Диалектика в советской и российской философии доклад

Обновлено: 17.05.2024

Содержание

1.1 Диалектика в Античности
1.2 Диалектика в традиционной китайской философии
1.3 Диалектика в Средние века
1.4 В немецкой классической философии
1.5 Диалектика марксизма
1.6 Диалектика в советской и российской философии
1.7 Диалектика сегодня
2 Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма
2.1 Шопенгауэр
2.2 Поппер
5 Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доклад на тему Диалектика.docx

Выполнил студент гр. АРХ-10(2)

1.1 Диалектика в Античности

1.2 Диалектика в традиционной китайской философии

1.3 Диалектика в Средние века

1.4 В немецкой классической философии

1.5 Диалектика марксизма

1.6 Диалектика в советской и российской философии

1.7 Диалектика сегодня

2 Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма

Диалектика в Античности

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Диалектика в традиционной китайской философии

Диалектика в Средние века

В немецкой классической философии

Диалектика марксизма

Основные статьи: Марксизм, Диа лектический материализм, Материалистическа я диалектика

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Кар л Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Именно поэтому следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.

Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи.

Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля: [2]

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

  1. Закон единства и борьбы противоположностей.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  3. Закон отрицания отрицания.

Диалектика в советской и российской философии

В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика, и к попыткам неортодоксального ее развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев, А. Ф. Лосев, З. М. Оруджев, Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин и другие. В 2011 году Д. А. Мисюров предложил диалектические формулы на основе двоичного счисления.

Диалектика сегодня

Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Так, в синергетике подробно разработаны закономерности перехода от количественных изменений к качественным.

Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма

Шопенгауэр

Гегелевскую диалектику и философию активно критиковал его современник Артур Шопенгауэр, знавший Гегеля лично:

Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. Эта чепуха была шумно объявлена бессмертной мудростью корыстными последователями и с готовностью принята всеми дураками, которые, таким образом, соединились в столь совершенный хор восхищения, который вряд ли когда-либо звучал ранее. Широчайшее поле духовного влияния, предоставленное Гегелю власть предержащими, позволило ему добиться успеха в деле интеллектуального разложения целого поколения.

Поппер

Диалектики делают неверный вывод, что нет нужды избегать противоречий. К. Поппер обвиняет сторонников диалектики в покушении на закон исключения противоречия формальной логики, который гласит, что два противоречащих друг другу высказывания не могут быть истинными одновременно. А из допущения двух противоречащих высказываний можно вывести любое высказывание, что делает этот метод бессмысленным.

Разработка русскими традиционных общефилософских идей в уникальном культурно-историческом контексте. "Русская судьба" порождения немецкой философии - диалектической логики. Прекращение идеологического давления на науку во времена "хрущевской оттепели".

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.08.2010
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тайна диалектической логики. Гегелевская диалектика в советской России

А.И. Бродский

I. Теоретическая функция Диалектической логики, как уже отмечалось, состояла в том, чтобы делать марксистскую философию не только непроверяемой, но и вообще закрытой для какого бы то ни было рационального обсуждения. Достигалось это отрицанием всех основных законов обычной логики, в том числе закона непротиворечивости.

II. Идеологическая функция диалектической логики заключалась в создании механизмов регулятивного воздействия на мышление. Достигалось это введением в логику содержательных (мировоззренческих) аспектов. Утверждалось, например, что элементами диалектической логики являются принцип материального единства мира, принцип развития, изменения и т.п. Логика -- нормативная наука, поэтому она может быть только формальной. Правильность рассуждений не зависит от содержания составляющих его высказываний. Введение в логику содержательных аспектов означает претензию на нормативное предписывание мышлению определенного мировоззрения. Иными словами, диалектическая логика предписывала не только как человек должен мыслить, но и что он должен мыслить.

Историческое значение созданной Аристотелем логики определяете прежде всего принципиальным положением, согласно которому правильность нашего мышления и единство нашего знания гарантируется не традициями, авторитетами и верованиями, а исключительно формами рассуждения. Такой же путь к формализму прошла и этика, отказавшись от жесткой и однозначной регламентации поступков в пользу формального императива. Такой же путь прошло и государственное регулирование, отказавшись от кровнородственных связей и религиозных обычаев в пользу законов. Отрицание формализма во всех трех названных сферах (логике, этике и политике) означает не что иное, как возвращение к традиционалистско-авторитарному типу цивилизации, на что и претендовал тоталитаризм XX в.

Итак, отрицание закона непротиворечивости, отказ от формализма в логике и отождествление мышления с бытием суть основные посылки любой тоталитарной идеологии. Они порождены теме же психологическими потребностями, которые на уровне обыденного сознания приводят к таким явлениям, как культ вождей, групповой конформизм, национализм и т.п. Авторитарно-коллективистское сознание всегда, во-первых, уверено, что присущая ему картина мира может объяснить всё что угодно, невзирая на возникающие в процессе такого объяснения противоречия, во-вторых, относится к идеологии или традиции как к нормативным принципам мышления, в-третьих, полностью отождествляет себя с какой-либо социальной, национальной или религиозной группой. Однако сейчас важно подчеркнуть другое. На мой взгляд, отмеченные посылки присутствуют во многих религиозно-мистических, экзистенциалистских и постмодернистских рассуждениях, столь популярных в наши дни. Только здесь они скрыты под слоем гиперфилософской терминологии, туманных метафор и шаманских заклинаний. Поэтому анализ генезиса, структуры и функций диалектической логики является актуальной задачей современной отечественной философии.

[1] Попович М.В. П.В. Копнин: страницы философской биографии // Вопросы философии. 1997. № 3. С.145.

[2] Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук. T.I. M., 1974. С. 11.

[3] Григорьев Б.В. Логик против коллективной метафизики. М., 1995. С.

[4] Поппер К. Логика и рост научного знания. M., 1983. С.246.

[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 301.

[7] Деборин М. Доклад на 2-й Всесоюзной конференции марксистско-ленинских учреждений // Труды 2-й Всесоюзной конференции марксистско-ленинских учреждений. M., I929. С. 34.

[8] Там же. С. 21.

[9] Деборин А.М. Выступление в Коммунистической Академии // Разногласия на философском фронте. M., I93I. С. 26.

[10] Карев Ник. За материалистическую диалектику. М.,1930. С. 261.

[11] Митин М. За действительную разработку ленинского философского наследства // За поворот на философском фронте. Вып.1. M., I93I. С. 42.

[12] Лосев А.Ф. Из ранних произведений. M., I990. С. 515.

[13] Там же. С. 599.

[14] Там же. С. 490.

[15] Деборин А.М. Выступление в Коммунистической Академии. С. 30.

[16] О различных подходах к диалектической логике в советской философии см.: Богомолов А., Копнин П.,Лосев А., Ситковский Е., Спикин А. Логика диалектическая // Философская энциклопедия. Т.З. М., 1964. С. 216.

[17] Цит. по: Бродский И.Н., Козлова М.С. О природе диалектических противоречий (некоторые итоги дискуссий) // Вопросы гносеологии, логики и методологии научного исследования. Л., 1972. С.64.

[18] Попович М.В. П.В. Копнин: страницы философской биографии. С.146.

[19] См.: Arendt H., Bzzezinski Z. The Totalitarian Mind. N.-Y., 1951.

[20] Аверинцев С.С. Мировоззренческий стиль: подступы к явлению Лосева // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 22.

[22] Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 390.

[23] Там же. С. 413.

Подобные документы

Логика как "сознание духа в своей чистой сущности". Мышление, диалектика логики. "Стороны" диалектической логики. Аспекты сферы "логического". Три "момента" логического мышления по Гегелю. Гегелевская концепция мышления, критика диалектической логики.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 18.10.2011

Особенности формальной логики. Диалектическая логика Г. Гегеля, ее развитие в работах русских философов. Законы диалектики. Функции диалектической логики в структуре марксистской философии. Сходство и отличия формальной и диалектической логики.

реферат [25,4 K], добавлен 19.01.2009

Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики. Аристотель как основатель логики. Создание символической логики, виды логических исчислений, алгебра логики. Метод формализации. Становление диалектической логики, работы И. Канта, Г. Гегеля.

реферат [26,9 K], добавлен 19.01.2009

Формальная логика: понятие, значение, законы. Зарождение и содержание диалектической логики. Главные особенности принципа рассмотрения предмета в его развитии, изменении. Сущность диалектического отрицания, восхождения от абстрактного к конкретному.

контрольная работа [34,1 K], добавлен 06.11.2013

Причины возникновения и этапы становления традиционной логики. Вклад Аристотеля, Ф. Бэкона, Дж. Милля, Р. Декарта, М. Каринского в развитие логического знания. История создания и основные концепции символической (математической) и диалектической логики.

реферат [32,8 K], добавлен 05.01.2013

Предмет и значение логики. Мышление как логическая ступень познания. Субъект и предикат - главные элементы мысли. Соотношение логики формальной и диалектической. Социальное назначение и функции логики. Логические формы и правила соединения наших мыслей.

реферат [29,1 K], добавлен 31.10.2010

История возникновения и дальнейшего развития логики как науки, а также анализ ее современного значения и содержания. Особенности становления и сравнительная характеристика символической (математической), индуктивной, диалектической и формальной логики.

"Диалектика" в СССР.
- 10.03.08 г. -

"Материалистам и атеистам диалектическая философия принципиально не доступна:
она – знания в духе".
Автор Новейшей философии.

Сталин конкретно противопоставил диалектику метафизике, определил то, что (объективная) диалектика рассматривает природу как единое целое, как состояние непрерывного изменения и движения, в которой не количественные изменения ведут к качественным, а незначительные количественные изменения приводят к коренным изменениям, и качественное изменение наступает внезапно, и предметы которой имеют внутренние противоречия. При этом Сталин указал, что противоречия развития производительных сил и производственных отношений при социализме могут и не превратиться в конфликт, если будет происходить приспособление производственных отношений к росту производительных сил (но это положение кануло в Лету, что трагически отразилось на экономике СССР).

В начале 50-х гг. диалектика представлялась как материалистическая диалектика – наука о наиболее общих законах развития и всякого движения, но и как метод познания, учила смотреть вперед и доводить классовую борьбу до конца.

* Но никто не отрицает представления о мышлении и о чувственно-образном познании мира, развитые Ильенковым , которые оказались существенными для медицины и психологии. Например, именно Ильенков вместе с рядом коллег (И.А. Соколянскй и А.И. Мещеряков) одним из первых предостерег от превращения человека в дистанционно управляемого робота. Б лагодаря опоре на ильенковские представления о мышлении были сформированы методы школы А.И. Мещерякова воспитания слепоглухонемых людей, которые позволяют добиться формирования полноценной творческой личности, а не только бытовой адаптации…


ЛИТЕРАТУРА :
1. Ленин В.И . Полн. Собр.Соч. - 5-е изд .
2. Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании. М.-Л., 1947. Т. 1. С. 224.
3. Кедров Б.М . Единство диалектики, логики и теории познания. М. 2006. С.12.
4. Лекторский В.А . Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
5. Гегель Г.В.Ф . Соч. – М.-Л.

Содержание

История развития понятия

Диалектика в Античности

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Диалектика в традиционной китайской философии

Диалектика в Средние века

В немецкой классической философии

Диалектика марксизма

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Именно поэтому следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.

Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи.

Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля: [2]

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Диалектика в советской и российской философии

В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика, и к попыткам неортодоксального ее развития относились с подозрением [источник не указан 83 дня] . После распада СССР диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев, А. Ф. Лосев, З. М. Оруджев, Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин и другие.

Диалектика сегодня

Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Так, в синергетике подробно разработаны закономерности перехода от количественных изменений к качественным.

Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма

Шопенгауэр

Гегелевскую диалектику и философию активно критиковал его современник Артур Шопенгауэр, знавший Гегеля лично: [3]

Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. Эта чепуха была шумно объявлена бессмертной мудростью корыстными последователями и с готовностью принята всеми дураками, которые, таким образом, соединились в столь совершенный хор восхищения, который вряд ли когда-либо звучал ранее. Широчайшее поле духовного влияния, предоставленное Гегелю власть предержащими, позволило ему добиться успеха в деле интеллектуального разложения целого поколения.

Поппер

Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими [5] . Но главное, что, правильно замечая, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними [6] . Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

Читайте также: