Воображение и личность юридическая психология доклад

Обновлено: 02.07.2024

Мышление и его роль в деятельности юриста. Среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности, высшим и наиболее сложным процессом является мышление, которое активно влияет на формирование личности.

Мышление — это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Среди других психических процессов мышление является наиболее сложным познавательным процессом, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Благодаря мышлению мы судим о предметах, явлениях по их внешним проявлениям. Например, не зная еще о том, кто совершил преступление, следователь при осмотре места происшествия по результатам преступной деятельности опосредованно составляет мнение о возможных свойствах личности преступника, определяет круг возможно причастных к совершенному преступлению лиц.

Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным толчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, задачу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не исключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопределенность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределенности, кого бы она ни касалась — следователя или преступника, побуждает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты решений, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творческое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности.

В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

Виды мышления. В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (нагляднодейственное, наглядно-образное) и вербально-логическое (дискурсивное).

Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется в

практической деятельности людей. При опоре человека на приобретенные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные решения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мышления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совершает человек, получивший определенный социальный и профессиональный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыскивающего с помощью различных технических средств криминалистики следы на месте происшествия.

При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения.

Данный вид мышления служит основным средством сложной познавательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-логическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, которые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим словом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцениваем уровень развития его мышления в целом.

Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвлеченные понятия, обобщенные категории. Путем рассуждений, построения различных логических операций выявляем закономерности изучаемых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее

ЛурияА.Р. Речь и мышление. С. 19.

развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредственного, чувственного познания мира.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых споров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных вариантов, говорят о его умении творчески мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении, о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономерности и свойства явлений, предметов.

В настоящее время появилось самостоятельное направление в науке — эвристика как совокупность знаний о творческих способностях человека, помогающих ему находить истину не путем простого перебора различных вариантов решения, а двигаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

Например, расследуется преступление в ситуации обнаружения трупа со следами насильственной смерти. При минимальной исходной информации можно заподозрить в причастности к убийству достаточно большое количество лиц и после долгих поисков путем их проверки выйти на того, кто совершил преступление. Однако это время можно значительно сократить, наиболее рационально определив последовательность проведения следственно-розыскных действий.

Исследования Н.Л. Гранат и Д.П. Котова показали, что опытные следователи значительно сокращают путь к истине, не прибегая подобно ЭВМ к механическому перебору всех возможных вариантов[80].

В этом проявляется способность человеческого разума к свертыванию мыслительных операций, когда длинная цепь рассуждений заменяется одной обобщающей операцией, которую характеризуют направленность, избирательность, детерминированность мышления.

тогда, когда мысль о нераскрытом преступлении и возможных путях установления истины будет в сознании следователя постоянно активизировать его мыслительную деятельность, только тогда можно рассчитывать на продуктивность такого мышления.

Существенную роль в процессе творческого мышления играет интуиция, т.е. знание, возникающее как бы неосознанно за пределами тех или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Обычно интуиция проявляет себя в проблемных ситуациях, требующих нестандартных решений.

Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, судьи. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу, выразить свое отно­шение к определенным фактам, предметам. Поэтому процесс воображения сопровождается различными эмоциями, переживаниями человека.

Особенно велико значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчер­пывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, об­раза разыскиваемого преступника. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следовате­лю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий.

Большое влияние воображение, склонность к фантазированию оказывают на процесс формирования и искажения свидетельских показа­ний. И это, безусловно, необходимо учитывать юристам, участвующим в уголовном или гражданском процессе.

К сожалению, иногда воображение бывает настолько активным, что У свидетелей начинает проявляться качество, известное как склон­ность к фантазированию. Под этим понятием в юридической психо­логии подразумевается непреднамеренное (неумышленное) воссоздание свидетелем образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявля­ется у детей в силу особенностей развития их психики. Однако склон­ность к фантазированию может быть и у некоторых взрослых свидете­лей, искренне стремящихся оказать помощь следствию, суду в установ­лении истины.

Искажения как результат аналитико-синтетического характера воображения могут проявляться в различных формах синтезирования образов. Наиболее распространенной формой искажения представлений у потерпевших, у лиц, переживших страх, аффект, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, является гиперболизация воспринятого, которая выражается в преувеличении, изме­нении размера, формы и других качеств объекта. Например, люди, на которых совершено нападение, нередко преувеличивают рост, силу преступника и другие его особенности.

Чаще искаженные представления в результате активного воображе­ния возникают у людей впечатлительных, эмоционально подвижных. Живое воображение иногда способствует некоторым расстройствам психической деятельности, особенно под влиянием психотравмирующих об­стоятельств.

Активное, творческое воображение — профессионально важное качество личности юриста. Особенно оно необходимо следователю, познавательная деятельность которого связана с прогнозированием ее результатов, поведения различных участников уголовного процесса в ситуациях наибольшей неопределенности.

Например, осматривая место происшествия, следователь должен представить себе, что здесь могло быть, как вели себя участники преступного события. Если не известен виновный, по отдельным следам следователь стремится составить себе его образ, с тем чтобы потом более целенаправленно вести его розыск. Отдельные черты разыскива­емого, по крупицам собранные путем допросов многочисленных свиде­телей, дополняют созданный воображением следователя образ.




Готовясь к предстоящему допросу неизвестного лица, следователь может представить, как тот будет реагировать на подготовленные во­просы, какие возражения допрашиваемый будет высказывать, как будет себя вести и в зависимости от этого намечает свою тактическую линию поведения.

Также активно проявляет себя воображение при подготовке к обыс­ку и в ходе его проведения, когда следователь пытается по отдельным отрывочным данным составить себе общую картину обыскиваемого по­мещения и в соответствии с этим планирует все необходимые поиско­вые мероприятия.

Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, судьи. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу, выразить свое отно­шение к определенным фактам, предметам. Поэтому процесс воображения сопровождается различными эмоциями, переживаниями человека.

Особенно велико значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчер­пывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, об­раза разыскиваемого преступника. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следовате­лю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий.

Большое влияние воображение, склонность к фантазированию оказывают на процесс формирования и искажения свидетельских показа­ний. И это, безусловно, необходимо учитывать юристам, участвующим в уголовном или гражданском процессе.

К сожалению, иногда воображение бывает настолько активным, что У свидетелей начинает проявляться качество, известное как склон­ность к фантазированию. Под этим понятием в юридической психо­логии подразумевается непреднамеренное (неумышленное) воссоздание свидетелем образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявля­ется у детей в силу особенностей развития их психики. Однако склон­ность к фантазированию может быть и у некоторых взрослых свидете­лей, искренне стремящихся оказать помощь следствию, суду в установ­лении истины.

Искажения как результат аналитико-синтетического характера воображения могут проявляться в различных формах синтезирования образов. Наиболее распространенной формой искажения представлений у потерпевших, у лиц, переживших страх, аффект, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, является гиперболизация воспринятого, которая выражается в преувеличении, изме­нении размера, формы и других качеств объекта. Например, люди, на которых совершено нападение, нередко преувеличивают рост, силу преступника и другие его особенности.

Чаще искаженные представления в результате активного воображе­ния возникают у людей впечатлительных, эмоционально подвижных. Живое воображение иногда способствует некоторым расстройствам психической деятельности, особенно под влиянием психотравмирующих об­стоятельств.

Активное, творческое воображение — профессионально важное качество личности юриста. Особенно оно необходимо следователю, познавательная деятельность которого связана с прогнозированием ее результатов, поведения различных участников уголовного процесса в ситуациях наибольшей неопределенности.

Например, осматривая место происшествия, следователь должен представить себе, что здесь могло быть, как вели себя участники преступного события. Если не известен виновный, по отдельным следам следователь стремится составить себе его образ, с тем чтобы потом более целенаправленно вести его розыск. Отдельные черты разыскива­емого, по крупицам собранные путем допросов многочисленных свиде­телей, дополняют созданный воображением следователя образ.

Готовясь к предстоящему допросу неизвестного лица, следователь может представить, как тот будет реагировать на подготовленные во­просы, какие возражения допрашиваемый будет высказывать, как будет себя вести и в зависимости от этого намечает свою тактическую линию поведения.

Также активно проявляет себя воображение при подготовке к обыс­ку и в ходе его проведения, когда следователь пытается по отдельным отрывочным данным составить себе общую картину обыскиваемого по­мещения и в соответствии с этим планирует все необходимые поиско­вые мероприятия.

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что ‘ именно вымысел поднимает человека над животным’, потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Особенности психических функций человека

. помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления . и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и самого типа самосознания, характера его развития. 3. Сущность и составляющие высших психических функций .

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже).

И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности — конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Воображение в творчестве Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности. В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности. Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке их уплотненности и завершают . духом? В чем они состоят? Все это надо изучить и усвоить, чтобы избежать всякой неопределенности, неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования .

Воображение и талантливость

Как уже известно, воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество — это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства. Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы ― различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает. Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане ‘перебрать’ разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей

. своим объективным возможностям носит творческий характер. 1.2 Особенности воображения детей дошкольного возраста с нормой развития и с общим недоразвитием речи Основой творчества является комбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение зависит от многих факторов: .

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями. С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.

Примеры похожих учебных работ

Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического .

. деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; Гипотеза исследования. Основная гипотеза, состояла . явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, .

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при .

. на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В настоящее время отдельные аспекты детского .

Диагностика игровой деятельности детей

. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов болыпе, меньше, .

Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР

. специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач .

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ

. окружающей действительности, и осязание у них не приобретает той важной замещающей роли, как это происходит у слепых детей в процессе практической и учебной деятельности. У слабовидящих детей позднее .

Воображение — психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

В воображении синтезируются все познавательные процессы. Выходя за пределы непосредственного чувственного отражения, воображение связано и с чувственными данными и с абстракцией — в силу этого воображение преобразует реальность в идеальные модели. Эти модели являются средством проникновения в будущее и средством реконструкции прошлого.

В следственной практике постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по отдельным сохранившимся их следам, последствиям. Это воссоздающее воображение возможно лишь на основе знаний всеобщих связей соответствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснованную следственную версию и воссоздать событие преступления.

Во всех случаях основная психологическая задача расследования (и мастерство следователя) состоит в изыскании способов получения недостающей информации.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения . Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

Воображение — психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

В воображении синтезируются все познавательные процессы. Выходя за пределы непосредственного чувственного отражения, воображение связано и с чувственными данными и с абстракцией — в силу этого воображение преобразует реальность в идеальные модели. Эти модели являются средством проникновения в будущее и средством реконструкции прошлого.

В следственной практике постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по отдельным сохранившимся их следам, последствиям. Это воссоздающее воображение возможно лишь на основе знаний всеобщих связей соответствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснованную следственную версию и воссоздать событие преступления.

Во всех случаях основная психологическая задача расследования (и мастерство следователя) состоит в изыскании способов получения недостающей информации.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения . Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

Читайте также: