Погребальный культ славян доклад

Обновлено: 18.05.2024

Одним из интересных феноменов является похо­ронный обряд восточных славян, прежде всего русских.

го тела. Гален впервые разграничил нормальное и болезненное старение, которое он называл senium ex morbi. Внимание врачей галеновской школы было обращено, прежде всего, на профилактику старости и стремление под­держивать гармоническое равновесие здоровья старого человека. Впервые рекомендации по соблюдению целесообразного гигиенического режима старыми людьми были оформлены в одно новое направление в медицине — gerocomia (герокомия), т.е. учение о старости.

С именем английского философа и ученого XVI в. Ф. Бэкона связано новое направление в развитии геронтологии как науки. В фундаментальной классификации наук Ф. Бэкон разделил их на две группы: науки о природе и о человеке. Он специально выделил науку об увеличении продолжитель­ности человеческой жизни, полагая, что путем систематического исследо­вания процессов старения можно открыть причины старости. Ф. Бэкон был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают вред­ные привычки.

Большинство историков считают, что настоящая наука возникла лишь в эпоху Просвещения, когда фантастические или религиозно-мистические представления сменяются рациональными механизмами познания. Для ана-

Одежда застегивалась наоборот: справа налево у мужчин и слева направо у женщин. Обычай тре­бовал связывать мертвецу руки и ноги. Гроб ни­когда тщательно не обтесывался, его обтеска




По теории И.И. Мечникова (1908) старение — результат интоксикации орга­низма продуктами обмена бактерий, обитающих в кишечном тракте, и про­дуктами азотистого обмена веществ самого организма (мочевая кислота). Мечников полагал, что старение — это результат самоотравления организма, вызванного деятельностью выделяющих яды кишечных бактерий.


Основоположником советской геронтологии считают А.А. Богомольца. В 1938 г. под его руководством была проведена одна из первых в мире научных конференций, посвященных проблемам старения и долголетия. В 1958 г. в СССР создан Институт геронтологии АМН СССР, организующий и коорди­нирующий все исследования по данной тематике. С этого времени новый этап развития геронтологии был связан с именами Д.Ф. Чеботарева, В.В. Фроль-киса, Н.Н. Сачук, В.В. Безрукова, О.В. Коркушко, А.В. Токаря и др. Свой вклад в изучение проблем геронто­логии и активного долголетия внесли З.Г. Френкель, В. И. Никитин, И.А. Ар-шавский, И.В. Давыдовский. А.В. Нагорный, М.С. Мильман, М.А. Алексан­дрова, А.Н. Рубакин, А.А. Дыскин, Е.И. Стеженская, М.Я. Сонин, М.Г. Бед­ный, А.Л. Решетюк, В.Д. Шапиро и др. В 1960—1970-е гг. появилось много работ, посвященных изучению эволюции возрастной структуры населения, связанной с его старением, факторов и динамики этого процесса по всей стране и в отдельных регионах. Проводились исследования социально-де­мографического состава населения старших возрастов, продолжительности жизни различных половозрастных и социально-профессиональных групп в Ленинграде, Москве, Тбилиси, Минске и других геронтологических цент­рах СССР. В круг научных интересов входили вопросы гигиены и физиоло­гии труда в предпенсионном и пенсионном возрасте; гигиены быта, жили­ща, питания старых людей; общефилософские аспекты старения и старости. Достижения советских ученых получили высокую оценку специалистов в области социальной геронтологии во всем мире и позволили им принять участие в исследованиях социальных проблем старости, проводимых ВОЗ 39 . Современная геронтология изучает механизмы и причины старения от мо­лекулярного и клеточного уровней до целостного организма 40 . Проблемы ге­ронтологии освещаются более чем в 60 журналах, издаваемых в разных стра­нах мира.

Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 40.

См.: Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1966; Основы геронтологии / Под ред. Д.Ф. Чеботарева, Н.Б. Маньковского, В.В. Фролькиса. М., 1969; Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная ге­ронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.

дей преклонного возраста, помощь, оказываемая им со стороны социальных институтов и организаций, индивидуальные переживания старых людей, место и положение старых людей в обществе, социальную политику в отно­шении старых людей. При таком разнообразии научных интересов нет ни­чего удивительного в том, что она тесно переплетается с предметной облас­тью социологии, занимающейся старшим поколением.

Социальная геронтология (социология престарелых) изучает влияние населения старшего возраста на общество и влияние процесса старения на человеческую личность, различают два понятия — старость (результат ста­рения) и старение (процесс возрастного развития), основная проблема по­жилых людей заключается в том, что самое ценное — опыт и знания — ис­пользуются обществом не в полной мере, поскольку физическая дряхлость не позволяет им, как прежде, активно участвовать в общественном произ­водстве. В старости люди превращаются в социальных аутсайдеров.

В последние годы и в России заметно активизировались в изучении про­блем пожилых людей представители медицинской науки, психологи, геронто­логи, социологи, правоведы и другие специалисты (В.М. Анисимов, Н.Ф. Де­ментьева, Л.Б. Лазебник, Н.К. Корсакова, О.В. Краснова, Б.Ю. Шапиро, Н.Ф. Шахматов и др.).

Возрастная психология отрасль психологической науки, изучающая зако­номерности психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Она оформилась в качестве са­мостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психоло­гия, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и ло­гика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содер­жания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику

психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуаль­ное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Одним из интересных феноменов является похо­ронный обряд восточных славян, прежде всего русских.

го тела. Гален впервые разграничил нормальное и болезненное старение, которое он называл senium ex morbi. Внимание врачей галеновской школы было обращено, прежде всего, на профилактику старости и стремление под­держивать гармоническое равновесие здоровья старого человека. Впервые рекомендации по соблюдению целесообразного гигиенического режима старыми людьми были оформлены в одно новое направление в медицине — gerocomia (герокомия), т.е. учение о старости.

С именем английского философа и ученого XVI в. Ф. Бэкона связано новое направление в развитии геронтологии как науки. В фундаментальной классификации наук Ф. Бэкон разделил их на две группы: науки о природе и о человеке. Он специально выделил науку об увеличении продолжитель­ности человеческой жизни, полагая, что путем систематического исследо­вания процессов старения можно открыть причины старости. Ф. Бэкон был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают вред­ные привычки.

Большинство историков считают, что настоящая наука возникла лишь в эпоху Просвещения, когда фантастические или религиозно-мистические представления сменяются рациональными механизмами познания. Для ана-

Одежда застегивалась наоборот: справа налево у мужчин и слева направо у женщин. Обычай тре­бовал связывать мертвецу руки и ноги. Гроб ни­когда тщательно не обтесывался, его обтеска


По теории И.И. Мечникова (1908) старение — результат интоксикации орга­низма продуктами обмена бактерий, обитающих в кишечном тракте, и про­дуктами азотистого обмена веществ самого организма (мочевая кислота). Мечников полагал, что старение — это результат самоотравления организма, вызванного деятельностью выделяющих яды кишечных бактерий.


Основоположником советской геронтологии считают А.А. Богомольца. В 1938 г. под его руководством была проведена одна из первых в мире научных конференций, посвященных проблемам старения и долголетия. В 1958 г. в СССР создан Институт геронтологии АМН СССР, организующий и коорди­нирующий все исследования по данной тематике. С этого времени новый этап развития геронтологии был связан с именами Д.Ф. Чеботарева, В.В. Фроль-киса, Н.Н. Сачук, В.В. Безрукова, О.В. Коркушко, А.В. Токаря и др. Свой вклад в изучение проблем геронто­логии и активного долголетия внесли З.Г. Френкель, В. И. Никитин, И.А. Ар-шавский, И.В. Давыдовский. А.В. Нагорный, М.С. Мильман, М.А. Алексан­дрова, А.Н. Рубакин, А.А. Дыскин, Е.И. Стеженская, М.Я. Сонин, М.Г. Бед­ный, А.Л. Решетюк, В.Д. Шапиро и др. В 1960—1970-е гг. появилось много работ, посвященных изучению эволюции возрастной структуры населения, связанной с его старением, факторов и динамики этого процесса по всей стране и в отдельных регионах. Проводились исследования социально-де­мографического состава населения старших возрастов, продолжительности жизни различных половозрастных и социально-профессиональных групп в Ленинграде, Москве, Тбилиси, Минске и других геронтологических цент­рах СССР. В круг научных интересов входили вопросы гигиены и физиоло­гии труда в предпенсионном и пенсионном возрасте; гигиены быта, жили­ща, питания старых людей; общефилософские аспекты старения и старости. Достижения советских ученых получили высокую оценку специалистов в области социальной геронтологии во всем мире и позволили им принять участие в исследованиях социальных проблем старости, проводимых ВОЗ 39 . Современная геронтология изучает механизмы и причины старения от мо­лекулярного и клеточного уровней до целостного организма 40 . Проблемы ге­ронтологии освещаются более чем в 60 журналах, издаваемых в разных стра­нах мира.

Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 40.

См.: Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1966; Основы геронтологии / Под ред. Д.Ф. Чеботарева, Н.Б. Маньковского, В.В. Фролькиса. М., 1969; Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная ге­ронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.

дей преклонного возраста, помощь, оказываемая им со стороны социальных институтов и организаций, индивидуальные переживания старых людей, место и положение старых людей в обществе, социальную политику в отно­шении старых людей. При таком разнообразии научных интересов нет ни­чего удивительного в том, что она тесно переплетается с предметной облас­тью социологии, занимающейся старшим поколением.

Социальная геронтология (социология престарелых) изучает влияние населения старшего возраста на общество и влияние процесса старения на человеческую личность, различают два понятия — старость (результат ста­рения) и старение (процесс возрастного развития), основная проблема по­жилых людей заключается в том, что самое ценное — опыт и знания — ис­пользуются обществом не в полной мере, поскольку физическая дряхлость не позволяет им, как прежде, активно участвовать в общественном произ­водстве. В старости люди превращаются в социальных аутсайдеров.

В последние годы и в России заметно активизировались в изучении про­блем пожилых людей представители медицинской науки, психологи, геронто­логи, социологи, правоведы и другие специалисты (В.М. Анисимов, Н.Ф. Де­ментьева, Л.Б. Лазебник, Н.К. Корсакова, О.В. Краснова, Б.Ю. Шапиро, Н.Ф. Шахматов и др.).

Возрастная психология отрасль психологической науки, изучающая зако­номерности психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Она оформилась в качестве са­мостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психоло­гия, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и ло­гика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содер­жания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику

психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуаль­ное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Конференция "Балто-славянские этнокультурые и археологические древности. Погребальный обряд". Тезисы докладов. М., 1985.

Полный текст сборника

Редакционная коллегия: Вяч. Вс. Иванов (ответственный редактор), Л. Г. Невская.

Содержание

Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба

Балонов Ф. Р. Повозки и ковры в связи с погребальным обрядом, жертвоприношением и молитвенными формулами у населения евразийских степей и предгорий в эпоху бронзы и железа

Березкин Ю. Е. Назначение предметов с сюжетными иображениями из погребений культуры мочика

Бернштам Т. А. Плач в его отношении к жизни и смерти (восточнославянская традиция и балтские параллели)

Брагинская Н. В. Элегический дистих и структура погребального плача

Бутримас А., Гирининкас А. Старые и новые погребальные обычаи в неолите Литвы

Бушкевич С. П., Страхов А. Б. Восточнославянский "красный траур" по данным фольклора и погребальной обрядности

Вайткунскене А. Культовая роль коня в древнелитовском погребальном обряде (V-XII вв.)

Варфоломеева Т. Б. О традиции похоронного причитания междуречья Дигвы и Пелясы Виноградова Л. Н. Календарные "проводы" как rites de passage

Волоцкая З. М. Структура и семантика загадок предметного поля "похороны-смерть"

Гаврилюк H. K. Традиционная погребальная обрядность Полесья в сравнении с Карпато-Буковинской зоной

Гиндин Л. А. Обряд погребения Аттилы и "тризна" Ольги по Игорю

Граудонис Я. Я. Погребальные обряды на территории Латвии в эпоху поздней бронзы и раннего железа (конец II тысячелетия до н.э. - начало н.э.)

Дмитриева С. И. Обетные и другие кресты русского Севера

Дучиц Л. В. Курганы белорусско-литовско-латышского пограничья

Земцовский И. И. Этномузыковедческий взгляд на балто-славянскую похоронную причеть в индоевропейском контексте

Иванов Вяч. Вс. Проблема реконструкции общеиндоевропейского погребального обряда и ритуального текста

Иванов Вяч. Вс. Тохарская Б стихотворная надпись на стене: анализ текста обращения к смерти

Иванов Вяч. Вс. К сравнительно-историческому анализу языка этрусских погребальных надписей

Казанскене В. П. "Стоячая вода" и "смерть" в индоевропейской традиции

Казанский H. H. Маска в погребальном обряде восточного Средиземноморья

Клейн Л. С. Мед-пиво народной сказки

Клейн Л. С. Русалки и царь Салтан

Клейн Л. С. Похороны бога и святочные игры с умруном

Климчук Ф. Д. Погребальная лексика в белорусских говорах

Корнелюк К. С. Некоторые черты традиционного погребального обряда полесского села Андроново

Кулаков В. И. Погребальный обряд пруссов, скальвов и ламатов в VIII-XII вв.

Лесман Ю. М. Погребальный ритуал и погребальные сооружения (к осмыслению археологического материала Восточной Европы второй половины I - первой половины II тыс. н.э.)

Мартынов В. В. Тризна и справа

Микитенко О.О. Основные мотивы сербских тужбалиц

Mилюс В. Пища литовцев на похоронах и поминках

Невская Л. Г. Мотивы "основного мифа" в балто-славянском причитании

Никитина Г. Ф. Об опыте конкретно-исторической интерпретации при сравнительном анализе культур по материалам погребального обряда

Петрухин В. Я. О начальных этапах формирования древнерусской народности в свете данных погребального обряда

Рабинович Е. Г. Нектар в мифе и обряде

Светличная Е. И. Преломление древнегреческого погребального обряда в поэзии Й. Сефериса

Свежинский В. М. Терминология погребального обряда в старобелорусских письменных памятниках

Свешникова Т. Н. Волк в контексте румынского погребального обряда

Седакова O. A. Содержательный план славянского погребального обряда

Седов В. В. Погребальный обряд славян в начале средневековья

Страхов А. Б. Поминальное и ритуально-бытовое преломление хлеба у восточных славян

Толстая С. М. Похороны как вторичная ритуальная форма

Толстая С. М. Дéды́ в полесском народном календаре

Толстой Н. И. Глаза и зрение покойников в славянских народных представлениях

Топорков А. Л. Об одном символе в поминальной обрядности и в гаданиях восточных славян (ложка)

Топоров B. H. K проблеме реконструкции индоевропейского похоронного обряда

Топоров В. Н. Мифологизированные описания обряда трупосожжения и его происхождение у балтов и славян

Топоров В. Н. Похороны Сидора Карповича

Топоров В. Н. Материалы к русской стихотворной эпитафии

Τюлина Е. В. Отражение древнеиндийских представлений о "новом рождении" и пути в мир предков в ритуале экоддишта траддхи

Харитонова В. И. Типология восточнославянской причети

Чистов К. В. Современные проблемы изучения причитаний восточных славян

Шауб И. Ю. Тризны кургана Большая Близница

Янюнайте М. К. О возможности определения территории формирования прабалтских племен на основе исследования погребальной обрядности

Похоронные обряды на Руси

Похоронные обряды древних славян — это довольно сложная тема, по теме которой написана не одна книга. Воочию никто из нас не видел, как это происходило, но на наше счастье осталось немало свидетельств тех событий. Это свидетельства и иностранных авторов, которые посещали далёкие северные страны, населённые языческими народами, и христианских летописцев, а также народные сказания и былины, раскопки археологов. Всё это даёт нам право с какой-то степенью уверенности говорить о том, что мы знаем, как это происходило у наших предков. В этой статье мы в довольно кратком и сжатом виде попытаемся узнать всё о том, как совершались похоронные обряды всего тысячу лет назад.

Сразу стоит сказать о том, что славяне-язычники, которые жили на просторах древней Руси, были огнепоклонниками. В связи с этим фактом, большинство похоронных обрядов — это трупосожжение или кремация. Считалось, что при помощи огня, который взметается на большую высоту (а костры для кремации зачастую были очень большими), душа попадала прямо в царство мёртвых. Также важным атрибутом на похоронах была лодка. Это связано с верованиями и мифологией славян, где говорится о том, что в ином мире душа умершего должна пересечь реку Смородину, чтобы попасть непосредственно в то место, где ей и нужно оказаться. В некоторых преданиях мы можем встретить информацию, что душа пересекает реку по Калинову мосту, но всё же покойников сжигали именно в лодке.

похоронные обряды славян

Попытаемся представить, как же выглядел такой обряд. Возьмём для примера похороны обычного человека. К самому костру умершего человека доставляли либо на санях, либо в ладье, лодке. Для проведения ритуала сожжения выкладывался костёр, который называется Крада, в виде прямоугольника, высотой по плечи человека, иногда ниже, иногда выше. При этом использовались берёзовые или дубовые дрова, либо все вместе. Берёза, кроме того, что является священным деревом, ещё и очень хорошо горит, а дуб является божественным деревом, деревом Перуна, что придаёт похоронному обряду особую значимость и покровительство богов оставившей тело душе.

Внутренность крады набивается соломой и ветками, чтобы огонь мог легко воспламениться и поджечь дрова. Рядом с покойником, которого кладут в центр на специальном настиле, либо в настоящей лодке, либо в импровизированной лодке, кладут поминальную еду, необходимые в загробном мире вещи, амулеты и обереги. В погребальный костёр часто клали крылья птиц, чтобы помочь душе взлететь на небо. Также отмечается, что вместе с телом человека сжигали тела домашних животных и диких — птицу, медведя, зайца и т.д. Судя по многочисленным раскопкам, количество и разнообразие предметов, которые кладут рядом с покойником, различаются в зависимости от племени и места обитания, так что не будем на этом зацикливаться, так как получится очень долго и довольно скучно.

Краду с умершим поджигает жрец или волхв на закате дня. То, что кремация происходит на закате, также очень символично. Во-первых, закат дня, как и закат жизни. Во-вторых, по верованиям древних славян, солнце на ночь уходит в загробный мир и забирает вместе с собой душу умершего человека. В-третьих, считается, что на закате душа может увидеть свет заходящего солнца и понять куда ей держать путь.

По периметру костра выкладывалась ограда со снопами сена, которую также поджигали. Есть два варианта объяснения горящей ограды: 1. Так славяне закрывали пламенем тело сгоравшего в костре от взглядов; 2. Горящая ограда была ещё и оградой в сакральном смысле, которая разграничивала мир мёртвых и мир живых, и была аналогом легендарной горящей реки Смородины в ином мире.

Помещение праха умершего на столбах является данью традициям и поверьям. Столбы считались границей между живым и мёртвым миром. Возле этих столбов оставлялась посуда, которая использовалась во время похоронного обряда. Рядом с этими столбами или прямо на столбах, как верили древние славяне, обитали сами души. Чтобы им было удобно и уютно, у домиков с прахом имелась крыша. Даже когда людей стали хоронить в земле (некоторые исследователи относят захоронения в гробах именно к некогда существовавшей традиции помещать прах умерших в деревянные домовины), на кладбищах всё равно ставили столбы с крышами, затем они сменились христианскими крестами, на вершине которых ставились крыши, что можно и сейчас увидеть на старинных кладбищах и могилах, которым не одна сотня или не один десяток лет. Сейчас такой традиции нет, а ставится просто крест.

Бдын

Домовины на столбах выглядели примерно так: деревянный срубный домик размерами 1.5 на 2 метра. У него была двухскатная крыша с маленьким оконцем. Четвёртой стены в домовине, по видимому, не было, и делалось это для того, чтобы приходящие на поминки/поминовения, могли ставить внутрь приношения. Надо признаться, что именно такой способ захоронения принёс современным учёным массу проблем, так как от них практически ничего не осталось. Они сгнивали, разрушались от времени или уничтожались другими народами, которые прибывали на новое место жительства, вытесняли или заменяли коренных жителей. Для них чужие предки казались враждебными, поэтому их просто сносили. Если подземные могилы-захоронения выкапывать вряд ли кто бы стал в силу разных причин, начиная от простой — трудозатратной, и заканчивая суеверными, то снести столбы, сжечь или отвезти подальше от селения не представляло никаких проблем.

Над прахом умершего насыпали курган, величина которого также зависела от статуса покойного. При раскопках погребального кострища Чёрной Могилы археологи обнаружили большой железный котёл, в котором находились пережженные бараньи и птичьи кости, клочья бараньей шерсти, а поверх этого лежала баранья голова. Возле котла были обнаружены два жертвенных ножа, которые назывались скрамасексы. Раскопки в Гнездове рисуют историкам следующую картину этого процесса: после сожжения трупов, резался баран, кости и конечности которого помещали в котёл. Котёл ставили на огнище, а рядом с ним три урны с человеческими останками.

Из других источников можно узнать о таком обряде, как вынос покойного из дома необычным путём. Чаще всего для этого разбирали часть стены, а потом закладывали обратно. Делалось это для того, чтобы душа умершего не смогла найти дорогу домой и не тревожила живых людей.

Кладбище считалось не только местом захоронения ушедших людей, но и святилищем. Здесь регулярно проводили обряды, ритуалы и праздники, которые относились к культу предков. Урну с прахом ставили не только на столб, но и, как говорят находки археологов, в выложенное кольцо из камней. По некоторым предположениям, кольцо из камней — это жертва Перуну, которого люди молили принять душу усопшего в лучший мир. Такие образования из камней, сложенных в круг, где в центре покоится сосуд с прахом, находят во многих курганах и захоронениях древних славян, бывших ещё язычниками.

Похоронные обряды

Однако кремация умерших людей не была единственным способом хоронить покойников. Умерших людей хоронили и в земле. Делали это не в положении спящего человека, а в позе эмбриона. Этот обычай относит нас к верованиям в переселение душ. Человек приходит в этот мир в позе эмбриона в материнском чреве, и закапывается в землю после смерти также в позе эмбриона, чтобы он смог поскорее найти себе новую мать и вновь родиться на свет. Чтобы тело принимало нужную позу, его искусственно связывали. Таким образом, вера в реинкарнацию полагала, что душа не улетала на небо или в мир богов, долину духов и т.д., а перерождалась в новом теле, создавая, известный нам по индуистским верованиям, круг перерождений. Такой способ погребения предшествовал эпохе трупосожжения и существовал в бронзовом и железном веках. Одни из последних захоронений в форме эмбриона фиксируются VI в. до нашей эры. Уже вслед за этим пришла форма похорон — кремация (некоторые исследователи утверждают, что кремация появилась во II тыс. до нашей эры), и сменилась она следующим способом уже только после крещения Руси.

Естественно, что мужчин хоронили в зависимости от их положения в обществе — богато или бедно: воинов — с оружием; молодых девушек хоронили скромно, с небольшим ассортиментом украшений; также скромно хоронили пожилых и старых женщин, которые ушли на тот свет в своё время; взрослых женщин, которые были в самом расцвете сил, хоронили с особыми почестями, в богатой одежде, зачастую в подвенечном платье и массой украшений, оберегов, амулетов и различной бытовой и ритуальной утварью.

Есть упоминание о том, что в могилу покойному клали верёвочную лестницу, при помощи которой душа могла добраться в мир мёртвых. Но это уже более поздний обычай. Если раньше, чтобы перейти в загробный мир, душе необходимо было пересечь реку Смородину, то в более поздней интерпретации загробных похождений, душе нужно было забраться на небо при помощи лестницы. Хотя, если судить по архаичному Мировому Древу, верёвочная лестница может быть откликом более древних верований, чем даже ладья.

Но возвратимся к кремации. Кроме того что прах умерших ставили на столбы, в древней традиции присутствовал и обычай хоронить урну с прахом в земле. Археологи, которые натыкались на такие захоронения, отмечают, что ямы для таких урн чаще всего были овальными и совсем небольшими, размером только для того, чтобы в них поместилась сама урна и несколько вещей. Иногда вместе с урнами клали посуду с едой и питьём — горшки, миски, кружки и т.д., украшения, пряслица, а в некоторых случаях оружие, топоры и другие предметы. Всё это явно говорит о том, что славяне верили — в загробной жизни душе понадобятся все эти вещи, и она сможет ими воспользоваться по предназначению.

Стоит также отметить, что более богатые вещи находят в могилах, где покоится само тело, а не прах. По видимому, человек, который не превратился в пепел, а выглядел совсем как спящий, заслуживал особого внимания и почитания у живых людей, и представлялся входящим в загробный мир точно таким же, как и при жизни, поэтому ему были необходимы те же вещи, что и при жизни. Тело же, которое превратилось в угли и пепел, больше не сохраняло никаких черт некогда живущего человека, а душа представлялась совершенно отдельным существом вряд ли даже похожим на физическое тело, что, соответственно, освобождало её от ряда потребностей, которые были присущи ей при земной жизни.





Похоронные обряды славян: как прощались с родными

Приближается славянский праздник Осенниии Деды (конец октября), который относится к поминальным святам. Тема о похоронных обрядах славян непростая. Стоит лишь сказать о ней, сразу много споров возникает. Кто хочет больше узнать, а кто страшится разговоров о смерти. Сказывают у нас: не бойся смерти, если хочешь жить. Похоронные обряды у славян были обязательными, не менее важными, чем обряды при рождении человека, имянаречении или создании семьи. Вот и мы нынче не устрашимся да заведем разговор о северном похоронном обряде.

похоронные обряды, похоронные обряды на руси, похоронные обряды славян


Фотография деревни в Олонецкой губернии, где сохранился похоронный обряд славян

Почему именно похоронные обряды Русского Севера

Извѣстно, что въ жизни простолюдина всѣ важнѣйшiя событiя ея сопровождаются особенными обрядами. Эти обряды и обычаи мы можемъ видѣть на крестинахъ, свадьбѣ, похоронахъ, поминкахъ, при отправленiи въ путь, при начинанiи работъ; однимъ словомъ, всякiй сколько нибудь важный случай въ жизни крестьянской сопровождается непремѣнно особенностями, обрядами и примѣтами.

Въ этихъ обрядахъ мы можемъ видѣть и черты отдаленной древности и слѣды чуть не языческой вѣры въ силу чаръ и заклятiй, ограждающихъ благо, жизнь и здоровье человѣка.

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

С чего начинается похоронный обряд у славян

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

Уж после начинают готовиться к похоронам. Омывают покойника здесь же, в доме. Иногда делают это на лавке в красном углу, иногда сперва выносят тело в сени, омывают там, а уж после возвращают в горницу. Но непременно в это время умерший занимает самое важное место в избе – в красном углу. Семья в это время готовится к похоронному обряду и последующему угощению гостей:

До похоронъ въ домѣ покойника особеннаго ничего нѣтъ: все идетъ обыкновеннымъ порядкомъ, также ѣдятъ, также говорятъ; впрочемъ все таки видны иногда хлопоты хозяйки позаготовить побольше крупки, мучки, маслица и другихъ хозяйственныхъ принадлежностей. Но вотъ насталъ день погребенiя: на лицахъ видна истинная печаль и тревожная озабоченность. Хозяйка обыкновенно хлопочетъ около печки, около колобковъ, да калитокъ; но безпрестанно на глазахъ у нея навертываются слезы; до хозяйства ли ей бѣдной.

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

похоронные обряды, похоронные обряды на руси, похоронные обряды славян


Поминки, часть похоронного обряда на Руси.

Обряд выноса покойного из дома и похороны

Похоронный обряд начинается будто бы с обычного приглашения гостей в дом, до начала действа о смерти в семье молчат:

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

В былые времена часто хоронили у нас на севере родных под порогом, чтобы защищали семью. В те же времена, когда записаны эти обычаи, уже уносили тело на кладбище, что было недалеко от деревни:

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

Похоронный обряд на том не заканчивается. Теперь надобно помянуть умершего. Делать это будут ещё несколько раз и через 9 дней, и через 40 дней, и через год, а потом во все праздники Дедов. Нынче же первый обряд поминовения. Все, кто помогал в похоронном обряде, возвращаются в дом. Сразу за стол не проходят, сперва обтирают руки о печь да согреваются рядом с ней. Огонёк-то печи очищает, прогоняет всякое худо, возвращает с границ мира Нави в приветливую к людям Явь. Теперь уж все садятся за стол. Коли достаток семьи небольшой, собираются на поминках родные да друзья, коли семья богата – выносят кушанье для всех жителей деревни, особо для деревенских бедняков. И начинают первые поминки…

похоронные обряды, похоронные обряды на руси, похоронные обряды славян


Праздник поминовения Предков

Так проходил похоронный обряд на Руси, у нас в Олонецкой губернии, некоторые деревни и нынче сохраняют древнюю традицию. Нынче же празднуем Осенние Деды, важный праздник Поминовения Предков. Вспомните нынче своих Дедов да непременно добрым словом!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: