Доклад формирование здорового образа жизни ответственного и безопасного поведения

Обновлено: 02.07.2024

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.

Н.М.Амосов

Обоснование проекта

В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.

Профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.

Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.

Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей современной школы.

Цель проекта:

Формирование активного образа жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремление к физическому здоровью и физическому совершенству, как одной из предпосылок формирования духовно-нравственной и физически здоровой личности

Задачи:

-Формировать навыки здорового образа жизни.

-Наблюдение за физиологическим и психическим развитием уч-ся.

-Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма.

-Организация контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

-Контроль за организацией питания в школьной столовой.

-Активизация контактов с учреждениями здравоохранения.

-Организация спортивных соревнований, спортивных праздников, дней здоровья, походов, экскурсий.

Основные законодательные и нормативные документы по разработке и реализации проекта:

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденная постановлением постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июня 2015 года №82

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 года №9

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  • Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
  • Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
  • Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
  • Уровень психологической помощи учащимся.
  • Состояние микроклимата в школе и дома.

Педагогические принципы реализации проекта:

  1. Добровольность участия каждого учащегося.
  2. Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
  3. Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
  4. Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
  5. Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
  6. Сотворчество педагогов и детей.
  7. Максимальное развитие детской инициативы.
  8. Тесное взаимодействие с семьей

Наблюдение за физиологическим развитием обучающихся:

  1. Ведение листка здоровья.
  2. Ведение паспорта здоровья.
  3. Карта индивидуального здоровья на каждого ученика.

Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма:

Необходим постоянный поиск методов оздоровления в условиях школы. Для массового оздоровления должны использоваться эффективные несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.

ВложениеРазмер
Формирование здорового образа жизни 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни, как ключевая задача школы

Здоровье ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, работоспособность и достичь долголетия.

На здоровье ребёнка влияет огромное количество факторов: это и окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание, условия обучения в школе.

Организовывать учебный процесс без перегрузок для учащихся в режиме 5-дневной учебной недели нелегко. Чтобы получение образования происходило без ущер6a для здоровья, необходимо обязательное использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. Использовать те образовательные технологии, которые направлены на снижение утомляемости учащихся и позволяют за счет большей эффективности учебного процесса достичь поставленной цели, т.e. выполнить программу, не перегружая школьника.

Чтобы решить эту проблему необходимо выявить состояние и уровень здоровья учеников в режиме школьного дня, определить самочувствие учеников, оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье детей, наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье учеников.

Если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится систематическая физкультурно-оздоровительная работа, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведётся пропаганда здорового образа жизни, организуется рациональное питание, организована консультативная работа с учащимися, учителями и родителями, то всё это улучшает самочувствие и здоровье учащихся.

Здоровье ребёнка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослых.

Школа может обеспечивать:

  • комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников и учителей;
  • коррекцию нарушений соматического здоровья без отрыва от учебного процесса;
  • психологическую диагностику и помощь детям с отклоняющимся поведением и школьной неуспеваемостью;
  • гарантию ребёнку прав полноценного гражданина

Вся работа должна начинаться с программно-целевого планирования, целей и планирования конечного результата. Ставя цели, нужно помнить, что в центре всей работы — ученик, которого надо научить противостоять негативному влиянию окружающей среды, вредным привычкам и учить формировать здоровый образ жизни, помня о том, что каждый ребёнок-личность.

Основным отличием школы является содружество учительского и ученического коллективов, дружеское единение педагогов и жизнеутверждающий тон, что способствует созданию оптимальных условий для саморазвития, самоутверждения учащихся.

Kультypa школы—прививать учащимся представление о том, что здоровый образ жизни начинается не только с гигиены тела, сколько с гигиены души, гигиены разума.

Традиции – учим детей к самостоятельному поиску путей сохранения здоровья тела, духа, разума.

Наша школа ставит перед собой следующие цели и задачи: научить школьников ответственно относится к своему здоровью, помочь избавится от вредных привычек, научить распределять физические нагрузки, правилам личной гигиены, организации правильного питания, научить правильному представлению о нравственных, психологических, сексуальных отношениях между людьми, научить умению владеть собой, приемам самозащиты и самоконтроля в экстремальных ситуациях.;

*создание здоровьесберегающей среды в классе, школе, коллективе, обучение детей на фоне положительных эмоций, предупреждения чрезмерного умственного напряжения и предотвращения всевозможных психотравмирующих ситуаций.

*воспитание гармонично развитой личности, умеющей использовать свои потенциальные возможности.

*развитие у учащихся способностей к адаптации и деятельности в социальной среде.

*повышение естественной сопротивляемости школьников и стрессоустойчивости их психики.

*формирование мышления учителей, учащихся и родителей, направленного на здоровый образ жизни.

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе.

1) проведение ежегодной диспансеризации школьников;

2) учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;

3) обязательные физкультминутки на уроках в начальных классах и в 5 классе;

4) нормализация учебной нагрузки учащихся;

5) применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

6) заменены столы на школьные парты;

7) посещение бассейна.

В результате всей проводимой работы школы по укреплению и сохранению здоровья ожидаются результаты:

5-9 классы : Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения, понимать индивидуальные особенности строения тела, соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, питания, достаточной двигательной активности; тепловой режим. Уметь попросить о помощи трудных ситуациях, избегать рискованных для здоровья форм поведения. Занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения в формальной группе. Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях, уметь подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами, пользоваться дополнительными средствам гигиены полости рта, посещать стоматолога с целью профилактическою осмотра не реже 1 раза в год. Уметь спланировать деятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов, использовать большой арсенал различных видов двигательной активностью, иметь навыки снятия утомления глаз, самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Уметь вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях, иметь четкие представления о своем поведении при подозрении на инфекционное заболевание. Уметь организовать собственное питание в течение рабочего дня, избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья, уметь оценивать правильность и сроки хранения продуктов по упаковке. Уметь безопасно переходить через дорогу или пути па железнодорожных переездах, используя не только зрение, но и слух. Знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях, владеть элементарными навыками самообороны. Уметь обратиться за плановой и экстренной медицинской помощью. Знать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача, уметь подобрать для себя лекарственный препарат с учётом возрастных доз. Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе.

В старших классах уметь самостоятельно планировать режим нагрузок, отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья, иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции, иметь навыки критического мышления. Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях, уметь распознавать поведенческие риски в групповом поведении. Иметь потребность сохранять своё тело и свою одежду в чистоте. Не иметь заболеваний, связанных с нарушением правил ухода за кожей, впервые выявленных кариозных зубов в течение периода обучения в старшей школе. Знать индивидуальную норму нагрузок, своевременно определять субъективные признаки утомления, владеть техниками восстановления работоспособности при различных видах физических и психических нагрузок, знать способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путём, уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями. Уметь организовать рациональное питание в семье с учётом индивидуальных особенностей и финансовых возможностей различных членов семьи, уметь интерпретировать данные этикетки продуктов. Иметь сформированные стереотипы соблюдения правил безопасности на дороге. Уметь прогнозировать травмоопасные ситуации во время массовых мероприятий и своевременно принимать меры к избежанию травмы, уметь оказать первую доврачебную помощь в пределах своей компетенции, владеть навыками самоконтроля, совладения с паническими реакциями. Знать права пациента в системе обязательного медицинскою страхования, иметь навык прочтения аннотации или рецепта перед приемом лекарственного препарата. Иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголь, табакокурение как сложно излечимые заболевания. Осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически ее оценивать.

2) формирование стойкой мотивации здорового образа жизни школьников;

3) повышение качества здоровья;

4) снижение заболеваемости;

5) профилактика инвалидности;

6) эффективность системы подготовки и усовершенствование знаний по вопросам здорового образа жизни, безопасного поведения детей, учителей, родителей;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

В настоящее время очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьников. Анализируя физическое и психическое здоровье воспитанников, поступающих в нашу школу, можно отметить увеличение количества детей с разнообразными нарушениями зрения, осанки, с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, психическими нарушениями. Поэтому возникает необходимость создания такой системы работы, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию у них привычки здорового образа жизни.

Дети с недостатками в интеллектуальном развитии в силу особенностей психофизического состояния ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений валеологического характера. Наиболее приоритетный канал формирования привычек здорового образа жизни для них – педагогический. Он ориентирован на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентированную и деятельностную, чтобы в итоге сформировать у учащихся ответственность за свое здоровье и умение поддерживать его.

В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения своего здоровья. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются правил здорового образа в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для умственно отсталых школьников, имеющих недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

В нашей педагогической деятельности своим воспитанникам мы активно пропагандируем здоровый образ жизни:

- Формируем здоровый образ жизни, заботу о физическом здоровье каждого ученика.

- Прививаем навыки личной гигиены: практические занятия через проведение режимных моментов, о физиологии человека, о взаимоотношении полов, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

-Создаем психологический климат и комфортную среды в группе, педагогика сотрудничества.

- Проводим коррекционно- оздоровительные мероприятия: воспитательные мероприятия, коррекционные игры, физические игры на воздухе, школьные спортивные соревнования, дни здоровья.

Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:

обязательный учет возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха;

реализацию потребностей ребенка в движении;

умение соблюдать правила здорового питания;

освоение навыков адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;

введение новых игровых технологий, оригинальных заданий, исторической справки;

освоение навыков соблюдения правил дорожного движения, поведения на улице, пожарной безопасности;

разнообразие форм учебной деятельности (снимает усталость от однотонности учебного труда школьника);

обучение учащихся рациональной организации труда.

Кроме того, в школе в течение всего учебного года проводятся дни здоровья, экологические тропы.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой, с миром, будет действительно здоров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель физической культуры

МБОУ НШ г. Ворсма

Баранов Михаил Николаевич

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.

Фундамент здоровья и становления личности закладывается в раннем возрасте. Заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о риске возникновения некоторых заболеваний и навыков первой помощи, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем культуры самосохранения.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических средств. Провозглашенный еще врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической, алкогольной и табачной зависимостям.

Важность профилактических мероприятий в детском возрасте. Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут табак, алкоголь, наркотики, понять, что такое зависимость, как легко она появляется и насколькотрудно с пей бороться, просто недостаточно развита.

Период юности — это период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Неотъемлемыми чертами юности являются эксперименты и рискованные действия, и злоупотребление психоактивными веществами является идеальной предпосылкой для такого поведения. Весьма значительно в этот период влияние сверстников, особенно молодежи старшего возраста. Часто сверстники оказывают давление на молодых людей, принуждая их употреблять табак, алкоголь, наркотики. Поп-культура и средства массовой информации склонны придавать употреблению алкоголя, табака определенную привлекательность.

Принятие свободного и сознательного решения не употреблять алкоголь, табак и наркотики и следование этому решению, особенно в условиях давления со стороны сверстников и других факторов, способствующих наличию вредных привычек, является весьма сложным процессом.

Основная цель профилактической работы с детьми и подростками — отказ от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания.

В профилактической работе учителям и родителям необходимо поставить следующие задачи:

● дать детям объективную информацию о действии химических и растительных веществ на организм;

● ориентировать детей на сохранение здорового образа жизни;

● дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, способствующими делать свой собственный выбор.

Рекомендации для взрослых по работе с подростками

1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.

2. Осознайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.

3. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить и мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними, как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь, они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4. Объясняйте, что именно Вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы.

Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила.

Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они решат не соблюдать эти правила,что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений.

Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые онипризнают.

Монополистическое производство табака и табачных изделий, широкая торговля ими и реклама этих изделий, огромные доходы от торговли и рекламы, а также напряженный ритм современной жизни — именно это ведет к увеличению количества курящих людей.

Установлено также, что нижняя возрастная граница появления пристрастия к курению все время снижается. Средний возраст начала курения в резко снизился до 10—11 лет.Возраст первой пробы (начала) потребления табака различается у разных детей. Первая проба происходит в возрасте от 6 до 16 лет включительно. Почему крайне вредно употребление табака для растущего организма?

- Курение отрицательно влияет на скорость мыслительных процессов, а значит, на качество обучения. Число неуспевающих возрастает в тех группах, где больше курящих.

- У курящих ребят хуже память, понижен слух, они отличаются нервозностью и раздражительностью.

Как известно, навыки, привычки, усвоенные в раннем возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше ребенок приобщается к курению, тем быстрее наступает привыкание к нему, и в дальнейшем труднее отказаться от курения.

Причины, по которым начинают курить подростки

У мальчиков причинами начала курения являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности.

У девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться мужчине.

Как предотвратить детское курение

Лучше всего начинать профилактику курения у детей с того возраста, когда маленький человек начинает что-то понимать и задавать вопросы. В это время он доверяет родителям, и постоянные ненавязчивые разговоры о взрослой жизни, о том, что ребенок будет делать, а чего не будет, когда вырастет, прочно запишутся у него в подсознании. По мере взросления и накопления информации, нужно продолжать приводить новые и новые аргументы в пользу здорового образа жизни, усложняя их постепенно. Поверьте, никого, кроме родителей, не заботит будущее ребенка. Всем остальным, как это не грустно, его курение даже выгодно. В доме, где родители или другие взрослые сами курят, удержать от курения ребенка сложно вдвойне. Но, все же попытайтесь нарочито театрально сваливать вину за все недомогания на курение, никогда не оставляйте сигареты в доступных местах, окурки в пепельнице, по возможности избавьте ребенка от пассивного курения.

При выборе вида спорта обязательно необходимо учитывать интересы ребенка. Если ребенок бросает спорт в подростковом возрасте, вероятность начала курения возрастает. Кроме того, спорт повышает самооценку и ускоряет физическое развитие, так что возникает меньше необходимости в дополнительных атрибутах взрослости.

Что делать, если ребенок закурил?

Если ребенок уличен в курении, то можно быть уверенным - это далеко не первая его сигарета, что бы он ни говорил.

Запретить подростку курить, наказаниями и скандалами не получится, вся надежда на его собственный здравый смысл и генетическую устойчивость к наркотическим веществам. Но, к сожалению, оба эти фактора начинают действовать в полной мере только во взрослом состоянии, а вред ребенок наносит себе с первой же сигаретой и совершенно неосознанно. Важно понимать, что дети начинают курить не родителям назло, а потому, что сами не справились со своими проблемами, и грамотно помочь им было некому. Что случилось — то случилось, но, возможно, еще не упущено время, чтобы оградить его от алкоголя и наркотиков, т.е. самое важное грубыми окриками не оттолкнуть ребенка от себя. Стоит попытаться понять, какие проблемы мучают ребенка, а не кричать на него, лишать карманных денег и запрещать встречаться с друзьями. Может быть, даже лучше поинтересоваться, какие сигареты он курит, сколько штук в день, как давно, хочет ли бросить, и чем вы можете ему помочь.

История зарождения пьянства в России как массового социального явления — суть истории формирования северного стиля потребления алкоголя.

Особенности и тенденции алкоголизации подростков в России:

— высокий темп подростковой алкоголизации;

— тенденция к снижению возраста лиц, употребляющих алкогольные напитки;

— феминизация (все большее количество девочек-подростков начинает употреблять алкогольные напитки);

— возрастающее стремление взрослых дистанцироваться от проблем подростковой алкоголизации, переложить их решение на правоохранительные органы.

Причины первой пробы алкоголя:

— возможность пережить приятные ощущения;

Несовершеннолетний, начинающий употреблять алкоголь, находится в своеобразной социальной ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания кумирам; с другой стороны — безучастность и некомпетентность сверстников, значимых взрослых, в том числе родителей.

Детям сложно бороться с употреблением алкоголя самостоятельно, так как они повторяют модель жизни своих родителей (семейные ценности, правила, установки, убеждения, роли, образцы поведения, взаимоотношений).

Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно. Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы, она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является изменение личности подростка, нарушается:

— логическое абстрактное мышление;

При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5—7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3—6 мес.

Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков. Это начальная стадия хронического алкоголизма и т.

Важная задача педагогов и родителей — вовремя заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам. Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.

Сегодня, употребление алкоголя эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному препарированию в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.

В последнее время каждый ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после нескольких употреблений. Наркомания — это болезнь, распространяющаяся со скоростью эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу.

Педагогам и родителям необходимо сегодня владеть основами информации но этой проблеме, чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных действий, не причинить моральный вред всему детскому коллективу.

Причины и условия, которые способствуют приобщению подростков к наркотикам:

1. Глобальные причины:

— Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.

— Сложная социально-экономическая ситуация в стране: экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).

— Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная па стимулирование спроса па наркотики.

— Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).

— Несовершенство антинаркотического законодательства.

— Сверхвысокая доходность наркобизнеса.

Советы педагогам и родителям:

Что делать, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:

— не впадайте в панику;

— понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;

— ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ли в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

— поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;

— обратитесь за консультацией к врачу-наркологу, составьте совместный план действий;

— не привлекайте внимания других ребят к этой ситуации;

— имейте в виду, что все медицинские исследования возможны только при соблюдении личных прав ребенка;

— помните, что ваши подозрения могут так ими и остаться и нанести моральную травму ребенку;

— совместно с администрацией школы необходимо предпринять все возможные меры к недопущению влияния этого ребенка на других детей;

— педагогам необходимо поставить в известность родителей;

— попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту (Б любом случае, вес лечебные действия могут осуществляться только дома и с согласия родителей).

Признаки и симптомы возможного употребления ребенком наркотиков:

— расширенные или суженные зрачки;

— замедленная, несвязанная речь;

— потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

— плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

— беспричинное возбуждение или вялость; нарастающее безразличие ко всему;

— уходы из школы и дома но непонятным причинам; частая и резкая смена настроения; повышенная утомляемость;

— частое вранье, изворотливость, лживость; неопрятность;

— пропажа ценностей, книг, одежды, аудиотехники.

— следы от уколов, порезов, синяки;

— бумажки и денежные купюры, сложенные в трубочку;

— капсулы, пузырьки, жестяные банки;

Запомните, что подростки, употребляющие наркотические средства, отличаются от

нормальных сверстников следующими чертами:

— постоянно присутствующая легкая депрессия;

— подозрение, что их никто не воспринимает всерьез;

— нарциссизм (повышенная, до патологии, любовь к себе) или эгоцентризм;

— частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью,свободой мыслей и слова;

— трудности в обычном общении с окружающими.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употребление наркотиков. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании, риске — как форме эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях. Задачей педагогов и родителей является помощь подросткам в удовлетворении потребностей в риске другими способами, например, риск самораскрытия проявляется в личностно-ориентированных и социально-психологических тренингах, физический риск — в занятиях спортом.

Наркотики, действующие на психику человека, независимо от того, вводятся они с помощью шприца или другим путем, влияют на способность человека принимать ре-шения, касающиеся безопасного сексуального поведения, и тем самым повышают вероятность его участия в незащищенном сексе.

Потребители инъекционных наркотиков способствуют передаче СПИДа гетеросексуальным путем и от матери к ребенку.

Главное правило воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в школе и других учреждениях детского отдыха и оздоровления заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать, а показывать преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.

За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровье сберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни.

Задача целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью диктует высокие требования к профессиональной культуре всех участников образовательного процесса в вопросах здоровья в целом и в области профилактики социально значимых заболеваний.

Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье : переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Таким образом, удельный вес негативных факторов внутри школьной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%.

Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др., не обходят стороной и старшеклассников.

Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали, важнейшей задачей в формировании программы здорового и безопасного образа жизни.

Формирование здорового и безопасного образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического психологического здоровья, как одной ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровье сберегающий работы общеобразовательной организации, требующий создании соответствующей, инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.

Наиболее эффективным путём формирования здорового и безопасного образа жизни у, обучающихся, является направленная и организованная взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.

Реализация должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

социально-педагогическая поддержка, в сохранении и укреплении физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Основными задачами являются:

- формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;

-развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.

Разрушились связи между семьей и школой. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности.

Таким образом, возникла необходимость создания целостной системы психолого-педагогического обеспечения образования как здоровье сберегающего ресурса.

Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом-нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Поэтому возникла необходимость учить детей быть здоровыми. Не просто учить, а формировать осознанный выбор в пользу ЗОЖ. Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего неблагополучные и ведут аморальный образ жизни, чем самым показывают только, отрицательный пример своим детям. Как в такой ситуации научить умственно отсталого ребёнка осознанно выбирать ЗОЖ? Эта проблема на сегодняшний день вышла на первый план, поэтому роль школы в организации системы работы по формированию осознанной потребности в ЗОЖ должна стать ведущей.

Наряду с внеклассной работой по формированию ЗОЖ, спортивными мероприятиями, учебный процесс не должен стоять в стороне.

Приоритетное направление - формирование осознанной потребности в ЗОЖ у подростков через ситуацию выбора.

Необходимо учить ребят правильно оценивать своё здоровье. Существует множество методик определения состояния своего здоровья и самую, простую предложил русский врач Амосов, определять размер здоровья. Размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответ о состоянии здоровья, но он заставляет задуматься. Учащимся раздаются жетоны красного, зелёного и синего цвета. Даё тся инструкция: «Если вы не болели в течении всего прошлого учебного года - у вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон). Если заболевание возникло во время эпидемии - средний уровень (зелёный жетон). Если вы болеете во время обычных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон). Каждый учащийся самостоятельно оценивает размер своего здоровья.

В процессе обучения, учащиеся разучивают физические упражнения для укрепления осанки, делают дыхательную гимнастику, учатся формам расслабления, элементарным приёмам релаксации и др.

В результате освоения программы учащиеся должны научиться адекватно, оценивать себя и своё здоровье, адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных ситуациях, самостоятельно выбирать правильное решение, предложенной ситуации.

Нельзя говорить о серьёзных результатах, так как эта работа нацелена на годы, но есть первые положительные моменты, которые можно отметить: учащиеся хорошо приняли новую тему в курсе технологии, проявили заинтересованность, научились делать первые выводы о пользе ЗОЖ, о необходимости его поддерживать, чтобы правильно организовать самостоятельную жизнь, создать здоровую семью. Постоянно ставя учащихся в ситуацию выбора, у них формируется правильная линия поведения и в других вопросах. Многие уже понимают, что вести ЗОЖ не просто, нужно прилагать усилия, которые в будущем себя оправдают.

Современные подходы в методической работе по формированию у детей безопасного и здорового образа жизни По мнению академика Ю. П. Лисицина – «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта,.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Формирование здорового образа жизни Формирование основ здорового образа жизни Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как.

Формирование здорового образа жизни дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Читайте также: