Доклад домашнее задание в условиях реализации фгос характер формы дозирование дифференцированность

Обновлено: 05.07.2024

В школах Японии нет домашней работы только у начальных классов. В Израиле ничего не задают на дом, ученикам с первого по шестой класс. В Канаде и Финляндии считают, что домашняя работа - не так обязательна и поэтому, задают ее там очень редко. В Испании и в Италии вообще отказались от домашних заданий. • Вред домашнего задания 1. Домашнее задание вредит здоровью 2. Домашнее задание отбирает время 3. Домашнее задание не влияет на успеваемость 4. Домашнее задание ничему не учит 5. Домашнее задание убивает желание учиться 6. Домашнее задание портит отношения с родителями • Польза домашнего задания • Закрепляем изученное на уроке. Повторение — мать учения. • Делаем самостоятельно то, что можно сделать без учителя: порыться в словаре в поисках незнакомых слов, поделать упражнения, десять раз прослушать непонятный момент в диалоге. • Это время, когда вы занимаетесь, но при этом не платите за занятие. • Так учеба идет гораздо эффективнее. Если вы хотите качественно повысить свой уровень, без самостоятельной работы дома не обойтись. • Ученики становятся самостоятельнее в обучении, у них появляется чувство удовлетворения от проделанной работы, а заодно и много вопросов, которые мы разберем на следующем занятии.

Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год

Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Данная разработка предназначена для активизации лексического и грамматического материала на начальной ступени обучения.

• Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.
Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий.
Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.


Оценить 3305 0

Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность

Домашнее задание

– составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

В школах Японии нет домашней работы только у начальных классов.

В Израиле ничего не задают на дом, ученикам с первого по шестой класс.

В Канаде и Финляндии считают, что домашняя работа - не так обязательна и поэтому, задают ее там очень редко.

В Испании и в Италии вообще отказались от домашних заданий.

Вред домашнего задания

1. Домашнее задание вредит здоровью

2. Домашнее задание отбирает время

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

4. Домашнее задание ничему не учит

5. Домашнее задание убивает желание учиться

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Польза домашнего задания

Закрепляем изученное на уроке. Повторение — мать учения.

Делаем самостоятельно то, что можно сделать без учителя: порыться в словаре в поисках незнакомых слов, поделать упражнения, десять раз прослушать непонятный момент в диалоге.

Это время, когда вы занимаетесь, но при этом не платите за занятие.

Так учеба идет гораздо эффективнее. Если вы хотите качественно повысить свой уровень, без самостоятельной работы дома не обойтись.

Ученики становятся самостоятельнее в обучении, у них появляется чувство удовлетворения от проделанной работы, а заодно и много вопросов, которые мы разберем на следующем занятии.

Сколько времени должно уходить на домашнее задание

1,5 часа в день — во 2–3 классе;

2 часа в день — в 4–5 классе;

2,5 часа в день — в 6–8 классе;

3,5 часа в день — в 9–11 классе

Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.

Что мешает делать домашнее задание быстро

слишком сложная программа;

неумение правильно распределять время;

Функции домашнего задания

Функция выравнивания знаний и умений ребёнка.

2 . Стимулированиепознавательного интереса.

3 . Развитие самостоятельности ученика, ответственности.

Домашние задания направлены на…

*закрепление знаний и умений,

*систематизацию изученного материала,

*развитие творческих способностей.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

должно быть понятно каждому обучающемуся;

• носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения;

• предопределять его проверку;

• может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

• должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

• не должно быть однообразным и однотипным;

• должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

• должна быть установка на повторение пройденного;

• должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся (установка на преодоление трудностей учения);

• включает в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Виды домашней работы

Индивидуальная

группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

необходимо задавать на несколько дней вперёд. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос.

Дифференцированная

Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы.

Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера.

Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

выполнить аналогичное задание;

использовать индивидуальные карточки;

провести выборочную проверку письменного задания;

провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.

Оригинальные способы проверки домашнего задания

Дискуссия.Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Вопрос автору (в форме интервью) Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

Тематический кроссворд составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

Неожиданные вопросы Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа.

Рецензия на устный ответ Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

Взаимная проверка При проверке письменного домашнего задания можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

Краткие письменные ответы Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов.

Сверка с проектором Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

Не забывайте о пользе домашнего задания

Его выполнение — это не бесполезное и бесцельное времяпрепровождение. Домашнее задание нужно, чтобы закрепить знания, получить новую информацию, почувствовать себя более уверенно. Если напоминать себе о важности того, что вы делаете, процесс идёт живее.

При регулярном выполнении домашних заданий развивается множество полезных умений: от тайм-менеджмента до навыка самообразования и потребности постоянно учиться чему-то новому.

Домашняя работа обучающихся в условиях введения ФГОС, слайд 1

Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности
Домашние задания — это учебные задания для организации домашней учебной работы. Домашняя учебная работа — это внеаудиторная работа, выполняемая школьниками во внеурочное время самостоятельно, без непосредственной помощи педагога, которая может включать выполнение домашних заданий, полученных от учителя, заданий по собственному выбору учащегося в учебной области, области дополнительного образования, различные виды работы для подготовки к участию в социально-творческой деятельности, элементы самообразования.

Домашняя работа обучающихся в условиях введения ФГОС, слайд 3

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся 1. Обучающиеся обязаны: 1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

Домашняя работа обучающихся в условиях введения ФГОС, слайд 4

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 5) защищать права и законные интересы обучающихся; 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

Домашняя работа обучающихся в условиях введения ФГОС, слайд 5

Признаки традиционного домашнего задания
Прошел урок – получи задание на следующий. (97% учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%)) Учеников в классе много – задание одно для всех. Содержание домашних заданий – те же задания из учебника. Задаем на дом то, что легче проверить и оценить. Домашние задания учеников 3, 6, 10 классов не имеют существенной разницы. Домашние задания в сентябре и мае не имеют существенной разницы. Задания по разным предметам не согласовываются. В школе нет механизма разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

Домашняя работа обучающихся в условиях введения ФГОС, слайд 6

Домашняя работа обучающихся в условиях введения ФГОС, слайд 7

Эпиграф к педсовету “Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”. Эльконин – Давыдов слайд 1.

1. О значении домашнего задания в учебной деятельности .

Слайд 2. В последнее время актуальность приобретает проблема домашних заданий. Остро встают вопросы: Что задавать? Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как часто и вообще нужно ли его проверять? Если ребенок не выполнил домашнее задание, это “2”? Иногда мы слышим, что урок не получился, так как учащиеся не выполнили домашнее задание. Часто домашнее задание никак не привязано к уроку, проверяется в конце триместра. Эффективно ли это? ЕГЭ также вносит свои коррективы, учащиеся подбирают задания сами, сами выбирают только нужные предметы. Кто прав?

Почему так остро встают эти вопросы?

Большое количество учителей, множество требований, специфика каждого предмета, ЕГЭ, разное отношение учащихся к домашнему заданию.

Слайд 3. Цель педсовета: осознание проблемы домашнего задания в современном мире, анализ ее с разных позиций; представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования; ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания.

По результатам анкетирования учащихся по данной теме получились следующие результаты, по которым можно сделать определенные выводы:

Математика (алгебра) (13)

Оставит после уроков – 7

Скажет мои проблемы – 3

Скажет мои проблемы – 3

Я не знаю их психологию

Проверка знаний – 10

Проверка знаний –14

Задавать тем, кто не понял 2

Понятия не имею -2

Для развития силы воли -1

Для самоконтроля 2

Слайд 8. Стоит задуматься над высказыванием ученика: “ Кто хочет учиться и видит в этом смысл, тот повторит материал дома и без задания, а кто не хочет или не может - того и домашнее задание не спасет. А “2” добавится”.

“У нас в школе много задают домашнего задания, особенно .в старших классах. Такое ощущение, что учитель, думает, что только по его предмету задано домашнее задание, и больше нам ничего делать не надо”.

“Как 4 или 5 за домашнее задание, так оценка просто в тетрадь, а как не сделал – 2 в журнал”.

Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, действовать, без учителя.

Слайд 9. Выводы из посещенных уроков, анкетирования, проверки дневников учащихся:

1.Учителя анализируют выполнение д/з – 90%
2. Отличное выполнение д/з поощряется – 15%
3. Учитель предлагает варианты выбора д/з – 10%
4.Учащимся предлагаются д/з на выбор, творческие, индивидуальные - 30% учителей в системе
5. Учитель объясняет учащимся содержание д/з – 96%
6. Учитель задает д/з на уроке - 98%
7. Проверяет запись д/з – 8%
8. Чаще всего д/з: упражнение, параграф, номер.
9. Учитель работает над мотивацией д/з – 7%
10.Учителя слабо используют методы стимулирования выполнения д/з.
11. Учащиеся с 6 класса записывают д/з на 25%.

12. Учителя учитывают дозировку д/з – 96%

13. Если ученик не выполнил д/з:

14. Методы стимулирования учащихся за выполнение д/з:

Нет. Оказывается никаких. В старших классах оценки в журнал (через баллы в журнал, накопительная система, средний балл). По желанию детей оценки в журнал.

За творческое задание – оценка в журнал. Оценка 1 раз в месяц в журнал.

Похвала, выставка работ, тетрадей. Лучшее по оформлению, со всеми требованиями – оценка в журнал.

Слайд 11-12. У российских школьников крайне высокие учебные нагрузки, об этом говорят все. Работоспособность ребенка меняется в течение недели, года: самые благоприятные месяцы — октябрь и ноябрь, неблагоприятные — весенние месяцы.

Имеются вполне определенные количественные, временные, качественные и прочие нормы, регламентирующие деятельность учителя по вопросу д/з.

Мы сами говорим “ За все домашние 4-5, за классные – 2”, “ всегда одно и тоже: одни и те же не выполняют д/з”. Вопросы “Делать ли домашнее задание на черновике, потом переписывать в тетрадь? Снизят ли мне оценку за исправленные ошибки? Как научить выполнять качественно домашнее задание? и др.” задают себе учителя.

5. Система домашних заданий по математике. Эффективность.

Слайд 15. На самом деле существует множество способов выполнения домашнего задания! Задания на выбор, задания, которые учащиеся задают сами себе, возможность выбора многое значит. Оно заключается в том, что ученику дается право самому задать себе домашнее задание.

6. Гендерный подход к проблеме “Что и как задавать на дом?”

Слайд 16. Д/З – это повторение того, чему учили на уроке. Объем д/з усугубляется еще и тем, что задается без учета возможностей мальчиков и девочек.

7. Домашнее задание глазами детей. Панкова Н.Ю.

Слайд 17. Подумайте над цитатой Анатоля Франса: “Чтобы усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом”.

Творческое задание для учащихся к педсовету. На уроках ИЗО учащиеся нарисовали рисунки по теме “Как я учу уроки дома”.

8. Памятки для родителей.

Слайд 18. Для проведения родительского собрания по данной актуальной теме необходимо дать рекомендации. (раздаточный материал)

Слайд 19. Эпиграф к родительскому собранию.

Слайд 20. Напишите на листочке цифру (1), которая наиболее подходит для Вас.

1. Зачем я задаю домашнее задание своим ученикам?
2. Домашнее задание должно быть “в удовольствие”, тогда оно вызовет интерес у учащегося.
3. На дом задается только то, что надо закрепить, и не должно вызвать затруднения у ученика.
4. Стараюсь, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества.
5. Никогда не позволяю себе дать д/з без комментария: для чего оно? Как лучше сделать?
6. Домашнее задание должно быть по силе любому ученику.
7. Если сделает сверх нормы, поставлю оценку в журнал.
8. Я всегда записываю д/з на доске.
9. Если я задала д/з, то я его обязательно проверю, сделаю соответствующие выводы.
10. Кто сделал Д/з оценю, напишу его ошибки, а кто не сделал – это на его совести.
11. Планирую д/з так, чтобы оно было связано с темой следующего урока.
12. Когда задаю д/з, считаю сколько времени затратит на него ученик, будет ли от этого польза?

1.Учителям – предметникам продолжить работу над мотивацией учащихся по отношению к домашней работе.
2. Нормы продолжительности подготовки учащимися домашнего задания считать обязательными.
3. Провести родительские собрания во всех классах по данной теме. Использовать при этом рекомендации, полученные на педсовете.
4. Провести общее собрание учащихся 7-11-х классов по теме “Как правильно выполнять д/з. Необходимость выполнения д/з”.
5. Администрации школы осуществлять контроль объема и дозировки домашнего задания в форме посещения уроков.

Читайте также: