Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников доклад

Обновлено: 01.05.2024

2. Оформление г руппы, подготовка му зыкального сопров ождения .

3. Изготовление де кораций и костюмов для игры - драм атизации .

4. Оформлен ие выставок игрушек и дидактичес ких игр, использу емых в

1. Актуализация проблем ы. Вступитель ное слово воспитател я «Значение

Звучит приятная музыка. Родители рассаживаются за столами,

нашим к руглым столом. Сегодня мы с Вам и обсу дим проблему значения

игры в жизни ребен ка, ее влияния на развитие наших детей, раскроем вопрос

о видах игр, которые имеют место в детском саду, обсудим, какие условия

нужно создать в семье для того, чт обы игра не у ходила из де тской жизн и.

Педагог: Эпиграфом к нашей встречи мы выбрали следующие слова:

« Для детей дошколь ного возраста игра имеет исключительно е значение: игра

для них - учёба, игра для них - труд, и гра для ни х - средство воспитания, игра

С 1 января 2014 года введён в дей ствие федеральный государственный

образовательн ого стандарт дошкольного образова ния (ФГОС ДО),

утвержденный приказом Минобрнау ки РФ от 1 7 октября 2013 года №1155.

Данный документ ставит во главу воспитательно - образовательног о процесса

индивидуаль ный подход к ребенку через игровую деятельность. Задача

взрослых - повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей

Педагог: Задумывал ись ли вы, ро дители, какое з начение игра имеет в

жизни ребенка? Почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку ? Помните,

во что играли вы в своём детстве? В какие игры играют Ваши дети и имеет

Игра - это св ободная деятель ность детей, кот орая о сознаётся как

диктуется какой - либо мате риальной пользой. Игра стано вится частью жизни

не только детей, но и взрослы х, дополняет и украшает жизнь. Игра

необходима ребёнк у. Она способствует самовыражению. Игры не просто

полезны, они жи зне нно необходимы человеку вообще, н о особенно - детям.

Игры любые - подвижные и тихие, ин теллекту альные и такие, в которы х, на

наш, взгляд взросл ых, никакого ума не надо. Если бы об этом выво де знали

Автор: Салеева Ксения Андреевна
Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Автор: Салеева Ксения Андреевна

Педагогическое сопровождение игры дошкольников

Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.

Разрешить это противоречие помогает переход к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Сопровождающее игровое взаимодействие имеет определенные трудности.

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

Ярко выраженный интерес воспитателя к играм детей;

Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими;

как способность чувствовать игровые состояния других людей;

Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие.

Игровая позиция воспитателя – одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновение в их внутренний мир.

Владея игровой позицией воспитателю, легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений.

Игровая позиция требует от педагога определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей это:

Изменение традиционной позиции педагога

на позицию сопровождающего процесс освоения ребенком игровой деятельности.

Осуществление регулярной диагностики

субъектного опыта и учет ее результатов.

Планирование и организация

деятельности педагога по сопровождению ребенка в игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики.

Отбор содержания игр

на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.

Ориентация педагога на индивидуальные

детей в игровой деятельности, их поэтапное стимулирование и развитие.

всех субъектов, подразумевающее гибкость и вариативность позиций педагога и детей.

организация развивающей среды

В раннем возрасте основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми. Игровое взаимодействие организуется педагогом в непринуждённой обстановке, вначале индивидуально с каждым ребёнком, а затем с подгруппой детей из 2-3 человек. Для организации таких игровых ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя-достаточно эмоционального обращения к детям или необычность позиции взрослого – игра с куклой. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выполняет игровые действия полушутя, давая детям понять, что это игра.

В среднем возрасте в игровом взаимодействии с детьми позиция взрослого меняется:

Основой эффективного руководства игровой деятельностью, как убеждает педагогическая теория и практика, является высокий уровень владения такими профессионально-педагогическими умениями :

наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

проектировать развитие игры, планировать приемы, призванные стимулировать его;

обогащать впечатления детей с целью развития игр; помогать в выборе ярких впечатлений, которые могут способствовать игре;

организовать начало игры; побудить к ней детей;

проектировать и предвидеть развитие конкретной игры;

использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания и др.);

менять характер и содержание общения

с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования

готовности к переходу игры на высокий уровень

включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми, учить игры (показ, объяснение);

предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного климата в группе, привлекать к игровой деятельности стеснительных, малоактивных детей

обсуждать и оценивать игру

Принципы организации сюжетной игры в детском саду:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

Таким образом, развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком, от его профессионального мастерства, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического сопровождения организации и проведения игр. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного партнерства взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Автор: Володичева Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №51
Населённый пункт: Московская область.Раменское (г)
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников с учетом гендерного подхода по ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование

Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени опре-

деляющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период

рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил

становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка

новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со

взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка.

Игра представляет собой особую деятельность, которая формируется в

становится на голову

выше себя). Психолог писал: «Отношение игры к

развитию – это отношение обучения к развитию. Игра – источник развития и

В игре развиваются новые психические

являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учебе.

жизненного опыта и знаний.

воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра - один

из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях

воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,

деятельности, указывает С.Л.

отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений

Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы

психологии. – 1966. – № 6 – С. 63

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер,

взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Детские

игры – явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию,

степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма

окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со

Например, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей, как

артист показывает спектакль, как воин защищает добро и борется со злом.

сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике

заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая

ребенка может быть осложнено.

говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем

дошкольном возрасте. Руководство играми дошкольников в детском саду

несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии

современным детям содержании в строго регламентированной предметно-

необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

процессу в дошкольных учреждениях. Программа ФГОС ДО ориентирует

игровую деятельность детей, т.е. игра должна стать основной формой работы

с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.

психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой

деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса

Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее

педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.

Выделим основные принципы формирования игры с ориентиром по

самостоятельная игра детей;

взрослый является равным партнером;

- игра должна включать формирование у детей не только игровых

способностей, но и игрового действия.

Необходимо отметить, что в настоящее время среди исследователей

детской игры нет единого подхода к вопросу классификации детских игр.

Чаще всего используется следующие классификации.

К играм с правилами относят: подвижные, спортивные, интеллекту-

рекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые.

действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт. Дидактическая

игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как

зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие.

Дидактическая игра это, в первую очередь, средство обучения, при

этом данный вид игры имеет определенную структуру:

Обучающая (дидактическая) задача.

процессе современного ДО, но не должна быть ведущим видом игр детей

Режиссерские игры, в которых развитие сюжета со многими ролями

происходит через роли, передаваемые ребенком игрушкам. В такой игре

одновременно комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская

игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самые ранние

ее проявления приходятся на 3-й год жизни. К старшему дошкольному

возрасту режиссерская игра становится совместной деятельностью детей.

Но при этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссерские

нивает результат. Это игры на основе готовых литературных сюжетов. В

Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в

условиях дидактической игры. - М.: Просвещение, 1976.-С.19

них дети занимают позицию актера. Театрализованные игры являются по

своей природе одним из видов творческой игры детей дошкольного возраста.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных

событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность

глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованные игры

написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся

детской фантазией, - сюжетом игры. Творческое разыгрывание ролей в

театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ро-

левой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении

заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ

героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием

произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении

персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так

поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его

внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения.

планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными

особенностями детей. Обязательно надо проводить предварительную работу

с детьми, со старшими дошкольниками планировать изготовление и ремонт

театров и реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей.

Особое значение в развитии данного вида игры имеет развивающая

доступность, грамотное их расположение в пространстве является одним из

условий освоения детьми театрализованных игр.

Кукольный театр – это один из самых близких для восприятия ребенку

- дошкольнику видов театра. В спектаклях кукольного театра внешность и

объемными, полуобъемными (барельефными или горельефными) и плоскими

куклами. Куклы-актеры обычно управляются и приводятся в движение людь-

картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение

действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Для

детей настольный театр интересен потому, что можно самим изготовить

для него, например, из бумажных конусов, цилиндров, коробочек

различной высоты, это так называемые конусные игрушки.

Освоение видов настольного театра начинается во 2 младшей группе со

следующих видов: настольного театра игрушек, настольного плоскостного

настольного театра, как мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр,

возрасте дети самостоятельно могут организовывать и играть в настольный

Еще одним из видов кукольного театра, который активно используется

театр. Театр теней - форма визуального искусства, зародившаяся свыше двух

тысяч лет назад. Он основан на использовании плоских кукол и декораций,

которые находятся в пространстве между источником света и экраном или

накладываются на него. Куклы обычно делаются из картона, кожи, дерева,

специальной цветной пленки. Фигуры освещаются сзади - контражуром - в

Теневой театр показывают детям уже с младшей группы,

однако как вид театрализованной игры он доступен только детям старшего

Обучение театрализованным играм с театром кукол начинается со

среднего дошкольного возраста, но наиболее доступен такой вид игры

детям старшего дошкольного возраста. Уже в старшей группе дети играют с

Пальчиковый театр – головы кукол – героев спектакля находятся на

проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или

свободно передвигаясь по комнате.

Обучение пальчиковому театру начинается еще в первой младшей

группе. Это один из самых доступных видов театра для детей.

Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя

роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые

преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию,

мимику и пантомимику.

Своеобразие игр-драматизаций определяется сюжетом, заранее при-

тизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, которые

определенной декорации, атрибутов, подбор музыкального сопровождения и

дошкольного возраста. В этом возрасте с детьми разыгрываются однотемные

текстам 2-3 волшебных сказок. Для детей этого возраста доступны и игры -

драматизации по рассказам о детях, животных, о труде взрослых.

спектакли под руководством взрослых, но и самостоятельно.

Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-

импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные

Таким образом, театрализованная деятельность включает в себя разные

необходимо учитывать принцип доступности, то есть играть с детьми в те

виды театрализованных игр, которые доступны детям в соответствии с их

возрастом. Наиболее сензитивным периодом овладения разными видами

дошкольники не только могут играть в такие игры вместе со взрослыми, но и

Комплексный подход к сопровождению игровой деятельности дошкольников

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Методическое сопровождение воспитателя ДОУ
по обогащению игровой деятельности воспитанников

Комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей

Шамахова Марина Борисовна

Из истории педагогики известно, что мастерство игры передавалось ребенку от уже умеющего играть старшего ребенка в семье, во дворе. Дети естественным образом втягивались в мир игры. В современных условиях большого города дети лишены свободного межвозрастного общения. Таким образом, основная роль по формированию игрового опыта ребенка ложиться на педагога образовательного учреждения и родителей.

Первый этап - это обогащение жизненного опыта детей.

Формами работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях; совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.

Второй этап – это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в процессе общения с ребенком. Педагог берет на себя главную роль и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы отображения действительности. Взрослый создает проблемную ситуацию, направленную на сюжетосложение и учит детей комбинировать знакомые игры. Дети двигаются за воспитателем и учатся брать на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.

Третий этап - активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр. Воспитатель способствует развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения, развивает у детей навыки общения с взрослым и сверстниками. Воспитатель берет на себя роль и приглашает к игре детей. Взрослый ведет диалог и привлекает ребенка к цепочке последовательных действий необходимых для игры. Полезно разработать и написать примерные сценарии, алгоритм обучающих игр и включить в него проблемную ситуацию, профессиональные слова и действия. Этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей. Проблемные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт. У воспитателя есть возможность наблюдать и анализировать умения детей.

Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды. Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.

Воспитатель меняет предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта детей:

- сюжетные игрушки - предметы-заместители – воображаемые предметы;

- подсказывающие развернутые сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Педагог привлекает детей к:

- совместному изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;

- изменению игровой среды на основе общего замысла;

- совместному составлению алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);

- решению игровых проблем, направленных на мотивацию детей к игре.

- использованию предметов – заместителей

Читайте также: