Педагогические сетевые сообщества доклад

Обновлено: 02.05.2024

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя в 2010 году заявил следующее: “Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду. ”.

В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек; новые подходы к управлению школой.

Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.

В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень,

  • создание единого информационного пространства;
  • обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • повышение профессионального уровня;
  • поддержка новых образовательных инициатив.
  • сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
  • возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
  • возможности общения (форум, чат, комментарии);
  • дистанционное обучение;
  • участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
  • создание собственных электронных страниц (портфолио)


Схема подчеркивает, что возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества- это трансляция собственного опыта и возможность повысить свой уровень педагогического мастерства с помощью уже размещенных другими педагогами материалов.

Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.

Сетевые сообщества являются и копилкой материалов, собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.

Все формы деятельности достаточно просты в организации и активно поддерживаются членами сетевых сообществ.

В Росси в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей предметников. Вот лишь некоторые примеры:

С учетом новых подходов к инновационному педагогическому опыту и новых возможностей его распространения в условиях информатизации образования, приоритетными постепенно становится разработка и обсуждение в Интернет учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, на распространение передового педагогического опыта в области традиционной педагогики

В этой связи, особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала “Сеть творческих учителей”, который отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.

Очевидны и концептуальные особенности работы портала, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов проекта и его участников:

1. Создание комфортной, “понимающей” среды профессионального общения педагогов;

2. Возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;

3. Развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;

4. Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее (в первую очередь, русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР);

5. Создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителя;

6. Обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений Майкрософт, в частности.

Опыт портала “Сеть творческих учителей” убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие профессионалов (свыше 80% активной аудитории портала - учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты) позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. Принципиально важно при этом, что каждый участник портала может выбрать собственную траекторию профессионального роста.

  • аксиологическая определенность и выраженность сайта (портала), позволяющая установить миссию сайта, его цели и задачи, целевые группы пользователей, к которым должны относиться работники образования, общего, в частности;
  • посещаемость портала, выражающаяся в количестве посещений зафиксированных на портале;
  • продолжительность деятельности портала (жизненный цикл), позволяющая установить начало работы портала и его продолжительность;
  • разнообразие видов педагогической деятельности показывает возможность использования портала для организации и поддержки сотрудничества, взаимодействия педагогов, саморазвития, самоутверждения и самореализации педагогов;
  • совместная методическая деятельность показывает возможность использования портала в целях разработки образовательных ресурсов, имеющих методическую направленность;
  • праксеологическая направленность сайта (портала), организация и поддержка сотрудничества, сетевого взаимодействия педагогов для выявления эффективного и инновационного педагогического опыта; совместная выработка критериев и показателей эффективной педагогической практики; разработка норм и правил эффективного сетевого сотрудничества в области создания методических продуктов;
  • информативность, контентная насыщенность и проективность сайта (портала), проявлением которых являются разнообразие содержания и ресурсов, предлагаемых педагогам для освоения и использования, динамизм информационной среды сайта, включенность педагогов в ее наполнение с учетом перспектив развития образования;
  • коммуникативная направленность сайта (портала), выражающаяся в насыщенности Web-среды сайта (портала) сервисами, обеспечивающими сетевые коммуникативные тренинги, восстановление и развитие у педагогов коммуникативных умений и навыков, в том числе, умений презентации педагогического опыта и собственной профессиональной позиции, обсуждения педагогической информации на форумах.

Соответственно, к критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

1. Число активных участников.

2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).

3. Динамизм сообщества

3.1.Рост числа активных участников

3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость

4. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)

5. Оформление страницы сообщества

6. Социокультурная направленность взвимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и др норм. или их обсуждение)

7. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению. педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).

8. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:

8.5.Учебная (повышение квалификации по тематике сообщества)

8.6.Учебная (повышение ИКТ-компетентности)

8.7.Олимпиадная и проектная деятельность

9. Методическая направленность взаимодействия:

9.1.Публикация методических разработок

9.2.Взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов

9.3.Библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества

9.5.Профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие

10.Информационно-коммуникативная деятельность сообщества: (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)

10.1.Организация регулярной информационной деятельности посредством форума

10.2. Использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.)

10.3. Информирование о деятельности сообщества

10.4.Информирование о внешних событиях по тематике сообщества

10.5 Информационное консультирование

Уже сегодня число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Их уже тысячи, если не десятки. Но сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.

Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества? После проведенного опроса среди ряда педагогов, выяснилось, что некоторые из них не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в интернете только негатив, у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.


Комментируя диаграмму, следует отметить, что загруженность учителей в настоящее время огромная, но как раз сетевые сообщества помогают в работе, решая проблемы поиска материалов уроков, новых технологий, методической помощи. На достаточно низком уровне пока стоит ИК-компетентность педагогов, что диктуется возрастом и др. факторами. Безусловно, надо внедрять краткосрочные курсы, решающие проблему ИКТ-грамотности, чтобы у учителей не возникало подобных трудностей в работе. Всего 5% педагогов сказали, что не видят смысла в работе сообществ, что доказывает понимание необходимости их плодотворной деятельности. Следует отметить также, что, несмотря на очень средний уровень владения ИК-технологиями, 72% учителей пользуется материалами сетевых сообществ в работе.

Что дает участие в сетевых сообществах?

Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.

Если говорить конкретно о своем опыте, хочется отметить, что автор статьи является членом пяти сетевых сообществ с помощью которых были освоены: работа в приложении PhotoStory, создание презентаций на платформе Prezi, обсуждены созданные автором ЭОР, получена квалифицированная помощь по вопросам работы по созданию дистанционных курсов, на уроках активно используются доступные ЦОР из сетевых сообществ, происходит постоянное активное общение с педагогами страны, и.т.д

Конечно, и создателям сетевых сообществ необходимо прислушиваться к критике педагогической общественности и стремиться к использованию более доступного интерфейса сетевых сообществ для активного привлечения педагогов разных возрастных категорий. Важной задачей является также унификация составных элементов сетевых сообществ, что позволило бы без сложностей работать не в одном, а разных сообществах.

Ну и, безусловно, идеальным решением было бы создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк портфолио педагогов страны и созданные ими ЦОР.

Таким образом, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из электронного портфолио педагога, связанным с сайтом школы, созданными педагогом дистанционными курсами, электронным журналом, электронными публикациями педагога, нельзя не включить в это пространство сетевые сообщества, в которых педагог не только черпает необходимую информацию, но и принимает активное участие в работе.

Единое информационно-образовательное пространство педагога можно представить с помощью схемы:


Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными ЭОР, но и повысить свой квалификационный уровень, получить квалифицированную помощь, познакомиться с замечательными практиками педагогов страны. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек.

Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом.

Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.

В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования.

Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень,

Цели сетевого сообщества могут быть разными, можно назвать главные:

  • создание единого информационного пространства;
  • обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • повышение профессионального уровня;
  • поддержка новых образовательных инициатив.
  • сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
  • возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
  • возможности общения (форум, чат, комментарии);
  • дистанционное обучение;
  • участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
  • создание собственных электронных страниц (портфолио)

Схема подчеркивает, что возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества- это трансляция собственного опыта и возможность повысить свой уровень педагогического мастерства с помощью уже размещенных другими педагогами материалов.

Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения , участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.

Сетевые сообщества являются и копилкой материалов , собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.( Социальная сеть работников образования)

Сетевые сообщества предоставляют возможность организации таких форм деятельности как

Все формы деятельности достаточно просты в организации и активно поддерживаются членами сетевых сообществ.

В Росси в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей предметников. Вот лишь некоторые примеры:

Особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала “Сеть творческих учителей”, который отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.

Очевидны и концептуальные особенности работы портала, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов проекта и его участников:

  1. Создание комфортной, “понимающей” среды профессионального общения педагогов;
  2. Развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;
  3. Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее (в первую очередь, русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР);
  4. Создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителя;
  5. Обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений Майкрософт, в частности.

Опыт портала “Сеть творческих учителей” убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие профессионалов позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. Принципиально важно при этом, что каждый участник портала может выбрать собственную траекторию профессионального роста.

Социальная сеть работников образования, Тамбов-вики и т.д.

К критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

1. Число активных участников.

2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).

3. Динамизм сообщества

3.1.Рост числа активных участников

3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость

4. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)

5. Оформление страницы сообщества

6. Социокультурная направленность взвимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и др норм. или их обсуждение)

7. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению. педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).

8. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:

8.5.Учебная (повышение квалификации по тематике сообщества)

8.6.Учебная (повышение ИКТ-компетентности)

8.7.Олимпиадная и проектная деятельность

9. Методическая направленность взаимодействия:

9.1.Публикация методических разработок

9.2.Взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов

9.3.Библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества

9.5.Профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие

10.Информационно-коммуникативная деятельность сообщества: (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)

10.1.Организация регулярной информационной деятельности посредством форума

10.2. Использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.)

10.3. Информирование о деятельности сообщества

10.4.Информирование о внешних событиях по тематике сообщества

10.5 Информационное консультирование

Уже сегодня число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии.

Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Их уже тысячи, если не десятки.

Но сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности . На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.

Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества ? После проведенного опроса среди ряда педагогов, выяснилось, что некоторые из них не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в интернете только негатив, у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.

Комментируя диаграмму, следует отметить, что загруженность учителей в настоящее время огромная, но как раз сетевые сообщества помогают в работе, решая проблемы поиска материалов уроков, новых технологий, методической помощи.

Всего 5% педагогов сказали, что не видят смысла в работе сообществ, что доказывает понимание необходимости их плодотворной деятельности. Следует отметить также, что, несмотря на очень средний уровень владения ИК-технологиями, 72% учителей пользуется материалами сетевых сообществ в работе.

Что дает участие в сетевых сообществах?

Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.

Если говорить конкретно о своем опыте, хочется отметить, что я являюсь членом пяти сетевых сообществ ,на уроках активно используются доступные ЦОР из сетевых сообществ, происходит постоянное активное общение с педагогами страны, и.т.д

Важной задачей является также унификация составных элементов сетевых сообществ, что позволило бы без сложностей работать не в одном, а разных сообществах.

Ну и, безусловно, идеальным решением было бы создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк портфолио педагогов страны и созданные ими ЦОР.

Таким образом, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из электронного портфолио педагога, связанным с сайтом школы, созданными педагогом дистанционными курсами, электронным журналом, электронными публикациями педагога, нельзя не включить в это пространство сетевые сообщества, в которых педагог не только черпает необходимую информацию, но и принимает активное участие в работе.

Единое информационно-образовательное пространство педагога можно представить с помощью схемы:

Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными ЭОР, но и повысить свой квалификационный уровень, получить квалифицированную помощь, познакомиться с замечательными практиками педагогов страны. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из форм профессионального развития учителя являются сетевые педагогические сообщества.

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевые профессиональные сообщества учителей

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей

в сети интернет?

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Виды сетевых профессиональных сообществ учителей:

  • Монопредметные;
  • Надпредметные;
  • Мультипредметные;
  • Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:

  • дистанционное обучение в рамках сообщества
  • обучающий семинар
  • виртуальная конференция
  • конкурс
  • проект
  • акция
  • "Мастерская", или мастер-класс
  • опрос
  • обсуждение в чате
  • фестиваль проектов
  • телеконференция
  • проектировочный семинар
  • создание веб-страниц

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Каталог сетевых педагогических сообществ

Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. В настоящее время можно говорить о примерно трех десятках относительно успешных крупных и средних Интернет-площадках, в значительной степени отвечающих указанным выше критериям и являющихся, по сути, уже сложившимися сетевыми педагогическими сообществами. Эти проекты весьма серьезно различаются по стилю и методам работы, по целевым установках, иногда – по аудитории.

Предметные сообщества

Биологи, биология и ИКТ: Сообщество для учителей биологии, которые готовы: обсуждать и читать, редактировать и создавать, а в идеале - и просто пользоваться :) статьями "от эксперта", "рецептами" педагогической кухни участников сообщества, "советами" на каждый день и другими материалами, посвящёнными теме "Преподавание биологии с использованием ИКТ".

Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО": Участники сообщества работают над освещением и распространением опыта использования ИКТ на уроках биологии и экологии, а также во внеурочной деятельности. В рамках сообщества происходит обсуждение проблем естественнонаучного образования. Создана копилка методических разработок для урочной и внеурочной деятельности.

Химия и ИКТ: Сообщество учителей химии создаст условия для общения, обмена опытом, для оказания методической поддержки и помощи по вопросам, которые возникают при работе учителя химии на современном этапе развития образования.

Cообщество учителей физики: Сообщество учителей физики и астрономии, богатое разнообразными материалами по подготовке детей к ЕГЭ, видеоматериалами к урокам и др.

Психология для учителя: Создание условий для профессионального развития и самореализации помогающих специалистов: организация обмена опытом, профессионального взаимодействия с мэтрами, ведущими практиками; мероприятий и конкурсов, направленных на самореализацию и трансляцию в профессиональное сообщество новых практик и технологий, включая ИКТ -технологии.

Классный руководитель XXI века: В сообществе представлены авторские материалы - своеобразная методическая копилка современного классного руководителя ( классные часы в средней школе, классные часы в начальной школе; родительские собрания; сценарии школьных праздников; документация классного руководителя; идеи для классного уголка; идеи для школьных праздников). В сообществе вы найдете обсуждение по важнейшим, ключевым вопросам. Одним из важнейших направлений работы сообщества является создание коллективных разработок: классные часы, родительские собрания, школьные праздники, конкурсы и викторины, виртуальные экскурсии и многое другое.


Данная статья посвящена информатизации образования в современных социально-экономических условиях. Автор рассматривает вопрос о формировании и существовании сетевых профессиональных сообществ, выделяет основные факторы, создающие фундамент сетевого профессионального сообщества; охватывается вопрос о проникновении информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов, о создании сетевых педагогических сообществ.

Ключевые слова:Интернет-сообщество; образовательное сообщество; сетевое сообщество; сетевое профессиональное сообщество; сетевое педагогическое сообщество.


Рис. 1. Сетевое сообщество, определение Е. Д. Патаракина

Сетевое профессиональное сообщество — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве; группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Е. В. Алексеева выделяет три основных фактора, создающих фундамент сетевого профессионального сообщества:

Цели сетевого педагогического сообщества могут быть разными, но можно назвать главные — объединение учителей по их профессиональным интересам; создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; организация профессионального сетевого общения и повышения квалификации; организация информационно-методической поддержки и профессиональной взаимопомощи; распространение успешных педагогических практик и др.

Условиями взаимодействия сетевых педагогических сообществ являются:

- содержательный интерес участников: возможность проявления собственной инициативы, возможность коллективной поддержки своей инициативы, возможность участия в поддержке и оценке других инициатив, возможность участия в общей деятельности;

- наличие организационной структуры, обеспечивающей коммуникацию между участниками сетевого взаимодействия;

- мотивы деятельности участников сетевых педагогических сообществ, которые представлены на схеме 2:


Проанализировав существующие сетевые профессиональные сообщества, мы пришли к выводу, что все их можно дифференцировать следующим образом:

По уровню охвата:

- Международные:

- Общероссийские:

- Федеральные:

- Региональные

На сегодняшний день в Интернет существует уже около 10 региональных учебных ВикиВики. Вот некоторые из них:

- Муниципальные:

· Сообщество учителей информатики Балтасинского района РТ. Цель сообщества — объединить учителей информатики района, оказать методическую и моральную поддержку коллегам;

По предметным взаимосвязям:

- Монопредметныесообщества предназначены для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации, оказания методической поддержки по определенному предмету на современном этапе развития образования. На сайтах сообществ представлены презентации, программы, разработки уроков, видеоматериалы к урокам и др. (Сообщество учителей информатики, Сообщество учителей русского языка и литературы, Сообщество учителей иностранного языка и др.).

- Надпредметные сообщества представляют собой совместную деятельность учащихся и учителя:

- Мультипредметные:

Примерами механизмов вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества могут служить:

- создание нормативно-правового регулирования механизмов вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества;

- организация библиотеки нормативных документов;

- возможность получения юридической консультации по профессиональной деятельности;

- создание образовательных стандартов, стимулирующих вовлечение педагогов в сетевые профессиональные сообщества;

- совместное участие учащихся и учителей в выполнении проектов по разным предметам;

- организация и проведение конкурсов, проектов, олимпиад для учащихся и педагогов;

- организация профессионального взаимодействия педагогов в формате мастер-классов, виртуальных педагогических конференций, обсуждений, творческих мастерских и др.;

- оказание методической и консультативной помощи и поддержки педагогам;

- создание условий для общения педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности;

- создание банка данных педагогов, накопление методических и практических разработок и др.

Таким образом, механизмы вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества должны разрабатываться на государственном уровне — через нормативно-правовое регулирование, создание образовательных стандартов, организацию библиотеки нормативных документов и др. В то время как образовательные учреждения должны стремиться к тому, чтобы сделать сетевые профессиональные сообщества стали неотъемлемой частью учебного процесса.

Для того чтобы привлечь педагогов в профессиональное сообщество, необходимо соблюдение следующих условий:

- наличие актуальной и четкой информации, легкость поиска информации в профессиональном сообществе;

- наличие комфортной среды профессионального общения педагогов, снятие коммуникативных барьеров, создание эмоционально положительного тона общения;

- создание и развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;

- организация учебной деятельности внутри сообщества;

- повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так и в области повышения ИКТ-компетентности;

- проведение конкурсов, олимпиад, конференций, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, педагогами, методистами;

- создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций;

- привлечение сторонних специалистов для расширенных консультаций и др.

Если эти условия будут соблюдаться организаторами сообществ, то учителя будут видеть свою роль в нем, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.

К критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

- число активных участников;

- продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл);

- динамизм сообщества (рост числа активных участников, количество обсуждаемых тем и их сменяемость, плотность обсуждения);

- аксиологическую направленность (концептуальность, цель, задачи);

- методическую направленность взаимодействия: публикация методических разработок, взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов, библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества и др.;

Таким образом, благодаря сетевому взаимодействию, сетевые профессиональные педагогические сообщества актуальны, имеют практическую направленность. Участие педагогов в сетевых профессиональных сообществах ведет к повышению их профессиональной компетентности.

1. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы [Текст] / Дж. Дьюи: пер. с анг. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстого, Е. Н. Косиловой. — Москва: Идея — Пресс, 2002. –160 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — М., 2008.

3. Концепция информатизации сферы образования РФ, 1998 г.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сообщество, учитель, Сообщество учителей, сетевое педагогическое сообщество, сетевое профессиональное сообщество, сетевое сообщество, сеть, общее образование, профессиональная компетентность, Российская Федерация.

Ключевые слова

, сетевое сообщество, Интернет-сообщество, образовательное сообщество, сетевое профессиональное сообщество, сетевое педагогическое сообщество

Интернет-сообщество, образовательное сообщество, сетевое сообщество, сетевое профессиональное сообщество, сетевое педагогическое сообщество.

Похожие статьи

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ.

Сетевые сообщества или объединения учителей — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.

 получение новых знаний, опыта, рекомендаций и отзывов от коллег. Сетевое педагогическое сообщество — это группа людей.

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации.

Безусловно, особенностью педагогической технологии является ее органичная связь с личностью самого учителя [2, c. 60] и при обобщении инновационного.

О готовности педагогов г. Ханты-Мансийска к взаимодействию.

сетевое педагогическое сообщество, сетевое сообщество, сетевое обучение, Интернет, Сеть, педагог, сообщество, респондент, диалоговое взаимодействие, социальная сеть.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании / [Электронный ресурс].

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных.

Ключевые слова: методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое информационно-методическое пространство, ресурсы, инновационные технологии.

Изучение возможностей информационной среды образовательной.

Принципиально новой формой самореализации и профессионального роста педагога является участие в сетевых проектах.

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды.

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя.

Профессиональный стандарт. Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном

Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования

Модель сетевого взаимодействия является для педагогов механизмом повышения их профессиональной компетентности.

Читайте также: