Перспективы в инклюзивном образовании жиль ван ден брюль доклад

Обновлено: 06.07.2024

Данная статья затрагивает болезненную, но в то же время крайне актуальную статью для современного этапа развития образования и общества в целом. В работе представлены аргументы в пользу организации инклюзивного образования и проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы ВСЕ дети с ОВЗ могли учиться.

ВложениеРазмер
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx 30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных учреждениях. Все лица, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение качественного образования без какой-либо дискриминации.

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Обучающиеся с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основные принципы инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия означает обеспечение полноценной принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) через раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Основное требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Зачисление инвалидов в специальные школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях, когда обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка, либо если это необходимо для благополучия его самого или других детей.

Новая школа – школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

С 2016 г. начал де йствовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.

В настоящее время начался процесс перехода школ на инклюзивное образование. Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ становится важнейшим правовым актом, устанавливающим определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ОВЗ.

Одна из главных целей Концепции - обеспечение вариативности образовательных программ и разнообразия организационных форм их реализации с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Согласно данной Концепции педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ.

Последовательная разработка и внедрение ФГОС начального, основного и среднего образования с учетом особых потребностей детей будет способствовать повышению качества образования. Разработка ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ можно считать первым этапом в решении этой задачи.

Одной из трудностей при организации инклюзивного образования является то,что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. У таких детей могут быть нарушения слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержка психоречевого развития (ЗПР); нарушения опорно-двигательного аппарата; расстройства аутического спектра; множественные нарушения развития.

Важно отметить, что д иапазон различий в развитии детей с ОВЗ столь велик, что определение единого для всех итогового уровня школьного образования невозможно, слишком много детей в этом случае окажется вне поля образования. В связи с этим в Концепции на основе ФГОС предлагается разработка 4 вариантов образовательных программ обучения, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

Первый вариант образовательной программы (А) предполагает возможность получения ребенком с ОВЗ цензового образования — соответствующего уровням образования массовой общеобразовательной школы — в среде сверстников и в общие с ними календарные сроки. Ребенок полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования и по окончании школы по результатам итоговой аттестации получает такой же документ, как и его сверстники без ограничения здоровья. В структуру основной образовательной программы обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии.

Второй вариант образовательной программы(B) – обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются стандартом для каждой отдельной категории учащихся. На основе Стандарта создается адаптированная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Вариант В образовательной программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Для данного варианта большое значение имеет использование информационных технологий и специального оборудования, расширяющего и компенсирующего возможности обучающегося. Также предусмотрено проведение специальной работы, направленной на расширение и углубление социального опыта этих детей. По итогам освоения программы определенного уровня, обучающиеся с ОВЗ получают документы, предусмотренные законодательством по итогам итоговой или промежуточной аттестации.

Четвертый вариант образовательной программы(D) - обучающийся с ОВЗ (со сложными и множественными нарушениями развития) получает образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. Должно иметь место максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Вариант D может быть реализован в разных формах. При обучении на дому обязательным является дозированное расширение его социальных контактов. Обучающимся с ОВЗ, освоившим адаптированную программу, выдается свидетельство по образцу и в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти.

Особая категория детей с ОВЗ – дети с расстройствами аутического спектра.

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики.

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Дети с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный школьный период образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка.

Индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с аутизмом, а дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду.

Дети с РАС должны обучаться в условиях инклюзии . Эти дети могут обучаться по вышеперечисленным вариантам программ. Более подробно для аутистов все 4 варианта описаны в Специальном ФГОС специального образования детей с нарушениями аутического спектра. Так, например, по 2 варианту программы ребенок может обучаться со сверстниками без ограничений здоровья. Однако 2 вариант программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет, поэтому при необходимости пролонгированных сроков обучения ребенок может обучаться в классе для детей с ЗПР, обучение которых по 2 варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет.

По 3 варианту образовательной программы предполагается включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе.

По 4 варианту ребенок с РАС включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Важную роль при определении варианта образовательной программы играют ПМПК.

Проблемы инклюзивного образования.

В настоящее время имеется широкий круг проблем, с которыми вынуждена столкнуться школа при организации инклюзивного образования.

  1. Необходимость создания разных вариантов адаптированных образовательных программ и учебных планов.
  2. Перестройка всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.
  3. Кадровый состав школы должен быть укомплектован всеми необходимыми специалистами: психологами, дефектологами-логопедами, тьюторами, социальными педагогами, экспертами по адаптивной физкультуре. Кроме того, желательно, чтобы вышеперечисленные специалисты имели опыт работы с детьми с ОВЗ.

Нужно сказать, что, к сожалению, специальность тьютора оказывается не очень популярной в наше время. Кто же такой тьютор? Тьютор – это специалист сопровождения, который помог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы. Роль тьютора заключается в том, что он выступает в качестве связующего звена между учителем, ребенком с ОВЗ и другими учениками.

  1. Для особых учеников нужны и специализированные пособия, и техническое оснащение кабинета, огромное количество наглядных материалов, должны быть специальные кабинеты (рекреационные), куда тьютор мог бы отвести ребенка отдохнуть в случае необходимости.
  2. На плечи преподавателей ложится огромнейшая нагрузка. Работа с такими детьми требует больших физических и психологических затрат. Кроме того, будет необходима переквалификация всего педагогического состава.
  3. Новая форма организации образования формирует и новые требования к работе администрации и коллектива школы, к уровню управления учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной школы возлагается обязанность обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка.

Кроме всех вышеперечисленных проблем, нужно вести просветительскую деятельность среди родителей обычных детей и самих детей без ОВЗ. А для этого предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии.

Количество детей с аутизмом увеличивается в громадных размерах каждый год. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. А по американской статистике подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 70-х годов эта цифра была 1:5 тысячам.

Если ребенок с ОВЗ получит среднее образование, у него есть возможность поступить в высшее учебное учреждение. Получение высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Среди высших учебных заведений — Московский психолого-педагогический университет, Московский авиационный институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики и другие.

Важно помнить, что по новым стандартам каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Процесс введения инклюзивного образования достаточно длителен. И переходный период может затянуться на достаточно большой промежуток времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Что необходимо для обеспечения инклюзивного образовательного процесса?

3.Проблемы инклюзивного образования в России;

4.Перспективы инклюзивного образования.

Инклюзивное образование -

Инклюзивное образование -

Законодательная база

Статья 2, пункт 27:

Основная цель инклюзивного образования -

Основная цель инклюзивного образования -

Задачи: -создание уютного, комфортного пространства для всех; -создание среды, способствующей гармоничному развитию личности; -формирование толерантного сообщества

-создание уютного, комфортного пространства для всех;

-создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

-формирование толерантного сообщества

Назначение инклюзивного образования:

Назначение инклюзивного образования:

 Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает реализацию прав на образование лиц с ОВЗ На сегодняшний день в РФ применяются 3 подхода в образовании детей с ОВЗ: образование, в котором дети ОВЗ обучаются совместно с детьми. интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах. образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов.

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает реализацию прав на образование лиц с ОВЗ

На сегодняшний день в РФ применяются 3 подхода в образовании детей с ОВЗ:

Концепция инклюзивного образования:

  • Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
  • Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;
  • В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

Модель инклюзивного образ ования

Модель инклюзивного образ ования

Что необходимо для обеспечения инклюзивного образовательного процесса?

Что необходимо для обеспечения инклюзивного образовательного процесса?

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Учитель класса инклюзивного обучения:

Учитель класса инклюзивного обучения:

 Проблемы инклюзивного образования в России: 1. Проблема неприятия детей с ОВЗ; 2. Проблема отрицания идеи инклюзивного образования; 3. Проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ; 4. Нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ; 5. Негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ; 6. Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ; 7. Недостаточный уровень знаний в области инклюзивного образования;

Проблемы инклюзивного образования в России:

1. Проблема неприятия детей с ОВЗ;

2. Проблема отрицания идеи инклюзивного образования;

3. Проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ;

4. Нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;

5. Негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ;

6. Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;

7. Недостаточный уровень знаний в области инклюзивного образования;

Проблемы инклюзивного образования в России: 8.Недостаточный опыт работы имеющихся специалистов; 9.Отсутствие необходимых специалистов в образовательном учреждении (психологов, дефектологов, тьюторов); 10. Отсутствие специальной подготовки педагогических работников; 11. Незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии; 12. Несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”; 13. Нет четких правовых и экономических норм; 14.Материально-техническое оснащение.

Проблемы инклюзивного образования в России:

8.Недостаточный опыт работы имеющихся специалистов;

9.Отсутствие необходимых специалистов в образовательном учреждении (психологов, дефектологов, тьюторов);

10. Отсутствие специальной подготовки педагогических работников;

11. Незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

12. Несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”;

13. Нет четких правовых и экономических норм;

Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Инклюзивное образование -

прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Перспективы инклюзивного образования:

Перспективы инклюзивного образования:

Для преодоления этих трудностей школа должна стремится: обеспечить нормативно-правовую базу обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход; разработать научно-программно-методическое обеспечение

Для преодоления этих трудностей школа должна стремится:

При работе с родителями детей с ОВЗ:

Способы включения:

Многочисленные исследования проведены отечественными и зарубежными педагогами и психологами по вопросам инклюзивного образования

В. Бондарь, А. Колупаева, Т. Евтухова, В. Ляшенко, И. Иванова, А. Столяренко, А. Шевчук, О. Савченко и другие.

Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.

Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых детей!

1. Инклюзивное образование: проблемы, перспективы.

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения
форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические
комиссии.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
об определении формы и степени его интеграции
в образовательную среду, должен решаться исходя из
потребностей, особенностей развития и возможностей
ребенка, с непосредственным участием его родителей
(законных представителей). Обязательным условием
при этом является соблюдение гарантированных
законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные
учреждения, защищать законные права
и интересы детей.
Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06
"О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Основные направления деятельности комиссии:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления
особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или
изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам
образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских
организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития
детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным)
поведением;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке
индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или)
девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области
предупреждения и коррекции недостатков в физическом
и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 Об утверждении
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии

5. Информация о деятельности ТПМПК г. Кемерово в 2018 г.

Количество обследованных детей
4184
Количество проведенных заседаний
371
Среднее кол-во детей на одну сессию
11,2
Обследование первичное
3166
75,6%
Обследование повторное
1018
24,4%
Инициатор обращения: ОО
3037
72,6 %
Инициатор обращения: УЗ
317
7,6 %
Инициатор обращения: личное
830
19,8 %

6. Информация о деятельности ТПМПК г. Кемерово в 2018 г.

количество детей с ОВЗ
3978
количество детей, получивших
рекомендации для сдачи ГИА:
не получивших рекомендации:
281 6,7 %
95 %
75 чел.
Социальный статус:
инвалид
232 5,5 %
ОБПР
106 2,5 %
Сирота
19 0,4 %

7. Процентное соотношение диагнозов детей, обследованных ТПМПК г. Кемерово в 2018 г.

8. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

ОВЗ - не медицинское ограничение, а особый
образовательный статус, который определяется
ПМПК и предполагает необходимость создания
специальных образовательных условий (СОУ)
Приказы МОиН РФ №№ 1014,1015 от 30.08.13 г.
определяют СОУ

К детям с ОВЗ относятся дети:
-
с физическими нарушениями,
с тяжелыми соматическими заболеваниями,
с нарушениями ОДА,
с умственной отсталостью,
с ЗПР,
с СДВГ, ММД,
с нарушениями слуха,
с нарушениями зрения,
с недоразвитием речи,
с РАС,
с тяжелыми множественными
нарушениями в развитии.

11. Специальные образовательные условия (СОУ)

• специальные образовательные программы и
методы обучения и воспитания
• специальные учебники, учебные пособия,
дидактические материалы
• специальные ТСО
• услуги ассистента, тьютора
• индивидуальные и групповые
• коррекционные занятия
• доступ в здания ОО
• другие

12. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ИНКЛЮЗИЯ нескончаемый поиск
наилучших способов
реагирования на
человеческое разнообразие
(определение ЮНЕСКО)
обеспечение равного
доступа к образованию
для всех обучающихся
с учетом
разнообразия
особых образовательных
потребностей
и индивидуальных
возможностей

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов
также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких
организациях создаются специальные условия для
получения образования указанными
обучающимися.
3. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.

19. Проект нового Положения о психолого-медико-педагогических комиссиях

Министерством просвещения Российской Федерации подготовлен проект нового Положения о
психолого-медико-педагогических комиссиях. Так же готовятся положения о логопунктах ОО,
ДОО. Новые Положения о ПМПК, ПМПк будут утверждены после внесения изменений в Закон об
образовании в части вопросов, касающихся образования лиц с ОВЗ.
В соответствии с проектом нового документа деятельность комиссий дополнена двумя новыми
направлениями:
1. подготовка по результатам обследования рекомендаций по созданию условий проведения
государственной итоговой аттестации для обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам;
2. определение условий организации индивидуальной профилактической работы для
обучающихся, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества,
одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; совершивших
правонарушение; совершивших общественно опасное деяние; обвиняемых или
подозреваемых в совершении преступлений, по направлению комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.

20. Проект нового Положения о психолого-медико-педагогических комиссиях

• Для того, чтобы специальные условия получения образования были созданы каждому конкретному
ребенку своевременно, планируется оформлять заключение ПМПК в двух экземплярах:
1. один экземпляр заключения комиссии (оригинал) выдается родителю (законному представителю)
несовершеннолетнего или обследуемому в возрасте старше 18 лет под роспись;
2. второй экземпляр заключения комиссии (оригинал) хранится в личном деле обследуемого, а копии
заключения комиссии направлять:
в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой обучается обследуемый (при
получении обучающимся образования), для выполнения рекомендаций комиссии в части создания
специальных условий для получения образования обучающимся, сдачи государственной итоговой
аттестации или оказания психолого-педагогической помощи;
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования для выполнения
рекомендаций комиссии в части создания специальных условий для получения образования
обучающимся, сдачи государственной итоговой аттестации и оказания им психолого-педагогической
помощи;
в комиссию по делам несовершеннолетних (в случаях, когда обследование проводится по постановлению комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав).

21. Проект нового Положения о психолого-медико-педагогических комиссиях

22. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения

"О Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06
"О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами"
Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06
Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и
перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными
возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка
и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение,
создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с
нормально развивающимися детьми и таким образом способствует эффективному решению проблем их
социальной адаптации и интеграции в общество.
Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья:
- обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья; создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для получения всеми детьми с
ограниченными возможностями здоровья общего образования по месту их жительства;
-организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов
управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся
решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями
здоровья, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции.

25. Модель организации инклюзивной образовательной среды в школе

Нормативно-правовое обеспечение:
-разработка локальных актов
-заключение договоров с родителями
-организация социального партнерства
Финансово-экономическое обеспечение:
Дети с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение:
-создание адаптивной образовательной среды
(доступность помещений, технические средства
обеспечения комфортного доступа, коррекционноразвивающая предметная среда, зоны для отдыха,
лечения, оздоровления)
Организационно-методическое обеспечение:
-организация работы ПМПк
-проектирование АООП, ИУП
-организация мониторинга эффективности ИО
-МО, педсоветы по ИО
-совершенствование программнометодического и дидактического обеспечения
Нормативные дети
Педагоги
Родители
детей с ОВЗ
Родители
нормативных детей
-обеспечение возможности выполнения рекомендаций
ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций
АООП, в том числе основания для оплаты специалистов,
реализующих сопровождение, обучение и воспитание
ребенка с ОВЗ за счет привлечения дополнительных
финансовых средств из бюджета субъекта РФ.
Кадровое обеспечение:
-обучение и переподготовка педагогов
- тьюторы, учителя-дефектологи, педагогпсихолог, социальный педагог, педагоги
дополнительного образования, врачи
Психолого-медико-педагогическое обеспечение:
-диагностика и консультирование всех субъектов ИО
-коррекционно-развивающая работа
-просветительско-профилактическая работа с педагогами,
нормотипичными детьми и их родителями, работа с
родителями детей с ОВЗ -медицинское сопровождение
-социальная поддержка семьи ребенка с ОВЗ

27. Перечень документов, предоставляемых на ПМПК


Ключевые слова: инклюзив, образования, знания, развития, принцип, ученик, индивид, обучения, метод, эффект, детей.

Инклюзивное образование (от фр. inclusif — себя составляющий, лат. include – включающий в себя) – является процессом общего развития образования, обеспечивающего новую форму образования для обучения детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование направлено на развитие методологии детей, а также всего детского образования, и выявляет в процессе образования индивидов, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование нацелено на удовлетворение различных видов потребностей таких детей и разработку особого подхода к учебе. Если образование и обучение будет эффективным благодаря внесенным изменениям инклюзивного образования, это будет победой для всех детей (а не только для детей с особыми потребностями).

Несомненно, право детей, на которое никто не в силах повлиять — это право получения образования. Для детей с ограниченными возможностями есть условия для создания качественного обучения на дому, интернатах и других отдельных правительственных частных учреждениях, но иногда из-за отсутствия умения коммуникабельности эти условия остаются без спроса. В этой связи общество теряет материальное и духовное богатство, а человек с ограниченными возможностями теряет общество, становится замкнутым, начинает чувствовать себя лишным человеком.

Такое положение дел наблюдалось до тех пор, пока правительсво Республики Узбекистан не взяло данную проблему под свое наблюдение. В связи с этим были приняты некоторые решения на уровне государственных организаций. Само общество и возникающие в нем обстоятельства отделяют физически здоровых ровестников от детей с ограниченными возможностями, в связи с чем помощь государственных органов является обязательной.

Инклюзивное образование имеет 8 принципов:

 достоинство человека не связано с его способностями и достижениями;

 каждый человек имеет способность чувствовать и мыслить;

 каждый человек имеет право на общение;

 все люди чувствуют потребность в каждом;

 настоящее образование может возникнуть только при настоящих отношениях;

 каждый человек чувствует потребность в помощи и дружеском отношении ровесника;

 все обучающиеся для достижения прогресса осуществляют ту степень работы, которую они могут сделать самостоятельно;

 красочность всесторонне укрепляет жизнь человека.

Концепция инклюзивного образования заключается в том, что только при сознательном освоении учителем структурной части профессионального мышления можно добиться достойных результатов. Для осуществления требуется храбрость и упорство.

Исходя из опыта зарубежных коллег, можно сказать, что достижения, сделанные детьми с ограниченными возможностями, чаще всего удивляет их родителей. В момент прихода в школу молчаливый, замкнутый, стеснительный ребенок приспосабливается к обществу, заводит новых друзей, становясь более свободными, тем самым повышая уверенность в своих действиях.

Усилия, прилагаемые правительством и обществом в сфере развития возможностей у детей с ограниченными возможностями, введение принципов интеграции и выступления, дают хорошие результаты, но, в свою очередь предполагают ее развитие и своевременное устранение проблем. По нашему мнению, здесь проблем, ожидающих своего решения, вполне достаточно. Инклюзивное образование, осуществляющее работу с учениками на основе индивидуальных принципов, должно внедряться поэтапно. Принимая во внимание физическое и духовное состояние каждого ученика, мы должны добиться существующими у них возможностями их развития среди ровесников, получение собственного места в обществе.

Но в некоторых случаях сложно добиться желаемых результатов, или состояние учащегося может ухудшиться. На что же еще мы должны обратить внимание, чтобы достичь желаемого результата?

Мы считаем, что для привлечения детей с ограниченными возможностями нужно учитывать степень дефектов, наблюдать за этапами развития со стороны медицины, психолого-педагогических и научных критериев. Целесообразно, основываясь на результатах, разработать стандарты показателей инклюзивного образования,

Немаловажным считается то, где именно проводить инклюзивное образование, так как только при создании благоприятной обстановки можно добиться желаемого результата.

Не стоит оставлять без внимания многочисленные вопросы, которые необходимо решать - начиная от пандусов для инвалидов до специального оборудования в кабинете. Для этого, с региональной точки зрения, было бы предпочтительнее выделить место для имеющей специальное разрешение общеобразовательной школы.

Кто и в каком порядке должен обучать детей с ограниченными возможностями? Эта проблема является весьма актуальной. Мы считаем, что целесообразным будет внесение в список штатного расписания общеобразовательных школ, имеющих специальное разрешение, специальность дефектолога.

Принимая во внимание дефекты ученика (речевой дефект, слуховой и зрительный дефекты, умственная отсталость, дефекты духовного развития, дефекты опорно-двигательных систем и тому подобное) создать индивидуальную учебную программу, предоставить методологические и дидактические материалы, а также провести занятия на их основе, что даст еще большую эффективность.

Можно сделать вывод, что результаты внедрения инклюзивного образования в детские сады и школы могут кардинально поменять взляды на детей с ограниченными возможностями.

А это, в свою очередь, открывает для них возможности для удачливой и счастливой жизни.

Предоставление инклюзивного обучения детям с ограниченными возможностями будет способствовать их активному участию во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, желаемый результат, общество, потребность, специальное разрешение.

Читайте также: