Музыка эпохи оттепели доклад

Обновлено: 02.07.2024

Новый период начался в середине 50-х годов. Он был отмечен своеобразными чертами. Новизна этого периода была обусловлена изменениями в общественной жизни. После смерти Сталина советское общество стремительно начало меняться. Сталинская империя пришла к кризису. 20-й съезд компартии с докладом Хрущева относительно сталинских репрессий. После того началась реабилитация узников ГУЛАГа. Людям стало жить свободней. Этот период впоследствии получил название Оттепель (1956-68). После 1968 постепенно начался процесс ухода оттепельных идеалов. Началась эпоха Брежнева. Ее охарактеризовали как Застой. Период гласности и перестройки начался с Горбачева.

Идеологические ориентиры оставались Маркса-Ленина. Повесть Ильи Эренбурга, вышедшая сразу после смерти Сталина - "Оттепель".

Произошли изменения в программах: приезжали заграничные гастролеры (в частности, американские). Онеггер, Пуленк, Орф, Стравинский, Бриттен и др. стали проникать в наши программы. Позднее появились Нововенцы (сперва Берг; исполнял Берга Коган; точнее - его скрипичный концерт).

Фестиваль "Варшавская осень" - выставка самой авангардной музыки. (50-е годы). В Польше больше дозволялось, чем в Росси. Поехать в Польшу было проще, чем куда-либо. Поэтому Польша являлась зеркалом современной музыки. Играли там, например, Уствольскую. У нас этот композитор официально не существовал.

Вторая классика. Композиторы, родившиеся в 30-е годы. Целью этих композиторов было говорить новым языком. Надо было усвоить опыт западного авангарда. Две основные технические линии - додекафония и сонорика (сонористика). Электроника в это время у нас "завелась".

Родоначальником российской додекафонии был Андрей Волконский, "Сюита зеркал". Первым его додекафонным опусом была "Мusica stricta".Его родители были эмигрантами первой волны. Родился он Женеве. Отец его был певец. Переехали в Париж. В 47-м году семья вернулась в СССР. В Москве не задержались - переехали в Тамбов. Учился в Мерзляковском училище, затем - в МГК. Но консерваторию не кончил. В 1955 его приняли в Союз композиторов. До 1956 года писал музыку тональную, отмеченную влияниями Стравинского, Прокофьева. У него были контакты с Западом - был центром музыкальной пропаганды новой музыки. Обратившись к изучению додекафонии, он осуществил стилистический поворот. Musica stricta сочетает в себе додекафонию просто и додекафонию полифоническую. "Сюита зеркал" (59): Жалобы Щазы (60), Странствующий концерт (на стихи Омара Хайяма; 67). Структурализм Веберна, и несколько то похоже на Молоток мастера Булеза. Серия Сюиты зеркал из 8 звуков: последовательно она изложена в седьмом номере (Глаза): es ges f d as ces b g (фундамент - малая терция; консонантность). Сугубо тематическая трактовка серии. Камерные кантаты - так можно назвать выше перечисленные три додекафонных опуса Волконского. Эти кантаты продолжают линию, намеченную в начале века - История солдата, Лунный Пьеро. Во всех трех опусах - свой индивидуальный состав.

Для советской музыки этих времен сама образная сфера, составы - это было вопиюще новое. Произведения Волконского были запрещены. Был солистом филармонии. Делал полные сборы - публика на него ходила. Создал ансамбль "Мадригал" (1967). В 1973 он уехал. Концерт для фортепиано с оркестром (1978). Вокальный цикл со струнным трио "То, что живо" (1985) - он называл это опус "последним живым сочинением".

Для Каретникова существен лишь звуковысотный параметр: он не пошел, подобно Денисову и Шнитке, в сторону тотального сериализма.

Показательным примером каретниковской додекафонии может служить одно из его ранних сочинений — Струнный квартет (1963). Это лаконичный четырехчастный цикл с традиционным жанровым наклонением частей: соната, скерцо-вальс, Lento и финал (Largo). Само письмо восходит к веберновскому: налицо мотивная дробность, резкие фактурные переключения, динамические и штриховые контрасты на малых промежутках формы. Типична также структура серии, которая делится на три сегмента, где второй отражает первый в слегка неточном ракоходе, а третий как бы суммирует их: b a cis fis g f e c es d as.

Новая фольклорная волна. 1960-е.

Кроме Росси: Украина, Литва, Грузия, Армения, Таджикистан.

Явление культурно-общественного характера.

В основе лежал экологический смысл. Наиболее открыто эта тенденция сказалась в литературе. Писатели-деревенщики. Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Сергей Антонов (Не только любовь Щедрина). Сильное влияние оказал Солженицын. Его взгляд на прошлое.

Это было широкое художественное явление.

Не надо разграничивать композиторов-авангардистов и композиторов, обращавшихся к фольклору. Эти явления перетекают друг в друга.

Сфера старинного литургического пения. Шнитке, Губайдулина использовали книгу, посвященную данной сфере; много цитировали из нее.

Идеология не поддерживала ни то, ни другое. Национального боялись. Авангард - это "левая" музыка.

Национальная идея для русской музыки - вещь привычная. Но как воссоздать национальное? Новое: интерес к жанрам, строй старинного литургического пения, интерес к формам не слишком популярным в русской классике - это сфера романса, частушка. Но самое главное новое - это формы. Композиторы стремились к аутентичному. Например, такой жанр как плач (настоящий фольклорный, близкий к речи). Мертвые души Щедрина. Это - точка пересечения авангардного и фольклорного. Самые радикальные техники соединялись с фольклором. Тяготение к синтетическому жанру. Использование коллажной техники. Гаврилин Перезвоны. Вышли на первый план такие жанры, как кантата, оратория. опера и всякая музыка со словом. Эта фольклорная линия просуществовала лет 15.

Действительно, Хрущев представлял себе советскую молодежь в первую очередь устремленной к священной утопии — строительству коммунизма за 20 лет. А в картине увидел героев, которые испытывают экзистенциальные сомнения, не спешат взрослеть, да еще и издеваются над спущенными сверху дарами той самой оттепельной свободы.

И сам Политех как знаковое место, и эта связь поколений, молодежи и фронтовиков, попытка осмысления ее необходимости — тоже один из лейтмотивов и фильма, и 1960-х в целом. К слову, и войну в оттепельном кино пытались показывать совсем не так, как раньше.

Помимо принципиально нового киноязыка, эти фильмы и по-новому представили понятия подвига и трагедии, предельно их конкретизировали и лишили государственно-патриотической абстрактности. Здесь и подвиг, и трагедия имели отношение к конкретному человеку: маленькому мальчику, юной девушке, простому парню — характерам реалистичным, к которым так легко эмоционально подключиться.

Именно в период оттепели в отечественном авторском кино появились имена, определившие его будущее на десятилетия вперед: режиссеры Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Кира Муратова, Виталий Мельников, актеры Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов, Олег Ефремов, Олег Янковский, Маргарита Терехова, Нонна Мордюкова.


Поэтические чтения почти всегда были официально разрешенными, и хотя на них имели место вольности, откровенная крамола не допускалась, в том числе самими авторами. Настоящая, независимая от идеологии поэтическая жизнь происходила в подполье, и некоторым из подпольщиков даже удавалось объединиться в группы, правда ненадолго.






Как замечал историк Юрий Аксютин, публикация, одобренная лично генсеком, стала таким же праздником души для антисталинистов, как вынос тела Сталина из мавзолея — и это было одно из самых красноречивых свидетельств ослабления цензуры в советской литературе. Повесть тогда прочитала вся страна.


1958 – в Москве был проведён 1-ый Международный музыкальный конкурс им. Чайковского.

В конце 50-х гг. значительно расширились международные культурные связи. В 1955–1956 гг. в США проходили гастроли выдающихся советских музыкантов, Д.Ф. Ойстраха и М.Л. Ростроповича, фотографии которых показаны в экспозиции

Десятая (1953) и Одиннадцатая (1957) симфонии Д. Шостаковича.

  • Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.
  • Широкую популярность получила авторская песня. В этом жанре выступали поэты-барды - Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.

Это интересно.

Кроме джаза, можно было слушать композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго, буги-вуги, рок-н-ролл. Популярными были композиции Билла Хейли, Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.


Театр.

1964 г., 23 апреля – открытие театра драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова

Стало возможным изучение творчества В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова.

Кино.


В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития - распространилось цветное кино.

Кино являлось одним из массовых и любимых видов искусства.

После XX съезда расширилось производство фильмов, совершенствовалась материально-техническая база кинематографии.

По-новому осмыслялся период Великой Отечественной войны. Предметом исследования стал простой человек - солдат внутри масштабных исторических событий.

В стране наступила эпоха научно- технической революции. Изменение происходящего в сознании людей исследовал кинематограф. Авторы показали неотделимость научных открытий от ответственности человека за судьбы мира.


С чего началась эпоха невиданной свободы в СССР

В этот период заметно уменьшилась цензура. Теперь не нужно было подгонять все виды искусства под жесткие рамки прежнего сталинского режима. В это время Советский Союз стал более открытой и доступной страной, перейдя из врагов в более дружественных оппонентов для США.

На Международном фестивале молодежи и студентов в 1957 году советским людям показали абсолютно другой мир, где есть джаз, джинсы и многое другое, о чем можно было только мечтать. А спустя два года Никита Хрущев и Ричард Никсон презентовали национальную выставку США, начиная таким образом обмен культурными ценностями между странами. А в 1961 году вообще произошло событие мирового масштаба - советский космонавт Юрий Гагарин первым из людей полетел в космос.

Новое слово в советском кинематографе

Эпоха новой музыки

Этот знаменитый оркестр приехал в СССР с концертами в 1962 году в рамках программы культурного обмена между Союзом и Америкой. Коллектив выступил во многих крупных городах: Москва, Киев, Ленинград, Тбилиси и других. Это было настоящим культурным переворотом для всех любителей джаза. Этот оркестр встречали и провожали стоя с непрекращающимися аплодисментами. До этого момента советские меломаны могли слышать похожую музыку лишь по своим радиоприемникам, и то с постоянными помехами волны.

Исполнители авторских песен уделяли большее внимание именно текстам, а не мелодии. В основном музыкальный мотив бардовских песен особо не отличался, что сразу делало такие песни узнаваемыми. Больше всего притягивало слушателей в этих песнях то, что их можно было легко повторить под гитару дома или у костра в кругу семьи и друзей. Кстати, тогда и возрос спрос на гитары, а также кружки, обучающие игре на этом инструменте.

Живопись, вызывающая культурный шок

На выставках Пабло Пикассо в СССР был настоящий ажиотаж

Выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году в Москве и Ленинграде стали первыми из главных событий того времени, открывших советским людям мир искусства недостижимого раньше Запада. Для советского народа это было не иначе как культурным шоком, ведь это было абсолютно не похожим на то, к чему они привыкли. Выставку помог организовать друг художника - поэт Илья Эренбург, который рассказывал потом какая там началась давка из желающих попасть на долгожданное открытии экспозиции.

Реабилитирование литературных произведений

Читайте также: