Почему пушкин сказал о ломоносове он сам был нашим первым университетом доклад
Обновлено: 05.07.2024
Собрали самые яркие высказывания о Михаиле Ломоносове и мнения о нем известных людей России из разных эпох. Фрагменты из книг с фактами творческого пути и биографическими сведениями, галерея картин, рекомендации учебников и пособий и, конечно, традиционные методические советы для проведения урока — в нашей свежей статье.
Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.
Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.
В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.
Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел.
В учебник вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы. Основные задачи курса литературы 9 класса — сформировать представление о преемственности в развитии литературы, то есть о литературном процессе. Соответствует ФГОС ООО (2010 г).
Ученый, поэт и литератор, не по случаю, а по призванию, он преодолел тысячи препятствий и во всю жизнь остался человеком, ученым тружеником, а не сделался, когда улыбнулось ему мирское счастие, вельможею, знатным барином. Как резка разница между гением и простым дарованием!
Из Сочинения Ксенофонта Полевого
Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.
Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.
Ломоносов не был до конца уверен в том, что литература— главное дело его жизни. Он активно вмешивался в ход научных исследований, ругался с основателями и профессурой Академии наук, потому что по праву осознавал себя не только великим ученым, но и организатором науки. Его волновала судьба отечественной культуры, которую он считал частью мировой. Его интересовало все— и геология, и составление географического атласа, и изучение природы электричества. Но все это не мешало главному: сосредоточенной, вдохновенной работе, предел которой положила только преждевременная смерть в 1765 году, на 54-м году жизни. Был пройден немыслимый для прежней Руси путь от крестьянина до государственного чиновника V класса, статского советника, члена нескольких иностранных академий. Не только произведения Ломоносова, но и сама его биография стала воплощением нового идеала развитой личности, человека разумного.
Методические рекомендации
Александр Сергеевич Пушкин интересовался науками как гуманитарными, общественными — филологией, лингвистикой, историей, археологией, политической экономией, так и естественными, техническими — астрономией, физикой, механикой, математикой.
Понимание Пушкиным всеобъемлющего ломоносовского гения с годами все более углублялось; он и сам охватывал взглядом все более широкий круг наук.
Кстати, М. В. Ломоносов писал оды и такого содержания (1747 г.):
Возри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет:
Богатство в оных потаенно
Наукой будет откровенно…
Наполни воды кораблями,
Моря соедини реками
И рвами блата иссуши…
Ведь это же предвидение сегодняшнего дня!
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
В первоначальном варианте стихотворения последний стих звучал:
Будешь умы удивлять, будешь сподвижник Петру.
Эти строки были написаны в Болдине. Возможно, глядя на географическую карту России, которая была у него здесь под рукой, Пушкин увидал на ней Архангельск и по ассоциации вспомнил Ломоносова.
РОНДЕЛИ, НАПИСАННЫЕ ПО ДВУМ ПЕРВЫМ СТРОЧКАМ
Гарри — друг, который желает нам добра / Кто первым войдет в Царствие небесное?
О СТАРОМ И НОВОМ ПОРЯДКЕ И ОБ УСТРОЕННОМ ТРУДЕ (TRAVAIL ORGANISE) В ПРИМЕНЕНИИ К НАШИМ ПОМЕСТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ. Членом Вольного экономического общества Н. А. Безобразовым. СПб. 1863
О СТАРОМ И НОВОМ ПОРЯДКЕ И ОБ УСТРОЕННОМ ТРУДЕ (TRAVAIL ORGANISE) В ПРИМЕНЕНИИ К НАШИМ ПОМЕСТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ. Членом Вольного экономического общества Н. А. Безобразовым. СПб. 1863 Упразднение крепостного права вызвало множество элегических голосов. Замечательно, что все эти голоса
О старом и новом порядке и об устроенном труде (travail organisé) в применении к нашим поместным отношениям…
Перед первым сентября
Перед первым сентября Часовщик хороший, миленький, Почини ты нам будильники! Тот, кто принят в первый класс, Должен знать, который
Сопротивление Питается нашим страхом
Сопротивление Питается нашим страхом У Сопротивления нет своей собственной силы. Каждая частица энергии, которой оно обладает, получена от нас. Мы питаем его силой нашего страха.Преодолейте этот страх, и вы победите
Сторожа братьям нашим
Сторожа братьям нашим Дмитрий Володихин, Геннадий Прашкевич. Братья Стругацкие. М.: Молодая гвардияФормально у этого сочинения два равноправных соавтора, но вдумчивый читатель, осиливший книгу до конца, без труда догадается, что второго по алфавиту тут, пожалуй, и впрямь
Врет первым Фредди
Андрей Буровский Гергенрёдер сказал первым
Если бы Дантес был нашим земляком
Если бы Дантес был нашим земляком Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное: Может быть, зеленый змий, а, может, крокодил. Владимир Высоцкий Если бы Георгий Осипович Дантес (Georges Charles de Heeckeren d’Anthes) был бы уроженцем не Эльзаса, а, к примеру, Саратова, то он мог бы запросто
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Уроки по изучению жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова
Он создал первый университет; он, лучше сказать,
сам был первым нашим университетом.
А.С. Пушкин
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, репродукции с изображением Московского университета. Тексты произведений. Компьютер с выходом в локальную сеть Интернет (или Презентация к уроку), физическая карта России,
Теоретические сведения: понятие об оде; жанры художественной литературы (классицизм). Пафос в художественном произведении.
Ход урока
I . Объявление темы и цели урока.
II .Повторение пройденного материала.
Слово учителя с элементами беседы.
- Что такое классицизм? Назовите его исторически рамки.
Классицизм – (лат. classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве. Исторические рамки: конец XVII – начало XIX века.
-Причины появления нового направления в искусстве.
Кризис гуманистических идей; потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства (средние века - феодальная раздробленность).
- Родина: Италия.
-Представители:
В Италии _ Альфери;
Во Франции – Малерб, Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер;
В Германии – Готшед, Лессинг, Гейне, Шиллер;
В России – Сумароков, Княжнин, Тредиаковский, Фонвизин, Ломоносов, Державин;
В Англии – Дж. Аддисон.
- Каковы были требования классицизма?
Строгое деление на жанры с точным указанием их героев и соответствующего им языка.
Логическая стройность произведения: три единства.
Признание высшим критерием истинного разума.
Неподвижность, неизменяемость окружающего мира, выделение в человеческом характере на первый план какой-либо одной черты.
1. Слово учителя.
Большое значение писатели-классицисты придавали воспитательной роли художественной литературы. Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией. Несмотря на свою ограниченность и противоречивость, классицизм оказался художественным методом, который прокладывал пути дальнейшего развития прогрессивной литературы.
Русский классицизм начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I , когда были поставлены под удар прогрессивные завоевания предшествующих десятилетий и нависла угроза возврата к допетровским порядкам. Литературе русского классицизма сразу был задан боевой, наступательный дух, полный общественного, гражданского пафоса. (Пафос – (греч.) pathos –чувство, страсть) – страстное воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь.)
Для русского классицизма характерна сатирическая направленность, отражение конкретных явлений русской действительности, преобладание национально - исторической тематики. Большое место в русском классицизме занимают стихотворные жанры: героическая поэма, ода, басня, сатира.
Русский классицизм в своих истоках связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова – гениального ученого и замечательного
- Что же сделал этот человек? Почему помнят о нем вот уже почти три столетия?
В 1742 году М.В.Ломоносов вернулся в Россию, в Петербург, вполне сложившимся ученым и с огромным желанием служить родине как знаниями ученого так и талантом.
- Сочинения
- ЕГЭ по русскому языку
- Сочинения по литературе
- Мастер и Маргарита
- Дни Турбиных
- Белая гвардия
- Борис Годунов
- Дубровский
- Евгений Онегин
- Капитанская дочка
- Медный всадник
- Повести Белкина
- Станционный смотритель
- Герой нашего времени
- Мцыри
- Преступление и наказание
- Война и мир
- После бала
- Реквием
- Шинель
- Мертвые души
- Ревизор
- Тарас Бульба
- Старуха Изергиль
- На дне
- Челкаш
- Горе от ума
- Идиот
- Бедная Лиза
- Гранатовый браслет
- Олеся
- Поединок
- Левша
- Очарованный странник
- Кому на Руси жить хорошо
- Гроза
- Вишневый сад
- Ионыч
- Недоросль
- Отцы и дети
- Тимур и его команда
- Гобсек
- Двенадцать
Перечень наук, в которых проявился ломоносовский гений, своей обширностью неизменно поражает воображение каждого, кто знакомится с ним впервые. Современному учёному трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. И невозможно отделаться от чувства восхищения, граничащего с некоторым недоумением: как одного человека на всё хватало. Таких людей мы называем энциклопедистами.
Но когда бы и кем бы ни составлялся этот перечень, первой из наук в нём всегда значится химия. Ломоносов первым в истории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при различных химических превращениях. Этот полученный им результат — одно из важнейших достижений русской науки. Он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию, в которой проводились не только научные опыты, но и практические занятия студентов.
Интересны также работы выдающегося учёного в области физики. На основе наблюдений и измерений он доказал тождество молнии и электрической искры. Значительные результаты получены Ломоносовым также в области астрономии (например, он открыл атмосферу на Венере). Но это только маленькая часть того, что сделал в науке Михаил Васильевич Ломоносов.
Кроме всего вышеперечисленного, о Михаиле Васильевиче Ломоносове можно говорить как о выдающемся поэте и филологе. Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка. Заслуга Ломоносова как поэта состоит в том, что свои стихи он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они вполне понятны и нам, далёким потомкам.
Лицо своё скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне — дна.
Читайте также: