Доклад на тему инвестиции в стартапы

Обновлено: 02.07.2024

Нет никакого смысла скрывать, что стартапы — одна из самых хайповых финансовых тем 2019 года в России. Мы окружены ими. Но в массовом сознании стартап — это уютненький подвальчик, в котором группка хипстеров конструирует что-то революционное. Это кинематографический взгляд.

Реальность сильно далека от такой картинки. Но нельзя не признать, что, несмотря на риски, инвестиции в стартапы — это выгодно. Направление растет, привлекает все больше внимания и денег, так что есть смысл присмотреться к инвестициям пристальнее.

Что такое стартап

Если лаконично, то стартап — это компания, работающая над решением проблемы, когда само решение неочевидно и успех не гарантируется. Добавив немного канцеляризма, можно сказать, что стартап — это бизнес-структура, ориентированная на прорывные инновации и созданная для решения проблемы путем предоставления нового продукта или услуги в условиях крайней финансовой и рыночной неопределенности.

Если же выражаться метафорично, то стартап — это инкубатор, в который кладут идею. Она там развивается, воплощается в жизнь и в случае успеха масштабируется до уровня публичной компании.


Выгодно ли вкладывать деньги в стартап

По статистике, 90% стартапов затухают в первые месяцы своего существования. Но оставшиеся потенциально генерируют взрывной рост дохода.

Также инвестиции в стартапы — неплохой способ диверсификации портфеля. Будет ли из этого какой-то толк? Успех технологических гигантов, таких как Facebook или Uber, говорит, что будет. Хотя инвестиции в стартапы — большой риск для инвестора, они несут высокий потенциал отдачи.

Плюсы и минусы

Инвестиции в зарождающийся бизнес имеет свои особенности, преимущества и подводные камни.

  1. Контроль над инвестициями. Большинству стартапов не нужно много денег на старте. Это означает, что наш вклад может дать нам значительную долю в будущей компании или даже место в совете директоров.
  2. Разнообразие. Стартапы есть на многих рынках и в разных отраслях. Это отличный способ диверсифицировать инвестиции, снижая риски.
  3. Большой потенциал для прибыли. Если стартап взлетит, это может принести огромную прибыль тем, кто успеет что-то вложить. Стоять у истоков молодой компании часто выгоднее, чем покупать акции уже известных брендов.
  1. Риск. Стартапы считаются инвестициями высокого риска, потому что больше 90% предприятий не преуспевает. Некоторые рынки чрезвычайно конкурентны или перенасыщены, а некоторые бизнес-идеи просто не работают.
  2. Невозможность точного прогнозирования. Даже в топовых экономиках, не говоря уже о развивающихся рынках, трудно спрогнозировать успешность стартапа. Слишком много факторов влияния, результат в равной степени зависит от идеи, качества исполнения, трудолюбия и энтузиазма разработчиков и от чистой удачи.

Преимущества и недостатки краудфандинга


Прелесть краудфандинга в том, что компании получают инвестиции, а спонсоры — профит без посредничества банков, фондовых бирж и венчурных фондов. Еще одно большое преимущество краудфандинговых платформ заключается в том, что они оптимизировали процесс сбора донатов. Он стал простым и не таким бюрократическим.

Преимущества краудфандинга для инвесторов:

  • диверсификация инвестиционного портфеля;
  • потенциально высокая отдача;
  • легкий старт (инвестирование онлайн);
  • низкий порог входа (минимальный вклад варьируются в зависимости от бизнес-концепции платформы и в среднем стартует с $300).

Таким образом, для инвесторов это отличная возможность вложиться в разработку инноваций и получить за это вознаграждение. Из минусов подобных инвестиций — трудно выбрать стоящий проект. Площадки собирают тучи энтузиастов. И сразу вычислить, какой проект выстрелит, а который нет, будет трудно.

Риски

Основные риски инвестиций:

  1. Риск возврата. Инвестиции в стартапы — отчасти лотерея. Возврат инвестиций не гарантируется.
  2. Основной риск. Риску подвергается вся сумма инвестиций. У стартапа нет акций, которые можно быстро продать на бирже, частично компенсируя потери.
  3. Конкурентный риск. Стартап может столкнуться с конкуренцией со стороны других компаний, работающих над этой же проблемой. Если их решение лучше — мы в пролете.
  4. Риск рыночного спроса. Даже если продукт окажется годным для инвестиций и будет хорошо справляться со своей задачей, не факт, что он понравится людям, его купят. Чистая психология.
  5. Кадровые риски. Инвестиции в стартап часто зависят от энтузиастов, создавших этот стартап. Если они разочаруются или придумают что-то лучше, все накроется медным тазом.

Этапы развития успешного стартапа

У всех предприятий есть жизненные циклы. Стартапы тоже развиваются, проходя определенные этапы.

Стадия идеи, бизнес-план, финансовый прогноз, анализ рынка

Самая частая причина — ошибочная концепция. Продукт либо повторяет то, что уже есть, либо решает придуманную проблему. Поэтому прежде чем вкладывать, нужно внимательно изучите свою целевую аудиторию и потенциальное соответствие нового предложения рынку.

Людям действительно нужен этот продукт или услуга? Какую проблему решает это предложение? Ваша идея уже кем-то была реализована? Ответы на эти вопросы помогут отделить реально полезный стартап от мусорного.


Стадия сооснователей

Здесь происходит переход от концепции к применению своих исследований на практике. Создаются прототипы, разрабатываются процессы и формируется команда.

На этом этапе есть время усовершенствовать бизнес-модель и максимально проработать концепцию жизнеспособного продукта. Можно потихоньку начинать маркетинговую кампанию, чтобы к моменту выхода продукта публика уже была подогрета.

Посевная стадия

Стартап-стадия

Как только все предварительные дела улажены, пора начинать производство. Многие справедливо считают, что это самая рискованная стадия всего жизненного цикла. На самом деле это так. Ошибки, допущенные на этом этапе, становятся основной причиной, по которой 25% потенциально успешных стартапов разваливается или поглощается конкурентами.

Акселерация

Стартовый рывок. Происходит, как правило, в первый год запуска. На этом этапе компания начинает демонстрировать прототипы, участвовать в конкурсах и активно продвигать свой продукт, приобретать первых клиентов и новых инвесторов.

Этот период — индикатор. Мы узнаем, насколько жизнеспособна компания и будет ли из нее толк. Для инвестора главное — не перепутать стартовый рывок и реальный рост. Они находятся на разных этапах жизненного цикла стартапа и играют совершенно разные роли.

Стадия раннего роста

Если компания находится на этой стадии, значит, бизнес получает новых клиентов и генерирует постоянный источник дохода. Инвестиций хватает, чтобы перекрыть затраты на обслуживание и продвижение.

Самая большая проблема для предпринимателей на этом этапе — разделение времени между целым рядом новых задач, требующих внимания (управление доходами и расходами, обслуживание новых клиентов, борьба с конкурентами, поиск рабочей силы и т. д.).

Стадия расширения

На этом этапе управление бизнесом становится рутинным. Сформирован персонал, а необходимость лично все контролировать отпадает.

Здесь можно начать думать о том, как извлечь выгоду из этой стабильности, расширяя производство, выпуская новый продукт или выходя на новый рынок. В бизнесе есть поговорка: если вы не двигаетесь вперед, вы двигаетесь назад. Поэтому если не ты занимаешь рынок, это делает кто-то другой.


Стадия выхода на ipo

Мечта любого стартапа — поднять компанию до уровня публичной, выпустить акции и начать торговать ими на бирже, получая выход на крупнейший глобальный рынок инвестиций.

После IPO компания может не только собирать больше инвестиций, но и генерировать дополнительные средства посредством вторичных предложений, или проще говоря, торгуя своими и чужими активами на бирже (инвестиции в ценные бумаги или спекуляция ими).

Как инвестировать в стартапы: пошаговая инструкция

Основные варианты инвестиций ниже.

Краудинвестинговые платформы

Такие сайты, как SeedInvest или WeFunder, предоставляют глобальный доступ к стартапам или молодым компаниям, которые ищут капитал. Чтобы зарегистрироваться, нужно пройти стандартную для всех инвестиционных сайтов процедуру.

А именно, указать личную информацию, прикрепить реальный банковский счет и пополнить депозит. Дальше остается открыть рейтинг, отсортировать стартапы по направлению деятельности, выбрать тот, что нравится и сделать донат.

Модель p2p-кредитования

Современная экономика и прогрессивные технологии дали миру захватывающую вещь — альтернативное финансирование. В основном это два типа — краудфандинг и одноранговое кредитование. Как и в модели краудфандинга, здесь участвуют три стороны (инвестор, стартап, посредник) поэтому их часто путают. Но это разные вещи.

Концепция p2p-кредитов принципиально иная. В этом случае люди или компании одалживают деньги под фиксированный процент, а не покупает какие-либо акции или долю в бизнесе.

Безопасно ли это? Многие сайты P2P-кредитования утверждают, что они принимают только платежеспособных заемщиков. И скорее всего не врут. На самом деле это в их же интересах, потому что чем больше успешных сделок, тем больше заработает сама платформа.


Вкладывать через клуб инвесторов онлайн

Вступление в инвестиционный клуб многие считают лучшим инвестиционным решением. Инвестиционный клуб — это группа людей, которые объединяют свои деньги для инвестирования. Обычно инвестиционный клуб — партнерская организация, где все вопросы решаются голосованием большинства голосов членов.

Возможно, самая большая выгода от вступления в инвестиционный клуб — это образование. Когда несколько инвесторов собираются вместе, чтобы поделиться идеями и информацией, часто возникает синергетический эффект, когда сумма частей больше, чем целое.

Инвестиционные клубы можно сравнить с паевыми инвестиционными фондами. Они также аккумулируют средства и вкладывают их в бизнес, ценные бумаги или другие активы.

Однако ПИФы собирают средства вкладчиков и торгуют ими на свое усмотрение, а члены клуба вкладывают собственные деньги. Каждый участник может активно участвовать в принятии инвестиционных решений. Все члены клуба — это и есть управленческая команда. Одновременно инвесторы и управляющие. И никаких посредников.

Правила для инвесторов

Где искать крутые и выгодные стартап-проекты

Здесь несколько вариантов.

Площадки и биржи стартапов

Онлайн-платформы предлагают электронные каталоги компаний, собирающих инвестиции. Конечно, вероятность найти что-то революционное крайне мала, но годные идеи здесь водятся.

Глобальные платформы типа Seedinvest, WeFunder объединяют инвесторов и разработчиков со всего мира. Старт — от $10-100. На каждом рынке есть и свои локальные проекты, но здесь аудитория, конечно, поменьше и средства собираются медленнее.


Открытые базы данных о стартапах

Можно искать в открытых интернет-источниках поиск по публичным каталогам, форумам и базам данных. Информацию можно отфильтровать по сфере деятельности стартапа, ожидаемой прибыли и другим параметрам. При этом важно понимать, что в таких источниках информация может быстро терять актуальность. Также здесь часто околачиваются мошенники, ждущие инвестиций в свои кошельки.

Наблюдать за финалами конкурсов

Цель конкурса — развивать инновационную среду, привлекая внимание заинтересованной публики (потенциальных клиентов и возможные инвестиции). Организаторы могут делать так чисто из благотворительных целей и за вознаграждение. Для инвестора есть смысл присмотреться к финалистам таких конкурсов. Часто попадаются годные для инвестиций.

Стратегии инвестирования

Основные стратегии для инвестиций:


Альтернативы

Для разработчика альтернатива — поработать в крутой компании. Вместо того чтобы идти наобум, устроиться на работу в компанию, которая занимается примерно тем же и изучить всю кухню изнутри. Например, такой совет дает создатель и до недавнего времени руководитель Alibaba Group Джек Ма. Сначала учись у успешных, а потом делай лучше, чем они.

Для инвестора прямая альтернатива инвестиций — купить акции или облигации готового бизнеса. Доходность меньше. О месте в управлении можно и не мечтать (основные пулы акций уже распроданы). Взамен — высокая ликвидность и хоть какие-то гарантии возврата.

Другая альтернатива инвестиций — P2P-кредитование. Просто даем денег под проценты, не связываясь с бизнесом как таковым. Вообще ни во что не вникаешь. Дал сумму и получил обратно с процентом.


Отзывы инвесторов

Есть много мнений о подобных инвестициях.

К примеру, аналитик Rackspace Роберт Скоббл не советует вкладываться в стартапы тем, кто не знаком хорошо с фондовым рынком и не имеет в запасе других активах. По его мнению, эта форма инвестиций имеет неоправданно высокий риск. Поэтому подходит только для тех, кто уже сколотил приличный капителец и готов жертвовать его на эксперименты.

Сооснователь и СЕО Petcube Ярослав Ажнюк уверен, что за стартапами и инвестициями в них будущее. По его мнению, главное, найти людей с опытом работы в стартапах, даже неуспешных. Эти люди уже набили шишки и подумали над тем, как обойти возможные проблемы.

Также он делает акценты на том, что нужно сразу выжимать максимум из выбранной ниши, пока не проснулись конкуренты. Если для этого нужно выехать в Африку, США или Китай, значит, нужно сделать это. Иначе не стоит и заморачиваться.

Маркетинговый директор Readdle Денис Жаданов тоже сторонник инвестиций в стартапы. И у него также есть свои хитрости.

Например, он рекомендует вкладываться только в те стартапы, которым удалось разместиться на западных краудфандинговых платформах, особенно американских. У них больше шансов быть замеченными и оцененными инвесторами и крупными компаниями.

Заключение

Инвестиции в начинающие компании могут быть выгодными во всех отношениях. Рентабельность очень высока за счет большой доли капитала первых инвесторов в стартапе. Инвесторы получают больше контроля над будущим бизнесом и фактически могут стать у истоков новой отрасли.

При этом инвестиции в стартапы по своей сути рискованные. Эксперты советуют отводить на них не более 2-4% своего инвестиционного портфеля, делая основную ставку на акции и доли в ETF. Это более медленная, но и более осторожная стратегия заработка.

На этом все, до встречи, делитесь информацией об инвестициях, если она была полезной.

image

Данная статья первоначально предполагалась для прочтения инвесторами, но будет интересна и для тех, кто хочет создать свой стартап или уже находится в процессе его создания. Автор хорошо описывает тенденции в мире стартапов, что будет полезно для начинающих бизнесменов. — Прим. переводчика

Работа Y Combinator

Венчурный фонд Y Combinator на сегодняшний день профинансировал 564 стартапа, включая текущую партию из 53 стартапов. Совокупная оценочная стоимость 287 стартапов, которые были оценены (вследствие привлечения раунда финансирования, приобретения кем либо или закрытия стартапа вследствие чего либо) составляет приблизительно $11,7 миллиарда. Предшествующие текущей партии 511 стартапов вместе составили приблизительно $1,7 миллиарда. [1]

Как правило, эти цифры формируются благодаря лидерам списка. На топ-10 стартапов приходится 8,6 из этих 11,7 миллиарда. Однако за ними следует группа более молодых стартапов. Есть еще порядка 40, которые намерены стать действительно крупными.

Тенденции мира стартапов

Одним из следствий финансирования такого большого количества стартапов является видение тенденций на раннем этапе. Поскольку привлечение средств является одним из главных аспектов, с которыми мы помогаем стартапам, мы находимся в выгодном положении, которое позволяет нам видеть тенденции в инвестировании.

Изменение финансирования

Я собираюсь рассказать о том, куда ведут эти тенденции. Давайте начнем с самого основного вопроса: будет будущее лучше или хуже настоящего? Заработают инвесторы в целом больше денег или меньше?

Я думаю, что больше. Действуют различные силы, некоторые из них сократят прибыль, а некоторые увеличат. Я не могу с уверенностью сказать, какие силы будут преобладать, поэтому просто опишу их, а вы сможете решить для себя.

Изменения в финансировании стартапов по двум причинам (силам). Первое — удешевление стоимости запуска стартапа, второе — стартапы все плотнее входят в нашу жизнь, становятся обычным делом.

Когда я закончил колледж в 1986 году, у меня было лишь два варианта выбора: устроиться на работу или пойти в аспирантуру. Теперь есть третий: основать собственную компанию. Это большая перемена. В принципе, свою компанию можно было основать и в 1986 году, но тогда это казалось нереальным. Возможным казалось основать консалтинговую компанию или компанию, предлагающую нишевый продукт, но не компанию, которая могла бы стать крупной. [4]

Такая перемена, когда вместо 2 вариантов появляется 3, представляет собой крупный социальный сдвиг, который случается один раз на несколько поколений. Я думаю, что этот сдвиг только начался. Сложно представить, насколько крупным он будет. Таким же крупным, как промышленная революция? Скорее всего, нет. Но достаточно крупным, чтобы удивить всех, что всегда делают крупные социальные сдвиги.

Изменение количества стартапов

Одно можно сказать с уверенностью: количество стартапов существенно возрастет. Монолитным компаниям с весомой иерархией середины XX века приходят на смену сети более мелких компаний. Это процесс сейчас происходит не только в Кремниевой долине. Он начался несколько десятилетий назад и имеет место даже в автомобильной отрасли. Ему предстоит долгий путь. [5]

Увеличение контроля хозяев над компаниями

Еще одной важной причиной перемен является удешевление стоимости запуска стартапа. В действительности две силы связаны: уменьшение стоимости запуска является одной из причин становления стартапов обыденными.

Тот факт, что стартапам требуется меньше денег, означает, что основатели будут становиться все большими хозяевами положения в отличие от инвесторов. Вам все еще нужно столько же их энергии и воображения, но им уже не нужно столько сторонних денег. Поэтому доля основателей в своих компаниях и контроль над ними будут увеличиваться.

Означает ли это, что инвесторы будут зарабатывать меньше денег? Не обязательно, поскольку количество хороших стартапов будет расти. Общая сумма востребованных и доступных инвесторам акций старатапов скорее всего увеличится, поскольку количество востребованных стартапов вероятно будет расти быстрее, чем уменьшаться доля, продаваемая инвесторам.

Изменение процента успешных стартапов

В бизнесе венчурного капитала считается, что в год действительно успешными становится примерно 15 компаний. Несмотря на то, что множество инвесторов несознательно рассматривают это число как космологическую постоянную, я уверен, что оно таковым не является. Вероятно, существуют ограничения скорости, с которой могут развиваться технологии, но сейчас не это является ограничивающим фактором. Если бы это было так, каждый успешный стартап основывали бы в тот же месяц, когда это становилось возможным. В данный момент ограничивающим фактором больших успехов является количество достаточно хороших основателей, запускающих компании, и это количество может и будет увеличиваться. Все еще есть множество людей, из которых бы вышли отличные основатели, но которые так и не взялись за это. Это можно наблюдать по тому, как случайно возникли некоторые из самых успешных стартапов. Очень много крупнейших стартапов не были полностью реализованы, поэтому должно быть много таких же хороших еще фактически не реализованных стартапов.

Возможно, есть в 10 или даже в 50 раз больше хороших основателей. По мере того, как больше из них будут двигаться вперед и основывать стартапы, эти 15 самых успешных в год могут легко превратиться в 50 или даже 100. [6]

А что же прибыли? Движемся ли мы к миру, в котором прибыли будут повышаться и повышаться? Я думаю, что топовые фирмы на самом деле будут зарабатывать больше денег, чем в прошлом. Высокие прибыли не являются результатом инвестиций в компании с низкой оценочной стоимостью. Они являются результатом инвестиций в компании, которые действительно хорошо работают. Поэтому, если с каждым годом таких компаний будет становиться все больше, тех, кто научатся делать лучший выбор, ждет повышенный успех.

Это означает, что бизнес венчурного капитала станет более разнообразным. Компании, которые смогут рассмотреть и привлечь лучшие стартапы, будут еще более успешными, потому что увеличится количество стартапов, которые можно рассмотреть и привлечь. В то же время плохие компаний будут получать отходы, как и сейчас, но будут платить за них большую цену.

Я также не думаю, что сохранение основателями контроля над своими компаниями будет оставаться проблемой. Эмпирическое доказательство этого уже четко обозначилось: инвесторы зарабатывают больше денег, обслуживая основателей, чем командуя ими. Несколько унизительно, но на самом деле хорошая новость для инвесторов, поскольку на обслуживание основателей уходит меньше времени, чем на контроль каждого их шага.

Бизнес-ангелы

А что же бизнес-ангелы? Я думаю, здесь много возможностей. Как инвестор-ангел я терпел неудачи. Невозможно получить доступ к лучшим сделкам, если вы не такой успешный, как Энди Бехтолшайм, и когда вы уже инвестируете в стартап, венчурные капиталисты, придя позже, могут попытаться отнять у вас вашу долю. Теперь ангел может сделать что-то вроде Demo Day или AngelList и получить доступ к тем же сделкам, что и венчурные капиталисты. Времена, когда венчурные капиталисты могли вытеснить ангелов из таблицы капитализации давно прошли.

Будет ли количество крайне успешных стартапов расти прямо пропорционально количеству новых стартапов? Скорее всего, нет по двум причинам. Первая это то, что боязнь основывать стартап в былые времена была довольно эффективным фильтром. Теперь, когда цена неудачи снижается, следует ожидать, что будут запускаться все больше стартапов. Это не плохо. В сфере технологий это обычная практика, когда инновация, снижая стоимость неудачи, увеличивает количество неудач и при этом оставляет вас впереди.

Конфликты идей

Еще одна причина, по которой количество крайне успешных стартапов не будет расти пропорционально количеству новых стартапов, это ожидаемое увеличение количества конфликтов идей. Несмотря на то, что ограниченность количества хороших идей не является причиной того, что мы имеем только 15 крайне успешных стартапов в год, количество хороших идей все же ограничено, и чем больше будет стартапов, тем больше мы будем наблюдать ситуацию, когда несколько компаний делают одно и то же в одно и то же время. Будет интересно, в плохом смысле, если конфликты идей станут обычным явлением. [7]

Пирамида стартапов

В основном из-за увеличения количества ранних неудач, бизнес стартапов будущего изменит свою форму, он увеличит свои масштабы. То, что было обелиском, станет пирамидой. Она будет немного шире вверху, но намного шире внизу.

Что это означает для инвесторов? Во-первых, инвесторы получат больше возможностей на самой ранней стадии, потому что именно здесь объем нашего воображаемого массива растет быстрее всего. Представьте обелиск инвесторов, который соответствует обелиску стартапов. По мере его расширения в пирамиду для соответствия пирамиде стартапов все содержимое будет стремиться вверх, оставляя вакуум внизу.

Эта возможность для инвесторов в основном означает увеличение количества возможностей инвесторов, поскольку степень риска, которую существующий инвестор или компания комфортно принимает, является для них одной из самых сложных для изменения вещей. Различные типы инвесторов адаптированы к различным степеням риска, при этом каждый из них принимает конкретную прочно установившуюся степень риска, и это касается не только процедур, которым они следуют, но также и людей, которые работают в такой компании.

Инвестиции серии А

Я считаю, что самая большая опасность для венчурных капиталистов, а также самая большая возможность, кроется в стадии инвестиций серии А. Или скорее в том, что было стадией инвестиций серии А, пока серия А фактически не превратилась в раунды серии В.

В настоящее время венчурные капиталисты часто сознательно инвестируют слишком большие средства на стадии серии А. Делают они это потому, что чувствуют, что должны урвать большой кусок каждой компании в серии А, чтобы компенсировать стоимость упущенной возможности, связанной с получением места в правлении. Это означает, что там, где присутствует большая конкуренция за сделку, изменяющаяся цифра – это оценочная стоимость (и поэтому инвестируемая сумма), а не продаваемая доля компании. Это означает, особенно в случае более перспективных стартапов, что инвесторы серии А часто заставляют компании брать больше денег, чем те хотят получить.

Некоторые венчурные капиталисты обманывают и заявляют, что компании действительно нужно так много. Другие более искренние и признают, что их финансовые модели требуют владения определенным процентом каждой компании. Но мы все знаем, что суммы, которые привлекаются в раундах серии А, определяются, не спрашивая, что будет лучше для компаний. Они определяются венчурными капиталистами исходя из доли компании, которой они хотят владеть, и рынка, который обуславливает оценочную стоимость, а значит и инвестируемую сумму.

Как многое плохое, такая ситуация сложилась непреднамеренно. Бизнес венчурных капиталистов столкнулся с ней после постепенного устаревания своих изначальных предположений. Традиции и финансовые модели бизнеса венчурных капиталистов зародились, когда основатели нуждались в инвесторах больше. В те времена было естественным для основателей продавать большую часть своей компании в раунде серии А. Теперь основатели предпочитают продавать меньшую долю, а венчурные капиталисты упираются, так как не уверены, что смогут заработать, купив менее 20% каждой компании в серии А.

Что будет с бизнесом венчурных капиталистов, когда это произойдет? Не знаю. Но бьюсь об заклад, что какая-то конкретная фирма окажется впереди. Если одна из лидирующих компаний венчурного капитала начнет делать инвестиции серии А исходя из суммы, которую компания хочет привлечь, и оставит приобретаемую долю на усмотрение рынка, а не наоборот, она мгновенно получит почти все лучшие стартапы. Именно здесь кроются деньги.

Нельзя всегда противостоять силам рынка. Последние десять лет мы наблюдаем, что доля компаний, продаваемых в раундах серии А неудержимо снижается. Раньше обычными были 40%. Сейчас венчурные капиталисты борются за то, чтобы удержать планку на уровне 20%. Но я каждый день жду, что эта планка рухнет. Это произойдет. Можете смело ожидать этого.

Кто знает, может венчурные капиталисты будут зарабатывать больше, поступая правильно. Это был бы не первый такой случай. Венчурный капитал – это бизнес, в котором случайный большой успех дает стократные прибыли. Насколько уверенным можно быть в таких финансовых моделях? Большие успехи должны стать лишь немного менее случайными, чтобы компенсировать снижение в два раза долей, продаваемых в раундах серии А.

Если вы хотите найти новые возможности для инвестирования, обратите внимание на то, на что жалуются основатели стартапов. Они – ваши клиенты, а их жалобы – это неудовлетворённый спрос. Я привел два примера того, на что больше всего жалуются основатели: инвесторы, которые слишком долго принимают решения, и чрезмерное увеличение капитала в раундах серии А. Именно на это сейчас стоит обратить внимание. И более универсальный рецепт: делайте то, чего хотят основатели.

Примечания

[1] Я понимаю, что истинным мерилом успеха стартапа является прибыль, а не привлеченные средства. Мы представили статистику по привлеченным средствам, потому что это те цифры, которые у нас есть. Мы не смогли бы содержательно говорить о прибылях, не включив цифры самых успешных стартапов, а и у нас их нет. Мы часто обсуждаем рост прибыли со стартапами на более ранней стадии, потому что именно так мы измеряем их прогресс, но когда компании достигают определенного размера, то такие действия со стороны посевного инвестора становятся наглостью.

В любом случае, рыночная капитализация компаний в конечном счете начинает функционально зависеть от прибылей, и постинвестиционные оценки представляют собой по меньшей мере догадки профессионалов относительно того, к чему приведет такая капитализация.

[4] Я понимаю, что основать компанию не обязательно означает основать стартап. Многие люди основывают обычные компании. Но это не актуально для аудитории инвесторов.

Спасибо Сэму Альтману, Полу Бухгайту, Дальтону Кальдвеллу, Патрику Коллизону, Джессике Ливингстон, Эндрю Мэнсону, Джеоффу Ральстону, Гарри Тэну за прочтение черновиков этой статьи. (прим. автора)

Перевод выполнен в рамках летней школы стартапов Tolstoy Summer Camp.

Фото: Unsplash

Стартапы ищут привлекательную бизнес-модель, в то время как компании уже имеют ее и нацелены на ее успешное выполнение. Кстати, стартап не обязательно предусматривает внедрение технических инноваций или изобретений — он сосредоточен именно на новых бизнес-моделях.

Это различие между стартапом и компанией влияет на характер и потребности обоих типов организаций.

Чем стартап отличается от малого бизнеса

Помимо того, что у стартапа нет готовой бизнес-модели, аналитики отрасли выделяют еще ряд особенностей такого проекта:

Фото:Alexander Sinn / Unsplash

Этапы развития стартапов

Каждый стартап перед выходом на рынок проходит несколько ступеней. Однако в некоторых случаях автор идеи может сознательно пропустить несколько стадий, если позволяет ситуация. Главное — перед запуском определить, что будет со стартапом после того, как он привлечет инвестиции. Это может быть уход в традиционный бизнес, продажа или запуск на фондовом рынке. Такая информация особенно важна для потенциальных инвесторов, чтобы понимать риски и рентабельность вложений.

Существует несколько основных этапов, которые проходит стартап:

  • Problem/Solution Fit — подтверждение проблемы и того, что предлагаемый продукт ее решит;
  • Minimum Viable Product (MVP) — разработка рабочего прототипа с минимальным функционалом для решения проблемы; выпуск альфа-версии и тестирование ее недочетов;
  • Product/Market Fit — подтверждение, что у продукта есть рынок сбыта (закрытая бета-версия продукта);
  • Scale — масштабирование бизнес-модели (открытая бета-версия и выпуск потребительской версии продукта);
  • Maturity — переход от стартапа к бизнесу.

Фото:Vizilla / Shutterstock

Как найти идею для стартапа?

Многие стартапы терпят неудачу из-за того, что представляют собой неудачно скопированную идею или не отвечают реальным потребностям рынка.

Есть несколько способов, которые помогут выбрать удачное решение для стартапа:

Инвестиции в стартап

Инвесторы обычно либо продают свои доли в успешном стартапе, либо сохраняют их для получения стабильного пассивного дохода. Стороны оговаривают разделение прибыли заранее. При этом доля инвестора иногда составляет большую часть дохода, а доля создателя не превышает 10%. В России 42% фаундеров сохраняют долю в компании от 76%, 29% — от 51% до 75%. Это объясняется тем, что большинство из них привлекают собственный капитал или берут кредиты.

Чтобы найти хороший проект для вложений, инвестору нужно провести серьезную работу. Она включает в себя не только поиск и получение информации о стартапах, но и формирование собственного имиджа в глазах авторов идей.

Пять шагов к построению правильной инвестиционной стратегии:

Фото:Shutterstock

Как заинтересовать инвестора

Перед привлечением инвестиций нужно определить для себя конечную цель финансирования и в зависимости от нее рассчитать размер вложений, источники и сроки их получения.

После этого нужно определиться с инвесторами. Если привлечь деньги от ближнего круга не получается или не хочется, то необходимо составить список подходящих для целей проекта фондов или бизнес-ангелов. Фонды можно находить в деловых медиа или в профильных каналах мессенджеров. С инвесторами можно связаться в LinkedIn, предварительно подготовив теплые письма с необходимой информацией. Можно также задействовать знакомства, чтобы добиться личной встречи.

При личном общении с инвестором важно сразу его заинтересовать. Для этого необходимы привлекательный бизнес-план, а также лаконичная и наглядная презентация или питч. Преимущества перед конкурентами и уникальность своей идеи нужно обозначить вначале. Также нужно указать на явные материальные выгоды и ожидаемый результат. Для этого подойдет статистика по итогам теста прототипа или любая другая, которая обосновывает потребность в данном продукте или услуге.

Краткий план питча:

  • описание проблемы и ее решение;
  • стадия проекта, метрики и достижения;
  • бизнес-модель;
  • этапы развития и что уже сделано;
  • рынок и конкуренты;
  • команда;
  • инвестиционное предложение.

Чтобы презентация вышла успешной, нужно научиться говорить с инвестором на одном языке — кратко и емко. Необходимо подготовиться ко всем возможным возражениям с его стороны.

Фото:Carles Rabada / Unsplash

Где искать деньги и каким бывает финансирование

Авторы стартапов ищут средства на специализированных площадках, форумах, а также в инвестиционных конкурсах и корпоративных акселераторах. Некоторые из них запускают проекты, уже имея капитал, но бывают и стартапы без бюджета.

Стартапер может предложить инвесторам несколько типов участия. Все зависит от того, насколько самостоятельный стартап и каковы планы его организатора на будущее.

Стартап обычно проходит несколько этапов финансирования:

Проект существует на уровне идеи, а разработка первого прототипа только готовится. Как правило, на этом этапе стартапер привлекает средства своего близкого окружения — семьи и друзей (FFF-инвестирование). Либо автор идеи задействует собственные деньги, берет ссуды или кредиты (бустрэппинг).

Раунд считается самым сложным и может длиться более года. На этом этапе происходит тестирование бизнес-модели. Если она перспективная, то проект могут поддержать деньгами бизнес-ангелы и венчурные фонды ранних стадий.

Стартап становится компанией с рабочей бизнес-моделью, командой и клиентами. Компания привлекает прямых инвесторов.

Если компания еще не начала зарабатывать самостоятельно, то ей необходимо продолжить привлекать средства для масштабирования. На этом этапе ей понадобится несколько бизнес-ангелов или фондов-участников.

Финальная стадия развития стартапа. Компания выходит на фондовый рынок и начинает первичную продажу акций. Список возможных инвесторов резко расширяется, а бизнес получает статус, который позволяет ему расти и развиваться дальше.

Фото:Shutterstock

Как создать удачный стартап

Около 90% стартапов терпят неудачу из-за плохой бизнес-модели, неэффективного распределения инвестиций, юридических ошибок или высокой конкуренции.

Чтобы минимизировать риски при организации стартапа, нужно следовать простым принципам, которые описывал бизнесмен Стив Бланк:

  • понять проблему и потребности целевой аудитории продукта;
  • исследовать рынок;
  • создать свое решение с использованием инноваций или нового подхода к организации бизнес-процессов; мотивированную и профессиональную команду;
  • определить способ реализации идеи еще на этапе тестирования и презентаций инвесторам;
  • не ждать стремительного успеха, действовать в соответствии с планом.

От стартапа — к успешной компании

Вот несколько примеров удачных стартапов, которые смогли развиться в компании мирового уровня:


Стартап – это реализация идеи будущего, новая бизнес-идея которая способна усовершенствовать определённые процессы или повысить качество жизни человека. Идея для стартапа должна быть непросто актуальной, а в своем роде единственной, уникальной. Получение прибыли от стартап-проекта носит часто второстепенное значение для создателя. Часто создатели горят идеей, а монетизация наступает гораздо позже, на этапе развития и масштабирования проекта. Как открыть стартап в России, сейчас знают даже школьники, идей и желания у людей предостаточно, но как правило главный и сложный вопрос — это поиск инвестиций для молодого бизнес-проекта.

Российские стартапы: особенности, перспективы

Российская инфраструктура для технологического предпринимательства развивается, количество стартапов стремительно растет. Некоторым отечественным проектам удается выйти на международный рынок. Однако в стране пока нет стартапов с оценкой в $1 млрд, а большинство идей позаимствованы у западных компаний.

Рассмотрим, что мешает российским компаниям становиться единорогами, какие бизнес-сегменты наиболее благоприятны для запуска стартапа, и где предприниматели находят идеи и инвесторов для своих проектов.

Что такое стартап?

Стартап – молодой коммерческий проект, основанный на какой-либо новаторской идее, и нуждающийся в венчурных инвестициях для развития. От обычной молодой компании стартап отличается:

• инновационной и высокотехнологичной идеей;
• наличием прототипа (MVP) вместо полностью готового коммерческого продукта;
• высокой степенью риска для инвестора.

Однако не каждый новый бизнес является стартапом, прежде всего — это новый стартующий проект (start up) созданный для масштабирования бизнес-идеи, имеющей наукоемкий или технологический характер.

Стартап — это новаторство, динамика, инвестиции, технологии и развитие.

К примеру, традиционная школа изучения иностранных языков или программирования – это обычный бизнес в сфере образования. Если же школа представляет собой онлайн-платформу, где обучение, консультации и тестирование проводит AI вместо обычных преподавателей – это EdTech стартап.

Почему в России нет стартапов-единорогов

Единорогами принято называть стартапы, которые быстро достигают инвестиционной оценки в $1 млрд. На международном рынке лидируют проекты из США и Китая: в списке высокотехнологичных стартапов аналитического портала CB Insights – 51 американский стартап и 22 китайских. Остальные места в первой сотне занимают проекты из Великобритании, Индии, Южной Кореи, Сингапура, Австралии, Канады, Швеции, Индонезии и Эстонии.

Лидерство США и Китая объясняется просто: на американском рынке работает огромное количество инвестиционных венчурных фондов, обладающих неограниченными ресурсами; китайские стартапы, помимо мощной государственной поддержки, могут рассчитывать на гигантский внутренний рынок с 1,5 млрд потребителей, чьи доходы неуклонно растут.

Российские стартапы развиваются в условиях, отличающихся от западных: культура проведения выставок инвестиционных проектов и венчурная экосистема пока что находятся в начальной стадии развития. Бюрократические препятствия в виде отсутствия четкого законодательства о краудфандинге и огромные сложности с выпуском облигаций тоже не способствуют масштабированию стартапов.

Другие важные факторы, препятствующие появлению отечественных единорогов – отсутствие оригинальных идей и локальный характер большинства проектов. Российские предприниматели, развивающие оригинальные идеи, предпочитают регистрировать стартапы за рубежом – поэтому большинство перспективных компаний с российскими корнями юридически являются американскими, британскими или сингапурскими.

Бизнес-идеи для стартапов

В основе большинства инновационных стартапов лежит ответ на какую-то сложную проблему. К примеру, FinTech площадка может предоставить доступ к финансовым, кредитным и инвестиционным инструментам для людей, которым сложно открыть расчетный или инвестиционный счет в обычном банке в силу бюрократических сложностей традиционной банковской системы.

Решение для проблемы может быть оригинальным или заимствованным у зарубежного стартапа. Кроме решения проблем, есть и другие источники идей для стартапов:

• монетизация хобби или профессиональных навыков;
• коммерческая разработка на основе собственного патента на изобретение;
• использование последних достижений науки и техники;
• создание продукта, отвечающего новейшим потребительским трендам.

Для поиска и оценки идей предприниматели часто используют онлайн-сервисы – SpyFu, SEMrush, SimilarWeb, QuickSprout, тренды Google. Кроме того, жизнеспособность идей можно оценить по показателям аналогичных и схожих проектов на краудфандинговых платформах и в инвестиционных клубах.

Этапы развития стартапа

В среднем развитие стартапа занимает около 3 лет. За этот срок компания проходит следующие этапы:

1. Исследование рынка и спроса на продукт, подготовка первой версии бизнес-плана.
2. Поиск подходов к целевой аудитории.
3. Создание MVP (прототипа продукта), тестирование и оценка юнит-экономики.
4. Разработка маркетинговой компании и внесение поправок в бизнес-план.
5. Поиск инвесторов.

Самые важные из этих этапов – тестирование минимально жизнеспособного продукта (MVP, прототипа) и оценка юнит-экономики. Реакция целевой аудитории на прототип покажет, существует ли в принципе платежеспособный спрос на продукт или услугу. Расчет юнит-экономики продемонстрирует стоимость привлечения и удержания каждого покупателя; поможет оценить экономическую целесообразность проекта и возможные направления масштабирования.

Как найти инвестора для стартапа

Краудфандинг обычно используют для реализации небольших проектов. Самые популярные в России площадки – Planeta, Boomstarter и StartTrack. Некоторые российские стартаперы предпочитают работать с зарубежными платформами – Kickstarter, Indiegogo, MicroVentures и Angellist.

Другие направления поиска инвесторов включают:

Как стартапу выйти на международный рынок

Аналитики Фонда развития интернет-инициатив подсчитали, что в среднем выход на международный рынок для российской компании занимает 1 год и обходится в 12 млн рублей. При этом предпринимателей постоянно подстерегают непредвиденные трудности и незапланированные расходы.

  • Читайте полезное по теме: 16 самых успешных технологических компаний в мире с российскими корнями. Российские стартапы получившие мировую известность, некоторые из них стали единорогами.

Упростить процесс выхода на зарубежные рынки могут специальные акселераторы и ассоциации. Вот несколько таких организаций:

В какой области стоит запускать бизнес-проект

Пандемия отрицательно сказалась на российской робототехнике , технологиях для массовых развлечений и офлайновой розничной торговле: эти отрасли восстановятся в течение 1-2 лет.

По мнению сооснователя клуба инвесторов Angelsdeck Сергея Дашкова, самые перспективные отрасли для стартапов сейчас – технологии для медицины и здоровья, инновационные биоразработки. При этом Дашков полагает, что в сегменте EdTech самые прибыльные бизнес-модели уже реализованы, и новым стартапам будет сложнее выйти на прибыль.

Инкубаторы и площадки для развития

Среди крупнейших акселераторов и инкубаторов:

Российские стартапы успешные на международном рынке

Среди российских стартапов, успешно освоивших зарубежные рынки в 2020-2021, есть решения для совместной онлайн-работы, электронной коммерции, распознавания людей в масках, платформа для найма профессиональных геймеров и наборы для проведения химических опытов. Взглянем на лидеров.

Компания Elementaree доставляет наборы нарезанных продуктов и пошаговые рецепты. Стартап уже привлек $5 млн инвестиций (в том числе от зарубежных компаний), успешно работает в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, планирует расширение в регионы.

Стартап Ecwid получил в прошлом году $42 млн от зарубежных венчурных фондов. Компания разработала комплексное решение для создания, продвижения и интеграции онлайн-магазина со всеми популярными торговыми площадками и соцсетями.

Сооснователь DigitalBrain Дмитрий Долгополов оказался в 2020 году самым молодым стартапером из успешных за рубежом. После прохождения акселератора стартап привлек $3,4 млн на разработку решений в области поддержки клиентов. Система, разработанная DigitalBrain, позволяет ускорить обработку обращений в техподдержку в 2 раза.

LegionFarm предоставляет необычный сервис – на платформе можно нанять профессионального геймера, чтобы быстрее повысить свой уровень в онлайн-игре. В сентябре 2019 года выручка стартапа составила $6 млн, к концу 2021 года компания планирует получить $60 млн выручки за год. Сервис основал геймер из Новосибирска. Сейчас платформой пользуются игроки из 48 стран.

Стартап NtechLab разработал технологию идентификации по лицу, которая срабатывает даже при наличии на лице маски. Компания получила более 1 млрд рублей инвестиций от Российского фонда прямых инвестиций и ряда частных инвесторов из ближневосточных стран. Разработка уже используется в 30 городах 15 стран, включая дальнее зарубежье – Европу, Ближний Восток и Латинскую Америку.

Еще один российский стартап разработал маску Blanc, с которой, очевидно, не справится даже технология NtechLab. Маска в стиле музыкального дуэта Daft Punk закрывает лицо полностью, обеспечивая не только 99,7% защиту от коронавируса, но и полную анонимность. Стильный дизайн маски привлек внимание ряда зарубежных модных изданий. Проект финансировался на платформе Kickstarter, где по предзаказу можно было купить изделие за $79. В свободной продаже стоимость маски начинается с $149.

Дополнительно любое нововведение осложняется сложными бюрократическими процедурами, оформление прав на интеллектуальную собственность. Часто сейчас стартап в России это показательные выступления перед главными лицами страны.

Российские стартапы не всегда созданы гениями в области программирования, ведь идею может реализовать любой, а создать продукт, который будет успешно продаваться могут создать только единицы и, возможно, вы в их числе.

Читайте также: