Политическая идеология во время династии хань доклад

Обновлено: 30.06.2024

Для нормального функционирования общества в любой исторический период времени необходимы государство, стабильное социальное устройство, развитие экономики, но еще важнее всех этих необходимых условий развития общества социо-культурная матрица, которая определяет облик государства и общества и позволяет воспроизводить его основные параметры в случае крушения государства, развала экономики или социального взрыва.

Человечество смогло изобрести пока только два вида социо-культурной матрицы – это религия и идеология.

Религия – это система идей направленная на познание инобытия, то есть духовного мира и его сущностей (духи, демоны, боги). Именно религия появляется первой в качестве социо-культурной матрицы скрепляющей и воспроизводящей определенный тип общества. В этом нет ничего удивительного, так как путь мистического познания бытия, основанный на вере, доступен всем людям вне зависимости от развитости общества. Казалось бы, религия играет важную роль лишь в области мистического опыта, но это не так. От религиозных догматов, формы религиозной организации, проповедуемых этических принципов зависит облик общества.

В отличии от религии идеология не является мистическим откровением, то есть не подкреплена верой в божественное происхождение догматов учения. Идеология – это всегда творение человеческого разума и направлена на изучение бытия, что позволяет ей уже в структуре своих идей напрямую задавать параметры устройства общества. Поэтому общества основанные на идеологии довольно редки в истории человечества, так как идеологии требуется для распространения развитая письменная культура, сложное иерархическое строение общества, высокопроизводительный экономический базис, что для традиционного общества практически маловероятное сочетание. (Это показывает, что идеология как духовное учение задающее форму социальной организации общества является более сложной и высокой структурой, чем религия)

Только в 20 веке создались благоприятные условия для идеологий, которые стали господствующей силой в сфере идей и перехватили роль религий в определении облика общества.

Тем не менее, и до эпохи Модерна возникло общество, основанное на идеологической доктрине. Им был Китай, где роль идеологии играло конфуцианство.

Более того конфуцианская империя просуществовала более двух тысячелетий, что является уникальным случаем в истории, когда мощная цивилизация существуя в рамках традиционного общества имела в качестве идейного стержня не религию, а идеологию.

Причиной такого явления стало сочетание особых исторических предпосылок.

Первоначально на территории бассейна рек Хуанхэ и Янцзы возникло небольшое протогосударство, которое создало небольшое племя иньцев сумев подчинить себе окружающие племена. Подчинив с помощью военной силы другие племена, иньцы не могли навязать им свою религиозную доктрину, как в силу её неразвитости, так и слабости государственного аппарата. Поэтому они были вынуждены довольствоваться политическим вассалитетом покоренных племен.

Когда одно из вассальных племен Чжоу сумело объединить вокруг себя часть племен и разгромить иньцев, то это племя оказалось во главе протогосударства.

Вот тут как раз и проявляется первый признак отклонения Китая от пути развития других цивилизаций. Для обоснования своей власти чжоуские правители выдвинули концепцию этически детерминированного права на власть, то есть учение о мандате Неба. Согласно этой доктрине Небо вручает мандат на управление страной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. В принципе санкция со стороны высших сил правителю в той или иной форме присутствует в любой религии, но как раз единой религиозной доктрины разделяемой всеми племенами не существовало. Напротив, у каждого племени существовали свои проторелигиозные представления. Таким образом, чжоуские правители создали первую в истории Китая социально-политическую доктрину не связанную с определенной религией.

Еще одним важным шагом чжоуских правителей для укрепления своей власти стало создание удельной системы. Необходимость подобной системы диктовалась слабостью только возникающего государства, которое не могло иначе контролировать подчиненные ему племена. Сделав выводы из собственного свержения иньцев, чжоуские правители для недопущения подобной ситуации в дальнейшем стали создавать уделы во главе со своими родственниками или видными аристократами. Поставленные во главе уделов чжоуские аристократы для подчинения вверенных их управлению племен вынуждены были в своей деятельности опираться на верховную власть. Однако затем по мере ассимиляции других племен и укрепления власти правителей уделов возник проявлявшийся в разные исторические эпохи феномен феодализации. Правители уделов превратились в независимых правителей, а верховный правитель (ван) превратился в номинальную фигуру. (Период борьбы уделов между собой получил название Чуньцю. (VIII-V в. до н.э.))

Если в протогосударстве из-за объединения в его рамках разных племен было трудно создать какую-либо единую религиозную доктрину, то в период Чуньцу это стало еще сложнее вследствие постоянных войн правителей уделов. Поэтому в качестве своеобразной замены религиозному единству был сделан акцент на морально-историческое единство. Этот акцент благодаря культу предков, возникшему еще в период протогосударства и служившему своеобразной заменой религиозного поклонения богам, позволил сохранить культурное единство распавшейся страны.

В этом отношении Китай напоминает античный мир, где также процветали философские школы, но там, ни одна из философских доктрин не превратилась в идеологию. Наоборот победу в идейной борьбе одержало христианство, которое перестроило античное общество в типичное традиционное общество, где господствует религия.

В Китае, напротив, из среды философских школ выдвинулись три философские доктрины, которые сыграли значительную роль в развитии страны.

Первая доктрина – это даосизм, учение о Великом Абсолюте, Дао. Создателем учения считается Лао-цзы живший будто бы примерно в одно время с Конфуцием. Главным принципами учения даосов было следование по пути самосовершенствования (Дао) и уход от мира к природе. Одним из важнейших положений учения было также недеяние (у-вэй), то есть возможность наладить свою жизнь таким образом, чтобы все шло должным путем, но без активных действий человека. Методом у-вэй даосы предлагали руководствоваться в общественной жизни и управлении государством. Естественно, что такая философская доктрина не смогла бы стать идеологией государства, так как управление страной как раз подразумевает обеспечение развития страны с помощью активных действий государственного аппарата. Поэтому даосизм не получил признания со стороны правящих элит царств. Проигравший в конкурентной борьбе за превращение в официальную идеологию даосизм был вытеснен в частную жизнь и трансформировался в мистическое учение, направленное на познание инобытия, то есть превратился в своеобразную народную квазирелигию.

Второй доктриной сыгравшей огромную роль в истории Китая было учение легистов (Школа фа-цзя) Первым видным представителем этого учения считается Гуань Чжун, с именем которого связываются первые реформы, направленные на преобразование удельной системы. Культ закона – вот основное положение легизма. Только закон с точки зрения легистов, который должен отражать общественное благо, способен установить порядок в обществе и обеспечить его гармоничное развитие. (Любопытно, что подобное преклонение перед законом свойственно и либеральной идеологии) Именно легизм первоначально побеждал в идейной схватке философских учений. Практически все министры, проводившие реформы в царствах направленные на ликвидацию удельной системы управления и замены её на управление царством с помощью бюрократического аппарата, были легистами. Это произошло благодаря тому, что легизм оказался доктриной, которая наиболее последовательно выразила интересы централизованного государства. Поэтому в те царства, где были проведены реформы легистского типа, усилились и вступили в борьбу между собой за объединение страны.

Третьей доктриной, в конечном итоге победившей в идейной схватке было конфуцианство. Его создателем стал Конфуций (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.) Он выдвинул в качестве общественного эталона благородного мужа (цзюнь-цзы) готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы и традиции (ли), почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо) и призвал следовать этому идеальному образцу. Придерживаясь этих принципов, благородный муж не только пойдет по пути морального самосовершенствования, но и построит образцовую семью, так как личный пример главы семьи всегда оказывает решающее влияние. А так как с точки зрения конфуцианства общество – это та же семья только большая, то принципы ли, сяо, жэнь должны применяться и в государственной политике. Конфуцию также принадлежит идея разумного управления государством в интересах народа-семьи, которое приведет к созданию гармоничного общества. Первоначально философское учение Конфуция не встретило особого понимания элиты общества, так как налагала большие моральные ограничения в первую очередь на неё. Кроме того успехи реформ легистов привлекали расположение правителей царств именно к их учению. Поэтому конфуцианцы были вынуждены долгое время вести пропаганду своего учения в условиях недоброжелательного отношения к ним со стороны элит царств.

Положение изменилось, когда процесс объединения страны вступил в решающую фазу. Одно из царств – Цинь настолько усилилось, что начало подчинять себе соседние государства одни за другим и наконец в 221 году до н.э. было покорено последнее царство. Объединение Китая завершилось. Возглавивший объединенную страну император Цинь Ши-хуанди стал строить империю в соответствии с господствующей в тот момент идеологией – легизмом. И вот тут то оказалось, что слепое поклонение закону как выразителю общественного блага без моральных ограничений приводит к чудовищным злоупотреблениям со стороны императора и его чиновников.

После объединения страны часть наследственной знати была уничтожена, а другая часть переселена в столицу под надзор чиновников императора. Вся страна была поделена на области и уезды во главе с преданными императору чиновниками. Был создан разветвленный центральный бюрократический аппарат, эффективно контролирующий все население страны вплоть до уровня деревни. Была организованна система государственных повинностей, которое должно было отбывать население империи. (Гигантские общеимперские строительные работы, снабжение армии, общественные работы на местах) Для нарушителей легистских законов была разработана жестокая система наказаний вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства – отца, матери и жены – за особо тяжкие преступления. За менее тяжкие преступления грозило физическое увечье либо государственное рабство.

Подобные жесткие меры позволили государству осуществить ряд грандиозных проектов. На Севере для защиты от кочевников была выстроена Великая стена. Была построена новая столица и несколько стратегических дорог (чидао) связавших столицу с окраинами империи. Успешные войны на севере позволили оттеснить гуннов за Великую стену. Походы на Юг позволили присоединить к империи значительные территории, в том числе северную часть современного Вьетнама.

Однако все эти успехи были достигнуты за счет крайнего напряжения сил народа. В условиях массового недовольства обострилась идеологическая борьба. Победив в войне за объединение страны, легисты обрушили всю мощь нового государства на идеологических соперников, стремясь уничтожить их навсегда. Были запрещены все философские школы. Особенно жестоко преследовались конфуцианцы в которых легисты видели своих соперников за место государственной идеологии. В 214 году до н.э. были уничтожены все труды Конфуция и устроено массовое сожжение древних книг, которые насильственно изымались у образованного слоя, а в 213 году до н.э. 460 наиболее видных оппозиционеров, в основном конфуцианцев, были казнены.

Эти репрессии не смогли остановить рост недовольства. Уже через несколько месяцев после смерти императора начались восстания, которые привели в 207 году до н.э. к падению династии Цинь. Началась ожесточенная борьба предводителей восставших за власть. Победителем в ней стал крестьянин Лю Бан, который в 202 году до н.э. провозгласил себя императором новой династии – Хань.

Естественно сразу же встал вопрос о государственной идеологии новой империи. Ею стало конфуцианство, которое одержало полную и решительную победу в идеологическом противостоянии. Легизм настолько дискредитировал себя в период империи Цинь, что полностью исчезает из сферы идей китайского общества. Став государственной идеологией конфуцианство перестроило общество в соответствии со своими принципами большой семьи.

Конфуцианцы сохранили созданный легистами бюрократический аппарат империи. Более того чиновники стали основными носителями конфуцианской идеологии.

Именно создание конфуцианской элиты позволило добиться устойчивого воспроизведения соответствующего типа государства после смут, восстаний крестьян, завоеваний Китая кочевниками. Добиться этого конфуцианцы смогли благодаря уникальной системе отбора чиновников, которые стали в империи наиболее престижным слоем населения.

Идейная монополия конфуцианства подвергалась атаке единственный раз, когда после краха империи Хань и распада Китая на ряд государств в эпоху Нань-бэй чао ( IV-VI вв.) в страну проникает буддизм. Буддизм занял положение господствующей религии, которой Китай был лишен до этого времени. Казалось бы, конфуцианство должно было после этого потерять статус государственной идеологии, но Китаю повезло в том отношении, что буддизм не проявляет особую активность в социальной и политической сфере, как например ислам. (Согласно доктрине буддизма только личные усилия человека по выходу из круга перерождения приведет его к спасению.) Поэтому конфуцианская партия смогла снова возродить империю с государственной идеологией. Буддизм был оттеснен, как ранее даосизм, в частную сферу жизни общества. Возник дуализм, когда конфуцианство продолжало играть роль государственной идеологии, но при этом сосуществовало с буддизмом.

При активных правителях строго придерживающихся конфуцианской доктрины государственная система работала согласованно. При слабых правителях, когда появлялись всякого рода временщики, которые использовали свое положение для личного обогащения и укрепления своей власти, что как раз порицалось конфуцианством, государственный аппарат не мог обеспечивать развитие страны. Более того возникал конфликт между двором и конфуцианской чиновничьей элитой. Конфуцианские чиновники не могли плести заговоры и устраивать перевороты, так как это противоречило их идеологическим установкам и не имели в своем распоряжении военной силы. Поэтому конфликт между двором и конфуцианцами приобретал затяжной внутриэлитный характер, когда чиновники подавали доклады о злоупотреблениях совершаемых временщиками, а они отвечали репрессиями по отношении к оппозиции. Однако прибегая к силе, временщики лишь дискредитировали себя в глазах общества. Подобное вялотекущее противостояние ослабляло систему государственной власти, которая не могла противостоять наступающему кризису, что регулярно приводило к краху династий. (Династические циклы в истории Китая представляли собой приход к власти после смуты новой династии, что первоначально способствовало расцвету государства и общества, но затем по мере накопления кризисных явлений страна опять впадала в новую смуту.)

Несмотря на этот врожденный порок конфуцианского государства, Китай стал гегемоном всего дальневосточного региона мира. Создав на основе конфуцианства мощную цивилизацию, Китай повлиял на развитие окружающих его народов (Корея, Япония, Вьетнам), которые позаимствовали у него конфуцианскую идеологию. Её крах уже в 20 веке объясняется приспособленностью модели конфуцианского государства к традиционному обществу. Переход в ходе промышленной революции к новой модели общества неизбежно должен был повлечь за собой и смену идеологии. В Китае после эпохи смуты конфуцианство заменила коммунистическая идеология.

Таким образом, Китай опередил развитие мировой цивилизации на многие столетия. Ему удалось создать общество, построенное на основе идеологии, уже в рамках традиционного общества. Другие цивилизации смогли построить идеологическое государство только после разложения традиционного общества в ходе великой революции Модерна, которая способствовала вытеснению религии из идейно-политической сферы жизни народов.

Эта статья посвящена националистическому настрою среди этнических ханьских китайцев. О дипломатической системе и идеологии, которые подчеркивали центральную роль Китая в мире, см. Синоцентризм. О национализме, который утверждает, что все китайцы, включая этнические меньшинства, являются нацией, см. Китайский национализм.

Было высказано предположение, что Ханьский китайский национализм быть слился в эту статью. (Обсуждать) Предлагается с ноября 2020 года.

Эта статья должна быть обновлено. Пожалуйста, обновите это, чтобы отразить недавние события или новую доступную информацию. ( Май 2020 г. )

Ханьский китайский национализм политическая идеология, используемая для прославления этнического Хань китайский человек и его уникальность на протяжении всей истории. Его часто смешивают и смешивают с Китайский национализм.

Содержание

История

В отличие от китайского национализма, китайский национализм хань имеет исторические корни в том, что он сильно подчеркивает этнический ханьский народ, доминирующую этническую группу в Китае, происходящую из Huaxia. Ханьский китайский национализм часто использовался как объединяющая сила, сдерживающая историческую гордость китайского народа хань и способ его развития, чтобы стать одной из самых ранних цивилизаций в мире. [1] [2]

Со времен династии Хань идеи превосходства ханьских китайцев часто использовались в попытках расширить территорию. Лучшим примером этого являются вторжения в Корею, Вьетнам, завоевание Средней Азии, Тибета, Синьцзяна и Монголии. [3] [4] [5] Позже это было унаследовано более поздними династиями Китая, особенно Династия Тан и Династия Мин; династия Тан осуществляла контроль за пределами старой Хуасиа, в то время как династия Мин сумела стать главной военно-морской державой и одной из великих империй в средневековой истории. Представления ханьцев о превосходстве были сложными, конфуцианские рассказы о превосходстве ханьцев контрастировали с разнообразием армии и Империи. [6] [7] [8] [9]

Помимо территориальных амбиций, сплочение против неханьских сил, захвативших Китай, требовало националистических настроений ханьцев. Ханьское националистическое движение сыграло важную роль в свержении монгольской Династия Юань и монгольское правление Китая. [10] Ханьский китайский национализм также был неотъемлемой частью восстания против маньчжурских жителей. Династия Цин и становилась все более институционализированной после Век унижения, которую часто возглавляли китайские националисты хань, считавшие династию Цин коррумпированной и аморальной и враждебно относившиеся к Западный империализм. [11] [12] [13] В Боксерское восстание в конце 19 века он рассматривался как еще одна специфическая часть ханьского китайского национализма, противопоставленная западному империализму в Китае, где китайские националисты хань были против западных и современных идей и стремились возродить старые китайские традиции. [14] [15]

После падения династии Цин, Сун Ятсен пытались создать более многорасовый национализм и добились заметных успехов, таких как рост Националистический Китай и пятицветный флаг. Несмотря на это, сегодня в Китае преобладает ханьский национализм, поскольку лидеры с 1911 года начали подчеркивать ханьские националистические настроения и продолжающееся господство ханьцев в Китае, о чем свидетельствуют оба документа. Вторая Мировая Война и текущие внутренние и внешние отношения Народной Республики. [16]

Ханьский шовинизм

В Китае после Мао ханьский шовинизм признавался угрозой сменяющими друг друга поколениями лидеров, в том числе в период правления лидерство из Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин. Однако концепция Си Цзиньпина о Китайская мечта Считается, что он имеет отчетливо ханьские размеры и поддерживает ханьский шовинизм, даже если он этого не осознает. [21] Слияние традиционного ханьского шовинизма с китайским национализмом в стиле Гоминьдана, которое практикуется в современном китайском государстве, было описано как хань-центризм. [22] Несмотря на это, китайское правительство категорически отрицает существование в Китае расизма или дискриминации. [23]

Отношения с китайским национализмом

Хотя китайский национализм хань и китайский национализм различаются с точки зрения идеологии, последний часто фокусируется на более многонациональном национализме, однако из-за исторического и текущего контроля Китая этническими ханьскими китайцами они были связаны и часто использовались вместе. Эта концепция впервые обсуждалась в начале 20 века; один из тех, кто обсуждает это, был Чжан Тайян, который категорически против идеи предложенного многорасового национализма Ян Ду и Лян Цичао и подчеркнул, что этническая родословная ханьцев свидетельствует о величии Китая, и отверг любые представления о многонациональном Китае, скептически относясь к неханьским этническим группам, таким как Маньчжуры, Монголы, Тибетцы и тюркские мусульмане. [24] Чжан Тайянь резко критиковал неханьские этнические группы, в частности маньчжур, обвинял маньчжур и другие неханьские народы как угнетателей и считал, что их невозможно ассимилировать, если не сказать, понять ханьскую культуру и обычаи Китая. [24] Однако были и серьезные сторонники многорасовой формы китайского национализма, и Тибет оставался независимым во время правления Китайской Республики. [25] [26]

Многогранный образ ханьского китайского национализма получил дальнейшее развитие в процессе создания современной китайской государственности. Ханьские китайские националисты сформировали враждебное отношение к этническим Уйгуры и Тибетцы, рассматривая их как опасность для китайского государства из-за его культурных различий и отсутствия сочувствия к этническим китайцам хань, что привело к нескольким конфликтам в 1930-х и 1940-х годах. [27] [28] [29] [30] Ханьский китайский национализм также сыграл роль во Второй мировой войне, когда Вторая китайско-японская война произошло, когда ханьцы часто страдали и сражались против японцев. Китайцы хань также хотели вернуть территории, на которых китайцы хань считали их своей прародиной после Второй мировой войны; это было унаследовано Китайской Народной Республикой и в значительной степени преуменьшало идею единого единого многорасового китайского национализма, продвигаемого самим Пекином. [31] [32]

В расовых отношениях

Хотя современное китайское правительство в значительной степени пытается продвигать идею многорасового национализма вместо единичного этнического национализма, ученые и аналитики указали на отсутствие согласованного определения китайского национализма, которое могло повлиять на политическое решение Китая в отношении других неханьцы и некитайские народы. [33] [16] [34] [35]

Тибетцы

С покорения Тибет в 1950 году ханьские китайские националисты при поддержке правительства КНР распространяли исторические документы, изображающие тибетскую культуру как варварскую, чтобы оправдать контроль Китая над территорией Тибета; поэтому многие члены китайского общества отрицательно относятся к Тибету. Китайцы хань продолжают придерживаться мнения, что Тибет исторически был феодальным обществом которые практиковали крепостное право / рабство и что это изменилось только из-за китайского влияния в регионе, чтобы освободить тибетцев от их собственной отсталости, и долг Китая - принести цивилизацию тибетцам. [36] [37] [38] Более того, ханьские националисты открыто поддерживают Принцесса Вэньчэн, древняя китайская принцесса, которая якобы вышла замуж за короля Сонгстен Гампо Тибета и представил буддизм в Тибет. [39] Кроме того, китайские экстремисты хань считают, что тибетцы [и монголы, уйгуры] на самом деле являются частью более широкой китайской семьи хань с другой генетикой. [36] [40]

Уйгуры

После завоевания в 1949 г. Уйгуры из Синьцзян имел проблемы с китайским правительством. Миграция ханьцев, относящаяся к Династия Цин привело к увеличению китаизация региона, который далее распространялся на расовые отношения. [41] Хан и Хуэй люди часто живут ближе к уйгурам, и у многих сложился отрицательный стереотип о них. [42]

Монголы

Внутренняя Монголия был в значительной степени умиротворен с 20-го века благодаря массовой миграции ханьцев и смешанный брак; Считается, что монголы лучше интегрированы в общество, чем уйгуры и тибетцы. [43] Однако именно здесь печально известные Инцидент во Внутренней Монголии произошло, что привело к гибели от 16 000 до 27 000 монголов. [44] Дальнейшая политика, которую китайское правительство хань считало антимонгольской, привела к 2011 Беспорядки во Внутренней Монголии за которой последовала еще одна волна волнений в 2015 году против эксплуатации и неправомерного использования монгольских земель, а также предполагаемого предубеждения в пользу этнических ханьцев. [45]

Африканцы

Ханьский этноцентризм


При этом, хотя конфуцианцы строили свое учение в основном на базе древних обрядов, ритуалов, культа и этики, имевших отношение прежде всего к верхнему пласту религиозных верований Чжоу, они не забывали распространить сделанные ими выводы и правила на всех. Благодаря их стараниям до того практиковавшийся по преимуществу среди знати культ предков стал основой основ религиозно-этических норм всего народа. После того как культ предков в среде крестьян оттеснил на второй план все прочие религиозные верования, принадлежавшие в основном к низшему пласту религиозных представлений Чжоу (магия, суеверия и т. п.), фундамент для успеха конфуцианства в Китае был в основном заложен.

Уже во времена Мэн-цзы, на рубеже IV – III веков до н. э., учение Конфуция пользовалось значительно большим влиянием, чем при жизни его основателя. Сам Мэн-цзы, как об этом можно судить по материалам носящего его имя трактата, проповедовал доктрину Конфуция современным ему правителям. Некоторые из них внимали ему и даже использовали кое?что из конфуцианских политических и социальных принципов в своей практической деятельности. И все же о сколько?нибудь значительных реформах общества на предложенных конфуцианством началах в то время говорить еще рано. На пути к этому стояли пользовавшиеся очень большим влиянием легисты.

Часть третья. Идеология

Часть третья. Идеология Глава девятая. Церковь и война 1 Халкедонский собор (451) в седьмом каноне возбраняет клирикам и монахам службу в армии. Те, кто не подчинится этому требованию, должны быть преданы анафеме. См.: Les Conciles ?cum?niques: les d?crets. T. 11, 1: Nic?e ? Latran V. Op. cit. P. 207. Собор,

Глава 9. Националистическая идеология

Глава 10. Технократическая идеология

Глава 10. Технократическая идеология Я не говорю, что это возможно, я только говорю, что это существует. Чарлз Рис, ученый XIX века В ожидании переменВ начале XX века люди цивилизованного мира ждали перемен — в лучшую или в худшую сторону, но грандиозных и

Глава 11. Революционная идеология

Глава 11. Революционная идеология Мы все взорвем, мы все разрушим, Мы все с лица земли сотрем! Мы солнце старое потушим, Мы солнце новое зажжем! Марш разрушителей, он же Интернационал Хроника событийВсе XIX столетие прошло в Европе под знаком Французской революции 1789–1793 гг.

Глава 18 Конфуций и конфуцианство

Глава 18 Конфуций и конфуцианство Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная

Глава 8. БУДДИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В КОРЕЕ ХV-ХVI ВЕКОВ

Глава 11 Государственная система

Глава 11 Государственная система Коронация Вильгельма Завоевателя ознаменовала начало созидательного периода в истории Англии и Нормандии. Предстояло произвести важные изменения в обеих частях объединенного королевства. Англия требовала первоочередного внимания.

Глава VI После Сталина. Государственная измена

Глава VI После Сталина. Государственная измена Хрущевская неразбериха Конечно, новая реальность, возникшая в 60-е годы, требовала перемен, требовала большей демократизации, децентрализации, учета многообразных общественных и личных интересов и инициатив граждан. Если при

Глава вторая Раннее конфуцианство. Принципы, культы, обряды

Глава вторая Раннее конфуцианство. Принципы, культы, обряды Сложившиеся в чжоуском Китае религиозно-этические и социально-политические идеи и институты, которые на тысячелетия определили существо, характер и формы социальной структуры, государственного устройства,

Глава 9. Конфуцианство после Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Глава 9. Конфуцианство после Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы Как известно, Хань Фэй-цзы утверждал, что после смерти Конфуция среди его последователей возникло чуть ли не восемь различных школ, развивавших конфуцианские идеи [Хань Фэй-цзы, с. 351; Го Мо-жо, 1961, с. 174]. Разумеется,

Глава 1. История и идеология

Глава 1. История и идеология Чаще всего при выделении периодов развития американской историографии используется идеологический критерий – зависимость между интеллектуальным климатом эпохи и содержанием создаваемых в данный период исторических сочинений. Идеология

Третья Государственная дума и социал-демократия

Третья Государственная дума и социал-демократия 1-го ноября 1907 г. открылась третья Государственная дума, собранная на основании того избирательного закона, который издан царем после разгона второй Думы 3-го июня 1907 года. И старый избирательный закон, изданный 11 декабря 1905

Государственная идеология

Государственная идеология Знаменитый антрополог К. Леви-Стросс писал: «Трудно представить себе, как одна цивилизация могла бы воспользоваться образом жизни другой, кроме как отказаться быть самой собою. На деле попытки такого переустройства могут повести лишь к двум


Период заката Ханьской династии, обозначившего рубеж между древностью и Средневековьем в Китае, определил облик китайского общества и китайской цивилизации на много столетий вперед. Эта книга посвящена главным образом последним десятилетиям царствования Ханьского дома и призвана внести вклад в раскрытие основных противоречий и тенденций исторического процесса в императорском Китае на рубеже древности и Средних веков. Читатель найдет в ней сведения об основных политических событиях того времени и государственном устройстве позднеханьской империи, еще почти не изученных в китаеведении.

Оглавление

  • Возвратно-поступательное чтение: символ и историческая реальность в дискурсе Владимира Малявина
  • От автора
  • Введение
  • Пролог. На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем Китае
  • Глава 1. Власть и общество в ханьском Китае

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Империя ученых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Власть и общество в ханьском Китае


Основы имперской организации

Гибель ханьской державы, просуществовавшей почти без перерыва в течение четырех столетий, не поколебала сложившихся в ту эпоху традиций государственного управления. Со времен Цинь Шихуана феномен имперской государственности наложил глубокую печать на весь облик общества и цивилизации в Китае. Не забывая, что ханьская империя явилась продуктом полутысячелетнего развития древнекитайского общества, вобравшим в себя богатейший политический опыт предшествовавших веков, по необходимости ограничимся очерком институционных основ ханьского государства как таковых.

Необходимой предпосылкой преимущества империи в мобилизации ресурсов являлась автономность целей имперской политики и, шире, независимость имперской организации от локальных традиций, конкретной социокультурной среды на местах. Это не значит, что китайская империя могла расширяться беспредельно или существовать где угодно. Ее экспансия была заключена в довольно жесткие границы, установленные тем, что для Китая можно было бы назвать имперской фазой технологии (понимая технологию в широком смысле — как всякое мастерство и навык). Можно дать краткое, но полное определение производственного базиса этой фазы: интенсивное земледелие при ручном труде. Отсюда проистекает и необычайная устойчивость китайской империи, и ее историческая ограниченность. Империя являла собой тип государства, который наиболее соответствовал данному типу хозяйствования, сложившемуся на равнине Хуанхэ и низменностях юга. Можно сказать, что империя была прежде всего фактом хозяйственной экологии в том смысле, что высокая интенсивность земледелия и господство ручного труда были двумя разными следствиями единой экологической ситуации в китайской деревне, ограниченности ресурсов и демографического давления. Вторгавшиеся в империю кочевники, желая закрепиться во внутреннем Китае, уже из военно-стратегических соображений не могли не считаться с производственным базисом империи и вместе с ним с традициями имперской государственности. И наоборот, северные степи и горные районы юга остались камнем преткновения для древних и средневековых китайцев. Разумеется, влияние экологического фактора на развитие общества, на течение древней и средневековой истории Китая было сравнительно велико.



Искусство политики традиционно сравнивалось в Китае с умением управлять водной стихией: не нужно прилагать усилий, чтобы заставить водный поток течь в том направлении, куда он стремится по своей природе, но горе тому, кто попытается преградить ему путь. В управлении государством, таким образом, есть свои незыблемые законы, которые никому, в том числе и правителю, не дано преступать; но их осуществление исключает принуждение, ибо они вкоренены в природе самих вещей.

В ханьскую эпоху мы застаем уже весьма сложный и развитый государственный аппарат, подробный разбор которого занял бы слишком много места. Ограничимся кратким обзором его состояния в позднеханьский период.

Имперская бюрократия безраздельно доминировала и в политической, и в экономической, и в интеллектуальной жизни ханьского общества, сумев устранить из сферы большой политики даже армию. Успехи бюрократического контроля кажутся тем более значимыми, что достигнуты они были сравнительно малыми силами. По некоторым данным, число служащих в позднеханьской империи составляло 145 419 человек, т. е. около трети процента ее населения. Впрочем, это стабильная цифра для императорского Китая, обусловленная ограниченностью производственного потенциала аграрной империи.


Благородный правитель непременно должен иметь усердных прямодушных слуг. Верхи должны иметь подчиненных, которые говорят правду в глаза. Когда в продолжительном обсуждении мнения правителя и советников расходятся, то правитель должен почтительно слушать, когда говорят правду в глаза. Именно в этом случае правитель будет долго жить и сохранит страну.

Мо-цзы

Провинциальная администрация в позднеханьский период включала в себя три уровня. Основными считались области (цзюнь) и уделы (го) членов царствующей фамилии. К рубежу II в. в империи насчитывалось 99 областей и уделов, которые делились на уезды (сянь); на 140 г. их насчитывалось 1179. Правители уездов составляли низшее звено штатного чиновничества, назначавшегося из центра. (Строго говоря, уезды разделялись на три категории в зависимости от численности населения — факт, лишний раз свидетельствующий о практицизме государственных деятелей империи, для которых главным критерием выделения административных единиц являлись не этнокультурные характеристики и даже не размеры территории, а число людей, которых может эффективно контролировать данный штат служащих.)


Если собрать все богатства страны, то они не сравняются с ценностью, которую имеют мудрые и приближенные служилые.

Мо-цзы

Грандиозная бюрократическая машина империи не просто значилась на бумаге. Она работала на полную мощь, повинуясь законам канцелярской логики и производя лавину всевозможной документации. Не гражданское право, не богоустановленный Закон, но единственно акты власти составляли законодательство в императорском Китае. Навстречу циркулярам и распоряжениям вышестоящих инстанций двигался поток восходящей служебной корреспонденции. Судя по цзюйяньским находкам, низшие служащие ежедневно посылали начальству рапорты, записанные на специальных бланках. В областные управы доклады поступали ежемесячно, а от них в столицу — каждый сезон. Раз в год правители областей прибывали ко двору с полным отчетом о состоянии дел на вверенной им территории. Эти отчеты должны были содержать сведения о численности дворов и душ, площади обрабатываемой земли, приходе и расходе денег и зерна, наличии разбойников, состоянии казенного имущества и т. д. Всякое дело требовало своей бумаги; даже заболевший служащий должен был письменно просить об отпуске, а местный лекарь — его освидетельствовать (немало подобных документов обнаружено в Цзюйяне).

Формализм сообщал имперской организации огромную силу, но он же был источником ее слабости. Отсекая частную жизнь от публичной, империя требовала не личной преданности, даже не доверия к ее порядку, но только усердного исполнительства, чреватого безразличием к ее судьбе. Пытаясь втиснуть реальную жизнь в уставы и регламенты, империя невольно благоприятствовала вырождению административных процедур в фальсификацию. Участь каждой империи, появлявшейся на территории Китая, зависела в конечном счете от того, как сложится неизбежный, хотя и негласный, компромисс между имперскими институтами и социальной действительностью.

Подобное состояние общественного сознания объяснялось прежде всего тем, что понятие социума в Китае так и не вышло за рамки семейно-общинного уклада; патриархальная семья выступала в китайской империи прообразом государства. Настаивая на подобии семьи и государства, имперская политическая доктрина в то же время признавала известный разрыв между ними. Власть главы семьи над его домочадцами считалась столь же полной, как и власть правителя над подданными. Дети не имели права ни доносить о преступлениях отца, ни свидетельствовать против него в суде, хотя в данном случае патриархальный авторитет главы семейства нейтрализовался законом о круговой поруке и наказании за недоносительство. Связь между государством и семьей была скорее условной, идеально постулируемой. Семья была сферой действия ритуала (ли), основанного на исполнении родственниками личного морального долга друг перед другом; деятельность же государственного аппарата подчинялась безличному регламенту, требовавшему сугубо формальной субординации.

Читайте также: