Трудовые песни и припевки доклад

Обновлено: 30.06.2024

Цель: познакомить обучающихся с трудовыми песнями.

  1. “Русская изба” Е.Птичкина – разучивание.
  2. “Эй, ухнем!” русская народная песня – слушание.
  3. “Урожайная” И.О. Дунаевского – слушание.
  4. “Косари” татарский танец – просмотр видеозаписи и участие в исполнении.
  5. “Я на камушке сижу” русская народная песня – слушание.

Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока.

Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром искусства.

– А вот о чем же поётся в только что прозвучавшей песне?

– К какому песенному жанру относится эта песня?

– Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин на слова поэта Михаила Пляцковского.

II. Работа над песней “Русская изба”.

В песне "Русская изба" Е. Птичкина обратить внимание на содержание песни, посвященная труду далеких предков.

III. Развитие темы.

Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами.

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.

– О чем рассказала эта русская народная песня?

– Когда исполняли такие песни?

– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).

Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.

– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).

Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.

– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина.

– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).

– Чем занимались бурлаки?

– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?

Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).

– Какое впечатление на вас оказала эта песня?

– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).

– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).

– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).

Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали песнями.

– Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам?

Ф. И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет.

Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене.

Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина.

Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик. Слайд 12.

Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”.

В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России.

Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья Аскар и Ильдар Абдразаковы.

В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт памятник Ф. И. Шаляпину.

В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!” рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской “Хлеб” о чем рассказывает?

– Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в наши дни?

– Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину?

– Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные лица женщин, воспевается радость труда).

Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”.

– О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда).

– Какого она характера? (Эта бодрая песня, быстрая, живая, веселая, задорная).

– Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического оркестра).

– Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы?

– Что такое хореография?

А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам этот танец.

Просмотр танца “Косари” можно получить у автора статьи.

– Какой ансамбль исполнил этот танец? (Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова).

– О чём рассказал вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля?

– Как бы вы назвали этот танец?

Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой деятельностью народа.

– Какие трудовые движения вы узнали в танце?

Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы.

Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные движения, дети участвуют в исполнении.

– Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова “Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям радость).

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.

Различия в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре.

Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах.

Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной.

Примеры названий трудовых песен:

  • Дубинушка (Эх, ухнем!)
  • Бурлацкая
  • Урожайная ( авторская, не относится к фольклору)

Трудовые песни - тексты, примеры

Наша барка на мель села,
Эй, ребята, берись смело,
Подернем, подернем, эй!
Раз, два, эй! Еще раз, эй!
Еще! Эй! Раз! Взяли!

И-эх-ма, бра-атцы, дюжо жарко!
И-эх! Никому-то нас не жалко!
О-ой, дубинушка, У-ухнем!
Ой-е-ей, ой-е-ей,
Дует ветер верховой!
Мы идём-о-ом босы, голодны,
Каменьс-о-ом ноги порваны.
Ты подда-а-ай, Микола, помочи,
Доведи-и-и, Микола, до ночи!
Эй, ухнем! Да ой, ухнем!
Ша-агай крепче, друже,
Ло-ожись в лямку тз'же!
Ой-ой, оё-ёй. .

Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Ещё разик ещё да раз!
Разовьём мы берёзу,
Разовьём мы кудряву!
Ай-да, да ай-да, разовьём!
Ай-да, да ай-да, кудряву!
Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Еще разик, ещё да раз!

Ай, ребята, навалися, раз!
Пожалуйста, согласися, раз!
Ай, не шла, да пошла, раз!
Вот ещё навалися, раз!
Наша ходка идёт, раз!
Подаётся наперёд, раз!
Вот ещё навалися, раз!
Ай, немного остаётся, раз!

Тащим балку по леску,
Подаётся по вершку.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик еще!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Тащим балку по воде,
Подаётся по версте.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Вы тяните подружней
Запевайте веселей.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Мы идём босы, голодны!
Ты подай, Никола, помочи!
Доведи, Никола, до ночи!
Эй, ухнем, да ухнем!
Ещё разик, да ещё раз!
Шагай крепче, друже,
Ложись в лямку туже!

Матушка Волга,
Широка и долга.
Припев:
Она укачала,
Она уваляла,
Нашей силы,
Силушки не стало!

Матушка Унжа
Тебя нету уже.
Припев:

Матушка Клязьма,
Ты узка и грязна.
Припев:

Матушка Кама,
Ты течешь не прямо.
Припев

Как у тётушки Варвары
Петухи поют в амбаре.
Ой, дубинушка, ухнем!
Раззелёная, сама пойдёт,
Сама пойдёт, сама пойдёт,
Идёт сама.

Эх, ребятушки, сбирайтесь,
За дубинушку хватайтесь!
Ай, дубинушку мы ухнем!
За зелёную подёрнем,
Подёрнем, подёрнем,
Да ух!

Текст песни Дубинушка (трудовая)

Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость и горе мне пели,
Но одна из тех песен в память врезалась мне, —
Это песня рабочей артели.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Он затянет родную дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Но настала пора — и поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину.
И стряхнул с плеч долой тяжкий гнёт вековой,
На врагов своих поднял дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Так иди же вперед ты, великий народ,
Позабудь свое горе-кручину
И в свободе святой гимном радостным пой
Дорогую родную дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Текст песни Дубинушка ( Эх, ухнем!)

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!

Разовьем мы березу,
Разовьем мы кудряву,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Разовьем мы кудряву.

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!

Мы по бережку идем,
Песню солнышку поем,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Песню солнышку, поем!

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, ей, ухнем!
Еще разик, еще раз!

Эх ты, Волга, мать-река,
Широка и глубока,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Широка и глубока!

Мы бьем первую залогу,
Просим Бога на подмогу.
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Сама пойдет!

Что ж ты, сваюшка, стала,
Аль на камушек попала?
Припев.
Как мы сваюшку затурим,
Сядем трубочки закурим.
Припев.
Эй, ребята, плохо дело,
На каменья свая села.
Припев.

Урожайная Слова: М. Исаковский

По реке, реке Кубани
За волной волна бежит (эх, волна бежит),
Золотистыми хлебами
Степь кубанская шумит.
Так решили мы недаром,
Хлеборобы-мастера:
Чтоб ломилися амбары
От кубанского добра.
Припев:
Убирай, убирай,
Да нагружай, нагружай,
Да выгружай – наступили сроки.
Эх, урожай наш, урожай,
Урожай высокий.

Мы работать в эти степи
Выходили до зари,
До зари-зари,
Чтоб росли на нашем хлебе
Силачи-богатыри.
Чтобы все девчата были
И пригожи и ловки.
Чтобы жарче нас любили
Молодые казаки.
Припев:

В песенной поэзии русские народные трудовые песни занимают сравнительно скромное место; другие жанры народной лирики значительно разнообразнее, сюжетно полноценнее и богаче их.

Цель: познакомить обучающихся с трудовыми песнями.

  1. “Русская изба” Е.Птичкина – разучивание.
  2. “Эй, ухнем!” русская народная песня – слушание.
  3. “Урожайная” И.О. Дунаевского – слушание.
  4. “Косари” татарский танец – просмотр видеозаписи и участие в исполнении.
  5. “Я на камушке сижу” русская народная песня – слушание.

Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока.

Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром искусства.

– А вот о чем же поётся в только что прозвучавшей песне?

– К какому песенному жанру относится эта песня?

– Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин на слова поэта Михаила Пляцковского.

II. Работа над песней “Русская изба”.

В песне "Русская изба" Е. Птичкина обратить внимание на содержание песни, посвященная труду далеких предков.

III. Развитие темы.

Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами.

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.

– О чем рассказала эта русская народная песня?

– Когда исполняли такие песни?

– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).

Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.

– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).

Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.

– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина.

– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).

– Чем занимались бурлаки?

– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?

Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).

– Какое впечатление на вас оказала эта песня?

– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).

– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).

– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).

Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали песнями.

– Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам?

Ф. И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет.

Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене.

Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина.

Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик. Слайд 12.

Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”.

В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России.

Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья Аскар и Ильдар Абдразаковы.

В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт памятник Ф. И. Шаляпину.

В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!” рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской “Хлеб” о чем рассказывает?

– Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в наши дни?

– Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину?

– Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные лица женщин, воспевается радость труда).

Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”.

– О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда).

– Какого она характера? (Эта бодрая песня, быстрая, живая, веселая, задорная).

– Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического оркестра).

– Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы?

– Что такое хореография?

А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам этот танец.

Просмотр танца “Косари” можно получить у автора статьи.

– Какой ансамбль исполнил этот танец? (Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова).

– О чём рассказал вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля?

– Как бы вы назвали этот танец?

Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой деятельностью народа.

– Какие трудовые движения вы узнали в танце?

Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы.

Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные движения, дети участвуют в исполнении.

– Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова “Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям радость).

Автор: Луговова Наталья Сергеевна
Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудиться, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей.

Автор: Луговова Наталья Сергеевна

Средства трудового воспитания дошкольников.

- собственная трудовая деятельность

- ознакомление с трудом взрослых

Собственная трудовая деятельность детей является ведущим и необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования о тветственного отношения к труду. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

Роль музыки в трудовом воспитании детей

В трудовом воспитании детей используем различные х удожественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

Огромное зн а чение в трудовом воспитании имеет фольклор. Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.


Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерт и- в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка. Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказании помощи другу. Последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; внимание к ребёнку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых ребёнок мог бы выступать в роли помогающего другим, делающим что-то хорошее для других. В музыкальных играх дети могут быть шофёрами и садовниками, строителями, скульптурами, художниками, космонавтами, врачами и поварами. Она поможет веселее, интереснее организовать игру на правила уличного движения. Мы знакомим с жизнью и творчеством композиторов, с другими музыкальными профессиями (дирижёр, музыкант, певица, балерина). Во время самостоятельной деятельности, в игре, на занятиях по ИЗО и ручному труду, можно заметить, как дети подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии сочиненные ими самостоятельно.

Как же можно использовать музыку в трудовом воспитании?

Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Её полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на участке. Дети могут потихоньку подпевать взрослому. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идёт прямое обучение трудовым действиям.

Музыка подчёркивает эстетическую сторону труда, его ритм, что всегда привлекает ребят, способствует воспитанию у них интереса и уважения к людям разных профессий.

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.

Различия в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре.

Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах.

Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной.

При ознакомлении с трудом взрослых, у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. И наша задача - воспитывать у них положительно – эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбию.

Читайте также: