Подвижные игры народов северного кавказа доклад 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

В исторических судьбах, в быту и культуре всех северо-кавказских народов много общего. Сказанное относится и к народным играм. Не случайно уже много лет проводятся единые соревнования по национальным видам спорта и играм народов Северного Кавказа.

Между играми кабардинцев и балкарцев имеются некоторые различия. Они связаны, в частности, с различием природных условий традиционных мест расселения кабардинцев и балкарцев. В степной Кабарде много игр и состязаний на лошадях (кабардинская порода лошадей известна во всем мире). Здесь немало игр, требующих просторных ровных площадок для бега, игр с мячом и т. д. В горной Балкарии труднее приживаются такие игры, зато здесь особенно популярны игры, требующие умения преодолевать горные склоны или спускаться с них на горных лыжах (шереже), игры с метанием, переноской тяжестей, всевозможными прыжками и т. д.

Игры с предметами

Повелитель лунки (Гъуэтет)

В этой игре участвуют подростки, 10-20 человек. Играют все теплое время года. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30x30 м. В центре ее выкапывается лунка, в которую кладут мяч.

  1. Нельзя выбегать за условленную территорию. О расстоянии между мячом и играющими договариваются заранее - от этого зависит степень сложности игры.
  2. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскока.

Палочка для игры (Кхъуэп)

Игра эта имеет несколько разновидностей, включая сложные многоборья. Ниже приводится сравнительно простая разновидность. Играют чаще всего подростки, 20-40 человек. Для игры нужна площадка длиной 30 м, шириной не менее 10 м.

Рис. 1. Палочка для игры


Рис. 1. Палочка для игры

Описание. Выбрав двух вожаков (тамада), играющие делятся способом сговаривания на две команды по 10-20 человек в каждой. Какой команде начинать игру, решает жребий: один из играющих отходит на 7-8 м и поднимает вверх обе руки, одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак. Один вожак выбирает кулак, другой - ладонь. Отошедший опускает одну руку. Игру начинает команда вожака, который перед этим выбрал именно эту руку. Команда получает гладкую прочную палочку (длиной 20-30 см) или связанную кольцом прочную веревку длиной 1 м и отходит вместе с другой командой на 30 м от своих вожаков на другой конец площадки.

Обе команды строятся на исходной линии в общую шеренгу через одного, а впереди, в 2 м от них, становится самый быстрый и сильный член команды, начинающий игру (рис. 1). В руках у него палочка или веревка. По сигналу своего вожака играющий с палочкой бежит к нему, стараясь донести до него палочку. Игроки другой команды стараются отнять палочку и принести ее своему вожаку. Команда, владеющая палочкой, защищает ее, не допуская соперников к игроку, бегущему с палочкой. Побеждает команда, сумевшая овладеть палочкой и донести ее до своего вожака (тамады).

  1. Для овладения палочкой разрешается силовая борьба, но запрещаются грубые, болевые и опасные приемы.
  2. Нельзя задерживать соперников на исходной линии.
  3. Вожаки находятся на одинаковом расстоянии от шеренги. Расстояние между ними - 5 м. Им не разрешается сходить с места.

Крутить кубарь

В Кабардино-Балкарии проводят с кубарями такие игровые состязания:

  1. Два-три человека запускают свои кубари, соревнуясь, у кого дольше провертится кубарь при одинаковом числе ударов кнутика. Иногда число ударов не учитывается, а фиксируется только время вращения.
  2. Участники стремятся провести кубарь, подстегивая его кнутиком, по лабиринту (из палок, камней или нарисованному).
  3. Участники стараются загнать кубарь на возвышение, а затем заставить его скатиться по лабиринту. Если кубарь сойдет с пути, то его хозяин считается проигравшим.
  4. Участники бьют по кубарю кнутиком так, чтобы он перевернулся в воздухе (т. е. сделал сальто). Для этого используется кубарь, заточенный в форме конуса с обоих концов.
  5. Участники стремятся провести кубарь через преграды (преградой может быть палка, камень и т. д.).
  6. Иногда запускают по желобу 2 кубаря с двух сторон: чей кубарь остановится при столкновении первым, тот и проиграл.
  7. Участники стараются провести крутящийся кубарь по неглубокому снегу до установленного места. Это соревнование требует особой ловкости, силы и тренированности.

Катание на шереже

Старинная игра катание на горных лыжах с поручнями известна в Кабардино-Балкарии и в наше время. Встречается она также в Чечено-Ингушетии и других местах Кавказа. Подросток, становясь на лыжи с поручнями, может управлять ими не только ногами, но и руками, всем телом. Лучший материал для изготовления шереже - заготовки из чинары, клена. Эти твердые, легко полирующиеся породы дерева не набухают от влаги, обеспечивают хорошее скольжение. Размеры бруска для каждой лыжи - 60x7x5 см. Спереди делается закругленный срез (рис. 2). Поручни изготовляются из гнутых палок. Концы палок закрепляются в просверленных сверху отверстиях на таком расстоянии, чтобы между ними поместилась стопа ноги. Высота поручней зависит от роста человека. Катающийся держится за поручни, чуть-чуть сгибаясь. Шереже как средство спуска с горы позволяет соревнующимся продемонстрировать высокую скорость, маневренность, ловкость и удаль.

Рис. 2. Катание на шереже


Рис. 2. Катание на шереже

Описание. Лыжню для шереже прокладывают заранее. Если склон достаточно широк, прокладывают несколько параллельных лыжней и соревнуются в том, кто быстрее спустится с горы или кто проедет дальше всех.

Для шережистов устраивают небольшие трамплины с последующей лыжней для скольжения на определенное расстояние. При этом учитывается дальность прыжка и дальность последующего скольжения.

Шережисты Верхней Балкарии, Баксанского и Чегемского ущелий устраивают состязания на местности с препятствиями. Например, шережист должен объехать дерево или валун.

  1. При соревновании на дальность спуска съехавший не должен делать дополнительных шагов после того, как лыжи перестанут двигаться по инерции. Надо отметить место и только тогда двигаться дальше.
  2. При падении шережиста его результат не засчитывается.

Под буркой (Щиакиуэкъуэплъ)

Играют на площадке длиной 30-35 м, шириной 5-10 м. Для игры нужна бурка (национальный вид одежды), которую можно заменить курткой, пальто или другой плотной (непросвечивающей) верхней одеждой. Участвует в игре 10-15 подростков, обычно одни мальчики.

Рис. 3. Под буркой


Рис. 3. Под буркой

Известно, что уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Игры народов Северного Кавказа позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению и развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, культуры, традиций. Многие игры народов Кавказа были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость.

Учитывая многонациональность Кавказского региона, я считаю необходимо, кратко остановиться на национальных активных играх детей этих народов, через которые желательно приобщать старших дошкольников к физической культуре. Благодаря народным играм, дети приобщаются к национальной культуре, испытывая положительные эмоции. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у детей способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству.

Целью: является приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Северного Кавказа

Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:

1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа);

2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);

3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).

Структура знакомства с подвижной игрой :

1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания дошкольников о национальной культуре народов. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра, читается легенда.

2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.

3) Проведение игры.

4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ.

Распределение подвижных игр народов Северного Кавказа в течение учебного года

месяц Адыгейские Азербайджанские Грузинские Кабардино-балканские Северо-Осетинские Дагестанские Армянские Чечено-ингушские

Игры с подражанием зверей и птиц- январь

Игры с предметами (платочки,камушки. шапка)

Игры соревнованияигры единобортва- март

Игры на основе Кавказских легенд - май

Классификация подвижных игр народов Северного Кавказа по задачам физической культуры в старшем дошкольном возрасте

Формулировки задач Наименование игр

Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. В процессе народных подвижных игр у мальчиков большое место занимает движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель, лазание, борьба, спортивные игры).Девочки любят игры с мячом, скакалкой, ленной. Вспоминая историю человечества мужчина был охотником и воином. Поэтому у мальчика не возникало вопроса, кто он и что ему делать, он знал свою природу. Используя опыт прошлых столетий в воспитании мальчиков, мы продолжим передачу традиций, в которых был заложен глубокий смысл гендерных ролей. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. Каким должен быть настоящий мужчина? На Северном Кавказе вам ответят - смелым, решительным, способным брать на себя ответственность за любые поступки. Именно эти качества формируются благодаря типично мальчишеским играм с их специфической тематикой, некоторой жесткостью, усложненными правилами, установкой на состязание и победу. Накопленная народами педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с Кавказскими народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах.

Вспоминая историю человечества мужчина был охотником и воином. Поэтому у мальчика не возникало вопроса, кто он и что ему делать, он знал свою природу. Используя опыт прошлых столетий в воспитании мальчиков, мы продолжим передачу традиций, в которых был заложен глубокий смысл гендерных ролей. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. Каким должен быть настоящий мужчина? На Северном Кавказе вам ответят - смелым, решительным, способным брать на себя ответственность за любые поступки. Именно эти качества формируются благодаря типично мальчишеским играм с их специфической тематикой, некоторой жесткостью, усложненными правилами, установкой на состязание и победу. Накопленная народами педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком

Половая принадлеж-ность Адыгейские игры Азербайджанские игры Армянс-кие игры Грузинские игры Дагестанс-кие игры Кабардин-ские игры Северо-осетинс-кие Чечено-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

На расстоянии 10-15м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна его камень водящему. Водящий определяет первые три места. Игра продолжается.

Правила:1. Водящий может сокращать или удлинять дистанцию, давать различные задания. 2. Игроки во время бега не должны мешать друг другу.

Чертится круг диаметром 30-35см. На расстоянии до 4м от него чертят линию. В игре принимают участие 5-6 человек. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром около 5см и 20 маленьких камешков. Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от 2 до 5-по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу. Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков.

Правила:1. Бросать камень нужно от линии или от того места, куда он попал. 2. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.

Игроки делятся на две команды. На расстоянии 10-15м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся парами и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т.д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары продвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые- полуприседают, пятые пары продвигаются, глубоко приседая.

Правила:1. Взять шапку имеет только та пара, которая дошла первой. 2. Побеждает команда, набравшая больше шапок. 3. При повторении игры лучше поменять виды движений.

Правила:1. Водящий не должен подсматривать. 2. Играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Играющие до 12 человек образуют круг, в руках каждого маленькие палочки длиной 10см. Для игры нужна еще одна большая палка длиной 50см. Водящего выбирают с помощью считалки. Водящий закрывает глаза, считает до 10, остальные в это время прячутся. Прежде чем спрятаться, игроки кладут длинную палку одним концом на камень, другим на землю. На конец палки, лежащий на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Сосчитав до 10, водящий открывает глаза и ищет спрятавшихся. Каждый из играющих стремиться незаметно добежать до палки первым и стукнуть по ее концу, лежащему на камне, так чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Водящий стремиться помешать игрокам сделать это. Если же кому-то из игроков удается стукнуть по палке и рассыпать маленькие палочки, то водящий опять закрывает глаза. Ели же водящему удается выиграть, то им становится игрок, найденный первым.

Правила:1. Чтобы никто не тронул палочки, водящий, найдя кого-либо из спрятавшихся, быстро подбегает к длинной палке и громко называет имя найденного. 2. Обнаруженный игрок останавливается и больше не прячется.

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют лезгинку. С окончанием каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила:1.Нельзя тянуться за платком. 2. Запрещается выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока 2 палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего – медведя, которому завязывают глаза. Они водя гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих, тот кого медведь запятнает, становится водящим.

Правила:1. Водящий не должен подглядывать. 2. Игрокам не разрешается убегать за линию. 3. Если медведь долго не может никого запятнать, надо менять водящего.

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Правила: 1. Упражнения выполняются во всевозрастающем темпе, переходящим в бег, до тех пор пока вереница не разрушится. 2. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Кладут мяч в лунку, которую выкапывают в центре площадки. Повелитель лунки садится на расстоянии 3-6м в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, повелитель выкрикивает имя одного из игроков.Тот должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названный повелителем игрок промахнулся, то он сам выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.

Правила: 1. До начала игры ее участники договариваются, как будут салить: с места, или догоняя убегающих. 2.Нельзя убегать за условленную территорию. 3. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскока.

ОСЕТИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Правила:1.Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. 2.Подсказывать водящему нельзя.

Для этой игры берется мешочек с песком 200-300г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

Правила:1.Место удара мешочка о землю отмечается. 2.Выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

Через середину круга диаметром 4-6м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них одевается кольцо из веревки диаметром 2м, так чтобы оно проходило под руками ( каждый участник перетягивая как бы впрягается, пропуская веревку под мышками). Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу два игрока начинают тянуть друг друга. Кто кого вытянул из круга тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, стараясь дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила:1.Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. 2.Водящему запрещается заходить в круг.3.Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. 4.Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие становятся спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадет в круг, играющие поворачиваются опять лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч.

Правила:1. Играющие не берут мяч в руки в течение всей игры, они перекатывают его только ногами. 2.Играющие не бьют ногами по мячу, а только останавливают его.

Щиплем, щиплем травку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком.

Правила:1.Волк выбегает, когда овцы закончат петь.

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной до 60см, ручка толщиной 5см, ширина основания 5-10см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20м. С одной стороны площадки находится город с другой – кон. Участники игры делятся на две команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться такое положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила:1.Подавальщики не должны переступать через города. 2.Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.3.Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара.

Правила:1.Коту нельзя забегать в нору.

Чтобы не погасло.

Едут там трубачи

Погляди на небо:

Раз, два не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удалось запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары горит.

Правила:1.Горелка не должен оглядываться. 2.Горелка догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Все праздники горцев сопровождались играми и спортивными состязаниями. Повсеместно были распространены бег (один из видов - взбегание на вершину горы), борьба на руках, прыжки (когда прыгали с места, то в полете отталкивались от зажатых в руках булыжников, отбрасывая их назад), прыжки со скал в воду, фехтование, поднимание и метание камней, бросание аркана, борьба, акробатика, перетягивание каната над речкой или ямой, хождение по канату, на руках, на лыжах и ходулях, плавание, гребля, альпинизм.

Особым развлечением были петушиные и собачьи бои, бои баранов и быков, которые устраивались в аулах, между аулами и между обществами.

А вот как описывает праздное времяпрепровождение татов И. Анисимов: «…Вот проскакал он мимо вас, вооруженный с головы до ног, на бодрой лошади; там в изодранном костюме своем лезет он по горам, карабкается между скалами, рубит дрова или выкапывает пни и корни кустарников, которые несет на согнутой и избитой спине своей; там копает он в поле землю, пашет, выделывает вина, срывает плоды с деревьев; там опустился в глубокое корыто с водой около бассейна, засучив штаны выше колен, и топчет изо всей силы сырые кожи, и наконец вот он свободен. Тут он не только забывает о прошедшем, о вчерашнем труде своем, но и перестает думать вовсе о будущем, о завтрашнем куске насущного хлеба. И это праздное препровождение времени и беспечность, этот праздный разгул за ведрами вина или штофами водки с шашлыком, это расхаживание из дома в дом и по всему аулу с шапкой набекрень и черкеской или шубкой внакидку, эти беседы и всевозможные мечты возле лавок или на лавках около домов, на овчере (сельская площадь, где бывают народные собрания), перед синагогой или ризницей и вообще это переливание из пустого в порожнее продолжается не день, не два и не недели, а иногда целые месяцы. Даже становится досадно, когда постоянно встречаешь одного и того же субъекта, занятого или игрой в шахматы, или перерубанием на пари острым кинжалом нескольких арбузов, поставленных в ряд.

Детские игры тоже были весьма разнообразны. Любимой игрой ребят были альчики (бабки, косточки из голени овцы).

Не менее увлекательным занятием было бросать камни пращами, причем снаряды иногда делали из глины, втыкали в нее палочки, сушили, а после поджигали и запускали в цель.

На речках и озерах ребята пускали по воде плоские камешки - побеждал тот, чей камешек отскочит от воды большее число раз или достигнет другого берега. Играли и в ножики - нож подбрасывался, чтобы воткнуться в землю, побеждал тот, чей нож сделает больше оборотов и точнее воткнется в цель,

Была у горских ребятишек и своя лапта, и волчки, которые они подгоняли плетками. Девочки, кроме тряпичных кукол, любили играть в камешки, подбрасывая один и успевая особым образом переложить другие.

+4 Xan05 (Ахмед) / Игры народов Дагестана

Попади в камень


Среди горцев (рутульцев) высоко ценится умение точно и с силой метать камни. Многочисленны и разнообразны поэтому игры с метанием камней в цель. Эта игра, даже в простейшем своем виде, привлекает многих школьников, особенно подростков и юношей. В ней участвует 2-10 и более человек. Зимой играют на плоских крышах домов, заменяя камни альчиками или бараньими рогами.

Если камень задет, но не выбит с черты, попадание не засчитывается. Выбивать камни с кона можно и катанием своего камня по земле.

У этого игрового упражнения много разновидностей, включая командные. Если играют командами, то на одной стороне площадки отмечаются линиями два кона и две линии, с которых каждая команда бьет по своему кону. Побеждает та, которая быстрее выбьет камни с кона или будет иметь больше попаданий.

Игра в альчик

В игре с альчиками у стены участвует от 2 до 5-6 подростков или юношей. Иногда они разделяются на две команды, а чаще играют индивидуально.

Каждый выбирает по своему усмотрению способ метания. Выбивший альчик с кона имеет право на повторный бросок, и так до тех пор, пока не промахнется. Тогда очередь переходит к следующему участнику.

Ножной мяч


Это древняя кумыкская игра. В нее играют школьники и молодежь на ровной площадке размером не менее 20X40 м. Участвует от 3 до 15-20 человек.

Бить и гнать мяч можно только ногами, за исключением водящего, который может брать мяч руками. Взяв мяч руками, водящий не имеет права держать его, а должен сразу же положить в центр круга.

Карга

Описание. Участники делятся на две равные команды. На ровной площадке кладется большой камень — карга (къаргъа). Одной из команд по жребию выпадает охранять его. Чтобы при этом охраняющие не стояли слишком близко к камню, вокруг него можно провести круг радиусом 2-3 м (в зависимости от числа участников). Охраняющие не должны заходить в этот круг. Игроки нападающей команды стараются проскочить между охраняющими камень игроками и запятнать (коснуться) его ногой. Защитники салят нападающих. Осаленные не выбывают из игры, но должны прекратить свою атаку и отойти назад. Если никем не осаленный нападающий прорвется к камню и коснется его ногой, то команды меняются ролями.

Карга не считается запятнанным, если его коснется осаленный перед этим игрок. Можно вести счет очков. За осаленного нападающего защитники получают 1 очко. Если игрок нападения проскочит между двумя защитниками в сторону камня, то получает 1 очко; если же он обойдет на своем пути 3 защитников, получает 2 очка.Если по истечении определенного времени нападающая команда не сумеет запятнать каргу, то команды меняются ролями и победитель определяется по сумме очков.

Игра во всадники


В эту лезгинсую игру играют только мальчики-подростки и молодежь. Количество участников — 5-15 человек и больше.

Читайте также: