Палеография доклад по истории

Обновлено: 05.07.2024

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

Черепнин Л. В. Русская палеография. Л., 1956.

Похожие страницы:

Палеография (2)

. -рописных букв. Переход от практической палеографии к па¬леографии как научной дисциплине связан с раз¬витием . . 7. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. - 2-е изд. - М., 1982. 8. Черепнин Л.В. Русская палеография. - М., 1956. 9. Щепкин В.Н. .

Становление палеографии как науки

. для разработки южнославянской Палеография (В. И. Григорович, О. М. Бодянский, Палеография Успенский, особенно Палеография А. Лавров и С. . между Палеография и эпиграфикой; началось внедрение в Палеография методов химии и физики (Д. Палеография Эрастов .

Люблинская, Александра Дмитриевна

. веков (главным образом Франции) и латинской палеографии. Ученица И. М. Гревса, О. А. Добиаш-Рождественской, Л. П. Карсавина . источниковедение истории средних веков, латинскую палеографию, историческую хронологию, сфрагистику и другие вспомогательные .

Церковно-релігійна діяльність Івана Огієнка

. церковно-слов’янської мови та палеографії відділу православної Богословії . кафедру церковно-слов’янської мови і палеографії в надзвичайну кафедру основної та догматично . кафедру церковно-слов’янської мови і палеографії. Становище у Варшавському університеті .

Виноградов Владимир Викторович

. одновременно в 1918 г. Изучал русскую историю, палеографию, памятники истории языка и культуры, древние . , яркий представитель знаменитой школы русской палеографии рубежа XIX - XX вв. В 1918г .

Палеографией называют историю письма, закономерности развития его графических форм и изучение памятников древней письменности. Она изучает письменные артефакты, чтобы прочесть их, определить, когда и где они были созданы, и кто является автором. Палеография исследует, как со временем меняются графические формы букв, какие существуют шрифты и как они эволюционируют, а также изучает писчий материал, инструменты для письма. В компетенцию палеографии включается также исследование переплета рукописей, форматов, украшений, водяных знаков бумаги. Достижения палеографии используются в историческом языкознании, истории, литературоведении, искусствоведении и других гуманитарных науках.

Иллюминированная, то есть украшенная рисунками и орнаментами средневековая рукопись

Специальный раздел палеографии — криптография — изучает графику тайнописи. Неография — изучение современного письма, машинописи, произведений печати XX в.

Одна из важных задач палеографии — изучение бересты, пергамента, бумаги. Определить время происхождения рукописей, созданных на бумаге, можно достаточно точно по водяным знакам — филиграням. Водяные знаки изучает особая, выделившаяся из палеографии дисциплина — филигранология. Если выясняется, что рукопись не древняя, она считается поддельной. Но главная задача палеографии — все же не определение подлинности, а именно установление времени написания текста. Для датировки старинных рукописей сегодня используют методы химии и физики.

необычный код

Таким образом, хороший палеограф должен быть специалистом сразу в нескольких областях и разбираться не только в почерках и шрифтах. К его компетенции относятся также нумизматика, сфрагистика (наука о печатях), кодикология (то есть изучение состояния старинной рукописи), источниковедение, книговедение.

Очень большое значение при исследовании имеет классификация форм письма. Обычно выделяются такие формы, как маюскул (письмо прописными буквами), минускул, или полуинициал, (письмо строчными буквами) и курсив, или скоропись. В раннем Средневековье писали маюскулом, примерно в 800 г. его сменил минускул. Из минускула в Западной Европе сформировалось готическое письмо.

Футарк

Футарк — название германских и скандинавских рунических алфавитов. Само слово произошло от их первых шести букв: f, u, p, а, г, к. Правда, алфавитом футарк называть не совсем правильно

В XIV в. гуманисты, в том числе Ф. Петрарка, нашли работы древних авторов, переписанные так называемым каролингским минускулом в IX—XI вв. Почерк был красив и удобочитаем, исследователи приняли его за античный и стали копировать. Так постепенно появилось сегодняшнее написание латинских букв.

Что же касается кириллицы, то самый древний тип написания кириллических букв, разработанный Кириллом и Мефодием, носит название устав. Он произошел от греческого маюскула IX в. Для устава характерны строгая геометричность, отсутствие наклона и промежутков между словами. На его основе уже в XV в. сложился полуустав. Буквы полуустава мельче и более округлые.

Готическое письмо

Готическое письмо — группа почерков латинского письма в период Средневековья и позже. К народу готы оно отношения не имеет. Термин предложили в XV в. деятели итальянского Возрождения, считавшие этот почерк варварским, в отличие от старого латинского письма. Готические шрифты для печати использовались вплоть до XX в.

В начале XVIII в. по инициативе Петра I русская азбука была реформирована и стала похожей на современную. Однако в ней были такие буквы, как фита, ижица, И десятеричное (i), а твердый знак ставился в конце каждого слова, оканчивающегося на согласный. Эти буквы и правила были отменены в 1918 г. Твердый знак остался только в середине слов, там, где это необходимо.

Кириллица, разработанная Кириллом и Мефодием

Старое кириллическое церковнославянское письмо

Памятник Кириллу и Мефодию

Начало палеографии

В изучении рукописных источников особое место принадлежит вспомогательным историческим дисциплинам входящим в состав источниковеденья и разрабатывающим общие и частные вопросы методики и техники исторических исследований. Изучение вспомогательных исторических дисциплин подчинено общим задачам изучения и использования исторических источников. Основное назначение вспомогательных исторических дисциплин – обслуживать историю как науку, помогать ей в решении главное задачи.

В систему вспомогательных исторических дисциплин приято включать палеографию, метрологию,дипломатику,геральдику,эпиграфику,генеологию,нумизматику,а также сопредельные дисциплины – историческую географию и картографию, топонимику, историческую библиографию, иконографию. Среди вспомогательных исторических дисциплин важное место занимает палеографию, главной целью которой является обучение правильному чтению рукописных источников на основе изучения всего комплекса внешних их признаков.

В данной работе рассматривается развитие палеографии как науки с помощью важнейших трудов 19 столетия. На основе трудов Щепкина,Черепнина, Тихомирова и других важнейших можно проследить историю становления научной дисциплины. Но с начала надо определить, чем является наука палеография и какова ее роль в системе исторических дисциплин.

Палеография (от палео. и. графия), специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков (например, иероглифов), пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль Палеография изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу Палеография входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей (в странах Западной Европы и в СССР комплексом вопросов, связанных с изготовлением и судьбой рукописной книги, занимается возникшая во 2-й половине 20 в. специальная дисциплина - кодикология).

В Палеография разработаны специфические методы исследования (техника анализа графических данных, методика датировки рукописей по совокупности палеографический примет и др.). Используются также методы др. наук и специфических дисциплин: языкознания (уточнение датировки и топологии рукописи по данным языка), текстологии и дипломатики (уточнение тех же данных по содержанию, стилю, истории текста, по формулярам грамот и документов), искусствоведения (то же - по художественным данным миниатюр, орнамента), химии (анализ чернил и др. красящих веществ), физики (использование радиоактивных изотопов для датировки органических материалов и т.п.) и др. Теоретическая сторона Палеография- история письма, являясь частью истории культуры данного народа, даёт научную основу для практической её стороны - выработки суммы практических приёмов для безошибочного чтения рукописей, правильной их датировки и т.д. Обе задачи Палеография- теоретическая и практическая - тесно связаны между собой.

Славяно-русская Палеография подразделяется на глаголическую, изучающую памятники, написанные глаголицей, и кирилловскую, изучающую памятники, написанные кириллицей (так как большинство славянских рукописей написано кириллицей, кирилловская Палеография является главным направлением славяно-русской Палеография).

В этой работе данные основные данные об изучении палеографии до 20 столетия. Этот труд входит в основу всех последующих в изучении палеографии.

В процессе борьбы московской великокняжской власти, опиравшейся на дворянство и находившей поддержку стороны городского населения , вырастала роль документов как орудия политической борьбы. Образование в конце XV в. Русского централизованного государства сопровождалось концентрацией в Московском государственном архиве документов, вывезенных из архивов феодальных центров. Перестройка взаимоотношений между московской великокняжеской властью и князьями, лишенными политической самостоятельности влекла за собой пересмотр документации, фиксирующей отношения. Подверглись политической редакции в Москве как законодательные памятники, так и летописные своды, созданные в утративших свою независимость княжествах и боярских республиках. Письменность стала обслужи интересы Русского централизованного государства.

Приемы палеографического анализа вырабатывались в Новгородском централизованном государстве XV – XVII вв. в правоведческих целях, главным образом в целях экспертизы документов, фигурирующих в судебных процессах.

Конечно, такого рода практических навыков в описании документального материала и в выявлении отдельных и подложных документов, составлении азбук прописей и руководств для писцов и рисовальщиков было еще далеко до построения основ палеографии как научной дисциплины. Попытка некоторой систематизации палеографических наблюдений была сделана в начале XVIII века, причем эта попытка явилась результатом той политической и идеологической борьбы, которая велась в то время со стороны официальной феодальной церкви за свое господство.

Работы В.Н Татищева, М.В. Ломоносова по изучения летописных текстов, археологическая деятельность Н.И. Новикова и других передовых русских дворянских ученых XVIII века не только поставили вопрос о необходимости создания русской палеографии, но и наметили основные пути развития этой науки.

Палеография, как и источниковеденье в целом, обслуживала интересы дворянской историографии. Изучались главным образом политическая и церковная история.

Крупным представителем русской археографии и источниковеденья был Н.П. Строев, в конце XIX века он вместе с К.Ф. Калайдовичем объехал ряд монастырей и составил описание рукописей, хранящихся в монастырских библиотеках.

Только в советское время, в связи с громадными потребностями архивного строительства, изучения палеографии документальной письменности признано неотложной практической задачей.

Помимо изучения графики, специальное внимание в литературе второй половины XIX века было уделено рукописному орнаменту. В 1870ых годах в Москве появились издания Художественно-промышленного музея, посвященные истории русского орнамента. Специальный сборник подготовил Г.Г. Гагарин. Изучением рукописного орнамента занимался большой знаток русского искусства Ф.И. Буслаев. Большую материальную ценность имеют материалы по истории орнамента, опубликованные В.В. Стасовым.

В то время, как подлинная историческая наука развивалась благодаря трудам В.И. Ленина, представители буржуазной историографии все более и более заходили в идеалистический тупик. Этот общий кризис отразился на развитии буржуазного источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, в частности палеографии, хотя в этой области продолжалась серьезная работа. Бросается в глаза отсутствие у ряда буржуазных ученых неясного предмета палеографии и четкого представления о ее задачах.

В начале XX века было опубликовано достаточно большое количество палеографических альбомов, издателями которых явились Петербургский и Московский археологические институты. Много снимков с памятников русской письменности опубликовано Обществом любителей древней письменности (осн. в 1877 году).

Обзор памятников книжной письменности X – XIII веков принадлежит П.А. Лаврову. В изучении глаголицы много сделано И.В. Ягичем. Ему принадлежит большой труд истории славянской филологии.

Интерес к отдельным разделам палеографии иногда определялся развитием промышленности – из-за роста легкой промышленности появляются труды, посвященные истории бумаги в России (Н.А. Картавова, Н.А. Резцова).

Первые курсы по палеографии, вышедшие в свет после Октябрьской соцреволюции, будучи созданы еще в дореволюционное время, и подводя итоги достижениям буржуазные науки, страдали недостатками, отличающими труды буржуазных авторов, особенно периода империализма.

В области изучения водяных знаков серьезное значение имел И. Каманип и А. Витвицкой, посвященный водяным знакам украинских документов XVI – XVII вв. Появился ряд работ, посвященный орнаменту и миниатюрам в рукописях (Г. Павлуцкая).

Важную роль в развитии советской исторической науки сыграло преодоление ошибок школы М.П. Покровского.

В специальных работах ряда советских исследователей конца 30-40ых годов получила дальнейшее развитие разработки отдельных разделов палеографии (С.И. Маслова, А.И. Зернова, А.А. Гераклитова). Изучением орнамента миниатюр помимо А.В. Арциховского, занимались А.И. Некрасов и А.Н. Свирин. Ценный труд, посвященный русским миниатюрам, принадлежит А.Н. Свирину. А.С. Зернова, изучая орнамент старопечатных книг XVI – XVII вв. поставил вопрос о его связи с рукописным орнаментом.

В первой половине XIX в. Ученые стали обращать пристальное внимание на палеографические особенности рукописей, а в середине столетия уже появились труды А.В.Горского, К.И.Невоструева, содержащие ценные палеографические наблюдения над древнейшими славянскими рукописями.

В 1885г. было опубликовано первое руководство по палеографии И.И.Срезневского, а затем написан ряд учебников и трудов, в том числе Е.Ф.Карского, Н.П.Лихачев, И.С.Беляева и А.И.Соболевского.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

" Палеография Древней Руси"

План

Материал и орудия письма 5

Рукописный орнамент и миниатюра 7

Список литературы 10

Введение

В IX в., в результате длительного процесса общественно­го, развития образовалось относительно единое Древ­нерусское государство с центром в Киеве. Возникшее на основе развития феодальных отношений, оно само активно способствовало дальнейшему укреплению фео­дального базиса. На протяжении IX—XI вв. на Руси в результате расхищения князьями, боярами, церковными орга­низациями общинных крестьянских земель росло феодальное землевладение, происходило закабаление свободных общин­ников.

В состав Древнерусского государства входила громадная территория с исконным восточнославянским, а также и несла­вянским населением, издавна связанным в своём историческом развитии со славянами. С ростом феодальных отношений про­исходил процесс образования народностей из ряда отдельных племён. К IX—XI вв. сложилась древнерусская народность, на основе которой в дальнейшем сформировались три братские народности: русская (великорусская), белорусская, украин­ская. Земли восточнославянских племён, вошедшие в состав Древнерусского государства, получили название Русской земли. 1

Одним из признаков древнерусской народности была отно­сительная (на раннефеодальной экономической базе) общность языка, при наличии и стойкости диалектных различий в от­дельных частях Руси. Общенародный устный язык употреб­лялся в деловой письменности, в юридических документах. Он сыграл большую роль в формировании древнерусского литера­турного языка. В то же время на развитие последнего значи­тельное влияние оказал и старославянский (в своей основе древнеболгарский) язык, употреблявшийся в церковной пись­менности, в памятниках повествовательной литературы и в свою очередь испытывавший сильное воздействие общенарод­ного русского устного языка. 2

Письменность

Письмен­ность а, следовательно, и грамотность, имела распростране­ние и за пределами церковных учреждений, ею пользова­лись не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала производство, ремесло, торговлю, культуру, быт. Нет никаких оснований для ут­верждения о том, что она являлась только привилегией господствующего класса и пользование ею ограничивалось узкой сферой церковных интересов. Это опровергается рядом архео­логических находок.

Из памятников древнерусской эпиграфики, относящихся к указанным мероприятиям, большой интерес представляет надпись на камне, найденном в конце XVIII в. на Таманском полуострове. По своим начертаниям буквы тмутараканского текста напоминают письмо одного из очень интересных памятников письменности XI в. – Остромирова Евангелия.

Распространялась письменность не только в среде господствующего класса, но в среде городского населения. Гораздо меньше в нашем распоряжении данных о проникновении письменности в феодальную деревню. Но несомненно, что развитие феодальных отношений, захваты феодалами общинных земель, рост фео­дальной собственности требовали применения письменности для обоснования документами землевладельческих прав.

Письменность обслуживала потребности феодального госу­дарства, она была необходимым атрибутом деятельности княжеских агентов.

Материал и орудия письма

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ­ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё­зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра­батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре­заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль­шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт­ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же­лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя­лись обычно так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре­дителями.

Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за­полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред­назначаемые для последующей раскраски места так и не рас­крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ­ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен­ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв­шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

Рукописный орнамент и миниатюра

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента. Эти украшения бывают нескольких видов:

заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:

1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;

2) инициалы — разрисованные за­главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;

3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;

4) полевые украшения — узоры на полях (по термино­логии более поздних старообрядческих письменных памятни­ков — цветки).

Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун­ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.

Заключение

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера­турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля­лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян­ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно­вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу­ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео­дальной знати, служат и величественные архитектурные соору­жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме­чалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус­ства, литературы, используемые господствующим классом в це­лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле­ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус­ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус­стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ­кими струями проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив­ный характер. В замечательном памятнике русской историче­ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про­водится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древне­русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо­кий патриотизм.

Список литературы

Черепкин Л. В. Русская палеография. – М.: Государственное издательство политической литературы. 1956

Курс палеографии, его место в профессиональной подготовке историков. Палеографический анализ или наблюдение за изменениями признаков рукописных и печатных памятников письменности. Практическое значение палеографии, среди других исторических дисциплин.

Рубрика История и исторические личности
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 01.09.2017
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Предмет палеографии

Курс палеографии занимает важное место в профессиональной подготовке историков. Это обусловлено и вытекает не только из особенностей развития исторической науки на данном этапе, но и из современных требований и задач обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Наши знания о прошлом человеческого общества основываются на изучении разнообразных исторических источников. Без них как средства получения фактического материала невозможны никакие исторические обобщения, концепции, теории, теряет смысл и становится невозможной сама историческая наука. Успех всякого научного исследования напрямую зависит от умения историка работать с документами, анализировать их.

Критический разбор каждого письменного источника начинается с его правильного прочтения, от чего в значительной мере зависит его понимание, расшифровка, восстановление испорченных мест, выявление возможных изменений и дополнений, редакций и списков документа, времени и места возникновения, авторства и, в конечном счете, установление подлинности.

Если письменные источники XIX-XXI в.в. не представляют в большинстве своем, трудностей для прочтения и установления указанных моментов, то более ранние требуют специальной палеографической подготовки. Особенности уставного, полууставного и скорописного письма с их сокращениями, выносными буквами, знаками препинания, отсутствием разделения на фразы и слова могут привести к искажениям и текста и его смысла. Поэтому текст должен быть разбит на фразы и слова, а при необходимости нужно сделать перевод на современный язык, с учетом особенностей грамматических форм эпохи, к которой относится документ, и лексики языка. Кроме того, для установления подлинности или поддельности источника используются и другие внешние особенности документа - материал и орудия письма, филиграни, украшения, миниатюры и др.

Данная лекция рассчитана на студентов исторического факультета и знакомит их с вопросами, которые отсутствуют в большинстве имеющихся учебно-методических пособий, кроме учебников, ставших фактически библиографической редкостью и практически недоступных обучающимся, а также освещаемых в отдельных исследованиях, приводимых в списке литературы. Это вопросы, касающиеся предмета палеографии, ее месте среди других исторических дисциплин, решаемых ею практических задачах, основной учебной литературе, происхождения славянской письменности и дискуссиях, связан связанных с этим, особенностей древних алфавитов: кириллицы и глаголицы, приемов чтения древних рукописей и трудностях возникающих при этом.

Предлагаемые вопросы, в то же время, являются обязательными для изучения в университетах в соответствии с требованиями современного государственного стандарта и университетскими программами.

Палеография представляет собой одну из вспомогательных исторических дисциплин, изучающую внешние признаки письменных источников в их историческом развитии. К внешним признакам памятников письменности относятся знаки письменности или графика, писчий материал (береста, пергамен, бумага), водяные знаки филиграни или видимые на бумаге изображения клейм, штемпелей, выдавленных прессом фабричных знаков. Имеющиеся в рукописях художественные украшения (орнамент, миниатюра, декоративное письмо, заставки, инициалы и др.), переплет, формат и т.д.

Палеографический анализ или наблюдение за изменениями внешних признаков рукописных и печатных памятников письменности и, в первую очередь, графики, дают материал для правильного чтения текстов, определения времени и места их возникновения, их авторов, их литературного состава и истории создания, установления их подлинности, выявления подделок.

Плохое знание основных выводов палеографии и метода палеографического исследования влечет за собой грубые ошибки в исторических исследованиях, поэтому знакомство с палеографией является обязательным для историков.

Как научная дисциплина палеография возникла в XVII веке и первоначально являлась частью дипломатики. Термин “палеография” впервые ввел в употребление французский ученый Бернар Монфокон, который в 1708 году издал научный труд “Греческая палеография” на латинском языке и выделил ее в самостоятельную научную дисциплину. Несмотря на это, уже многие века в странах, имевших письменность, применялись приемы палеографического анализа в практических целях, для доказательства подлинности различных документов. В зависимости от системы письма, алфавита и языка отличают палеографию греческую, латинскую, славянскую, арабскую, китайскую, индийскую, грузинскую, армянскую и другие. Славянская палеография изучает памятники письменности русских, белорусов, украинцев, болгар, сербов написанные преимущественно тремя типами кириллицы (уставом, полууставом, скорописью) и декоративным письмом (вязью), а также малочисленные памятники глаголического письма.

В России палеография зародилась в первой четверти XYIII века. Работы историков В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова по изучению летописных текстов, археографическая деятельность Н.И.Новикова и других ученых поставили вопрос о необходимости развития русской палеографии и наметили в общих чертах пути ее развития.

2. Задачи палеографии

О практическом значении палеографии свидетельствуют задачи ею решаемые. Во-первых, это правильное прочтение письменных памятников, на основе хорошего знания графики. Это очень важно для понимания и использования их в качестве исторического источника. Между тем отдельные издания исторических текстов содержат ошибки. Неверная публикация источников, происходящая от недостаточного внимания к палеографии, искажает их смысл и приводит исследователя к ложным выводам.

Не всегда искажения текстов документов в научных изданиях является результатом неправильного прочтения со стороны публикатора. Часто это происходит из-за того, что в его руки попадает не оригинал, а позднейшая копия документа. Обращение к оригиналу, если он сохранился, или к более раннему списку, копии позволяет устранить вкравшуюся ошибку, а это избавляет исследователя от необоснованных выводов.

Вопрос о восстановлении первоначального текста исторического источника разрешается не всегда легко и просто. Иногда это дается в результате очень большой и кропотливой работы со стороны историка - работы, в которой данные палеографии в сочетании с данными других исторических дисциплин являются важным вспомогательным средством. Очень часто подлинники документов отсутствуют, но до нас доходят несколько списков, копий источника. Причем, они по-разному воспроизводят текст того или иного неясного и спорного места. В таких случаях необходимо произвести тщательный палеографический анализ всех списков, установить, какие из них являются более близкими к подлиннику, и уже затем остановиться на том или ином варианте, верно воспроизводящем первоначальный текст.

Из всего сказанного ясно видно значение правильного, безошибочного чтения рукописных текстов. Разумеется, что при устранении ошибок вкравшихся в текст, приходится использовать не только палеографию, но и другие исторические дисциплины.

Не менее важной является и вторая задача палеографического анализа - установление времени (датировка) и места возникновения письменного источника. Датировка рукописей, в которых не указано время их возникновения, производится путем сопоставления их палеографических признаков с аналогичными признаками других письменных памятников, время написания которых известно.

Степень точности датировки зависит в значительной мере от широты и полноты наблюдения над изучаемым памятником. Определение на основе палеографических наблюдений времени написания рукописных текстов дает в ряде случаев основание для выводов, имеющих общее историческое значение.

Следует иметь в виду, что возможности датировки путем чисто палеографических наблюдений относительно ограничены. Особенно это относится к палеографии книжного письма, т.е. рукописей литературного, исторического и богослужебного содержания. По палеографическим признакам, в зависимости от их количества и характеристики, можно определить время написания памятника иногда лишь в пределах двадцати- пятилетия, а то и пятидесятилетия или даже столетия.

Если палеографических признаков оказывается не всегда достаточно для точного определения времени появления письменных памятников, то место их возникновения определяется с еще большим трудом. Дело в том, что территориальные признаки не так многочисленны и безошибочны, как признаки хронологические, и изучены они значительно слабее. При определении места написания палеография часто прибегает к данным языка, анализируя особенности различных говоров и диалектов, которые сравнительно с графическими показателями представляются более устойчивыми. Однако и в данном случае палеографическое изучение сохраняет свое значение.

Одной из практических задач палеографии является определение авторства по почеркам авторов, писцов, переписчиков изучаемых рукописей. Для этого необходимо хорошее изучение почерков деятелей исторического прошлого.

Палеографические наблюдения важны и при решении вопроса о подлинности изучаемых рукописных памятников. Историку иногда приходится иметь дело с поддельными документами и выявление таких подделок является его задачей. Кроме того, важно знать является ли изучаемый документ копией или списком известного памятника.

Наряду с палеографическими признаками для этого необходимо установить время, место, авторство источника, условие и обстоятельство его возникновения. Эти данные в совокупности позволяют разрешить поставленную задачу.

Палеографические наблюдения помогают выявить составные части и историю создания исторических источников, реконструировать, т.е. восстановить текст и внешние данные утраченных памятников, по более поздним сохранившимся спискам.

Таковы основные практические задачи, которые ставит перед собой палеография. Необходимо при этом помнить, что эти задачи решаются прежде всего на основе анализа содержания рукописей. Изучение же внешних признаков рукописей дает лишь дополнительный материал для решения поставленных вопросов.

3. Место палеографии среди других вспомогательных исторических дисциплин

Историческая наука состоит из ряда общеисторических и специальных или вспомогательных дисциплин. Общеисторические дисциплины изучают развитие общества в целом или историю отдельных стран и народов, отдельных сторон общественной жизни - политическую, экономическую, военную, общественной мысли.

Палеография тесно связана с рядом других вспомогательных дисциплин. На первом месте среди них стоит источниковедение. Это специальная историческая наука, разрабатывающая теорию и методику выявления, анализа и использования исторических источников. Источниковедение выясняет вопросы происхождения источников через установление времени, места, авторства, условий и обстоятельств возникновения, первоначального текста, подлинности источника. Эта часть источниковедческого анализа аналогична палеографическому анализу

Кроме того, источниковедение занимается интерпретацией (истолкованием) источника, устанавливая его назначение, раскрывает его содержание в целях выявления его значения, через выявление достоверности, точности и полноты информации источника. Таким образом, источниковедение отличается от других вспомогательных дисциплин во всей совокупности заключенной в них информации, а вспомогательные дисциплины изучают отдельные стороны исторического источника (например, палеография) или отдельные виды исторических источников (например, геральдика, нумизматика и др.).

Родственной палеографии дисциплины является эпиграфика, изучающая надписи на камне, металле, дереве и других предметах .

Сфрагистика изучает печати, сопровождающие документы, а нумизматика - монеты и надписи на них. На печатях и монетах имеются надписи, которые являются материалом для палеографических наблюдений и позволяют делать выводы, относящиеся к истории знаков письменности.

Близка к палеографии дипломатика, изучающая происхождение и содержание актовых материалов для выяснения их подлинности.

Поскольку палеография занимается вопросами датировки источников она связана и с хронологией, вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы время исчислений и календари.

Метрология - изучает системы мер и денежного счета.

Текстология - изучает историю текстов литературных произведений.

Историческая география - восстанавливает географию исторического прошлого. палеография исторический письменность

Историческая топонимика - изучает этимологию (происхождение слов), значение и принадлежность к тому или иному языку отде5льных географических названий. Данные указанных наук помогают установить место возникновения памятника.

Хорошая подготовка в области палеографии необходима для практической работы в архивах и связана с архивным делом.

Без палеографических знаний невозможно работать в области археографии, вспомогательной дисциплины, разрабатывающей правила публикации источников и подготовку их к изданию.

Таким образом, палеография тесно связана с другими вспомогательными историческими дисциплинами и имеет большое значение в подготовке исторического исследования.

Подобные документы

Одним из признаков древнерусской народности был общенародный устный язык, который употреблялся в деловой письменности, в юридических документах. Распространение письменности. Материал и орудия письма в палеографии. Рукописный орнамент и миниатюра.

контрольная работа [19,5 K], добавлен 14.05.2008

Куликовская битва: анализ литературных произведений и исторических памятников: Ипатьевская летопись, былины, предания, песни - картины прошедшей эпохи. Исследование Мамаева побоища, численность войска, тактика обеих сторон, исход битвы и её значение.

реферат [3,2 M], добавлен 19.12.2011

Суть горбачёвской перестройки и её влияние на общественное сознание. Переоценка советского прошлого как стержень политики "гласности". Особое место журнала "Огонёк" в перестроечный период. Движение по охране исторических памятников и духовного наследия.

статья [243,2 K], добавлен 05.01.2013

Особенности и направления изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - орудий труда, стоянок, наскальных изображений, погребений. Их значение в формировании исторических знаний о ранних этапах становления и развития человечества.

презентация [1,3 M], добавлен 04.10.2015

Вопросы развития России на рубеже XIX – XX веков в исследованиях историков. Анализ основных направлений внешней политики России в начале XX века. Русско-японская война. Причинно-следственные связи в исторических событиях, происходящих в России в ХХ веке.

Читайте также: