Дистанционное обучение доклад психология

Обновлено: 18.05.2024

Дистанционное обучение является одной из новых реальностей современного образования. И сразу возникает острая потребность в изучении психологического комфорта всех участников данного обучения.

В связи с принятием новых стандартов образования появилась и новая дистанционная образовательная среда. Пока она работает для учеников 1х, 2х классов, но дети растут и переходят в старшее и среднее звено школы и задачи психолого-педагогических служб обеспечить поддержку всех членов дистанционного обучения и создать благоприятный психологический климат, а также оказывать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения.

Так как же мы можем помочь?

Пожалуй, самыми главным участниками дистанционного обучения являются дети. Ведь перед ними стоят новые сложные образовательные задачи, и основной из них научиться работать самостоятельно. Здесь на помощь педагогам и психологам приходит деятельностное обучение, в информационной среде оно часто предоставляется, как Case Study т.е. метод обучения основанный на разборе практических ситуаций.

Учебная или психологическая ситуация специально готовится и я предлагаю вам ознакомиться с приблизительной Case Study которая поможет сохранить дальнейший интерес к теме дистанционного обучения.

Цель предлагаемой Case Study: вести подготовительную работу к изучению темы “Уравнения” 2 класс.

Предложите детям совершить прогулку в магазин и выбрать интересную игрушку и купон на покупку.

Реши пример и получи призовое очко!

Бакуган 16 – = 10
Барби 12 + = 20
Гравюра 15 + = 35
Микроскоп 90 – = 85

Прошу вас заполнить пустые места. Сверим результаты. Молодцы вы прекрасно справились, но пора возвращаться за парты. В математике принято вместо пропусков записывать буквы латинского алфавита,

  • a “ЭЙ”
  • b “БИ”
  • c “СИ”
  • d “ДИ”
  • x “ИКС”
  • y “ИГРЕК” и т.д.

а затем с помощью вычисления находить эти буквы, т.е. неизвестное, такое равенство называют уравнением.

  • 16 – x = 10
  • 12 + x = 20
  • 15 + x = 35
  • 90 – x = 85

Данную работу необходимо проанализировать. Если дети увлеченно выполняли задание, то и интерес к изучению материала возрастет. Тем самым, предлагая детям достаточное количество практических заданий можно стимулировать и повышать учебную мотивацию, которая необходима для любого вида обучения.

Следующая группа людей дистанционного обучения – это родители.

Дистанционное общение как нельзя к стати для данной группы. Общение на форумах, страницах для родителей в режиме Онлайн, как нельзя к стати. В любое удобное время, в удобных условиях каждый родитель может поделиться своими мыслями, эмоциями, интересными достижениями своих детей, а также не накапливая, не откладывая, не преувеличивая проблемные вопросы решить их с любым участником дистанционного обучения.

Следующая группа участников дистанционного обучения – это учителя. Ведь именно учитель при данном обучении испытывает большой психологический дискомфорт. И самой главной и неотъемлемой задачей психолого-педагогической службы школы является сохранение устойчивого психосоматического состояния учителя. Что беспокоит?

  • Новое – это настораживает;
  • Нет времени – это давит;
  • Нет живой связи ученик – учитель, значит нет душевного спокойствия и морального удовлетворения от выполняемой работы.

Эти сложности необходимо понимать и стараться выстраивать свою работу последовательно. “Я учу детей. Я должен быть для них примером. Я должен заинтересовать учащихся, а значит должно быть интересно мне самому”. Сохранить “драгоценное” время и силы поможет работа, построенная модулями, т.е. блоками. Для того чтобы не терять связь с учащимися организуйте общение на форуме в режиме Онлайн.

Хочется отметить и положительные стороны дистанционного обучения. Ежедневно педагог, находясь в большом коллективе детей, соблюдая жесткие дисциплинарные правила, и контролируя их выполнение очень часто находиться в состоянии стресса. Дистанционное обучение исключает эти аспекты, и предполагает создание комфортной атмосферы.

Понятие комфортности мы чаще всего ассоциируем с представлениями об уюте, удобстве, отдыхе, доброжелательности. И данной форме обучения каждый педагог может с учетом своих желаний и потребностей создать теплое, уютное рабочее место, такое которое нравиться Вам! При не очень хорошем настроении можно перечитывать письма со словами благодарности от ваших учеников и их родителей. Ну а если устанете, на помощь придет гимнастика для глаз или укрепляющая для тела.

В современном мире обучение с помощью компьютера означает получение знаний в режиме онлайн через Интернет или офлайн, использование сетевых технологий для стимулирования, предоставления и облегчения обучения в удобное время и в удобном месте. Коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) глубоко влияет на жизнь во всем мире. Изоляция и ограничение контактов полностью изменяют психосоциальную среду. Вынужденные меры ограничений и перехода на дистанционное обучение могут серьезно угрожать психическому здоровью подростков. В результате ограничительных мер отрицательные последствия, возможно, будут преобладать над положительными, такими как: личностный рост и сплоченность семьи. Основными проблемами является беспокойство, отсутствие контактов со сверстниками и ограниченные возможности для регулирования стресса.

Дистанционное обучение - новая и малознакомая форма обучения для школьников. Но для современных реалий форма необходимая и востребованная в связи с различными социально-экономическими и эпидемиологическими изменениями. Следует отметить, что на данный момент проблема готовности и способности учащихся к дистанционному обучению изучена слабо : с какими трудностями сталкиваются учащиеся, какова роль педагога в процессе дистанционного обучения и, главным образом, как дистанционное обучение влияет на психоэмоциональное состояние учащихся?

Целью является изучение психоэмоционального состояния учащихся в связи с переходом на дистанционное обучение.

Предмет исследования: психологические особенности субъектов дистанционного обучения.

Объект исследования: учащиеся как субъекты дистанционного обучения.

1. Проанализировать влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся.

2. Проверить гипотезы о том, что дистанционное обучение оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся.

3. Выявить проблемы в сохранении и укреплении не только психического, но и физического здоровья учащихся.

4. Изучить исследования специалистов.

Ключевые слова: дистанционное обучение; психоэмоциональное состояние; образовательный процесс; развитие и формирование личности; коммуникация.

Методы исследования: для сбора данных использовалась Методика онлайн-опроса.

Вопросы опроса были сформированы по 3 блокам: учебная нагрузка, социальная коммуникация, общее состояние и настроение. Большую часть респондентов составили представители возрастной группы от 15 до 18 лет (60%, хотя опрос был разослан представителям и других возрастных групп. Отсюда можно сделать вывод о том, что старшие школьники в большей степени заинтересованы в оценке собственного восприятия форм организации образовательного процесса.

На вопрос о том, какие формы организации обучения использовались в период дистанционного обучения, 76,7% респондентов ответили, что преподаватели организовывали самостоятельную работу по предоставленным материалам (лекции, презентации, видеоуроки, то есть без непосредственного взаимодействия с педагогом; 56,7% респондентов указали, что занятия проходили в режиме онлайн посредством Skype, Zoom и других платформ для вебинаров и конференций. По этим результатам можно говорить о том, что дистанционное обучение основывалось в большей мере на самостоятельной работе учащихся.

Среди общих недостатков дистанционного обучения учащиеся отметили технические проблемы с интернетом (40%, а также сложность сосредоточения на учебной деятельности в домашней обстановке (38,3%).

Кроме прочего, 65% респондентов отметили, что увеличилась общая продолжительность выполнения домашних заданий, что повлияло на снижение физической активности и количество прогулок на свежем воздухе. Также 41% респондентов отметили большую рассеянность внимания по сравнению с очной формой, 56% отметили, что из-за отсутствия очной коммуникации запоминать материал стало значительно сложнее.

Мнения учащихся на вопрос о самочувствии разделились: 40% ответили, что чувствовали себя дома лучше, чем, когда посещали школу; 39% респондентов уставали дома сильнее; 21% опрошенных отметили, что ничего не изменилось. Учащиеся, которые выполняли все задания качественно и в указанный срок, испытывали большую усталость на дистанционном обучении по сравнению с очной формой, поскольку основную часть времени проводили за компьютером или телефоном. В то же время, находясь дома, учащиеся не тратили время на дорогу до учебного заведения, а в определенных случаях увеличилось время сна, что способствовало улучшению самочувствия.

В результате анализа полученных данных можно констатировать следующее:

1. В процессе дистанционного обучения увеличилась учебная нагрузка и продолжительность выполнения домашних заданий, однако конечный результат стал хуже.

2. В процессе дистанционного обучения учащимся было недостаточно коммуникации как с преподавателями, так и со сверстниками, что негативно отразилось на протекании таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление.

3. Обучение в режиме онлайн негативно сказалось на общем самочувствии респондентов, ухудшение настроения произошло более чем у трети опрошенных.

4. Большинство учащихся не желали бы использовать дистанционную форму обучения в дальнейшем.

Результаты анкетирования учащихся выявили проблемы в сохранении и укреплении не только психического, но и физического здоровья обучающихся в условиях дистанцирования как всей жизнедеятельности, так и образовательной деятельности. Все вышесказанное дает основание утверждать, что дистанционное обучение оказывает в большей степени негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся.

Дистанционное обучение негативно влияет на здоровье и психического состояние учащихся. Ученики испытывают наиболее острую необходимость в общении со сверстниками, в отсутствии которой, мотивация к обучению сильно снижается. При посещении дистанционных уроков учащиеся часто испытывают страх или стеснение при включении видеокамеры, учителям сложно учитывать психофизиологические, индивидуальные особенности; не несправедливое оценивание. С другой стороны, родители испытывают сложности с организацией режима дня, длительное пребывание за экраном телефона приводит к утомлению, что приводит к дополнительной нагрузке на здоровье.

По словам исследователей, сейчас детям больше всего необходима помощь специалистов. После продолжительного режима самоизоляции и дистанционного обучения 80% школьников пожаловались на возникновение депрессии, различных фобий, а также нарушения сна.

На фоне дистанционного обучения в период пандемии более чем у 80% школьников развились психические проблемы. Согласно опросу, который провели специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, депрессивные состояния выявили предположительно у 42,2% школьников, астенические состояния — у 41,6%.

На вопросы медиков ответили почти 30 тыс. школьников разных возрастов из 79 регионов России. Большинство из них — 69,2% — во время режима самоизоляции почти не выходили из дома.

В результате только каждый восьмой учащийся смог адаптироваться к новым условиям. У остальных, помимо депрессий также выявили ряд других психических расстройств : обсессивно-фобические состояния у 37,2%, синдром головных болей — у 26,8%, нарушения сна — у каждого второго учащегося (55,8%).

13,1% детей также испытывали подавленность, еще 44,2% замечали, что их настроение меняется несколько раз в день. В целом, подростки с трудом пережили режим самоизоляции — 21,2% назвали его невыносимым, 36,7% отнеслись к нему просто негативно. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных.

На важность вмешательства родителей в процесс восстановления школьников после режима самоизоляции и дистанционного обучения обратила внимание и внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова.

Детский и подростковый психолог Татьяна Семенко отметила, что родителям стоит попытаться, в первую очередь, наладить контакт со своим ребенком, так как психологические проблемы рождаются из-за дефицита общения со сверстниками.

Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, в свою очередь, призвал общественность не накладывать вину за психологические проблемы детей только лишь на дистанционное обучение. По словам педагога, для некоторых детей оно даже пошло на пользу, в том числе в вопросе их психического здоровья.

Согласно опросу Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, у детей также были выявлены проблемы со здоровьем из-за регулярного использования смартфонов – непосредственно для учебы их ежедневно использовали 73,1% учащихся. Для разных целей каждый день к гаджетам обращались практически все школьники — 99,2%.

В целом из-за пандемии время школьников стало распределяться иначе – прогулки и физическая активность сократились более чем вполовину, в то время как компьютеру и смартфонам дети стали уделять на 46% времени больше.

Как результат — 18,1% стали жаловаться на покраснение глаз, еще 44,9% на общее утомление. Еще около 15% отметили шум в голове и заложенность ушей из-за постоянного использования наушников.

Дистанционное обучение школьников показало, что современная цифровая школа не может предложить безопасные для здоровья технологии онлайн-обучения, заключают авторы.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что дистанционное обучение оказывает в большей степени негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся. Результаты исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения проблем организации дистанционного обучения, а именно разработки педагогических условий, обоснования эффективности форм, методов и средств дистанционного обучения.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть первая

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть первая Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть третья

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть третья Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию третью часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть вторая

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть вторая Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию вторую часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном обучении.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.

Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником.

ВложениеРазмер
sozdanie_usloviy_psihologicheskogo_komforta_v_usloviyah_distantsionnogo_obucheniya.docx 32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.

(Несколько советов сетевому преподавателю для установления психологического контакта с учеником.)

Сетевой преподаватель, осуществляющий помощь учащимся в освоении нового информационного образовательного пространства, строит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе следующих базовых принципов:

1) принципа доверия и открытости;

2) принципа доброжелательности и взаимоподдержки;

3) принципа объективности;

4) принципа многообразия возможностей;

5) принципа приоритета личностно-ориентированных педагогических технологий;

6) принципа рефлексивного подхода к учебной и педагогической деятельности;

7) принципа стремления к созданию ситуации успешности для каждого учащегося.

Для реализации этих принципов в палитру педагогических средств сетевого преподавателя включается инструментарий, в значительной степени отличающийся от традиционного, который используется каждым педагогом в системе среднего образования.

Так, процесс становления взаимоотношений сетевого преподавателя и учащихся проходит в несколько этапов (знакомство, определение средств коммуникации, поиск оптимальных приёмов коммуникации, установление формата делового сотрудничества и т. д.), в то время как для учителя, работающего в очном режиме, этот процесс настолько быстротечен, что вряд ли кто-нибудь подразделяет его на этапы, а тем более технологически выстраивает.

Поэтому в условиях дистанционного обучения наиболее важными являются те механизмы, которыми пользуется сетевой преподаватель при организации межличностного общения со своими учениками.

Среди них наиболее значимыми являются:

  • организация переписки;
  • оперативность реакции на потребности и инициативы учащегося;
  • широкая возможность использования различных форматов общения (общедоступные форумы, форумы по предметному содержанию, видеоконференция, конфиденциальные каналы связи и т. п.);
  • организация групповой деятельности в интернет-пространстве и создание оптимального делового микроклимата в учебной группе;
  • высокий уровень ИКТ-компетенций, позволяющий сетевому преподавателю общаться с учащимся на уровне, который предлагают сами ученики, и т. д.

Одним из определяющих факторов в организации плодотворного взаимодействия в образовательном пространстве, основанном на использовании Интернет, является стиль письма, которым пользуется сетевой преподаватель и тьютор. Как показывает практика, всякому преподавателю, работающему в дистанционном режиме, необходимо владеть разными стилями письма и гибко и оперативно применять их в соответствии с особенностями тех учащихся, которым адресуются письма. Целесообразно соотносить стили письма с особенностями темперамента, коммуникативными характеристиками, уровнем тревожности учащихся и т. п.

Зависимость стиля письма от психологических особенностей ребёнка

Статус личности ученика

Самоуверенный, самодостаточный, коммуникабельный

Чёткий, деловой, возможен лаконичный, возможен развёрнутый

Неуверенный, с повышенным уровнем тревожности

Развёрнутые предложения, пояснения, пожелания

В зависимости от необходимости решения той или иной педагогической проблемы используются:

  • информационные письма;
  • письма-знакомства;
  • письма-анкеты;
  • письма-советы;
  • письма-напоминания;
  • письма-назидания;
  • частные письма.

Понятно, что чаще всего сетевыми учителями используются различные комбинации этих форм.

Но важно помнить, что для детей с разными психологическими особенностями, даже при использовании одной и той же функциональной формы письма, необходимо внимательно относиться к стилю его написания. От этого в значительной степени зависит его действенность.

Как написать первое письмо новому ученику?

Когда Вы узнаёте, что к Вам прикреплён новый ученик, желательно с ним познакомиться. Нужно, чтобы это знакомство прошло не формально, а содержательно, ведь Вас, как учителя, должны интересовать не только анкетные данные, но и ответы на вопросы, имеющие принципиальное значение для успешности освоения Вашим учеником предмета.

Поэтому желательно задать Вашему новому ученику серию вопросов, которые непосредственно повлияют в дальнейшем на организацию Вашего диалога с этим учеником, которые позволят предложить ему оптимальные для него рекомендации, выявить причины возможных затруднений, организовать Ваше общение с ним максимально комфортно, а процесс усвоения им содержания максимально эффективным:

  • чем он увлекается;
  • почему выбрал именно Ваш предмет для освоения в дистанционном режиме;
  • с какой сферой деятельности планирует связать свою дальнейшую учёбу;
  • выбрал ли он какой-либо профиль для своего обучения в старшей школе;
  • какие темы курса по Вашему предмету в основной школе давались ему легко;
  • какие темы курса вызывали затруднение;
  • в чём он видит причины затруднений;
  • нравится ли ему отвечать на вопросы;
  • какие вопросы он любит задавать сам;
  • что ему нравится больше: изучать теоретический материал, решать тесты, участвовать в обсуждении каких-либо вопросов…;
  • нравится ли ему заниматься исследовательской деятельностью и хотелось бы ему заниматься этим в процессе изучения курса;
  • нравится ли ему выполнять учебные проекты, хотелось бы ему участвовать в выполнении какого-либо проекта по предмету или по смежным областям знаний и т. п.

В последующем необходимо поощрять учащегося за правильно выполненные задания, попытаться вместе находить пробелы в знаниях, искать способы их разрешения.

Психофизиологические особенности различных категорий учащихся

Чтобы поддержка и помощь сетевого учителя были максимально эффективными, необходимо каждый раз искать ответ на следующие вопросы:

  • Помогать в чём?
  • Помогать чем?
  • Помогать как?

В условиях работы сетевого учителя при обучении школьников в дистанционном режиме надо определять, где и как искать ответы на эти вопросы.

В поле потребностей, притязаний и проблем ребёнка.

В поле социально-значимых черт его личности.

В поле индивидуальных психофизиологических особенностей Вашего ученика.

Как учитывать индивидуальные различия учеников при организации дистанционного обучения?

1. Учитываем особенности нервной системы!

Школьники с сильной нервной системой:

Учителям важно помнить, что:

Не рекомендуется давать задания, требующие работы по жёсткому алгоритму.

Подходит урок, разработанный в технологии развития критического мышления.

Школьники со слабой нервной системой:

  • больше подвержены утомлению, и им необходим специальный отдых, перерыв во время занятий;
  • нуждаются в полной тишине и уединении;
  • нуждаются в большей продолжительности подготовительных и контрольных действий;
  • большинство исправлений и добавлений вносят во время проверки;
  • предпочитают браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю;
  • выполнение заданий, полученных на длительный срок, заранее планируют;
  • в письменной речи предпочитают сложные конструкции со всевозможными подчинительными связями, большую развёрнутость высказываний;
  • предпочитают письменную речь устному изложению;
  • в ситуации напряжения наблюдается снижение эффективности деятельности, общая продолжительность выполнения заданий увеличивается.

Сетевым преподавателям важно помнить, что:

Не рекомендуется давать задания, не имеющие чёткой инструкции.

Подходит урок, разработанный в технологии проектной деятельности, позволяющий устанавливать свой ритм работы.

2. Учитываем когнитивные стили!

Выделяют вербально-логический и образно-действенный когнитивные стили.

Вербально-логический (абстрактный) стиль переработки информации обусловлен ведущей ролью левого полушария.

Сетевым преподавателям важно помнить, что для учащихся с преобладанием вербально-логического стиля представление материала должно происходить в словесной форме, нужно использовать примеры из области науки и техники.

Не рекомендуется давать задания, содержащие много образного, неструктурированного материала.

Подходит вербальная форма подачи материала.

Для учащихся с преобладанием наглядно-действенного стиля необходимо использовать образы, побуждать к действиям с изучаемыми объектами, обращаться к примерам из области искусства.

Не рекомендуется давать задания, направленные только на восприятие новой информации.

Подходят задания, например:

Не рекомендуется давать задания, содержащие много избыточной информации.

Подходят задания, например:

4. Учитываем стили кодирования информации!

Четвёртый тип ― дискретно-логический (чаще всего результат неправильного регулирования работы первых трёх систем).

Сетевым учителям важно помнить, что для визуала типичная познавательная позиция ― смотреть, представлять, наблюдать.

Таким ученикам нужно предоставлять возможность больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, чтобы запомнить нужную информацию. Главный источник информации ― текстовые или графические файлы.

Подходят задания, например схемы, таблицы, все приёмы работы с текстами (работа с источником, изучение дополнительного материала).

Для аудиала типичная познавательная позиция ― слушать, говорить, обсуждать. Для таких учеников важна возможность проговаривания, обсуждения. Главный источник информации ― внимательное прослушивание звуковых файлов во время урока.

Не рекомендуется давать задания, представленные только в вербальной форме.

Подходят задания на прослушивание аудиофрагментов.

Для кинестетика типичная познавательная позиция ― действовать, чувствовать, ощущать. Таким учащимся важно не просто учить материал, а каким-то образом работать с ним (самостоятельно составлять таблицы, схемы, записывать кратко главные мысли ― вести конспект, работать с картами и т. д.). Главный источник информации ― собственные записи и все продукты собственной деятельности.

Не рекомендуется давать задания, содержащие информацию общего, отвлечённого характера.

Подходят задания, например:

5. Учитываем экстра- и интравертированность!

По характеру направленности личности можно выделить экстравертов (направленность на внешний мир объектов и других людей) либо интровертов (направленность на внутренний мир своих мыслей и чувств).

Сетевому преподавателю необходимо помнить, что:

  • важно предоставлять учащимся возможности для общения, обсуждения полученных результатов либо с учителями, либо с другими учащимися на форумах и в режиме видеоконференций;
  • в процессе проведения интернет-конференций и работы в форумах целесообразно выдвигать целый перечень вопросов для обсуждения заранее, чтобы ещё во время подготовки учащиеся могли пообщаться между собой;
  • подходят групповые и парные формы работы;
  • таким ученикам важно своевременно давать обратную связь, даже если она несёт отрицательную информацию.

Не рекомендуется давать задания, предполагающие исключительно индивидуальную работу.

Подходят задания, например:

Учителю важно помнить, что:

  • важно дать им достаточно времени для обдумывания;
  • нельзя допускать публичного обсуждения неуспехов;
  • очень важна позитивная обратная связь, подкрепление полученных успехов.

Не рекомендуется давать задания, предполагающие парную и групповую формы работы.

Подходят задания, например:

При осуществлении дистанционного обучения следует помнить, что наиболее продуктивно ученики вовлекаются в групповые формы работы через организацию дискуссий и общение в форумах по одной тематике. При этом сетевой преподаватель выступает в роли модератора и должен сам, лично, инициировать учащихся для взаимодействия на форумах, предлагая им интересные темы, содержание которых в то же время отвечает требованиям программы.

Начиная с весны прошлого года для российских школьников и их родителей появились два страшных слова: дистанционное обучение. Какие плюсы и минусы есть у этой формы образования и существует ли вероятность перехода к такому типу учебы в будущем? Naked Science попробует в этом разобраться.


Гомер Симпсон пытается вычислить массу бозона Хиггса / ©The Simpsons

Удобно, но не всем

Попробуем разобраться, так ли страшно дистанционное обучение, как его малюют. Нет, не так. Но, кажется, лишь для старших школьников и студентов, для которых удаленка и была придумана изначально – с учетом их психофизиологической подготовки, а также умений и навыков. И для них плюсы в дистанционном обучении налицо – о них знают все, кто учился в вузе заочно. Загибайте пальцы: дешевизна (не надо оплачивать аренду аудитории и время педагога), относительно свободный график, отсутствие привязки к местонахождению вуза, можно задать свой, удобный для каждого ритм обучения, есть возможность повторно обращаться к пройденному материалу (видеолекциям или презентациям), можно задать вопрос педагогу и почти со стопроцентной вероятностью получить на него ответ.



Для некоторых учеников также огромную роль играет непосредственное общение с учителем и одноклассниками. Личный пример педагога может как мотивировать ребенка к изучению предмета (даже если он до этого не проявлял к нему особого интереса), так и демотивировать (даже если этот предмет для подростка был любимым). Несладко приходится и учителям, ведь в этой ситуации контроль за изучением предмета падает, причем стремительно. Педагог не может видеть, что делает ученик во время онлайн-урока. Особенно сложно приходится, например, при пересказе стихотворений, ведь ученик может попросту читать по бумажке или вовсе отказаться включить видео, сославшись на неработающую камеру.

Причем здесь психотерапия

В психотерапии есть понятие границ, когда пациент приходит в кабинет в определенные время и место. Далекие от психологии люди редко догадываются о том, что это обстоятельство тоже имеет свой терапевтический эффект, поскольку порождает привычку к рефлексии и своего рода предсказуемости терапевта: когда клиент знает, что один и тот же человек (терапевт, с которым, как правило, пациент бессознательно ассоциирует своего родителя) ждет его в определенное время в определенном месте. Такая терапия в длительной перспективе имеет значительный эффект для людей, выросших в условиях постоянной психологической и физической нестабильности (например, в семьях алкоголиков, когда ребенок зачастую не знал, что его ждет в следующую минуту, что еще придет в голову его пьяному отцу или матери), – так он получает эмоциональный опыт этой самой стабильности.

Мозг как ребенка, так и взрослого четко отделяет одно от другого: школа – для учебы, офис – для работы, дом – для отдыха. Поэтому дома так сложно работать и учиться, если нет соответствующего навыка. Прибавьте к тому временные границы: на работе мы находимся с девяти до шести, а в школе учимся с утра до обеда. Дома такие рамки установить не получается даже у многих взрослых, не говоря уже о детях. Для этого требуются большая сила воли и отсутствие проблем с прокрастинацией (она может быть обусловлена разными причинами, начиная от отсутствия мотивации и перфекционизма и заканчивая страхами различной природы). К тому же для подготовки к новому режиму нужны время и плавный переход, это должно происходить не так, как случилось весной 2020 года.

Из первоклашек – в студенты

Школьная программа тоже должна быть адаптирована под дистанционное обучение и предполагать плавный переход из очного состояния в заочный. Ведь школьник не может трансформировать себя в одночасье: находясь дома, он сначала поспит лишний час, потом будет медленно завтракать (ведь никуда спешить не надо), потом включит компьютер и вместо уроков будет просматривать социальные сети или играть в танки (рядом же нет педагога, который заставит открыть учебник), затем нехотя займется уроками, постоянно отвлекаясь на всевозможные домашние соблазны.

Прибавьте сюда огромные сложности в самостоятельном, по сути, освоении программы (ту же химию или физику многие дети и при участии учителя понять не в состоянии, что уж говорить о ситуации, когда подросток остается с учебником наедине). А если вспомнить, что некоторые ученики имеют большие пробелы и в давно пройденном материале, то самообразование вовсе становится непосильной задачей. Даже если рядом есть родитель, объяснить тот или иной предмет без соответствующей подготовки способен далеко не каждый: одним не хватает знаний, вторым – умения объяснять, третьим – всего сразу.


А тут еще начальник подгоняет с работой – в общем, кроме нервотрепки, у большинства не выходит ничего. Учителя между тем вынуждены давать ученикам весь объем программы, который был запланирован для очного обучения. В итоге добросовестным детям приходится учиться буквально по 12 часов в сутки, а недобросовестным – забросить учебу. Все эти проблемы во время пандемии, видимо, быстро поняли на местах и дали негласную указку некоторым школам завышать оценки за четвертую четверть этого учебного года.

А что, если…


Поэтому есть основания полагать, что дистанционное обучение, несмотря на очевидный для государства плюс – удешевление образования, – все-таки не станут вводить навсегда. Ведь есть определенные нормативы по психологической и физиологической подготовке учеников. Для подобного перехода, вероятно, необходимо выстроить целый институт подготовки к такого рода обучению. По крайней мере, это касается младших классов.

Кроме того, в этом случае без работы или без части заработной платы может остаться огромное число учителей, да и качество образования явно не повысится. Ведь даже среди студентов очники и заочники сильно различаются по уровню подготовки. Максимум, о чем можно размышлять, – это о дистанционном образовании учеников старшей школы, но даже в этом случае переход к такому формату учебы должен быть крайне плавным и осторожным.

Читайте также: