Политические и правовые взгляды вольтера доклад

Обновлено: 16.06.2024

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЛЬТЕРА

Аннотация. В статье говорится о политических правовых учениях Вольтера. Анализируя его основные труды в основе которых лежит построение и развитие государства и права. Особо внимание уделяет принципу равенства людей перед законодательством.

Ключевые слова: Политические взгляды, государство, право, принцип равенства перед законодательством, принцип частной собственности.

VOLTAIRE'S POLITICAL AND LEGAL TEACHINGS

Abstract. The article talks about the political legal teachings of Voltaire. Analyzing his main works, which are based on the structure and development of the state and law. Particular attention is paid to the principle of equality of people before the law.

Keywords: Political views, state, law, principle of equality before legislation, principle of private property.

История политических и правовых учений относится к историко-теоретическим наукам о государстве и праве. Ее ведущей задачей считается изучить содержание и исторические развития наиболее значительных политико-правовых концепций, идей и взглядов.

В представленной работе хотелось бы рассмотреть политические и правовые взгляды Франсуа Мари Аруэ Вольтера. О величавом историке, философе, писателе, мыслителе и поэте было написано большое количество книжек и статей. Вольтер Франсуа Мари Аруэ годы жизни 1694-1778 гг., он является одним из вождей Просвещения. За все свое творения, в коих он ярко сказался его подлинно французский нрав Вольтеру многократно довелось быть заключенным в Бастилии. Вольтера изгоняли из Франции, его сочинения приговорили к сожжению – а он на равных переписывался с могущественными монархами, вершителями судеб христианского мира [1] .

В конце концов, писатель обосновался, купил три имения, владел несколькими мастерскими. Вольтер завел дружбу с могущественными монархами мира – Екатериной II, Фридрихом II, Густавом, Людовиком XV и Людовиком XVI.

Основные направления взглядов Вольтера (особенности):

1. Вольтер был сторонником (приверженцем) деизма;

2. Вольтер боролся против крепостничества;

3. Выступал за равенство людей перед законодательством, свободу слова, отмену сословных преимуществ;

4. Он считался приверженцем просвещённого абсолютизма.

Просветитель отстаивал такой общественный порядок, в основе которого лежат принципы равенства, свободы и неограниченной частной собственности.

Просветитель также выделял принцип частной собственности, он считал это важным условием обустроенного общества. Также еще стоял за буржуазные публичные порядки, которые обязаны были заменить крепостничество, тормозившее последующее финансовое становление Франции [4] .

Таким образом, социально-политические взгляды Вольтера имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство и т.д. Но критику личной собственности отторгал, пологая неминуемый дележ общества на богатых и бедных. Об этом он писал в всех научных трактатах, с поддержкой которого, он пробовал доказать собственные взгляды.

Вольтер – приверженец просвещенного абсолютизма. Он считал, что собственно король, обладающий просвещенными взглядами, может реализовать всю намеченную им программу реформ.

Первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия появляется позже в итоге покорения и возвышения военного предводителя. Соглашаясь примириться с монархией, Вольтер ограничивался притязанием реформ, которые были бы направлены на устранение основных феодальных институтов. Он добивался ликвидации преимущества духовенства, упразднения тех особенных церковных судов, которые действовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния, которая обязана, выполняться органами государства [5] .

Вольтер, предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, ликвидировать таможни, находящиеся внутри Франции, на границах больших феодальных владений. Как и многие другие мыслители собственного времени, Вольтер воспользовался для критики мыслью естественного права. Когда он упоминал о равенстве, имел в виду не формальное равенство перед законодательством, то есть отмену феодальных преимуществ и установление равной для всех гражданской правоспособности.

Из вышесказанного можно сделать вывод и согласится с тем, что Вольтер влиял на общество самыми разнообразными способами, так как выступал в литературе в качестве поэта, философа, публициста, критика и историка. После себя Вольтер оставил великое множество поэм, трагедий, од, повестей, трактаты, исторические работы и так далее. К тому же, в личном характере Вольтера, в нравственных качествах были значительные недостатки, весьма часто понижавшие его величие и негативно гармонировали с его замечательным умом.

1. Вольтер Ф. М. А. Философские тракты и диалоги / Ф. М. А. Вольтер. – М.: Эксмо, 2005. – 432 с.

2. Засулич В. И. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность / В. И. Засулич. – М.: Наука, 1907. – 362 с.

3. Кузнецов В. Н. Философское творчество Вольтера и современность / В. Н. Кузнецов. – М.: Наука, 1988. – 751 с.

4. Марченко М. Н. История политических и правовых учений / М. Н. Марченко. – М.: ИНФРА-М., 2017. – 656 с.

5. Шахова А. Вольтер и его время / А. Шахова. – СПб., 1907. – 348 с.

[1] Засулич В. И. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность / В. И. Засулич. – М., 1907 – С. 127.

[2] Кузнецов В. Н. Философское творчество Вольтера и современность / В. Н. Кузнецов. – М., 1988. – С.209.

[3] Марченко М. Н. История политических и правовых учений / М. Н. Марченко. – М., 2017. – С. 199.

[4] Вольтер Ф. М. А. Философские тракты и диалоги / Ф. М. А. Вольтер. – М., 2005. – С. 311.

Вольтер - великий французский мыслитель и литератор, один из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения. Взгляды на политику, государство, право и закон в произведениях писателя, пронизанных духом свободы, гуманизма, терпимости.

Рубрика История и исторические личности
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 27.10.2011
Размер файла 14,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Политические и правовые взгляды Вольтера

вольтер просвещение французский политика

Подобные документы

А.Н. Радищев – русский писатель и мыслитель XVIII века, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Социальные и политико-правовые идеалы Радищева, отраженные в сочинениях "Путешествие из Петербурга в Москву", "Право и государство".

реферат [39,1 K], добавлен 28.11.2011

Активизация общественной политической жизни в России. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. Декабристы и их политико-правовые идеи. Конституционный проект Н.М. Муравьева. "Русская правда" П.И. Пестеля. Просветители и их политико-правовые взгляды.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 21.12.2007

Трактат "Общественный договор" как одно из самых ярких философских произведений французской литературы XVIII века. Проблема личной свободы человека и ее ограничении в обществе и государстве. Экономические взгляды Руссо, критика феодализма и тирании.

доклад [50,7 K], добавлен 20.12.2014

Биография К. Калиновского. Социально-политические взгляды на свободу, религию, государство, патриотизм, образование, разум и науку. Викентий Константин Калиновский родился в местечке Мостовляны Гродненского уезда в шляхетской небогатой семье.

реферат [30,9 K], добавлен 17.11.2003

Первый либеральный проект государственных преобразований М.М. Сперанского. Нравственное оправдание права, разделение субъективного и объективного права. Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина под влиянием Великой французской революции и масонства.

реферат [22,7 K], добавлен 26.01.2008

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику. Истории зарубежных политических и правовых учений, концепции мыслителей России и зарубежья, современные доктрины права.

шпаргалка [200,8 K], добавлен 17.01.2009

М.А. Бакунин - русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Необычность биографии Бакунина. Теоретические взгляды М.А. Бакунина. Его политическая деятельность в России. Взгляды теоретиков народничества.

Актуальность темы исследования. Честь быть одним из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принад¬лежит Вольтеру (настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) — великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических тру¬дов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический на¬строй, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идео¬логических устоев тогдашнего феодального общества ярко отли¬чает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отли¬чие — пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать политико-правовые взгляды Вольтера.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть политические и правовые учения эпохи европейского Просвещения;
- проанализировать политико-правовые взгляды Вольтера;
- сделать выводы в данной области.
В структурном отношении данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка используемых источников.


1. Политические и правовые учения эпохи европейского Просвещения

2. Политико-правовые взгляды Вольтера

В заключении необходимо сделать следующие выводы.
Все существующие социальные проблемы, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в заси¬лье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм.
Свобода у него в первую очередь — свобода личности, инди¬вида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стерж¬нем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости.
Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами.
Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других госу¬дарственных форм. Так, он замечает, что первоначально госу¬дарство возникает в форме республики, образующейся из со¬единения семей. Ее возникновение — итог естественного хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один че¬ловек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.

Идеи французского Просвещения заключались в нравственном возрождении общества, которое должно было подняться для восстания. Выдающимися просветителями были Шарль Монтескье и Вольтер, а позднее Жан-Жак Руссо и Дени Дидро.

Идеи Монтескье и Вольтера не были одинаковыми относительно вопросов государства и общества. Однако они стали основополагающими в развитии нового общества. Основная идея Вольтера отличалась от взглядов других представителей эпохи.

основная идея вольтера

Краткая биография

Родился Вольтер (при рождении дали имя Франсуа-Мари Аруэ) в Париже (Королевство Франция) 21 ноября 1694 года. Его матерью была дочь секретаря уголовного суда. Отец работал нотариусом и сборщиком налогов. Вольтер не принимал профессию отца, как и его самого, поэтому в 1744 году он даже объявил себя незаконнорожденным сыном нищего мушкетера, слагающего стихи.

За время занятий сатирой поэт несколько раз сидел в Бастилии. Первый раз это случилось в 1717 году. Причиной ареста была оскорбительная сатира в адрес герцога Орлеанского, который являлся регентом Франции.

вольтер политические взгляды

Из своего имения Вольтер, политические взгляды которого были монархическими, вел переписку со многими известными людьми того времени. В их число входили главы держав:

  • Король Пруссии – Фридрих 2.
  • Императрица России – Екатерина 2.
  • Король Польши – Станислав Август Понятовский.
  • Король Швеции – Густав 3.
  • Король Дании – Христиан 7.

В возрасте 83 лет известный просветитель вернулся в Париж, где вскоре скончался. Его останки хранятся в национальной усыпальнице для выдающихся людей – Пантеоне.

политико правовые взгляды вольтера

Философские идеи Вольтера

Кратко о философии Вольтера можно сказать так – он был сторонником эмпиризма. В некоторых своих трудах он пропагандировал учение английского философа Локка. При этом он был противником французской материалистической школы.

Основные взгляды Вольтера относительно человека сводятся к тому, что каждый должен иметь естественные права:

  • свободу;
  • безопасность;
  • равенство;
  • собственность.

Социально-философские взгляды

Основная идея Вольтера в социальном воззрении сводится к необходимости неравенства в обществе. По его мнению, оно должно состоять из богатых, образованных и тех, кто обязан на них работать. Он считал, что трудящимся людям ни к чему образование, поскольку их рассуждения могут все погубить.

Вольтер был приверженцем просвещенного абсолютизма. До конца жизни он был монархистом. По его мнению, монарх должен опираться на просвещенную часть общества в лице интеллигенции и философов.

политические и правовые взгляды вольтера

Основные идеи о вере

Основная идея Вольтера относительно существования Бога сводится к тому, что тот является неким инженером, который придумал, создал и продолжает гармонизировать систему мироздания.

Это объясняется тем, что вера не способна раскрыть его бытие. Она построена на суевериях и множестве противоречивых вещей. Единственной правдой в данном аспекте является поклонение Богу и его заповедям. По мнению Вольтера, атеизм, как и теизм, противоречит деизму своей абсурдностью.

Политические и правовые взгляды Вольтера

Великий философ не оставил после себя специальных трудов по политике и юриспруденции. Однако политические и правовые взгляды Вольтера заслуживают особого внимания. Все его мысли по поводу государства, права, закона размещены в различных произведениях.

В прозе встречается критический настрой автора, который осмеивает и отрицает идеологические устои феодального общества. Произведения пронизаны духом свободы, терпимости и гуманизма.

Основные взгляды

Причиной всех социальных зол философ считал засилье невежества, суеверий и предрассудков, которые подавляли разум. Все это шло от Церкви и католицизма. Именно поэтому в своем творчестве просветитель борется со священнослужителями, религиозными преследованиями и фанатизмом.

Последний, насаждающийся Церковью, умерщвляет свободу совести и слова. А это является жизнетворным началом любой свободы. При этом Вольтер не отвергал существование Бога и необходимость религии.

Основная идея Вольтера не была демократичной. Просвещение не было рассчитано на простых рабочих. Философ не почитал людей физического труда, поэтому в своей идее он не брал их во внимание. Более того, больше всего он боялся народовластия. В этом Вольтер и его политические идеи отличались от других представителей того времени.

Равенство людей он понимал только в политико-юридическом смысле. Все люди должны быть гражданами, которые в равных правах зависят от законов и защищены ими. При этом он считал, что положение человека в обществе должно зависеть от того, обладает ли он имуществом. Например, право голоса относительно общественного блага должно быть только у собственников, а не у всех простых людей.

В судебном деле Вольтер выступал за справедливое судопроизводство, в котором будут участвовать адвокаты. Пытки он не признавал и желал их отмены.

В плане государственного устройства философ был сторонником абсолютной монархии с просвещенным правителем во главе. Однако ему также нравилась на практике система правления в Англии. Конституционная монархия и наличие двух партий, которые способны следить одна за другой, почитались Вольтером.

Как идеолог, мыслитель не создал собственной политической теории. Однако правовые взгляды Вольтера подготовили почву для дальнейшего развития политических и правовых учений. Вольтеровские идеи в большей или меньшей степени проникли во взгляды всех французских просветителей.

вольтер и его политические идеи

Правозащитная деятельность

Уже упоминалось о том, что Вольтер не уважал труд своего отца. Однако он все же связывал свою жизнь с юридическим делом в 1760-1770 годах. Так, в 1762 году он провел компанию, чтобы отменить приговор о смертной казни, который был вынесен протестанту Жану Каласу. Его обвинили в убийстве собственного сына. Вольтер смог добиться оправдательного приговора.

Другими жертвами политических и религиозных гонений, которых защищал просветитель, были Сирвен, граф де Лалли, шевалье де Ла Барр. Политико-правовые взгляды Вольтера заключались в борьбе с Церковью и ее предрассудками.

идеи монтескье и вольтера

Вольтер-литератор

В литературе Вольтер симпатизировал аристократическому 18 веку. Он известен своими философскими повестями, драматическими произведениями, поэзией. Особенность его произведений в простоте и доступности языка, афористичности, сатире.

Художественная литература являлась для автора не самоцелью, а средством. При помощи нее он пропагандировал свои идеи, протестуя против церковников и самодержавия, проповедуя веротерпимость и гражданскую свободу.

Драма

Библиотека Вольтера

правовые взгляды вольтера

После смерти философа его библиотекой заинтересовалась Екатерина 2, с которой он вел переписку. Русская императрица поручила это дело своему агенту, который обсудил все с наследниками Вольтера. В эту сделку должны были войти и личные письма Екатерины, однако они были куплены Бомарше. Он опубликовал их с некоторыми поправками и пропусками по просьбе императрицы.

В 1861 году Александр 2 распорядился о переводе всего имеющегося материала в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге.

Книги содержат много личных пометок Вольтера. Они составляют отдельный объект изучения. Вольтер, политические взгляды которого, как и вся жизнь, привлекают до сих пор многих философов, литераторов, политологов и историков, был очень интересной личностью. Интерес к его персоне и творчеству продолжает существовать.

Франсуа Мари Аруэ известный под псевдонимом Вольтер родился в 1694 г. в семье нотариуса. умер в 1778 г. Он не только создал своеобразную философию права и государства но и активно защищал свои идеи на практике, за неоднократно подвергался гонениям, прежде всего за свои антирелигиозные нападки на католическую церковь и религиозный фанатизм.

На становление его мировоззрения и социально-правовых взглядов во многом сказалось влияние идей английских философов и прежде всего Дж. Локка.

В целом мировоззренческая позиция В. в научных кругах признается как деистически-материалистическая. В. признавал, что мир существует и развивается на основе своих собственных причин и законов, но первопричиной мира все же является Бог. Но роль Бога по Вольтеру весьма ограничена он лишь создатель, создав мир Бог удалился и ему нет ни какого дела до его развития.

Свое учение о происхождении, общества, государства и права В. основывает на взглядах античных и современных ему авторов об общественной природе или социальной сущности человека. Особенность состоит в том, что В. основание такой социальной сущности и соответственно общества, и всех его институтов, видит не в инстинкте, а в чувстве люби человека к самому себе. Следствием этой любви есть порождаемые ее страсти, такие как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, алчность, соперничество и т.д. Стремление к удовлетворению этих страстей порождает в свою очередь потребность к труду, искусству и в конечном итоге приводит к необходимости существования государственных институтов и правового регулирования.

В целом В. разделяет мысль о договорном характере государства, предложенную его предшественниками, но при этом отрицает реальную возможность заключения такого договора. В основе государства, с его т.з. лежит, молчаливое согласие народа подчинятся верховной власти, поскольку это соответствует его главному интересу  общественному благу и соответственно обязанность государства осуществлять верховную власть на благо поданным, обеспечивая, таким образом, соблюдение их естественных прав.

Среди важнейших естественных прав В. выделяет свободу. равенство перед законом, собственность на продукты своего труда.

В концепции В. равенство и свобода понимаются как правовые категории. Равенство это, прежде всего, равная защита всех законом, Свобода  зависимость только от законов. Постановку вопроса о равенстве в социальном и имущественном плане В. категорически отвергает.

Читайте также: