Парламент в системе государственной власти доклад

Обновлено: 02.07.2024

Термин "парламент" происходит от латинского слова "parlare", что значит "говорить, разговаривать". Парламент— высший об­щенациональный представительный орган государства.Во всех современных конституциях он определяется как носитель верхов­ной законодательной власти. Представительные учреждения воз­никли еще в феодальных государствах. Но тогда они были сове­щательными органами при монархе и имели лишь ограниченные финансовые права. Поэтому можно считать, что парламенты в подлинном их значении возникли в буржуазном государстве.

Для периода домонополистического капитализма характерно преобладание парламентаризма,т. е. такой формы государствен­ного руководства, которой присущи ведущее положение парла­мента в системе высших органов государственной власти, его контроль за исполнительной властью, разделение законодатель­ного и исполнительного труда, привилегированное положениедепутатов и их юридическая независимость от избирателей.

Парламентаризм развивался в той или иной стране в зависи­мости от конкретных исторических и политических условий. Так, наиболее яркое выражение он получил в Великобритании, в мень­шей степени проявил себя во Франции после крушения бонапар­тизма, а также в США. Но независимо от степени влияния на по­литическую жизнь парламент, формально считавшийся предста­вительным органом всего населения, не допускал к участию в выборах в силу различных цензов, содержащихся в избирательном праве, довольно значительную часть населения буржуазных стран.

Несмотря на то, что парламент и парламентаризм — взаимо­обусловленные явления, так как парламентаризм немыслим без парламента, высший представительный и законодательный орган страны все же может лишиться признаков, присущих парламен­таризму.

XX столетие характеризуется, с одной стороны, постепенной отменой ограничений, имевшихся в избирательном праве, и пре­образованием парламентов вследствие этого в органы, представ­ляющие самые различные социальные слои общества, а с дру­гой — усилением роли органов исполнительной власти в различ­ных областях общественной и государственной жизни за счет парламентских полномочий, использованием разнообразных методов воздействия исполнительной власти на парламент. Крайним средством, к которому прибегали наиболее реакционные круги империалистических государств, была полная ликвидация пред­ставительных учреждений.

Но процесс ослабления роли парламентов и выдвижения на первое место в системе государственных органов правительств (глав государств в президентских и полупрезидентских республи­ках) не является постоянным. Он чаще всего характерен для пе­риода кризиса в экономической и социально-политической жизни той или иной страны. На определенном этапе, например после второй, мировой войны и в современный период, парламент вновь отвоевывает свои позиции, и тогда начинает в полной мере вновь проявляться парламентаризм. Для некоторых же стран, к числу которых относятся скандинавские, в силу особой расстановки по­литических сил нынешнее столетие вообще ознаменовалось по­степенным укреплением парламентаризма.

Положение парламента в освободившихся странах неодина­ково. В некоторых из них он играет значительную роль в осуще­ствлении государственной власти (Индия, Малайзия, Сингапур). Однако в большинстве таких государств, особенно при монокра-тических, диктаторских политических режимах, парламент зани­мает незначительное место в системе высших государственных органов, выполняя функции регистрационной палаты (например, Пакистан, Индонезия).

Однако независимо от места, занимаемого парламентом в государственном механизме, весьма существенной тенденцией яв­ляется усиление воздействия на него многообразных групп давле­ния, представляющих, как правило, интересы различных груп­пировок внутри правящих классов. Они добиваются проведения через парламент выгодных для этих группировок законопроектов, выделения для них крупных ассигнований из государственного бюджета. В ряде стран, например в США, деятельность групп давления вылилась в создание своеобразной третьей палаты Кон­гресса, названной "лобби" (дословно — кулуары, вестибюль). И законодательство даже пытается как-то регламентировать ее де­ятельность.

Парламент и исполнительная власть

Ограничение прав парламента проявляется прежде всего в его взаимоотношениях с исполнительной властью. Важнейшая об­ласть государственной деятельности, которая ранее считалась исключительной привилегией парламента, — законодательство — теперь разделена между ним и правительством (либо президен­том). При этом парламент ущемляют в его законодательных пра­вах разными путями.

Первый путьвсе большая монополизация правительствомправа законодательной инициативы.Во всех зарубежных странах большинство законопроектов, принимаемых парламентом, составляют правительственные законопроекты. Даже в тех прези­дентских республиках, где глава государства не имеет права за­конодательной инициативы, он по существу является главным законодателем, используя для внесения своих законопроектов де­путатов своей партии.

Второй путь,часто встречающийся в парламентской прак­тике, — прямое наделение правительства правом издания норма­тивных актов, обладающих силой закона (так называемое делеги­рованное законодательство).В некоторых государствах (Франция, ФРГ, Италия) правящие круги добились внесения в конституции статей, которые уполномочивают парламенты на передачу испол­нительной власти права издания актов делегированного законода­тельства. Однако в большинстве государств это конституционно не оформлено и осуществляется на основе практики, а иногда даже и вопреки конституции (США, Япония).

Третий путьфактическое или конституционное огра­ничение круга вопросов, по которым может законодательство­вать парламент.Во многих странах он четко не установлен, что позволяет исполнительной власти произвольно определять вопро­сы, которые решаются правительственными постановлениями или президентскими декретами (Великобритания, Финляндия). Соглас­но ст. 34 Конституции Франции 1958 г. Парламент законодатель­ствует только по определенному, ограниченному кругу вопросов.

Четвертыйи весьма распространенный путьпринятие "заКонов-рамок" или "законов-принципов".Парламент издает за­коны в самом общем виде, предоставляя правительству или пре­зиденту право развивать их и дополнять. Это право нередко ис­пользуется исполнительной властью для придания закону под ви­дом его конкретизации и дополнения иного смысла, чем тот, который заложен в него законодателем.

Используются и другие пути. Так, Основной закон ФРГ пре­дусматривает состояние "законодательной необходимости", позво­ляющей президенту после двухкратного отклонения Бундестагом законопроекта, с которым правительство связывает вопрос о до­верии, вводить его в действие с согласия Бундесрата, включаю­щего представителей правительств земель. При "чрезвычайном положении" права парламента передаются так называемому об­щему комитету — его узкому по составу органу, в который вхо­дят 33 члена.

Парламенты ограничиваются и в своих финансовых правах, в праве контроля за деятельностью правительства.

В то же время следует отметить, что на характер взаимоот­ношений парламента и исполнительной власти в значительной мере влияет форма правления.

В парламентарных республиках и монархиях представитель­ный орган играет важную роль в формировании правительства, хотя и не во всех странах может оказывать непосредственное влияние на его состав. В некоторых государствах (например, в Италии и Швеции) правительство приступает к исполнению своих обязанностей после получения парламентской инвеституры.В ФРГ роль Бундестага сводится лишь к избранию главы правительства — федерального канцлера. Аналогичное право принадлежит японс­кому Парламенту. Процедура инвеституры отсутствует и в боль­шинстве других стран. Но во всех случаях правительство форми­руется в соответствии с соотношением сил в парламенте.

В республиках со смешанной формой правления премьер-министр и министры назначаются президентом, но определяется состав правительства обычно с учетом соотношения партийных сил в парламенте. Однако это не является обязательным услови­ем функционирования правительства, которое в большей степени зависит от главы государства, чем от парламента. Парламент мо­жет выразить недоверие кабинету, правда, процедура принятия резолюции недоверия является довольно сложной. Кроме того, она, как и в парламентарных государствах, может привести либо к его отставке, либо к роспуску парламента.

В президентских республиках парламент и президент, сто­ящий во главе правительства, формально независимы друг от друга. Не имея возможности непосредственно влиять на деятель­ность президента и его администрации, на формирование послед­ней, парламент может, однако, в определенной мере использо­вать такое средство воздействия на них, как собственные финан­совые и контрольные полномочия. Но фактически государственные органы действуют не изолированно друг от друга, а представля­ют собой единый механизм власти. Главной задачей высших орга­нов государственной власти, президента и парламента, является выработка общей стратегии для обеспечения интересов тех соци­альных слоев общества, которым эта власть принадлежит.

Тенденция к ограничению парламентских полномочий отчет­ливо проявляется и в большинстве освободившихся стран. В од­них это происходит путем прямого ограничения сферы законода­тельной деятельности парламента (Шри Ланка, Индонезия, Сене­гал), в других указанной цели служит разграничение компетенции федерации и ее субъектов (Малайзия). Используются также и другие средства. В странах упомянутой группы парламентские учреждения играют, как правило, второстепенную роль во всех сферах регулирования общественной жизни. В то же время опыт ряда развивающихся стран, например государств Латинской Аме­рики, подтверждает, что борьба за демократию связана обычно с повышением роли представительных органов. .

В соответствии с концепцией разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти, хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют во исполнение закона.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание (парламент) является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Исходя из такого определения понятия парламента, можно сделать вывод, что его место в системе органов государства определяется двумя критериями принципом разделения властей и представительным характером формирования.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, который может называться по-разному (национальное собрание, народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за которым утвердилось обобщенное название — парламент.

Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с законодательными полномочиями возникли еще в Древней Греции. Считается, однако, что родина парламента — Англия, где с XIII в. власть короля в соответствии с Великой хартией вольностей (1215 г.) ограничивалась собранием крупнейших феодалов (лордов), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств. Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли позже во Франции (Генеральные штаты), Германии (рейхстаги и ландтаги), Испании (кортесы), Польше (сейм) и других странах, а затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.

Теоретики разделения властей Дж. Локк и Ш. Монтескьё ограничивали роль парламента в государственном механизме и его функции осуществлением преимущественно законодательной функции, тогда как Ж.-Ж. Руссо, последовательный приверженец неделимости народного суверенитета, обосновал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

Итак, в конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства всецело определяется формой правления. В парламентской республике и парламентской монархии парламент, олицетворяя законодательную власть, формально контролирует правительство (фактически же, поскольку правительство при этой форме правления может нормально функционировать, только опираясь на большинство членов своей партии в парламенте, и все министры являются депутатами, то, возглавляя партию большинства в парламенте, они фактически контролируют парламент), а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство (однако это не исключает отдельных контролирующих полномочий парламента).

В соответствии с принципом разделения властей Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть на территории всей страны, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, а также осуществляет парламентский контроль. Следовательно, парламент является самостоятельным органом законодательной власти, не подчиненным никакому другому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству. Законы, принятые парламентом, имеют высшую юридическую силу и обязательны для исполнения на территории страны всеми лицами, организациями и должностными лицами.

Вместе с тем принцип разделения властей предполагает обязательное взаимодействие Федерального Собрания с другими государственными органами, прежде всего с Президентом Российской Федерации, который, как уже указывалось выше, активно участвует в законодательном процессе: подписывает и обнародует законы, пользуется правом вето, а в случаях, установленных Конституцией, распускает Государственную Думу.

Федеральное Собрание взаимодействуете Правительством РФ — органом исполнительной власти Российской Федерации. Начинается данное взаимодействие с того, что Государственная Дума дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ. В дальнейшем Федеральное Собрание взаимодействует с Правительством РФ, утверждая федеральный бюджет, осуществляя контроль посредством парламентских слушаний, выражения недоверия Правительству, и т.д.

Особое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей высших судебных инстанций страны, которые в дальнейшем, согласно Конституции, независимы в своей деятельности и несменяемы; Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Имеет место и обратное воздействие судебных органов на парламент. Например, Конституционный Суд Российской Федерации в ходе осуществления проверки конституционности федеральных законов вправе не только признавать не соответствующими Основному Закону Российской Федерации отдельные фрагменты законов, но и разрешать споры о компетенции органов государственной власти.

Парламент — высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Законодательный орган обладает и другими полномочиями: формирует иные высшие органы государства (например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство), назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо шире. В англосаксонском праве парламент — это триединое учреждение, включающее в себя главу государства (например, монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты. В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата, парламент выступает как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и национального собрания. В континентальном праве (в Германии, Франции) под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. В некоторых странах глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента .

В настоящее время число палат в парламентах стран мира не превышает двух, но в конце 1980-х — начале 1990-х гг., например, парламент в ЮАР (до принятия временной конституции 1994 г.) юридически состоял из трех палат, хотя подлинным органом государственной власти была палата белого населения. В парламенте бывшей Югославии в 1970-х было пять палат.

Исторически двухпалатная система построения парламента (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата служила для представительства аристократии, нижняя — для широких слоев населения, чем и объясняется более демократический характер ее деятельности.

В современных условиях двухпалатная система имеется обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по административно-территориальному принципу. В большинстве стран мира в настоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Греции, Египте, Дании, Китае, Португалии, Финляндии, Венгрии, Швеции — однопалатные.

В середине 1980-х Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Принятие Конституции 1993 г. и провозглашение Российской Федерации демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления ставит историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы законодательных органов. Ведь именно от законодательной власти во многом зависит будущее нашей страны. Обладая законодательной инициативой, она может регулировать переход и формирование демократического правового государства в России.

Создание законодательного выборного органа — Думы — стало важнейшим событием и крупнейшим завоеванием нашего народа в начале XX в. Она просуществовала 12 лет — вплоть до падения самодержавия, трижды распускалась императором, имела четыре созыва, опыт которых следует использовать нынешней Государственной Думе, хотя надо учитывать, что последующие законодательные (представительные) органы Российской Федерации работают в иной политической обстановке.

В ст. 94 Конституции России указывается, что Федеральное Собрание (парламент) является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что форма государства представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия , в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В этой же статье Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту РФ и Правительству РФ. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания РФ как органа законодательной власти означает, что ни один закон не может быть издан, если он не принят и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной компетенцией в сфере законодательства.

Наряду с законодательными функциями Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные функции: регулятивные, распорядительные, финансовые, организационные и контрольные — за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству РФ, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

Палаты Федерального Собрания РФ — Совет Федерации и Государственная Дума — заседают раздельно. Заседания, как правило, проводятся открыто, хотя в некоторых случаях, предусмотренных Регламентами палат, могут быть закрытыми. На открытых заседаниях вправе присутствовать представители государственных органов исполнительной власти, общественных объединений, средств массовой информации.

Согласно ст. 100 Конституции РФ совместные заседания палат проводят в трех случаях: (1) заслушивание ежегодных посланий Президента Российской Федерации; (2) заслушивание посланий Конституционного Суда Российской Федерации; (3) заслушивание выступлений руководителей иностранных государств.

Статус Совета Федерации имеет как бы двойственный характер. С одной стороны, в законодательной сфере его полномочия являются как бы сдерживающими: федеральные законы принимаются Государственной Думой и считаются одобренными, если в Совете Федерации за них проголосовало более половины от общего числа его членов или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае голосования в верхней палате против принятого Государственной Думой закона или внесения в него поправок указанные возражения могут быть преодолены нижней палатой в ходе повторного голосования, если в Государственной Думе за свой первоначальный вариант закона проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов. Иными словами, в законодательной сфере Конституция устанавливает доминирование нижней палаты.

Следует иметь в виду, что Конституция РФ (ст. 106) несколько ограничивает указанное преимущество, устанавливая перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны рассматриваться Советом Федерации. К ним относятся, например, законы о федеральном бюджете, о федеральных налогах и сборах, о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

В общем объеме полномочий обеих палат федерального парламента преимущество принадлежит верхней палате. Вопрос заключается даже не в том, что Конституция Российской Федерации в ст. 102, наделяющей Совет Федерации полномочиями, насчитывает девять пунктов, а посвященная полномочиям Государственной Думы ст. 103 состоит из семи пунктов.

Большую роль играет важность осуществляемых полномочий. Государственная Дума вправе, например, выдвигать обвинение против Президента РФ, а Совет Федерации принимает решение об отстранении его от должности. Кроме того, верхняя палата имеет право назначать выборы Президента РФ, утверждать целый ряд его указов и т.д. Подобных полномочий Государственная Дума не имеет.

Парламентское расследование проводится в целях: защиты гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина; обеспечения контроля деятельности Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, государственных органов, не являющихся органами государственной власти, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования; выявления причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирования о них общества, а также оказания содействия в устранении таких причин и условий. Для организации и проведения парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам парламентского расследования готовится доклад, в котором содержатся выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам. Доклад направляется в палаты, где рассматривается и утверждается, а затем направляется Президенту РФ, в Правительство РФ и публикуется в установленном порядке. Итоговый доклад подлежит обязательному рассмотрению на заседании Правительства РФ, а также в иные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, Генеральному прокурору РФ и в соответствующие органы местного самоуправления. После направления итогового доклада Президенту РФ и в Правительство РФ парламентское расследование считается завершенным и комиссия распускается.

  1. законности;
  2. соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  3. разделения властей;
  4. самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;
  5. системности;
  6. гласности.

Среди целей контроля - обеспечение, соблюдение Конституции и законов страны, противодействие коррупции, выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов. Кроме того, изучается практика применения законодательства России, вырабатываются рекомендации по его совершенствованию. Формы парламентского контроля: вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивание его ежегодных отчетов, докладов Председателя ЦБ РФ о деятельности Банка России. Направляются депутатские запросы. Представители Федерального Собрания РФ могут привлекаться к работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения ЧС и ликвидации их последствий.

Государственные и местные органы, организация или соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения палаты ФС РФ, подготовленные по итогам проведения парламентского контроля, и в определенный срок уведомить ее о принятых мерах. Правительство РФ должно ежеквартально информировать парламент страны о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами. Парламентский контроль осуществляется гласно. Информация о нем должна быть открытой для общества и СМИ, в том числе через Интернет. Общее руководство организацией и проведением парламентского контроля возлагается на председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей.

Гост

ГОСТ

Сущность, признаки, история возникновения и роль парламента

Парламент – это высший законодательный орган государства, который выражает суверенную волю народа.

Парламент в отдельных странах, кроме реализации законодательных полномочий, контролирует деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц, а также формирует другие высшие органы государства, занимается избранием президента, образованием правительства, назначением конституционного суда, ратификацией международных договоров, объявлением амнистии и многим другим.

Основываясь на современном понимании парламента, можно сказать, что он является:

  • общегосударственным органом;
  • представительным органом;
  • органом, осуществляющим законодательную власть в системе разделения властей.

До революции в российском парламенте сформировалось несколько партийных фракций: кадеты, эсеры, трудовики, социал-демократы, октябристы и пр. Государственная Дума ввела гласность заседаний, процедуру прохождения законодательных инициатив, урегулирование разногласий согласительными комиссиями, депутатские запросы.

Исторически, парламент был неким амортизатором между властью, то есть монархом, и обществом, выступая, как форма представления общества во власти. При этом достаточно часто в период социальных катаклизмов, роль парламента была решающей, например, во времена Английской революции XVII века. Постепенно парламент из второстепенного органа, который должен был сглаживать конфликты власти и народа, стал высшим государственным органом.

Особый статус, роль и место парламента закреплены Конституцией государства. В соответствии с теорией разделения властей, которая закреплена в конституции любого демократического государства, за парламентом в качестве носителя верховной законодательной власти, закрепляется главенствующее, привилегированное положение среди высших органов государственной власти. Например, в Японии, в статье 41 Конституции закреплено, что парламент – высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства. Статус и функции парламента Испании закреплены в статье 66 Конституции, где сказано, что парламент осуществляет государственную законодательную власть, принимает бюджет, контролирует деятельность правительства, а также выполняет ряд других функций, возложенных конституцией.

Готовые работы на аналогичную тему

В РФ в статье 94 Конституции, закреплено положение, что Федеральное Собрание, то есть парламент России, - это представительный и законодательный орган РФ.

Необходимо отметить, что в конституциях отдельных государств особая роль парламента не фиксируется, а просто перечисляются его функции.

Модели парламентов

В соответствии с устройством высшей государственной власти, принято выделять четыре модели парламентов:

Таким образом, парламент – это тип общегосударственного представительного учреждения демократического общества, которое осуществляет законодательную власть, основанную на принципе разделения властей.

Изначально парламент рассматривался исключительно как амортизатор между обществом и властями, при этом он выступает как форма представления власти общества. Постепенно из второстепенного органа, который был необходим только для того, чтобы сглаживать разногласия между властью и народом, парламент стал высшим государственным органом. На сегодняшний день в мире действует примерно двести парламентов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: