Памятник шахтерам кузбасса доклад

Обновлено: 15.05.2024

Бурмистрова Ольга Валентиновна

К какому выводу он приходит вы можете узнать из работы.

Предварительный просмотр:

Предметное направление _ Искусство, Краеведение__

ПРИЧИНЫ ИЗВЕСТНОСТИ МОНУМЕНТА

ЭРНСТА НЕИЗВЕСТНОГО В ГОРОДЕ КЕМЕРОВО

учитель высшей квалификационной категории,

г. _ Междуреченск_ 2017 год

Глава 1. Творчество Эрнста Неизвестного……….……………. 5

Глава 2. Памятники, посвященные шахтерскому труду…. …….8

2.1. Сравнение скульптур, памятников и монументов. 10

2.2. Сравнение ландшафтных решений….………………11

Глава 3. Результаты социологического опроса …………. …. 14

Список используемых источников………………………… ……. 17

Мне эта тема интересна тем, что я сам из шахтерского города на юге Кузбасса, из Междуреченска. Основная градообразующая промышленность - угледобывающая. Вся жизнь нашего города строится вокруг угольных предприятий. Иногда в этой опасной отрасли возникают проблемы, связанные с утратой человеческих жизней. Во славу шахтерского труда и в память о погибших шахтерах, в нашем регионе возводятся монументы, памятники и скульптуры.

Мы шли рано утром по аллее, и наше внимание привлек свет из самого сердца монумента. Само изображение шахтера, как будто выходящего из камня, поразило нас своей необычностью, выражающейся в оригинальности замысла скульптора

1. Познакомится с творчеством Эрнста Неизвестного.

2. Посмотреть и сравнить памятники, посвященные шахтерскому труду по следующим критериям: назначение, ландшафтное решение, материал изготовления, постамент, стиль, отношение к памятникам опрошенных.

Для сравнения в работе взято 7 интересных, на мой взгляд, памятников шахтерскому труду:

3. Провести анкетирование

Объект: памятники шахтерской славы.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование.

Практическое назначение: история, искусство, краеведение, музей шахтерской славы.

1. Творчество Эрнста Неизвестного

Скульптор и мыслитель - Эрнст Неизвестный оказал огромное влияние на развитие искусства в России. Он отразил в своем творчестве всю трагическую судьбу XX века, через что пришлось пройти самому. Воевал в Великую Отечественную войну, покинул родину много лет назад, но всегда оставшийся с ней душой, он умер на 92 году жизни в Нью-Йорке в 2016 году. Неизвестный, оставался одним из последних значительных мастеров ХХ века. Его уход из жизни – потеря для целого поколения скульпторов, ориентировавшихся на него. Как признался скульптор Георгий Франгулян: "Было такое ощущение, что Эрнст Неизвестный — это навсегда".

Эрнст Неизвестный родился в 1925 году в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача и поэтессы. Родители отдали юного Эрнста в школу для художественно одаренных детей. В 1939 году его работы были отмечены на Всесоюзном конкурсе.

Эрнст Неизвестный всегда отличался боевым характером. В 1943 году он приписал себе лишний год, и в 17 лет оказался на фронте, где сражался не только с врагами, но и боролся за справедливость . В апреле 1945 года в Австрии он одним из первых поднялся в атаку на противника, увлекая за собой бойцов взвода. Ворвавшись в траншеи, гранатами и огнем из автомата уничтожил пулеметную точку и 16 немецких солдат. Неизвестный был тяжело ранен. Три года он провел на костылях, мучаясь от ужасных болей в позвоночнике. За проявленные мужество и героизм Эрнст Неизвестный был награжден орденом Красной Звезды.

После войны Эрнст Неизвестный преподавал рисунок в Суворовском училище в Свердловске. В 1947 году учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, в 1954 году окончил Московский художественный институт имени Сурикова (мастерская Матвея Манизера). Параллельно с учебой в институте посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета. После окончания учебы, он стал членом Союза художников СССР. Война не покидала мысли художника и отразилась в его работах. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве он был награжден за скульптуру "Нет ядерной войне!". Он создал серию скульптур "Война — это…", а в 1957 году исполнил известную статую "Мертвый солдат". В мирное время Эрнст Неизвестный боролся с рутиной в искусстве, и результатом сражения стали работы "Самоубийца" (1958), "Адам" (1962–1963), "Усилие" (1962), "Механический человек" (1961–1962), "Двухголовый гигант с яйцом" (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961). Созданные им образы выглядели новаторскими среди привычных творений станковой скульптуры.

Скульптор не хотел покидать Советский союз, но спокойной жизни ему не давали: на него заводились уголовные дела, из 850 его скульптур государство приобрело всего лишь 4. Около 70 раз он подавал заявление, чтобы ему разрешили работать за границей с бразильцем Оскаром Нимейером, но все призывы оставались без ответа. Неизвестный все же покинул страну в 1976 году, "из-за эстетических разногласий с режимом". Вначале он эмигрировал в Австрию, потом перебрался в Швейцарию и, наконец, осел в Нью-Йорке. Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.

С 1989 года Неизвестный стал приезжать в Россию. Вскоре его восстановили в Союзе художников, вернули российское гражданство и сделали лауреатом Государственной премии России. В 1995 году создал скульптуру "Золотое дитя" в Одессе, задумал серию из трех памятников, которые бы составили треугольник скорби по границе территории, где в лагерях страдали миллионы жертв сталинских репрессий, но в итоге воплотил только "Маску скорби" в Магадане, отказавшись от гонорара. После смерти скульптора глава Екатеринбурга Евгений Ройзман сообщил о планах по реализации проекта и установке одной из "Масок скорби" в столице Среднего Урала.

На протяжении 50 лет, начиная с 1956 года, Эрнст Неизвестный работал над философской композицией "Древо жизни". Скульптура представляет переплетение семи лент Мёбиуса, обвивающих и соединяющих тысячи образов, лиц и символов, вместе образуют аллегорическое дерево в форме человеческого сердца. По признанию художника, сложную символику скульптуры можно расшифровать при внимательном рассмотрении, но ему хотелось, чтобы зрители чувствовали ее суть сердцем.

Произведения Эрнста Неизвестного объединяют реалистические формы и элементы абстракции. Неизвестный продолжил традицию русского революционного авангарда 1920-х годов, он создал новый визуальный язык и новый тип синтеза. Зачастую основным объектом его творчества становится человеческое тело, которое соединяется с орудиями и техникой. Искалеченное, разбитое, прошедшее невероятную трансформацию, оно приобретает шокирующую выразительность.

Таким образом, мотив трагичности проходит во многих работах Э. Неизвестного.

После встречи с губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым скульптор согласился создать монумент памяти и скорби о погибших в забоях шахтерах и даже отказался от предложенного гонорара.

Эрнст Неизвестный работал над памятником полтора года. Скульптору, работавшему тогда в Нью-Йорке, привезли реквизиты шахтерского труда (каску, шахтерскую лампу, экипировка шахтеров тех лет).

В 2004 г. постановлением Администрации Кемеровской области монумент признан архитектурно-историческим символом Кемеровской области.

Этот монумент входит в состав семи чудес Кузбасса.

2. Памятники, посвященные шахтерскому труду

Изучая места славы шахтерам, я заметил, что не все из скульптур изображены как памятники в честь погибших. Есть произведения, глядя на которые, можно предположить, что они прославляют тяжелый и опасный шахтерский труд.

Памятники шахтерам в Кемеровской области.

Памятник погибшим горнякам в Междуреченске

История возведения этого скульптурного комплекса ведет свое начало с аварии на шахте им. Шевякова, где в 1992 году взрыв метана оборвал жизни 25 шахтеров, 23 остались погребенными в шахте… Два крыла — вздыбленная земля, потревоженная руками шахтеров. Между ними статуя скорбящей матери в храмовом обрамлении. Перед ней две стелы, скрепленные оком судьбы. У подножия горняк, у которого под ногами и над головой пласты угля. Создавали мемориал скульптор Евгений Потехин, художники Алексей Хмелевский и Павел Сединин. Строительство продолжалось с 1999 по 2001-й год.

Монумент “Шахтерской славы" является своеобразным символом города Караганды, угольной столицы Казахстана. Этот памятник был установлен в 1974 году в честь производства Карагандинским угольным бассейном 2 миллионов тонн угля.

Мемориал подвигу шахтеров Макеевки был возведен в 2003 году и посвящен ежедневному героизму шахтеров, которые добывая уголь, постоянно рискуют своими жизнями. Подобных памятников на Украине больше нет. Автор - член союза художников, скульптор Пискун В.Ф. Монумент расположен в самом центре города.

Монумент шахтерскому труду в Садбери, Канада

Например, в Канаде, в округе Садбери, есть памятник шахтерам. В этой скульптуре есть круг, на вершине которого изображен мир: города, дома, а внизу – шахтеры, обеспечивающие гармонию, добывающие тепло и свет для этих домов. Шахтеры как будто несут этот мир на себе. И две огромные руки вгрызаются в землю – символ добычи угля.

Скульптурная группа в городе Эссен, Германия

В этом монументе изображены скульптуры шахтеров, как будто прорывающиеся сквозь шахтовые укрепления для того, чтобы исполнить свой долг. Шахтеры поднимаются по тоннелю, освещая дорогу ручными фонарями и откалывая уголь кирками.

Первые шахты появились в Германии в XVIII веке. В городе Эссен шахты существуют очень долгое время. Этот монумент имеет историческое значение для шахтерского труда.

2.1. Сравнение скульптур, памятников и монументов

Изучая памятники и монументы, созданные во славу шахтерского труда, в честь погибших шахтеров у меня пришла идея попытаться систематизировать эту информацию и вот что получилось:

Читайте также: