Перспектива в архитектуре доклад

Обновлено: 08.05.2024

Перспектива в искусстве рисования и живописи. Теория линейной перспективы Амброджо Лоренцетти. Объект и плоскость изображения. Методы создания реалистичной иллюзии объекта. Линия горизонта и точка схода. Построение перспективы методом архитекторов.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.04.2016
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. История перспективы

2. Объект и плоскость изображения

3. Точка и угол зрения

4. Линия горизонта и точка схода

5. Построение перспективы методом архитекторов

Перспектива - это техника рисования, позволяющая создать иллюзию глубину на плоской поверхности. Перспективой называют изображение, построенное методом центрального проецирования.

Главные преимущества перспективы:

- большая наглядность изображения;

- перспектива предмета создает реалистическое впечатление;

- проекции располагаются в одной плоскости;

В зависимости от того, на какую поверхность строят перспективу, различают следующие виды перспектив:

- линейную - изображение на плоскости;

- панорамную - изображение на внутренней поверхности цилиндра;

- купольную - изображение на внутренней поверхности шара;

- обратную - изображение, расширяющееся по мере удаления.

Методы построения перспективы весьма разнообразны. Основными методами являются:

1.Метод прямоугольных координат;

2.Метод косоугольных координат;

4.Метод перспективного эпюра;

5.Метод перспективной сетки;

6.Метод точек схода и точек измерений для доминирующих линий.

У всех форм или объектов есть объем и место в пространстве. Основа любого хорошего рисунка - правильно переданная перспектива при изображении форм и верно созданная иллюзия глубины изображаемых объектов.

Чтобы облегчить задачу получения глубины и объема, следует изучить объект и постараться нарисовать в соответствии с ощущением целой формы.

Предметы могут выглядеть совершенно по-разному, если смотреть на них с разных точек обзора. Из-за этого следует определить точку, с которой мы рассматриваем то, что собираемся нарисовать, не менять его до завершения всей картины. Когда мы смотрим на предмет, мы видим его глубину - и все три измерения, и, когда мы рисуем этот предмет на плоской поверхности так, как видит его наш глаз, это означает, что мы рисуем его в перспективе.

1. История перспективы

Перспектива в искусстве рисования и живописи - техника, позволяющая представлять трехмерные, то есть объемные, объекты и пейзажи на плоскости или какой-либо поверхности, в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Эта плоскость может быть доской, бумагой, холстом или иной поверхностью, на которой мы работаем.

В искусстве существует много способов использовать перспективу, чтобы добиться иллюзии глубины - в некоторых случаях с использованием цвета или градаций черного и белого, а порой при помощи четкого рисования объекта с применением правил геометрии.

Теория линейной перспективы, впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIVвеке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти) и основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой.

Альберти рассматривал плоскость изображения как окно, через которое художник видит трехмерный мир. Дальние объекты кажутся меньшими по отношению к ближним, однородные объекты, находящиеся на одинаковом расстоянии один от другого - по мере удаления от смотрящего сближались. Воображаемые линии, параллельные плоскости поверхности, сходились в одной точке на горизонте. Если смотреть на предметы с одной точки зрения, все объекты на картине соотносятся с линией горизонта. При использовании этого метода размеры всех объектов находятся в определенной пропорции друг к другу. Для того, чтобы обеспечить иллюзию глубины и объема, итальянские художники эпохи Возрождения предпочитали использовать законы геометрии, в то время как фламандские художники полагались на свои наблюдения и практический опыт. Это называется эмпирический опыт.

Леонардо да Винчи разработал основы теории воздушной перспективы. Этод метод основан на наблюдении, свидетель-ствующем, что цветовой контраст и градации темных и светлых оттенков намного резче выражен у близкорасположенных объектов, нежели у отдаленных. В природе атмосфера и свет влияют на цвета объектов. При удалении все цвета приобретают голубоватый оттенок, созданный атмосферой. Кроме того, линии, края и контуры намного четче у близкорасположенных объектов, нежели у дальних. Согласно теории тональной перспективы, расстояние влияет и на цвет объектов, так что тот же самый цвет в отдалении кажется более холодным и светлым, при приближении становясь теплее и интенсивнее.

2. Объект и плоскость изображения

Объект - предмет, который мы используем при составлении композиции рисунка. Это может быть как одиночный предмет, так и несколько. Чем бы ни был объект, необходимо постараться так представить его, чтобы получилось гармоничное произведение. Использование перспективы помогает наиболее точно изобразить желаемый объект. Убедитесь, что Вы выбрали именно тот объект, который наиболее интересен. Иначе Вы можете потерять интерес к работе и ни когда ее не закончите.

Поверхность бумаги - двухмерная плоскость. Когда рисунок трехмерного объекта выполняется на этой двухмерной поверхности, лист становится плоскостью изображения. На этой плоскости создается иллюзия глубины и формы. Необходимо рассматривать объект так, будто мы глядим на него через прозрачное вертикально поставленное стекло, и переносить то, что предстает взору, на плоскую поверхность изображения, не забывая о глубине и форме объекта.

3. Точка и угол зрения

Точка и угол обзора - каждый объект выглядит по-разному, если смотреть его с разных точек обзора. Чтобы создать реалистичную иллюзию объекта, необходимо рассматривать его и все остальные, окружающие его, предметы с одной и той же точки обзора. Точка обзора находится на прямой линии от нашего глаза до линии горизонта. Если мы сдвинемся вправо или влево, мы изменим точку обзора, что приведет к значительным изменениям в рисунке. Место, откуда мы будем смотреть на объект, называется точкой обзора. Оно должно оставаться неизменным. Когда меняется угол зрения вправо или влево, это меняет всю композицию.

То же самое можно сказать, если изменить высоту, с которой мы смотрим на объект. Если смотреть сверху вниз, то мы лучше видим верхнюю часть предмета. Если смотреть снизу вверх, то хорошо просматривается нижняя сторона объекта. Малейшее изменение высоты точки обзора может кардинально изменить представление об объекте композиции.

Если на цилиндр смотреть сверху, то его изображение покажется намного короче и будет выглядеть совершенно иначе, чем изображение того же самого цилиндра, но на который смотрят сбоку.

После того, как Вы выбрали высоту точки обзора, нельзя менять ее, поэтому старайтесь выбирать такую высоту, при которой объект смотрится лучше всего.

4. Линия горизонта и точка схода

Линия горизонта - это линия, где встречаются небо и море или небо и земля. Это - естественный горизонт. Истинная линия горизонта всегда находится на уровне Ваших глаз и меняет свое положение, если Вы поднимете или опустите точку обзора. Чем выше Вы поднимете точку обзора, тем выше окажется линия горизонта на плоскости изображения, поэтому, к примеру, на пейзаже поместится больше земли и меньше неба. Чем ниже точка обзора - тем меньше земли и больше неба. Таким образом, положение линии горизонта на картине зависит от высоты, с которой мы рассматриваем объект.

Порой истинная линия горизонта не видна. Но даже когда мы не можем его увидеть, следует всегда его учитывать, чтобы правильно нарисовать предмет. Любой предмет, расположенный параллельно земле, можно считать линией горизонта.

Точка схода - точка на горизонте, в которую сходятся линии, параллельные друг другу и проходящие по плоскости, например, земли. Очень важно точно определить местоположение этой точки, чтобы правильно нарисовать любой объект.

5. Построение перспективы методом архитекторов

В основе метода архитекторов лежит свойство параллельных прямых в перспективе сходиться в одну точку - точку схода. Так как предметы, изображенные в перспективе, содержат ограниченное количество семейств параллельных прямых, то построение перспективы облегчается путем предварительного их точек схода.

Построение объекта в перспективе состоит из нескольких этапов и выполняется в определенной последовательности. Сначала план и фасад объекта. Далее задаются элементы картины, то есть создается аппарат перспективы. Для этого на плане определяются положение картинной плоскости и точки зрения, а на фасаде - линии горизонта.

Рассмотрим алгоритм построения:

1.На чертеже имеем план и фасад объекта.

2.Выбираем положение точки зрения S при заданном плане и фасаде.

3.Выбираем нужное направление основания K1K1 картины K1 перпендикулярно к направлению главного луча, расположенного на биссектрисе угла зрения на объект в плане.

4.Отметим на основании картины точки F01 и F02 пересечений предметных следов вертикальных лучевых плоскостей, идущих параллельно доминирующим направлениям прямых линий фигуры заданного плана объекта.

5.На основании K1K1 отмечаем точки R1-0 - R5-0 как предметные следы плоскостей R1 - R5.

6. На основании K1K1 отметим точку пересечения предметного следа плоскости главной вертикали.

7. На основании отметим точки пересечения предметных следов вертикальных лучевых плоскостей F1 и F2 идущих в точки, определяющие контуры плана заданного объекта.

8.Определяем место на основании K1K1 точек, принадлежащих основанию объекта в плане 1-0 и 4-0.

9.Все найденные на основании K1K1 точки переносим на новое основание KK картины K.

10.На линии горизонта, которую проводим на новой картине, отмечаем главную точку P и точки схода F1 и F2 доминирующего направления линий плана заданного объекта, согласно точкам P, F0-1 и F0-2, построенным на основании K1K1 картины K1.

11.Отметим остальные точки схода R1-0 - R5-0 вертикальных плоскостей R1 - R5.

12.Выполним построение перспективного изображения плана заданного объекта.

13.Построим высоты точек заданного объекта при помощи произвольно выбранной вертикальной плоскости.

14.На картинный след QK плоскости Q перенесем высоты точек объекта, заданных на фасаде: Q1N= a! - 1! и Q0N!= 2 b!.

15.При помощи фронтальных прямых 2 - 2! И 1 - 1! Находим на боковой стене - плоскости Q, в перспективном сокращении высоты - 1/1-А1 и 2/2-В1.

16.При помощи линий переноса отмечаем высоты искомых точек - А и В, на соответствующих вертикалях.

17.По построенным точкам обводим видимые контуры перспективного изображения заданного объекта.

перспектива рисование иллюзия изображение

Из выполненных построений вытекают следующие положения:

- желательны совмещения с картинной плоскостью хотя бы одного ребра изображаемой формы - оно проецируется в истинном размере и является масштабом высот;

- желательно использовать направления осей для выбора направлений вспомогательных плоскостей, что предопределяет наличие двух точек схода F1 и F2;

- при построении перспективы более сложного архитектурного объекта, картинную плоскость проводят через передний правый угол объекта так, чтобы ее горизонтальный след K располагался к плоскости стены под углом 20-40 градусов.

Особенностью построения перспективы архитектурных сооружений является особое расположение линии горизонта:

- перспектива с высоким горизонтом, Н = 25-100м, когда зритель наблюдает объект с возвышенной точки зрения; такую перспективу применяют при изображении городских пейзажей;

- перспектива с нормальной высотой горизонта, равной высоте человеческого роста, Н = 1,5-2,0м;

- перспектива с низким горизонтом применяется при изображении зданий, расположенных на горе или высоком берегу;

- перспектива с линией горизонта, расположенной посредине высоты объекта.

1.Барингтон Барбер, Перспектива и композиция, М., изд. ЭКСМО, 2013, 48 с.

2.Большаков В.П., Инженерная графика, М., изд. ВШ, 2004, 575 с.

3.Дюбоск Дуг, Как рисовать перспективу, М., изд. Попурри, 2001, 64 с.

4.Уильям Ф.Пауэлл, Перспектива. Лучшие уроки, М., изд. АСТ, 2014, 128 с.

5.Федоров М.В., Рисунок и перспектива, М., изд. Искусство, 1960, 153 с.

6.Филисюк Н.В., Построение перспективы здания методом архитекторов. Методические указания, Тюмень, РИО ГОУ ВПО Тюм ГАСУ, 2009, 24 с.

Подобные документы

Изображение действительности, не соответствующее канонам прямой перспективы. Ортогональная система живописи Древнего Египта. Параллельная перспектива в пейзажной живописи Китая и Японии. Обратная перспектива икон. Сферическая перспектива Петрова-Водкина.

реферат [33,8 K], добавлен 14.12.2011

Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. Основные виды и понятия перспективы.

презентация [994,6 K], добавлен 17.05.2011

Стили, пропорциональность, масштабность, линейная перспектива, воздушная перспектива, законы цвета, контраст и ритм в садово-парковом искусстве. Принципы построения и восприятие ландшафтной композиции. Рассмотрение художественной композиции на примерах.

курсовая работа [8,2 M], добавлен 15.03.2020

Сведения об Агатархе как об изобретателе перспективы в античных текстах. Формулировка Евклидом законов перспективы. Книги об архитектуре римлянина Марка Витрувия. Разработки учения о живописной перспективе на геометрической основе в эпоху Возрождения.

реферат [21,8 K], добавлен 10.03.2014

Идейно-художественные возможности живописи. Фаюмские портреты как поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов. Важные принципы светотени, линейной и воздушной перспективы. Формирование фресковой живописи, мозаики и вазописи.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы. Воздушная перспектива связана со зрительным изменением яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от наблюдателя. Пространственные изменения цвета называют цветовой или колористисеской перспективой. В ландшафтном искусстве использование законов перспективы позволяет усилить выразительность пространства, выявить и подчеркнуть его глубину или зрительно сократить его.

Законы линейной перспективы в ландшафтной архитектуре:

- иллюзорное увеличение глубины пространства достигается путем создания промежуточных планов в виде боковых кулис;

- впечатление глубины пространства увеличивается, если по мере удаления от точки наблюдения размещать уменьшающиеся по величине объемы, сокращать расстояния между ними или уменьшать ширину видового луча;

- возвышенности воспринимаются более высокими при размещении деревьев или сооружений на их вершине (высота холма – не менее половины высоты деревьев);

- включение внешних видов в обзор парковых картин иллюзорно увеличивает размеры парка;

- расстояние между зрителем и предметом сокращается, если скрыть лежащую в промежутке между ними местность (ее не усиливают промежуточными планами, чтобы не было объектов для сравнения масштабов пространства).

Рис. 18. Приемы визуального подчеркивания и нивелирования рельефа

1 – акцентирование террас;

2 – усиление холмистого рельефа;

3, 4 – приемы озеленения, нивелирующие рельеф.

Рис. 19. Включение в пейзаж парка окружающего ландшафта

Рис. 20. Использование законов перспективы

А – естественная перспектива; Б – искусственная перспектива.

Рис. 21. Создание иллюзии глубины пространства

1 2 3

1 – высота кулис нарастает к заднему плану;

2 – высота кулис уменьшается к заднему плану;

3, 4 – глубина создается за счет сокращения ширины луча.

Законы цветовой перспективы:

Краски пейзажа наиболее чисты и сочны в непосредственной близости. Под влиянием воздушной перспективы цвет несколько изменяется:

- желтый становится зеленоватым;

- синий не меняется;

- зеленый при удалении показывает все переходы к синему;

- фиолетовый исчезает быстрее других, становясь синим;

- при значительном удалении белая окраска кажется желтоватой, иногда с оранжевым оттенком;

- белый менее всего стушевывается, поэтому белые предметы кажутся ближе, особенно на темном фоне.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы. Воздушная перспектива связана со зрительным изменением яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от наблюдателя. Пространственные изменения цвета называют цветовой или колористисеской перспективой. В ландшафтном искусстве использование законов перспективы позволяет усилить выразительность пространства, выявить и подчеркнуть его глубину или зрительно сократить его.

Законы линейной перспективы в ландшафтной архитектуре:

- иллюзорное увеличение глубины пространства достигается путем создания промежуточных планов в виде боковых кулис;

- впечатление глубины пространства увеличивается, если по мере удаления от точки наблюдения размещать уменьшающиеся по величине объемы, сокращать расстояния между ними или уменьшать ширину видового луча;

- возвышенности воспринимаются более высокими при размещении деревьев или сооружений на их вершине (высота холма – не менее половины высоты деревьев);

- включение внешних видов в обзор парковых картин иллюзорно увеличивает размеры парка;

- расстояние между зрителем и предметом сокращается, если скрыть лежащую в промежутке между ними местность (ее не усиливают промежуточными планами, чтобы не было объектов для сравнения масштабов пространства).

Рис. 18. Приемы визуального подчеркивания и нивелирования рельефа

1 – акцентирование террас;




2 – усиление холмистого рельефа;

3, 4 – приемы озеленения, нивелирующие рельеф.

Рис. 19. Включение в пейзаж парка окружающего ландшафта

Рис. 20. Использование законов перспективы

А – естественная перспектива; Б – искусственная перспектива.

Рис. 21. Создание иллюзии глубины пространства

1 2 3

1 – высота кулис нарастает к заднему плану;

2 – высота кулис уменьшается к заднему плану;

3, 4 – глубина создается за счет сокращения ширины луча.

Законы цветовой перспективы:

Краски пейзажа наиболее чисты и сочны в непосредственной близости. Под влиянием воздушной перспективы цвет несколько изменяется:

- желтый становится зеленоватым;

- синий не меняется;

- зеленый при удалении показывает все переходы к синему;

- фиолетовый исчезает быстрее других, становясь синим;

- при значительном удалении белая окраска кажется желтоватой, иногда с оранжевым оттенком;

- белый менее всего стушевывается, поэтому белые предметы кажутся ближе, особенно на темном фоне.

1. Большая наглядность изображения. Перспектива предмета создает впечатление очень близкое тому, которое получается при непосредственном рассматривании предмета. Это объясняется тем, что в перспективе параллельные линии изображаются сходящимися, и в натуре мы их видим также сходящимися; одинаковые отрезки и в перспективе и в натуре изображаются тем меньше, чем дальше удалены они от зрителя, и т.д. Поэтому изображения в перспективе обладают наибольшей наглядностью.

2. Проекции располагаются на одной плоскости.

К недостаткам перспективы относятся сложность построений и ограниченная возможность измерений из-за наличия перспективных искажений угловых и линейных размеров.

1. Метод прямоугольных координат (метод Дезарга);

2. Метод косоугольных координат; 3. Метод архитекторов;

4. Метод перспективного эпюра;

5. Метод перспективной сетки;

6. Метод точек схода и точек измерений для доминирующих линий.

На рисунке 2 изображены точка А пространства, А1 – ее ортогональная проекция на плоскость П1 и основные элементы перспективы: 1. S – точка зрения (центр проекций) и S1 – ее горизонтальная проекция; 2. П1 - предметная плоскость, т. е. горизонтальная плоскость, на которой располагается изображаемый предмет; 3. К – плоскость картины, перпендикулярная к П1 и служащая плоскостью проекций; 4. КК – основание картины – линия пересечения плоскостей К и П1; 5. h – линия горизонта (h // КК). Расстояние между h и КК равно H – высоте точки зрения над плоскостью П1; 6. SP – главный луч, перпендикулярный к плоскости К. Его длина Д называется главным расстоянием (SP=S1 P1 =Д ); 7. Р – главная точка картины – точка пересечения главного луча с плоскостью К , Р1 – ее основание; 8. Пространство, находящееся за плоскостью К называется предметным, находящееся между плоскостью К и точкой зрения S – промежуточным и за точкой S – мнимым. Для построения в пространстве перспективы точки А проецирующий луч s необходимо заключить в горизонтально-проецирующую плоскость Q. Горизонтальным следом Q1 этой плоскости будет прямая s1 , соединяющая горизонтальные проекции точек S и А. Плоскость Q пересечет плоскость К по прямой, перпендикулярной к П1 и проходящей через точку 1. Точка пересечения этой прямой с лучом s является искомой перспективой точки А (А Ι ). Но перспектива А Ι не определяет положения точки А в пространстве, так как на одном и том же проецирующем луче s можно взять сколько угодно точек. Для того чтобы в перспективе задание точки А пространства было определенным, необходимо построить вторичную проекцию А Ι 1, являющуюся перспективой горизонтальной проекции А1 этой точки. Искомой вторичной проекцией А Ι 1 будет точка пересечения проецирующего луча S А1 с прямой 1 АΙ . При перемещении точки А вдоль

проецирующего луча s точка А1, луч S А1 и точка А 1 также изменят свое положение. Рисунок 2

2 Построение перспективы по двум точкам схода

В практике построения перспектив наибольшее распространение получил способ архитекторов.

Этот способ применяется при построении перспективных изображений различных сооружений, которые в плане имеют два доминирующих направления линий (например, здания, мосты, путепроводы).

Использование двух точек схода перспектив параллельных горизонтальных прямых объекта доминирующих направлений обеспечивает большую графическую точность и простоту построения перспективного изображения.

 Построение перспективы объекта по двум точкам схода (1 способ архитекторов) - портал intellect.icu

Двухточечная перспектива
Вам необходимо принять обдуманное решение о расположении линии горизонта и точек схода , а дальше всё получится "автоматически": скаты кровли, доски обшивки, ворота, окна, двери и т. п. займут правильные места по законам линейной перспективы.
Перспектива с двумя точками схода
Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке 2,1 в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях — на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Обратите внимание, как все горизонтальные линии сходятся в двух точках. На примере эскиза сарая (рисунок 2.2) видно, как тому же правилу подчиняются линии, продолжающие стены сарая. Поскольку сарай виден спереди, горизонт находится близко к центру картины; голова фигуры человека размещена на линии горизонта.

Рисунок 2.1.

 Построение перспективы объекта по двум точкам схода (1 способ архитекторов) - портал intellect.icu


Рисунок 2.2.
Если смотреть прямо на предмет, то линия горизонта будет расположена в пространстве картины.

 Построение перспективы объекта по двум точкам схода (1 способ архитекторов) - портал intellect.icu

Если смотреть на предмет снизу, как на рисунке 2.3, линия горизонта будет располагаться в самом низу картины или даже за ее пределами. Обе точки схода по-прежнему находятся на горизонте, и все линии должны сходиться в них так, как показано. Именно правильный угол наклона сторон изображенного предмета делает всю композицию выглядящей реалистически.

Рисунок 2.3.
Если на предмет смотрят снизу, то линия горизонта расположена в нижней части картины или еще ниже.

 Построение перспективы объекта по двум точкам схода (1 способ архитекторов) - портал intellect.icu

Ваши рисунки значительно улучшатся, если вы при обдумывании композиции потратите некоторое время на то, чтобы наметить точки схода и с помощью линейки связать стороны предмета с нужной точкой.
Если одна или обе точки схода помещены слишком близко к предмету, изображение получится искаженным даже тогда, когда все остальное сделано в точном соответствии с правилами. На рисунке 2.4 А правая точка схода расположена слишком близко к сараю. Рисунок 2.4 Б показывает, как улучшился эскиз, когда правая точка схода была перенесена правее.

Рисунок 2.4.
Если тонки схода находятся слишком близко к предмету, изображение получается искаженным. На рисунке А правая точка схода размещена слишком близко к сараю. На рисунке Б она передвинута правее, и сарай выглядит более естественным.

построение чертежа перспективы объекта

Рисунок 2,5 Принцип построение чертежа перспективы объекта способом архитекторов.


Построение перспективы объектов строительства с тенями способствует визуальному и эстетическому восприятию инженерной мысли. К примеру, построить перспективу карниза крыши и определить собственные и падающие тени (рис.1). Представлены ортогональные проекции объекта.


Рис. 1. Условие задачи

Укажем на ортогональном чертеже условия задачи положение картинной плоскости t и выберем точку зрения S.

Определим начальные точки прямых доминирующих направлений и отметим их на перспективном чертеже на основании картины. Определим точки схода этих прямых. Соединив начальные точки с соответствующими точками схода, получим перспективу плоской фигуры (плана карниза крыши). Проведем через точку зрения и точки 2 и 4 лучи, которые вместе с их вторичными проекциями задают горизонтально-проецирующие плоскости, пересекающие картину по вертикальным прямым (рис.2).


Рис. 2. Применение двух методов построения перспективы

В соответствии с этими рассуждениями на перспективном чертеже проведем через точки 21и 41 вертикальные прямые, по которым пересекутся построенные плоскости с картиной. Ребро, попавшее в картинную плоскость, изобразится на ней в натуральную величину, взятую с ортогонального чертежа. Проведя через верхнюю и нижнюю точки этого ребра прямые в точки схода F1 и F2, завершим построение двух боковых видимых граней карниза (рис.3).


Рис. 3. Построение боковых граней карниза с использованием способа конических сечений

Проведем две прямые через нижние точки вертикальных боковых ребер карниза в точки схода F1 и F2, и выделим очертание нижней грани (рис.4).


Рис. 4. Проведение прямых, перпендикулярных картине

Для построения перспективы стен использованы прямые, перпендикулярные картине, проходящие через точки 5, 6 и 8.


Рис. 5. Построение видимых стен в перспективе

После нахождения вторичных проекций этих точек на перспективном чертеже проводим через них вертикальные линии (рис.4).

Сдвинем одно из вертикальных ребер в картинную плоскость в любом направлении. Отложим на нем от основания картины от точки 50 натуральную величину ребра, взятую с ортогонального чертежа (рис.5).

Проведем через верхнюю точку этого ребра прямую в точку схода F2. Обведем очертание правой стены. Затем построим параллельные прямые с точкой схода F1 и обрисуем левую стену.


Рис. 6. Завершающий этап построения перспективы

На рис.6. показан окончательный результат построения перспективы сооружения.

Перейдем к построению теней. Определим освещенность граней объекта при заданном направлении светового потока и выделим его собственные тени. Построим падающую тень карниза крыши на стены. Найдем тень точки А на левой видимой стене. Проведем через точку А перспективу луча, а через а вторичную проекцию до пересечения с левой стеной. Заметим, что луч и ребро представляют собой скрещивающиеся линии. Пересечение проведенного луча со стеной произойдет в точке АТ'. Поскольку нижнее переднее ребро левой грани карниза параллельно левой стене, то тень от него пойдет по стене вправо от точки АТ' параллельно этому ребру. Поэтому через АТ' и точку схода F1 проводим прямую.

В точке А сходятся три ребра карниза. Его левое нижнее ребро является гвоздем по отношению к левой стене. Определим тень этого ребра. На рис. 7 показано два варианта нахождения тени.

В первом случае (рис.7а) на этом ребре строим с помощью обратного луча точку В, которая отбросит тень ВТ' на левое вертикальное ребро. Тенью гвоздя является отрезок (АТ' ВТ').

Во втором случае (рис.7 б) найдена общая точка для левой стены гвоздя. Для этого верхнее горизонтальное ребро левой стены продолжено до пересечения с гвоздем и отмечена точка СТ'. Поскольку отрезок (СТ' АТ') лежит в плоскости стены и пересекает ее левое вертикальное ребро, на нем можно отметить точку ВТ' и выделить реальную часть тени гвоздя. Оба приема дают одинаковый результат.



Рис. 7. Варианты нахождения падающей тени карниза: а — с помощью точки BТ'; б — с помощью точки СТ'

На рис.8 приведена перспектива этого сооружения при выборе другой точкой зрения, при которой тень точки А падает на невидимую на картине стену. По отношению к этой стене ребро (АВ) является гвоздем и частично отбрасывает на нее тень в виде отрезка (СТ' АТ'). На левой стене построена тень нижнего ребра видимой левой грани карниза.

Построение теней карниза на фрагменты сооружения выполнено в различных вариантах, поскольку вызывает трудности у студентов при выполнении работ.



Рис. 8. Построение тени карниза при измененной точке зрения

Построим падающую тень карниза на землю отдельно от нижней части сооружения (рис. 60), предварительно определив его контур собственной тени.


Рис. 9. Падающая тень карниза

Затем найдем контур собственной тени и определим контур падающей тени здания без учета карниза (рис.10).

Обрисуем очертание общего контура падающей тени сооружения и выделим его цветом (рис.11).


Рис. 10. Контуры падающих теней двух объектов


Рис. 11. Собственные и падающие тени объекта

Цвет падающей тени зависит от объекта, на котором она оказалась (на траве, асфальте и т. п.) и имеет более густой оттенок по сравнению с собственной тенью, как показано ни рисунке выше. Визуальное восприятие таковых объектов сравнимы с макетным восприятием.

Основные термины (генерируются автоматически): левая стена, тень, картинная плоскость, падающая тень карниза, перспективный чертеж, прямая, ребро, левое вертикальное ребро, ортогональный чертеж, основание картины.

Похожие статьи

Построение теней в перспективе | Статья в журнале.

При построении теней на перспективных чертежах за источник света принимается солнце, которое по отношению к картине может занимать различные положения: 1. солнце расположено позади предмета и тень падает в сторону наблюдателя (рис.1); Рис. 1. Солнце позади предмета.

Методы эффективного использования законов перспективы при.

Для построения тени переднего вертикального ребра АВ, проводим световую плоскость N. Световая плоскость пересекает горизонтальную плоскость проекции параллельно s', а фронтальную плоскость проекции пересекает по вертикальной линии.

Ветроустановки с ортогональным ротором: обзор основных.

В данной статье хотелось бы объективно представить проблему, осветить картину в целом

По мнению специалистов [1, 2], разработка ВЭУ с вертикальной осью вращения является наиболее перспективным решением.

Рассмотрим ортогональный ротор с прямыми лопастями.

Развитие пространственного мышления у студентов в начале.

Таким образом, эпюрой (комплексным чертежом точки) называется плоское изображение, полученное в результате ортогонального проецирования на две или несколько взаимно перпендикулярных плоскостей путём последующего совмещения этих плоскостей с одной.

Создание динамических изображений при помощи программы.

Например, через ребро f пирамиды проведём прямую, параллельную отрезку, а(о) с(о).

Рис. 3. На рисунке 4 изображено решение задачи, аналогичной предыдущей, но на ортогональном (плоском) чертеже, выполненной также при помощи программы Microsoft Power Point, при.

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Но не следует превращать рисунок в чертеж, намечая перспективу пейзажа и прослеживая точность перспективных сокращений.

Соприкасаясь с поверхностью предмета каждый луч будет повторять его силуэт на горизонтальной плоскости, причем падающая тень по мере.

К вопросу построения различных геометрических фигур на одной.

В статье представлен анализ геометрической фигуры с последующем синтезированием их, как комплексный чертеж модели в трех плоскостям проекции.

Для любого многогранника справедлива формула Эйлера, устанавливающая связь между числом вершин , ребер и граней

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий.

(Плоскость, параллельная основанию цилиндра, пересечет его боковую поверхность по окружности, равной

При этом у призмы сколько будет вершин, ребер и боковых граней?

− использование заданий, требующих построения чертежа в соответствии с условиями задачи.

Построение теней в перспективе | Статья в журнале.

При построении теней на перспективных чертежах за источник света принимается солнце, которое по отношению к картине может занимать различные положения: 1. солнце расположено позади предмета и тень падает в сторону наблюдателя (рис.1); Рис. 1. Солнце позади предмета.

Методы эффективного использования законов перспективы при.

Для построения тени переднего вертикального ребра АВ, проводим световую плоскость N. Световая плоскость пересекает горизонтальную плоскость проекции параллельно s', а фронтальную плоскость проекции пересекает по вертикальной линии.

Ветроустановки с ортогональным ротором: обзор основных.

В данной статье хотелось бы объективно представить проблему, осветить картину в целом

По мнению специалистов [1, 2], разработка ВЭУ с вертикальной осью вращения является наиболее перспективным решением.

Рассмотрим ортогональный ротор с прямыми лопастями.

Развитие пространственного мышления у студентов в начале.

Таким образом, эпюрой (комплексным чертежом точки) называется плоское изображение, полученное в результате ортогонального проецирования на две или несколько взаимно перпендикулярных плоскостей путём последующего совмещения этих плоскостей с одной.

Создание динамических изображений при помощи программы.

Например, через ребро f пирамиды проведём прямую, параллельную отрезку, а(о) с(о).

Рис. 3. На рисунке 4 изображено решение задачи, аналогичной предыдущей, но на ортогональном (плоском) чертеже, выполненной также при помощи программы Microsoft Power Point, при.

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Но не следует превращать рисунок в чертеж, намечая перспективу пейзажа и прослеживая точность перспективных сокращений.

Соприкасаясь с поверхностью предмета каждый луч будет повторять его силуэт на горизонтальной плоскости, причем падающая тень по мере.

К вопросу построения различных геометрических фигур на одной.

В статье представлен анализ геометрической фигуры с последующем синтезированием их, как комплексный чертеж модели в трех плоскостям проекции.

Для любого многогранника справедлива формула Эйлера, устанавливающая связь между числом вершин , ребер и граней

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий.

(Плоскость, параллельная основанию цилиндра, пересечет его боковую поверхность по окружности, равной

При этом у призмы сколько будет вершин, ребер и боковых граней?

− использование заданий, требующих построения чертежа в соответствии с условиями задачи.

Похожие статьи

Построение теней в перспективе | Статья в журнале.

При построении теней на перспективных чертежах за источник света принимается солнце, которое по отношению к картине может занимать различные положения: 1. солнце расположено позади предмета и тень падает в сторону наблюдателя (рис.1); Рис. 1. Солнце позади предмета.

Методы эффективного использования законов перспективы при.

Для построения тени переднего вертикального ребра АВ, проводим световую плоскость N. Световая плоскость пересекает горизонтальную плоскость проекции параллельно s', а фронтальную плоскость проекции пересекает по вертикальной линии.

Ветроустановки с ортогональным ротором: обзор основных.

В данной статье хотелось бы объективно представить проблему, осветить картину в целом

По мнению специалистов [1, 2], разработка ВЭУ с вертикальной осью вращения является наиболее перспективным решением.

Рассмотрим ортогональный ротор с прямыми лопастями.

Развитие пространственного мышления у студентов в начале.

Таким образом, эпюрой (комплексным чертежом точки) называется плоское изображение, полученное в результате ортогонального проецирования на две или несколько взаимно перпендикулярных плоскостей путём последующего совмещения этих плоскостей с одной.

Создание динамических изображений при помощи программы.

Например, через ребро f пирамиды проведём прямую, параллельную отрезку, а(о) с(о).

Рис. 3. На рисунке 4 изображено решение задачи, аналогичной предыдущей, но на ортогональном (плоском) чертеже, выполненной также при помощи программы Microsoft Power Point, при.

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Но не следует превращать рисунок в чертеж, намечая перспективу пейзажа и прослеживая точность перспективных сокращений.

Соприкасаясь с поверхностью предмета каждый луч будет повторять его силуэт на горизонтальной плоскости, причем падающая тень по мере.

К вопросу построения различных геометрических фигур на одной.

В статье представлен анализ геометрической фигуры с последующем синтезированием их, как комплексный чертеж модели в трех плоскостям проекции.

Для любого многогранника справедлива формула Эйлера, устанавливающая связь между числом вершин , ребер и граней

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий.

(Плоскость, параллельная основанию цилиндра, пересечет его боковую поверхность по окружности, равной

При этом у призмы сколько будет вершин, ребер и боковых граней?

− использование заданий, требующих построения чертежа в соответствии с условиями задачи.

Построение теней в перспективе | Статья в журнале.

При построении теней на перспективных чертежах за источник света принимается солнце, которое по отношению к картине может занимать различные положения: 1. солнце расположено позади предмета и тень падает в сторону наблюдателя (рис.1); Рис. 1. Солнце позади предмета.

Методы эффективного использования законов перспективы при.

Для построения тени переднего вертикального ребра АВ, проводим световую плоскость N. Световая плоскость пересекает горизонтальную плоскость проекции параллельно s', а фронтальную плоскость проекции пересекает по вертикальной линии.

Ветроустановки с ортогональным ротором: обзор основных.

В данной статье хотелось бы объективно представить проблему, осветить картину в целом

По мнению специалистов [1, 2], разработка ВЭУ с вертикальной осью вращения является наиболее перспективным решением.

Рассмотрим ортогональный ротор с прямыми лопастями.

Развитие пространственного мышления у студентов в начале.

Таким образом, эпюрой (комплексным чертежом точки) называется плоское изображение, полученное в результате ортогонального проецирования на две или несколько взаимно перпендикулярных плоскостей путём последующего совмещения этих плоскостей с одной.

Создание динамических изображений при помощи программы.

Например, через ребро f пирамиды проведём прямую, параллельную отрезку, а(о) с(о).

Рис. 3. На рисунке 4 изображено решение задачи, аналогичной предыдущей, но на ортогональном (плоском) чертеже, выполненной также при помощи программы Microsoft Power Point, при.

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Но не следует превращать рисунок в чертеж, намечая перспективу пейзажа и прослеживая точность перспективных сокращений.

Соприкасаясь с поверхностью предмета каждый луч будет повторять его силуэт на горизонтальной плоскости, причем падающая тень по мере.

К вопросу построения различных геометрических фигур на одной.

В статье представлен анализ геометрической фигуры с последующем синтезированием их, как комплексный чертеж модели в трех плоскостям проекции.

Для любого многогранника справедлива формула Эйлера, устанавливающая связь между числом вершин , ребер и граней

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий.

(Плоскость, параллельная основанию цилиндра, пересечет его боковую поверхность по окружности, равной

При этом у призмы сколько будет вершин, ребер и боковых граней?

− использование заданий, требующих построения чертежа в соответствии с условиями задачи.


Угловая перспектива

Угловая перспектива ( итал. scena con angolo — "сцена с угла" ) — вид с угла. Термин употребляют главным образом в отношении архитектуры . Обозначает непосредственное наблюдение, восприятие здания не фронтально ( спереди ) или сбоку ( с бокового фасада ), а под определенным углом ( спереди и сбоку ). Так же называют соответствующие изображения архитектурного сооружения, в частности в изометрической проекции.

В истории изобразительного искусства фронтальное восприятие и фронтальная перспектива характеризуют ренессансный тип мышления, в котором ведущим является стремление к " сохранению ощущения " изобразительной ( картинной ) плоскости.

Угловая перспектива , при которой все видимые части изображения испытывают сокращение и видны в ракурсах, что создает динамичный, экспрессивный образ , использовалась преимущественно мастерами Северного Возрождения, итальянскими художниками до середины XV в. и позднее, в эпоху Барокко .

Изобретение угловой перспективы приписывал себе итальянский художник-декоратор Фердинандо Галли Бибиена ( 1657—1743 ). Театральная декорация действительно является одним из источников этого пространственного приема. Последователем Ф. Г. Бибиены был выдающийся рисовальщик и гравер Дж. Б. Пиранези, который использовал в своих композициях преимущественно угловую перспективу , так же как и Ю. Робер.

  1. изометрию (измерение по всем трем координатным осям одинаковое);
  2. диметрию (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);
  3. триметрию (измерение по всем трем осям различное).

Сферическая перспектива

Сферическая перспектива — особый способ организации изобразительного пространства на плоскости картины или росписи стены, свода , купола, который заключается в иллюзорном углублении зрительного центра, совпадающего с геометрическим центром композиции , и расположении остальных элементов в воображаемом сферическом пространстве. Представления о подобном пространстве, вероятно, восходят к древнейшим верованиям о центре мира, находящемся в сердцевине земли.

Художественный образ сферического мира создал Данте Алигьери в " Божественной комедии ". Поэт описывает обратный путь, который он совершил в сопровождении Вергилия из центра Земли, где находится сам Сатана , в светлый мир:

Спускаясь вниз, ты там и находился;
Но я в той точке сделал поворот,
Где гнет всех грузов отовсюду слился;
И над тобой теперь небесный свод.

В начале этого поворота Данте сообщает, что Вергилий, "тяжело дыша, с усильем лег челом туда, где прежде были ноги" ("Ад", XXXIV, 78—79). Таким образом, нисхождение в Ад в определенной точке пространства превращается в восхождение к Раю .

П. А. Флоренский, математик, философ и священник, в книге "Мнимости в геометрии" (1922) писал, что Вселенная в представлении Данте основана на неэвклидовой геометрии. Флоренский уточняет:

"Оба поэта спускаются по кручам воронкообразного Ада. Воронка завершается последним, наиболее узким кругом Владыки преисподней. При этом обоими поэтами сохраняется во все время нисхождения вертикальность — головою к месту схода, т. е. к Италии, и ногами — к центру Земли. Но, когда поэты достигают приблизительно поясницы Люцифера, оба они внезапно переворачиваются, обращаясь ногами к поверхности Земли, откуда они вошли в подземное царство, а головою — в обратную сторону. После этой грани поэт восходит на гору Чистилища и возносится чрез небесные сферы. Значит, путь к небу направлен по линии падения Люцифера, но имеет обратный смысл. Двигаясь все время вперед по прямой и перевернувшись раз на пути, поэт приходит на прежнее место в том же положении, в каком он уходил с него. Следовательно, если бы он по дороге не перевернулся, то прибыл бы по прямой на место своего отправления уже вверх ногами".

Тенденция к сферичности изобразительного пространства прослеживается на многих произведениях классического искусства . Наиболее ясно — при использовании художником системы обратной перспективы, в которой зритель мысленно помещается в глубине изобразительного пространства.

Сферичность пространства подчеркивал в своих " альпийских пейзажах " выдающийся художник Северного Возрождения Питер Брейгель Старший . Причем этот прием имеет философский смысл отстранения художника от эвклидовой геометрии Земли, выражает мысленный взгляд из космоса .

Необычны поиски в этом направлении П. Рубенса. Художник стремится к целостности пространственно-временных отношений изображения и в тех случаях, когда формат картины приближается к квадрату, приходит к идее сферической перспективы , построенной на центральной точке и системе концентрических окружностей. Анализируя эту особенность творчества художника, С. М. Даниэль приводит высказывание французского теоретика искусства Роже де Пиля ( 1635—1709 ):

"Тела не только должны быть собраны вместе, но и составлять некий шар. Из всех видимых вещей зрению приятнее всего те, которые имеют круглую форму , эта круглая форма может быть увидена двояко: либо снаружи, как выпуклая, либо изнутри, как вогнутая".

В картине Рубенса " Возчики камней " сферическая перспектива превращает изображение случайного эпизода ( тяжелая повозка с камнями застряла в колее ) в подлинно космический пейзаж . Причудливый грот во вкусе живописцев итальянского кватроченто ( раннего Итальянского Возрождения ) обозначает центр картины, а его просвет заглубляет центр наподобие воронки Данте. По обе стороны от грота возникают два мира, каждый с собственной перспективой . С одной стороны — низкий горизонт и вечер, с другой — высокий горизонт , утро, свет. " Чаша ночи " перевешивает " чашу дня ". Момент смены дня и ночи в системе центральной перспективы обретает философский смысл круговорота природы , вечного движения , стихии , посреди которых борется за свою краткую жизнь человек. В центральной точке изображения пространство и время как бы завязываются узлом и их движение приостанавливается, оно оценивается нами как настоящее — момент восприятия картины. Так формальная структура , конструкция картины переводится в содержательный план философской аллегории .


Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта , ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта . Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Тональная перспектива



Тональная перспектива — понятие техники живописи . Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении в глубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи .

В некоторых случаях под тональной перспективой понимают такой вид изображений , который может иметь место при изображении предмета с большой высоты или снизу. Тональная перспектива отличается наличием точки схода для вертикальных граней, расположенных ниже или выше линии горизонта .

Воздушная перспектива

Схема воздушной перспективы

Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некото­рых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета , очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Так, все ближние предметы воспринимаются четко со мно­гими деталями и фактурой , а удаленные — обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных — мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все даль­ние — слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета ( цвет теряет свою яркость , контрасты светотени смягчаются ), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план.

Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воз­душной дымки — голубой , молочно- белый , фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными , а удаленные - одноцветными . Художник должен учитывать все эти измене­ния для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная перспектива в городе

Воздушная среда, особенно если воздух на­полнен дымкой или туманом, помогает пере­дать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции . В творческой рабо­те необходимо учитывать перспективные из­менения воздушной среды, благодаря кото­рым дальние планы кажутся светлее перед­них, контуры предметов расплываются, теря­ют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление но­сит название воздушной перспективы .

Горный пейзаж. Фото


Выполняя построение от­ражения домика в воде, не забудьте о том, что сна­чала надо отложить вниз толщину берега, а затем высоту дома. Свои перспективные закономерности име­ют и отражения в воде. Как правило, длина отражения предмета в воде равна длине само­го предмета. Отражение точно повторяет предмет, но в перевернутом виде.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов , потому она может называться также и тональной перспективой . Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречается еще у Леонардо да Винчи .

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана , на рассвете над водоёмом , в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль .

Билатеральная перспектива

Билатеральная перспектива (от лат. bis — "дважды" и lateralis — "боковой"). Билатеральность — то же, что зеркальность , двусторонность, качество зеркальной симметрии , при которой ось ( плоскость ) симметрии делит форму на две равные части. Отсюда название: билатеральная перспектива , способ изображения объемных форм на плоскости, при котором линии боковых поверхностей не имеют обычной точки схода на горизонте и идут в глубину параллельно, отчего плоскости, ими ограниченные, выглядят одинаковыми, симметричными , или билатеральными.


Другие названия такой перспективы — параллельная или китайская, поскольку она характерна для традиционного искусства Китая и Японии . Параллельную перспективу можно наблюдать в средневековой китайской живописи и японской гравюре на дереве школы укиё-э : в изображении архитектуры , своеобразных восточных интерьеров и мебели .

Академик Б. В. Раушенбах изучал как человек воспринимает глубину в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки зрения и постоянством формы предмета в подсознании и пришел к выводу что ближний план воспринимается в обратной перспективе , неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе , дальний план — в прямой линейной перспективе . Эта общая перспектива , соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы называется перцептивной.


Наблюдательная перспектива

При работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер , то есть используют наблюдательную перспективу.

Аспектива

Аспектива (итал. aspectiva — "осматривание" от лат. aspectus — "взгляд, облик, обзор") — в изобразительном искусстве — термин , противоположный перспективе как " взгляду вдаль ", зрительному проникновению в глубину. Если явление перспективы и перспективные построения в изобразительном искусстве основываются на " далевой ", глубинной " зрительной установке ", то аспектива , напротив, исходит из тактильных, осязательных ощущений, рождающихся от рассматривания объекта вблизи, "ощупывания" его взглядом со всех сторон.Аспективное восприятие позволяет мысленно абстрагировать объект изображения от окружающей свето-воздушной среды и моделировать его форму , текстуру , окрашенность независимо от этой среды и от других объектов. Аспективный метод в целом характерен для античного искусства , в особенности античной живописи . Классическим примером аспективного изображения является фреска "Альдобрандинская свадьба" . Позднее, с развитием качеств пространственности в искусстве эпохи Возрождения и Барокко , аспективное мышление в большей мере характеризовало работу скульптора и графика , чем живописца или архитектора .


Читайте также: