Основные особенности психики и поведения человека доклад

Обновлено: 17.05.2024

Поведение — это совокупность целенаправленных действий, определяемых биологическими потребностями и социальными мотивами. Сочетание биологических и социальных потребностей придает поведению человека уникальные черты, позволяющие противопоставить его всему остальному животному миру.

Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.

Различают наследственные и приобретенные формы поведения

Безусловные и условные рефлексы. Человек рождается с определенным, уже готовым набором поведенческих актов — безусловных рефлексов. Это видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Они играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений. К ним относятся пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (одергивание руки от горячего предмета, кашель, чиханье и др.), половые (обеспечивающие размножение) и некоторые другие рефлексы.

В процессе индивидуального развития формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции — условные рефлексы (как следует из названия для их образования требуются определенные условия). Условные рефлексы строго индивидуальны и различаются даже у близнецов.

Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировке во времени и пространстве, т. е. адаптации организма к воздействиям среды. Так, условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного сока и сока поджелудочной железы при виде и запахе пищи создают оптимальные условия для ее переваривания.

Механизм образования условных рефлексов. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением

временной связи между разными группами нервных клеток (центрами) коры больших полушарий головного мозга. К настоящему времени установлено, что в образовании временной связи участвуют и подкорковые структуры. Это положение существенно расширяет и дополняет наши знания о природе условных рефлексов.

Чтобы выработать условный рефлекс, надо подкреплять условный раздражитель безусловным, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс.

Базой условного рефлекса служат нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Установлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи (кора — кора, кора — подкорка, подкорка — подкорка) при доминирующей роли коры.

Выработка условного рефлекса проходит поэтапно. Начальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он вырабатывался, но и других раздражителей, сходных с ним по физическим параметрам. На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, ответную реакцию вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

Торможение условных рефлексов

Условные рефлексы способны тормозиться. Если после выработки пищевого слюноотделительного рефлекса перестать подкреплять условный раздражитель действием безусловного, то спустя некоторое время наступает угасание условного рефлекса. Слюны будет выделяться все меньше и меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратится полностью. Произойдет так называемое внутреннее торможение условного рефлекса.

Рефлекторный характер психики

И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде.

Для человека внешний мир — это не только биологическая среда, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.

Под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика находится в тесном единстве с различными процессами, происходящими в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией. Посредством психических процессов осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека. Практически все виды деятельности человека так или иначе связаны с психикой.

Гост

ГОСТ

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой поведения и психики: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Дж. Уотсон, Торндайк и др.

Далее рассмотрим понятие психики, поведения, а также их взаимосвязь.

Понятие психики и поведения

Психика представляет собой отражение объективной действительности.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности.

Психика

Рассмотрим несколько наиболее важных положений, касающихся психики человека.

  1. Формирование психики состояло из двух общих этапов:
  • Инстинктов
  • Индивидуального научения

Структура психики

Поведение

Изучение поведения в психологии преимущественно шло в рамках бихевиоризма. Рассмотрим краткую историю бихевиоризма на рисунке 2.

Бихевиоризм

Само поведение человека обусловлено двумя сторонами: побудительной и регуляционной. (рис. 3).

Поведение человека

Взаимосвязь психики и поведения

Известно, что поведение представляет собой сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

По сути, именно психика опосредует поведение человека, что обуславливает их связь.

Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это определенная система взаимоотношений субъекта с окружающим миром, в которой индивид сознательно воздействует на объект с целью удовлетворения своих потребностей.

Люди после 60-65 лет сталкиваются с определенными трудностями в общении, нередко имеют признаки деменции, которая сопровождается стойким снижением памяти, утратой навыков общения и ухода за собой. Прожив долгую жизнь, пожилые люди часто нуждаются в особом уходе, могут вести себя неадекватно по общим меркам. Но мы не можем судить о стариках с позиции молодости и здоровья — это в корне неверный подход. Задача близких — принимать психологические особенности людей пожилого возраста и помогать им в организации быта и поддержании достойного качества жизни.

Если по каким-то причинам невозможно лично обеспечить достойный уход, стоит обратиться в профессиональные организации, где близкий человек будет получать всё необходимое для полноценного проживания. В нашем пансионате созданы комфортные условия для жизни. Специалисты учитывают психологическую характеристику пожилого возраста, особенности работы организма, планируют регулярный уход, который включает в том числе оказание медицинских услуг. Постояльцы могут гулять в сосновом лесу, общаться с родственниками, выполнять врачебные рекомендации и наслаждаться жизнью, полной впечатлениями и приятными эмоциями.

Типы старости

Специалисты давно изучают вопрос старения человека и психологические особенности пожилого возраста, которые помогают разобраться в истинных причинах изменений, свойственных определенным типам старения.

Старость бывает следующих видов:

  • физиологическая;
  • психологическая;
  • социальная.

Также психология пожилых людей по Ф. Гизе выделяет три типа стареющих людей: негативист, интроверт и экстраверт. Последний тип считается психологически наиболее благоприятным. Экстравертированный старик принимает возрастные изменения с пониманием. Старение по типу интроверта предполагает тяжелое отношение к физическим изменениям. Пожилые люди часто живут прошлыми событиями, постоянно напоминают себе и окружающим о прошлых событиях. Также для этого типа характерен отказ от новых знакомств. Человек начинает вести неактивный образ жизни, больше сидит и лежит, проявляет недовольство тем, что близкие не могут чаще приезжать или приходить в гости.

психология 3.jpg

Реакция человека на старение

В идеале психологические особенности пожилых людей не должны негативно влиять на их общение с окружающими и внутренний комфорт. Но реакция на старение не всегда бывает нормальной и ожидаемой. Пожилые нередко чувствуют обиду, зависть по отношению к молодым, особенно при наличии нереализованных планов. К этим особенностям психики стоит относиться с пониманием. Родственники должны помочь пожилому человеку принять свою старость, найти в ней положительные моменты.

Тяжелее всего воспринимают свое старение люди, которые столкнулись с серьезными заболеваниями, двигательными ограничениями впервые. Реакцией на подобные изменения может стать апатия. Нередко она сочетается и с другими признаками депрессивных расстройств. При доверительных отношениях с близкими, активном общении с окружающими пожилые люди легче переживают непростой, но естественный период в своей жизни.

психология 2.jpg

Отличительные черты психологии пожилых

Психологически сложно принять свою старость, особенно при наличии сопутствующих нарушений. Активная форма старческой деменции часто не оставляет родственникам выбора: оставить пожилого человека без присмотра нельзя даже на час, а бросить работу близким просто нет возможности. Вариант нанять сиделку тоже не подходит для этой ситуации. Старики с проявлениями деменции могут быть непредсказуемы, но они нуждаются в хорошем питании, приеме определенных лекарственных средств, качественной личной гигиене.

Ежедневный уход за пожилым должен включать:

  • смену нательного и постельного белья;
  • водные процедуры;
  • качественное питание с учетом хронических заболеваний;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • прием медикаментов, назначенных врачом;
  • контроль за самочувствием пожилого человека.

Во время усиления проявлений деменции старики кажутся встревоженными, двигаются хаотично, их речь чаще всего несвязная. Но в период ремиссии они замкнуты, малоподвижны. Некоторые отказываются от движения и просто лежат в постели, забывая даже вовремя поесть. При таком поведении на плечи сиделки и родственников еще лягут дополнительные обязанности: перемещение пожилого человека в кровати, борьба с пролежнями, необходимость ежедневного купания в ванне, куда донести старика бывает крайне сложно без дополнительной физической силы.

Даже самая ответственная сиделка не сравнится с десятками сотрудников частного дома престарелых. Хорошо оборудованный пансионат для пожилых людей с большой территорией для прогулок, встреч с родственниками — это лучший вариант для стариков с прогрессирующей деменцией.

Физиология

Психологические особенности пожилого возраста индивидуальны. Но избежать физического старения невозможно. Оно связано прежде всего с появлением немощи, которая заставляет человека менять образ жизни, отказываться от привычных нагрузок и рода деятельности. Меняется с приходом старости и работа внутренних органов, чаще дают о себе знать хронические заболевания.

Тяжелое течение болезней тоже ослабляет психическое здоровье в пожилом возрасте. У женщин из-за климактерических изменений нередко появляются характерные признаки: плаксивость, склонность к агрессии и выяснению отношений, явная раздражительность. Они становятся очень мнительными, тревожно спят ночью, а днем чувствуют себя разбитыми и не могут найти силы на быт и простое общение. Важно своевременно понять, что происходит с пожилым человеком, заподозрить прогрессирование депрессии и обратиться к врачу.

Квалифицированный уход за пожилыми людьми с депрессией обязательно включает психокоррекцию. С помощью специальных медикаментов и проверенных методик удается устранить главные симптомы заболевания, улучшить настроение. Лечение может продолжаться несколько месяцев, после чего проводится восстановительный период, на протяжении которого за пожилым человеком должны наблюдать квалифицированные специалисты. Именно такой подход приведет к быстрому выздоровлению и предупредит рецидивы депрессивных нарушений в будущем.

При наличии атеросклероза необходимо соблюдать диету, которая позволит снизить холестерин и предупредить закупорку сосудов в будущем. Рекомендуется практически полностью отказаться от животных жиров, включая сливочное масло, жирные сыры, сметану и сливки. Ограничение касается и яиц, которые разрешается употреблять всего несколько раз в неделю.

Сердечно-сосудистые заболевания, особенно в восстановительном послеоперационном периоде, могут давать осложнения. Поэтому специалисты запрещают употреблять крепкий чай и кофе, потому что кофеин вызывает спазм сосудов и чрезмерно повышает активность сердечной мышцы. Кофеиносодержащие напитки противопоказаны в пожилом возрасте, тем более если пациент страдает ишемической болезнью и недавно перенес стентирование. Нельзя употреблять алкоголь в любом виде.

Качественный уход за пожилыми людьми включает разнообразное питание. В рационе обязательно должны присутствовать:

  • свежие фрукты, овощи;
  • зелень;
  • нежирные молочные продукты;
  • первые блюда;
  • мясо (телятина, курица, кролик и другие диетические сорта);
  • морская, речная рыба нежирных сортов;
  • ржаной хлеб, отруби.

Особое внимание уделяется продуктам, содержащим незаменимые омега-кислоты, которые улучшают прогноз больных с атеросклерозом коронарных артерий и сосудов головного мозга. Омега-3, омега-6 входят в состав морепродуктов (креветки, рыба, моллюски), орехов, семян подсолнечника, растительных масел (оливковое, миндальное, кокосовое, льняное).

Курение провоцирует спазм сосудов, повышает риск развития опасных сердечно-сосудистых заболеваний. Специалисты рекомендуют всем пожилым отказаться от сигарет в пользу здорового образа жизни, пеших прогулок, езды на велосипеде, интересных встреч с давними друзьями.

психология пожилого.jpg

Психика

Изменения психики в той или иной степени встречаются у всех людей пожилого возраста. Усугубляют положение тяжелые хронические заболевания (сахарный диабет, атеросклероз, ожирение, артроз), черепно-мозговые травмы, перенесенные депрессии. Из-за нарушения кровообращения замедляются мозговые реакции, происходит гибель нервных клеток, утрачивается способность запоминать информацию и адекватно воспринимать окружающую действительность.

Дополнительные психологические особенности пожилых людей и возможные изменения в старости:

  • замкнутость;
  • подозрительность;
  • нарушения сна;
  • неустойчивость настроения;
  • отказ от общения с родственниками, соседями;
  • придумывание несуществующих историй;
  • изменение вкусовых предпочтений.

Если вы заметили подобные проявления у своего родственника, обязательно убедите его пройти обследование. На раннем этапе с помощью психокоррекции, определенных лечебных препаратов и правильно организованного ухода за пожилыми людьми можно притормозить развитие старческой деменции и избежать осложнений.

Агрессивное поведение, сочетающееся с симптомами болезни Альцгеймера или других заболеваний, свойственным людям пожилого возраста, требует грамотной коррекции, а не осуждения. Изменения психики появляются постепенно, волнообразно при сохраненном интеллекте или при сниженной мозговой активности. Иногда они требуют оказания дополнительной медицинской помощи.

Агрессивное поведение в пожилом возрасте очень опасно, особенно при признаках тяжелой степени деменции или болезни Альцгеймера. Такие старики нуждаются в круглосуточном наблюдении. С ними постоянно должен кто-то находиться рядом, чтобы не допустить появления телесных повреждений. В возбужденном состоянии пожилой человек может уйти из дома, попасть в незнакомый город, ввязаться в драку на улице и даже не вспомнить никакой информации о себе. Идеальным решением становится помещение пожилого человека в пансионат, где есть всё необходимое для безопасной и комфортной жизни, включая регулярное медицинское обслуживание.

Возрастные изменения психики необходимо воспринимать с пониманием. Увы, это характерная особенность пожилого возраста, но в наших силах контролировать течение болезни и поддерживать достойное качество жизни стариков, которые многое сделали не только для своей семьи, но и для страны в целом.

Социум

Социальная старость сегодня наступает намного позже, чем столетие назад. Общество развивается, появляются новые возможности, в том числе медицинские. Это позволяет менять отношение к пожилым людям. Их больше уважают, им доверяют ответственную работу, что положительно отражается как на психоэмоциональном, так и на материальном состоянии.

Старение естественно для человека, и в старости можно жить достойно, интересно и чувствовать себя счастливым. В нашем пансионате каждый пожилой человек получает возможность не только отдыхать, проходить лечение и профилактику, но и заниматься любимыми увлечениями, читать, проводить достаточное количество времени на природе, общаться с друзьями и близкими.

Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально- психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

Лекции составлены на кафедре психологии ДОНПИ Составитель:

Зав. кафедрой психологии

канд. психол. наук Е.В. Новикова

© Донецкий педагогический институт, 2017

ПСИХИКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ

План:

2. Основные формы проявления психики человека.

3. Этапы развития психики.

Психология – наука о человеке.

Проблема человека является общей проблемой для всех наук (антропология, анатомия, медицина, философия и т.д.).

Объект психологии – психика.

Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов. Психические явления – субъективные переживания и образы отраженных в сознании явлений реальной действительности, это внутренний мир человека.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);

2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);

3. сохранение целостности организма.



Особенности психики

1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);

2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);

3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);

4. в процессе активной деятельности психика постоянно

совершенствуется и развивается.

Механизмы психики

Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.

Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.

Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.

Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.

Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-гуманитарный факультет Кафедра психологии

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения

На заседании кафедры психологии Протокол № 1

Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально- психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

Лекции составлены на кафедре психологии ДОНПИ Составитель:

Зав. кафедрой психологии

канд. психол. наук Е.В. Новикова

© Донецкий педагогический институт, 2017

ПСИХИКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ

План:

2. Основные формы проявления психики человека.

3. Этапы развития психики.

Психология – наука о человеке.

Проблема человека является общей проблемой для всех наук (антропология, анатомия, медицина, философия и т.д.).

Объект психологии – психика.

Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов. Психические явления – субъективные переживания и образы отраженных в сознании явлений реальной действительности, это внутренний мир человека.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);

2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);

3. сохранение целостности организма.



Особенности психики

1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);

2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);

3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);

4. в процессе активной деятельности психика постоянно

совершенствуется и развивается.

Механизмы психики

Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.

Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.

Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.

Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.

Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.

Читайте также: