиваются свободы и права граждан, интересы личности подчиняются какой-либо идеологии, "высшим" интересам нации.

Авторитарные режимы.

Авторитаризм может быть представлен различными формами. Но при любом его виде, народ не принимает участие в образовании и контроле государственной власти. Возможно существование некоторых представительных органов, но в действительности они не играют в жизни общества никакой роли, жизнью в стране заправляет правящая элита, неограничивающая себя законами, привилегиями, льготами. В этой среде, существует еще более узкая группа должностных лиц, которые управляют страной. Если руководство образовывается через военный или государственный переворот, то авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Среди управляющей клики выделяется лидер, сильный и харизматичный человек, влияние которого велико, но он не склонен самостоятельно принимать решения, поэтому нужда в различных советах, рекомендациях очень велика. И хотя мнение общества не идеализирует лидера, присваивая титул вождя, но оно ориентируется на него.

Авторитарному режиму характерно централизованное управление, решения власти, которая часто не учитывает экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные особенности различных групп населения, выполняются далеко не добровольно. Использование насильственных методов принуждения, объясняет невозможность существования авторитарного государства без военного и полицейского аппарата, в свою очередь суд - вспомогательный инструмент, в связи с тем, что широкое распространение получают внесудебные методы принуждения людей.

Существование оппозиции, как и в тоталитаризме, невозможно. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они обязаны следовать курсу, который выбрала правящая элита, в ином случае их объявляют запрещенными и их участников жестко наказывают, применяя порой незаконные методы расправы. Даже если свобода личности формально провозглашаются властью, фактически, человек ее лишен, так же как и гарантий своей безопасности, вследствие применения мер принуждения.

Особыми видами авторитаризма являются политические режимы в странах Арабского Востока, где и по сей день существует традиционная форма правления - дуалистическая или абсолютная монархия. Для таких государств характерна централизация всего государственного управления в руках монарха, а представительные органы отсутствуют либо не имеют действительной власти. Монарх имеет право назначать и освобождать от должности чиновников, издавать законы, распоряжаться средствами казны, а население страны не участвует в контроле за управлением и не влияет на законотворчество

Влияние авторитарного режима на социальное развитие страны неоднозначно и обнаруживает некоторые преимущества, которые ощутимы в экстремальных ситуациях. Конечно, авторитаризм способен обеспечивать общественный порядок и при необходимости решать назревшие проблемы, например такие как, осуществление ускоренной экономической модернизации. Но в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Опытным примером может служить Корея, о. Тайвань и другие "новые индустриальные страны", в которых после стремительного развития наступило исчерпывание "конструктивного потенциала" авторитаризма, что вынуждает вводить новые более демократичные реформы.

Демократические режимы.

Под термином демократия (от греч. demos и kratos - "народовластие") понимают одну из разновидностей режима власти, избираемой большинством народа в интересах его основных социальных групп и соперничающих политических партий, реализующаяся при его участии и контроле. "Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как "власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа"". Сутью демократии является то, что она представляет собой форму правления при посредстве народа, при которой власть осуществляется профессиональными политиками.

Наибольшее распространение демократия получила в странах с развитой экономикой, устойчивыми традициями либерализма, активной политической культурой.

Характерные черты демократии:

) Народ признается источником власти: избираемость основных властных органов и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, перед выборными учреждениями;

) Равноправие всех граждан перед законом; наличие прав и свобод человека и их признание, существование развитой дву - или многопартийности;

) создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современном мире демократические режимы совсем не идеальны. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуации авторитарных методов властвования. Во всяком демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, служащий для подавления антиправительственных выступлений. Но в условиях развитой демократии такие действия властей достаточно редки. Обычно отношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что для получения или сохранения имеющихся властных полномочий, нужно заручиться поддержкой большинства населения, показав плюсы не только своей программы, но и личной кандидатуры по сравнению с оппонентами. В современном мире в демократических государствах закон закрепляет существование у граждан прав и свобод, но не всегда показывает, каким образом они будут воплощены. Гарантированное в Конституции право на труд не является гарантом от безработицы, а для использования свободы слова или печати, следует располагать определенным бюджетом для оплаты телевизионного времени или печати объявлений в прессе. СМИ могут не только помогать в осуществлении права на свободу слова, но и являться одним из инструментов действия на общество в пользу наиболее могущественных социальных сил.

Мерой действенности демократии является гарантия прав и свобод человека, способности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.

Заключение

В первой части реферата мной была раскрыта суть понятия политического режима, определены различия от государственного режима и политической системы.

Во второй главе, показав примеры возможных классификаций политических режимов, сделала вывод, что при использовании данных типологий, мы неизбежно идеализируем потому, что любой существующий режим есть сочетание двух противоположностей.

В третьей рассмотрела основные политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический.

В итоге, можно сделать вывод: политические режимы в мире постоянно эволюционируют. В целом, можно утверждать, что в современном мире идет тенденция к увеличению числа демократических режимов. Некоторые являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или)"управляемой демократии".

политический режим переходный тоталитарный

Список используемой литературы

1. Ирхин Ю.В. "Политология", Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. - М.: Издательство "Экзамен", 2007.

. Киселев С.Г. "Политология", Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.

. Арон А. "Демократия и тоталитаризм", Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. - М., 1993.

. Демилов А.И., Долгов В.М. "Политология" М. изд. 2, Гардарики, 2007.

. Цыганков П. "Современные политические режимы: структура, типология, динамика".М. 2005.

В Конституционном (Государственном) Праве равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие формы государства. 4
1.1. Причины разнообразия форм государства. 5
2. Формы правления в зарубежных странах. 6
2.1. Монархия. 7
2.2. Монархия: абсолютная и ограниченная. 8
2.3. Монархия дуалистическая. 8
2.4. Парламентарная монархия. 9
2.5. Республика. 11
2.6. Президентская республика. 12
2.7. Парламентарная республика. 14
2.8. Смешаные формы правления. 16
3. Формы государственного устройства
в зарубежных странах. 18
3.1. Унитарная форма государственного устройства. 19
3.2. Федеративная форма государственного устройства..21
4. Политический режим в зарубежных странах. 27
4.1. Демократическое государство. 28
4.2. Авторитарное государство. 29
4.3. Тоталитарное государство. 29
Заключение. 30
Список использованной литературы. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

  1. Понятие формы государства. . 4
  2. Причины разнообразия форм государства. 5
  3. Формы правления в зарубежных странах. 6
  4. Монархия. . . 7
  5. Монархия: абсолютная и ограниченная. . 8
  6. Монархия дуалистическая. . 8
  7. Парламентарная монархия. . 9
  8. Республика. . . 11
  9. Президентская республика. . 12
  10. Парламентарная республика. . 14
  11. Смешаные формы правления. . 16
  12. Формы государственного устройства

в зарубежных странах. . ..18

  1. Унитарная форма государственного устройства. 19
  2. Федеративная форма государственного устройства..21
  3. Политический режим в зарубежных странах. 27
  4. Демократическое государство. . 28
  5. Авторитарное государство. . 29
  6. Тоталитарное государство. . 29

Список использованной литературы. . 32

В Конституционном (Государственном) Праве равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места,упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

1.Понятие формы государства.

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то,как организована власть в государстве,какими органами представлена,каков порядок образования этих органов,сколь длителен период их полномочий,наконец,какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Ясно,что проблема формы государства приобретает не только теоритическое,но и первостепенное практически-политическое значение. От того,как организована и как реализуется государственная власть,зависят эффективность государственного руководства,действенность управления,престиж и стабильность правительства,состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Форма государства,т.е. устройство государственной власти,ее организация,в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых,это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых-это способ территориального устройства государства,определенный порядок взаимоотношений центральной,региональной и местных властей. В-третьих,это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом,форма государства состоит из трех основных элементов,а именно: формы государственного правления,формы государственного устройства,формы государственного (политического) режима.

1.1.Причины разнообразия форм государства.

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так,устойчивость монархических форм правления в таких странах,как Великобритания,Швеция,Япония, объясняется наряду с просим тем,что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например,принятие такими странами,как США,ФРГ, Швейцария,Аргентинская Республика,Мексиканские Соединенные Штаты,федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства,а не национальными моментами.

3.Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах,как,например, Индия.

4.Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости,в значительной степени зависило от влияния метрополии. Неудивительно,что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго,Ямайка, первоначально в Индии,Пакестане) после провозглашения независимости бала установлена монархическая форма правления, в то время,как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта,Габон,Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

2.Формы правления в зарубежных странах.

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти,порядок их образования,распределение компетенции между ними,взаимоотношения этих органов друг с другом.

Характер формы правления,существующей в данном государстве ,зависит от организации верховной государственной власти,точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формами правления,существующими в зарубежных государствах,- монархией и республикой,зависит от того,кто стоит во главе государства. Такие его особенности,как демократизм или реакционность,централизация или децентрализация и некоторые другие не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее,форма правления существенна,так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

Монархия представляет собой такую форму правления,при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу,занимающему свою должность в установленном порядке пристолонаследия.

Период расцвета монархии- это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской формы правления,были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная,неограниченная и монархия конституционная,ограниченная общенародным представительством (парламентом).

2.2.Монархия: абсолютная и ограниченная.

Историчеким предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учереждение в поздний период развития средневековья.

Абсолютная монархия-это форма правления,при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы,назначает высших чиновников,собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

Например,Российская Империя времен Петра I,французская монархия при Людовике XIV. В настоящее время абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии,Катаре,Омане,ОАЭ. В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную.

Конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего,при этой форме правления существуют одновременно два политический учереждения- монархия и парламент,которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том,что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство,которое несет ответственность только перед ним. Парламент,которому конституция предоставляет реальные полномочия,никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав,ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом,которому предоставляется право вето,право назначения в верхнюю палату,право роспуска парламента.

В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании,Кувейте,Марокко.

В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства,но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров,но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции,распологающей большинством мест в парламенте (точнее в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха,а само правительство- правительством монарха,но ни министры,ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парлементским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае,если они контрасигнуются соответствующим министром. Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической силы. В отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов занимает правительство,которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха,но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Государство – это особая структура общества, тесно связанная с гражданами страны. Чтобы государственная власть была устойчивой, она строит свою политику с помощью различных инструментов воздействия на важнейшие области общественной жизни.

Разные политические режимы

В настоящее время на карту мира нанесено около двухсот стран, каждая из которых имеет свои особенности и традиции. Но способов государственного устройства за время существования человечества было выработано не так много. Поэтому страны можно классифицировать согласно типу осуществляемого режима власти.

Важные определения

Политическим режимом называют способ осуществления политической власти, а также средства и методы, которыми оперируют властные структуры. Иными словами, это совокупность институтов политической власти.

Политологи выделяют два типа режимов власти: демократический и антидемократический. По терминологии Карла Поппера (англ. философ): открытое и закрытое общество.

Антидемократический режим может принимать две формы: тоталитарную и авторитарную. Поэтому принято рассматривать устройство трех политических режимов.

Признаки политического режима:

  • включенность граждан в осуществление политической власти;
  • права человека по отношению к правам государства;
  • выступает ли государство гарантом прав и свобод личности;
  • уровень гласности в обществе и в СМИ;
  • принципы отношений власти и населения;
  • значение законодательства;
  • место и роль органов безопасности, их полномочия;
  • наличие или отсутствие многопартийной системы.

Демократический режим

Демократический режим

К признакам демократии относятся:

Стабильность демократичного общества поддерживается высоким уровнем экономики страны, что, в свою очередь, обеспечивает благосостояние населения. Экономическая устойчивость позволяет осуществлять социальные программы, поддерживать демографию на должном уровне, предотвращать социальные конфликты. При наличии средств, граждане страны могут заботиться о своем здоровье и образовании, приобретать жилье, откладывать деньги и не беспокоиться о завтрашнем дне.

Авторитарный режим

К признакам авторитарного режима относятся:

  • ограничение политических прав населения;
  • опора власти на силовые ведомства;
  • отсутствие репрессий и террора;
  • выборная система имеет декоративный характер;
  • власть не вмешивается в экономику страны;
  • приход к власти осуществляется путем дворцового или военного переворота, революции, то есть с использованием вооруженных сил.

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

К признакам тоталитарного режима относятся:

  • неограниченные полномочия у личности (партии), обладающей властью;
  • однопартийная система;
  • отсутствие плюрализма и оппозиции существующей власти;
  • осуществление террора и репрессий (преследования) граждан;
  • незаконные аресты и приведение приговора в исполнение без суда и следствия;
  • наличие официальной идеологии, пронизывающей все сферы деятельности общества;
  • подчинение СМИ органам власти;
  • централизация власти и монополия государства на все области общественной жизни;
  • граждане не имеют права участвовать в делах государства.

Тоталитаризм навязывает свои жизненные приоритеты, отрицает общечеловеческие ценности, унифицирует идеологию и уравнивает людей. Человеческая жизнь при таком режиме теряет свою ценность. Для тоталитарной власти характерно массовое уничтожение населения, тюремное заключение и казнь неугодных.

Тоталитарный режим

Деятельность вольномыслящих ученых, писателей, деятелей искусства ограничивается или запрещается. Например, при Гитлере сжигались книги Б. Брехта, Т. Манна, запрещалось искусство художников-экспрессионистов, преследовались кинодеятели. Многие известные люди, цвет культуры нации, вынуждены были эмигрировать.

Такая же ситуация наблюдалась в Советском Союзе, когда страну оставили артисты балета Р. Нуриев и А. Барышников, виолончелист М. Ростропович и его супруга, оперная певица Г. Вишневская и многие другие деятели культуры и науки. Писатель А. Солженицын был лишен советского гражданства и выслан властями в 1974 году на территорию ФРГ. Сложные отношения с властью были у выдающегося физика-ядерщика Андрея Сахарова.

Согласно Конституциям десятков современных государств, эти страны развиваются по пути демократии. Но лишь некоторые из них обладают устойчивым политическим режимом. Для поддержания стабильности в стране необходима слаженная работа всех систем государства: экономической, социальной, политической.


Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Демократический режим

Альбер Камю

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль

Признаки демократического режима:

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, д ля которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Читайте также: