Подготовить доклад о жизни и творчестве кузбасского поэта фронтовика на выбор

Обновлено: 19.05.2024

Тема № 1. Развитие литературного процесса в Кузбассе

Герберт Генке писал на немецком языке. Его книги выходили в переводах Валентина Махалова. Для вступления в члены Союза писателей СССр ему дала рекомендацию всемирно известная писательница Анна Зегерс.

Тамара Ян – поэтесса и драматург. Её пьесы шли на сцене Новокузнецкого драматического театра. Героями вышедших в Кузбассе поэтических книг стали молодые строители Запсиба.

Именно в Кемерове в 1966 году прошёл зональный семинар молодых литераторов западной Сибири и Урала. Мастера слова Леонид Соболев, Василий Фёдоров Марк Соболь, Антонина Коптяева, Ярослав Смеляков, Виктор Астафьев, Василий Казаниев приехали в Кузбасс, чтобы оценить творчество молодых писателей и поэтов.

Несмотря на обретение новых имён, Кемеровская писательская организация долгое время численно не росла, тяготела к цифре 13. Прежде всего потому, что понесла горькие потери: многие писатели и поэты ушли из жизни, многие уехали за пределы области.




Тема № 2. Военная тема в лирике Веры Баженовой


Вера Баженова. Коренная прокопчанка, после окончания строительного техникума г. Новокузнецка по направлению отработала в Кемерове проектировщиком. Затем вернулась в родной Прокопьевск. Писала сатирические стихи и частушки, будучи редактором стенгазеты. Работая в клубе "Ветеран", стала писать различные стихи, в основном, о ветеранах. Написала несколько песен: "Фестивальная", "Песня о Прокопьевске", "Ветераны Второй Мировой", "Подснежники" и другие.

2. Приготовьте выразительное чтение двух стихотворений В.Баженовой о войне .

Тема № 3. Военная тема в лирике Михаила Глушкова


Михаил Глушков. Родился 25 января 1924 года в селе Елань Целиноградской области. В Прокопьевске проживал с 1927 года. Ветеран – фронтовик: принимал участие в боях на 3-ем Белорусском фронте. После окончания войны оставался в составе вооруженных сил до 1947 года.

Продолжите заполнение схемы. Воспользуйтесь, если это необходимо, литературоведческим словарём.


В День Победы
Михаил Глушков

Тот лучше знает цену жизни,
Кто ощутил войны накал,
В боях за счастье, за отчизну
Свой след оставил на века.

Участник яростных сражений,
Свидетель доблестных побед,
Ты, заслуживший уваженье,
Стал в мирной жизни стар и сед.

Ушли из жизни дорогие
Друзья, а память велика.
Тревожат раны, ностальгия,
Болит душа фронтовика.

Но в День Победы по уставу
Ты на параде держишь строй,
И герб России златоглавый
Тебя приветствует, герой!

Омыты вашими слезами…

Осталось вас совсем немного:
Жен, матерей фронтовиков,
Прошедших трудную дорогу
Без самых милых мужиков.

Как сеткой из морщин, навечно
Покрылись лица наших дам
В сердцах от тяжких мук сердечных
Свой след оставила беда.

Тяжелая досталась доля
Вам ждать своих солдат с войны.
Но, вопреки душевной боли,
Вы оставались им верны.

Солдаты, выдержав экзамен,
Теряли жизни, мир храня.
Омыты вашими слезами
Те, кто когда-то пал в боях.

Я знаю: ваши мысли гложет
Невыносимая тоска,
Но кто же в горе вам поможет,
Вселить надежды, приласкать?!

Солдат тех бывших не заменят
Ни похвалы, ни ордена.
Живут их подвигов мгновенья,
Простых героев имена!

Модель первая: _____________________

Модель вторая: _____________________

Метафора – это ___________________


Например (из анализируемого текста): _____________________

С целью __________________________

Представьте, что вам предстоит выступить оформителем сборника стихотворений Михаила Глушкова. Приготовьте несколько иллюстраций к сборнику. Обоснуйте (устно) ваши предложения по вопросам оформления сборника.

Тема № 4.Военная тема в лирике Михаила Горбатенко


Иван Горбаченко. Родился в городе Салаире 26 декабря 1940 года. После окончания 10 классов поступил в прокопьевский горный техникум, а в 1961 году был призван в армию. Во время работы на шахте Коксовая в 1969 году поступил в СМИ и в 1975 году, окончив институт, перешел работать на подземный участок горным мастером, затем заместителем начальника участка и начальником участка.

Поэзией занимается около 30 лет. Принимает участие в поэтических клубах "Маяк" и "Вдохновение". Его произведения печатаются в различных газетных изданиях.

  • Дата написания.
  • Реально-биографический и фактический комментарий.
  • Жанровое своеобразие.
  • Идейное содержание:
  • Ведущая тема.
  • Основная мысль.
  • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
  • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
  • Преобладание общественных или личных интонаций.
  • Структура стихотворения:
  • Сопоставление и развитие основных словесных образов:
    а) по сходству;
    б) по контрасту;
    в) по смежности;
    г) по ассоциации;
    д) по умозаключению.
  • Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
  • Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
  • Основные особенности ритмики:
    а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
    б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
  • Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
  • Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
  • Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Солдат России

Я не был на войне, но мой отец
Ушел, когда мне было лишь полгода,
Я просто несмышленый был малец,
Шагнувший в мир, дарованный природой.

В боях жестоких смерть была красна.
Вслед за врагом брели людские беды.
Но шла четвертая весна
И вместе с ней желанная Победа.

Отец вернулся, хоть и ранен был,
Оставив руку там, на поле битвы,
Но жизнь ему Бог сохранил
Для мирного труда и для молитвы.

Его война осталась далеко,
Но не имел он права расслабляться,
И, стиснув зубы, жил. Ведь нелегко
Растить детей, с хозяйством управляться.

Он не дожил до наших светлых дней:
Война в окопах забрала здоровье.
Так за свободу Родины своей
Он заплатил мужской горячей кровью.

Ветеранам

Земной поклон вам, наши ветераны,
За трудные бои, за ваши раны,
За свет, который вы нам подарили,
За мир и счастье, что вы защитили.

Вам было суждено в живых остаться,
Чтоб за погибших жизнью наслаждаться
И помнить их, героев тех событий,
А если что не так, вы нас просите.

Тема № 5. Военная тема в лирике Лилии Клапатун


Сочините акростих, раскройте в содержании стиха особенности творчества Л.Клапатун.

К_____________________________________________
Л_____________________________________________
А_____________________________________________
П_____________________________________________
А_____________________________________________
Т_____________________________________________
У_____________________________________________
Н____________________________________________

Тема № 6. Военная тема в лирике Нины Бобрышевой


Нина Бобрышева. Родилась в Алтайском крае в 1943 году. В Прокопьевске живет с раннего детства. Окончила машиностроительный техникум. Работала инженером – химиком. Писать начала в зрелом возрасте о детях и для детей.

Молитва – это ______________

России стойкие сыны,
Не знать вам ужасов войны,
Не знать от боли страшных мук,
Не знать страданий от разлук.
От всяких бед, от всех невзгод.
Спаси вас, всемогущий Бог.

Не знать вам, храбрые сыны,
Афганистана и Чечни,
Чтобы достать из-за угла
Вас злая пуля не смогла.
Не хочет ни жена, ни мать
Вестей печальных получать.

России главные сыны,
Пусть мирные вам снятся сны.
Пусть каждый день, пусть каждый час
Хранит моя молитва вас.
Для мирной жизни рождены
Мои российские сыны.

3 Очень трудно без песен, Люди не могут без песен, Мир без песен так тесен, Так бесцветен и неинтересен, Что взрываются души Словно в звездную полночь ракеты: Люди ищут отдушин – И рождаются в мире поэты.

7 Свою судьбу- И радость, и беду- Вверяю я стихам, что встали строем. Такой, как есть, К читателям иду, Не прячась за лирическим героем.

10 Мне о любви бы, о весне, Да вот беда. Не пишется. Остался я на той войне, Под деревенькой Лышица.

12 Кенигсберг. Сорок пятый. Помнишь, друг, мой, тот бой? Боль и радость той даты Не забыть нам с тобой… Володя Мамаев выжил в той страшной войне. О его подвигах говорят и боевые награды,которых он принес с войны предостаточно. Его наградной книжке мог бы позавидовать и самый бывалый солдат. В тринадцать лет он получил свою первую боевую награду - медаль "За отвагу". Но к своим подвигам и наградам относился с беспечностью мальчишки: "Я был мальчишкою беспечным - Погонами, медалями форсил"… После войны Владимиру Мамаеву пришлось наверстывать упущенное время, доучиваться и одновременно работать. Много лет отработал на Новокемеровской ТЭЦ. Давно отгремела, ушла война, а из памяти все никак не уходила, не давала спокойно жить. И Владимир стал писать стихи: "…Сорок лет она горит на костре утраты…", "…И снова сердце коченеет, и сводит скорбь мои уста…", "…На могилах ромашки, а в могилах - друзья…".

13 *** "…А то, что прожил – Не забыть! Оно в душе, в ее глубинах, На самом дне таится там. И вдруг взрывается, как мина, И весь покой летит к чертям. И снова подступает холод, железный холод черных лет…". *** У памяти, друзья, нет срока, Она бессрочна и бесстрастна. Она порою и жестока, Но в правоте своей прекрасна. Ни на какие компромиссы Живая память не идет. Она всегда, как ротный писарь, Учет добру и злу ведет. *** Над Россией туманы, Словно годы, плывут. Среди нас ветераны, Как легенды, живут. Отшумели бураны, Улеглась боль войны. Только им ветеранам, Снятся черные сны: И, как прежде, комбаты Их в атаку ведут; И, как прежде, солдата Где-то матери ждут. Через годы и страны, Через крик тишины, Как седые курганы, Все идут ветераны, Все идут ветераны По дорогам войны.

14 На фронте мы не думали о нервах – Война кроила землю под погост, А из траншей бойцы в шинелях серых, Бывало, поднимались в полный рост. Он так и встал Однажды в сорок первом, Мой командир, почти ровесник мой, И поднял роту собственным примером В последний и решительный наш бой…

17 *** Я возвращаюсь всякий раз туда В окопный быт, В обугленные дали, Где мы не так уж много и познали, Но без чего не вышли бы сюда. Тогда ни ночи не было, Ни дня, Тогда земля и небо цепенели, И мы нередко различали цели В пределах только сектора огня. Без выси, широты и глубины Казался мир в винтовочную прорезь. Он и сейчас спрессован, Словно совесть Мальчишек, не вернувшихся в войны. *** Всей округе надо жить в ладу, Только нет его под небесами. Чтя закон, мы каемся, а сами Тем лишь тешим жадную орду. Говорим про соль земли родной, Про ее величие и славу, Видим же нахлебников ораву За своей натруженной спиной.

18 *** В октябрь врезая крылья плотно, Заполоняя все вокруг, Летят повзводно И поротно Родные Лебеди На юг. Летят над стынью повилики Крылом к крылу средь бела дня, И их приветственные клики В свой четкий строй Зовут меня. А тут – Заречные просторы, Тальник на пойменном лугу И те березки, без которых Себя представить не могу! Мне по-сыновьи, на пределе, Еще любить И славить Русь. Летите ж, други, как летели. Я остаюсь.

19 "К смертям у нас не может быть привычки… Знать, крепко я у прошлого в плену, Коль даже уголек и пламя спички Напоминают страшную войну"

Война захлестнула их в свой беспощадный огненный вихрь, не оставив шанса выжить. Их искренняя и честная лирика протянулась сквозь годы светлой грустью воспоминаний о трепетном юношестве, о больших надеждах и оборвавшихся на полуслове мечтах. Их жизни и судьбы навсегда останутся на страницах книг, их подвиги будут вечно жить в сердцах многих поколений. Накануне 75-летия Победы рассказываем о поэтах, чьи имена увековечены в словах и рифмах.

Николай Майоров

. Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

Муса Джалиль

Случается порой

Душа порой бывает очень твёрдой.
Пусть ветер смерти яростный жесток,
Цветок души не шевельнётся, гордый,
Не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоём лице ни тени,
Нет в строгих мыслях суеты мирской.
Писать, писать — одно тогда стремленье
Владеет ослабевшею рукой.

Беситесь, убивайте — страха нету.
Пусть ты в неволе, но вольна душа.
Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
Огрызок бы ему карандаша.

Павел Коган

Павел Коган родился в Киеве. В 1922 году его семья переехала в Москву, откуда он, ещё будучи школьником, не раз отправлялся пешком по России, чтобы увидеть собственными глазами, как устроен быт только что коллективизированной деревни. Коган поступает в Институт истории, философии и литературы, а позже переводится в Литературный институт имени Горького. Став участником поэтического семинара И. Сельвинского, Коган выделяется среди прочих, как наиболее одарённый поэт. Его стихи пронизаны революционно-патриотической тематикой, но, вместе с тем, литературно более близки к романтизму. Во время войны Коган пытается попасть на фронт, но получает отказ: по состоянию здоровья он был снят с учёта. Тогда поэт решает поступить на курсы военных переводчиков. Его берут сначала переводчиком, а затем назначают помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган был убит под Новороссийском.

В поле темень, в поле жуть —
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам тёмно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.

Литература. Углубленное изучение. 9 класс. Учебник-хрестоматия

Учебник входит в серию книг для 5—9 классов, обеспечи вающую препо давание по авторской программе литературного образования. В основу концепции литературного образования положено изучение литературы как вида искусства, постижение литературного произведения в единстве содержания и формы, выявление национального своеобразия русской литературы.

Елена Ширман

Иосиф Уткин

Подари мне на прощанье
Пару милых пустяков:
Папирос хороших, чайник,
Томик пушкинских стихов.

Жизнь армейца не балует,
Что ты там ни говори.
Я б хотел и поцелуи
Захватить, как сухари.

Может, очень заскучаю,
Так вот было бы в пути
И приятно вместо чаю
Губы теплые найти.

Или свалит смерть под дубом.
Всё равно приятно, чтоб
Отогрели твои губы
Холодеющий мой лоб.

Подари. авось случайно
Пощадят ещё в бою,
Я тогда тебе и чайник,
И любовь верну свою!

Борис Костров

Борис Смоленский

Интерес к поэзии у Бориса Смоленского появился ещё в детстве. Со второй половины 30-х он пишет стихи, главная тема которых — морская романтика и отважные люди. Вдохновлённый морем и героическими подвигами, поэт поступает в один из институтов Ленинграда, готовясь стать капитаном дальнего плавания. В это же время он изучает испанский, переводит Гарсию Лорку. В начале войны Смоленский был призван на фронт. В ноябре 1941 года поэт пал в бою. Война не пощадила его фронтовые стихотворения и поэму о Гарсии Лорке, о которых он упоминал в своих письмах близким.

Я очень люблю тебя. Значит — прощай.
И нам по-хорошему надо проститься.
Я буду, как рукопись, ночь сокращать,
Я выкину всё, что ещё тяготит нас.

Я очень люблю тебя. Год напролёт,
Под ветром меняя штормовые галсы, —
Я бился о будни, как рыба об лёд
(Я очень люблю тебя), и задыхался.

9 мая ежегодно наша страна отмечает важную дату – День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. Героические страницы народа запечатлены не только в памяти людей, но и в литературе. В годы войны писатели и поэты, воевавшие на фронтах, говорили "от имени Родины". Их произведения, созданные в годы войны, сегодня обладают силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Немалый вклад в литературу о войне внесли кузбасские поэты-фронтовики. В своих стихах они рассказывали о трагических военных событиях, непосредственными участниками которых были сами.

Одной жизнью с народом жили писатели и поэты. В стихах выражалась необычайная сила патриотического воодушевления, поднимавшая людей на защиту родной страны. Много поэтов ушли защищать Родину. Вместе с армией поэты и прозаики проделали долгий и трудный путь от горького утра 1941 года до радостного майского дня 1945 года. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы. И оставили потомкам нетленные свои произведения, выжженные огнем и порохом, пропитанные кровью и потом.

Цель учебного курса:

Знакомство с писателями Кузбасса, создававшими произведения о Великой Отечественной войне и их произведениями.

Задачи учебного курса :

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию любви и уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны посредством изучения произведений кузбасских писателей о войне;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать художественный текст;

- обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям;

- воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.

Актуальность программы заключается в том, что изучение произведений о Великой Отечественной войне способствует формированию у школьников духовно-нравственных и гражданско- патриотических качеств.

Планируемые результаты изучения курса:

2. Приобретение школьниками социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации: знания об устройстве общества и общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание роли религии и этики в жизни человека и общества.

3. Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни - ценная составляющая курса.

4. Повышение интереса учащихся к героическому прошлому Отечества;

5. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти героев Отечества;

6. Сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события, за историческое прошлое своей Родины;

7. Воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России, области, района;

8. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.

Элективный курс рассчитан на 35 часов: один час в неделю.

Содержание курса

Вводное занятие по курсу

Литературный Кузбасс. История союза Кузбасских писателей.

Военная судьба Кузбасса

М. Ф. Борисов. Жизненный путь

М. Ф. Борисов. Творческий путь

Стихи о войне в творчестве М.Ф.Борисова. Работа с произведениями.

Стихи о войне в творчестве М.Ф.Борисова. Работа с произведениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Абрамович, А.Ф. На своей земле: Очерки творчества кузбасских писателей /[Текст ] А. Ф. Абрамович. Кемерово: Книжное изд-во, 1968.-166 с.

2.Борисов, Михаил Федорович Сорок третий… : стихи /[Текст ] Михаил Федорович Борисов // Огни Кузбасса. 1985. N 12. С. 9.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2. Павловский Олег Порфирьевич [Текст] // Писатели Кузбасса: библиографический указатель. – Кемерово, 1980. – С.77-79.

3. Писатели Кузбасса [Текст] : библиографический указатель / сост.: В. М. Лащевская, Т. М. Смольская. – Кемерово : Книжное издательство. - 1980. – 103 с.

4. Писатели Кузбасса [Текст] : библиографический указатель / сост. С. Мазаева. – Кемерово : Книжное издательство. - 1989. – 142 с.

Содержание

Содержание 2
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план. 7
Содержание курса Список литературы для учителя Список литературы для обучающихся 10 14 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

9 мая ежегодно наша страна отмечает важную дату – День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. Героические страницы народа запечатлены не только в памяти людей, но и в литературе. В годы войны писатели и поэты, воевавшие на фронтах, говорили "от имени Родины". Их произведения, созданные в годы войны, сегодня обладают силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Немалый вклад в литературу о войне внесли кузбасские поэты-фронтовики. В своих стихах они рассказывали о трагических военных событиях, непосредственными участниками которых были сами.

Одной жизнью с народом жили писатели и поэты. В стихах выражалась необычайная сила патриотического воодушевления, поднимавшая людей на защиту родной страны. Много поэтов ушли защищать Родину. Вместе с армией поэты и прозаики проделали долгий и трудный путь от горького утра 1941 года до радостного майского дня 1945 года. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы. И оставили потомкам нетленные свои произведения, выжженные огнем и порохом, пропитанные кровью и потом.

Цель учебного курса:

Знакомство с писателями Кузбасса, создававшими произведения о Великой Отечественной войне и их произведениями.

Задачи учебного курса :

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию любви и уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны посредством изучения произведений кузбасских писателей о войне;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать художественный текст;

- обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям;

- воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.

Актуальность программы заключается в том, что изучение произведений о Великой Отечественной войне способствует формированию у школьников духовно-нравственных и гражданско- патриотических качеств.

Планируемые результаты изучения курса:

2. Приобретение школьниками социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации: знания об устройстве общества и общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание роли религии и этики в жизни человека и общества.

3. Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни - ценная составляющая курса.

4. Повышение интереса учащихся к героическому прошлому Отечества;

5. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти героев Отечества;

6. Сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события, за историческое прошлое своей Родины;

7. Воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России, области, района;

8. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.

Элективный курс рассчитан на 35 часов: один час в неделю.

Содержание

Содержание 2
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план. 7
Содержание курса Список литературы для учителя Список литературы для обучающихся 10 14 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

9 мая ежегодно наша страна отмечает важную дату – День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. Героические страницы народа запечатлены не только в памяти людей, но и в литературе. В годы войны писатели и поэты, воевавшие на фронтах, говорили "от имени Родины". Их произведения, созданные в годы войны, сегодня обладают силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Немалый вклад в литературу о войне внесли кузбасские поэты-фронтовики. В своих стихах они рассказывали о трагических военных событиях, непосредственными участниками которых были сами.

Одной жизнью с народом жили писатели и поэты. В стихах выражалась необычайная сила патриотического воодушевления, поднимавшая людей на защиту родной страны. Много поэтов ушли защищать Родину. Вместе с армией поэты и прозаики проделали долгий и трудный путь от горького утра 1941 года до радостного майского дня 1945 года. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы. И оставили потомкам нетленные свои произведения, выжженные огнем и порохом, пропитанные кровью и потом.

Цель учебного курса:

Знакомство с писателями Кузбасса, создававшими произведения о Великой Отечественной войне и их произведениями.

Задачи учебного курса :

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию любви и уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны посредством изучения произведений кузбасских писателей о войне;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать художественный текст;

- обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям;

- воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.

Актуальность программы заключается в том, что изучение произведений о Великой Отечественной войне способствует формированию у школьников духовно-нравственных и гражданско- патриотических качеств.

Планируемые результаты изучения курса:

2. Приобретение школьниками социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации: знания об устройстве общества и общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание роли религии и этики в жизни человека и общества.

3. Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни - ценная составляющая курса.

4. Повышение интереса учащихся к героическому прошлому Отечества;

5. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти героев Отечества;

6. Сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события, за историческое прошлое своей Родины;

7. Воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России, области, района;

8. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.

Элективный курс рассчитан на 35 часов: один час в неделю.

Содержание курса

Вводное занятие по курсу

Литературный Кузбасс. История союза Кузбасских писателей.

Военная судьба Кузбасса

М. Ф. Борисов. Жизненный путь

М. Ф. Борисов. Творческий путь

Стихи о войне в творчестве М.Ф.Борисова. Работа с произведениями.

Стихи о войне в творчестве М.Ф.Борисова. Работа с произведениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Абрамович, А.Ф. На своей земле: Очерки творчества кузбасских писателей /[Текст ] А. Ф. Абрамович. Кемерово: Книжное изд-во, 1968.-166 с.

2.Борисов, Михаил Федорович Сорок третий… : стихи /[Текст ] Михаил Федорович Борисов // Огни Кузбасса. 1985. N 12. С. 9.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2. Павловский Олег Порфирьевич [Текст] // Писатели Кузбасса: библиографический указатель. – Кемерово, 1980. – С.77-79.

3. Писатели Кузбасса [Текст] : библиографический указатель / сост.: В. М. Лащевская, Т. М. Смольская. – Кемерово : Книжное издательство. - 1980. – 103 с.

4. Писатели Кузбасса [Текст] : библиографический указатель / сост. С. Мазаева. – Кемерово : Книжное издательство. - 1989. – 142 с.

Содержание

Содержание 2
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план. 7
Содержание курса Список литературы для учителя Список литературы для обучающихся 10 14 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

9 мая ежегодно наша страна отмечает важную дату – День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. Героические страницы народа запечатлены не только в памяти людей, но и в литературе. В годы войны писатели и поэты, воевавшие на фронтах, говорили "от имени Родины". Их произведения, созданные в годы войны, сегодня обладают силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Немалый вклад в литературу о войне внесли кузбасские поэты-фронтовики. В своих стихах они рассказывали о трагических военных событиях, непосредственными участниками которых были сами.

Одной жизнью с народом жили писатели и поэты. В стихах выражалась необычайная сила патриотического воодушевления, поднимавшая людей на защиту родной страны. Много поэтов ушли защищать Родину. Вместе с армией поэты и прозаики проделали долгий и трудный путь от горького утра 1941 года до радостного майского дня 1945 года. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы. И оставили потомкам нетленные свои произведения, выжженные огнем и порохом, пропитанные кровью и потом.

Цель учебного курса:

Знакомство с писателями Кузбасса, создававшими произведения о Великой Отечественной войне и их произведениями.

Задачи учебного курса :

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию любви и уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны посредством изучения произведений кузбасских писателей о войне;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать художественный текст;

- обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям;

- воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.

Актуальность программы заключается в том, что изучение произведений о Великой Отечественной войне способствует формированию у школьников духовно-нравственных и гражданско- патриотических качеств.

Планируемые результаты изучения курса:

2. Приобретение школьниками социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации: знания об устройстве общества и общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание роли религии и этики в жизни человека и общества.

3. Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни - ценная составляющая курса.

4. Повышение интереса учащихся к героическому прошлому Отечества;

5. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти героев Отечества;

6. Сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события, за историческое прошлое своей Родины;

7. Воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России, области, района;

8. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.

Элективный курс рассчитан на 35 часов: один час в неделю.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: