Поликультурное образование опыт и перспективы доклад

Обновлено: 16.05.2024

Исследование исторических и социокультурных факторов, способствовавших зарождению и развитию поликультурного образования. Характеристика и анализ наиболее распространенных в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 27.09.2013
Размер файла 16,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Поликультурное образование в контексте мирового опыта

Раскрытие сущности поликультурного образования требует глубокого осмысления многомерных и сложных связей: культура-образование, культура - человек, культура - окружающий мир, культура - общество [1]. В этой связи необходимо обратиться к исследованию тех исторических и социокультурных факторов, которые детерминировали зарождение и развитие поликультурного образования. В 60-70-е годы в различных странах мира происходит признание ценности и полезности культурного многообразия как фактора укрепления государственной стабильности на основе мирового сосуществования и тесного взаимодействия различных народов и этнических групп, населяющих эти страны, а также на основе преодоления сепаратизма и национализма. В эти годы такие страны как США, Канада, Германия сталкиваются с проблемой аккультурации национальных меньшинств, их продуктивной интеграции в доминирующую языковую и культурную среду. Как отмечают зарубежные исследователи, для этого периода характерен процесс, при котором существующая доминирующая культурная группа общества принимает людей разных внешних культур и приводит их к общей или комбинированной культуре [4].

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Существенное влияние на развитие поликультурного образования в различных странах мира оказывают процессы, происходящие сегодня непосредственно в самой системе образования и связанные с активным включением в образовательный процесс таких альтернативных идей как идей открытости, многоперспективного планирования (А.А. Рахкошкин и др.) Российское образование становится все более открытым по отношению к индивиду, к социуму, миру в целом.

Перечисленный выше комплекс исторических и социально-культурных фактов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.

В русле аккультурационного подхода к поликультурному образованию выдержаны и работы таких отечественных исследователей, как Б.Э. Корнусова, которая рассматривает развитие мотивации учащихся к изучению родного языка через создание полилингвистической системы обучения; Р. Хайруллин, исследующий состояние и перспективы развития национальных систем образования в России и рассматривающий интернационализацию сознания обучающихся через поликультурное образование как оптимальный путь подготовки личности к жизни в поликультурном окружении.

В целом в отечественных исследованиях аккультурационный подход не получил значительного распространения, т.к. для России более актуальным является сохранение и обогащение как русской культуры, выступающей в нашей стране в качестве доминирующей, так и национально - культурного своеобразия других народов, населяющих Россию.

Второй подход - диалоговый. Суть данного подхода заключается в рассмотрении поликультурного образования как способа приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно - образовательное пространство.

Современная философия диалога берет свое начало в уже ставшем историческим способе философствования, который мы находим у Л.Фейербаха. Развивая собственные традиции, она постепенно обновлялась, обретая специфические характерные черты, свойственные тому или иному мыслителю-диалогисту (М. Бубер, Э. Левинас, Ф. Розенцвейг и др.) Раскрывая сущность поликультурного образования, из отечественных исследователей, А.В. Шафрикова подчеркивает, что оно направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и базируется на принципах диалога и взаимодействия различных культур.

В последнее время в ходе педагогических дискуссий по проблемам поликультурного образования появляются концепции и отдельные теоретические положения, которые условно можно объединить в содержательных границах социально - психологического подхода. Социально-психологический поход в полной мере в науке еще не сформировался. Вместе с тем, уже можно выделить его некоторые отличительные признаки, наиболее важным из которых является рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих выпускнику средней или высшей школы осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

В представленных выше формулировках целей и задач различных подходов к поликультурному образованию четко прослеживается тенденция к их усложнению, повышению требований: от знакомства с чужой культурой и воспитания терпимости к ней до анализа собственной системы ценностей и поиска новых масштабов и образцов поведения.

После проведенного обзора можно сделать вывод о том, что поликультурное образование является сложным многоаспектным педагогическим феноменом, который может рассматриваться как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий сформированность социокультурной компетенции, предполагающей развитие самосознания студентов как культурно-исторических субъектов, испытывающих потребность в культуроведческом самообразовании как средстве освоения плюралистической картины мира.

поликультурное образование социокультурный

Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа как средство поликультурного образования студентов: Автореф. дисс…канд. пед. Наук / И.В. Алексашенкова. - М., 2002. - 22 с.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф.Каптерев. - М., 1982. - 421 с.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М., 1995. - 326 с.

Вооs-Nиnning U., Hohmann M., Reich H.H. Aufnahmeunterricht, Muttersprachlicher Unterricht, Interkultureller Unterricht. Ergebnisse einer vergleichenden Untersuchung zum Unterricht fur auslandische Kinder in Belgien, England, Frankreich und den Niederlanden. - Munchen, 1983. - s. 219.

Подобные документы

Проблема поликультурного образования. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования. Философия современного поликультурного образования. Культура и плюрализм.

реферат [65,9 K], добавлен 16.04.2007

Рассмотрение понятия, сущности, принципов и функций поликультурного воспитания школьников. Изучение современного состояния и тенденций развития поликультурного образования в Российской Федерации. Разработка методического обеспечения данного процесса.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 20.12.2015

Сущность поликультурного образования, его цели. Специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста. Условия реализации поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей.

методичка [63,3 K], добавлен 08.04.2014

Позиции ученых по проблеме поликультурного воспитания. Определение форм и методов работы с детьми, направленных на формирование поликультурного мировоззрения и толерантного отношения на уроках мировой художественной культуры и во внешкольной деятельности.

дипломная работа [130,7 K], добавлен 26.09.2012

Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Сущность поликультурного воспитания, проблемы и тенденции развития.

Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы".

ВложениеРазмер
kolesnikova_ni_povodimovo.doc.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Н. И.

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ

СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основой этнокультурного образования является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Цель этнокультурного образования - создание условий для формирования высокообразованного, гуманного человека, воспитание в личности важных качеств: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность; обучению взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции. В школьном преподавании истории возрастает интерес к локальной истории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира, ибо фактор присутствия, т.е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. С этой целью на уроках я практикую работу с рефератами. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным и носить проблемно-поисковый характер. Тематика, над которой мы чаще всего работаем с ребятами, основывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививать учащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания и гордости за своих земляков.

Также в своей деятельности я использую экскурсионную работу. В нашей школе действует историко-краеведческий музей. Он создавался как комплексный. В его экспозициях отражены исторические, археологические, этнографические особенности Дубенского края и в частности села Поводимово. Музей состоит из двух залов. Первый зал - музей материальной культуры. Здесь собрана большая экспозиция старинных вещей: вышитые женские рубахи, платки, самотканые рушники, эрзянские кофты и платья, лапти. Собрана большая коллекция старинной утвари: посуда для хранения и приготовления еды, деревянные вилы, серпа, решето для просеивания зерна и многое другое. Второй зал посвящен истории села Поводимово начиная с 17 века до наших дней.

Основной задачей нашего музея является не только сохранение ценных документальных материалов, реликвий прошлого, подлинных памятников старины, но и быть местом, где дети приобщаются к культуре своего села. С чувством глубокого уважения дети понимают, что наш народ - хранитель высокой крестьянской морали и нравственности. Немаловажную роль играют ученические творческие работы-исследования об истории улиц, памятных мест и т.д. Вся работа исследовательского характера проводится во внеурочное время. Активизируется исследовательская деятельность учащихся, направленная на восстановление истории небольших поселков, деревень. Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретными судьбами “близких” людей – земляков и членов семьи. Это способствует осознанию учащимися того, что корни каждого человека уходят в историческое прошлое, в традиции семьи, народа, страны. В сборе материала по местной истории, его классификации, обработке, систематизации и экспонировании в школьном музее мне оказывают помощь учащиеся и педагоги школы. Исследование краеведческое, на мой взгляд, наиболее значимо, так как оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков. Учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более широкого использования.

Реализация этнокультурной составляющей государственного стандарта общего образования удачно находит отражение и в мероприятиях, посвященных неделе истории. Так, например, во время недели истории мы составляем кроссворды, в которых находят место события истории России и Мордовии, проводим викторины о родном крае, готовим мероприятия, раскрывающие обычаи и обряды наших предков.

Сегодня, когда мы говорим о возрождении России как самобытного государства, необходимо, чтобы растущее поколение понимало, что без овладения богатейшим наследием народной культуры невозможно духовное развитие России в целом и каждой личности в отдельности. Народная культура либо живет в народе, либо становится внешним атрибутом, а это - симптом исчезновения не только культуры, но и народа: он превращает население в нечто безродное, бездуховное, среднестатистическое. Оттого сверхзадачей сегодня становится органичное введение народных традиций в образовательный процесс, чтобы родная для многих поколений культура стала неотъемлемой составляющей личностного воспитания детей с целью живого единения с историей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР И

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №6,

Сегодня мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур, это мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этнических культур. В результате человек

(в педагогической ситуации это ученик и учитель) в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Этнокультурный облик нашей страны отличается огромным разнообразием. Отсутствие толерантности в отношениях разных этнических групп, конфликты на национальной почве - следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из них - пренебрежение поликультурным образованием подрастающего поколения.

Поликультурное образование рассматриваю как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов; формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам; активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.

Важнейшей составляющей поликультурного образования является билингвальное обучение.

Сегодня, когда в России на волне социального обновления, стремления к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство появился первый опыт билингвального обучения, создаются научные и методические центры по данной проблеме, возникает естественный интерес к странам, являющимся пионерами движения билингвальных школ. К таковым можно отнести прежде всего Канаду, Бельгию, Швейцарию, где традиционно существует естественная двуязычная среда; США, где осуществляется интенсивный процесс интеграции национальных меньшинств в доминирующую языковую среду.

Но для российских регионов, которые не отличаются естественным многоязычием, наиболее полезен опыт тех стран, где развитие билингвального обучения детерминируется не столько внутренними процессами, сколько общей тенденцией к интеграции, стремлением к диалогу культур и межкультурной коммуникации.

Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщения к культуре различных народов, диалог различных культур, способствующий осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определенной цивилизации, но и к общепланетарному культурному сообществу – все эти идеи билингвального образования имеют важное значение для российской школы, осваивающей гуманистическую парадигму образования.

К таким сторонам относятся и развитые формы общения, обеспечивающие формирование коммуникативно-ориентированной личности, способной к межкультурной коммуникации, поэтому весьма важным является изучение возможностей, которое открывает для становления такой личности билингвальное обучение. В этом плане особую ценность представляет собой опыт школ, осуществляющих билингвальное обучение по принципу расширяющего круга соизучаемых культур и с ориентацией на диалог культур как философский стержень образования и жизненный стиль индивида.

Следуя своим специальным интересам, различные науки пополняют фонд знаний о понятии билингвизм.

Исходя из предмета своего исследования, каждая из них выделяет свою целевую доминанту билингвизма. Если для лингвистики это прежде всего языковая компетенция, отражающая уровень владения родным и иностранным языками, то для психолингвистики важным является, когда и для каких целей язык используется отдельными индивидами или социальными группами. Социология рассматривает билингвизм как часть социальной культуры, психология – с точки зрения его влияния на развитие отдельных психических процессов и личности в целом. Педагогика изучает билингвизм в контексте организации учебного процесса, её интересуют поликультурное образование, возможность постижения мира специальных знаний средствами иностранного языка, влияние билингвизма на общий уровень образованности.

Таким образом, билингвальное обучение - это целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами родного и иностранного языков, когда иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов.

Дублирующая, или сопровождающая, модель используется, как правило, на начальном этапе обучения и предлагает предъявление одной и той же единицы содержания на родном и иностранном языках. Пример: описание картины, процесса, понятия. Эта модель способствует накоплению фонда языковых средств, способных адекватно выразить предметное содержание. В процессе использования этой модели у обучающегося устанавливается устойчивая ассоциативная связь между содержательной единицей и набором языковых средств.

Аддитивная модель (дополняющая) предполагает предъявление на иностранном языке дополнительной информации, частично или существенно обогащающей содержание, изученное на родном языке. Дополнительная информация, как правило, извлекается из иноязычных источников и предъявляется в виде рассказа учителя, печатного текста, специального дидактического материала (видеофрагменты, аудиозаписи и т.д.). Сопоставление и обсуждение основного и дополнительного содержательных блоков ведётся как на родном, так и на иностранном языках.

Паритетная модель предполагает равноправное использование родного и иностранного языков в раскрытии предметного содержания. Необходимым условием использования данной модели является достижение учащимися достаточно высокого уровня языковой компетентности. При этом имеется в виду знание определённого объёма специальных терминов, достаточное владение основным понятийным аппаратом предмета, умение выявить смысловые нюансы, особенности использования специальных терминов.

Вытесняющая модель. Само название говорит о том, что в данной модели иностранный язык играет доминирующую роль в раскрытии предметного содержания. Использование данной модели возможно лишь на продвинутом уровне билингвального обучения, поскольку учащиеся должны владеть иностранным языком в такой степени, чтобы осуществлять свободную коммуникацию и средствами иностранного языка глубоко проникать в предметное содержание. При реализации данной модели возможны такие активные формы и методы, как дискуссия, дебаты, методы проектов, мозговой штурм и т.д.

В соответствии с обозначенными выше концептуальными идеями были осуществлены первые практические шаги.

Значительное внимание при изучении различных предметных областей уделяется сравнительному аспекту, выявлению англо-русских речевых и социокультурных соответствий, диалогу учебных культур в целом. Например, на уроках русского языка рассматривается этимология лексических единиц, заимствованных из английского языка (сканер, органайзер, лифтинг, монитор , имейл, маркетинг и т.д.), что позволяет в сравнительном ключе познать культурные и языковые традиции двух народов. На уроках музыки, фольклора осуществляется знакомство не только со специфической лексикой при исполнении песен на английском языке, но и с творчеством английских композиторов, что позволяет одновременно повысить языковую компетенцию и расширить общий кругозор учащихся.

Представляется продуктивной интеграция иностранного языка с занятиями физкультурой, хореографией, внеурочной деятельностью, связанной с двигательной активностью учащихся.

Слово на иностранном языке, сопровождающее ритмическое движение ребёнка, способствует формированию в его памяти единого звукомоторного образа, что позволяет через усиление ассоциативных связей облегчить ребёнку усвоение иностранного языка.

Переходный этап может считаться логически завершённым при достижении учащимися такого уровня языковой компетентности, который позволил бы им перейти к изучению собственно билингвальных курсов, которые в отличии от тематических блоков обеспечивают учащимся не фрагментарный, а систематизированный характер специальных знаний.

Этап собственно билингвального обучения предусматривает использование моделей билингвального обучения более высокого уровня – паритетной и вытесняющей.

Бахтин Л.М. Два способа изучать культуру //Вопросы философии. - 1986. - .№ 12.

Библер В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур. – М., 1998.

Менская Т.Б., Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993.

Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта. – Новгород, 1999.

Genesee, F., Learning through two languages: Studies of immeraion and bilingual education. Camridge, MA: Newbury Hous 1987.

Ключевые слова: поликультурное образование, духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, патриотическое воспитание, стратегия развития воспитания в Российской Федерации, малая родина, дети дошкольного возраста, семья.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что плодотворная работа в данном направлении поможет нам вырастить новое поколение, способное быть добрыми к людям, проявлять сочувствие, бережно относится к природе, семье, родине.

2. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

4. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Покалеевой Ирины Владимировны по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей.

Обобщение опыта работы по ФГОС старшего воспитателя детского сада

Обобщение опыта работы по ФГОС старшего воспитателя детского сада В настоящее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое.

Читайте также: