Патриотизм греков в войнах с персами доклад

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Греко-персидские войны. Содержание Минимум содержания Дополнительные материалы для детей с математическими способностями Дополнительные материалы для." — Транскрипт:

2 Содержание Минимум содержания Дополнительные материалы для детей с математическими способностями Дополнительные материалы для детей с гуманитарными способностями Развивающие задания для детей с математическими способностями Развивающие задания для детей с гуманитарными способностями

3 Мильтиад ( гг. до н.э.) Афинский полководец и государственный деятель. Мильтиад ( гг. до н.э.) Афинский полководец и государственный деятель. Дарий I (521–485 гг. до н.э.) Персидский царь, превративший Персию в мировую державу. Дарий I (521–485 гг. до н.э.) Персидский царь, превративший Персию в мировую державу. К концу 6 в. до н.э. полисы Древней Греции превратились в хорошо укрепленные цветущие города с развитым ремеслом и активной торговлей. Богатства греческих городов и их удобное расположение привлекли царей могущественной Персидской державы. В 490 г. до н.э. Дарий Первый направил в Аттику огромное войско. Здесь, у местечка Марафон, афиняне во главе с Мильтиадом выиграли сражение и изгнали персов из Греции. МАрафон Минимум содержания

4 Фемистокл ( гг.дон.э.) Афинский государственный деятель, стратег в битве при Марафоне Фемистокл ( гг.дон.э.) Афинский государственный деятель, стратег в битве при Марафоне Ксеркс, ( гг.дон.э.) персидский царь. Возглавил поход персов на Грецию в 480 г. до н.э. Ксеркс, ( гг.дон.э.) персидский царь. Возглавил поход персов на Грецию в 480 г. до н.э. Новый персидский царь Ксеркс энергично приступил к военной и дипломатической подготовке решающего похода на Грецию. Афинский политик Фемистокл убедил сограждан усилить оборону родного города и для этого построить флот. Кроме того, в результате его усилий тридцать эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. Минимум содержания

5 Леонид, спартанский царь. Командовал греческим войском в Фермопилах Ксеркс, ( гг.до н.э.) персидский царь. Возглавил поход персов на Грецию в 480 г. до н.э. Ксеркс, ( гг.до н.э.) персидский царь. Возглавил поход персов на Грецию в 480 г. до н.э. Первое сражение между греками и армией персов произошло в узком Фермопильском горном проходе. С небольшой группой спартанских воинов царь Леонид принял неравный бой. 300 спартанцев погибли, и путь персам в Среднюю Грецию был открыт В 480 г. до н.э. персы под предводительством царя Ксеркса вновь вторглись в Грецию Минимум содержания

6 Фемистокл ( гг. дон.э.) В гг. организовал отпор персам. Фемистокл ( гг. дон.э.) В гг. организовал отпор персам. Ксеркс, ( гг.до н.э.) персидский царь. Возглавил поход персов на Грецию в 480 г. до н.э. Ксеркс, ( гг.до н.э.) персидский царь. Возглавил поход персов на Грецию в 480 г. до н.э. После Фермопил персы проследовали на юг, где захватили Афины. Жители города скрылись на острове Саламин. Персы сожгли храмы на Акрополе и разграбили город. В 480 г.до н.э. решающая морская битва произошла у острова Саламин. Фемистокл заманил персов в пролив между островом и материком. Персидские корабли не могли маневрировать в узком пространстве, и после жестокой схватки флот персов был разгромлен. Минимум содержания

7 Персидский воин из армии Ксеркса Павсаний Талантливый спартанский военачальник. Выиграл сражение у г.Платеи Павсаний Талантливый спартанский военачальник. Выиграл сражение у г.Платеи События 479 года до нашей эры означали конец вторжения персов Союзное греческое ополчение под командованием Павсания собралось в Беотии и возле города Платеи навязало решительное сражение персам. Отборный персидский корпус во главе с Мардонием был разбит. Одновременно греческий флот атаковал и сжег Флот персов у берегов в районе Микале. Минимум содержания

8 Дополнительные материалы для детей с математическими способностями Марафонская битва Персидское войско при Марафоне в 490 г. до н.э. состояло из пехотинцев и кавалеристов, прибывших на 600 триремах.Персидское войско при Марафоне в 490 г. до н.э. состояло из пехотинцев и кавалеристов, прибывших на 600 триремах. Афинское войско насчитывало гоплитов, к ним присоединились 1000 воинов из маленького городка Платеи.Афинское войско насчитывало гоплитов, к ним присоединились 1000 воинов из маленького городка Платеи. Афинянин Фидиппид, отправленный глашатаем в Спарту за помощью, преодолел расстояние в 135 миль за 2 дня.Афинянин Фидиппид, отправленный глашатаем в Спарту за помощью, преодолел расстояние в 135 миль за 2 дня. Спартанцы прибыли в Аттику после окончания битвы. Они двигались очень быстро, стремясь прийти вовремя, и на третий день по выступлении из Спарты были уже на Аттической земле.Спартанцы прибыли в Аттику после окончания битвы. Они двигались очень быстро, стремясь прийти вовремя, и на третий день по выступлении из Спарты были уже на Аттической земле.

10 Дополнительные материалы для детей с математическими способностями Строительство афинского военного флота Мачта из ели перед боем опускалась на палубу Парус из льняного холста Нос снабжен бронзовым тараном Глаза изображалис ь для устрашения врага Два весла для управления кораблем Весла гребцов длиной более 4 метров Длина триеры -41 метр, ширина – 6 метров Экипаж –до 200 человек, из них гребцы Максимальн ая скорость – 10 узлов (16км/час) По инициативе Фемистокла за счет доходов от Лаврионских серебряных рудников был построен афинский военный флот в составе 200 самых быстроходных судов – триер.

11 Дополнительные материалы для детей с математическими способностями В прошлом Фермопильский проход был приблизительно 50 футов шириной, сейчас он расширился до 2 миль. Под командованием 50-летнего спартанского царя Леонида было 7200 гоплитов, из которых 300 – спартанские ветераны (каждого спартанца, кроме того, сопровождали семеро илотов) Ксеркс привел с собой 300-тысячное войско Геродот считает, что потери персов составили человек, а греков – 4000 Ксеркс после сражения разрешил всем желающим посмотреть на результаты сражения, предварительно похоронив большую часть павших персов, оставив лишь 1000 трупов своих воинов Битва при Фермопилах

12 Дополнительные материалы для детей с математическими способностями Сражение произошло 28 сентября 480 года до н.э. Греческий флот, готовый защитить Пелопоннес, состоял из 378 кораблей. 200 из них – корабли афинского военного флота, построенные по предложению Фемистокла Предположительно, у персов было 674 военных корабля, но все ли они участвовали в сражении у острова Саламин, утверждать трудно. Морское сражение у острова Саламин

13 Дополнительные материалы для детей с математическими способностями Битва при Платеях происходила, вероятно, 12 августа 479 г. до н.э. Армия греков под командованием спартанского полководца Павсания (племянник Леонида) могла насчитывать человек В персидской армии под руководством Мардония, по утверждению Геродота, тоже было около человек Геродот приводит подсчет потерь: спартанцы потеряли 91 человека, тегейцы – 16 и афиняне – 52. Плутарх считает, что все потери греков составили 1360 человек Считается, что из всего огромного войска персов спаслось только 3000 человек. Битва при Платеях

16 Дополнительные материалы для детей с гуманитарными способностями Для переправы через Геллеспонт по приказу Ксеркса был построен мост из кораблей. Буря разбила этот мост. Узнав об этом, Ксеркс распалился страшным гневом и повелел бичевать Геллеспонт, наказав его 300 ударами бича. Царь послал палачей заклеймить Геллеспонт клеймом, а строителям переправы – отрубить головы. Затем в в открытое море были погружены оковы, и лишь после этого началось строительство новой переправы. Поход Ксеркса на Элладу.

18 Дополнительные материалы для детей с гуманитарными способностями Горе! Не в добрый час, Вооруженная до зубов, Двинулась Азия на Элладу, В землю страшную вторглась! Гонец: Телами тех, кто принял смерть плачевную, Сейчас покрыто взморье Саламина сплошь… Что пользы было в стрелах? Нас таранили, Все наше войско корабельный бой сгубил… О. Саламин, о имя ненавистное, Как вспомню я Афины, так вопить готов… Сам Ксеркс остался жив и видит солнца свет. Эсхил. Персы Морское сражение у острова Саламин

19 Развивающие задания для детей с математическими способностями 1.Каково было соотношение сил в битве при Марафоне? (во сколько раз персов было больше, чем греков?) 2.Какова была скорость посланного в Спарту гонца Филиппида? 3.С какой скоростью двигались спартанцы, направляясь к Марафонской долине? 4.Сколько греческих воинов располагалось во время Марафонской битвы в центре, а сколько – на флангах? 5.Каков процент погибших в Марафонской битве греков? Персов? Решить задачи.

20 Развивающие задания для детей с математическими способностями 1.Сколько гребцов потребовалось для созданного афинянами военного флота? 2.В 6 км от Афин находится порт Пирей. Если все афинские триеры поставить в одну линию (корма – нос), хватило бы этой линии, чтобы соединить Пирей с Афинами? 3.Сколько всего жителей Спарты было в войске царя Леонида? 4.Каков процент потерь греков и персов в битве при Фермопилах? 5.Каков процент потерь, скрытых Ксерксом от соотечественников? 6.Смог бы Леонид с 300 воинами задержать Ксеркса в Фермопильском проходе, если бы ширина прохода составляла, как сейчас, 2 мили?* * 1 фут = 30 см; 1 миля = м Решить задачи.

21 Развивающие задания для детей с математическими способностями 1.Каков процент афинских кораблей в составе греческого флота во время Саламинского сражения? 2.Насколько больше потерь понесли греки с точки зрения Плутарха по сравнению с данными Геродота, во время битвы при Платеях? 3.Как долго продолжались греко-персидские войны? 4.Сколько лет назад они начались? 5.Сколько лет назад закончились? Решить задачи.

22 Развивающие задания для детей с гуманитарными способностями Почему именно Афинский и Спартанский полисы отказались подчиниться воле великого персидского царя? Какой факт говорит об уверенности персов в победе в Марафонской долине? Почему в надписи на надгробии в Марафонской долине сказано, что погибшие здесь воины защищали не Афины, а Элладу? Как можно объяснить безумный, с точки зрения здравого смысла, поступок Ксеркса, когда он приказал высечь море? Был ли практический смысл в подвиге 300 спартанцев во главе с царем Леонидом? Кому должны быть благодарны афиняне за блестящую победу при Саламине? Ответьте на вопросы.


Греко-персидские войны – период самых значительных сражений в истории Древней Греции, который сыграл большую роль в становлении государства. В результате полувекового военного конфликта произошло перераспределение сил на континенте: некогда могущественная Персидская держава пришла в упадок, в то время как Древняя Греция вошла в период своего наивысшего расцвета.


Общая характеристика периода

Греко-персидские войны – это затяжной военный конфликт, участниками которого были два независимых государства, Греция и Персия, во время правления Ахеменидов. Это было не единичное сражение, а ряд войн, которые продолжались с 500 по 449 год до н. э., и включали в себя как сухопутные походы, так и морские экспедиции.

Данный исторический отрезок времени называют судьбоносным, поскольку крупномасштабная экспансия Персии на запад могла иметь большие последствия для всего древнего мира.

Армия Персии

Рис. 1. Армия Персии.

Главной причиной греко-персидских войн послужило стремление персидских царей заполучить мировое господство. Обладая огромной армией, неисчерпаемыми ресурсами и внушительной территорией, Персия планировала завоевать и Грецию, чтобы тем самым получить свободный доступ к Эгейскому морю.

Устав терпеть гнет персидского тирана Дария I, в 500 году до н. э. жители Милета подняли восстание, которое быстро нашло отклик и в других городах. Крупные греческие города Эретрия и Афины оказали помощь восставшим, однако после нескольких побед греки были разбиты.

которые читают вместе с этой





Разгневанный Дарий поклялся не только отомстить эвебейцам и афинянам, но и полностью подчинить себе непокорную Грецию. Многие города сразу выразили покорность персидскому царю, и лишь жители Спарты и Афин решительно отказались склонить головы перед деспотом.

Основные сражения греко-персидских войн

Греко-персидские войны не носили постоянный характер, и в историю вошли лишь несколько главных сражений.

  • Марафонское сражение (490 год до н. э.). В 490 году до н. э. персидская флотилия подошла с северной стороны к Аттике, и войско высадилось неподалеку от небольшого поселения Марафон. Местные жители немедленно получили подкрепление от афинян, однако численность персов гораздо превосходила.

Несмотря на существенный перевес в войсках, греки, благодаря военной тактике полководца Мильтиада, смогли одержать блестящую победу над персидским войском. Этот успех невероятно воодушевил греков, разрушивших стереотип о непобедимости персов.


Согласно легенде, один из воинов, стремясь как можно быстрее принести афинянам радостную весть о победе, бегом отправился из Марафон в Афины. Ни на минуту не останавливаясь, он пробежал в общей сложности 42 км 195 м. Оповестив народ о поражении персов, он упал бездыханным на землю. С тех пор в легкой атлетике появилось соревнование в беге на данную дистанцию, которую назвали марафонским бегом.

  • Битва при Фермопилах (480 год до н. э.). Следующее сражение произошло лишь 10 лет спустя. К этому времени греки смогли построить внушительный флот благодаря найденному богатому серебряному руднику в Аттике.

Новый поход в Грецию возглавил новый царь Ксеркс. Персидское войско по суше надвигалось на Элладу с севера, а огромная флотилия направлялась вдоль морского побережья.

Решающее сражение произошло у Фермопил. В течение двух дней персы, численность которых намного превышала греческие войска под командованием спартанского царя Леонида, никак не могли прорваться. Однако в результате предательства одного из греков вражеские отряды оказались в тылу.

Леонид отдал приказ всем покинуть поле боя, а сам остался с 300 спартанцами, чтобы погибнуть в неравном бою. Позже в память о героическом поступке Леонида в Фермопильском ущелье поставили статую льва.

  • Саламинское сражение (480 год до н. э.). После победы при Фермопилах, персидское войско отправилось к Афинам. В этот раз у греков вся надежда была на флот, насчитывающий примерно 400 легких и маневренных судов. Сражение в Саламинском проливе было невероятно ожесточенным: греки отчаянно сражались за свою свободу, жизнь своих жен, детей, родителей. Поражение для них означало вечное рабство, и это придавало им сил. В результате греки одержали блестящую победу, а Ксеркс с остатками флота отступил в Малую Азию, однако часть его армии все еще оставалась в Греции.
  • Битва при Платеях (479 год до н. э.).В 479 году до н. э. произошло крупное сражение у небольшого городка Платеи. Победа греков в этом сражении положило начало окончательному изгнанию персов из Греции и заключению мира в 449 году до н. э.


Греко-персидские войны имели большие последствия для обоих государств. Безудержная экспансия Ахеменидов впервые была остановлена, а древнегреческое государство вступило в эпоху своих наивысших культурных достижений.

Таблица “Греко-персидские войны”

Событие Дата Глава персов Греческий полководец Значение события
Марафонская битва 490 год до н. э. Дарий I Мильтиад Победа афинян. Разрушение легенды о непобедимости персов
Фермопильская битва 480 год до н. э. Ксеркс Леонид Огромные потери у персов
Саламинская битва 480 год до н. э. Ксеркс Фемистокл Разгром персидского флота
Битва при Платеях 479 год до н. э. Ксеркс Павсаний Окончательное поражение персов
Мир с персами 449 год до н. э. Восстановление независимости древнегреческого государства

Что мы узнали?

(36) 800px-Fight_Andokides_Louvre_G1

Эволюцию отношения древнего грека к своему полису очень наглядно показал Габриэль Херман в самом начале своей монографии о дружбе[10]. Он привел два очень ярких примера, которые позволяют увидеть результат длительного процесса становления и развития полисного патриотизма в греческом сознании.

Varonis ar Vairogu

«Храбрый! Отныне тебе я средь Аргоса гость и приятель.

Ты же мне – в Ликии, если приду я к народам ликийским.

С копьями ж нашими будем с тобой и в толпах расходиться.

Множество здесь для меня и троян и союзников славных;

Буду разить, кого бог приведет и кого я постигну.

( Il., VI, 224 – 229; пер. Н. Гнедича)

Нетрудно заметить, что взгляд Агесилая на обязательства индивида перед полисом, как он представлен у Ксенофонта, по своей сути совпадает с патриотической позицией Перикла у Фукидида.

B Pericles1

Надо отдать должное Периклу: он продемонстрировал свой патриотизм не только в речах, но и на деле. Когда в начале Пелопоннесской войны вторгшееся в Аттику спартанское войско под руководством царя Архидама начало опустошать окрестные поля, Перикл, полагая, что его владения скорее всего не пострадают из-за старинных отношений гостеприимства, связывавших его семью с семьей Архидама, чтобы оградить себя от возможных упреков, передал все свои имения в собственность государства ( Plut. Per., XXXIII; Polyaen, I, 36 ). Таким образом, он не просто поступил благородно, но и доказал свою верность заявленным принципам, принеся в жертву родному полису свое имущество и материальное благополучие. Надо полагать, он предусмотрел способ компенсировать потери, но сейчас речь не об этом. В ситуации, когда ему, как и упомянутым выше гомеровским героям, пришлось выбирать между личными обязательствами гостеприимства и благом родного города, он, в отличие от эпических воителей, на первое место поставил свой полис. Даже если это была только поза, продиктованная политическим имиджем, нельзя не признать, что сам поступок как таковой явился выдающимся образцом патриотического поведения, и тем самым, также и способом его пропаганды.

Коротко говоря, война с персами дала мощный импульс для развития патриотических чувств в греческом мире и формирования патриотической идеологии. Благодаря этому смерть за родину стала честью для настоящего гражданина, а подвиг трехсот спартанцев[20], павших в Фермопилах, явил миру канонический образец патриотической доблести, хотя не факт, что он был таковым изначально по своей мотивировке[21].

DS Termopilu Kaujas Vieta

Так постепенно сложился полисный идеал гражданина, готового отдать жизнь за родину. Поэтому в рассказе Геродота о беседе Солона с Крезом самым счастливым человеком на свете назван афинянин Телл, достойно проживший свой век в цветущую пору своего города, вырастивший детей и внуков, и погибший в бою, храбро сражаясь за родину ( Hdt., I, 30 ). Широко известен также пример Кимона, который, будучи изгнан остракизмом, явился в афинский лагерь накануне битвы при Танагре, чтобы принять участие в сражении со спартанцами, несмотря на то, что у него были дружественные отношения с ними ( Plut. Kim., XVII; Per., X ). Он не был допущен в строй сторонниками Перикла, но его поступок нельзя не признать патриотичным. При этом мотивация Кимона полностью согласуется с мотивацией Aгесилая у Ксенофонта.

Bac Alcibiades_cm

Таким образом, непатриотическое поведение Алкивиада объясняется не только своеобразием его личности, но и древними религиозными представлениями, связанными с идеалом героизма. Следовательно, Алкивиада следует оценивать исходя не из наших концепций историзма и не по отношению к последующей постклассической эпохе и к эллинизму, как это обычно делается[37], а по отношению к тому культурному типу, которому он принадлежал. Иными словами, я полагаю, что личность Алкивиада следует относить к другому историческому времени, т.е., не к будущему и не к его современности, а к прошлому. В этом смысле я полностью солидарен с мнением И. Е. Сурикова, который представляет Aлкивиада в качестве последнего лидера допериклового и даже доклисфеновского времени, в виде своеобразного живого анахронизма, выходца из минувшей эпохи[38]. Пожалуй, это самая верная характеристика для Aлкивиада, который действительно был последним и ярчайшим представителем уходящей в прошлое аристократической культуры. Что же касается его экстравагантных выходок, то они объясняются, скорее всего, именно тем, что он блистал и желал блистать в эпоху, противоположную той, которой сам принадлежал по духу. Он вел себя вызывающе именно потому, что, следуя образцам прежних аристократических времен, ему приходилось противостоять враждебной его идеалу демократической действительности. Главным же мотивом во всех его начинаниях было стремление реализовать свою харизму, стремление, принимавшее иногда эпатирующий характер. Не случайно отличительными чертами Алкивиада Плутарх называет жажду первенства и победы ( Plut., Alcib. II )[39]. Он действительно всегда и всюду искал личного первенства – точно так же, как гомеровские герои и многие аристократы архаической эпохи. Подобно тем легендарным героям он служил лишь своей личной харизме, а в этом контексте нет места для разговоров о предательстве. Харизматическая личность ищет прежде всего реализации своего героического потенциала, а героизм, как известно, не вписывается в рамки гражданственности[40]… Пожалуй, основная проблема Aлкивиада в том и состояла, что он действовал по- старому в новых условиях. Когда в стране правила демократия и официальной нормой стал патриотизм, он продолжал руководствоваться аристократическим кодексом чести. Он упорно не хотел принимать свое время, живя категориями прошлого.

[4] Именно так, с различными вариациями, определяют патриотизм современные словари – см.: Карпюк С.Г. Указ. Соч. С. 101, сн. 1. Вообще, патриотизм с трудом поддается определению и уж тем более, измерению. Нам приходится иметь дело с весьма аморфным и изменчивым понятием даже применительно к современности, не говоря уже о давно исчезнувших культурах. Поэтому обсуждая эту тему приходится делать оговорки относительно адекватности нашего понимания…

[6] Национальное самосознание является продуктом нового времени – см.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Пер. В. Николаева. Москва, 2001. С. 35слл.

[7] См.: Карпюк С.Г. Указ. Соч. С. 101; Pursey N.M. Alcibiades and to; filovpoli // HSCPh. 1940. 51. P. 217ff; Chroust A.H. Treason and Patriotism in Ancient Greece // Journal of the History of Ideas. 1954. 15, N2. P. 288f.

[9] Карпюк С.Г. Указ. Соч. С. 113. Впрочем, эта точка зрения высказывалась уже давно и неоднократно, успев стать своего рода историографическим шаблоном – см. например: Burn A.R. The History of Greece. Harmondsworth, 1966. P. 282; Wil E.l ( Ed. ). Le monde grec et l’ orient. Paris. 1972. Vol. 1. P. 342.

[10] Herman G. Ritualised Friendship and the Greek City. Cambrige, 1987. P. 1f.

[11] Herman G. Op. Cit. P. 2ff.

[13] См. об этом: Туманс Х. Перикл на все времена // Вестник РГГУ , 10. 2010. С. 134 -140; Он же: Сократ и софисты: проблематизация интеллектуального творчества // Мнемон. 10. Спб., 2011. С. 346слл, 352слл.

[14] См.: Stahl M. Aristokraten und Tyrannen im archaischen Athen. Stuttgart, 1987. S. 206.

[15] Подробнее см.: См.: Jaeger W. Solons Eunomiа // Antike Lyrik. Hrsg. W. Eisenhut. Darmstadt, 1970. S. 7–31; Manuwald B. Zu Solons Gedankenwelt // Rheinisches Museum für Philologie. Bd. 132. Heft 1.1989. S.12ff; Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. Спб., 2002. С. 210слл.

[16] Здесь уместно вспомнить, что за Солоном числились законы, призванные стимулировать развитие у афинян гражданского самосознания и чувства полисного патриотизма, т.е. прививающие им осознание сопричастности к общему делу, солидарности и принадлежности к гражданскому коллективу. А именно, это закон, предписывающий гражданам участие в общих трапезах ( Plut., Sol., 24 ), закон, лишающий гражданских прав не примкнувшего ни к одной стороне во время гражданской смуты ( Arist. Ath. Pol., 8, 5; Plut, Sol.20 ), а также законы против роскоши ( Plut., Sol. 20, 21; Cic., De leg., II, 63 ).

[17] См.: Starr Ch. Individual and Community. The Rise of the Polis 800 – 500 B.C. New York, 1986. P. 52f.

[19] Об очаге как сакральном символе государства см.: Туманс Х. К идее государства в архаической Греции // ВДИ, 2006, Nr. 3. С. 77 – 105.

[23] См.: Фролов Э. Д. Проблема мира в политике и публицистике античной Греции // Мнемон. 10, Спб., 2011. С. 95 – 101.

[24] Тaeger F. Alkibiades. München, 1943. S. 127.

[25] См.: Pursey N.M. Op. Cit. P. 215 – 231; Chroust A.H. Op. Cit. P. 280 – 288. Возражения см.: Карпюк С.Г. Указ. Соч. С. 109; Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество, личность, власть. Спб., 2001. С. 81, сн. 8.

[26] Pursey N.M. Op. Cit. P. 217f, 220ff, 224ff, 230; Chroust A.H. Op. Cit. P. 281ff, 288.

[29] Herman G. Op. Cit. P. 117ff.

[30] О связях Алкивиада в греческом мире см.: Суриков И. Е. Ксенические связи в дипломатии Алкивиада // Античный мир и археология. Вып. 11. Саратов, 2002. С. 4 – 13.

[32] Forde S. The Ambition to Rule; Alcibiades and the Politics of Imperialism in Thucydides. Ithaca, 1989. P. 8, 55, 208; Фролов Э. Д. Указ. Соч. С. 101.

[33] Плутарх собщает еще один факт, имеющий отношение как к харизме Алкивиада, так и к его межполисным связям: когда накануне отплытия афинского флота в Сицилию разгорелся скандал по поводу разрушения герм и пародирования мистерий, гоплиты из Аргоса и Мантинеи заявили, что они присоединились к походу только ради Алкивиада и откажутся от своего участия в экспедиции, если Алкивиаду будет причинена несправедливость ( Plut., Alcib. XX; см. также: Thuc., VI, 29, 2 ).

[34] См. : Taeger F. Charisma. Studien zur Geschichte des antiken Herrschekultes. Bd. 1. Stuttgart, 1957. S. 51 – 63;Calhoun G. M. Classes and Masses in Homer // CPh. 1934. 29. P. 192; Strassburger H. Die Enzelne un die Gemeinschaft im Denken der Griechen // HZ. 1954. 177. S. 238; Spahn M. Mittelschicht und Polisbildung. Frankfurt/ Main. 1977. S. 42f; Stein – Hölkeskamp. Adelskultur und Polisgsellschaft. Stutgart, 1989. S. 24; Ulf Ch. Die homerische Gesellschaft. Materiallien zur analytischen Beschreibung und historischen Lokalisierung. München, 1990. S. 106, 219; Barcelo P. Basileia, Monarchia, Tyrannis. Stuttgart, 1993. S. 56f.

[35] Подробный обзор всех качеств Алкивиада на основании данных источников см.: Gribble D. Alcibiades and Athens. A Study in Literary Presentation. Oxford, 1999. P. 13 -15, 29ff.

[38] Суриков И.Е. Алкивиад… С. 224.

[39] Это же всегда отмечают и современные исследователи: Forde S. Op. Cit. P. 176ff.; Ellis W. Alcibiades. London, 1989. P. 15; Taeger F. Alkibiades… S. 127. etc…

[41] Например: Redfield J.M. Nature and Culture in the Iliad: The Tragedy of Hector. Cicago, 1975. P. 10f,108f, 124f; Zanker G. The Heart of Achilleus. Characterization and Personal Ethics in the Iliad. The University of Michigan Press, 1997. P. 73; Schein S. L. The Mortal Hero. An Introduction to Homer’s Iliad. Berkeley, 1984. P. 180f: Сапронов П.А. Указ. Соч. С. 259.

[42]Walter U. An der Polis teilhaben. Stuttgart, 1993. S. 72f, 74; Strassburger H. Die Einzlene und die Gemeinschaft im Denken der Griechen // HZ. 1954. Bd. 177. S.131ff.

[43] См. об этом: Zanker G. Op. Cit. P. 55.

[44] Redfield J. M. Op. Cit. P. 154; Schein S. L. Op. Cit. P. 163f, 174, 176ff.

[45] Например: Adkins A. Merit and Responsibility: A Study in Greek Values. Oxford, 1960.P. 112; Raaflaub K. Die Anfänge des politischen Denkens bei den Griechen // HZ, 1989, Bd. 248; Strassburger H. Op. Cit. S. 131ff; Walter U. Op. Cit. S. 72ff; Ярхо В. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // ВДИ, 1962, 2. С. 16 слл.

[46] Подробнее см.: Donlan W. The Aristocratic Ideal in Ancient Greece. Lawrence, 1980. P. 8f; Stein – Hölkeskamp E. Adelskultur und Polisgesellschaft. Stuttgart, 1989. S. 32f; Heroes, Knights and Nutters: Warrior Maentality in Homer // Battle in Antiquity / A. B Lloyd. ( Ed. ), Duckworth, 1996. P. 15f; Ярхо В. Указ. Соч. С. 10слл, 16, 18.

[49] Manville P. B. Aristagoras and Histiaios: The Leadership Struggle in the Ionian Revolt // CQ New Series. Vol. 27, No 1, 1977. P. 80 – 91. См. также: Walter U. Herodot und die Ursachen des Jonischen Aufstands // Historia. 42, 3. 1993. S. 257 – 278; Forrest W.G. Motivation in Herodotos: The Case of the Ionian Revolt // International History Review. 1, 3, 1979. P. 311 – 322.

[50] Подробнее см.: How W., Wells J. A Commentary on Herodotus. Vol. 2. Oxford, 1961. P. 165.

[51] Конечно, самому Гиппию ни при каких обстоятельствах не суждено было бы вкусить прелести власти в Aфинах в силу его преклонного возраста и скорой смерти, но здесь речь идет лишь о принципе.

[53] Карпюк С.Г. Указ. Соч. С. 112сл.

[54] Данный фрагмент приводится в переводе С. Г .Карпюка по изданию: Карпюк С.Г. Указ. Соч. С. 112.

[55] Как известно, идеологию меркантилизма, подрывавшую полисные устои, обосновали именно софисты. Они сделали своей прямой целью зарабатывание денег и свободно перемещались по Греции в поисках славы и наживы. Они не были привязаны к какому – либо полису и всем своим образом жизни демонстрировали пресловутый принцип: ubi bene, ibi patria. Софисты были известны своим умением зарабатывать большие деньги искусством слова, и кажется, весьма гордились этим ( Plat., Hipp. Maior 282b – d, e; 283b; Gorg., 452e; Meno. 78c ). Об их богатстве ходили легенды. Всем было известно, что Горгий поставил себе в Дельфах золотую статую ( Paus., VI, 17, 7; Athen., XI,505 d; Cic., De orat. III, 32, 129; Plin., Hist. Nat. XXXIII, 83). Говорили также, что Горгий и Гиппий имели обыкновение выступать в пурпурных одеждах, что было несомненным признаком богатства ( Ael., Hist. Var. XII, 32 ).

[57] Конечно, этот метек мог быть рожден уже в Aфинах, но в таком случае это было бы отягчающим вину обстоятельством.

Греко-персидские войны — военные конфликты, происходившие в начале V в. до н, э. между державой индийцев и персов — Персидской империей — и коалицией греческих городов-государств во главе с Афинами. Войны начались с восстания находившихся под персидским владычеством греческих городов на западном побережье Малой Азии в 499 г. до н. э. Спарта отказалась поддержать малоазийских греков, Афины послали на помощь 20 кораблей. Пока шли военные действия против армии местного сатрапа, они были успешны, и афиняне покинули Малую Азию.


Дарий I в качестве ответной меры за вмешательство в дела его державы послал армию и флот в 492 г. до н.э. в Грецию, но флот потерпел крушение, и сухопутное войско было вынуждено вернуться. В 490 г. до н. э. Дарий послал в море новый флот. Персы захватили Эритрею — город, который в союзе с Афинами участвовал в помощи малоазийским городам. Спартиаты вновь отказались участвовать в борьбе с персами. Тогда 10 тыс. тяжеловооруженных афинских пехотинцев, предугадав, что флот Дария будет высаживать его армию в прибрежной Марафонской долине, устроил там засаду. Персы оказались застигнутыми врасплох и отступили. Видный афинский политик Фемистокл убедил сограждан, что следует укрепить флот и сделать ставку на него: армия Дария в Греции не сможет находиться, если уничтожить обеспечивающий коммуникации флот персов.

Когда Дарий умер, его сын и преемник Ксеркс приступил к подготовке нового вторжения. Базой стала зависимая от Персии Фракия. Был прорыт канал через перешеек у горы Афон, а через Геллеспонт — место переправы из Азии в Европу — наведен плавучий мост. Были собраны сухопутная армия примерно в 100 тыс. человек и флот из 1000 кораблей. На этот раз Афины и Спарта выступили вместе. Их стратегия заключалась в том, чтобы удерживать персидскую армию на севере до тех пор, пока в бою не сойдутся оба флота. Летом 480 г. до н. э. Ксеркс со своим огромным войском вторгся в Фессалию. Его воины тысячами погибали у Фермопил, узкого прохода между горной цепью и морем, занятого отрядом спартанского царя Леонида, до тех пор, пока предатель-грек не указал им тайной тропы через горы. Когда Леонид узнал, что персы вот-вот обрушатся на него с тыла, он отпустил большую часть своих союзников-греков и сражался до самой смерти во главе 300 спартанцев и нескольких сотен феспийцев.

Шторм вынудил Фемистокла уйти от Артемисия. Персы вступили в оставленные жителями Афины и сожгли город. Хитростью, как бы уклоняясь от сражения, греческие моряки заманили персов в узкий пролив, где и уничтожили персидский флот. Ксерксу пришлось удалиться в Азию, однако он оставил в Греции армию в 80 тыс. человек, которые уничтожены были на следующий год. В результате в следующие два десятилетия из-под власти персов была освобождена большая часть греческого населения Малой Азии.

Читайте также: