Доклад о воспитании детей в школе

Обновлено: 18.05.2024

Новая программа воспитания: в чем суть

Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

Советники по воспитанию: как организовано обучение

Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

  1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
  2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
  3. Деятельность детских общественных объединений.
  4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
Альбина Мурашова рассказала:

Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:

Обучение и воспитание: Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще мы обращаемся к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. В статье я предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием школьников.

Процесс воспитания школьников за последнее время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления, все это поставило под сомнение многие педагогические идеи и принципы. Школа вынуждена противопоставлять истинные ценности - ложным, гуманистические идеи - варварским, доброе - жестокому.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное "Я".

Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, который зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. И, наверное, если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным.

Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.

Воспитание в нашей школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья.

Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность (мероприятия, учебно-воспитательные центры, кружки). Работа в центрах - это целенаправленная деятельность по организации совместной деятельности взрослых и детей с целью более полного их саморазвития и самореализации. В школе существует 13 центров, в которых в течение года проходит множество мероприятий по основным направлениям деятельности школы.

Приоритетными направлениями деятельности воспитательной работы школы являются следующие: гражданско-патриотическое, нравственное, учебно-познавательное, трудовое воспитание; развитие системы спортивно-массовой, оздоровительной работы. Также воспитательная работа строится по таким направлениям, как: правовое, развитие системы дополнительного образования, развитие системы самоуправления.

Давайте на конкретных примерах рассмотрим каждое из этих направлений.

Успешно на протяжении нескольких лет ведется работа по патриотическому и нравственному воспитанию. Ежегодно в школе проходит множество мероприятий данной направленности, кроме этого, учащиеся принимают участие в мероприятиях муниципального и регионального уровней.

Работа военно - патриотического клуба "Каскад" является важной и неотъемлемой частью воспитательной работы школы. Физическая нагрузка, участие в походах, соревнованиях, изучение истории Родины позволяет участвовать в формировании гражданской позиции, отвлекает от бесцельного шатания по улицам и "экспериментами" с алкоголем и наркотиками. Выпускники выходят во взрослую жизнь со сформировавшейся жизненной позицией. В 2006 году "Каскад" получил гранд администрации Новосибирской области. Был сформирован "Детско-юношеский центр военно-патриотического воспитания", на базе которого создаются методические материалы, обобщается опыт руководителей клубов ВПК района, проводятся семинары. На базе центра проходят все военно-спортивные соревнования Барабинского района. В 2009 году был реализован гранд губернатора Новосибирской области "Военно - полевой лагерь КМБ", в котором прошли обучение по основам военной службы не только воспитанники нашего клуба, но и ребята из других школ города. На протяжении 9 лет клуб стабильно занимает призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровней, неоднократно участвовал во Всероссийских соревнованиях.

В 2005 году был открыт музей истории края и школы, который явился результатом целенаправленной поисково-исследовательской и собирательной работы школьников и педагогического коллектива. Музей создает широкие возможности активизировать краеведческую работу, развивать работу по патриотическому воспитанию школьников.

Учебно-познавательное направление является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива. В школе действует программа "Одаренные дети". Одним из видов работы с такими детьми является организация творческой и исследовательской деятельности. Учащиеся школы постоянно являются лауреатами конкурса муниципального уровня, участниками Всероссийского конкурса "Эврика".

Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся.

Активно работают классные руководители, учителя-предметники в данном направлении. В школе в течение нескольких лет проходят различные конкурсы, акции, проводятся традиционные мероприятия: школьный осенний кросс, школьная спартакиада, Неделя Здоровья, Дни здоровья.

В школе ведется работа по безопасности. Ежегодно проводится месячник безопасности, учащиеся принимают результативное участие в конкурсах: "Безопасное колесо", "Автогородок", "Зеленая волна".

Ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и правонарушений. Каждый год в апреле проводится месячник правовых знаний. Осуществляется связь с правоохранительными органами. Школу посещают инспекторы ПДН, следователи СО, инспекторы ГИБДД, врачи.

Одна из важных задач школы - это развитие школьных традиций, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности учащихся.

МОУ СОШ №2 является одной из старейших школ города. Школа богата традициями, гордится своими учениками и педагогами. В течение года в школе проходят традиционные мероприятия: День Знаний, День учителя, осенние праздники, новогодние праздники, 14 февраля, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок, "Ученик года".

В школе существует система самоуправления, которая является действенной помощью классным руководителям и администрации школы в вопросах организации досуга учащихся, профилактике правонарушений. Действует программа развития ученического самоуправления "Лидер". Имеется Устав школьного ученического самоуправления. Каждый год составляется план работы. 5 год работает Совет активистов, который был создан по собственной инициативе учащихся для представления их интересов. Но, не смотря на положительные моменты, необходимо продолжить работу для дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Целью дополнительного образования в школе являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Система дополнительного образования предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков и секций способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей, обеспечивает интерес и развитие трудолюбия.

Средняя школа №2 расположена в юго-западной части города, в микрорайоне, отдаленном от центральной части, она является центром социокультурной жизни микроучастка. Микрорайон, в котором находится школа, удален от ДЮСШ, музыкальной школы, Центра ДОД, ДК, детских садов. Поэтому система внеклассной работа нацелена на развитие личности каждого ученика. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются, в основном, возможности образовательного учреждения: занятия проводят высококвалифицированные педагоги с опытом работы, о чем свидетельствуют призовые места в конкурсах различного уровня. Особой гордостью школы является военно-патриотический клуб "Каскад", известный своими достижениями за пределами Новосибирской области, интеллектуальный клуб "Серпантин", исторический клуб "Патриот". Таким образом, школа олицетворяет "культурный островок" города.

В школе работает 10 кружков по интересам, 8 спортивных секций, 3 клуба: военно-патриотический клуб "Каскад", исторический клуб "Патриот", интеллектуальный клуб "Серпантин".

По тематической направленности кружки разнообразные: технического творчества "Резьба по дереву", туристско-краеведческие: клуб "Патриот"; художественно-творческие: "Вокальное творчество", "Театральная студия", "Юный корреспондент", "Пресс-центр", "Художественное творчество", "Умелица"; спортивные: "Танцевальный", "Баскетбол", "Волейбол", "Футбол", "Спортивные игры" и др.

Все кружки, секции и клубы работают по расписанию. Наибольшей популярностью у школьников пользуются спортивные секции. Учащиеся являются постоянными участниками и победителями районных соревнований.

Что касается кружков по интересам, наиболее посещаемые: "Театральная студия", "Вокальное творчество", "Юный корреспондент". С большим интересом школьники посещают клубы: "Серпантин", "Патриот", где они заняты интеллектуальной и исследовательской деятельностью. Все вышеперечисленные творческие объединения работают систематически, имеют программу. Дети принимают результативное участие в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях и конкурсах. На базе школы работают кружки Центра ДОД, ДЮСШ.

Учащиеся школы также посещают музыкальную, спортивную школу, Молодежный центр, РДК "Модерн".

Одним из приоритетных направлений работы школы является работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди школьников. В данном направлении школа работает в соответствии с программами: "Мой выбор" и "Город без жестокости к детям".

  1. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  2. Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних.
  3. Сохранение здоровья учащихся и пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек с привлечением специалистов.
  4. Организация досуга подростков.

Согласно плану работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в сентябре проводится выявление и учет учащихся с девиантным поведением и неблагополучных семей. В течение года совместно с соцпедагогом и классными руководителями выявляются дети из неблагополучных семей. Проводятся рейды в семьи всех учащихся, состоящих на учете в ПДН, ВШУ и "группе риска", неоднократно посещаются неблагополучные семьи. С родителями и детьми во время рейда проводятся профилактические беседы инспектором ПДН. В рамках сотрудничества с родителями по вопросам профилактики проводятся родительские собрания.

К работе с "трудными" детьми привлекается психолог школы, который проводит индивидуально-коррекционную и групповую работу: беседы, консультации детей и родителей, исследование личностных особенностей подростков. На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации для родителей, педагогов по работе с детьми, имеющими трудности в поведении и обучении. Отличительной чертой школы является тот факт, что все учащиеся включены в структуру профилактических развивающих занятий по психологии.

С данной категорией детей и их родителей систематически проводится работа по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетними, антинаркотическая работа и работа по формированию навыков ЗОЖ.

По вопросам правового воспитания учащихся в школу регулярно приглашаются сотрудники правоохранительных органов.

В школе проводится работа с подростками, пропускающими занятия: индивидуальные беседы с детьми и их родителями классными руководителями и администрацией школы; поведение учащихся рассматривается на родительских собраниях класса; учащиеся приглашаются на Учебные и Воспитательные комиссии совместно с родителями, на заседания Совета школы; проводятся малые педсоветы; рейды в семьи подростков с инспектором ПДН; ведется совместная работа с КДН.

Немаловажную роль в профилактике правонарушений играет внеурочная деятельность учащихся. Соцпедагогом осуществлялся постоянный контроль за посещением кружков, секций подростками.

МОУ СОШ №2 - многофункциональная основа, центр всей общественной жизни микрорайона. Она оказывает поддержку всем без исключения жителям, выполняя функции культурного центра и занимаясь социальной реабилитацией детей из неблагополучных семей.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся. С этой целью ежегодно составляются школьные планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в работе каждого классного руководителя. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы оказывает заместитель директора по ВР, психолог, учитель "Технологии", учебные заведения, Центр занятости. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводит психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители. С 2011 года в школе действует комплексно-целевая программа "Путь к успеху".

Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работает МО классных руководителей, проводятся семинары, педсоветы по проблемам воспитания. На основании анализа итогов предыдущего года и собеседования с классными руководителями определяется на новый учебный год тематика заседаний МО, которые являются одной из форм повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. В течение года проходит от 2 до 4 заседаний МО. Заместителем директора по ВР с классными руководителями проводятся консультации. В свою очередь педагоги делятся опытом работы на МО классных руководителей, выступают на тематических педсоветах по вопросам воспитательной работы, проходят курсы повышения квалификации.

Исходя из анализируемой информации, можно сделать вывод, что методическая работа осуществляется и органично соединяется с повседневной практикой педагогов, обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации системы повышения квалификации классных руководителей.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств учащихся. В большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок. С этой целью школа изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким. По результатам исследований большая часть учащихся (79 %) имеют высокий и достаточный уровень воспитанности.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Понимая значимость семейного воспитания, педагогический коллектив школы организует воспитательную деятельность, ориентируясь на семью как на субъект и на объект воспитания. В школе действует программа "Семья и школа", цель которой- обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу школы. Психолого-педагогическая просвещение родителей, действующее в рамках этой программы, помогает повысить компетентность родителей по вопросам семейного права, оказывает им помощь правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что способствует полноценному развитию ребёнка в позитивной самореализации родителей. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.

В сотрудничестве с классными руководителями работают родительские комитеты, в соответствии с планом проводятся разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты) родительские собрания, темы которых согласовываются с родителями в начале учебного года и корректируются в течение года. Тематика родительских собраний актуальна. Активная работа ведется и на заседаниях Совета школы, в состав которого входят учителя, учащиеся и родители. Школой предложены тематические консультации с администрацией, учителями, психологом, соцпедагогом.

Воспитательная система школы развивается и совершенствуется. Создана воспитательная среда, которая дает возможность для реализации интересов и потребностей каждого ученика. Совершенствуется работа школы по патриотическому, нравственному воспитанию, сохранению физического здоровья учащихся. Созданы благоприятные условия для развития творческих способностей детей. Развитие и совершенствование клубных форм деятельности. Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в школе позволяют успешно внедрить ФГОС. В школе созданы условия для исследовательской деятельности учащихся в научных обществах. Учащиеся под руководством учителей участвуют в различных научно-практических конференциях. Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогических сообществах района; на базе школы в течение трех лет проходят районные семинары, обмен опытом работы со школами города и района. Бережно сохраняются и преумножаются традиции школы.

фото 1

Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.

Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.

Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.

Амплуа

В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.

Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.

Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.

Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Как воспитать?

фото 2

На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.

Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.

В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.

Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.

Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.

Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.

А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.

Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.

Миссия учителя

За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.

Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.

Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

фото 3

В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.

Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.

Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.

Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.

Взаимодействие семьи и учебного заведения

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:

  1. Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
  2. Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
  3. Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.

Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.

Заключение

Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

Воспитание детей в школе

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Читайте также: