Будущее образования глобальная повестка доклад

Обновлено: 19.05.2024

4 Понятие образования Мы рассматриваем образование как социально оформленный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни от рождения до смерти. Формальные институты образования – только малая часть этого явления формальное образование в первой трети жизни (школа + университет) воспитание (в семье и обществе) 0… цикл человеческой жизни …100+ ранниее развитие (семья, дет.сад) развитие качеств личности и саморазвитие повышение профессиональных компетенций получение новых знаний как хобби или смена траектории занятости образование как инструмент решения семейных задач и преодоления кризисов (в т.ч. для родителей) образование для команд / коллективов как инструмент развития корпораций, НКО, сообществ, гос. институтов адаптация пожилых прагматичное личностно- ориентированное

5 Позиции для обсуждения будущего образования Разные позиции заказчиков образования предъявляют разные требования к образу будущего образования Образование на полном жизненном цикле САМ ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ СООБЩЕСТВА (ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ) ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС (РАБОТОДАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ)

6 Предпосылки: откуда приходят изменения Новые технологии в ИКТ Развитие сферы фитнеса и медицины Развитие сферы финансов и страхования Новые решения в образовании Трансформация традиционных институтов Аспекты сферы образования: получение знаний и создание новых знаний воспитание, формирование навыков, личностное развитие оценка / фиксация достижений Большие тенденции: Технологическое развитие (ИКТ и проч.) Политико-экономические трансформации Социально-культурные трансформации

11 Кооперативность - Осознанный заказ на команды со стороны бизнеса / гос. органов - Стартап-образование (акселерация) - Модель McKinsey: производство команд и сетей вовне в рамках внутренней рабочей деятельности Заказ на команды со стороны стороны сообществ практик (CoP) Сообщества практик как образовательное пространство Биржи возможностей: проектные и игровые возможности (команда участник) за деньги – славу – опыт - амбицию Семья как новый заказчик: запрос на реинтеграцию Новые университеты как холдинги студентов (возрождение средневековой модели на базе CoP) ПРЕДПОСЫЛКИ / ТЕКУЩИЕ ТРЕНДЫ


В обсуждении основных тезисов и планов по дальнейшему развитию Доклада приняли участие основатели ведущих образовательных стартапов, ректоры российских вузов, лидеры проектов в области новых образовательных технологий и развития человеческого капитала, представители федеральных органов исполнительной власти, авторитетные эксперты в области образования, журналисты ведущих деловых СМИ.

Доклад подводит итоги работы экспертной группы Re-Engineering Futures в течение 2010-2014 годов и описывает ключевые направления развития образовательных систем в мире (в горизонте до 2035 года) в связи с глобальными технологическими, социальными и культурными вызовами ближайших 20 лет.

Работа над Докладом объединила мнения нескольких тысяч российских и международных педагогов, руководителей университетов и школ, создателей образовательных стартапов, экспертов в психологии развития и психотерапии, представителей технологических компаний, медицинского и финансового сектора, профессионалов в области управления человеческими ресурсами, регуляторов сферы образования и науки, и др.

По глубине и охвату позиций работа над Докладом стала уникальным явлением не только в России, но и для всего мира.

Главный лейтмотив Доклада - переход образования от обучения в начале жизни к обучению всю жизнь, с соответствующим расширением образовательной инфраструктуры за пределы школьно-вузовской системы и становлением локальных, национальных и глобальных образовательных экосистем.

В Докладе представлены:

Павел Лукша

Как отметил профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша, доклад, как практический документ, рассчитан на три основных аудитории. Это инноваторы в области образования, те, кто может попробовать сложить независимый проект или вложиться в него. Это регуляторы, которым надо принимать решения о балансе между традиционными системами образования, которые они поддерживают или копируют лучшие практики, и выращиванием новых, конкурентных. Третья аудитория - руководители традиционных образовательных организаций, которые будут определять судьбу своего образовательного учреждения и обязательно встанут перед выбором: в какой среде существовать, с кем придется конкурировать - только со школами и университетами, или рядом других разнотипных игроков.

В 2015 году основные идеи доклада получат свое развитие в рамках сессий Global Education Futures: в апреле - в Сан-Франциско, в августе - в Сан-Паулу, на Мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills International, а также в Сингапуре, предположительно, в ноябре 2015 года.

Читайте также: