Петропавловский собор доклад 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

Церковь Петра и Павла была построена в середине 12 века. Официальной датой постройки храма принято считать 1146 год. Таким образом, это самое старое здание в Смоленске и один из трех сохранившихся в городе храмов домонгольского периода.

Содержание

Введение
1. История развития храма святых апостолов Петра и Павла
2. Основатели храма святых апостолов Петра и Павла
3. Архитектура храма святых апостолов Петра и Павла
4. Современное состояние храма святых апостолов Петра и Павла
5. Паломнические туры к храму святых апостолов Петра и Павла
Заключение
Список использованных источников

1. История развития храма святых апостолов Петра и Павла

В этот период католический архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. На западной стене церкви появился новый вход в нижний ярус. В 1654 году, после изгнания поляков, униатская база у церкви была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса, расположенного рядом с церковью Петра и Павла, была построена красивая шатровая колокольня с двумя раскидистыми лестницами.

В 18 веке над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью святой великомученицы Варвары. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского. Его разобрали в 1880 году.

Во время войны 1812 года церковь выгорела настолько сильно, что оплавились колокола. Священнику Рязанского пехотного полка И. Зубовскому удалось спасти часть имущества храма (деньги и утварь). Деньги были возвращены в церковь в 1813 году, а утварь удалось разыскать только в 1816 году. В храме хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла. Во время ремонтных работ 1894–1895 годов все стены церкви были оштукатурены и окрашены. Новый облик храма вместе с позднейшими пристройками почти ничем не указывал на его древнерусское происхождение.[2]

После Октябрьской революции 1917 года здание храма было передано в ведение музея, и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме святой великомученицы Варвары. В 1936 году и это храм был закрыт, а здание передано под архив. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах к празднованию 1100-летия основания Смоленска под руководством архитектора Петра Дмитриевича Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик.

2. Основатели храма святых апостолов Петра и Павла

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3. Архитектура храма святых апостолов Петра и Павла

Церковь Петра и Павла в Смоленске – это крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. В своем первоначальном виде церковь очень напоминала памятники черниговского храмового зодчества, однако в ее убранстве также присутствовали некоторые романские элементы.

Стены храма сложены из плинфы размером от 4-5×21,5 см до 22,5 х 31-32 см; есть специальные лекальные плинфы для кладки полуколонн и аркатурного пояса. На торцах плинф множество рельефных знаков. Вместо известкового раствора в качестве связующего применялась пластичная глина.

Для облегчения кладки в пятах сводов и закрестьях опорных столбов применялись крупные керамическиеголосники. Собранные при раскопках в 1966 году фрагменты показали, что голосники были двух типов: красноглиняные амфоры прекрасного обжига и более грубые глиняные узкогорлые кувшины, выполненные техникой ленточного налепа с пятнистой обварной поверхностью коричнево-серого тона.

Первоначально пол также был выложен из плинфы. Остатки этого пола хорошо сохранились в алтарной апсиде. Однако позднее его сменил более нарядный пол из цветных майоликовых плиток. К сожалению, на месте он нигде не сохранился, и установить его наличие можно только по обломкам плиток, найденных в позднем нивелировочном слое и засыпи гробниц в окружающих храм усыпальницах.

Размеры храма: общая длина 20.5 м, ширина 16.2 м. Фасады членятся лопатками. Две средние лопатки оформлены в виде полуколонн, широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные окна обрамлены одноступенчатой нишей. В центральной закомаре три окна, в боковых — по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала, усиливая впечатление грандиозности храма. В стенах — незаделанные черные пятна каналов от лесов. На уровне массивных полуциркульных закомар фасады опоясывает лента аркатуры с двойным поребриком, проходящая через верхи полуколонн и лопаток, как бы образуя их карниз. Широкие плоскости лопаток западных углов пересекает лента бегунца и выложенные из плинфырельефные четырехконечные кресты. В убор карнизной части огромного 12-гранного барабана, кроме опирающейся на плоские тяги аркатуры, введен пояс керамических плиток в виде уступчатых нишек с килевидными завершениями. Обломки этих плит были найдены в закладке древних окон главы во время реставрационных работ Барановского. Интересен тот факт, что храм имеет перспективные полуциркульные порталы с тимпанами – это черта, которую исследователи относят к влиянию романской архитектуры. В отличие от настоящих романских перспективных порталов, порталы церкви Петра и Павла выполнены весьма скромно — только из прямоугольных тяг.

В интерьере храма присутствуют мощные столбы, имеющие в плане форму креста, которые связаны подпружными арками, несущими с помощью парусов двенадцатигранный барабан главы. Ветви креста, то есть средние членения, перекрыты цилиндрическими сводами, торцы которых образуют центральные закомары. Своды угловых членений тоже цилиндрические, повернутые шелыгами в направлении север-юг. Поэтому на северных и южных фасадах храма боковые закомары соответствуют торцам сводов и в них размещены окна, тогда как боковые закомары восточного и западного фасадов ложные и имеют не окна, а глухие ниши. Система размещения окон формирует интересный эффект освещения внутри храма, который можно ощутить и сегодня. В глубине алтаря, следуя его полукружию, находилось сложенное из плинфы седалище для клира — горнее место, основание которого вскрыто раскопками. Хоры расположены только в западной части храма. Их своды также цилиндрические, повернутые по оси север-юг, но имеющие поперечные распалубки, что делает своды угловых членений близкими к крестовым. Любопытно, что храм не имеет нартекса – для своего времени это была новая тенденция в храмовой архитектуре, которая затем пропадает со второй половины XII века. Южная треть хоров занята изолированной молельней, отделенной от остального пространства кирпичными простенками. Здесь были свой вход из среднего членения хор и маленькая апсида, со щелевидным, обращенным внутрь храма окошком. Существовала теория, согласно которой эта стенка была сложена уже в католическое время – якобы там располагался орган, а через окошко органист мог следить за ходом службы.

Однако данная версия не подтвердилась: хотя стенка выполнена без перевязи с основными стенами и, скорее всего, не входила в первоначальный план церкви, она исполнена в той же технике кладки и из кирпича того же формата. Освещенная двумя щелевидными оконцами лестница на хоры устроена в северной половине очень толстой (около 2 м шириной) западной стены и выводит в их среднее отделение. Под хорами в северной и южной стенах были сделаны две пары аркосолиев, однако восточные пары пересекались лопатками, так что при строительстве их так и не выложили. Когда-то стены храма и плоскости оконных проемов были расписаны. Сегодня мы можем судить об этом только по небольшим сохранившимся фрагментам живописи и уцелевшим кое-где широкошляпочным гвоздям. О характере и сюжетах фресок в виду их практически полной утраты судить невозможно, за исключением того, что нижнюю часть росписей образовывала полилития, или имитация каменной облицовки. Стоит отметить, что в начале XX века капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись, однако в дальнейшем эта роспись была безвозвратно утрачена. [1]

4. Современное состояние храма святых апостолов Петра и Павла

Церковь Петра и Павла — это крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. В своем первоначальном виде церковь очень напоминала памятники черниговского храмового зодчества. Когда-то стены храма и плоскости оконных проемов были расписаны. Сегодня мы можем судить об этом только по небольшим сохранившимся фрагментам живописи. О характере и сюжетах фресок в виду их практически полной утраты судить невозможно, за исключением того, что нижнюю часть росписей образовывала полилития, или имитация каменной облицовки. Еще в начале 20 века капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись, однако в дальнейшем эта роспись была безвозвратно утрачена.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5. Паломнические туры к храму святых апостолов Петра и Павла

1) Поездка из Москвы в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

2) Поездка из Коломны в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

3) Поездка из Нового Быта (Московская обл.) в Храм Петра и Павла в

4) Поездка из Крюкова (Московская обл., Чеховский р-н) в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

5) Поездка из Можайска в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

6) Поездка из Зарайска в Храм Петра и Павла в г. Смоленск.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Список использованных источников

1. Воронин, Н.Н. Зодчество Смоленска XII-XIII в.в. / Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт. – М.: Либерия, 1979. – 64-91 с.
2. Киселев, С.А. Архитектурные памятники Смоленской области / С.А. Киселев. – М.: Каталог, 1987. – 177-181 с.
3. Барановский, П.Д. Свидетель восьми веков / П.Д. Барановский, Ю.А. Бычков. – М.: Титул, 1996. – 85-88 с.
4. Соколов, И.В. Историческая записка о церкви св. апостолов Петра и Павла в г. Смоленске / И.В. Соколов // Смоленские Епархиальные Ведомости. – 1896. – август (№2). – С. 662.
5. Степанов, В. Краткая история храма святых Петра и Павла, подготовленная к его 850-летию / В. Степанов // Смоленские Епархиальные Ведомости. – 1996. – январь (№ 4). – С. 24.

История Петропавловского собора неразрывно связана с возникновением на Заячьем острове Петропавловской крепости. Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Санкт-Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно здесь. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Петропавловский собор Петропавловской крепости Петербурга

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини, создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора в Петербурге

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верх Колокольни Петропавловского собора со шпилем

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом - как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне Петропавловского собора

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота - 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора Петербурга

Карильон Петропавловского собора

Часы-куранты

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований, которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым.

А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты, которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн.

Часы-куранты Петропавловского собора Петербурга

Часы-куранты

Часовой механизм Петропавловского собора за историю своего существования с конца 18 века и до наших дней останавливался всего два раза, и оба раза это происходило не по причине неисправности. Часы останавливали в годы революции-Гражданской войны и в период Великой Отечественной войны. Причем в период революционного поворота общества к светлому будущему, часы подверглись расстрелу за исполнение ненавистного большевиками гимна – на часах сохранились пулевые отметины.

Куранты Петропавловского собора изнутри

Куранты Петропавловского собора изнутри

Тем не менее, этот гимн (Боже, царя храни…) можно услышать и сегодня, он исполняется в 12.00 и в 18.00. А каждые 15 минут слышен перезвон из четырех музыкальных фраз.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре).

Декор окошек Петропавловского собора

Декор окошек Петропавловского собора

Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем - снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора ( слева от Колокольни)

Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора Петербурга

Интерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Иконостас Петропавловского собора Петербурга

Иконостас собора

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур.

Скульптурная группа Иконостаса (Царские врата) Петропавловского собора

Скульптурная группа - фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса Петропавловского собора (фрагмент)

Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Кафедра проповедника Петропавловского собора

Кафедра проповедника

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах. До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Императорская усыпальница Петропавловского собора Петербурга

Императорская усыпальница

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года, когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого в Петропавловском соборе

Саркофаг Петра Первого

В течение 1865 года разностильные надгробья некрополя были заменены на стандартные беломраморные, верх поверхности которых был оформлен бронзовыми позолоченными крестами. Но к концу 19 века универсальность захоронений была нарушена - Александр Третий заказал специальные саркофаги своим родителям (Александру Второму с Марией Александровной) – зеленая яшма для плиты отца, а розовый орлец для плиты матери.

Саркофаги родителей Александра Третьего Усыпальнице Петропавловского собора

Саркофаги родителей Александра Третьего

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора проводится захоронение останков семьи Николая Второго, найденных под Свердловском (Екатеринбургом). А в сентябре 2006 года в храме совершается перезахоронение матери Николая Второго - Марии Федоровны, прах которой перевезли сюда из Дании, где она умерла в 1928 году, пережив сына на 10 лет. Здесь, в Петропавловском соборном некрополе Мария Федоровна обрела вечный покой по соседству с мужем Александром Третьим.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь - в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович - правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам - выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость
Строительство: 1712 - 1733 годы
Архитектор: Доменико Трезини
Высота: 122,5 м
Координаты: 59°57'00.7"N 30°18'59.4"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

На Заячьем острове, в центре знаменитой Петропавловской крепости возвышается необычный храм. Под сводами православного собора покоятся императоры - от Петра I до Николая II. Царский некрополь и другие реликвии как магнит притягивают туристов, поэтому в соборе бывает много путешественников из разных городов России и из-за рубежа.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Общий вид Петропавловского собора

Как был построен собор

Храм начали возводить одновременно с городом – летом 1703 года. Первый собор построили из дерева и освятили в 1704 году. Каменное здание заложили в мае 1712 года и достроили уже после кончины Петра I, в 1733 году.

Новый собор не был похож на другие церкви Санкт-Петербурга. Император хотел видеть в северной столице западноевропейский храм, поэтому церковь на Заячьем острове возвели по канонам храмовой архитектуры Европы. Проект для постройки в стиле петровского барокко подготовил известный итальянский архитектор Доминики Трезини. Примечательно, что первую деревянную церковь не снесли, а окружили каменными стенами.

История храма в XVIII-XX веках

До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор в ночной иллюминации

Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.

Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.

В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.

В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор ночью

В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.

Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.

Архитектурные особенности

Собор не похож на типичные для допетровской России православные храмы. Здание размерами 61 м на 27,5 м вытянуто с запада на восток. Его купол венчает узкий шпиль высотой 122,5 м. На протяжении трехсот лет главный храм крепости был самым высокой постройкой в городе и подчеркивал роль царей в управлении великой страной.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Вид на Петропавловский собор с Соборной площади Петропавловской крепости

Фасад собора оформлен в строгом европейском стиле. На нем нет избытка золота и ярких красок, типичных для старых русских церквей. Декор очень скромен. Храм украшают лишь плоские колонны-пилястры и головы херувимов на окнах. Несмотря на строгость, церковь выглядит легкой и устремленной вверх.

В восточной части здания можно увидеть фреску художника Титова, на которой изображены апостолы Петр и Павел, стоящие перед Иисусом Христом. На западе, со стороны колокольни, фасад в два яруса оформлен пилястрами. Третий ярус завершает выразительная восьмискатная крыша, а над ней стоит восьмигранный барабан.

На самом верху красуется золотая корона, и на высоту 40 м поднимается узкий шпиль. Здание колокольни – заметный ориентир в городе, его видно из разных районов Санкт-Петербурга.

Интерьеры

Богатый трехнефный храм напоминает роскошный парадный зал. Расписанные под мрамор мощные колонны поддерживают своды. Пол выложен из плит известняка, а в декоре интерьеров использованы розовый родонит, разноцветный мрамор и поделочная яшма. Оформление стен выполнили художники Негрубов и Воробьев, а изящную лепнину – итальянские мастера Антонио Квадри и Игнацио Росси.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Колокольня Петропавловского собора

Пять больших паникадил наполняют внутренние помещения ровным светом. Светильники сделаны из позолоченной бронзы, горного хрусталя и венецианского стекла. Оригинальное паникадило XVIII века висит перед алтарем, а остальные четыре - копии, которые восстановили в послевоенное время.

Всех, кто оказывается в соборе, поражает огромный иконостас высотой 20 м. Он был вырезан в 1720-е годы по чертежу Доминико Трезини мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. В киотах алтаря установлено более 40 икон середины XVIII века. Царские врата окружают фигуры архангелов Гавриила и Михаила, а рядом находится позолоченная кафедра для проповедей.

Многие годы собор служил памятником русскому оружию. Около двух веков здесь хранились трофейные штандарты и ключи от городов, которые захватили российские войска. В начале прошлого века почти все исторические ценности передали в Эрмитаж. В наши дни в храме выставлены только знамена шведских и турецких армий.

На колокольне висят более ста колоколов и установлен карильон – музыкальный механизм, который попал в Россию при Петре I. Время от времени в крепости проводят концерты карильонной музыки.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Вид на южный фасад Петропавловского собора

Самые известные захоронения

Кто похоронен в Петропавловском соборе? В старинном храме лежит несколько поколений царской семьи. Император Петр I погребен в склепе, который стоит в приделе Святой Екатерины. Рядом с ним лежат захороненные в 1998 году Николай II и члены его семьи вместе с прислугой – лакеем, горничной, поваром и лейб-медиком.

Справа от иконостаса, рядом с Петром I покоятся его жена Екатерина I, дочь Елизавета Петровна, императрицы Анна Иоанновна, Екатерина II и царь Петр III. Слева от алтаря размещены саркофаги императоров Павла I, Александра I и Николая I.

Великокняжеская усыпальница соединена с собором специальным проходом. Она появилась в начале XX века, поскольку места для захоронений в самом храме не хватало. Сейчас здесь стоят однотипные саркофаги из белого мрамора с бронзовыми крестами. Выделяются только склепы императора Александра II и его супруги Марии Александровны, изготовленные из розового орлеца и зеленой яшмы.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Слева направо: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница

В годы советской власти внутреннее убранство усыпальницы было полностью уничтожено, а красивый алтарный витраж выбило взрывной волной во время войны. Полную реставрацию архитектурного и исторического памятника завершили в XXI веке. С 2016 года усыпальница открыта для туристов.

Последней, кого похоронили в соборе, была мать русского царя Николая II – императрица Мария Федоровна. Ее прах привезли в нашу страну из Дании, где она скончалась в 1928 году.

С 1990 года в храме идут регулярные панихиды, посвященные памяти русских императоров. А с 2000 года здесь проводят ежедневные и праздничные церковные службы.

Полезная информация для посетителей

Храм и усыпальница открыты в будние дни с 10:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 17:45, а в воскресенье с 11:00 до 17:45. Билет для взрослых стоит 450 рублей, для учащихся — 250 рублей, а для пенсионеров — 200 рублей.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Интерьер Петропавловского собора

В соборе можно увидеть захоронения царей, красивую лепнину, военные реликвии и росписи. Экскурсоводы интересно рассказывают о роли императорской семьи в истории России.

Как добраться

Во время войны России и Швеции император Петр Первый решил поставить сооружения для обороны, которые бы способствовали укреплению российских позиций. Крепость располагается на Заячьем острове. Начало строительства крепости является основание Санкт-Петербурга. Шестнадцатого мая 1703 года было открыто строительство сооружения. Сам царь Петр Первый создавал планы при помощи русских и европейских инженеров. Первоначально строение выглядело как укрепление из земляных валов и стен из дерева. Однако в скором времени стены заменили на каменные. Позднее стены покрыли гранитом.

План крепости

Периметр крепости был выполнен в виде неправильного шестиугольника. Царь и его приближенные лица принимали участие в строительстве. По этой причине в их честь названы 6 бастионов. Каждая стена, которая соединяет бастионы, также обладает собственным названием. В крепости есть 6 ворот. Екатерининская стена не имеет ворот. Наиболее известными воротами крепости считаются Петровские. Они оформлены прекрасными барельефами и гербом государства. Эти ворота – оригинальная триумфальная арка и парадный вход в крепость.

Множество привлекательных строений расположено внутри крепостных стен. Даже издалека можно заметить шпиль с позолотой. Это украшение колокольни Собора св. апостолов Петра и Павла. Второе название собора – Петропавловский. Сначала строение было выполнено из дерева, но он существовал недолгое время. Позднее на его месте поставили собор из камня. На верхушке шпиля располагается крест с ангелом. Колокольня имеет часы, которые изготовил мастер из Голландии. Иконостас был выполнен русскими и западными мастерами. В соборе упокоены Петр Первый и другие представители монаршей семьи. Собор входит в число основных достопримечательностей крепости.

Крепость была создана в качестве монументального сооружения для обороны. Стены ее неприступны. Каждый бастион имел десятки орудий. Но сооружению не пришлось осуществлять защитные функции. Практически сразу после завершения строительства она оказалась тюрьмой для политических заключенных. Из нее не удалось никому сбежать. Сегодня туристы имеют возможность посетить камеры узников.

В крепости расположен монетный двор, основанный Петром Первым. Он входит в число самых старых предприятий промышленности Петербурга. Тут чеканили монеты из золота и серебра, ордена, медали и нагрудные знаки. Монетный двор применял новейшее оборудование того времени и был самым большим в мире. В настоящее время он продолжает функционировать.

Ботик царя находился в Ботном домике, перенесенный из Москвы. Позднее ботик перевезли в Военно-Морской музей, а в домике поставили его копию. Помимо описанных сооружений в крепости расположены иные интересные строения. К ним относятся Комендантский и Инженерный дома, Главное казначейство и другие.

Настоящее время

В настоящее время крепость принимает туристов и является частью Музея истории Петербурга. Существует традиция, когда с отдельного бастиона осуществляется выстрел, сообщающий городским жителям и туристам, что наступил полдень.

Читайте также: