Петербург в кинематографе доклад

Обновлено: 18.05.2024

Защита состоится 24 мая 2011г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.01 в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,2

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Ученый секретарь диссертационного совета

профессор В.Д. Лелеко

Общая характеристика работы

Актуальность диссертационного исследования. В последние десятилетия изучением города как социокультурного явления занимаются представители самых разных наук. Он стал объектом междисциплинарных, комплексных исследований, однако работы, где культура Петербурга рассматривалась бы в контексте кинематографа, в отечественной культурологии пока отсутствуют. При изучении культурных особенностей Петербурга рассмотрению подлежали мемуары, художественная литература и произведения искусств, но не осуществлялся культурологический анализ исторических фильмов и экранизаций. Поэтому актуальной представляется возможность исследовать Петербург, меняющийся во времени, раскрыть его своеобразие, проявляющееся в интерпретации отечественного кинематографа, в котором город представлен в разных исторических эпохах (пушкинский Петербург, гоголевский Петербург, Петербург Достоевского и т.п.); такой анализ фильмов позволяет дополнить традиционные исследования историков, культурологов, искусствоведов и философов.

Актуальность культурологического исследования образа Петербурга в кинематографе обусловлена и тем, что кино является формирующим мировоззрение элементом общей культуры и массовой культуры в особенности. Культурологический характер данной работы определяется тем, что в ней, в процессе изучения фильмов отечественного кинематографа, рассматривается культурная уникальность Петербурга, его важнейшая роль в формировании культурной традиции страны.

За последнее десятилетие в культурологической науке сформировались новые методологические подходы, которые вновь ставят изучение Петербурга в центр внимания, но уже с точки зрения истории мировосприятия и самосознания русского общества, истории его менталитета и повседневной жизни горожан.

Объект исследования — культура Петербурга XVIII-XIX веков. Предмет исследования — культурное своеобразие Петербурга XVIII-XIX веков в отечественном кинематографе.

Цель исследования: выявление специфики кино-интерпретаций культурного своеобразия Петербурга XVIII-XIX веков.

Диссертационная работа предполагает решение следующих задач:

1) определить степень изученности Петербурга в историко-культурологическом аспекте;

2) выявить киноматериалы, раскрывающие культурное своеобразие города;

4) показать, что фильм представляет собой диалог культур в пространстве и времени;

5) проанализировать специфику кинематографического изображения образа Петербурга;

6) показать, как в киноэкранизациях произведений русской классической литературы кинематограф интерпретирует образ города во всей совокупности его проявлений: художественной, повседневной, праздничной культуры.

Научная новизна исследования:

- предпринято культурологическое исследование проблемы интерпретации культурного своеобразия Петербурга в кинематографе. В результате анализа отечественных фильмов, обоснована целесообразность исследования исторических фильмов не только в искусствоведческом, но и в культурологическом и философском аспектах;

- показано, что исторические фильмы можно рассматривать в качестве материала для изучения таких культурных особенностей Петербурга как его архитектурный облик, изобразительное искусство, литература, музыка, образование и наука, быт и нравы разных слоев городского населения;

- анализ фильмов позволил выявить историческую типологию образов города;

- на конкретном материале подтверждено, что специфика и многообразие изобразительных средств позволяет кинематографу не только реконструировать культуру XVIII-XIX веков в художественном образе, но, и способствует диалогу культур в пространстве и времени; так в кинофильмах создается возможность диалога современного человека с другой эпохой;

- в результате исследования экранизаций отечественной литературы выявлено, что кинематограф, интерпретируя художественные образы Петербурга, запечатленные в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, создает совокупный портрет города.

Положения, выносимые на защиту

1. Способность художественного образа на экране развиваться в движении, во времени и в пространстве оживляет историческую действительность и делает зрителя соучастником экранизированных событий. Эта способность кинообраза развиваться в изменяемых художником формах движения, времени и пространства вооружает его богатой палитрой изобразительных средств, в значительной своей части доступных только для экрана и это резко усиливает его влияние на формирование общественного сознания, его ценностей, идеалов и стереотипов поведения в обществе.

Во всех рассмотренных исторических фильмах основным фактором превращения Петербурга в столицу обширной империи становится политический, оказавший самое существенное влияние на поликонфессиональную и многонациональную структуру его населения.

Фото с сайта skuki.net

Сегодня, 27 мая, культурная и туристическая столица России Санкт-Петербург отмечает свой 314-й день рождения. Город на Неве поражает величием и притягивает восторженные взгляды. Его атмосфера и архитектура настолько удивительны, что многие кинематографисты захотели снять в этих великолепных декорациях свои фильмы. Рассказываем о самых ярких картинах, снятых в Северной Венеции.


Совместная советско-итальянская картина Эльдара Рязанова и Франко Проспери стала одним из лидеров по количеству показанных в ней достопримечательностей Северной столицы – Невский проспект, набережная реки Мойки, Казанский собор, Дворцовая площадь, Биржевой мост, Усадьба Кушелева-Безбородко, Смольный собор, Государственная академическая капелла… Эти и многие другие не менее известные места так или иначе послужили местом действия для этой комедии.

В центре сюжета – группа итальянцев, которые отправились в Ленинград в поисках спрятанного наследства покойной бабушки одной из героинь, Ольги.

В картине сыграли не только именитые советские актеры – Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева и другие, но и итальянские звезды – Нинетто Даволи, Антония Сантилли, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза и Джиджи Баллиста.


Самый новогодний фильм нашей страны, основные события которого разворачивались в Ленинграде, снимался, тем не менее, преимущественно в Москве. В качестве тех самых типовых домов, расположенных по одному адресу (3-я улица Строителей, дом 25), но в разных городах, режиссер Эльдар Рязанов снял два панельных дома в московском районе Тропарево-Никулино по улице Вернадского.

К слову, если в Москве 3-я улица Строителей существовала, хоть и была переименована в улицу Марии Ульяновой в 1963 году, то в Ленинграде такой улицы не было никогда. Зато с 1955 по 1962 годы было сразу две улицы Строителей, но обе в дальнейшем были переименованы.

Город на Неве появлялся в картине эпизодически – например, главный герой Женя Лукашин садился в такси в аэропорту Пулково. Также в одном из кадров был показан Исаакиевский собор. Когда Ипполит едет на автомобиле, также показывают улицы Ленинграда. Надя покупала билеты для Лукашина на Московском вокзале и гуляла по центральным улицам города в районе Петропавловской крепости.

Несмотря на столь небольшое количество питерских пейзажей, картина все равно ассоциируется у зрителей в первую очередь именно с Ленинградом, а потом уже с Москвой, а также остается главным символом Нового года уже не один десяток лет.


Еще один результат совместного творчества советских и зарубежных кинематографистов – картина о любви японской пианистки и русского композитора. Главные роли в ней исполнили Игорь Соломин и Комаки Курихара.

Съемки фильма проходили в Северной столице, а также в Японии. Помимо городских видов Ленинграда в картине также запечатлены пейзажи дачи, находящейся на берегу Финского залива в поселке Лисий Нос. Режиссерам Сергею Соловьеву и Киеси Нисимуре было необходимо показать всю прелесть белых ночей города на Неве, ведь именно благодаря их магии сердца героев забились чаще.


Место действия – город Ленинград. Главный герой живет на Васильевском острове в доме по улице Кораблестроителей. Его любовница Алла проживает в центре, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Также в картине появляются Эльфийский садик, двор на Миллионной улице, Краснофлотский пешеходный мост, Исаакиевский собор и другие известные места города.


Картина повествует о любви подростков Кати и Романа, которую взрослые понять не могут. За исключением разве что Катиной мамы и отца Романа, которые когда-то также были влюблены друг в друга.

Многие сцены фильма снимались в Москве, в юго-западной ее части. А вот дом бабушки в Ленинграде – это знаменитый Толстовский дом № 17 по улице Рубинштейна. Также в картине можно увидеть набережную реки Фонтанки, Невский проспект, Малую Садовую улицу, Екатерининский сквер и мост Ломоносова.


Действие картины происходит примерно через 20 лет после Отечественной войны 1812 года. Небольшой городок взбудоражило вступление гусарского полка. Тем временем туда прибывает граф Мерзляев, которому поручено проверить нескольких офицеров. Помогает ему актер Бубенцов, находящийся под арестом в местной тюрьме.

Этот фильм также принадлежит авторству Эльдара Рязанова, главные роли исполнили Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Станислав Садальский и другие.

В картине можно увидеть Петропавловскую крепость и Кронверкскую набережную с разных ракурсов, Тучков переулок, тюрьму Трубецкого бастиона. Также в качестве декораций использовались улица Боровая, Фурштатская улица, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра и Преображенская площадь.


И вновь творение Эльдара Рязанова. В центре сюжета - случайная встреча пианиста Платона Рябинина из Москвы и вокзальной буфетчицы Веры, перевернувшая жизни обоих героев.

Основная часть съемок проходила на Рижском вокзале в Москве, однако некоторые сцены были сняты в Санкт-Петербурге на Витебском вокзале, а также в пространстве вагонного депо за Московским вокзалом.


Главные роли исполнили Елена Сафонова, Виталий Соломин, Александр Леньков, а также Лариса Удовиченко, Нина Русланова и другие знаменитые советские актеры.







Гамлет, Петр I и Чапай

Ретроавто и сегодня на ходу



Скрипка Шерлока Холмса


Длительность экскурсии - 45-50 минут.

Цена билетов: взрослый - 250 рублей, льготным категориям представляются скидки.

Отправляясь в поездку — будь то туристическое путешествие, поход, экскурсия, паломнический или круизный тур, командировка, а то и попросту визит к родственникам — очень важно оформить медицинскую страховку. Особенно если вы едете на отдых семьей с детьми. Согласитесь, было бы жаль омрачить, а то и прервать дальнюю и желанную поездку внезапным заболеванием или несчастным случаем, оставшись без своевременной и квалифицированной медицинской помощи.
Куда бы Вы ни поехали по России полис для путешествующих гарантирует вам получение консультации по телефону и экстренную помощь врача необходимой квалификации (партнерские соглашения с компанией РОСГОССТРАХ заключили 6000 клиник из 300 российских городов), а если потребуется — транспортировку в больницу и обратно.

Кино - не только творчество и работа. Это жизнь и судьба. Люди, отдавшие себя кино, могут позволить только перерывы между съемками, но когда фильм запущен, у них нет ни праздников ни выходных. Особенно кинематографисты любят снимать на Петроградской стороне. Удобно - студия рядом. Достаточно пройтись по улицам, чтобы в памяти всплыли кадры из многих известных картин.

Петроградская сторона - один из старейших районов Петербурга. В начале ХХ века он начал бурно перестраиваться. Появились новые здания, в которых были паровое отопление, горячая вода, лифты. Квартиры в комфортных домах пользовались популярностью у творческой интеллигенции. После переезда киностудии на Петроградку, здесь полюбили селиться и деятели кино.


От Большой Монетной, 20, до Каменноостровского, 26/28, еще минут 10, расстояние 500 метров.

Вокруг много кафе и кондитерских, можно передохнуть. Дальше мы отправимся в обратном направлении - на Троицкую площадь. Дорога займет минут 20, а расстояние - чуть больше километра.



С Петропавловской крепости начиналась Северная столица. Здесь будто замерло время: практически все осталось так, как было триста лет назад. Кинематографисты любят тут снимать фильмы на историческую тематику, поскольку в крепости почти нет так мешающих камере автомобилей, асфальта, электропроводов и телеантенн.

Справа от Зимнего дворца - Адмиралтейство, дальше - Сенатская площадь, по другую сторону Невы - стрелка Васильевского острова. Эти места знакомы нам по кадрам сотен фильмов.

Кинопутешествие по Петербургу может быть бесконечным. Безусловно, с годами появятся новые фильмы. Кино любит Петербург. И в каждом фильме, в котором снимается великий город, он не выступает статистом, а играет свою, запоминающуюся роль.

Прогулка от Троицкой площади до Иоанновского моста Петропавловской крепости - 200 метров, займет 3 минуты.

Прогулка по Петропавловской крепости - 1 час. Расстояние от Иоанновского моста до Кронверкского моста - 1 километр.


Миллионер Рокшин (Абдулов) был типичным представителем эпохи раннего русского капитализма, убежденным гедонистом, гениальным любовником и, соответственно, идеальной жертвой в классическом детективе — с убийством и множеством подозреваемых из ближнего круга.

Режиссер: Виталий Мельников
В ролях: Михаил Морозов, Олег Ефремов, Юрий Богатырев, Сергей Шакуров, Иннокентий Смоктуновский, Гражина Шаполовска, Николай Крючков, Леонид Куравлев





Убили чудаковатого изобретателя, одного из многочисленных непризнанных гениев, которыми переполнены петербургские чердаки и подвалы. Ниточка в итоге дотягивается до высших эшелонов власти и угрозы национальной безопасности, которую эти высшие эшелоны в упор отказываются замечать. С немецким шпионажем патриоту империи приходится бороться орудиями народовольцев — пистолетом и динамитом.

Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
В ролях: Борис Чирков, Валентина Кибардина, Михаил Тарханов, Михаил Жаров, Николай Крючков, Юрий Толубеев










Тем временем на улицах просят милостыню инвалиды Русско-японской войны, на заводах и стар и млад отбывает свой 12-часовой рабочий день, а на Петербургской стороне в одном из темных дворов, перерезанных непременными бельевыми веревками, в явочной квартире сочиняет воззвания революционное подполье.

Режиссер: Олег Тепцов
В ролях: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Козаков, Иван Краско

Читайте также: