Декоративно прикладное искусство дагестана доклад

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 359 0

Обычаи и традиции народов Дагестана.

На протяжении многих веков обычаи наших предков имели силу закона. Представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы с таким множеством адатов и культурой, искусством самого разнообразного характера редко где встретится. Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощаются самобытность и национальный характер всех дагестанских народов. Отражают их общие интересы и исходят из одного корня. Особая ценность их в том, что в них заключён обобщённый, испытанный временем многовековой опыт, обычаи, искусство, культура сохранивший сфере быта, морали, гражданской обрядности, проповедует честность и справедливость, простоту и скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и синовий долг, оказание человеку помощь. Адат регламентирует поведение человека, служит средством приобщения его к высокой культуре, овладения производственными навыками. Программа перед воспитателями ставит задачу развивать инициативу, самостоятельность детей, использовать для этого национальные традиции, литературу, искусство равнение на людей своей местности. Особое место в народной педагогике отводится, детскому фольклору. Детский фольклор это творчество взрослых для детей и творчество самых детей, адаптированное к взрослой фольклорной культуре. На первом месте детского фольклора стоит колыбельная песня, потому что воспитание ребёнка начинается с неё. Колыбельную песню справедливо считают в народе песней нежности, песней ласки и душевной чистоты.

Доступность, звучность, певучесть, мелодичность колыбельных песен привлекает внимание детей, вызывает желание их повторить. Колыбельные песни дают ребёнку представления о родине, природе учат его доброму отношению к окружающим людям. Эффективность колыбельных песен зависит от умения исполнителя правильно выбрать колыбельную малышу, в которых говорится о смелости мужестве, чести горца. Девочке в которых поётся духовной красоте горянки.

Напр: Спи дитя, сыночек мой

Засыпай цветочек мой

Я с тобою посижу

Я твой сон посторожу.

С возрастом когда ребёнок начинает понимать смысл слов и мелодий, воспитателю необходимо использовать воспитанию детей потешки, скороговорки, прибаутки, считалки. Они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые и двигательные навыки, нравственно эстетические, художественно -эстетические качества. Эффективность воспитания во многом зависит от правильного использования воспитателям удачных средств воздействия на создания ребёнка. Особое значение в работе с детьми имеют сказки и самобытная народная методика рассказывания. Эффективность сказочного воздействия завысить от знания и применения воспитателем выразительных средств речи соблюдая тональность, темпа, ритма слов и предложений. В сказках отражены обычаи нравственные принципы народов Дагестана.

2. Самой дорогой светлой и чтимой во все времена благородной традицией является дружба народов Дагестана которой по праву гордимся песни и стихи, пословицы и поговорки.

3. У Дагестанских народов существует строго выработанные правила поведения в общественных местах обращения и приветствия при встрече это древний обычай.

4.Беседуя с детьми о древних традициях гостеприимства воспитывают в детях много хороших нравственных качеств, расширяет их знания.

Рассказывая о гостеприимстве горцев можно познакомить детей с пословицами.

5. В Дагестане после обычая гостеприимства уважения старших считается вторим и более значимым. Уважение старшего это древняя традиция у всех дагестанцев.

За столом первый принимает пищу старший. При встрече старшего каждый почтено здоровается с ним.

6. Ознакомление дошкольников с традиционной роли родственников представляет интерес и укрепляет родственных взаимоотношений, а родня в свою очередь, является опорой в трудные и радостные минуты жизни. Дети часто оказываются активными участниками или свидетелями событий, мероприятий среди родственников. Воспитатель может помочь ребёнку схематично изображать круг близких. А затем и дальних родственников, обозначив одним цветом представителей материнской линии, а другим цветом отцовской линии.

7. Дошкольникам интересно будет узнать происхождение своих имён и фамилий. По древнему обычаю в горах, когда даёт новорожденному имя семья стараются сохранить как можно дольше память о достойных и дорогих людей.

В стихотворении Р. Гамзатова воспевает это обычай.

В моей земле не умирают люди.

Пусть даже бой я наш закон пою

Родился мальчик и носить он будет

Живое имя павшего в бою.

Народы Дагестана свято берегут традиции присвоения имени, они любят своих героев и дают им имена героев чтобы те равнялись на них. 8. Дошкольники очень любят рассказы, легенды и предания о героических традициях народов Дагестана. С интересом слушают стихотворение

Воспитатель знакомить детей и предлагает выучить наизусть афоризмы, пословицы и поговорки о мужестве и героизме об отваге горцев.

9. Старшие дети уже много знают о том, чем славится родной край, Какие его неповторимые особенности, достопримечательности, Уникальное декоративно прикладное искусство. Кубачи село злато кузнецов, Балхар славится гончарными изделиями. Унцукуль славится своими уникальными изделиями из дерева украшение узорами из мельхиора. Беседы словесное сравнение необходимо сопровождать наглядным материалом. Это могут быть разные коврики, кубачинские или гоцатлинские изделия, работы унцукульских или болхарских мастеров. Рассматривание позволят дошкольникам убедиться в том, какое терпение и мастерство нужно, чтобы из маленьких узелков получить ковёр, а из завитков на металле получить прекрасное украшение. Сколько прекрасных слов и выражений написано нашими поэтами и писателями для передачи красоты и разнообразия.

Чтение стихов Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, А. Малачиевой, позволят детям прийти к выводу что у каждого мастера есть свой почерк, своё восприятие, свои задумки.

10. Полученные знания представления дети с удовольствием перенесут в игровую деятельность. Под руководством воспитателя традиционная сюжетно –ролевая игра обогащается дополнительными ролями, сюжетами и ролевыми действиями.

Воспитатель направляет игровую деятельность так, чтобы в процессе игры происходило закрепление полученных знаний. Особое внимание детей необходимо обратить на то, что несмотря на различие языков, места проживания, роде занятий, декоративно -прикладное искусство, национальной кухни дагестанские народы объединяют единая нравственная культура, традиции дружного проживания, уважения старших, особая забота о престарелых, правила хорошего тона. О дружбе наших народов сложены не мало песен и стихов. Углублять представления детей о дружбе помогут стихи Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, Б. Митарова.

Дети с удовольствием слушают рассказы, заучивают стихи.

б) Гость не должен остаться у хозяина долго.

в) В гостях не следует много есть и пить.

г) Закончив есть гость обязан благодарить хозяев.

д). Покидая дом , гость обязан поблагодарить за приём.

Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный .

Народные промыслы всегда играли важную роль в жизни дагестанцев. Это все благодаря редкостным природным особенностям и разнообразным сырьевым ресурсам.

В Дагестане у каждого народа своя особенная линия в развитии промыслов и уникальные художественные приемы.

Табасаранский ковер

Самым популярным видом искусства декорации является ручное ковроткачество. Ковер — это один из самых ценных вещей в доме дагестанца. И мастерство ковроткачества всегда передавалось через поколения, дочери заимствовали навыки материи в этом деле, при этом оттачивая их и совершенствуя рисунки и орнамент. Существовали два вида ковров: ворсовые и безворсовые, у каждого из которых были свои излюбленные узоры. И каждый народ преподносил их особенно и неповторимо. Но самым большим мастерством исполнения, сочетанием цветов и рисунков прославились ковры Табасарана.

Еще одним распространенным видом дагестанских промыслов является гончарное искусство, самое большое распространение которое получило в ауле Балхар. Мастера лакского аула переняли лучшие навыки мастеров древности. Их продукция всегда отличалась хорошей прочностью, прекрасными декоративными качествами, красотой форм. Весь Кавказ знал о мастерах данного искусства из этого аула. Да и по сей день их изделия не потеряли свою ценность и являются гордостью дагестанского народа.

Художественная обработка металла — следующий вид декоративного искусства, большое распространение который получил в селе Кубачи, Амузги, Гоцатль и других. В селе Кубачи обработка металла практикуется уже тысячу лет. Навыки данного дела передаются из от отца к сыну у кубачинцев. Их продукция является хорошо экспортируется, поэтому металлообрабатывающее производство в селе Кубачи является довольно перспективным. Кубачинцы очень бережно относятся к своему делу, и каждый их дом является настоящим музеем.

Изделия Балхарских мастеров

Нельзя не отметить и село Гоцатль, в котором производство возникло еще в 1958 году. Мастера этого села используют в металлообработке черни и оксидирования.

Одним из самых интересных видов промысла является художественная обработка дерева. Большое распространение в этом декоративно-прикладном искусстве получила Унцукульская насечка.

Насечка металлом — это технология, с помощью которой обрабатывали дерево мастера. В результате ее использования они добивались создания разнообразных рисунков на изделиях. Объем работы мастеров внушительный, требует особых способностей, строго просчитанных действий и приемов.

Дагестанские мастера бережно хранят свои традиции. Технологии и знания передаются из поколений в поколения.

Кубачи — серебрянные изделия — кинжалы Украшения из серебра и золота — Кубачи Унцукуль — насечка серебром на дереве


Многообразие культурных и художественных традиций Дагестана связано с этнической дробностью, в свою очередь порожденной сложностью природно-рельефных условий, а также непростой историей края. Прикаспийская низменность издавна привлекала и путешественников, и завоевателей, и кочевые народы как самый удобный путь, связывающий Восточную Европу с Передней Азией. Это были скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары и др. Часть их оседала на территории Дагестана, смешивалась с местными племенами, привнося в их культуру свои обычаи и художественные традиции.

Позднее Дагестан пытались подчинить себе персы, арабы, турки-сельджуки, татаро-монгольские завоеватели, Тамерлан, "гроза вселенной" Надир-шах. В разные эпохи Дагестан входил в состав таких государственных образований, как Кавказская Албания и Хазарский каганат.


И все же Дагестан не был своеобразным "котлом", в котором на протяжении веков смешивалось все и вся. Дагестанские народы, пройдя через сложную, подчас трагическую историю, смогли сохранить свой неповторимый облик, язык и самобытную культуру. Для происходящих здесь этнокультурных процессов характерны непрерывность, глубинная связь с древнейшими пластами духовной жизни народа, а также способность впитывать, казалось бы, инородные элементы пришлых культур, не нанося при этом ущерба тому субстрату, что определяет суть, феномен именно дагестанской культуры. Это убедительно доказывается последними данными таких наук, как история, археология, этнография, фольклористика и языкознание.

Археологические памятники убедительно свидетельствуют о том, что уже в древнекаменном веке первобытный человек обживал часть равнинной и горной территории современного Дагестана. Здесь в 6 тыс. до н.э., одновременно с древнейшими мировыми цивилизациями зарождается производящее хозяйство, формируется раннеземледельческая культура, которая затем стабильно развивается в неолите, энеолите и ранней бронзе. Именно в это время появляются различные домашние производства, в том числе гончарное и ткачество. В Чохском поселении (Гунибский р-н) были найдены окультуренные злаки, кости одомашненных животных, первое на Кавказе жилое помещение. Чохская культура очень близка к мезолитической культуре Юго-Восточного и Южного Прикаспия, что свидетельствует об общем этнокультурном корне народов Передней Азии и Кавказа.

В эпоху ранней бронзы (4-3тыс. до н.э.) территория Дагестана входит в обширный ареал куро-аракской культуры, распространенной на большей части Кавказа, восточной Анатолии и северо-восточном Иране и отличающейся поразительным единством всех составляющих ее культурных компонентов. На рубеже 3-2 тыс до н.э. происходит распад этого единства в связи с проникновением на Кавказ степных племен, но именно с этого времени начинается формирование именно дагестанской культуры, для которой характерна несомненная общность всех ее локальных проявлений.

Нигде на Кавказе в 19 в. не было такого количества кустарных производств как в Дагестане, что было порождено сложными природно-географическими и особенностями хозяйственно-бытового уклада. В первую очередь это суровый климат, территориальная изолированность, малоземелье, вынуждающее искать дополнительные средства к существованию, а также наличие богатой сырьевой базы и высокая плотность населения, дающая большое количество свободных рук.

Не случайно основные центры художественных ремесел зародились в горах, где долго сохранялся традиционный полупатриархальный уклад жизни, медленно развивались производительные силы. Равнинные же районы подвергались активному влиянию соседних стран Ближнего Востока, с которыми велась оживленная торговля и культурный обмен. Важнейшим ремесленным и торгово-культурным центром средневекового Дагестана был Дербент, укрепления которого, построенные еще в эпоху сасанидского Ирана (5 в.) как "железные ворота", охраняли Переднюю Азию от набегов кочевников, и через который проходил Великий шелковый путь.


Наряду с крупными специализированными центрами, имеющими промысловый характер (Кубачи и Казикумух - оружейное и ювелирное дело, Балхар и Сулевкент - гончарное производство, Дербент и Табасаран - ковроткачество, Сутбук - резной камень) почти в каждом селении имелось два-три мастера серебряника, лудильщика, кожевенника и т.п., которые занимались ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ время.

В создании материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, мебель, ковры, но и орудия труда, оружие, каменные и деревянные детали архитектурного декора, намогильные стелы, были задействованы все виды художественных ремесел - ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню и многое другое.


Уклад жизни дагестанских народов во многом был схож, но имелись чисто локальные особенности, порожденные спецификой исторического развития каждого из них, менталитетом, а также временем приобщения к исламским духовным и культурным ценностям. В Дагестане всегда уживались разные религии: иудаизм, христианство, ислам, имели место многочисленные пережитки языческих верований и зороастризма. Веротерпимость, уважение к носителям иных религиозных взглядов, по-видимому, являются одним из важнейших факторов культурного феномена Дагестана.

Все это определило развитие множества местных школ, среди которых выделяются некоторые как обладающие наиболее устойчивыми стилистическими признаками, техническими приемами и орнаментальной культурой. Это аварская, лакская, кубачинская и южно-дагестанская школы. В пределах этих школ существуют свои особенности в каждом виде декоративно-прикладного искусства и у каждого народа, иногда даже селения.


Так в материальной культуре аварцев, живущих территориально наиболее изолированно и последними принявших ислам, больше сохранилось архаических черт, преобладание в орнаментике крупных геометрических форм, солярных знаков, охранной символики и т.п. У южно-дагестанских народов заметно влияние культуры Ближнего Востока, с которым они активно контактировали, у ногайцев - влияние художественных традиций кочевых среднеазиатских народов и т.д.

По своему характеру горец не был склонен к излишнему украшательству, не стремился к роскоши, сибаритству. Слишком была трудна жизнь в горах. Неимоверными усилиями десятков поколений отвоевывались у скал крохотные террасные поля, возведение которых по вложенному труду приравнивается к строительству египетских пирамид. Только сильные и мужественные люди могли выжить в условиях суровой природы, бесконечных междоусобиц и войн. Люди делали необходимые им вещи, наносили на них круги, кресты, лабиринты треугольники, свастики и т.п. и верили, что этот принесет им удачу, отведет болезнь, беду.

Но созерцая магические знаки и веря в их силу, древний человек испытывал и эстетическое удовлетворение, которое передается на генетическом уровне и нам. Безусловно, со временем магический смысл многих понятий был утрачен, некоторые значения гармонично воссоединились с символами ислама (треугольник - Око Всевышнего, квадрат - Кааба и др.), что-то продолжало передаваться по традиции без вкладывания сакрального содержания. Бурному развитию орнаментики содействовал и ислам, запрещающий изобразительные мотивы в искусстве.


Важно и то, что необычайное развитие орнаментальной культуры народов Дагестана является следствием не только его природного вкуса и чувства гармонии, но и результатом развитого абстрактного мышления и удивительно образного мировосприятия. Поэтому орнамент - это не только музыка для глаз, но и всегда определенная информация, которую наиболее полно могли передавать ковры, вышивки, а также резное дерево и камень, художественный металл.

Материальная культура южнодагестанских народов - лезгин, табасаранцев, агулов, рутульцев, а также аварцев, проживающих на территории Азербайджана (Закатальский район) и испытывала явное влияние мусульманского искусства стран Переднего Востока и Азербайджана. Это проявляется в одежде, украшениях, преобладании полихромной, поливной керамики, преимущественно ворсовом ковроткачестве, а также ткачестве безворсовых, односторонних ковров-сумахов. Медная посуда народов лезгинской группы декорировалась тонким гравированным растительным орнаментом, что сближало ее с иранской и азербайджанской (Лагич), а не медночеканной утварью горцев.

В отличие от горских народов в быте кумыков, издавна проживающих на равнине и в предгорье, меньше сохранилось архаических черт, и культура их в целом носит более светский характер. Это проявляется в первую очередь, в характере ремесел: здесь развивалось производство шелковых тканей, золотое шитье, изготовление галуна, тесьмы, бахромы из золотых и серебряных ниток, плетение кружева и т.д.

Основной направленностью данного исследования является изучение и классификация материальных памятников традиционной культуры обработки дерева народов, населяющих Дагестан. Дерево с древнейших времен пользовалось исключительной популярностью у местных жителей как основной строительный и ремесленный материал. С ним связаны многочисленные легенды, предания, религиозные представления. Сохранившиеся в глухих аулах горного Дагестана идеальные в техническом отношении древние строения свидетельствуют о самом высоком развитии культуры строительства и деревообработки в регионе. Развитие традиционных архитектурных форм и форм предметов быта привело к сложению устойчивых групп деревянных изделий с традиционным декоративным убором. Первая группа состоит из дверей и окон, створок ворот, деталей лоджий и балконов, столбов, потолочных балок. Вторая группа включает предметы мебели: скамьи, сундуки, диваны, лари, лежанки, столы, табуреты и т.д. Третья группа представлена предметами быта: мерки, ступки, ковши, подойники, кадушки, кружки, бокалы, солонки, подносы и т.д.


4. Гольдштейн А.Ф. Своеобразные типы планировок дагестанского жилища. – Архитектурное наследство. Вып. 23. – М., 1975. – С. 12–17.

Сохранившиеся древние деревянные строения свидетельствуют о самом высоком развитии культуры строительства и деревообработки в регионе. Наиболее древним и известным памятником искусства резьбы по дереву в Дагестане является детская люлька из Кафыркумухского могильника, датируемая 2 тыс. до н. э. и находящаяся сегодня в экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств. Люлька орнаментирована великолепным геометрическим орнаментом, что свидетельствует о хорошо развитых традициях деревянной резьбы в Дагестане уже в эпоху бронзы. К сожалению, дерево не всегда хорошо сохраняется, поэтому большая часть памятников, дошедших до нас, датируется эпохой средневековья.

В основу гармоничного решения декора гидатлинского интерьера положен характер пропорций. Так, жилая часть дома в плане имела квадрат или прямоугольник с отношением сторон 1:1,5. А столб-пилястра имел размеры, дающие пропорцию 1:1. Такими же пропорциями обладали и другие предметы интерьера, а в сочетании с огромной площадью помещения (иногда более 100 кв. м) все это создавало впечатление монументальности и цельности. В пределах Гидатлинского района встречаются различные варианты данного типа интерьера, например, в доме отсутствует внутренняя перегородка, ее заменяют свободно стоящий широкий плоский столб с полукружиями, установленный почти в центре помещения, и подвижные лари, находящиеся у задней стены.

Декоративная роль и особенности дагестанской резьбы по дереву прочитываются и в художественных формах мелкомасштабных предметов быта. Сюда входят всевозможных размеров кадушки, мерки, поставцы, солонки, тазы, блюда, кубки, бокалы, ступки, вилки и ложки, прялки, а также оригинальные круглые аварские подносы на трех высоких ножках. Все перечисленные предметы обычно располагаются в специально отведенных для них по традиции местах – на фасадах ларей или на столбах. Эта традиция и поныне сохранилась в большинстве домов горных аварских селений. Одна из стен главной комнаты выделяется для развешивания утвари, которая выступает как один из главных элементов декора всего интерьера. Среди всего разнообразия предметов ежедневного обихода особой красотой отличались поставцы, конструкция которых была предельно проста, части скреплялись шипами и клиньями, форма отличалась четкостью пропорций. Традиционный декор обычно соответствовал декору ларя, но был отмечен особой тонкостью резьбы. Обязательный предмет в каждом дагестанском доме – это мерка для муки. Благодаря значительным размерам изделие играло видную роль в интерьере, поэтому всегда богато украшалось. Мерки из даргинских селений Тумли и Кубачи поражают разнообразием декора с множеством переплетающихся стеблей, цветов и завитков, которые сплошной сеткой покрывают все изделие. Вероятно, такие мерки в прошлом имели ритуальное значение, так как на многих образцах сохранились узорные надписи – изречения из Корана.

На фото мерки из даргинских селений Тумли и Кубачи.

pic_72.tif

pic_73.tif

pic_74.tif

Далее важно отметить, что развитие традиционных архитектурных форм и форм предметов быта привело к сложению устойчивых групп деревянных изделий с традиционным декоративным убором:

А) первая группа состоит из дверей и окон, створок ворот, деталей лоджий и балконов, столбов, потолочных балок;

Б) вторая группа включает предметы мебели: скамьи, сундуки, диваны, лари, лежанки, столы, табуреты и т.д.

В) третья группа представлена предметами быта: мерки, ступки, ковши, подойники, кадушки, кружки, бокалы, солонки, подносы и т.д.

Завершая размышления по рассматриваемому вопросу, можно констатировать, что искусство деревообработки в Дагестане формировалось сложными путями, сохраняя свою самобытность. Выделение эстетически значимого в утилитарных вещах, окружающих человека повсеместно, наделяло их особыми качествами, делая человеческий мир более устойчивым перед лицом грозной горной природы и перед опасностями, исходящими со стороны соседей. Более того, искусство деревообработки Дагестана оказалось устойчивым по отношению к культурным, политическим и хозяйственно-экономическим связям, которые имели место на Кавказе с соседними странами – Ираном и Турцией. При этом для него характерны черты, присущие любому народному искусству: непосредственность и художественная цельность, практическое назначение и коллективность творчества, безымянность (как правило) мастеров и исключительная устойчивость древних традиций, определенный круг образов, использование простейших инструментов. Вместе с тем искусство имеет свои особенности, что связано со спецификой местных условий и самобытностью художественного мышления горцев.

Рецензенты:

Пищулина В.В., д. архитектуры, профессор, заведующая кафедрой истории архитектуры, искусства и реставрации Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону;

Карпова Г.Ф., д.п.н., профессор кафедры основ архитектурного проектирования Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.

Читайте также: